Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
5 июля 2010
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации
В своем вступительном слове Председатель Правительства обратил внимание на успешное завершение подготовки документов, связанных с полноценным функционированием единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана, и поблагодарил всех, кто принимал активное участие в этой «достаточно сложной» работе. Касаясь одного из вопросов повестки заседания - об образовании оргкомитета по подготовке и проведению российско-украинских межрегиональных экономических форумов, Премьер особо подчеркнул, что отношения между Россией и Украиной сейчас находятся на подъеме.
Кроме того, в ходе заседания были затронуты вопросы поддержки субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, перспективы развития угольной отрасли, а также ход уборки урожая, в частности ситуация, сложившаяся в ряде регионов в связи с засухой.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Давайте вначале обменяемся оперативной информацией. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), доложите, пожалуйста, о том, как прошла работа по поддержке из федерального бюджета субъектов Российской Федерации за первое полугодие. Пожалуйста.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, уважаемые члены Правительства! В настоящий момент мы подводим итоги исполнения федерального бюджета за полугодие, подсчет окончательный еще не готов. Но мы можем уже сказать об объеме поддержки субъектов Российской Федерации в первом полугодии.
На 1 июля из федерального бюджета на помощь субъектам Российской Федерации перечислено 234, 3 млрд рублей, что составляет 59% от запланированного нами, то есть больше половины мы уже перечислили субъектам. И конечно, помощь получена по правилам предоставления трансфертов на сбалансированность бюджетной системы субъектов, то есть наиболее высокодотационным регионам, чтобы в первую очередь были обеспечены выполнение всех социальных обязательств и подвижность в деятельности сети бюджетных учреждений в сфере образования, здравоохранения, жилищного и дорожного хозяйства и других.
Кроме того, мы обеспечивали дополнительную поддержку в рамках антикризисных мер тем субъектам, которые оказались в наиболее сложном положении в связи с уменьшением доходов градообразующих предприятий в этих субъектах, изменения других расходов, связанных с антикризисной программой. В связи с этим из специального фонда на сбалансированность бюджета субъектов выделено 32 млрд рублей. Это составило 53% объема фонда на сбалансированность, предусмотренного для антикризисных целей, в том числе и на поддержку моногородов и других, о которых я уже сказал.
Среди других мер поддержки субъектов были предусмотрены и льготные кредиты с учетом того, что субъектам приходится частично покрывать свои дефициты за счет заимствования. Такие кредиты в размере трехлетних кредитов под льготную ставку чуть выше 2% предоставлены 61 субъекту Российской Федерации на сумму 66,5 млрд рублей.
При этом у нас есть специальный объем кредитов, который на этот год запланирован на поддержку дорожного хозяйства. Такой объем кредитов на этот год предусмотрен в размере 50 млрд рублей. Он был расписан с участием Министерства транспорта, субъектов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по всем субъектам Российской Федерации.
Из этих 50 млрд рублей сегодня уже 57 субъектам перечислены кредиты на 5 лет под льготную ставку чуть выше 2% - на сумму 34,4 млрд рублей.
Есть ряд субъектов, которые в настоящий момент еще не получили часть кредитов. Прежде всего, на оформлении в Министерстве финансов находится соглашение о предоставлении таких кредитов по 12 регионам на сумму 7,9 млрд рублей.
Москва предоставила заявку, но в нарушение правил предоставления кредитов сейчас эта заявка переделывается. Но самое важное - что 14 регионов даже не предоставили заявки на перечисление этих кредитов. То есть, несмотря на то, что таких кредитов, как правило, нам не хватает для предоставления субъектам, и есть субъекты, которые просят увеличить поддержку на строительство дорог, 14 субъектов даже не обратились с заявкой в рамках лимита, который они имеют право получить на сумму 7,7 млрд рублей.
Список субъектов есть. Я бы хотел предложить, что если в течение июля эти субъекты не предоставят заявки и не оформят соглашения, то вернуться к этому вопросу и перераспределить этот льготный кредит на 5 лет под 2% тем субъектам, которые заботятся об этой ситуации, о дорожном хозяйстве. Других такого рода кредитов никто предоставить не может. Спасибо.
В.В.Путин: Вы мне все-таки покажите, что это за субъекты, что у них так все хорошо.
А.Л.Кудрин: Конечно.
В.В.Путин: Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), Вы проводили совещание по развитию угольной отрасли. Пожалуйста, какие вопросы рассматривались, как прошло это мероприятие?
И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Совещание было проведено в конце прошлой недели в Нерюнгри по Вашему поручению и в связи с решениями, которые Вы принимали 24 числа в Новокузнецке. Место проведения было связано с окончанием подготовки к вводу в эксплуатацию Эльгинского месторождения угля. Оно будет запущено в промышленную эксплуатацию в ноябре. Балансовые запасы месторождения составляют 2,1 млрд тонн коксующегося энергетического угля. Его разработка позволит снизить дефицит этого вида продукции, вызванный выпадением добывающих мощностей «Распадской».
В ходе работы сформулировали следующие предложения, Владимир Владимирович.
Создать при Правительственной комиссии по вопросам ТЭКа межведомственную рабочую группу по вопросам развития угольной отрасли. В сфере комплексного освоения новых месторождений, обеспечения баланса внутреннего потребления и экспорта угля, а также учета логистики поставок дано поручение федеральным органам исполнительной власти подготовить для утверждения на заседании комиссии комплексную программу лицензирования угольных месторождений. В целях совершенствования технологий энергетической отрасли поручено проработать вопросы по созданию ТЭЦ нового поколения на так называемых технологиях чистого угля.
Для увеличения экспорта угольной продукции при условии обеспеченности потребности угольного рынка России Минтрансу России и иным ответственным федеральным органам исполнительной власти поручено проработать вопросы развития угольных терминалов экспортного направления как на Дальнем Востоке, северо-западе, так и на побережье Черного моря.
В целях повышения безопасности при проведении работ по добыче угля - на это Вы обращали внимание 24 числа в Новокузнецке - поручено подготовить предложения по развитию комплексной системы технического регулирования в угледобывающей отрасли по вопросам, касающимся требований к горнотранспортному, горношахтному оборудованию и внедрению на всех шахтах многофункциональной системы контроля с возможностью определения местоположения шахтеров. Нашли соответствующие технологии. Одна шахта у нас уже работает в таком режиме, Владимир Владимирович. И это позволит сейчас доработать технологию и выйти к концу года на такие показатели, что мы будем понимать с точностью до 2 м, где находится каждый человек, который работает в забое.
В связи с необходимостью повышения экономической эффективности использования угля поручили проработать вопросы расширения продуктовой линейки - развития углехимии, процессов обогащения угля, выработки жидкого топлива из угля и еще ряд других вопросов, в том числе совершенствования нормативной базы.
В.В.Путин: Хорошо. На «Распадской», как мы и договаривались, нижняя граница среднего заработка повышена с 28-30 до 40 тыс. рублей?
И.И.Сечин: Повышена, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Вы это проверяли?
И.И.Сечин: Да, проверяли.
В.В.Путин: Хорошо, спасибо.
У нас сложная ситуация складывается во многих областях и краях, во многих субъектах Российской Федерации в сельском хозяйстве в связи с засухой. Как там сейчас обстоят дела и какова вообще ситуация с уборкой урожая?
Е.Б. Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович! Если говорить об общей ситуации по уборочным работам, то в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах уборочные работы идут в соответствии с темпами прошлого года, на сегодняшний день обработано 1 млн 100 тыс. га и получено уже 4 млн тонн зерна. В основном это Ставропольский край - они получили 2 млн тонн зерна, меньше в Краснодарском - 1 млн и 300 тыс. тонн.
По кормовым также ситуация неплохая: уже получено 2 млн тонн кормов, и мы также не имеем здесь никаких проблем. Но в регионах Приволжского, Уральского и Центрального федеральных округов существует засуха, и уже 12 регионов объявили чрезвычайную ситуацию. Мы проводим комплексный анализ ситуации по каждому хозяйству в соответствии с поручением Виктора Алексеевича (В.А.Зубкова), и к восьмому числу мы сможем предоставить комплекс мер, для того чтобы Вы, Владимир Владимирович, принимали решение. Окончательное решение.
Несколько слов разрешите по балансу зерна. Потребление составляет 77 млн тонн, запасы в этом году - 24 млн тонн, что больше на 20%, чем в прошлом году. Поэтому даже при снижении объемов производства зерна мы сможем удовлетворить все потребности в зерне, а также сохранить экспортный потенциал, то есть, тревоги в этом направлении нет.
В.В.Путин: Насколько примерно, как Вы думаете, будет сохранен этот экспортный потенциал?
Е.Б.Скрынник: Я думаю, что в пределах 20 млн тонн, потому что изначально, давая прогноз на этот год, мы уже говорили о 90 млн тонн, предусматривая засуху. Но сейчас она больше, чем мы рассчитывали, поэтому еще минус пять, ну где-то 85 млн тонн. Поэтому мы сохраним экспортный потенциал.
В.В.Путин: Хорошо. Значит, к восьмому числу проведите, пожалуйста, полный анализ, дайте мне эту информацию, и, Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), как мы и договаривались, после того как эта работа предварительно будет проведена, нужно будет у меня собраться с представителями хозяйств и руководителями регионов, страдающих сегодня от засухи.
Е.Б.Скрынник: Хорошо.
В.В.Путин: Сегодня, как вы знаете, хорошие новости приходят из Астаны, где окончательно оформлены все документы, связанные с полноценным функционированием единой таможенной территории трех государств - России, Белоруссии и Казахстана. Я хочу поблагодарить вас за активное участие в этой работе, поблагодарить всех, кто принимал участие в подготовке этих документов и достаточно сложной работе по согласованию основных параметров. Это, еще раз повторю, как известно, Белоруссия, Россия, Казахстан.
Мы сегодня рассмотрим вопрос о создании организационного комитета, который займётся подготовкой и проведением российско-украинских межрегиональных экономических форумов. Сейчас отношения между нашими странами находятся на подъёме.
Во-первых, постепенно уходят в прошлое проблемы, вызванные глобальным экономическим кризисом: за январь-апрель 2010 года взаимный товарооборот вырос на 86% и достиг 10 млрд долларов. А во-вторых, с новым Президентом и Правительством Украины мы вышли на очень высокий уровень межгосударственных контактов: снимаем искусственные барьеры, которые мешали ранее конструктивному сотрудничеству, буквально за несколько месяцев наработали весомый портфель совместных проектов. Речь прежде всего идёт о тех отраслях, где кооперация России и Украины принесет нашим странам весомые конкурентные преимущества, в частности это авиа- и судостроение, энергетика, транспорт.
Надо прямо сказать, что преимущество у нас там есть, но есть и большое количество не решенных пока проблем.
Наши предприятия между тем многое объединяет. На протяжении десятилетий они работали в одной производственной цепочке. И эти связи надо восстанавливать, вплоть до образования интегрированных структур. Сегодня мы договариваемся о создании на базе российской Объединенной авиационной корпорации и украинской компании «Антонов» совместного предприятия - для продвижения самолётов семейства Ан на внешних рынках.
Мы готовы использовать возможности украинских машиностроительных заводов для выполнения контрактов по строительству атомной электростанции. Как в наших странах, так и на рынках третьих стран мы можем работать в атомной энергетике.
В судостроении Россия заинтересована использовать украинские верфи не только для ремонта, но и для совместного производства судов. Естественно, мы намерены сотрудничать не только в традиционных отраслях, но и искать новые сферы для реализации инновационных проектов. Например, сегодня активно идёт работа по формированию единого навигационно-временного пространства Украины и России на базе российской навигационной космической системы ГЛОНАСС. 17 мая 2010 года был подписан соответствующий межправительственный договор о сотрудничестве в этой сфере.
Уверен, если объединить наши научные, технические потенциалы, мы сможем обеспечить нашим государствам достойное место на глобальном рынке высоких технологий. Конечно, на правительственном межгосударственном уровне мы прежде всего ведем работу по крупнейшим инициативам. Вместе с тем не менее важно создавать общий благоприятный климат в развитии экономического сотрудничества, развивать инфраструктуру этих связей в интересах тысяч малых и средних предприятий, для поддержки инициатив частного бизнеса и регионов двух стран. Именно они и образуют живую ткань взаимной торговли, тысячами нитей связывают экономики наших государств. Например, на приграничное сотрудничество приходится сегодня 20% всего торгового оборота между Россией и Украиной. Поэтому мы рассчитываем, что российско-украинские межрегиональные экономические форумы станут площадкой, где будут обсуждаться новые идеи сотрудничества, налаживаться прямые контакты, укрепляться взаимное доверие, нарабатываться новые связи и новые планы. Проведение таких форумов станет регулярным и, уверен, поможет вывести наши отношения на новый, более высокий качественный уровень.
Также сегодня мы рассмотрим вопрос о совершенствовании системы охраны памятников истории и культуры в России.
Здесь есть ряд ключевых проблем, не решив которые мы не сможем обеспечить сохранность памятников для будущих поколений и одновременно создать условия для их разумного использования в интересах людей сегодня, для развития культуры, образования, деятельности религиозных организаций. В частности, необходимо провести инвентаризацию памятников старины, установить границы территорий, на которые распространяется статус земель историко-культурного назначения.
В паспорте каждого объекта культурного наследия должно быть чётко определено, какой памятник и почему государство охраняет и что с ним можно делать, а что - категорически запрещено.
Все эти вопросы должны быть постоянно в поле зрения Федеральной службы по надзору в области охраны культурного наследия. И сегодня мы уточним её полномочия.
Давайте начнем работать.