Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«На мероприятия федеральной программы развития образования планируется выделить 137 млрд рублей, в том числе 53 млрд из федерального бюджета, и 67 млрд рублей – из бюджетов субъектов Федерации, которым, как известно, мы также оказываем и будем оказывать поддержку. За счёт внебюджетных источников будет привлечено 17 млрд рублей».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Начнём с обмена оперативной информацией. Во второй половине ноября должно состояться заседание российско-индийской межправительственной комиссии. Сергей Семёнович Собянин возглавлял российскую часть этой структуры. Вместо него председателем с российской стороны назначен Сергей Борисович Иванов.

Сергей Борисович, какие вопросы предполагаете обсудить с индийскими коллегами?

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович. Я на следующей неделе планирую командировку в Индию для проведения очередного заседания, 16-го по счету, российско-индийской межправкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.

В настоящее время в рамках межправкомиссии действует шесть рабочих групп по торгово-экономическому сотрудничеству, по науке и технологиям, по информационным системам, по космосу, по модернизации промышленности и по туризму и культуре.

Надо сказать, что помимо того, что Индия является нашим стратегическим партнёром, у нас товарооборот (хотя он, конечно, очень мал) стабильно растёт. Даже в кризисном 2009 году он вырос на 5,7%, по девяти месяцам этого года рост составляет 23,7%, а общий объём нашего товарооборота достигает на сегодняшний день 10 млрд долларов.

Конечно, для таких двух стран это мало. Но Индия, наверное, занимает особое место в нашем экспорте, в связи с тем что 45% нашего экспорта в Индию – это высокотехнологичное оборудование. Вы знаете, что мы активно сотрудничаем с Индией в области атомной энергетики, военно-технической области, авиационных технологиях, космосе – в последнее время отношения в сфере космоса получило очень большое развитие.

Также мы сотрудничаем в области топливно-энергетического комплекса. Но с точки зрения нашего экспорта Индия для нас – очень важный партнёр. В рамках межправкомисии мы рассмотрим весь комплекс вопросов нашего сотрудничества, в том числе в связи с подготовкой к визиту Президента Дмитрия Анатольевича Медведева на российско-индийский саммит, который в декабре должен состояться в Дели.

Я в Индии часто бывал, достаточно хорошо её знаю. Раньше плотно занимался военно-техническим сотрудничеством, сейчас будем заниматься гражданским сотрудничеством – развитием во всех сферах.

В.В.Путин: Хорошо, доложите по результатам. 29 октября совет по грантам Правительства Российской Федерации определил 40 победителей. Это произошло в результате открытого конкурса. Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), как прошла эта процедура и что дальше? Когда будут эти гранты вручаться? Пожалуйста.

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, эта работа велась в соответствии с постановлением № 220. Совет по грантам Правительства Российской Федерации, который мне поручили возглавить, который состоял из известных российских учёных, закончил первый конкурс по отбору ведущих в мире учёных для создания научных лабораторий в наших вузах. На этот конкурс было подано более 500 заявок. При этом 60% – это российские граждане. Но большая часть из них – это российские граждане, которые добились больших успехов, работая за рубежом.

Была проведена очень серьёзная международная экспертиза всех заявок. После этого совет по грантам отобрал 40 действительно выдающихся учёных. Среди них – лауреат Нобелевской премии, есть лауреат премии Филдса и ряд учёных, которые являются признанными лидерами в мире.

Совет по грантам единогласно решил, что, хотя у нас была возможность назвать 80 победителей, ограничиться 40 победителями, посчитав, что принципиально важно отобрать лучших из лучших, и одновременно на сэкономленные деньги провести в ближайшее время ещё один конкурс для того, чтобы дать возможность, во-первых, тем учёным, которые не успели вовремя представить заявки, представить их, а во-вторых, тем учёным, которые по каким-то причинам не прошли эту процедуру, – учесть замечания экспертизы и участвовать в конкурсе второй раз.

В.В.Путин: Когда вы планируете провести второй конкурс?

А.А.Фурсенко: Мы планируем объявить его, поскольку деньги зарезервированы в рамках выделенных средств, в этом году. Но дать немножко больше денег на получение заявок, с тем чтобы уже в I квартале следующего года этот конкурс был завершён. Одновременно уже будет ясно, как началась работа тех учёных, которые являются победителями, потому что в ближайшее время уже должны быть заключены контракты.

В.В.Путин: Как вы средства-то получите? Это же средства этого года в бюджете!

А.А.Фурсенко: У нас зарезервированы средства по поддержке исследований в наших вузах в течение трёх лет. Были зарезервированы деньги и на следующий год, и через год. У нас в этом году сэкономлена определённая сумма. Мы обсуждали с Минфином, каким образом за счёт экономии можно эти деньги учесть, может быть, в 2013 году? Но в данном случае основные деньги…

В.В.Путин: Давайте поговорите с Минфином.

А.А.Фурсенко: Почему? Я верю.

В.В.Путин: Хорошо.  Спасибо. Вручать премии вы когда намерены – где-то в феврале–марте?

А.А.Фурсенко: Мы собираемся в этом году заключить контракты, и уже часть учёных в этом году приступит к работе. У нас есть условия, что как минимум четыре месяца в году они должны проводить в тех в университетах, в которые они приехали. Одновременно они привозят с собой своих сотрудников, специалистов и привлекают специалистов из России.

В.В.Путин: Трутнев Юрий Петрович здесь у нас?

Ю.П.Трутнев: Да.

В.В.Путин: Юрий Петрович, как идёт подготовка к международному форуму по проблемам защиты тигров? В Петербурге он должен состояться.

Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, форум готовится в соответствии с планом. На сегодняшний день подтвердили участие шесть глав правительств. Кроме того, подтвердили участие вице-президент Ирана, 16 министров заинтересованных стран и стран обитания тигра, таких как Казахстан, Германия, США, Корея, КНДР, Япония. На уровне первых лиц будет представлено 40 ведущих международных организаций, таких как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд, WWF (Всемирный фонд дикой природы), Международный фонд охраны природы, СИТЕС и многие другие. Как базовые документы готовятся декларации глав правительств и глобальная программа по сохранению тигра. Глобальная программа предусматривает к 2022 году увеличение на Земле популяции в 2 раза. Практически мы сегодня говорим о том, что если не принимать мер, то тигр буквально через 10–12 лет может исчезнуть с лица Земли, и мы надеемся, что форум станет поворотной точкой. Спасибо.

В.В.Путин: Представительный получается форум такой.

Ю.П.Трутнев: Очень, очень большой интерес.

В.В.Путин: Хорошо. Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), как идёт работа Фонда ЖКХ? Имею в виду наши планы продлить его работу, исходя из тех положительных результатов, которые этот фонд демонстрирует. Имеется в виду и расселение аварийного, ветхого жилья, и капитальный ремонт тех домов, жилых строений, которые не проводились в течение уже десятилетий и практически тоже могут быть отнесены к категории ветхого жилья. Пожалуйста.

Д.Н.Козак: Если говорить о ситуации на сегодняшний день, о ходе работы фонда, то в настоящее время на капитальный ремонт и переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда выделяется 308,7 млрд рублей: 251 млрд – это федеральный бюджет и 57 млрд рублей с небольшим – это региональные бюджеты. За счёт этих средств уже в настоящее время улучшили свои жилищные условия путём улучшения качества жилья, капитального ремонта жилого фонда, как раз того, который десятилетиями не ремонтировался, 14,6 млн человек. Отремонтировано 111 тыс. жилых домов (это 97,8% от тех плановых программных показателей, которые заявили субъекты Российской Федерации на конец 2010 года). Расселено граждан –148 тыс. человек. Планируется, что в целом будет расселено из аварийного ветхого жилья 212,4 тыс. человек. Это достаточно большая цифра количества граждан, которые на самом деле жили в невыносимых условиях. За счёт этих программ эта проблема решается.

Хочу также сказать, что эти субсидии из федерального бюджета выделяются субъектам Российской Федерации не только на реализацию собственно программ, но и на условиях осуществления структурных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, на условиях осуществления соответствующих реформ.

Эти условия совершенствуются постоянно.

В этом году, с 1 августа этого года, с учётом того, что мы выделяем дополнительные деньги, дополнительно капитализировали фонд, дополнительным условием предоставления субсидий является принятие региональных программ повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном секторе. С 1 августа текущего года уже 17 субъектов Российской Федерации получили субсидии, предъявив соответствующие программы энергоэффективности, и уже в 2011 году будут отчитываться об их реализации. С этого момента все субъекты Российской Федерации могут получить соответствующую субсидию при наличии такой программы.

Что касается продления деятельности фонда, то с учётом принятого решения и закона о бюджете на 2010 год это решение о дополнительной капитализации фонда реализовано. В настоящее время подготовлен законопроект о продлении деятельности фонда на один год, до 1 января 2013 года. Изначально это было 1 января 2012 года. С учётом дополнительной капитализации дополнительным условием предоставления субсидии уже в 2011 году, с середины 2011 года, согласно этому законопроекту должно стать создание на региональном уровне постоянных механизмов, постоянно действующих механизмов в осуществлении капитального ремонта жилого фонда, чтобы не допустить ту ситуацию, которая сложилась у нас к середине 2000-х годов, когда накопилось огромное количество домов, которые не ремонтировались десятилетиями.

Этот механизм предполагает наделение прежде всего самостоятельными полномочиями субъектов Российской Федерации, которые сами должны отрегулировать порядок осуществления планового ремонта – с участием кредитных схем, участием бюджетных схем. Сегодня в некоторых субъектах имеется различная практика, которая демонстрирует различную эффективность. Сами субъекты Российской Федерации должны отрегулировать эти схемы. И только при наличии законов в субъекте на эту тему они в 2011 году смогут получить субсидии, а в 2012 году, как раз в тот год, на который мы продлеваем деятельность фонда, фонд будет мониторить, каким образом эти законы реализуются в субъектах Российской Федерации.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Подписаны распоряжения по внесению изменений в правила регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства и снятия с регистрации. Эти изменения предусматривают возможность проводить такие операции через интернет. Прошу Александра Дмитриевича пояснить.

А.Д.Жуков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Я напомню, что в соответствии с действующим законодательством сейчас у нас граждане обязаны зарегистрироваться либо месту пребывания, либо по месту проживания. Для этого необходимо идти в органы регистрационного учёта, причём делать это 2 раза – сначала подать соответствующие документы, потом пойти и получить эти документы.

У нас в связи с программой по реализации предоставления государственных услуг в электронном виде разработана возможность регистрации уже с помощью электронных средств, в том числе с помощью интернета.

Те изменения в правила регистрации, которые сейчас предлагаются, дают гражданину возможность подать все необходимые для регистрации документы, не выходя из дома, в электронной форме через интернет, причём гражданин это может сделать как самостоятельно, так и уведомить регистрационный орган через собственника жилого помещения. Соответственно, ему не надо никуда ходить: он просто из дома может это сделать, по электронной почте направив необходимые документы и получив в свою очередь документы, подтверждающие принятие на регистрационный учёт, точно так же по электронной почте. Это, конечно, существенно и упрощает процедуру, и сокращает время, необходимое для реализации этой государственной услуги.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Надеюсь, эта либерализация будет гражданам помогать решать административные вопросы. В области здравоохранения у нас подготовлен один документ и уже подписано второе распоряжение. Речь идёт о государственных закупках лекарственных препаратов для людей, страдающих редкими заболеваниями. На эти цели выделяются средства в объёме более 30 млрд рублей – 30,1 млрд. Подготовлен проект распоряжения об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на 2011 год. В первом случае речь идёт тоже о 2011 годе. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна, прокомментируйте.

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Первое распоряжение, которое подписано, связано с тем, что мы с 2008 года в составе закона о федеральном бюджете реализуем подачу финансового обеспечения лекарственными препаратами тех граждан, которые страдают злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственной ткани, гемофилией, муковисцидозом и рядом других заболеваний. Выделение этих заболеваний в самостоятельную группу в 2008 году было связано с тем, что они достаточно дорогие и не могут быть обеспечены в рамках обычных делегированных полномочий регионам Российской Федерации.

Должна сказать, что с 2008 года мы начали вести регистр этих больных. У нас есть полное, пофамильное представление о том, кто это, какие это граждане, как им назначаются эти лекарственные препараты. Это процесс абсолютно управляемый, о чём свидетельствует то, что в результате 2010 года в процессе торгов (а эти закупки осуществляются централизованно) мы получили экономию 3,5 млрд рублей, которая потом была перераспределена на другие цели.

Но при этом я хочу обратить внимание, что если в январе 2009 года, когда мы впервые получили сформированный регистр, в регистре было 56 тыс. человек, то сейчас, к 1 ноября 2010 года, численность возросла на 60%. Это опять же свидетельствует о той работе, которую ведут медицинские организации по выявлению больных, страдающих этими заболеваниями.

При этом я хочу сказать, что, по данным мониторинга, который ведёт Росздравнадзор, на 25 октября по этим препаратам мы не имеем в аптечном звене отсроченных рецептов, а средняя стоимость сейчас составляет 62,8 тыс. рублей за рецепт, и на сегодняшний день отпущено более более 400 тыс. препаратов. Распоряжение, которое подписано впервые, – мы его в таком виде предложили подписать в Правительстве, – связано с тем, что мы заключаем, по сути, двухгодичный контракт на поставку этих лекарственных препаратов. Это будет такой первый опыт. Посмотрим, какой результат у нас будет. Данные об итогах аукциона у нас уже будут в декабре этого года.

Что касается другого документа – об утверждении перечня жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов на 2011 год, он ещё был подготовлен в соответствии со старой редакцией закона о лекарственных средствах, потому что новый закон вступил в силу с 1 сентября. И этот перечень лекарственных препаратов предполагает, что по отношению к базовому, который мы утверждали в конце прошлого года, из него исключено 16 препаратов, потому что они либо не имеют регистрации на территории Российской Федерации, либо на территорию Российской Федерации не завозятся. В то же время в него был включён 41 новый препарат. И все обсуждения, которые велись в целях формирования этого перечня, носили коллегиальный характер. Была создана специальная комиссия в Министерстве здравоохранения из ведущих специалистов. Потом он был размещён в сети интернет. И ещё мы его дополнительно обрабатывали и добавляли потом замечания, которые поступили к нам, на сайт министерства.

В результате теперь с 2011 года перечень жизненно важных лекарственных препаратов будет включать 528 международных непатентованных наименований. В прошлом году их было 503, точнее, не в прошлом, а в 2010-м. Это где-то одна треть по торговым наименованиям от того, что зарегистрировано у нас в Российской Федерации.

По этим препаратам будет осуществляться государственная регистрация цен в соответствии с тем постановлением, которое Вы не так давно подписали.

Что ещё хочу сказать: из этих 528 международных непатентованных наименований 84 наименования (то есть 15,9%) производятся исключительно российскими производителями, 166 (или 31,4%) производятся исключительно иностранными производителями и 278 наименований (52,7%) производятся и нашими и иностранцами.

У нас прослеживается, как и в прошлом году, устойчивая тенденция к тому, что наши препараты из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств постепенно начинают завоёвывать определённые позиции, приближаясь к 60% от общего объёма препаратов, входящих в этот перечень.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Давайте перейдём к повестке сегодняшнего нашего заседания. Среди вопросов хотел бы выделить несколько. Первое – это поправки в Уголовный кодекс.

Мы многое делаем в последнее время для гуманизации системы наказаний, смягчения ответственности за незначительные преступления, за те правонарушения, которые не связаны с большой общественной опасностью. И, безусловно, поступаем верно. Но есть случаи, когда нужно действовать иначе, когда нужно усиливать наказания. Сегодня предлагается сделать именно такой шаг – ввести уголовную ответственность за неоднократную продажу алкоголя несовершеннолетним. К сожалению, сегодня подобные действия, как правило, сходят с рук, многие считают, что это мелочь, на которую не стоит обращать внимание. Это заблуждение. Такую ситуацию нужно менять. Абсолютное большинство работников торговли понимают необходимость защиты нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, и уверен, они никогда не пойдут на нарушение закона. Для тех же, кто ради наживы готов продавать алкоголь детям и подросткам, перспектива сесть на скамью подсудимых должна послужить серьёзным предостережением. Санкции здесь не ахти какие, но всё-таки это уголовная ответственность, максимальная санкция – исправительные работы сроком на один год и лишение права работать в сфере торговли на три года.

Ещё один вопрос нашей повестки дня связан с реализацией программы модернизации моногородов. Мы рассмотрим предложения о господдержке семи моногородов на общую сумму 2,7 млрд рублей. Эти средства предназначены для реконструкции транспортной и коммунальной инфраструктуры, поддержки бизнес-проектов и туризма в городах Чусовой, Гаврилов-Ям, Ковдор, Ревда, Гуково, Байкальск и Ленинск-Кузнецкий.

Конкретные проекты были определены по просьбам самих моногородов и призваны помочь в решении наиболее острых проблем, препятствующих их устойчивому развитию. Прошу Минрегион России продолжать мониторинг ситуации в моногородах и держать вопросы их развития на постоянном контроле.

Хотел бы добавить, что на одном из ближайших заседаний Правительства Российской Федерации мы вернёмся к этой теме и рассмотрим предложения о поддержке ещё ряда моногородов, подведём итог нашей работы по этому направлению за 2010 год.

Уважаемые коллеги!

Многие из вас, наверное, обратили внимание: вчера в одной из московских школ № 1060 мы встречались с представителями педагогического сообщества, школьного самоуправления, с профсоюзами. Обсуждали подходы к новой федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы. Её проект планируется сегодня одобрить.

Программа предусматривает механизмы и ресурсы для реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Речь идёт о серьёзном повышении общественного статуса учителя и качества педагогического труда. В рамках программы будет создано более 100 специальных площадок для стажировок, где учителя смогут обучаться современным методикам и программам преподавания. И мы планируем, что за ближайшие пять лет курсы повышения квалификации пройдёт более 80 тыс. педагогов. Я вчера ещё говорил: на базе наших основных ведущих педагогических ВУЗов тоже будут создаваться межрегиональные центры. Такой центр должен возникнуть в каждом федеральном округе.

Серьёзные средства будут выделены для поддержки одарённых детей, включая организацию школьных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Ведущие ВУЗы страны (Московский государственный университет, Физтех, МГТУ имени Баумана и другие) активно работают с перспективными школьниками – своими будущими студентами. Этот опыт нужно, конечно, максимально распространять.

Далее. В рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов, строительство и реконструкция учебных корпусов, библиотек, спортивных комплексов и, конечно, общежитий, которых сегодня не хватает.

Также предстоит разработать и ввести в действие свыше 300 новых программ профессионального обучения, в первую очередь по тем специальностям, которые максимально востребованы сегодня и в ближайшей перспективе будут востребованы на рынке труда, определяют технологические перспективы всей российской экономики.

Например, это подготовка современных инженерных и исследовательских кадров в области энергоэффективности, ядерных, информационных технологий, телекоммуникаций, биохимии, фармацевтики и так далее.

В целом на мероприятия федеральной программы развития образования планируется выделить 137 млрд рублей, в том числе 53 млрд из федерального бюджета, и 67 млрд рублей – из бюджетов субъектов Федерации, которым, как известно, мы также оказываем и будем оказывать необходимую поддержку. За счёт внебюджетных источников будет привлечено 17 млрд рублей.

Давайте перейдём к работе.