Версия для слабовидящих

13 октября 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства

«Мы с вами приняли решение: в будущем году ограничить рост тарифов большинства естественных монополий. И в свою очередь это должно серьёзно сдерживать цены на услуги ЖКХ. Хочу повторить: это принципиальная позиция Правительства Российской Федерации, и она не подлежит пересмотру или ревизии. Поэтому считаю недопустимыми любые заявления должностных лиц о том, что здесь могут быть какие-то корректировки или отступления».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день! Сначала обменяемся оперативной информацией. Продолжается работа по восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС, завершён один из важных этапов: полностью проведена работа по водосбросу. Этот объект как раз будет важен при весенних паводках, но уже и сейчас запущен в полном объёме. Игорь Иванович Сечин там был. Пожалуйста, расскажите поподробнее.

И.И.Сечин: По Вашему поручению вчера для принятия работ по береговому водосбросу в полном объёме находились на Саяно-Шушенской станции вместе с «РусГидро», Министерством энергетики, проводили работу по субъектам Федерации, с Хакасией. В полном объёме вчера были приняты все элементы системы берегового водосброса, которая включает в себя каскад, предусмотренный для гашения скорости падения воды, два тоннеля, которые прошли через гору по 1100 м (диаметр тоннелей – от 10 до 12 м), входные оголовки. В общем, весь полный комплекс элементов, которые входят в систему берегового водосброса, вчера был принят в работу, в эксплуатацию, был подписан соответствующий акт. Ростехнадзор проверил.

Что позволяет введение в действие этого комплекса для станции и для сотрудников станции, для жителей Черемушек? Это снятие даже теоретических угроз в случае поднятия паводковых вод до запредельных уровней разрушения станции и нанесения любого ущерба для станции, для гидротехнических сооружений, для нижележащих населённых пунктов.

В.В.Путин: Сколько строили по времени?

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, решение о водосбросе было принято Вами в первый же день, когда Вы прибыли после аварии на станцию. Этот проект не был реализован, он входил в комплекс станции, но в советское время не был реализован.

В.В.Путин: Изначально он был предусмотрен, но не сделан, да?

И.И.Сечин: Да, он был предусмотрен, но не был сделан. Поэтому эта работа была проведена в рекордные сроки, за два года.

В.В.Путин: Два года получилось, да?

И.И.Сечин: Два года.

В.В.Путин: Сколько это стоило всего? Конечная цифра какая?

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, проект, конечно, дорогой, но его надо было делать, это было связано с проходкой главным образом тоннелей.  

В.В.Путин: Дорогой – сколько?

И.И.Сечин: Я конкретные цифры Вам чуть попозже доложу, потому что подсчёт ещё продолжается, вот только-только завершили технические работы.

В.В.Путин: Давайте. Хорошо бы в следующий раз посчитать сначала, а потом уже работы осуществлять, а не наоборот. Посчитайте всё: объёмы, сроки, количество часов, объёмы бетона, всякие другие расходы. Проанализируйте это и доложите.

И.И.Сечин: Всё доложу. 1500 человек работали на строительстве водосброса, 200 единиц техники.

В.В.Путин: Всё посмотрите, проанализируйте и доложите. Нам нужно понять, сколько чего стоит в этом регионе.

И.И.Сечин: Доложим обязательно.

В.В.Путин: Хорошо.

И.И.Сечин: Проведём дополнительную проверку по этому вопросу.

В.В.Путин: Договорились. Хорошо. Спасибо. Вам спасибо и всем тем, кто там работал, спасибо. Это важный этап в восстановлении всей Саяно-Шушенской ГЭС и всего каскада.

И.И.Сечин: В декабре следующий агрегат пустим.

В.В.Путин: Это будет какой уже по очереди? Шестой?

И.И.Сечин: Сейчас работают четыре агрегата, они восстановлены. Будет пятый в декабре, шестой – в феврале. В мае мы завезём ещё четыре оставшихся.

В.В.Путин: Мы в Питере были, смотрели с вами на заводе. Это был какой?

И.И.Сечин: На «Силовых машинах» (ОАО «Силовые машины»), Владимир Владимирович, Вы проводили работу по проверке изготовления этих гидроагрегатов. Первая партия была как раз этим летом отправлена оттуда. Она пришла, мы посмотрели с губернатором инфраструктуру доставки по Северному морскому пути, потом автомобильной дорогой.

В.В.Путин: Там дорогу-то сделали? Дорогу, мост там нужно было сделать.

И.И.Сечин: Там всё было сделано, Владимир Владимирович. Я хотел, если можно, отметить в этом смысле руководство субъектов Федерации: они очень заинтересованно подошли, помогли.

В.В.Путин: Хорошо. Виктору Михайловичу (В.М.Зимин председатель правительства Хакасии) передайте горячий привет. Молодцы.

И.И.Сечин: Хорошо.

В.В.Путин: Спасибо.

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, мы оставшиеся четыре новых агрегата «Силовых машин» в мае уже должны отправить на станцию.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Юрий Петрович (обращаясь к Ю.П.Трутневу), как у нас идёт работа по продвижению законов, связанных с увеличением платы за негативные выбросы в атмосферу, воду, за другие нарушения экологического характера? Как у нас идёт работа по переходу на принципы наилучших доступных экологических технологий? Это вопрос очень чувствительный, очень важный для экономики в целом, для промышленности. Мы договаривались о том, что мы будем работать в тесном контакте не только с экологическими организациями, но и с бизнес-сообществом. Важный потому, что нужно решать вопросы по защите окружающей среды на более современном уровне, но нельзя принять таких решений, которые бы понизили конкурентоспособность нашей экономики. Как идёт работа в парламенте над этим законом?

Ю.П.Трутнев: Уважаемый Владимир Владимирович, сегодня из шести внесённых экологических законопроектов пять прошли первое чтение.

В.В.Путин: Из шести?

Ю.П.Трутнев: Из шести. Из шести законопроектов в пакете, охватывающих все, скажем так, формы отношений человека и предприятий с окружающей средой, пять прошли первое чтение, один находится в последней шлифовке с комитетом. Что касается прошедших, показательным является тот факт, что 7 октября прошли два самых сложных из них – о нормировании и экономическом стимулировании, как раз то, о чём Вы сейчас сказали, о переходе на существующие наилучшие доступные технологии (НДТ) и обороте отходов. Закон об НДТ, несмотря на то что он действительно сложный и подразумевает полное изменение нормирования в Российской Федерации, прошёл: 344 – «за», 0 – «против». Это говорит о том, что велась большая предварительная работа. Вы помните, проходило совещание под Вашим председательством, мы всё очень подробно докладывали. Продолжаем работу и с бизнесом, и с обществом.

В.В.Путин: Ну, мы с вами знаем, что у бизнеса были определённые озабоченности. Вот как вы с этим разобрались? Принимало ли участие бизнес-сообщество в ходе подготовки этих законопроектов?

Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, мы постоянно проводили встречи. Дело в том, что мы не изобретаем чего-то нового, мы полностью адаптируем к российским условиям систему перехода на НДТ, принятую в Евросоюзе и прежде всего разработанную в Германии.

В.В.Путин: Это замечательно, но у них немного другие условия. Я ещё раз повторяю свой вопрос: с бизнес-сообществом проработали это или нет?

Ю.П.Трутнев: Так точно, Владимир Владимирович. Вы же помните, там практически все замечания были сняты уже до Вашего совещания, мы бы до этого не вышли… Там был ряд технологических вопросов, скорее связанных с неточностью понимания. Мы на них ответили, этим, может быть, вызвано и такое голосование. Я хочу сказать, что и вот эти законы, и переход на НДТ, и оборот отходов совместно с той работой по уборке территории России, о которой мы Вам докладывали, создают возможности для того, чтобы мы в ближайшие годы, до 2020 года, практически очистили страну.

В.В.Путин: И они соответствуют тем нормам, которые в Евросоюзе уже практикуются, да?

Ю.П.Трутнев: Так точно, Владимир Владимирович, и там предусмотрены все необходимые переходные периоды. Там только через два года после вступления закона в силу начинается добровольный переход. Что же касается обязательного – через восемь лет, то там есть достаточный период для адаптации всех субъектов.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. У нас с европейскими коллегами, кстати, сейчас проходит авиационный саммит в Петербурге. Сергей Борисович там был. Что там интересного?

С.Б.Иванов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Вчера во время пребывания в Санкт-Петербурге я принял участие в работе авиационного саммита «Евросоюз–Россия». Этот саммит мы организовали впервые за время нашего взаимодействия с Евросоюзом. В формате круглых столов, конференций, авиационные власти двух стран – ну не двух стран, а России и Евросоюза, – владельцы транспортной инфраструктуры, руководители авиационной промышленности, а самое главное, руководители крупных авиационных компаний в живом общении друг с другом обсудили проблемы, перспективы, потенциал нашего сотрудничества.

Надо сразу сказать, что в области пассажирских авиационных перевозок Евросоюз является нашим основным партнёром. На сегодняшний день 40% всех международных полётов, осуществляемых российскими авиакомпаниями, идут в страны Евросоюза. За последние годы мы наблюдаем постоянно, неуклонно, даже несмотря на финансово-экономические кризисы, рост пассажиропотока между Россией и странами Евросоюза и обратно. Только в этом году пассажиропоток в Евросоюз вырос на 18%, а грузопоток – аж на 38%. Поэтому, естественно, такое тесное авиационное сообщение заставляет и Россию, и Евросоюз тесно координировать свои нормы, системы управления воздушным движением, аэропортовую инфраструктуру и, конечно, вопросы безопасности.

В ходе конференции мы, конечно, обсуждали и проблемные вопросы, которые существуют с Евросоюзом. Один из главных вопросов – и российская сторона ещё раз поставила достаточно твёрдо этот вопрос – это директива Евросоюза (наверное, многие слышали), которая распространяет на все международные полёты в зоне Евросоюза так называемые эмиссионные квоты, то есть сбор дополнительных денежных средств за выброс парниковых газов в атмосферу.

Вопросы экологии, конечно, важны, и мы тоже уделяем им внимание. Я могу привести один факт. У нас по сравнению с 2004 годом при всех тех проблемах, которые существуют в гражданской авиации, количество парков самолётов выросло почти в 2 раза, при этом выбросы парниковых газов не изменились – это за счёт того, что парк обновляется и закупаются современные самолёты с энергоэффективными и экологически чистыми двигателями.

Наша позиция в том, что взимание такой платы, во-первых, наверняка приведет к финансовому ущербу авиакомпаний. И, во-вторых, такие вещи, конечно, надо, если уж вводить, то только на основе международного права и Чикагской конвенции и нормы ИКАО. Нашу позицию твердо разделяют Соединённые Штаты Америки, Китай, Индия, которые говорят, что можно этот вопрос обсуждать, но только, конечно, исходя из общих норм, а не только директивных норм, в одностороннем порядке установленных Евросоюзом. Мы эту проблему подробно обсуждали, в том числе…

В.В.Путин: Нужно в диалоге находить компромиссные решения. Я думаю, что в целом до сих пор нам это удавалось сделать, в том числе в ходе переговорного процесса по присоединению к ВТО. В этой сфере тоже можно добиться консенсуса.

С.Б.Иванов: Как раз в продолжение той темы, которую Вы затронули, российская сторона подтвердила те договорённости, которых мы достигли ещё в 2006 году о транссибирских маршрутах, что эти взимания дополнительной платы за пролёт по транссибирским маршрутам начинают прекращаться с момента нашего присоединения к Всемирной торговой организации. Мы эту позицию нашим партнёрам подтвердили, они ею удовлетворены.

Кроме того, как Вы знаете, Евросоюз давно ставил вопрос о том, что так называемый национальный перевозчик должен поменяться на европейского перевозчика с точки зрения норм ЕС. И мы уже пошли по этому пути. Недавно было подписано первое соглашение, межправсоглашение с Финляндией, где понятие «национальный перевозчик со странами ЕС» меняется на понятие «европейский перевозчик». В принципе нормальный компромисс достигнут, и наши компании здесь ничего…

В.В.Путин: Это не компромисс, это просто уступка с нашей стороны.

С.Б.Иванов: Да, фактически уступка. Но мы тоже ничего не теряем, потому что частота полётов российских авиакомпаний остаётся той же.

В.В.Путин: Так им нельзя говорить, что мы ничего не теряем. Нужно говорить, что это уступка с нашей стороны.

С.Б.Иванов: И по нормам безопасности полётов. Я хотел бы сообщить, что Минтранс предложил, и я это предложение поддержал: с 17 ноября мы сокращаем высоту эшелонирования полётов в воздушном пространстве Российской Федерации до 150 м. Такая же норма существует в Евросоюзе. Во-первых, произойдёт гармонизация, во-вторых, это позволит экономить топливо и меньше осуществлять выбросы парниковых газов в атмосферу. Такое решение принято, и в общем гармонизация продолжается.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Татьяна Алексеевна, (обращаясь к Т.А.Голиковой) по поводу перинатальных центров. Демографическая проблема, кстати говоря, не только для нас, но и для наших соседей в Европе остаётся одной из наиболее острых. Мы сейчас будем говорить о наших проблемах. Один из способов решения этой проблемы – это строительство высокотехнологичных перинатальных центров. У нас развёрнута большая программа по строительству этих перинатальных центров. Есть по некоторым объектам отставание, но в целом, по имеющимся у меня данным, в основном все в графике. Сейчас какова ситуация на данный момент времени? Кто отстаёт? Почему? И в какие сроки мы завершим программу целиком? Пожалуйста.

Т.А.Голикова: Владимир Владимирович, у нас их было 24, как Вы помните: 22 региональных и два федеральных. Один федеральный введён уже давно, по второму федеральному план – 2014 год. Что касается 22 региональных, то на момент проведения Вами совещания в августе в Смоленске по этой тематике и на сегодняшний момент из шести оставшихся к вводу региональных два введены. Введён перинатальный центр в Амурской областной клинической больнице как структурное подразделение. Он рассчитан на 3 тыс. родов в год, работает с 10 сентября 2011 года, 60 детей там уже родились, и имеется позитивная динамика к увеличению. Что касается Забайкальского края и города Читы, там сроки были 1 октября.

В.В.Путин: Они закончили. Я знаю, мне губернатор докладывал.

Т.А.Голикова: 28-го числа они получили разрешительные документы на медицинскую и фармацевтическую деятельность, сам ввод в эксплуатацию – 20 октября, уже когда приём. Что касается четырёх других перинатальных центров, то там ситуация выглядит следующим образом. Красноярск: декабрь 2011 года, у них и был декабрь 2011 года, они идут в плане, никаких переносов у них ни разу не было. Курган: последний срок, который Вы на совещании устанавливали после неоднократных переносов…

В.В.Путин: После двукратных переносов.

Т.А.Голикова: Да, декабрь 2011 года. Сейчас по информации самого же региона они дату не переносят, но тем не менее пока, по их же информации, готовность отдельных объектов наземной части – от 47 до 95%. Это в основном связано с водоснабжением, с медицинскими газами и так далее. Тем не менее пока они сроки не переносят и говорят, что в декабре они, как и обещали Вам, в эксплуатацию его введут.

Более тревожная ситуация – в двух других перинатальных центрах: в Саратове и Перми. По сроку в Перми тоже были переносы, как Вы помните, и последнее обещание губернатора было 15 октября 2011 года, а в Саратове – 1 ноября 2011 года. Сегодня специально я попросила руководителя управления Росздравнадзора на территории выйти и посмотреть, какая готовность. Что касается Саратова, то они сказали, что у них завершение строительства будет 1 декабря, а ввод в эксплуатацию – 31 декабря 2011 года. Каких-либо дополнительных объяснений по поводу…

В.В.Путин: А ввод когда?

Т.А.Голикова: Завершение строительных работ – 1 декабря, ввод в эксплуатацию – 31 декабря 2011 года.

В.В.Путин: Под Новый год?

Т.А.Голикова: Да, по Вашему поручению был последний срок – 1 ноября. Какие-то причины, почему не 1 ноября, а 31 декабря, не представлены. Что касается Перми, в общем оптимистичный срок. Внешне по всему практически, включая благоустройство, готовность – либо 99%, либо 100%, но есть одна проблема. По информации, которую представил территориальный орган, одно подвальное помещение имеет следы воды. По объяснению, которое было дано, вода образовалась неделю назад во время пусконаладочных работ в результате аварийного сброса ливневой канализации и водопровода и сейчас помещение досушивается с помощью воздушных пушек. Тем не менее…

В.В.Путин: Ну если это так, это ещё ничего. А вот если гидроизоляция плохо сделана, это совсем другое дело.

Т.А.Голикова: Я дала поручение своему территориальному управлению, чтобы они ситуацию отслеживали, потому что, по информации заместителя председателя правительства Пермского края, 15-го они введут. Но у меня есть беспокойство, что 15-го этого не произойдёт, поскольку разрешительные документы не получены. И как они могут быть получены за один день?

В.В.Путин: Вот что. Попросите их подъехать ко мне – губернатора Перми, из Пермского края, из Саратова и Кургана. На неделе время найдите, договоритесь с ними – пусть они подъедут с документами. По остальным объектам работа идёт нормально, да?

Т.А.Голикова: Да.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. Значит у нас к концу года все 24…

Т.А.Голикова: 22 региональных, один федеральный введён, а один федеральный – в 2014 году, там ведутся работы по проектированию.

В.В.Путин: 23 в этом году должны быть в рабочем состоянии?

Т.А.Голикова: Да.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. Я на прошлой неделе просил выяснить, как идёт работа по распределению средств, выделенных вузам на повышение стипендий студентам. В прошлый раз была информация о том, что не во всех вузах эта работа проведена, хотя деньги туда – федеральные деньги перечислены. Как ситуация там складывается? Пожалуйста.

И.П.Биленкина (заместитель министра образования и науки РФ): Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением стипендиальный фонд был увеличен на 9% с 1 сентября. В целях контроля и по Вашему поручению за этой ситуацией было проведено селекторное совещание. В этом селекторном совещании приняли участие 103 вуза различной ведомственной подчинённости, а также представители различных ведомств – это Министерство финансов, Минкультуры, Минздравсоцразвития, Счётная палата, Минспорттуризма, а также молодёжные, различные студенческие организации – Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций, Российский союз студенческих организаций, Российский союз молодёжи и Всероссийский студенческий совет.

На этом селекторном совещании, которое вёл Андрей Александрович Фурсенко, с другой стороны присутствовали ректоры вузов и – обязательно – представители студенческих организаций. Андрей Александрович разговаривал как с ректорами, так и с представителями студенчества. Все участвовавшие в селекторе (кроме, может быть, одного вуза) подтвердили, что стипендии были все распределены и вовремя доведены до студентов. Здесь, конечно, у министерства вызывает беспокойство тот факт, что, опираясь на большую и активную позицию вузов и их самостоятельность, они в таком вопросе немного замешкались и потребовалось письмо министерства, которое было выслано в адрес подведомственных учреждений 23 сентября, чтобы они полностью выполнили эту работу и в срок до 1 октября все стипендии выплатили.

Что касается ведомств, это же письмо мы направили информационным ведомствам 7 октября, подписав соответствующее письмо. Обязательство, которое взяли вузы, это обязательно проводить всю эту работу гласно, размещать информацию на своих официальных сайтах, а также в тех средствах массовой информации, с которыми они работают в регионах. По анализу проведённого селектора у нас федеральные СМИ уже опубликовали информацию – это Первый канал, «Российская газета», «Газета.ru», «Комсомольская правда» и многие интернет-ресурсы, в том числе интернет-ресурсы, которые ведут эти молодёжные организации. Информация положительная, и ощущение такое, что до всех студентов дошла информация о повышении стипендиального фонда на 9%.

Распределялся этот фонд двумя способами: первый способ – всем, кто получает стипендии, стипендия увеличена на 9%, а второй способ – когда деньги аккумулируются в университете, и созданные советы при ректоре или при студенческой организации дополнительно выделяют стипендиальное обеспечение, которое может колебаться от 500 рублей до 3 тыс. рублей. И это стипендиальное обеспечение шло за успехи в учёбе, спортивной деятельности, научно-исследовательской деятельности, культурно-массовой работе и волонтёрском движении. Вот что показало примерно распределение вузов, кто пошёл первым и вторым путём, – 50 на 50.

В.В.Путин: Действительно, это может быть сделано либо первым, либо вторым способом: либо всем повысить на 9%, либо, как вы сказали, саккумулировать деньги в фондах и потом распределить в зависимости от материального положения студентов и результатов, но во втором случае, безусловно, нужно самым широким образом привлекать к решению этих вопросов студенческие общественные организации. Это, собственно говоря, компетенция самих вузов. Они имеют право и должны эту компетенцию реализовать. Важно только, чтобы деньги, которые мы довели до высших учебных заведений, в конечном итоге дошли до потребителя – до студентов. Это вы отследите до конца, чтобы там не было никаких сбоев, чтобы в конечном итоге деньги оказались в руках студентов. Ладно?

И.П.Биленкина: Да, во всяком случае Андрей Александрович (А.А.Фурсенко) просил, чтобы во время селектора были включены сайты нескольких вузов (просто на выбор из списка) и на сайтах оказалась информация о распределении этого дополнительного стипендиального фонда.

В.В.Путин: Хорошо. Нужно, чтобы до студентов дошла не информация о том, на что они имеют право, а деньги. Договорились.

У нас положительная динамика продолжается на рынке труда. С начала года снижение общей безработицы произошло на 1,2 млн человек – с 5,8 млн до 4,6 млн человек. Такие же показатели и по зарегистрированной безработице. Мы в этом году, несмотря на то что динамика сохранялась с начала года, всё-таки направили в регионы для поддержки рынка труда более 16 млрд рублей. И в целом, как мы видим, результаты положительные. У нас, мы уже говорили, отмечали, уже в принципе достигнут докризисный уровень, даже чуть-чуть он стал ниже. Александр Дмитриевич, пожалуйста, несколько слов на эту тему.

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, совершенно верно. У нас на сегодняшний день по итогам сентября общее количество безработных - 4,6 млн человек, в январе было 5,8. А если сравнивать с докризисным, то в октябре 2008 года было ровно 5 млн, то есть сейчас на 400 тыс. безработных меньше, чем было до кризиса. Если в процентах, то…

В.В.Путин: Это в конце 2008 года было.

А.Д.Жуков: Да, то есть до начала кризиса. Если в процентах от общей численности, то сейчас это 6%, было 6,6%. Что касается зарегистрированных в органах службы занятости, то их количество с начала года уменьшилось почти на 340 тыс. человек. Здесь у нас тоже динамика всё время положительная. Что может быть особенно важно – то, что с января по сентябрь этого года количество вакансий на предприятиях увеличилось на 403 тыс. Сегодня общее количество вакансий составляет 1 млн 442 тыс. Таким образом, сегодня потребность в работниках фактически превышает количество зарегистрированных безработных, а так называемый коэффициент напряжённости на рынке труда на сегодняшний день равен 1. Но это не значит, что ситуация равномерна по всей стране. Есть регионы, где ситуация по-прежнему остаётся достаточно напряжённой. Это в первую очередь регионы Северного Кавказа.

В.В.Путин: Хорошо. Но когда региональные программы будете ещё раз смотреть, на эти проблемные районы нужно обратить внимание особо.

А.Д.Жуков: Владимир, Владимирович, мы на следующий год – в принципе большая часть этой работы уходит в регионы – предусмотрели возможность с федерального уровня осуществлять программы как раз в регионах, где сохраняются проблемы с занятостью, и прежде всего регионы Северного Кавказа.

В.В.Путин: Хорошо. Приятно отметить и то обстоятельство, что у нас неплохие результаты по получению доходов в консолидированный бюджет. В целом доходы консолидированного бюджета выросли на 18%, а по такому важнейшему показателю, как налог на прибыль, рост составил 30%. Антон Германович (обращаясь к А.Г.Силуанову), пожалуйста.

А.Г.Силуанов: Да, действительно, уважаемый Владимир Владимирович, поступления в доходы субъектов Российской Федерации осуществляются в этом году устойчиво. 18% роста (это примерно 670 млрд рублей) дополнительно получили бюджеты субъектов Российской Федерации за период с начала текущего года. Действительно, доходы устойчиво поступают по федеральным налогам: налог на доходы физических лиц вырос на 11% к уровню прошлого года за этот же период. Как Вы сказали, действительно, налог на прибыль идёт достаточно высокими темпами. Так же хорошо поступают и региональные, и местные налоговые доходы. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации растут несколько меньшими темпами, чем растут доходы: выросли на 11%, то есть прирост примерно около 500 млрд рублей.

В.В.Путин: Это в регионах?

А.Г.Силуанов: Да, в субъектах Российской Федерации. Что важно отметить, что опережающими темпами растут инвестиционные расходы. На 18% к соответствующему периоду прошлого года выросли инвестиционные расходы субъектов Российской Федерации и составили 605 млрд рублей. Поэтому постепенно инвестиционная активность в регионах восстанавливается. За период девять месяцев мы видим такой устойчивый профицит – профицит бюджетов регионов: общий объём профицита составил почти 800 млрд рублей, что в 1,8 раза больше, чем в соответствующий период прошлого года. Поэтому мы сейчас всячески рекомендуем субъектам Российской Федерации не растрачивать этот дефицит на какие-то дополнительные мероприятия сверх уже утверждённых…

В.В.Путин: Профицит.

А.Г.Силуанов: Профицит-профицит, да, я ошибся… А всё-таки создать резервы и запасы на период следующего года. Всё-таки могут быть проблемы в следующем году, и для этого необходимо регионам подстраховаться, оставив в своих резервных фондах средства для устойчивого исполнения бюджета следующего года. Есть ряд регионов у нас, которые вызывают обеспокоенность, у которых долговая проблема превышает определённый критический уровень. Таких регионов примерно 10. И мы тоже в этом году рекомендуем таким субъектам Российской Федерации (работа у нас проводится) направлять все дополнительные доходы на сокращение объёма государственного долга субъекта Российской Федерации. Поэтому в Минфине мониторинг налажен, работа по координации бюджетной политики с субъектами у нас осуществляется. В ближайшее время, Владимир Владимирович, мы проведём согласование проектов бюджетов на 2012 год с такими субъектами Российской Федерации, которые вызывают у нас беспокойство, – с тем чтобы, если мы видим необходимость подправить бюджетную политику регионов, такие рекомендации высказывать.

В.В.Путин: Мы сами, федеральное Правительство, напомните ещё раз: дополнительные доходы как распределили? Сколько у нас от общего объёма дополнительных доходов этого года пойдёт в резервные фонды? Не в потребление, а в резервные фонды.

А.Г.Силуанов: Около 550 млрд рублей в этом году будет направлено в резервный фонд в целом по году. И в поправках, которые мы рассмотрели на заседании Президиума и которые будет рассматривать в ближайшее время Государственная Дума, мы всего 99 млрд направим на расходы, а всё остальное пойдёт на увеличение наших резервов, которые к концу года составят около 1,7 трлн рублей.

В.В.Путин: Это Резервный фонд Правительства?

А.Г.Силуанов: Резервный фонд, без Фонда национального благосостояния.

В.В.Путин: Это Резервный фонд Правительства – 1,7 трлн. А Фонд национального благосостояния?

А.Г.Силуанов: 2,6 трлн рублей.

В.В.Путин: 2,6 трлн рублей – Фонд национального благосостояния. Тот тоже подрастёт немножко, да?

А.Г.Силуанов: Чуть-чуть подрастёт.

В.В.Путин: Вот если взять за 100% все дополнительные доходы, сколько мы в резервы направляем в процентном отношении?

А.Г.Силуанов: Мы отправим в Резервный фонд, я думаю, порядка 80% всех налогов.

В.В.Путин: Вот и регионам примерно так же посоветуйте. В каждом регионе своя ситуация, конечно, но вы в состоянии проанализировать ситуацию с финансами в регионах и их сориентировать подобным образом. Нужно, чтобы эти рекомендации дошли до наших коллег в регионах.

А.Г.Силуанов: Хорошо, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Давайте несколько слов скажем о повестке сегодняшнего дня.

На календаре середина осени, уважаемые коллеги. Это значит, что пора оценить, как прошла работа по подготовке к осенне-зимнему сезону, тем более что во многих регионах этот сезон фактически уже начался. У нас в значительной степени северная страна, уже на многих территориях достаточно прохладно, мягко говоря.

Состояние инфраструктуры ЖКХ – это прежде всего региональная и муниципальная сфера ответственности, мы с вами это хорошо знаем. Но, имея в виду, что так или иначе у нас граждане почти постоянно сталкиваются с проблемами в этой сфере (а она является жизненно важной для граждан страны) нам с вами приходится рассматривать это и на уровне федерального Правительства. И мы будем это делать до тех пор, пока не констатируем удовлетворительное состояние этой сферы в целом по стране.

Судя по предварительным материалам, в этом году в целом подготовка к зиме проходит в нормальном режиме. Территориальные энергосистемы, предприятия коммунального хозяйства выполнили очень большой объём ремонтных работ, сформировали необходимые резервы. По имеющимся у меня сведениям, это выглядит таким образом: на 1 октября текущего года к отопительному сезону готово 99,4% жилищного фонда, подготовлено 99,1% котельных, 99,7% тепловых сетей, 99,6% водопроводных сетей. Есть в полном объёме запасы по газу, сформированы заказы по мазуту и так далее.

На что бы хотел обратить внимание Министерства энергетики и Министерства регионального развития? Особенно это касается, конечно, так называемой большой энергетики. У нас это общая цифра – 99% там, 99% здесь, но чтобы не получилось так, что в одном месте густо, а в другом – пусто. В целом 99,7%, но в одном регионе может быть 50 с небольшим, а в другом – 100 с лишним. Вот так у нас быть не должно. У нас равномерно должно быть распределено по всей территории страны.

Минэнерго разработало энергетические балансы на каждый месяц для каждого субъекта Федерации. Надеюсь, ведутся постоянный контроль и мониторинг нормативных запасов на электростанциях.

Вместе с тем для нас важна не общая картина, как я уже сказал, а ситуация в каждом конкретном регионе, городе и посёлке, потому что даже отдельные сбои могут повлечь серьёзные последствия для граждан страны. Поэтому прошу сегодня особо остановиться на проблемных территориях – там, где есть отставание и с финансированием, и с выполнением работ, так, как Татьяна Алексеевна (Т.А.Голикова) докладывала по перинатальным центрам. В целом 90% с лишним, но если в трёх нет окончания работ, то тогда это проблема для всей системы. Нужно посмотреть, что там происходит, а в сфере подготовки к зиме это особенно важно. Нужно посмотреть, что предпринято для скорейшего исправления ситуации. И мне бы хотелось поговорить именно по тем территориям (я вас прошу на этом сегодня сосредоточиться), где эти проблемы ещё есть. У меня целый список этих территорий. Полностью профинансированы работы только в 52 субъектах Федерации.

Несколько вопросов хотел бы в этой связи отметить. В отрасли, конечно, должны работать профессиональные и ответственные компании, готовые вкладываться в развитие, а не сомнительные конторы и дельцы, озабоченные лишь сбором денег с граждан и «освоением» бюджетов. Более того, сейчас я посмотрел некоторые справки правоохранительных органов – очень много вопросов к этим управляющим компаниям в работе с теми средствами, которые с граждан собираются.

Мы с вами приняли решение: в будущем году ограничить рост тарифов большинства естественных монополий. И в свою очередь это должно серьёзно сдерживать цены на услуги ЖКХ. Хочу повторить: это принципиальная позиция Правительства Российской Федерации, и она не подлежит пересмотру или ревизии. Поэтому считаю недопустимыми любые заявления должностных лиц о том, что здесь могут быть какие-то корректировки или отступления. А я уже слышу это. Прошу прекратить! Ещё раз подчеркну: все принятые решения по тарифам – окончательные, пересматривать их не будем.

Ещё один вопрос повестки, который мы сегодня рассмотрим, – это создание Федеральной службы по аккредитации. Напомню, что за последние два года мы провели глубокую ревизию контрольно-надзорных функций государства, ликвидировали многие административные барьеры в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, строительстве и в некоторых других сферах. Уменьшилось количество лицензируемых видов деятельности – с 80 до 49. Добавлю, что многие процедуры по оформлению лицензий будут пересмотрены с 2012 года и будут проводиться в электронном формате, а сами лицензии станут бессрочными.

Кроме того, значительно сокращены объёмы обязательной сертификации. Сейчас ей подлежат 46% товаров и услуг, и наш ориентир – снизить их ещё вдвое. Мы делаем эти шаги, чтобы поддержать бизнес, упростить выход на рынок новых компаний и новых производителей, чтобы законопослушный предприниматель чувствовал себя комфортно, занимался своим делом, а не бегал бы по различным коридорам и кабинетам чиновников.

В свою очередь интересы граждан, интересы потребителей так же должны быть надёжно защищены, и здесь мы делаем ставку на современные модели обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, рассчитываем на повышение ответственности самих производителей, на усиление роли саморегулирующих организаций, институтов аккредитации и страхования ответственности. Сегодня бизнес сталкивается здесь с определёнными сложностями. Среди них – непрозрачность и предвзятость отдельных систем контроля и надзора, которые к тому же дают зелёный свет экспертам сомнительного профессионального уровня и тем самым создают почву для коррупции, ставят под угрозу общественную безопасность, потому что ставят под угрозу безопасность конкретного человека.

В прошлом году мы одобрили концепцию формирования единой национальной системы аккредитации. Было предложено создать общий орган, наделённый всеми необходимыми полномочиями в этой сфере. Сегодня мы рассмотрим положение о таком органе – Федеральной службе по аккредитации. Она будет устанавливать правила работы для профессиональных организаций по сертификации, испытательных лабораторий, экспертных организаций. Конечно, потребуется время, чтобы полностью сформировать структуру, её штаты, наладить нормальную, эффективную работу, поэтому передача полномочий этому органу будет происходить поэтапно.

И что ещё хотел бы отметить: формирование такой единой службы позволит значительно сократить численность чиновников, которые сейчас отвечают за эти вопросы в целом ряде министерств и ведомств. Рассчитываем, что активное участие в работе Росаккредитации примут органы местного самоуправления и общественные организации – союзы защиты прав потребителей, объединения предпринимателей и так далее. Тесное взаимодействие с этими структурами – это одна из главных задач новой службы.

И в заключение – ещё один вопрос. Нам предстоит принять решение о создании организационного комитета, который займётся продвижением заявки города Екатеринбурга на проведение всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020». Привлечение проектов такого уровня в Россию находится в числе приоритетов работы Правительства, причём наша стратегическая линия состоит в том, чтобы площадкой для них становилось как можно больше регионов страны. Такие масштабные события придают сильный импульс развитию самой территории, стимулируют интерес отечественного и зарубежного бизнеса к работе у нас, укрепляют позиции страны на международной арене. Я предлагаю сегодня поддержать кандидатуру Екатеринбурга для проведения «ЭКСПО-2020» и принять решение о создании соответствующего оргкомитета.

Дополнительные материалы по теме