Версия для слабовидящих

12 января 2012

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации

«Результаты работы экономики России и Правительства России за прошлый год говорят о том, что эти результаты – одни из лучших в мире, без всякого преувеличения».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

У нас сегодня первое заседание Президиума Правительства Российской Федерации в новом, наступившем 2012 году. Обширная повестка дня.

Начать хотел бы, как это ни странно, с приятного – как это ни странно, потому что, как правило, мы обсуждаем проблемные вопросы. Со статистики. Попросил подобрать эту статистику наших коллег, которые воспользовались следующими источниками: это МВФ, Еврокомиссия, «Глобал Инсайт», наш Росстат, Минэкономразвития. Попросил сравнить, провести сравнительную характеристику показателей по основным мировым экономикам и по российской экономике, для того чтобы иметь возможность получить объективную оценку того, как мы с вами отработали в прошедшем, 2011 году.

Каковы эти результаты по важнейшим макроэкономическим и по важнейшим социальным показателям? Важнейшим с точки макроэкономики является, как мы с вами знаем, рост валового внутреннего продукта – ВВП. По этому показателю мы занимаем третье место среди ведущих экономик мира, пропустив вперёд себя только Китай и Индию. В Китае рост 9,5%, в Индии – 7,8%, в России – 4,2%. Все остальные страны меньше – я уже не говорю про тех, кто, к сожалению, ушёл в минус: это Греция (минус 5,5%), Япония (минус 0,4%), в еврозоне 1,5% роста, в США – 1,6.

По росту промышленного производства мы на четвёртом месте, пропустили вперёд Китай, Индию и Федеративную Республику Германия. В целом по еврозоне рост 3,2. Еврозона набрала меньше, чем Россия, но «локомотив» европейской экономики, Федеративная Республика Германия показала очень хорошие результаты в сегодняшних условиях – 7,2% роста. У нас с вами 4,7% – в страновом измерении четвёртое место.

Инфляция – важнейший для нашей экономики показатель. Она у нас ещё большая – 6,1%, но это лучший показатель за последние 20 лет для России. За последние 20 лет – самый лучший показатель! И если сравнить с сопоставимыми по структуре экономиками, то в общем выглядит это хорошо. Скажем, у Индии, которую я уже упоминал, у которой заметный рост ВВП и промышленного производства, инфляция составила 9%. У сопоставимой по структуре экономики, бразильской – 6,3%. У Великобритании – 4,5%. В США – 3,5%.

По дефициту бюджетной системы. Должен сказать, что здесь мы уверенно занимаем лидирующее место. Везде дефицит, и заметный. У лидера европейской экономики ФРГ – минус 4,3%. В целом по Еврозоне – минус 6,2%. Есть и, конечно, совсем тревожные вещи: Греция – 10,8%, Испания – 9,3%, Франция – 7,1%, Великобритания – 11,2%, США – 9,6%, Япония – 10,3%. У нас с вами не дефицит: в этом году мы выходим на профицит 0,8%. Почти один процентный пункт ВВП в плюс.

Кроме этого вы знаете по ситуации с госдолгом. В Еврозоне в целом госдолг превышает 80%. Я уже не говорю о Соединённых Штатах Америки, об отдельных странах Евросоюза, о, скажем, Греции, Испании, Италии. У нас с вами госдолг – 10,4% ВВП, при этом внешний долг составляет только 2,5% – практически нулевое значение.

Золотовалютные резервы восстановлены, находятся на очень хорошей отметке – свыше 500 млрд долларов. По этому показателю мы занимаем третье место в мире после Японии и Китая (после Китая и Японии). У нас стабильно держатся резервные фонды Правительства, даже подросли. Фонд национального благосостояния составляет 2 трлн 790 млрд рублей, резервный фонд Правительства – 1 трлн 893 млрд рублей, это 8,7 процентных пункта от ВВП страны.

И наконец, важнейший социально-экономический показатель – безработица. Мы с вами здесь занимаем после Японии, после Китая практически третью позицию, фактически делим её с Бразилией: у нас к декабрю было 6,2% (в Бразилии – 6,3%), а по году, скорее всего, будет где-то 6,2%–6,5%. Это хороший показатель, это полное восстановление докризисного уровня рынка труда. Результат в целом хороший, и он достигнут, конечно, и благодаря внешнеэкономической конъюнктуре, и благодаря целенаправленным действиям и Правительства Российской Федерации, и региональных властей. Это выразилось и в целенаправленном таргетировании инфляции, целенаправленной борьбе с инфляцией по разным каналам – это сдерживание тарифов, это поддержка сельского хозяйства. Отсюда и урожай, отсюда и цены на продовольственные товары осенью этого года. Напомню, что у нас были благоприятные условия, но после двух засушливых лет всё-таки без целенаправленной поддержки сельское хозяйство вряд ли достигло бы таких результатов. А здесь и кредитование льготное, финансирование, здесь и ГСМ по сниженным ценам, здесь и минеральные ресурсы, минеральные удобрения тоже по сниженным ценам и тарифам, здесь и транспортная поддержка, поддержка транспортной системы.

Если говорить по рынку труда, то в этой сфере проделана большая работа и руководителями регионов Российской Федерации (я хочу их за это поблагодарить), и Правительством, теми нашими службами, которые выстраивали систему работы по борьбе с безработицей в 2009, 2010 и 2011 годах. В целом она оправдала себя.

На что хотел бы обратить внимание? Мы, так же как и любое Правительство, своей основной целью всегда ставили – и в будущем так и будет – основной целью повышение уровня жизни граждан: в этом цель любого правительства и деятельности любого государства. Что у нас в этой связи? Мы за предыдущие 10 лет в 2 раза сократили тех, кто живёт за чертой бедности. По нашей системе оценки, сегодня это 12,5% граждан, а было почти в 2 раза больше. Но если переводить это всё на понятный международный язык цифр, то да, у нас это число сократилось в 2 раза, но по международной методике люди, живущие за чертой бедности, составляют у нас примерно 26%. Это пока очень много. Правда, это уже сопоставимо с такими странами, как Греция, Испания: там 20% и 20,7% живущих за чертой бедности. В США, кстати говоря, 18%.

Что касается стран, которые попали в тяжёлое положение, и это особая ситуация, я уже говорил о безработице, то у нас с вами 6,6%, а в той же Испании уже 22%, приближается к 23%. Вы представляете? Почти каждый четвёртый (почти каждый четвёртый!) не работает. В Греции – 17,3%, во Франции – 9,7. Очень много! В США – 9,1%.

Что касается количества людей, живущих за чертой бедности, эта цифра ещё очень большая, во-первых. И во-вторых, на что хотел бы обратить внимание по итогам прошлого года? Она у нас по прошлому году почти не сократилась в силу разных обстоятельств и причин. Рост заработной платы составил 7,1%, а рост реальных доходов населения будет только 0,4–0,5% по году. Связано это с незначительным ростом социальных пособий и пенсий. В позапрошлом году мы действительно сделали резкий скачок по пенсиям, а в прошлом году их индексировали только по инфляции. Это всё то, на что мы должны будем обратить самое пристальное внимание в 2012 году. Я ещё об этом скажу неоднократно, но доходы населения и в экономике, и в бюджетной сфере государство должно обеспечивать должным, достойным образом, и, судя по тому, какие результаты демонстрирует наша экономика, это возможно и это нужно будет делать. Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на то, что 2012 год не будет лёгким, а скорее наоборот, он обещает быть даже более сложным, чем 2011 год. И вот те данные по ведущим экономикам мира, которые я приводил, те, прямо скажем, тревожные сигналы, которые оттуда исходят сегодня, должны нас настраивать на очень серьёзный лад в работе по обеспечению интересов наших граждан, мы об этом ещё с вами будем говорить неоднократно.

Но первое, с чего я бы хотел сегодня начать, как раз в контексте социальных вопросов, это с повышения денежного довольствия военнослужащим. Вы знаете, что принято решение с 1 января 2012 года увеличить денежное довольствие военнослужащих. Оно в среднем у нас будет увеличено в 2,5–3 раза. Пенсии военных пенсионеров вырастут – ещё раз хочу подчеркнуть: вне зависимости от ведомственной принадлежности – в 1,6 раза. Сегодня хотел бы послушать руководителей Министерства обороны, их доклад о том, как идёт работа по пересчёту и когда военнослужащие получат эти новые деньги, повышенное денежное содержание.

Пожалуйста, кто? Прошу вас. Татьяна Викторовна (обращаясь к Т.В.Шевцовой), да? Пожалуйста.

Т.В.Шевцова (заместитель министра обороны Российской Федерации): В целях реализации федерального закона о введении с 1 января 2012 года новой системы денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих на сегодняшний день сформирована вся правовая база. К 10 января в Министерстве обороны подписаны все приказы по установлению с 1 января новых окладов по новым воинским званиям, новым воинским должностям и надбавкам, это более 350 тыс. военнослужащих, проходящих службу по контракту. Мы провели сравнительный анализ денежного довольствия, которое получали наши военнослужащие в 2011 году с учётом всех денежных компенсаций и льгот, и сравнили с новым денежным довольствием в 2012 году. Так, например, командир взвода, лейтенант в прошлом году со всеми льготами и компенсациями получал 24 тыс. рублей в месяц, с 2012 года – это 50 тыс. рублей в месяц. Командир роты, капитан в прошлом году со всеми надбавками и льготами получал 27 тыс. в месяц, в 2012 году с 1 января – 66 тыс. в месяц: рост более чем в 2,5 раза, на 38 тыс. И ещё один пример. Командир батальона, подполковник в прошлом году со всеми льготами и надбавками получал порядка 30 тыс. в месяц. С 1 января рост на 251%: 76 тыс. – денежное довольствие этой категории.

Начисление и перечисление денежного довольствия у нас будет осуществляться через Единый расчётный центр, который мы создали в Москве централизованным порядком. Считаем, что централизация и такой порядок расчёта ведёт к возможности более своевременно и правильно начислять денежное довольствие и усилить контроль за расходованием средств по этому направлению. В расчётном центре на сегодняшний день создана информационная служба, которая отвечает на все волнующие вопросы военнослужащих, которые они задают уже по своему индивидуальному денежному довольствию, по своим надбавкам. Сразу хочу отметить, что централизация денежного довольствия не изменит порядка перечисления налога на доходы физических лиц. Такие вопросы задают и губернаторы, и главы администраций. Налог на доходы физических лиц будет перечисляться в рамках Налогового кодекса по месту нахождения воинской части, где военнослужащий проходит военную службу. Денежное довольствие за январь мы планируем перечислить военнослужащим уже на их карточки 25 января текущего месяца.

Что касается пенсий военным пенсионерам, то они также пересчитаны исходя из новых окладов и новых размеров воинских званий и воинских должностей. Пенсии за январь 2012 года в новых размерах в соответствии с законодательством и по согласованию с Минфином мы перечислили в конце 2011 года. С учётом того, что у нас срок – 5 января – попадал на праздничные дни, законодательством такая возможность предусмотрена, и мы с 22 по 27 декабря эти выплаты нашим военным пенсионерам осуществили.

В.В.Путин: То, что вы централизовали расчёты – это, наверное, хорошо. Только чтобы сбоев здесь не было, при реорганизации подобного рода всегда происходят какие-то упущения, что-то забывают, желая сделать получше. Я обращаю ваше внимание и внимание Анатолия Эдуардовича (А.Э.Сердюков) на то, что новый расчётный центр… Надеюсь, что это приведёт к улучшению необходимых процедур и не даст никаких сбоев в работе. Первые деньги военнослужащие должны получить 25 января, да?

Т.В.Шевцова: Так точно.

В.В.Путин: Анатолий Эдуардович, обратите внимание, чтобы без сбоев всё прошло.

А.Э.Сердюков: Владимир Владимирович, оставили ещё старый финансовый орган и вводим новый, поэтому у нас три месяца будут существовать и старый орган, и новый. Как только новый в полной мере заработает, мы, соответственно, ликвидируем старый орган, поэтому здесь сбоев не должно быть.

В.В.Путин: Хорошо. Пожалуйста, Антон Германович (А.Г.Силуанов) об итогах исполнения федерального бюджета.

А.Г.Силуанов: Уважаемый Владимир Владимирович! Вы уже основные итоги исполнения бюджета обозначили. Я лишь подчеркну некоторые цифры. Действительно, мы в 2011 году получили доходов в размере 11 трлн 350 млрд рублей, что на 2,5 трлн рублей выше, чем наш первоначальный план, который мы принимали, бюджет, который мы принимали ещё в ноябре–декабре прошлого года. Что самое главное, это то, что мы в реальном выражении – в реальном выражении! – сумели достичь уровня предкризисных годов, то есть 2008 года, хотя изначально мы в реальном выражении, по нашим планам, планировали достичь уровня доходов предкризисного года только к 2014 году. К 2014 году! Что важно – что мы из этих дополнительных доходов – из 2,5 трлн рублей – всего около 10,5% потратили на расходы, и в результате этого мы как раз и получили тот профицит, о котором, Владимир Владимирович, Вы уже сказали, – 0,8% ВВП, или 427,8 млрд рублей, что в свою очередь явилось одним из основных факторов снижения инфляции до 6,1%.

Если сравнить исполнение бюджета с другими годами, то можно сказать, что в 2011 году доходы составили 21,1% валового внутреннего продукта, что на 2,6 процентного пункта выше, чем 2010 год, но ниже, чем докризисный 2008 год. Имею в виду, что мы в 2009 году понизили налоговое бремя, поэтому, конечно, у нас несколько и доходы снизились в процентном отношении к ВВП. Но мы сделали серьёзный шаг – плюс к уровню 2010 года – в первую очередь за счёт собираемости налогов, особенно по такому налогу, как налог на добавленную стоимость.

Важно также, Владимир Владимирович, то, что мы серьёзно идём по сокращению ненефтегазового дефицита. За период 2011 года ненефтегазовый дефицит составил 9,7% валового внутреннего продукта. Напомню, что в 2010 году этот показатель составлял 12,6%, а в 2009 году – 13,7. Но успокаиваться тоже нельзя, потому что мы видим безопасный уровень ненефтегазового дефицита где-то 4–5% ВВП.

Конечно, были и некие проблемы в ходе исполнения 2011 года. У нас большая часть расходов в 2011 году была потрачена в декабре – 19,5%. Такого за последние годы не было. Можно привести статистику: в 2010 году – 17,7% в декабре потратили, в 2009 – 15%. То есть в прошлом году как никогда значительный объём средств был израсходован в конце месяца – только за последнюю неделю декабря было израсходовано больше 1 трлн рублей – 1,1 трлн рублей. Таких расходов, конечно, мы никогда не накапливали на конец года. Связно это было в том числе и с тем, что мы принимали поправки в закон о бюджете, которые увеличивали наши расходные обязательства. Как раз эти дополнительные расходы все пришлись на декабрь. У нас остались неиспользованные остатки – 198, 9 млрд рублей. В первую очередь средства инвестиционного и дорожного фонда – 26,2 млрд рублей, которые перейдут на следующий год и будут потрачены. Мы не в полном объёме перечислили средства, запланированные в виде трансфертов Пенсионному фонду, потому что такой потребности не было – 47 млрд рублей мы по сути сэкономили в виде трансфертов Пенсионному фонду. Ну и ряд других позиций.

Что хотелось отметить? Что те нефтегазовые доходы, которые мы получили в 2011 году – это 5,6 трлн рублей, – из этих нефтегазовых доходов мы чуть больше миллиарда рублей должны направить на увеличение Резервного фонда. Такой проект постановления мы уже внесли в Правительство Российской Федерации и просим ускорить его рассмотрение, поскольку мы до 1 февраля 2012 года должны по законодательству увеличить Резервный фонд за счёт тех нефтегазовых доходов, которые к нам поступили.

Что касается Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, Владимир Владимирович, Вы уже сказали: действительно, 8,7% ВВП (у нас два этих фонда), а до кризиса, напомню, этот показатель составлял 16,1% ВВП. Но там, конечно, и ВВП был поменьше. Если посмотреть в рублях, то до кризиса два фонда составляли 6,6 трлн рублей, а сейчас, на конец прошлого года–начало этого – 4,7 трлн рублей. То есть в номинальном выражении мы восстанавливаем эти объёмы, несмотря на то, что изначально в первоначальном бюджете планировалось расходование средств Резервного фонда практически до минимума.

Что ещё хотелось сказать? Мы в 2011 году вместе с коллегами из других министерств и ведомств неплохо сработали по подготовке нормативно-правовых актов, обеспечивающих бюджет 2012 года. Должны быть подготовлены 69 нормативно-правовых актов со сроком подготовки в 2011 году, и практически все они подготовлены или внесены в Правительство. Приняты 24, осталось принять ещё чуть больше 40 нормативно-правовых актов, которые обеспечат нам в  полном объёме уже реализацию и исполнение бюджета 2012 года. Поэтому год был неплохой с точки зрения исполнения бюджета. Думаю, что и в этом году будем тщательно мониторить ситуацию. У нас с вами есть, кстати говоря, резервный механизм на случай изменения, ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Но хочется надеяться, что мы им не воспользуемся.

В.В.Путин: Уважаемые коллеги! На что хотел бы обратить внимание? Вначале я приводил достаточно позитивные цифры. И действительно, результаты работы экономики России и Правительства России за прошлый год говорят о том, что эти результаты – одни из лучших в мире, без всякого преувеличения. Но мы с вами хорошо знаем проблемные стороны нашей экономики, и одна из них – это однобокость развития экономики, зависимость от нефтегазового сектора. То, что у нас происходит снижение ненефтегазового дефицита, – это очень хорошая тенденция, правильная. Но наша с вами задача – её продолжать в следующем году, добиться реальной диверсификации нашей экономики, перевода экономики на инновационные рельсы, создание новых рабочих мест – как вы знаете, я уже об этом говорил, не менее 25 млн новых рабочих мест, созданных и преобразованных в новые. Это то, что является нашей ключевой задачей на ближайшие годы, и прошу об этом не забывать. Кстати говоря, и наша бюджетная политика должна быть направлена именно на это, и не в последнюю, а может быть, в первую очередь – имею в виду, что обеспечение темпов роста промышленного производства в значительной степени связано с тем, как мы организуем свою работу в бюджетной сфере. В 2009-м, как вы помните, был общий спад, а в ракетно-космической отрасли у нас был рост 17%. За счёт чего? За счёт прямой поддержки государства. Да, государство не может везде и всё поддержать, но на ключевых направлениях, особенно в высокотехнологичных сферах, конечно, мы должны это сделать так, как мы это делали, скажем, в автомобилестроении, в некоторых других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве. Такую работу мы будем продолжать и в том числе, как я уже сказал, в области сельского хозяйства. Вот Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову) сейчас нам об этом и расскажет, пожалуйста.

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Я сегодня провёл заседание комиссии по вопросам развития агропромышленного комплекса, рассмотрел ряд вопросов, связанных с ходом окончания работ – по итогам озимого сева, о подготовке к весенним полевым работам и создании кормовой базы для животноводства. Надо сказать, что площадь озимого сева составила 16 млн 129 тыс. га, что на уровне прошлого года. Но отрадно, что – в это время обычно Росгидрометцентром проводится анализ состояния озимых – состояние озимых хорошее и удовлетворительное, только 6% имеют не очень хорошее состояние. Ситуация значительно лучше, чем в предыдущие годы. Это очень важно, потому что озимые обычно дают нам 45–50% урожая зерновых, поэтому хорошее состояние озимых и та работа, которая проводилась Правительством по поддержке сельхозпроизводителя, позволяют надеяться, что озимые могут дать в этом году хороший урожай.

Что касается подготовки к весенне-полевым работам. Всего необходимо посеять 50,8 млн га в весенний сев, это выше на 300 тыс. га, чем в прошлом году. Зерновые надо посеять на площади 30 млн 300 тыс. га. Сегодня подробно рассмотрены вопросы обеспечения семенами, средствами химизации, то есть минеральными удобрениями, ГСМ и кредитными ресурсами. Что касается семян, то в принципе их запасы – практически 100% по России, но это в среднем. Есть регионы, где больше запасено, где меньше, поэтому обращено внимание Министерства сельского хозяйства на те регионы, где недостаточное количество семян яровых, зерновых и зернобобовых. Были приняты меры для того, чтобы это не повлияло на ход весенне-полевых работ.

Что касается средств химизации: уже накоплены запасы минеральных удобрений в количестве 2 млн 530 тыс. т действующего вещества. Впервые такое большое количество, оно значительно выше, чем было в прошлом году. Предусмотрено 5 млрд рублей на компенсацию затрат по минеральным удобрениям и 253 млн рублей в 2012 году, имею в виду на средства химизации. Таким образом, есть реальность, что в 2012 году можно 3 млн т действующего вещества минеральных удобрений, которые записаны в госпрограмме, использовать для получения соответствующего урожая.

Что касается цен на минеральные удобрения, то действует соглашение между производителями минеральных удобрений и сельхозпроизводителями (Агропромсоюзом), которое позволяет поднимать им цены только от 6,9% до 11,5%. Этот коридор цен определён, и мы будем в этом году следить, чтобы цены выше этого коридора не повышались.

Техническое обслуживание. Количество техники в 2011 году было приобретено достаточно большое: сработали те меры, которые Правительство принимало по реализации техники с 50-процентной скидкой. Более 5,5 тыс. единиц поступило в хозяйства. Более того, выделено 3,7 млрд рублей в уставной капитал «Росагролизинга», и оно начнёт с 2012 года программу обновления техники. Таким образом, здесь есть уверенность, что поступит значительное количество уже новой техники в этом году, в 2012 году.

Возник вопрос по горюче-смазочным веществам. В прошлом году было использовано 2,83 млн т льготного дизельного топлива. Регионы в этом году заявили больше – 3,946 млн дизельного топлива, что на 48,8% больше выборки льготного дизельного топлива в прошлом, 2011 году, и 506 тыс. т автобензина. Надо сказать, что 16 регионов подтвердили свои объёмы, 56 регионов пока не согласны с теми объёмами, которые им выделяются. Сегодня мною дано поручение Минэнерго и Минсельхозу, с тем чтобы они провели соответствующую работу и рассмотрели вопросы, связанные с объёмами. То, что Вами принято решение по льготному…. Это решение также по льготным ценам на ГСМ. В прошлом году общая сумма вырученных средств составила порядка 17 млрд рублей. В этом году, я думаю, будет, наверное, не меньше, но тот срок, который определён до 1 апреля, мне кажется, это очень долгий срок, Владимир Владимирович. Мне представляется, что можно до 1 марта закончить всю работу, связанную с определением объёмов и доведением этих объёмов до регионов, до сельхозпроизводителей. Поэтому я попросил бы, может быть, сегодня такую коррективку сделать. Есть Ваше поручение о том, чтобы в 2012 году была также применена льготная система, но по срокам там 1 апреля, и я думаю, что в марте–апреле уже начнутся вовсю полевые работы, поэтому надо немножко подвинуться.

Что касается кредитных ресурсов, то сегодня Россельхозбанк подтвердил, что 141,5 млрд рублей под весенне-полевые работы предусмотрены. Более того, он уже 20 млрд рублей выдал сельхозпроизводителям на весенне-полевые работы. По финансовому обеспечению весенне-полевых работ никаких вопросов не возникает, Владимир Владимирович. Ставки довольно приемлемые – от 10% до 10,5% на годовые кредиты. Я думаю, что с учётом той базы, которая была (хорошая база была заложена в 2011 году), с учётом того, что в этом году складывается хорошая ситуация по озимым, по подготовке к весенним полевым работам, мы также вправе надеяться на то, что урожай 2012 года будет тоже достаточно хорошим. И вся эта работа будет проводиться Правительством, чтобы действительно реализовать все возможности и чтобы вновь, по крайней мере, и цены на сельскохозяйственную продукцию не росли, и продовольственная инфляция (она же в этом году минимальна, чуть более 4%), и я думаю, нам надо так поработать, чтобы в 2012 году где-то 4%, 4% с небольшим не превышала продовольственная инфляция.

В.В.Путин: У нас растут инвестиции в основной капитал сельхозпредприятий, да?

Е.Б.Скрынник: Да, абсолютно.

В.В.Путин: Сколько? Процентов 20 за 2011 год?

Е.Б.Скрынник: Да, уважаемый Владимир Владимирович, в продолжение Вашего выступления - благодаря мерам государственной поддержки, которую получили наши сельхозтоваропроизводители, индекс физического объёма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет 120%. Это на 12 процентных пунктов выше, чем было запланировано за 2011 год. Соответственно, кредитных ресурсов было выдано банками на 21% больше, и объём кредитных ресурсов составил 987 млрд рублей.

Несколько слов хотела бы сказать о рентабельности сельхозпроизводства. Рентабельность в растениеводстве с 2005 года, когда она составляла 13,7%, выросла более чем до 18%. В частности в производстве молока – до 18,3%, по свинине – до 22% и по мясу птицы – до 24%. В связи с этим в 2011 году были введены в строй 289 новых предприятий животноводческих объектов и было произведено 11 млн т мяса. Это на 460 тыс. т больше, чем в 2010 году. Если говорить о доктрине продовольственной безопасности, то за 2011 год мы выполнили показатель доктрины продовольственной безопасности по зерну, сахару, картофелю, овощам и впервые по мясу птицы, то есть мы полностью себя закрываем, своё потребление именно по мясу птицы в соответствии с доктриной. Поэтому подготовленная, уважаемый Владимир Владимирович, нами, Министерством сельского хозяйства, и согласованная со многими министерствами и ведомствами программа развития сельского хозяйства с 2013 года по 2020 год, потому что действующая заканчивается в этом году... Я прошу Вашей поддержки в скорейшем её принятии, чтобы наши сельхозтоваропроизводители уже точно могли рассчитывать на дальнейшие инвестиции.

В.В.Путин: Хорошо, ладно. Спасибо.

Александр Алексеевич (обращаясь к А.А.Авдееву), у нас подписано распоряжение о премиях Правительства в области культуры. Как будет проходить эта работа? Кто у нас там лауреаты? Когда вручение планируете организовать?

А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, Вы подписали распоряжение о присуждении премии за 2011 год. Это одна из самых авторитетных премий в стране, и в этом году премию заслуженно получили многие видные деятели нашей культуры. Кроме того, есть и открытия, новые имена. Прежде всего я хотел бы выделить среди премий премию за создание замечательной школы оперного искусства Галине Павловне Вишневской. Спектакль «Ленкома» «Пер Гюнт» был высоко оценён всей общественностью, и премией награждён Марк Анатольевич Захаров и артисты, занятые в этом спектакле. Есть очень интересное открытие художника – художник Шавкат Абдусаламов получил у нас премию Правительства. Замечательный художник, россиянин узбекского происхождения, и сегодня им заинтересовались и многие творческие союзы, и выставочные импресарио. Оказалось, что в Москве живёт замечательный художник, который раньше просто был недооценён. Хотел бы выделить премию художнику Ивану Лубенникову за три станции метро: «Сретенский бульвар», станция «Маяковская» и «Славянский бульвар». Те, кто ездит в метро, уже оценили красоту этих станций, художественное оформление, а те, кто ездит на машинах, могут спуститься и посмотреть, насколько замечательное оформление. Кстати говоря, после того, как он сделал эти станции, его пригласили в Париж, и в Париже он сделал одну из центральных станций метро – «Мадлен». Всё это было оценено как выдающееся произведение школы оформления метро.

Получил премию режиссёр Алексей Бородин за прекрасный спектакль в Российском молодёжном государственном театре  – «Берег утопии». Вместе с ним награждён другой наш… уже хореограф, даже два хореографа. Это, во-первых, Борис Яковлевич Эйфман – за три своих балетных спектакля в питерском театре его же имени. И Юрий Николаевич Григорович – за балет для детишек, очень хороший балет получился. Я бы хотел выделить Иосифа Давыдовича Кобзона, потому что он проехал по всей стране и дал 43 спектакля на тему «Письма с фронта». Спектакли были посвящены годовщине окончания войны, все они были некоммерческими и получили очень хороший отзыв буквально по всей стране.

Награждены литераторы. Писатель Владимир Личутин – за очень интересный исторический роман «Раскол». Тема сложная, определённая веха в нашей истории, в литературе была освещена недостаточно, и получился очень увлекательный и исторически точный роман. Литературовед и писатель Игорь Волгин выпустил в последние годы несколько книг о творчестве Достоевского, причём это событие в мировом литературоведении и написано прекрасно – и новые открытия в жизни Достоевского, новые интересные факты в его биографии... Игорь Волгин получил премию Правительства. Премию Правительства получил прекрасный писатель и литературовед Андрей Турков за книгу о Твардовском – мы только что отпраздновали юбилей Твардовского, и как раз к этому юбилею вышла хорошая книга. Я бы хотел выделить из писателей, конечно, патриарха нашей литературы Фазиля Искандера – он получил премию – и поэтессу Юнну Мориц, за цикл стихов для детишек. Есть и ансамбли, прежде всего Ставропольский казачий ансамбль. Мы привыкли к тому, что у нас казачий ансамбль всегда берёт призы из Краснодара, а здесь из Ставрополья очень хороший ансамбль. Ну и международный культурный форум «Диалог культур» в Дагестане... Книгоиздатели получили: литературоведы Венгеровы хорошую премию. Кроме того, ткачи из Удмуртии – у них очень хорошая школа ткачества, она имеет художественную ценность – и за эту школу они также получили премию. В целом, Владимир Владимирович, уровень награждённых очень высокий и присуждение премий, конечно, будет событием в нашей культуре. Спасибо.

В.В.Путин: Им спасибо. Максим Анатольевич (обращаясь к М.А.Топилину – заместителю министра здравоохранения и социального развития), есть что добавить по рынку труда?

М.А.Топилин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Президиума! Я хотел бы добавить, что за прошедший год у нас действительно достигнуты результаты как по общей безработице, так и по регистрируемой безработице: эти показатели снизились практически на 20% – и тот, и другой. Мы зафиксировали уровни безработицы, которые уже ниже, нежели чем были показатели в ноябре 2008 года, когда начался кризис. При этом зарегистрированная безработица в 2011 году уменьшилась во всех без исключения регионах Российской Федерации: где-то эта динамика была выше, где-то – ниже, но ни одного региона, где есть рост безработицы, в 2011 году просто не существовало.

Есть ряд показателей, которые также могут позитивно характеризовать ситуацию на рынке труда. Это прежде всего напряжённость на рынке труда. У нас снижалась безработица, и параллельно работодатели выставляли гораздо бо́льшее количество вакансий, свободных рабочих мест, поэтому практически в 2 раза напряжённость на рынке труда  (это количество безработных к количеству вакансий) уменьшилась.

Так же позитивно характеризует ситуацию на рынке труда численность тех, кто работает неполное рабочее время. Мы весь кризисный период отслеживали этот показатель – первый раз за всю историю Российской Федерации. Во время кризиса этот показатель составлял более 1,5 млн человек, а на конец года он составил всего 200 тыс. человек, то есть практически это фоновое значение.

Мы, Владимир Владимирович, продолжаем ряд дополнительных мероприятий на рынке труда и в этом году. На эти цели выделено 1,5 млрд рублей. Но эти меры будут уже очень точечными. Это прежде всего те регионы, где остаётся напряжённая ситуация на рынке труда (Северный Кавказ и ряд других регионов), и поддержка регионов по созданию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями (инвалиды, многодетные семьи) – специальные рабочие места для них создаются именно за счёт средств федерального бюджета. Эту работу мы завершаем с регионами: уже прошли первый этап рассмотрения всех региональных программ, предложений и в ближайшее время подготовим распределение этой суммы по субъектам Российской Федерации и начнём финансирование этих мероприятий. Что касается средств, которые мы выделяем на пособия по безработице, которые выделяются из федерального бюджета за счёт субвенций, то хочу доложить Вам о том, что 10 января, в первый рабочий день, все эти средства были перечислены в бюджеты субъектов. Поэтому с точки зрения выплат безработным здесь никаких сбоев, никаких проблем в связи с передачей полномочий не будет, мы обеспечим всё вовремя. Спасибо.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо большое. Спасибо всем, кто эту проблему решал. И руководителям регионов Российской Федерации - я уже об этом говорил: многое было сделано в регионах по этому направлению.

На что хотел бы обратить внимание? Следующий год будет сложным, предстоит сложная и тяжёлая работа. Как вы знаете, во вторник состоялось селекторное совещание с руководителями ряда регионов Российской Федерации. И мы говорили, в частности, о ЖКХ, о коммунальных тарифах, о социальном благополучии людей. Я на что бы хотел обратить внимание? Вы знаете прекрасно, как в предыдущие годы у нас взлетали в начале года тарифы на услуги ЖКХ и на всю социалку. Просто взлетали! В некоторых регионах до 70% сразу! Приходилось принимать решения здесь в Москве для того, чтобы нормализовать ситуацию и опускать эти тарифы до приемлемой величины.

Хочу обратить внимание руководителей регионов Российской Федерации - всех, уже не только тех, которые принимали участие в селекторе, но и всех без исключения. Вы знаете, как я бережно отношусь к людям и к кадрам. Мы сейчас входим в предвыборный период, и ваш покорный слуга – один из кандидатов в Президенты. Не исключаю, что могу победить на этих выборах. Если это произойдёт, то сразу же после инаугурации внимательно посмотрю на тех, кто допустил скачки тарифов. И с тяжёлым сердцем, но вынужден буду принять кадровые решения. Просто говорю об этом совершенно серьёзно. Мы знаем, к сожалению, сбои в начале года по многим регионам страны в предыдущие годы. Прошу вас этого не допускать. Внимательно, лично за этим следить. Каждый глава региона должен знать досконально, что происходит в каждом посёлке, в каждом городе, в каждом селе. И Минрегион прошу за этим самым внимательным образом наблюдать, чтобы не пришлось потом опять назад откручивать со сбоями и с нервотрёпкой для людей.

Я хочу ещё раз подчеркнуть: никаких объективных причин для роста коммунальных платежей нет. Мы с вами приняли решение, что с начала года не будем повышать тарифы на услуги естественных монополий. Только с 1 июля. Там исключение только для ОАО «РЖД» сделано по соображениям, связанным с ремонтами.

Напомню в этой связи, что дано поручение ускорить разработку новой, более объективной системы оценки эффективности региональных управленческих команд. И прошу, Дмитрий Николаевич (Д.Н.Козак), Вас и министра регионального развития, других коллег самое активное участие в этом принять, вместе с руководителями регионов доработать эти критерии и внедрить их в самое ближайшее время в жизнь. Должны быть соответствующим образом проанализированы и приняты к исполнению и предложения наших коллег из регионов по совершенствованию межбюджетных отношений, разумеется, при прямом участии Министерства финансов Российской Федерации.

Что касается нашей сегодняшней повестки дня, хотел бы выделить два вопроса. Первое. Предлагается серьёзно изменить порядок пограничного и таможенного контроля при железнодорожных перевозках. У нас много людей пользуется и другими видами транспорта, но основным транспортом всё-таки остаётся железная дорога, поезд. У нас введён новый порядок при пересечении госграницы на поездах между Петербургом и Хельсинки: обслуживание начинается и продолжается по ходу движения поезда. Это гораздо удобнее, чем часами простаивать на границе. И с мая 2011 года такая технология применяется и на маршруте Москва–Киев–Москва. Теперь этот гораздо более удобный для людей порядок должен будет внедряться по всем направлениям международного железнодорожного сообщения. То же самое должно касаться и Калининградской области. Нужно с коллегами доработать эти вопросы.

Ещё один вопрос повестки дня тоже хотел бы отметить. Речь идёт об укреплении гуманитарных контактов с нашими партнёрами на Украине. Нам предстоит обсудить соглашение, которое будет укреплять правовую базу для работы информационно-культурных центров России на Украине и, соответственно, Украины в России. У нас большой объём торговых, экономических отношений, очень глубокая степень кооперации, но, как мы понимаем с вами, мы живём в условиях рынка, и каждая страна защищает свои интересы. Конечно, всё это должно делаться и делается по-партнёрски, но есть вещи гораздо более глубокие и важные – это наши исторические корни, это наша общая культура. И вот эти центры призваны как раз укреплять это направление нашего взаимодействия. Такое расширение взаимного гуманитарного, культурного присутствия, конечно же, позволит обогатить палитру наших отношений с нашим важнейшим партнёром, с нашей по-настоящему братской соседней республикой – Украиной.

Давайте начнём работать по повестке.

Дополнительные материалы по теме