Версия для слабовидящих

12 июля 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства России 12 июля 2010

«Аномально жаркое лето обернулось серьезными потерями для села. Холодная и малоснежная зима, а теперь вот еще и засуха. Конечно, мы не оставим сельхозпроизводителей один на один с этой масштабной бедой <…> У нас есть серьезный запас прочности. Резервы, накопленные за прошлые годы, позволяют нам гарантировать стабильность сельского хозяйства и полностью обеспечить внутренние потребности страны в зерне».

Главной темой заседания Президиума Правительства 12 июля 2010 года стал вопрос оперативного реагирования на последствия засухи в европейской части России. В своем выступлении Председатель Правительства России В.В.Путин заявил, что власти окажут финансовую помощь пострадавшим от засухи регионам и предоставят им бюджетные кредиты. В то же время Премьер потребовал не ограничивать поставки кормов в пострадавшие регионы. Глава Правительства указал, что важнейшая задача сегодня - не допустить падения поголовья скота.

Премьер поручил Росстрахнадзору контролировать страховые выплаты хозяйствам, которые застраховали свой урожай, и пресекать любые попытки нажиться на засухе со стороны страховщиков. Также сельхозпредприятиям будут предоставлены скидки при закупке горюче-смазочных материалов.

Кроме того, в ходе заседания Президиума Правительства обсуждался вопрос совершенствования надзорных функций государства в экономике. Перечень сфер деятельности, где при открытии бизнеса применяется уведомительный порядок, будет расширяться и далее, заявил Премьер. «Мы намерены и дальше расширять перечень тех сфер, где действует уведомительный порядок открытия нового дела: он распространится на фармацевтику, медицину, производство и обслуживание медицинской техники», - сообщил В.В.Путин. Также в ходе заседания руководству Росрыболовства было поручено в ближайшее время выработать предложения по снижению административных барьеров в сфере промыслового рыболовства.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день!

Давайте начнем с обмена оперативной информацией. Крайний Андрей Анатольевич здесь?

А.А.Крайний: Да, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Я Вас вчера поздравлял с Днем рыбака и говорил, что то же самое сделаю в отношении Ваших коллег, которые у моря трудятся. И в разговоре один из руководителей предприятия поставил ряд вопросов, связанных с организацией рыбного дела. Это касается и районов лова, это касается прибрежного лова и особой, исключительной экономической зоны; это касается проверочных мероприятий; это касается квот, контрольной, надзорной деятельности. Просил бы Вас сформулировать свое отношение к тому, что было сказано рыбаками.

А.А.Крайний: Да, Владимир Владимирович, я готов. Прежде всего там ставился вопрос Галахиным Михаилом Юрьевичем о том, что сегодня в законодательстве существуют квоты для прибрежного рыболовства и квоты для работы исключительно в экономической зоне Российской Федерации. Есть прибрежные рыбаки, а есть рыбаки, которые работают в экономической зоне. И получается, что прибрежные рыбаки ограничены госграницей, территориально морем, 12-мильной зоной. Понятно, что рыба о наших сложностях понятия не имеет и передвигается, невзирая на административные границы России. Таким образом, рыбаки, у которых есть разрешение на вылов рыбы в экономической зоне, не могут зайти в 12-мильную зону для рыбалки и наоборот.

Или есть компании, у которых есть квоты и те, и другие. Ну, допустим, у меня есть 200 тонн минтая в прибрежной зоне, и 2000 тонн минтая в экономической зоне России. Таким образом, как только я отработал 200 тонн минтая в прибрежной зоне, вот как сейчас - сегодня это происходит в Беринговом море, независимо от того, что рыба находится в прибрежной зоне, - я вынужден выходить за 12-мильную зону и ждать, пока она соберется и пересечет госграницу.

Есть понятие единого промыслового пространства, оно существовало в СССР - рыбаки Дальнего Востока много об этом говорят. На мой взгляд, проблема действительно назрела, ее надо решать поправками в закон, в два закона - о рыболовстве и о госгранице - и поправками в 560-е постановление о неоднократном пересечении госграницы. Если будет такое поручение, мы готовы вместе с Федеральной службой безопасности, Федеральной пограничной службой такие поправки подготовить.

В.В.Путин: Подготовьте, конечно, нужно с регионами проработать...

А.А.Крайний: Безусловно.

В.В.Путин: Потому что в свое время этот порядок был введен исключительно в силу позиции самих регионов, которые считали, что лучше им самим регулировать лов в прибрежной зоне.

Нужно согласовать так, чтобы интересы всех участников этого процесса были соблюдены.

А.А.Крайний: Владимир Владимирович, мы 27 июля на Камчатке проводим Дальневосточный научно-промысловый совет, будут все субъекты Дальнего Востока, как раз об этом поговорим.

Второй вопрос, который задавался, касается денег на науку. Дело в том, что мы с 2008 года прекратили выдавать так называемые научные квоты научным организациям Росрыболовства и договорились о том, что мы перейдем на финансирование из федерального бюджета полностью. В 2009 году Минфин выделил 1 млрд 823 млн рублей. Затем на комиссии по бюджетным проектировкам сумма была увеличена на 1 млрд 600 млн рублей, таким образом, на 2010 год она составила 3 млрд 400 млн рублей, чего явно недостаточно.

В.В.Путин: Мой вчерашний собеседник Галахин так и сказал, что, пока ученые будут помогать нам, сидя в своих кабинетах, наша работа будет гораздо менее эффективной, чем если бы они имели возможность работать в море.

А.А.Крайний: Совершенно справедливо. Мы из-за того, что не хватает денег на морские исследования, проводим только 220 морских экспедиций в год, а должны проводить - 354. Таким образом, если финансирование будет осуществлено в полном объеме, как мы запрашиваем, мы можем прибавить примерно 1 млн тонн общедопустимого улова. 1 млн - это примерно 20 млрд рублей в доход бюджета разных уровней, начиная от ставки за пользование водными ресурсами и заканчивая налогами на заработную плату. Но для того, чтобы рыбу найти, ее надо искать, выходить в море, а не сидеть в кабинетах. Я абсолютно согласен с Вами.

В.В.Путин: Алексей Леонидович (обращаясь к А.К.Кудрину), проработайте с ведомством и определите оптимальный размер ресурсов, необходимых для правильной организации научной деятельности в море.

А.Л.Кудрин: Хорошо.

А.А.Крайний: Владимир Владимирович, все расчеты есть.

Следующий вопрос касается количества проверок и проверяющих. Владимир Владимирович, вопрос непростой. Мы работаем с Федеральной пограничной службой, с Федеральной таможенной службой. Если позволите, до конца недели выработаем предложения и представим их Вам. Потому что бывает так, что в попытке снять административные барьеры, мы порой делаем хуже. Я приведу один пример по малым предприятиям. Приняли закон: предприятия можем проверять раз в пять лет и статистику тоже мы требуем от них раз в пять лет. Но в области рыболовства это могло бы привести к тому, что мы, не получая два года статических данных от малых предприятий, на этом основании, на законном основании, лишаем квот на право вылова. То есть тут надо, что называется, посоветоваться с коллегами.

В.В.Путин: Посоветоваться нужно и хуже делать не нужно.

А.А.Крайний: Совершенно правильно.

В.В.Путин: Нужно сделать лучше, потому что в ситуации, при которой все лезут в море для того, чтобы «куснуть» чего-нибудь - она тоже неприемлема, понимаете?

А.А.Крайний: Согласен абсолютно.

В.В.Путин: Поэтому надо проработать это как следует. Я сегодня буду еще об этом говорить: это одна из наших сегодняшних тем в повестке дня, но не моря касающаяся, а в целом надзорно-проверочной функции со стороны государства. Надо все внимательно посмотреть еще раз.

А.А.Крайний: Есть.

И последний вопрос, который стоял. Мы перевели в российскую юрисдикцию 12 судов-ярусоловов, которые были построены по гарантии Правительства Российской Федерации. Выполняя Ваше поручение, таким образом, 17-летняя проблема была развязана. Но семь судов находятся на промысле, на пять судов у этой компании нет квот на вылов водных биоресурсов. Решение достаточно простое: если будет поручение Минфина Внешэкономбанку и нам, мы готовы рассмотреть вопрос продажи или передачи в аренду с правом выкупа пяти судов, на которых у этой конкретной компании нет квот, - другим компаниям Дальнего Востока. Компании такие есть, и суда они готовы выкупить. Таким образом, федеральный бюджет получит деньги, а мы получим новый флот и, соответственно, экипажи получат работу.

В.В.Путин: Да, это хорошо. Только чтобы это не было в принудительном порядке - все эти продажи и перепродажи.

А.А.Крайний: Нет, Владимир Владимирович! Есть желающие купить. Флот самый современный, у нас новее нет.

В.В.Путин: Хорошо. Проработайте тогда. Сергей Семенович (обращаясь к С.С.Собянину), Вы сформулируйте такое поручение.

Спасибо большое.

Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие.

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Правительства! На прошлом заседании Правительства я приводил предварительные данные о поддержке из федерального бюджета субъектов Российской Федерации. Сегодня я могу привести данные об исполнении федерального бюджета в целом за первое полугодие.

Доходы за шесть месяцев составили 3 трлн 995 млрд рублей или 51,3% от годового плана. При этом в процентах к ВВП мы получили 19,3% ВВП, что пока не дотягивает до докризисного уровня, когда мы получали в первом полугодии 22-24% ВВП.

При этом мы внимательно проводим мониторинг всех платежей в федеральный бюджет.  На днях также провели совещание всех органов, которые администрируют государственные доходы.

Должны сказать, что на  доходы этого года повлияли отмена единого социального налога (поскольку он теперь не зачисляется в федеральный бюджет, это уменьшило доходы на 219 млрд рублей) и снижение доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (потому что они стали меньше, и доходы от их размещения так же меньше - на 167 млрд рублей).

Вместе с тем увеличились доходы по сравнению с предыдущим годом. От прибыли Банка России по сравнению с 2009 годом доходы приросли на 139 млрд рублей. Поступление авансовых платежей в счет будущих таможенных и иных платежей - в связи с тем, что в прошлом году все счета были переведены в Федеральное казначейство - увеличилось на 76 млрд.

Таким образом, мы ведем учет всех доходов. И пока, тем не менее, мы еще не вышли на докризисный уровень по объему к ВВП.

Расходы федерального бюджета за шесть месяцев составили 4 трл 435,3 млрд, что составляет 43,4% к утвержденному объему бюджетных ассигнований. В процентах к ВВП это 21,4%. Как раз в процентах к ВВП мы имеем один из самых высоких по сравнению со всеми годами уровень расходов.

То есть мы, конечно, пока еще переживаем в части доходов и разрыва доходов-расходов достаточно сложный период, что, конечно, сказывается и на дефиците.

Тем не менее, уточненный вариант дефицита по первому полугодию - 2,1%. Я говорил о том, что он был 2,3%, но мы уточнили: 2,1%. Полный отчет, конечно, будет готов несколько позднее.

Я, конечно, хотел бы обратить внимание: несмотря на то, что мы довели до всех министерств и ведомств 99,9% всех бюджетных обязательств (я напоминаю, что с 1 января мы практически уже довели все средства и сейчас только 0,1% - это незначительная часть - не доведено в счет не выпущенных еще некоторых нормативных актов), субъекты бюджетного планирования, наши министерства довели до своих подведомственных учреждений не все ресурсы, то есть еще часть бюджетных учреждений даже не знает своих лимитов до конца года.

Есть такие министерства или бюджетные распорядители, которые меньше 50% довели. Это Управление делами, Роспечать, Росграница, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по государственным резервам.

Есть те, кто довел чуть больше 50%. Это Российская Академия наук, Федеральная служба по тарифам, Космическое агентство. То есть это еще очень небольшая часть. Среднее доведение лимитов по всем министерствам и ведомствам составляет 73,9%, что для этого периода года недостаточно.

Соответственно, мы продолжаем работу. Я в очередной раз направил телеграмму ключевым ведомствам, у кого самая большая задержка по доведению лимитов.

Резервный фонд по состоянию на 1 июля составил 1 трлн 226 млрд. К началу года он сократился на 603 млрд рублей: мы часть средств расходовали, часть - «съела» курсовая разница (резерв он и есть резерв, он, в том числе, реагирует и на курсовую разницу, пока он сохраняется в валюте). При этом мы до конца года потратим еще часть резерва. И на конец года чуть больше 300 млрд все-таки, надеемся, останется, сохранится.

Фонд национального благосостояния на 1 июля составил 2 трлн 666 млрд рублей, что на 102,6 млрд рублей меньше. Здесь выполняется, в том числе, программа софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Также есть и вопрос уменьшения в связи с курсовой разницей.

В целом исполнение бюджета идет по плану. Больших претензий к министерствам нет. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо. Есть какие-то комментарии в этой связи? Нет?

Алексей Леонидович, мы с Вами вчера встречались с нашими коллегами из киргизского правительства. Говорили о возможности предоставления дополнительной помощи Республике Кыргызстан. Какие предложения?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, мы совместно и с Казахстаном, и с Евразийским банком развития проводим оценку потребностей Республики Киргизия в связи со сложностями, которые сейчас есть, в том числе в период несанкционированных событий в республике.

Самые первоочередные меры мы, конечно, уточним. Вместе с тем считаем возможным направить около 10 млн долларов как дополнительный грант на поддержку первоочередных задач в сфере социальной политики и стабилизации ситуации в Киргизии. 10 млн долларов мы можем выделить, не изменяя федеральный бюджет, за счет резерва по международной деятельности.

В.В.Путин: Хорошо, так и сделаем. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), мы говорили о возможности оказания помощи Кыргызстану горюче-смазочными материалами.

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, по Вашему поручению этот вопрос проработали, и три наши компании готовы, в плане оказания гуманитарной помощи, поставить до 20 тыс. тонн дизельного топлива. Вы подписали соответствующее распоряжение Правительства, в соответствии с которым этот объем топлива будет освобожден от таможенных платежей в бюджет в связи с гуманитарной направленностью этого груза, и на вторую половину июля мы планируем, после Вашей команды, начать отгрузку этого объема.

Сегодня здесь находятся представители рабочей группы киргизской стороны. Они работают в Министерстве энергетики, согласовывают вопросы по балансу. И мы продолжаем работать с ними, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Хорошо. Только не затягивайте. Начинайте отгрузки, начинайте эту работу.

И что у нас с ГСМ для нашего сельского хозяйства?

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением по обеспечению горюче-смазочными материалами уборочных работ, на прошлой неделе провели совещание с участием всех заинтересованных ведомств, органов федеральной власти, Министерства сельского хозяйства, Минэнерго, ФАС и нефтяными компаниями. Были выработаны согласованные решения по поддержке нефтяными компаниями производителей сельхозпродукции.

В 2009 году в интересах сельского хозяйства компании поставили 1 млн 412 тысяч нефтепродуктов по сниженным ценам. С февраля по июнь текущего года было поставлено 988 тысяч тонн нефтепродуктов. Объем преференций в этом году по поставленным уже продуктам составил порядка 3,2 млрд рублей против 3 млрд рублей в прошлом году.

Признано целесообразным продолжить поддержу производителей сельхозтоваров, предоставить начиная с июля скидки в размере 10% к средним оптовым ценам на ГСМ, складывающимся в регионах на 1 июля текущего года. Эти цены примерно соответствуют прошлогодним декабрьским ценам с последующей ежемесячной корректировкой. Владимир Владимирович, мы просим одобрить такой подход.

В.В.Путин: Хорошо, давайте так и сделаем, имея в виду, что сейчас ситуация в сельском хозяйстве складывается непростая и такая поддержка будет более чем востребована.

И.И.Сечин: Есть, понял.

В.В.Путин: И я просил Виктора Алексеевича Зубкова заняться проблемами засухи. С этого и хотел бы сейчас начать следующую часть нашей с вами работы.

Многие области Российской Федерации, республики в составе России - всего 14 субъектов Российской Федерации - объявлены зоной чрезвычайной ситуации. Аномально жаркое лето обернулось серьезными потерями для села. Холодная и малоснежная зима, а теперь вот еще и засуха. Конечно, мы не оставим сельхозпроизводителей один на один с этой масштабной бедой, а это действительно беда, ситуация очень серьезная.

Мы сегодня специально пригласили на Президиум Правительства руководителей ряда регионов, пострадавших от засухи, чтобы совместно выработать необходимые меры поддержки.

Прежде всего нам важно обеспечить экономическую устойчивость предприятий агропромышленного комплекса, чтобы из-за сложных погодных условий они сохранились и не попали в долговую яму, могли нормально осуществлять текущую деятельность, выполнять свои финансовые обязательства, обслуживать кредиты, которые ранее были получены и даже пролонгированы.

Считаю также, что наша важнейшая задача в сложившейся ситуации - сохранить рост производства в животноводстве, не допустить падения поголовья скота. (Об этом еще попозже скажу.) Как я уже сказал, ситуация сложная. Но хочу при этом подчеркнуть: у нас есть серьезный запас прочности. Резервы, накопленные за прошлые годы, позволяют нам гарантировать стабильность сельского хозяйства и полностью обеспечить внутренние потребности страны в зерне.

На данном этапе считаю необходимым реализовать следующие неотложные меры.

Первое. Мы, конечно, окажем финансовую помощь пострадавшим регионам, предоставим им бюджетные кредиты.

Естественно, что это не снимает ответственности с самих регионов. Они также должны выделить из своих бюджетов необходимые ресурсы на поддержку сельхозпредприятий, пострадавших от засухи. Руководители некоторых регионов уже начали оказывать такую помощь.

Второе. Думаю, что мы сможем предусмотреть и дотации пострадавшим сельхозпредприятиям. Однако подчеркну: они будут направляться прежде всего в те регионы, где активно занимались сельхозстрахованием.

Напомню: в прошлом году мы с Министром сельского хозяйства были в некоторых регионах, в том числе и в Оренбурге. Говорили как раз об этой проблеме, говорили о том, как важно использовать современные рыночные методы снижения рисков в агропромышленном комплексе. Некоторые из присутствующих здесь руководителей регионов участвовали в том совещании.

К сожалению, в сфере сельского хозяйства мало что изменилось в этом смысле. Страхование урожая по-прежнему скорее исключение, чем правило. Очевидно, что в этом вопросе не дорабатывают ни Министерство, ни руководители регионов.

Далее. В сложившейся ситуации мы намерены, конечно же, максимально эффективно использовать и наш зерновой интервенционный фонд. Он у нас сегодня - 9,5 млн тонн. 3,5 млн тонн - это фуражное зерно. Я думаю, что многие из присутствующих здесь помнят: мы закупали недешево, и хранение было дорогим, да и является дорогим. Начали уже раздаваться голоса: «А зачем нам это вообще нужно?» Пригодилось. Пригодилось как нельзя кстати. Прежде всего, конечно, обращаю внимание на фуражное зерно. Наши животноводческие и птицеводческие предприятия должны иметь возможность приобретать его в необходимых объемах и без задержек. Прошу при этом Минсельхоз и Министерство финансов предусмотреть необходимый объем субсидий, прежде всего под закупку кормов, с тем чтобы эта мера поддержки была эффективной, своевременной, с тем чтобы сельхозпредприятия, пострадавшие от засухи, почувствовали эту поддержку, и с тем чтобы мы не столкнулись с проблемой снижения поголовья крупного рогатого скота, с тем чтобы скот под нож не пустили, короче говоря.

Что касается страхования. Мы должны пресекать любые попытки нажиться на этой беде, на засухе. Государство, хочу напомнить, субсидирует не менее 50% страховых взносов. Мы должны видеть, какой эффект дают эти средства.

Здесь у нас присутствует руководитель Росстрахнадзора. Александр Павлович. Вы здесь?

А.П.Коваль: Да.

В.В.Путин: Возьмите, пожалуйста, ситуацию под контроль. Ежемесячно прошу докладывать в Правительство, как осуществляются страховые выплаты сельхозпредприятиям.

Допускаю, что у некоторых страховых компаний тоже могут возникнуть определенные сложности. Я прошу Министерство финансов вместе с Министерством экономического развития подумать, посмотреть, как поработать с этими компаниями. Так же, как в условиях кризиса мы поддерживали финансовую сферу, банковскую систему страны. Но повторяю еще раз: этот анализ должен быть абсолютно объективным. Также обращаю внимание руководителей субъектов Российской Федерации, где ситуация более благополучная: не должно быть никаких произвольных решений по ограничению закупок зерна и кормов. Не должны создаваться препятствия для их перемещения в пострадавшие от засухи регионы.

Напомню: у нас в России единый рынок, в том числе единый рынок сельхозпродукции. Не должно быть никаких «самозваных таможен» устроено на территории России, каких-то других ограничений и барьеров.

Сегодня просил бы доложить о положении дел в своих регионах руководителей Саратовской, Самарской областей, Республики Татарстан.

Начнем с информации Виктора Алексеевича Зубкова. Пожалуйста.

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Проблема засухи в сельском хозяйстве возникает ежегодно в большей или меньшей степени. В текущем году, как аномально тяжелом, помимо атмосферной засухи, имеет место почвенная засуха, и на большинстве территорий суховеи.

Надо сказать, что из 15 регионов, которые в этом году подвержены засухе, - 7 уже вторично, то есть в прошлом году они уже подвергались засухе. Конечно, это вызывает значительные проблемы, и Вы уже их отметили, Владимир Владимирович. Сегодня мы в основном сформировали общую картину по регионам в части площади погибших посевов, дефицита кормов, финансового состояния хозяйств. Главная задача - не потерять темпы роста производства мяса, молока. Нужно сохранить поголовье и посевные площади.

Я встречался с фермерами на той неделе. Надо сказать, что разные уровни хозяйствования, разные объемы у людей, но тем не менее проблема одна - это жесточайшая засуха. Вот один фермер посеял тысячу гектаров элитной пшеницы. Естественно, взял кредиты, полагал, что вырастит эту пшеницу, получит не менее 40 ц с гектара, реализует ее, рассчитается с кредитами и продолжит свою деятельность. Но, к сожалению, получит он от силы 7-8 ц с гектара, причем не хороших сортовых семян, а, скорее всего, это будет фуражное зерно.

У другого другая проблема. В прошлом году он уже имел убытки 80 млн рублей, и в этом году тоже будет порядка 90 млн рублей Но это люди, которые полны решимости даже в этих трудных условиях сохранить площади, сохранить поголовье. И они, конечно, рассчитывают на помощь как федерального центра, так и регионального центра. Надо сказать, что люди работают, и я думаю, что адресная финансовая поддержка таким конкретным пострадавшим должна быть обязательно. В первую очередь, конечно, крестьянским, фермерским хозяйствам.

В этой связи необходимо - я думаю, что регионы тоже будут говорить сегодня об этом, - оказать на принципах софинансирования с регионами прямую финансовую поддержку сельхозпроизводителям, у которых зафиксирована полная гибель урожая. Вот я это хочу подчеркнуть. Методику расчета и доведения средств поручить разработать Минсельхозу и Минфину.

Второе. Выделить бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации, пострадавшим от засухи. При этом необходимо упростить и сократить процедуру их получения.

Министерству сельского хозяйства разработать и утвердить порядок приобретения зерна интервенционного фонда регионами, пострадавшими от засухи.

Пролонгацию заемных средств рассматривать после завершения процедуры оценки ущерба. Надо сказать, что сегодня эта работа пока еще только ведется. На окончательные оценки ущерба уйдет где-то еще около месяца. Но важно эту работу не затягивать, а в течение месяца иметь полностью объективную картину того, что происходит сегодня в агропромышленном комплексе.

Пока все данные предварительные. Заявки регионов пока не имеют должных расчетов и обоснований. Необходимо еще раз ситуацию детально проанализировать. Необходимо сформировать в каждом регионе, в целом по России балансы зерна и кормов, в том числе межрегиональные, с учетом наличия в других регионах запасов кормов и интервенционного фонда.

Меры эти надо разрабатывать оперативно, не затягивать. Мы на уровне Правительства определимся с этапностью государственной поддержки и мерами. Я думаю, мы это не задержим. Еще раз: надо это активно делать и в регионах. Еще раз: согласен с Вами, Владимир Владимирович, что необходимо обеспечить в первую очередь платежеспособность как для зерновых, так и для животноводческих хозяйств, дать возможность хозяйствам вернуть заемные средства банкам и «Росагролизингу». Мы прекрасно понимаем, что «Росагролизинг» работает только на те средства, которые он получает от лизинга получателей за ту продукцию, которую он им поставляет. Если мы создадим какие-то длинные, пролонгированные условия для «Росагролизинга», то он просто ничего не поставит в будущем - ни в этом, ни на будущий год.

Таким образом, комплекс мер государственной поддержки должен состоять из мер как федерального, так и регионального уровней. Региональные меры поддержки могут состоять из мер налоговых, иных преференций пострадавшим хозяйствам. Сегодня региональные власти обладают для этого достаточно широким спектром полномочий.

И в заключение. Я думаю, что принимаемые меры должны обеспечить эффективную адресную поддержку. Мы должны выполнить как текущие, так и пролонгированные обязательства, не допустить срыва полевых работ под урожай 2011 года. И здесь никаких сомнений не должно быть - мы должны посеять все те площади, которые мы должны посеять под озимые. Но главное уже сегодня - это вопрос о том, как не допустить того, чтобы животноводство наше пострадало, чтобы не было в регионах таких случаев, чтобы начали резать скот. Меры государственной поддержки, меры региональной поддержки, все, что здесь будет сегодня принято, должны обеспечить решение всех этих вопросов, и мы должны сохранить наше животноводство. Спасибо, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Пожалуйста, Артяков Владимир Владимирович, Самарская область.

В.В.Артяков (губернатор Самарской области): Уважаемый Владимирович, уважаемые члены Президиума, уважаемые коллеги!

Второй год подряд сельхозпроизводители Самарской области сталкиваются с серьезным испытанием - засухой. Виктор Алексеевич уже об этом говорил: сегодня, к сожалению, второй год беспрецедентная засуха царит на территории области.

Краткие цифры. Если в прошлом году мы потеряли урожай на 600 тыс. га и не добрали порядка 1,5 млн тонн зерна, то в этом году мы получили ущерб уже на 700 тыс. га площади, посеянной сельхозпроизводителями. Пострадало порядка 800 сельскохозяйственных компаний, что наносит значительный ущерб экономике не только области, но и, конечно, конкретно товаропроизводителям. У нас на ряде территорий пострадало от 30 до 90% посеянных площадей. Это небывалая засуха!

Материальный ущерб, который мы оцениваем - и Виктор Алексеевич здесь совершенно справедливо заметил, что мы будем дополнительно собирать необходимые материалы, - оценивается около 4 млрд рублей.

Режим чрезвычайной ситуации мы в области объявили 25 июня. Мы отсеялись в первых числах мая, и с этого периода до сегодняшнего дня не было ни одного дождя. Обстановка крайне серьезная.

Конечно, мы рассматриваем эту ситуацию и постоянно мониторим территорию, что происходит. Наша задача сегодня - не только сохранить остатки урожая, но и сохранить крупный рогатый скот, о чем сегодня говорилось, в том числе племенные хозяйства.

Что мы делаем для этих целей? Мы сегодня выкашиваем все неугодья, которые есть на территории, сохраняем солому. То есть грубыми кормами постараемся сегодня обеспечить крупный рогатый скот. Но это, конечно, скажется значительным образом на продуктивности этого скота.

Особое внимание уделяем личным подсобным хозяйствам, крестьянским фермерским хозяйствам. Как здесь уже говорились, и совершенно справедливо замечено, эти хозяйства не должны остаться у нас без внимания.

В этой связи, Владимир Владимирович, хотелось бы сформулировать три предложения и попросить дать соответствующие поручения Правительству Российской Федерации.

Первое. Компенсировать 100% ставки по кредитам для сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи, в 2010 и на период 2011 года.

Второе. Компенсировать в виде прямой поддержки пострадавшим хозяйствам в форме дотаций субъектам из фонда сбалансированности бюджетов регионов в соотношении: 20% платит регион и 80% - бюджет. Мы готовы взять на себя эту нагрузку.

И третье. Владимир Владимирович, здесь не говорилось (я с коллегами здесь общался, у них такая же ситуация) - мы столкнулись с проблемой резкого количества уменьшения воды на территориях. Водоносный слой падает. У нас на территории Волга имеет протяженность 386 км. Казалось бы, полноводная река, но притоки обмелели. Мелкие реки, впадающие в Волгу, тоже обмелели. Вода отходит на несколько метров от береговой зоны. Соответственно, орошения не получается. Питьевой воды катастрофически не хватает.

Что мы делаем? Мы, конечно, пробуриваем скважины на те глубины, где водоносный слой присутствует. Но у нас, к сожалению, такая структура - там карстовые породы. Если мы уходим более 60 м, углубляемся дальше, там водоносный слой - соленый. Он непригоден ни для каких нужд - ни для скотоводства, ни для питья населения.

Как я уже говорил, мелкие реки высыхают, озера - то же самое. Сегодня воду подвозим буквально на автомобилях.

Что я бы предложил? Рассмотреть возможность финансирования программы обеспечения регионов питьевой водой в связи с засухой, с возможностью соотношения финансирования 30 к 70: 30% - региональный бюджет, 70% - федеральный. У нас работает федеральная программа «Жилище», там есть один подраздел, он как раз говорит об этом. Она у нас с 2002 по 2010 год, там заложены другие соотношения, но она более узкая. Здесь необходимо нам всем подумать о селе.

Кроме того, хочу заметить, уважаемые коллеги, прогнозы 2011 и 2012 годов тоже нас настораживают, возможна тоже засуха. И мы тогда лишимся воды в тех регионах, где сегодня острая засуха. Здесь нужны либо водоводы, либо еще раз рассмотреть возможности обеспечения водой из подземных источников. Это отдельная программа, она очень важная сегодня, и там конкретные, живые люди. Спасибо.

В.В.Путин: Вот эта программа существует у нас?

В.В.Артяков: Да, она существует, но там соотношение у нас 67 и 34 федеральный бюджет. Она неполная, она как раз по программе «Жилище» работает и в меньшей степени охватывает сельские территории.

В.В.Путин: У нас в этом году сколько предусмотрено там средств?

В.Ф.Басаргин: Всего 800 млн, Владимир Владимирович, хотя проблема сегодня характерна не только для Приволжского федерального округа. У нас и Северный Кавказ испытывает проблемы водообеспечения, и Дальний Восток, то есть все Приамурье, - либо не хватает питьевой воды, либо, если мы берем водозабор, то это открытый водозабор из источников, которые подвержены сбросам и так далее. Поэтому, конечно, необходимо либо дофинансировать, либо в рамках программы «Жилище» отдельную подпрограмму по обеспечению водой предусматривать.

В.В.Путин: Ну, регионы, которые Вы сейчас назвали, испытывали определенные проблемы не в связи с засухой - они существовали исторически.

В.Ф.Басаргин: Приволжский федеральный округ, в соответствии с нашими расчетами, практически ежегодно испытывает проблемы в связи с засухой, Самара тем более.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо большое. Ипатов Павел Леонидович, пожалуйста, Саратовская область.

П.Л.Ипатов (губернатор Саратовской области): Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Правительства! Саратовская область второй год подвержена засухе. Эта засуха более тяжелая, к сожалению, потому что  смещение фактически пришло на часть апреля, мая, июня - безводный период. Мы уже с конца мая понимали, что будут проблемы, и принимали определенные меры, прежде всего связанные с полным выполнением обязательств регионального бюджета: у нас достаточно большой объем поддержки молочного животноводства, первоочередные платежи все были сделаны.

Но мы сделали и следующее. Мы начали менять структуру посевных. Во-первых, мы сделали упор на озимые, потому что саратовская пшеница более засухоустойчивая. Мы на 20% увеличили озимые культуры. И второе, мы уменьшили при севе яровых объемы зерна. Это мы сделали для того, чтобы освободить площади под зернобобовые, сою, подсолнечник. Этим мы тоже, я считаю, несколько минимизировали последствия засухи.

Сегодня можно говорить о том, что фактически мы уже две недели ведем уборку. Сегодня мы собираем 40% от прогнозируемого урожая озимых. И мы видим, что практически нечего будет убирать по яровым. Еще раз повторяю: сама структура - сделанный упор на озимые - дает какой-то эффект. И сегодня (Виктор Алексеевич сказал) мы дали данные и в Минсельхоз Российской Федерации. Мы предварительно оцениваем наши потери. Понадобится еще определенное время, чтобы их конкретизировать.

Хотелось бы сказать еще об одной проблеме, связанной уже не с растениеводством, а с животноводством. Действительно, в последнее время оказана хорошая поддержка прежде всего в рамках национального проекта - в прошлом году, я считаю, Минсельхоз при поддержке Правительства Российской Федерации оказал хорошую помощь по молоку и мясу. И фактически мы сегодня, субсидируя производство молока, давая до 4 рублей на литр, даем миллион и растем по 5% в год. Конечно, для нас важно сохранить эти темпы. Но сегодня мы еженедельно ведем учет по суточному производству, и на 100 граммов начали падать. Фактически впервые за последние четыре года мы почувствовали влияние засухи на продуктивность молочного стада. Пока нет признаков массового забоя скота, хотя в отдельных районах, на границе с Казахстаном, определенный пессимизм уже есть у владельцев подворий, которые сегодня вносят приличный вклад в объем молока наряду с современными механизированными, промышленными фермами. Что, мне видится, надо сделать?

По поводу «Агролизинга». Мы за последние два года фактически в 1,5 раза увеличили объемы закупки сельхозтехники, сделав упор на наших отечественных сельхозпроизводителей. Несмотря на кризис, фактически в 2009 и 2010 годах в 1,5 раза увеличили. И, конечно, сегодня те, кто пошел на это, находятся в достаточно сложной, тяжелой ситуации. Мне представляется, конечно, что пролонгацию лизинговых платежей надо делать обязательно. Но так как это, что называется, выходит боком и самому «Агролизингу», видимо, решение этой проблемы должно быть комплексное. Но, может быть, не следовало бы сбрасывать со счетов и прямую поддержку здесь. Мы обсуждали этот вопрос сегодня со своими коллегами-губернаторами, с Виктором Алексеевичем.

У нас в прошлом году было 120 млн лизинговых платежей, они были пролонгированы, но в этом году это уже 400 с лишним млн. Мы готовы взять на себя из нашего регионального бюджета погашение прямых лизинговых платежей, потому что процентная ставка выплачивается сразу же при подписании договора, а уже гашение непосредственно тела самого лизинга - это ежегодные платежи.

В виде исключения - поддержать пострадавших субъектов Российской Федерации в этом году в виде компенсаций из федерального бюджета 60%, регионального - 20%, самих плательщиков - 20%. Поддержать тех, кто массово закупал сельхозтехнику, при этом делал упор на наших российских производителей, обеспечивал увеличение внутреннего спроса в рамках антикризисных программ. Это одно предложение по «Агролизингу».

Затем вопрос по топливу. Я, конечно, считаю, что вот эти решения, которые принимаются на уровне Правительства - снижение на 10% от текущей коммерческой цены на дизтопливо и принятое в первом полугодии решение, которое 10% давало от цены на 30 декабря, - это очень хорошая поддержка сельхозпроизводителей. Но за шесть месяцев этого года цена в среднем выросла на 8-10%, поэтому мне представляется, что было бы все-таки правильным взять льготное дизельное топливо от цены на 30 декабря, а не 30 июня. Разница здесь - 10%. Фактически получается так, что к уборочной у нас наши поставщики, скорее всего из-за рыночных условий, увеличивают топливо, а затем дают на увеличенное топливо льготу. Это каждый год повторяется, и мне представляется, что здесь для реальной поддержки надо все-таки цену на дизельное топливо взять от 30 декабря, чтобы она по году была одинаковая.

И наконец, страхование. Конечно, страховать надо урожай. Мы в прошлом году были на ряде совещаний, где, я считаю, была дана совершенно справедливая оценка, что внимания к страхованию у сельхозпроизводителей и у местных региональных властей недостаточно. Вот мы в прошлом году, что называется, залетели. В этом году сделали определенные выводы: мы на четверть увеличили объем застрахованного урожая. При этом и в прошлом году мы ходили за страховыми компаниями, хотя объем застрахованных сумм, которые были, касается практически страховых выплат. То есть сегодня сельхозпроизводители не уверены, что они вообще получат реальные деньги во время засухи.

Я думаю, что это зависит, конечно, от рынка, - тут сложно давать какие-либо советы. Но мне представляется, что хорошо работает Россельхозбанк, замечательно работает. Процентная ставка - 12%, кредиты дают. Остается только порадоваться этому. Мне представляется, можно было бы и страхование организовать через компанию при Россельхозбанке, которая была бы под соответствующим контролем, и не надо будет ходить в две разные компании. У нас там под 30 допофисов на территории области, в каждом районе Россельхозбанк работает. При нем был бы допофис страховой компании, была бы полная, понятная, прозрачная схема. Я уверен, тогда бы мы не просто, что называется, загоняли в страхование сельхозпроизводителей, а они бы видели ясную, прозрачную схему. Вот несколько предложений. Спасибо.

В.В.Путин: Что касается цен на дизельное топливо. Вот на 31 декабря 2009 года стоимость была 17,9 тыс. рублей. А на 1 июля 2010 года - 18,9 тыс. рублей.

П.Л.Ипатов: У нас она была 17 тыс. рублей, мы опустились до 16 с хвостиком, 15, 14,8 тыс. рублей. Сегодня с 10-процентной льготой она составляет где-то 15,6 тыс. рублей.

В.В.Путин: То есть это ниже, чем стоимость на 31 декабря 2009 года, когда цены были достаточно низкими.

П.Л.Ипатов: Сегодня цена конкретно для нашего региона, чтобы она была на 10% ниже от стоимости 31 декабря, должна составлять 14,7 тыс. рублей. А мы по льготе ее получили где-то 15,6 тыс. рублей. То есть на 1100 рублей по льготе цена с 1 июля выше, чем по льготе от 31 декабря. Да, такая разница.

В.В.Путин: Рыночная цена сегодня - 18,9 тыс. рублей. А вы сколько получаете, реально какая цена у вас сейчас?

П.Л.Ипатов: На сегодняшний день в регионе мы по льготе получаем где-то 16,7. Но у нас она и в регионе стоит сегодня 17,5 тыс. рублей.

В.В.Путин: 17,5 тыс. рублей сегодня, да?

П.Л.Ипатов: Да, на дизельное топливо.

В.В.Путин: То есть 10-процентная скидка не получается?

П.Л.Ипатов: Не получается.

И.И.Сечин: Нет, безусловно, скидка получается. Другое дело, что регион хочет еще ниже цену получить. Владимир Владимирович, но мы не можем: живем все же в рыночной экономике. Идет увеличение потребления - это раз. Потом мы обращаемся к регионам по вопросу выборки топлива. И не получаем ответа пока по этому вопросу, а это дополнительные затраты для компаний - на хранение, перевозку этих объемов, которые не выбираются.

Тем не менее компании выдерживают свои обещания. По первому полугодию уже на 3,2 млрд рублей регионы получили скидки, а еще второе полугодие у нас впереди. И у них еще будет возможность воспользоваться этими скидками.

Но закреплять прошлогоднюю цену как цену навсегда - это решение в данных условиях абсолютно нерыночное. И тогда мы уйдем не на 10-процентную скидку для компаний, а она будет составлять 15% и больше. Но это очень тяжелое решение, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Хорошо. Вы тем не менее посмотрите, какая ситуация по регионам.

И.И.Сечин: Да.

В.В.Путин: И потом мне доложите.

И.И.Сечин: Есть. Хорошо.

В.В. Путин: Договорились. По регионам посмотрите и мне доложите. Спасибо.

Пожалуйста, Минниханов Рустам Нургалиевич, Татарстан.

Р.Н.Минниханов (президент Республики Татарстан): Уважаемый Владимир Владимирович! Все 43 района попали в засуху, и такие цифры: мы последние 10 лет получали от 4,5 до 5 млн тонн зерна - в этом году мы соберем где-то 1 млн.

В.В.Путин: Сколько в прошлом году - 5 млн было?

Р.Н.Минниханов: В прошлом году несколько районов попали под засуху, было где-то 4,5, в этом году будет где-то 1 млн.

В.В.Путин: То есть почти в 5 раз меньше?

Р.Н.Минниханов: Да, почти в 5 раз меньше. На самом деле ситуация очень сложная. Конечно, мы тоже создали штаб, у нас у Министерства сельского хозяйства есть территориальные органы в каждом районе. Мы знаем о ситуации не только по нашим крупным сельхозформированиям, а и по личным подворьям. Мы провели семинар-совещание, куда пригласили ученых - все-таки 2 года засуха - и сделали некие выводы: какие сорта надо культивировать, какие технологии использовать. По всей республике. И главная задача, которую мы перед собой ставим - сохранить поголовье и продуктивность.

Мы республика животноводческая: у нас сегодня 1 млн 200 голов КРС во всех формах хозяйствования, свыше 700 тыс. свиней, 13 тыс. птицы. И, конечно же, мы сегодня должны подумать и о личном подворье. У нас в личном подворье крупного и мелкого поголовья порядка 400 тысяч голов.

Каким образом мы эту задачу должны решить? Нам необходимо 3 млн тонн кормовых единиц грубых сочных кормов. Понятно, где-то половину мы можем заготовить у себя, половину мы должны привезти.

Сегодня более сотни бригад уже работают за пределами нашей республики, все население республики тоже задействовано - все участвуют в заготовке кормов.

Сегодня более серьезная задача по зерну - нам не хватает порядка 1 млн тонн зерна. И конечно, я хотел бы обратиться в интервенционный фонд. Сегодня то, что это есть, - это благо. И надо найти форму, каким образом это зерно можно получить. Эта первая просьба, пожелание.

Второе - об этом было сказано. Вот нам придется возить много корма, и это, конечно, цена: и частник, и сельхозформирование считают деньги. И вот было сказано: «Компенсация на корма». Если мы не сделаем на фуражную голову - значит, сохранить поголовье будет сложно. Поэтому второй вопрос - когда мы будем говорить о компенсации на корма, надо учитывать этот фактор.

И третий фактор. Конечно же, хозяйства на самом деле в очень сложном финансовом положении, но надо думать уже и об уборке, и об осенней посевной работе. Здесь, конечно, - и Вы уже сказали - без поддержки в банках они ничего получить не смогут. Конечно же, надо найти форму через бюджетный кредит, с учетом того что это - пострадавшие субъекты, эту задачу решить. В целом, конечно, работа организована, ситуация сложная, тем не менее надеемся, что, если пройдут дожди, у нас есть еще кукуруза и мы можем посеять ряд культур, которые обеспечат зеленый корм на осенний период.

В.В.Путин: Спасибо, Рустам. Хочу обратиться к другим нашим коллегам из регионов. Есть ли желание что-то сказать дополнительно к тому, что уже прозвучало по этой теме? Нет? Все, спасибо. Значит, мы должны подготовить проект соответствующих решений, как я уже говорил, по нескольким направлениям.

М.Г.Рахимов (президент Республики Башкортостан): Владимир Владимирович, можно будет дополнительно?

В.В.Путин: Муртаза Губайдуллович, я уже начал говорить... Ну, пожалуйста, из уважения к Вам, прошу Вас!

М.Г.Рахи́мов: То, что вы принимаете такое решение, это действительно нужно. Вот скажем, у нас 1 милион 700 тысяч крупного рогатого скота. Мы даем более 2,5 млн тонн молока, 500 тыс кг мяса. Поэтому правильно выступали по поводу сохранения животноводства. Если будет принято решение, как и в прошлом году - тогда неплохо помогли по мясу и по молоку. И нужно чтобы решение, которое будет сегодня принято, выполнялось, иначе будет тяжелейшее положение. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо. Вернусь к тому, что было сказано, и продолжу руководителя Башкортостана в этом смысле. Поддержку будем оказывать по нескольким направлениям.

Первое. Это дотации пострадавшим регионам. Прямая поддержка. Надо будет посчитать. Все это позиции счетные. Нужно сделать это быстро с привлечением специалистов Минсельхоза и там, где нужно, МЧС, создать комиссию. Вы эту работу проделывали в прошлом, позапрошлом годах. Поэтому нужно сделать, сделать оперативно и посчитать объем необходимой дотации, посмотреть на объемы необходимых льготных кредитов. Приблизительные цифры сегодня называли, но они подлежат проверке. Нам нужны не приблизительные, а точные и понятные цифры.

Третья мера поддержки, как я уже говорил, - это реализация зерна, и прежде всего фуражного зерна, из интервенционного фонда при соответствующих субсидиях со стороны бюджета. Тоже нужно посчитать. Как сказал представитель Татарстана, эти субсидии должны предоставляться на фуражную голову. Нужно посмотреть потребности в этих субсидиях с тем, чтобы при продаже зерна из интервенционного фонда не пострадал Россельхозбанк. Это серьезный эффективный инструмент работы сельского хозяйства, и мы не должны его подсадить на всех этих операциях.

А Самарской области по поводу водоснабжения надо внимательно посмотреть, проанализировать. И, как я просил, представьте мне, пожалуйста, информацию о том, как работают скидки на ГСМ в региональном разрезе - надо посмотреть на реальную, а не на общую картину в среднем. Оперативно прошу подготовить проекты решений и начать их реализацию.

В связи с проблемой засухи, которую мы сегодня рассматривали. Как Минсельхоз корректирует свои виды на урожай этого года? Есть ли какие-то коррективы в целом по стране, имея в виду и сибирский регион, и другие?

Е.Б.Скрынник: Владимир Владимирович, на прошлой неделе я Вам докладывала, что мы снизили прогноз до 85 млн тонн, а сейчас мы должны еще раз обсчитать.

В.В.Путин: То есть, в сторону снижения?

Е.Б.Скрынник: Да.

В.В.Путин: Но этого все равно достаточно, чтобы обеспечить внутренние потребности страны?

Е.Б.Скрынник: Да. Этого достаточно. У нас 24 млн тонн - запасы, что на 20% больше, чем в прошлом году. Затем, наше потребление - 77 млн тонн. Мы справимся.

В.В.Путин: Вопрос только в объемах экспортного потенциала на сегодняшний день?

Е.Б.Скрынник: Да. Если будем снижать, то только там.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Давайте несколько слов скажем о следующих пунктах повестки дня.

Напомню, в декабре прошлого года Правительство утвердило специальный план по совершенствованию системы госуправления. Необходимость такого комплексного подхода была очевидной. Конечно, вопросы дебюрократизации, устранения барьеров в экономике и снижения коррупционных рисков мы и в прежние годы принимали. Но принятых ранее решений - оказалось недостаточно. Об этом говорят многочисленные претензии к работе наших надзорных, проверяющих и прочих ведомств. К сожалению, трагические случаи даже происходили на этой почве. Именно тогда, когда чиновничья безответственность, выхолащивание самого института госконтроля приводили к авариям, чрезвычайным происшествиям и, как результат, - к человеческим жертвам.

Весьма показательным оказался доклад Генеральной прокуратуры России. Он содержал вопиющие факты нарушений в сфере контрольно-надзорной деятельности госорганов. Тут и выдумывание разного рода экспертиз, и «карманных» фирм для выкачивания денег из бизнеса. Полная неразбериха с установлением платы за предоставление государственных услуг.

Поэтому считаю совершенно правильным, что мы начали глубокую ревизию контрольно-надзорных функций государства. В ходе специальных совещаний в Прави¬тельстве мы уже рассмотрели положение дел в образовании, сельском хозяйстве, здравоохранении, строительстве. По итогам подготовлен це¬лый пакет конкретных предложений и законодательных инициатив.

Государственная Дума уже приняла в первом чтении поправки в законы «Об образовании», «О ветеринарии», в Градостроительный кодекс, закон «О техническом осмотре транспортных средств». Все предлагаемые новации направлены на то, чтобы упростить административные процедуры, снять барьеры для бизнеса и граждан.

Кроме того, в Правительстве находится проект Указа Президента о создании «Единого национального органа по аккредитации». Который создаст основу для эффективной работы негосударственных экспертных организаций в сфере контроля качества товаров и услуг. В конечном итоге в полную силу должны заработать экономические принципы обеспечения качества.

Отмечу также, что были внесены изменения и в пакет соглашений по Таможенному Союзу. Например, с начала будущего года на границах России, Белоруссии и Казахстана отменяются импортные карантинные разрешения. Серьезно упрощается передвижение продукции и внутри страны - меньше будет требоваться разного рода разрешений.

Такую же инвентаризацию мы проведём в промышленности, на транспорте, в сфере пожарной безопасности, в области земельных отношений и природопользования. Однако я прошу руководителей, представите¬лей ведомств, которые курируют эти отрасли - не дожидаться, когда эти вопросы будут рассматриваться на правительственном уровне. А уже сейчас - без дополнительных указаний и напоминаний - в полную силу разворачивать работу по устранению административных барьеров.

Мы намерены и дальше расширять перечень тех сфер, где действует уведомительный порядок открытия нового дела. Так, он распространится на фармацевтику, медицину, производство и обслуживание медицинской техники.

Кстати, начиная с 1 июля 2009 года, когда по первым 20 видам деятельности мы устранили необоснованные барьеры и установили уведомительный порядок начала нового бизнеса - этой возможностью уже воспользовалось более 33 тысяч предпринимателей. То есть такой простой и понятный механизм оказался востребован гражданами.

В дальнейшем уведомительный порядок должен стать основным для тех видов деятельности, где производство продукции и оказание услуг несёт хоть какие-то потенциальные риски.

Следующая наша системная задача - навести порядок в сфере лицензирования. Лицензии должны стать бессрочными. То, что сейчас их нужно с интервалом в пять или шесть лет получать заново, практически никак не сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Мы рассматривали и вопросы здравоохранения, и вопросы образования. Что толку, что через каждые пять лет люди вынуждены «ходить по мукам» и получать эти дополнительные разрешения на продолжение деятельности. На качестве предоставляемых образовательных услуг это никак не отражается.

Главный упор необходимо перенести на контроль за соблюдением лицензионных требований. Кроме того, в ближайшее время планируется сократить перечень лицензируемых видов деятельности. Унифицировать и саму процедуру лицензирования. Законопроект по лицензированию планируется рассмотреть уже через неделю на ближайшем заседании Президиума Правительства Российской Федерации.

Также резко мы должны сузить масштабы применения обязательной сертификации при допуске продукции на рынок. Совсем недавно до 78 процентов товаров и услуг подлежало такой процедуре. Сейчас - это 46 процентов. Но и этого много. Поэтому в ближайшем будущем необходимо снизить эту планку до 23 процентов. В остальных случаях производитель будет самостоятельно декларировать соответствие своего товара требованиям безопасности. Естественно, необходимо упростить и процедуру регистрации таких деклараций.

При этом мы существенно повысим ответственность самого производителя. В том числе - внесем поправки в Административный кодекс. Соответствующий законопроект уже поступил в Правительство России.

Что касается платы за предоставленные и предоставляемые госуслуги, то её планируется взимать только на основе Налогового кодекса или Перечня платных услуг, утвержденного Правительством. Требование денег с бизнеса или граждан в любых других случаях - будет незаконным. Кроме того, впервые в нашем законодатель¬стве устанавливаются права получателя государственных услуг.

Все эти требования содержатся в проекте закона «Об общих принципах предоставления государственных и муниципальных услуг». Он уже принят Госдумой в третьем чтении.

В общей сложности - до конца года должны быть разработаны 28 федеральных законов и 42 постановления Правительства России. Не говоря уже о ведомственных актах. Прошу предметно заниматься этой работой и не затягивать ее.

Обращаю также внимание, что Министерство экономического развития получило полномочия оценивать акты других ведомств с точки зрения их влияния на предпринимательскую среду. И это полномочие надо активно использовать. Должна быть исключена возможность принятия любого ведомственного акта, который порождал бы новые барьеры и дополнительные административные издержки для предпринимательской деятельности.

Добавлю, что уже на ближайшем заседании Комиссии по вопросам регионального развития мы проанализируем, как на местах осуществляется контроль и надзор в сфере строительства. Какие условия созданы в регионах для развития этой важнейшей отрасли нашего хозяйства, нашей экономики.

И в целом будем регулярно рассматривать на Правительстве вопросы, связанные с совершенствованием системы госуправления и повышением качества предоставляемых государством услуг.

Дополнительные материалы по теме