Версия для слабовидящих

25 августа 2011

Председатель Правительства России В.В.Путин провёл совещание «О модернизации здравоохранения»

В.В.Путин

На совещании «О модернизации здравоохранения»

«Все три направления, которые мы с вами рассматривали, – и региональная модернизация здравоохранения, и строительство перинатальных центров, и возведение высокотехнологичных центров – важнейшие направления социальной политики государства. И от этой работы, на которую направляются огромные, без всякого преувеличения, огромные народные деньги, народ должен почувствовать реальную отдачу, в срок и с нужным качеством».

Вступительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги!

Мы собрались сегодня здесь, в Смоленске, для того чтобы на примере Центрального федерального округа посмотреть, как реализуются региональные программы модернизации здравоохранения. К этой теме мы возвращаемся с вами регулярно, практически на постоянной основе. Посмотрим сегодня, как идёт завершение работ по строительству перинатальных центров и центров высоких медицинских технологий. Только что здесь, в Смоленске, мы побывали в областной клинической больнице, а также в строящемся Федеральном центре травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Рассчитываю, что график работ будет выполнен и в феврале 2012 года - а стройка здесь была начата в мае текущего года - новый центр уже должен принять пациентов.

Благодаря национальному проекту «Здоровье» нам прежде всего удалось решить самые острые проблемы здравоохранения. Повторяю - только самые острые. Сейчас за счёт региональных программ мы должны обеспечить качественно новый уровень развития здравоохранения на территориях России. Это в первую очередь повышение уровня оказания медицинской помощи, её доступности и, конечно, достойная заработная плата медицинского персонала, медработников.

Для этого мы сконцентрировали серьёзные ресурсы. До 2013 года только из федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования в здравоохранение дополнительно направляется около 1 трлн рублей. Мы с вами прекрасно понимаем, вы знаете, что это для нашей страны очень серьёзные финансовые ресурсы. В том числе на региональные программы модернизации – 460 млрд рублей. И ещё почти 490 млрд рублей выделяется в рамках нацпроекта «Здоровье», который мы решили продолжить.

Что касается регионов Центрального федерального округа – самого населённого в Российской Федерации, то на программы модернизации здравоохранения из федерального бюджета будет выделено 113 млрд рублей, в связи с чем отмечу несколько принципиальных задач.

Управление программами должно постоянно находиться на контроле в Министерстве здравоохранения и соцразвития и, конечно, региональных органов власти. В рамках программ модернизации предстоит осуществить закупки медицинского оборудования, отремонтировать помещения больниц и поликлиник. И хочу сказать, что времени на раскачку, конечно, у нас нет, я об этой раскачке сейчас ещё скажу. Вот посмотрел, как здесь идёт работа в Смоленске: ритмично, в целом по графику, что радует. Средства на все эти программы субъекты Федерации получили. Сейчас всё зависит от инициативы, расторопности и профессионализма регионов, их способности грамотно организовать работу. Например, эффективно реализуются программы в Белгородской области, Липецкой, Брянской областях. К сожалению, в некоторых областях – во Владимирской, Курской, Костромской, Московской и Тверской – есть серьёзные проблемы по срокам, хотя условия у всех практически одинаковые. Обращаю внимание: в целом по округу освоено лишь 13% из общего объёма выделенных ресурсов.

Уважаемые коллеги, сейчас у нас – конец августа, а освоено только 13%. В абсолютных цифрах это 4,7 млрд рублей. Темпы, интенсивность работы нужно, безусловно, усиливать, ускорять. Я прошу руководителей регионов обеспечить строгий контроль за проведением закупок оборудования и ремонтных работ. Средства должны идти на приобретение современного оборудования на основе прозрачных процедур.

Прошу не ссылаться на какие-то неурегулированности, какие-то страхи по поводу проверок различных контролирующих организаций и правоохранительных органов. В Москве провели торги по очень хорошим критериям. Если у кого-то на местах есть трудности с организацией этой работы, пожалуйста, я договорился с Собяниным (С.С.Собянин мэр города Москвы) – обращайтесь, через московские структуры, через московскую площадку можно всё сделать оперативно.

Ещё один важный момент. На прошлой неделе встречался с представителями организаций инвалидов. Речь шла о том, что люди с ограниченными возможностями не всегда могут пройти нужные медицинские обследования, потому что не обеспечены стандарты безбарьерной среды, да и оборудования специального нет. Обращаю ваше внимание на это, уважаемые коллеги. Если новые объекты возводятся, если идёт реконструкция имеющихся, ремонты какие-то проводятся, то сразу нужно создавать эту безбарьерную среду. Да и при закупках оборудования нужно обратить на это внимание, с тем чтобы люди с ограниченными возможностями имели такие же (как и обычные пациенты), прошу прощения за тавтологию, возможности использовать медицинские учреждения и закупаемое оборудование.

Особое внимание нужно уделить организации медпомощи, включая внедрение современных информационных технологий (электронный документооборот, электронную медицинскую карту, электронную регистрацию). Это удобно для самих медицинских работников, для врачей. Не нужно исписывать целый ворох бумаг. И конечно, от этого выигрывают пациенты: люди могут без утомительных очередей записаться на приём и быстро попасть к нужному специалисту. Я ещё в конце попрошу включить запись (у нас запись есть), чтобы вы посмотрели, как люди реагируют на эти длинные очереди.

Для решения этих задач в апреле текущего года утверждена концепция информатизации здравоохранения. Хочу вам сказать, что общий объём финансирования немаленький (даже очень приличный) – 24 млрд рублей. Очень приличные деньги! Нужно их осваивать и внедрять современные технологии.

Теперь о ситуации с перинатальными центрами и центрами высоких медицинских технологий. Этот вопрос мы рассматривали в марте текущего года. За прошедшее время в стране открыто ещё шесть перинатальных центров – в Краснодаре, Мурманске, Саранске, Томске, Ярославле и Воронеже.

Всего планируется построить 24 перинатальных центра – 2 федеральных и 22 региональных. На строительство и оснащение центров в 2008–2010 годах из федерального бюджета уже выделено 19 млрд рублей, из региональных бюджетов – ещё 15 млрд рублей. Таким образом, у нас работает – уже запущено – 17 таких центров. Только с января по август 2011 года в них проконсультировано более 60 тыс. пациенток (причём не просто 60 тыс., а с высокой степенью риска). И в них уже появилось на свет почти 22 тыс. малышей.

Я рад отметить, что большинство молодых мам в целом довольны качеством медицинской помощи, которая оказывается в перинатальных центрах. В настоящее время 95% опрошенных удовлетворены отношением к ним медперсонала (на февраль 2011 года, на начало года это было не 95% – это было 90%). Доля пациенток, отмечающих грубое отношение медперсонала, снизилась в 3 раза (в феврале – 54,5%, в июле – 17,9%). Это сухие цифры, но за этими цифрами – настроение людей и качество их обслуживания. Вместе с тем по результатам опроса, например, в Тверской области треть респонденток не удовлетворены отношением медперсонала к ним. По сравнению с февралем текущего года возросла доля недовольных качеством питания – с 8 до более чем 14%, при этом (что особенно печально и настораживает) в Иркутске качеством питания оказались недовольны 50% респондентов. Я обращаю внимание губернатора Мезенцева (Д.Ф.Мезенцевгубернатор Иркутской области) на эту проблему: прошу Вас лично заняться этим.

Я ещё раз повторю, в таких центрах должны быть не только современные медицинские технологии и профессиональные коллективы, но и достойное, уважительное отношение к пациентам, нормальные, хорошие, бытовые условия, включая аптечные киоски, буфеты, услуги связи. Нужно учесть всё - мелочей здесь не бывает. Поэтому предлагаю с учётом практики лучших перинатальных центров и центров высоких медтехнологий подумать об установлении современных, базовых требований к условиям пребывания пациентов в этих медицинских учреждениях.

Далее. В этом году нам необходимо ввести в строй ещё шесть перинатальных центров – в Красноярске, Саратове, Чите, Перми, Благовещенске и Кургане. Вместе с тем практически по всем объектам есть отставание от графиков строительства. Например, в Перми и Кургане – на три месяца, в Благовещенске и Чите – на два месяца.

Но вопиющая ситуация – я по-другому даже не могу сказать – именно вопиющая ситуация сложилась в Саратовской области. Я думал, что такого у нас уже не бывает никогда. В декабре текущего года администрация области доложила, что центр сдан в эксплуатацию. Потом выяснили, что поторопились доложить. Пообещали всё сделать к 1 мая, а в августе, вот сейчас, в Правительство пришёл график строительства, по которому ввод центра намечен на 31 декабря. Ну что это такое? Что это за отношение к делу?! Я думал, что у нас это уже вообще невозможно, что это изжито, – нет, ничего подобного.

Я обращаю внимание коллег из регионов: ваша и, конечно, наша прямая обязанность, но прежде всего в данном случае ваша, и личная ответственность – обеспечить строгое соблюдение сроков, сметной стоимости и качества строительных работ.

Есть проблемы и при создании центров высоких медицинских технологий. Прежде всего это тоже отставание по срокам. Самые проблемные стройки – в Перми (отставание на 10 месяцев), в Барнауле (на 8 месяцев). Поговорим об этом поподробнее в ходе нашего совещания.

Хочу лишь напомнить, открытия новых центров ожидают тысячи пациентов. Для них это жизненная необходимость. Получается, что их надежда упирается только в нерасторопность и в безответственность, как те случаи, которые я упоминал только что. Потому что говорить о том, что денег не хватает, здесь уже не приходится: всё выделено, все средства направлены. Наша с вами задача – наращивать объёмы оказания высокотехнологичных медицинских услуг, ликвидировать сохраняющийся здесь дефицит, чтобы граждане могли своевременно получать необходимую помощь. Мы же с вами знаем, какова потребность в операциях по высоким технологиям и каковы сегодня пропускные способности, так сказать. Есть сейчас возможность расширить, так мы с вами затягиваем эти перспективы, откладываем их на потом.

Вот я говорил об очередях. Кажется, знаете, на первый взгляд, что эту проблему (так же как и проблему дорог) в России не решить совсем. Нет! Было 43 с лишним или 45 проблемных регионов – сократилось всё-таки. Были в 42 регионах проблемы серьёзные – сейчас уже почти наполовину сократились.

Давайте послушаем, что люди думают о нас вами. Пожалуйста. (Показывают сюжет, в котором граждане жалуются на острую нехватку врачей-специалистов, большие очереди в поликлиниках и тяжелые условия ожидания в очередях – духоту в помещениях).

Понятно, да? Олег Петрович (обращаясь к О.П.Королеву главе администрации Липецкой области), я очень рассчитываю на то, что вы обратите на это внимание, так же как и другие коллеги. Ещё раз повторяю: деньги на информатизацию есть, нужно их активно осваивать и внедрять современные технологии, но это-то можно сделать! Да, допустим, не хватает каких-то специалистов, но можно людей избавить от этого безобразия – стояния в очередях. Сделайте спокойно, в своевременном режиме. За прошедшее время около 30% поликлиник по всей стране внедрили эти электронные регистрации. Прошу ускорить работу.

Пожалуйста. Слово – Голиковой Татьяне Алексеевне. Прошу вас.

Т.А.Голикова: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Мы сегодня обсуждаем реализацию программы модернизации здравоохранения в Центральном федеральном округе. С точки зрения населения и регионов, которыми представлен Центральный федеральный округ, это 18 регионов Российской Федерации, в которых проживает 30% населения страны. В этих же регионах проживает сельское население, доля которого в целом от населения Российской Федерации составляет 18,5%. Медицинская помощь в Центральном федеральном округе оказывается 2442 единицами учреждений – это где-то чуть более 30% от всех учреждений Российской Федерации. Мы приводим эти цифры для того, чтобы сказать только одно: в принципе по всем медицинским показателям здесь сосредоточены 30% и населения, и объектов, и всего остального. Что же касается обеспеченности врачами, чему был посвящён последний сюжет, то на 10 тыс. населения в Центральном федеральном округе приходится в среднем 48,2 врача: от 29,1 – в Тульской области до 71,9 – в Москве. При этом в среднем по России – 44,1. Дальше мы поговорим об обеспеченности, которая в среднем складывается по территориям, входящим в Центральный федеральный округ. Что касается демографической ситуации (собственно, ради чего реализуются эти программы), показателей снижения смертности (не только общей, но и младенческой смертности), хочу сказать, что Центральный федеральный округ демонстрирует на протяжении ряда лет снижение показателей смертности как общей, так и младенческой. Но, тем не менее, по общей смертности населения пока ещё показатели по Центральному федеральному округу хуже, чем по Российской Федерации в целом. По младенческой смертности обратная тенденция: Центральный федеральный округ выглядит существенно лучше. При этом в Центральном федеральном округе по показателям общей смертности наиболее благоприятная ситуация в Белгородской и Московской областях и городе Москве, по младенческой смертности – в Смоленской, Белгородской и Тамбовской областях.

Что касается структуры заболеваемости в Центральном федеральном округе (комментируя слайды), то здесь на первом месте болезни органов дыхания, затем – кровообращения, внешние причины и новообразования. И здесь я хочу сказать о показателях заболеваемости в целом по отдельным территориям. Лучшие показатели (несмотря на то, что они выше, и это видно) – по Белгородской, Тульской и Владимирской областям. Это значит, что здесь диспансеризации и первичной выявляемости заболеваний отдаётся приоритет, это значит, что здесь первичное звено работает лучше, чем в других регионах Центрального федерального округа.

Хочу привлечь ваше внимание к следующему слайду. Когда мы делали эти федеральные программы, каждый регион рисовал соответствующую карту. Дело в том, что доступность первичной медицинской помощи зависит не только от факторов здравоохранения, но и, конечно, от той инфраструктуры, которая создаётся. В первую очередь в первичном звене это зависит от состояния дорожного покрытия, транспортной доступности, и от этого, в том числе, возникают ограничения доступности медицинской помощи, низкая обеспеченность медицинскими кадрами и так далее. И как следствие, возникают проблемы с отсроченностью  в оказании медицинской помощи. К сожалению, в значительном количестве населённых пунктов, которые расположены не только в Центральном федеральном округе, но и на других территориях, – населённые пункты менее 100 жителей и населённые пункты от 100 до 300 жителей – жители не имеют соответствующей медицинской помощи и вынуждены обращаться либо в соответствующие крупные населённые пункты, либо каким-то образом до них добираться. И в этой связи в качестве критериальных показателей практически во всех региональных программах модернизации здравоохранения были показатели доступности медицинской помощи и развития как раз первичного звена. Чуть позже я скажу о том, как на сегодняшний день выглядит эта ситуация.

Что касается данных по демографии за первое полугодие, то я должна сказать, что ряд субъектов Российской Федерации по общей смертности населения демонстрирует (таких регионов в Центральном Федеральном округе девять) показатели даже лучше, чем они себе запланировали на 2011 год. Это не значит, что показатели были занижены, это значит, что в этих регионах достаточно активно на начальных стадиях реализовывались отдельные направления национального проекта «Здоровье», которые существенным, позитивным образом сказались на показателях смертности. Но я не могу не отметить такие регионы по снижению показателей младенческой смертности, как Белгородская область, Владимирская, Воронежская и Костромская области, которые достигли сейчас, за первое полугодие, достаточно существенных, позитивных результатов по снижению младенческой смертности. И таких регионов в Центральном федеральном округе 11, то есть значительное большинство.

В существенной части регионов, которые демонстрируют такие показатели, это связано с тем, что здесь, как Вы справедливо заметили, Владимир Владимирович, во вступительном слове, открылись перинатальные центры, которые применяют новые технологии оказания помощи и беременным женщинам, и женщинам с патологией.

Что касается исполнения, то здесь, наверное, проблемы нужно разделить на две части. В целом на программы Центрального федерального округа за счёт всех источников (а это субсидии федерального фонда ОМС, бюджеты субъектов Федерации и средства территориальных фондов) выделено 202,7 млрд рублей. При этом из федерального фонда ОМС выделено 29,5%, то есть 30% от общего объёма субсидий, которые приходятся на программу модернизации здравоохранения. Вы уже говорили о фактическом исполнении, о том, что в целом кассовое исполнение сейчас невысокое. Но на то есть объективные и субъективные причины, о которых я сейчас скажу. Но, прежде чем сказать об этих причинах, я бы хотела привлечь ваше внимание к отдельным показателям, которые характеризуют натуральные показатели исполнения программ по тем трём направлениям, о которых мы сейчас говорим.

Первое направление – это укрепление материально-технической базы. Здесь, как вы помните, осуществляется текущий и капитальный ремонт и, соответственно, приобретение медицинского оборудования. Что касается капитального ремонта, то в 2008 году в Центральном федеральном округе ремонт предусмотрен в 849 лечебно-профилактических учреждениях. К 1 августа планировалось начать работы в 634 учреждениях, фактически они осуществляются в 374. При этом хочу отметить, что работы в соответствии с графиком проводятся в Белгородской, Брянской, Ивановской, Смоленской и Тамбовской областях. Во Владимирской, Ярославской, Костромской и Московской областях процент исполнения пока не превышает 10%. В Курской и Тверской областях работы по капитальному ремонту на первое полугодие не планировались, они отнесены на второе полугодие 2011 года.

Текущие ремонты идут; они запланированы на 61 объекте, но они идут в основном за счёт средств территорий и осуществляются в Калужской и Орловской областях. Что касается медицинского оборудования, то его приобретение в 2011 году в целом по ЦФО предусмотрено в количестве 67 669 единиц для 1298 лечебно-профилактических учреждений, из них на 1 августа планировалось приобрести 43 957 единиц для 792 лечебно-профилактических учреждений, но пока что контракты заключены только по 2020 единицам оборудования. Исполнение в Калужской, Смоленской, Белгородской областях превысило на сегодняшний день 25%, в Липецкой области и городе Москве – меньше 10%. Но, к сожалению, пока не начата закупка оборудования в Воронежской, Ивановской, Костромской, Курской, Московской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской и Тульской областях. Все данные, которые мы здесь приводим, – это данные на 1 августа 2011 года, и, соответственно, они взяты из отчётов регионов.

Теперь об объективных и субъективных причинах. Что мы относим к объективным причинам кассового исполнения? Дело в том, что по этому мероприятию «материально-техническая база» кассовое исполнение по деньгам осуществляется по факту выполненных работ. Что касается капитального и текущего ремонта, то здесь финансирование будет осуществлено только после сдачи соответствующих объектов. Все графики по вводу объектов в основном сосредоточены на IV квартал 2011 года.

Что касается приобретения оборудования, то здесь, как правило, используются 10- или 30-процентные авансы. Вся остальная оплата тоже происходит по факту установки оборудования, то есть она тоже зафиксирована на IV квартал 2011 года.

Какие субъективные причины на наш взгляд? Это длительность процедур размещения заказов на поставку оборудования и осуществления ремонтных работ. Длительное время нахождения аукционной документации на подготовке в органах исполнительной власти регионов. И здесь я хочу обратить внимание на то, что, как правило, регионы жалуются на ситуацию - я сейчас говорю именно об органах управления здравоохранением - когда документы передаются в управление государственного заказа, там подолгу находятся и не объявляются конкурсы. Кроме того, в ряде регионов Российской Федерации - здесь (на слайде) представлен пример Ярославской области - есть отмена аукционных процедур управлениями Федеральной антимонопольной службы и увеличение сроков проведения в связи с тем, что была отмена. И, естественно, сроки подготовки проектно-сметных работ по капитальному ремонту.

Что касается других натуральных показателей - это открытие фельдшерско-акушерских пунктов, открытие врачебных амбулаторий и офисов врачей общей практики. Здесь ситуация выглядит более или менее нормально. Есть данные за первое полугодие 2011 года, за семь месяцев таких данных пока нет - они у нас представляются поквартально. По регионам можно видеть, как выглядит общая ситуация. Хочу отметить, что также позитивно развивается ситуация по развитию стационарзамещающих технологий, технологиям дневного стационара и повышению укомплектованности врачами участковой службы сельской местности в Орловской, Ивановской и Ярославской областях.

И теперь о том, что планируется применительно к вот этой первичной медицинской помощи, её организации в тех самых населённых пунктах, о которых я говорила (менее 100 жителей и от 100 до 300 жителей), – это организация домовых хозяйств и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). За счёт улучшения состояния дорожного покрытия, транспортной доступности организация доставки больных в соответствующие лечебные учреждения будет более высокого уровня. На 12,5% планируется повысить обеспеченность медицинскими кадрами. И такая подготовка в регионах сейчас осуществляется. Ну и, естественно, закупка оборудования позволит оказывать своевременно медицинскую помощь.

Я не буду подробно останавливаться на информатизации - Вы о ней сказали. Отмечу только, что по состоянию на август 2011 года в связи с теми документами, которые приняты, все регионы Российской Федерации практически представили нам дополнительные соглашения. С Брянской областью соглашение подписано.

Теперь о третьем направлении. Это направление, которое связано с двумя поднаправлениями: повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (соответственно, повышение заработной платы для этих специалистов) и совершенствование стандартов оказания медицинской помощи в стационарных учреждениях.

В 2011 году в регионе запланировано повышение доступности медицинской помощи в амбулаторном звене в 1642 медицинских учреждениях ЦФО. Из них уже осуществляется проведение мероприятий в 774 ЛПУ. В настоящее время мероприятия проводятся в существенно большем количестве учреждений – в 796. Данные мероприятия запланированы по доплатам для 71 696 врачей, больше чем половине врачей и медицинскому персоналу такие выплаты сейчас в регионах осуществляются.

Поскольку мы находимся сегодня в Смоленской области, я хочу привести её пример. Здесь осуществление выплат предполагается для 71 категории врачей и 31 категории среднего медицинского персонала. Фактически они вышли сейчас на 100-процентные выплаты по этим специалистам. Выплаты осуществлены 2420 специалистам, при запланированных 2490 человек.

Что касается стандартов совершенствования и увеличения заработной платы, а также улучшения лекарственного обеспечения, обеспечения расходными материалами в стационарных учреждениях. Хочу сказать, что внедрение стандартов предусмотрено в 901 лечебно-профилактическом учреждении, к 1 августа – в 823. В настоящее время стандарты введены в 375 лечебно-профилактических учреждениях. Здесь я хочу обратить внимание: мы проводили совещание с регионами 9 августа, достаточно детально разбирали эту ситуацию по совершенствованию стандартов оказания медицинской помощи. Мы предполагали, что уже в этом году нам удастся ввести единые федеральные стандарты, но в связи с тем, что основы законодательства о здравоохранении пока находятся во втором чтении в Государственной Думе, регионы сейчас должны пользоваться сейчас своими полномочиями по утверждению медико-экономических стандартов на базе тех стандартов, которые сегодня существуют. Такая работа проводится, и, по сути, преобразование стандартов, которые на сегодняшний день используются в регионах Российской Федерации, является основой для повышения заработной платы.

При этом я вначале сказала, что наиболее позитивно по этому направлению ситуация выглядит в Белгородской области. Здесь 100-процентное исполнение программы по всем позициям, которые на сегодняшний день запланированы и которые по графику представлены регионом. Почему я привлекаю внимание к этому слайду? Я привлекаю к нему внимание, потому что на сегодняшний день повышение заработной платы врачам в стационарном звене в регионах Российской Федерации производится в основном по тем стандартам, которые были взяты за основу.

Здесь мы не имеем оснований предъявлять какие-то претензии к регионам с точки зрения того, что они не платят всем врачам, потому что работа у нас осуществляется параллельно. Ряд лечебных учреждений у нас на сегодняшний день не в состоянии просто обеспечивать все стандарты, поскольку им необходимо дозакупить оборудование и необходимо переподготовить соответствующих специалистов. Здесь я хочу сказать, что эта работа ведётся параллельно. По мере готовности учреждений добавляются новые стандарты, и в эту работу вовлекаются новые специалисты.

Тем не менее на совещании 9 августа мы ориентировали регионы Российской Федерации, чтобы эта работа велась максимально эффективно и максимально быстро. Я опять же привожу в пример Смоленскую область (мы здесь находимся). К концу 2011 года здесь планируется достичь средней заработной платы медицинского персонала  до 16 тыс. рублей. В 2010 году она составляла 13,5 тыс. На 1 августа средняя заработная плата в ЦФО – 15 тыс., в том числе у врачей – 21 тыс. и у среднего медицинского персонала – 12,7 тыс. рублей.

Я прошу обратить внимание на слайд тех регионов, которые здесь представлены. Владимирская, Калужская, Курская, Московская, Орловская области и город Москва, Волгоградская область, Республика Татарстан (но они не на связи), Новосибирская область, Камчатский край, Сахалинская область – мы просто специально приводим, хотя здесь не только ЦФО. Обращаем внимание на отчёты этих регионов в связи с тем, что были представлены данные по снижению заработной платы. Возможно, это ошибка. Я прошу разобраться здесь губернаторов, так ли это. Если это ошибка, то просто эту ошибку исправить.

И учитывая, что к нам обращаются практически все регионы Российской Федерации по той части, которая касается проведения торгов (и по капитальным ремонтам, и по приобретению оборудования), – как использовать ту экономию, которая образуется в ходе исполнения программ.

Я хочу проинформировать, Владимир Владимирович, что мы 23 августа направили соответствующее письмо всем руководителям регионов по поводу того, как это делать. Крупные изменения, которые касаются переброски бюджетных ассигнований между учреждениями и между направлениями, требуют обязательного внесения изменений в программу и соответствующих поправок или дополнений в то соглашение, которое сегодня с регионами подписано. Что касается изменений внутри одного учреждения в результате экономии, то такие изменения регионы вправе осуществлять сами, своими нормативными документами, и уведомительным порядком нас информировать, чтобы мы вели соответствующий мониторинг исполнения программ.

Вот так ситуация выглядит на сегодняшний день в Центральном федеральном округе. Но я всё-таки хочу отметить, Владимир Владимирович, не в защиту губернаторов, но тем не менее: у нас между фактом исполнения за первое полугодие 2011 года (фактически июлем и августом) происходят достаточно серьёзные изменения, потому что основные конкурсные процедуры и итоги их подведения как раз приходятся на июль и август, и я думаю, что ещё будут в сентябре, а там дальше уже пойдёт фактическая проплата, потому что, как я уже сказала, средства выплачиваются по факту выполненных работ. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо большое. Я хотел бы, Татьяна Алексеевна, и ваше внимание обратить, и обратить внимание коллег вот на что: мы говорим об оптимизации определённой сети медицинских учреждений в ходе модернизации. Есть неэффективно работающие, незагруженные учреждения. Они должны, как говорится, со сцены уйти, но их место должны занять другие лечебные заведения – хорошие, современные, инфраструктурно обустроенные, оснащённые современной техникой, такие, где работают хорошие коллективы специалистов. Вот сейчас мы в больнице были, подошла молодая женщина, говорит: закрывается железнодорожная больница – единственное лечебное учреждение, где лечат рассеянный склероз. Да, это может быть и ведомственное (я понимаю), но если это единственное лечебное заведение, где лечат рассеянный склероз (я не знаю, так это или нет), оно закрывается и ничего взамен не предлагается, по её словам. Она, может быть, и не знает этого, но, во-первых, она должна об этом знать: надо людей информировать об этом, а во-вторых, нельзя допускать такой оптимизации сети, при которой что-то будет утрачено вообще. Я прошу и Сергея Владимировича (С.В.Антуфьев, губернатор Смоленской области) на это обратить внимание: переговорите, пожалуйста, и с ОАО «РЖД», если нужно, я сам подключусь, повнимательнее к таким вещам, чтобы у нас не было подобного рода модернизации.

Т.А.Голикова: Хочу сказать, что здесь составляющей программы модернизации является – практически во всех регионах Центрального федерального округа – создание межмуниципальных центров, которые как раз и призваны повысить доступность медицинской помощи для групп муниципалитетов в соответствующем регионе Российской Федерации. И то, что в значительно большом количестве регионов Центрального федерального округа открываются офисы врачей общей практики и фельдшерско-акушерские пункты, - это как раз признак доступности. Конечно, где-то есть и оптимизация, но я надеюсь, что она не происходит таким образом. А с ОАО «РЖД», естественно, мы переговорим по этому поводу, это их больница.

В.В.Путин: Может быть, можно и заменить это чем-то? В ходе модернизации можно сегмент обслуживания людей, страдающих этим видом заболевания (рассеянный склероз), перенести в другие лечебные учреждения, но тогда нужно это сделать и нужно, чтобы люди об этом знали. Договорились.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги, я больше длинных монологов произносить не буду. У нас есть развёрнутое решение нашего сегодняшнего совещания. Мы добавим сюда некоторые моменты, связанные с сегодняшней дискуссией. Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что все три направления, которые мы с вами рассматривали, – и региональная модернизация здравоохранения, и строительство перинатальных центров, и возведение высокотехнологичных центров – важнейшие направления социальной политики государства. И от этой работы, на которую направляются огромные, без всякого преувеличения, огромные народные деньги, народ должен почувствовать реальную отдачу, в срок и с нужным качеством. Прошу вас обеспечить этот результат. Спасибо.

Дополнительные материалы по теме