Версия для слабовидящих

5 декабря 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства

«Люди, которые несут особую ответственность перед страной, перед обществом, выполняют свой служебный долг, будут иметь достойные социальные гарантии, и в свою очередь мы ждём повышения эффективности всех структур, отвечающих за безопасность государства и наших граждан».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Вчера, как вы знаете, состоялись выборы в Государственную Думу. Многие из здесь присутствующих активно работали в ходе избирательной кампании. «Единая Россия» – это партия, на которую Правительство опиралось в своей работе на протяжении последних лет, многих лет. Ну и, без всякого преувеличения, я уже об этом говорил, «Единая Россия» в последние годы составляла значительную часть фундамента нашей политической стабильности. Поэтому её успешное представление на выборах было важным не только для Правительства, а я считаю, для всей страны. И хочу вас, во-первых, поблагодарить – всех, кто участвовал в этой работе. «Единая Россия» сохранила за собой большинство в Государственной Думе. Это позволит спокойно и ритмично работать. Как вы знаете, для принятия текущих законов необходимо 226 голосов. «Единая Россия» набирает 238 – это даёт возможность, как я уже сказал, спокойно и ритмично работать, обеспечивая стабильность, что очень важно.

Я хочу поздравить всех, кто принимал участие в этой работе, и «Единую Россию». Хочу поблагодарить граждан страны за активное участие в избирательной кампании. В целом хочу поблагодарить тех, кто пришёл, проголосовал, за какую бы партию он ни отдал свой голос, и, конечно, тех, кто поддержал «Единую Россию». Это – в начале, по этой самой актуальной внутриполитической теме.

Теперь несколько слов о повестке дня нашего сегодняшнего совещания. На прошлом заседании Президиума Правительства мы одобрили целый пакет правовых актов, связанных с переходом на новую систему денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, определили размеры окладов и надбавок, которые будут увеличены с 1 января 2012 года. Напомню, в среднем речь идёт об увеличении в 2,5–3 раза. Сегодня эту работу продолжим и утвердим оклады остальных, так называемых силовых ведомств, повышение которых запланировано с 1 января 2013 года.

Почему это нужно сделать именно сейчас? Потому что с 1 января 2012 года мы должны будем повысить пенсии для военных пенсионеров и пенсионеров всех силовых ведомств. А для этого мы должны уже сегодня определить и должностные оклады тех ведомств, о которых я сейчас скажу, с 2013 года. Несмотря на то, что повышение окладов в этих структурах произойдёт с 2013, как я сказал, для пенсионеров, чтобы обеспечить рост пенсий, мы должны будем сделать это сегодня. Напомню, что все военные пенсионеры и приравненные к ним, вне зависимости от ведомств, получат увеличение в среднем в 1,6 раза.

Таким образом, мы в целом завершим всю подготовительную нормативную работу по введению новых систем денежного содержания Вооруженных Сил, МВД и других силовых ведомств. Это очень важный этап, большой этап работы, которую мы сегодня с вами должны завершить. Люди, которые несут особую ответственность перед страной, перед обществом, выполняют свой служебный долг, будут иметь достойные социальные гарантии, и в свою очередь мы ждём повышения эффективности всех структур, отвечающих за безопасность государства и наших граждан.

В числе неизменных приоритетов политики государства – поддержка материнства и детства, семьи. Здесь мы используем все возможности: от материнского капитала, налоговых преференций, пособий до помощи в профессиональной переподготовке и трудоустройстве. И, конечно, ключевой вопрос здесь – это доступное жильё. Начиная с этого года, как вы знаете, многодетные семьи получили право бесплатно получать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для строительства своего дома. Рассчитываем, что эта мера реально поможет семьям обзавестись жильём.

Однако тут есть и проблемы, которые мы должны оперативно устранить, чтобы не ущемлять интересы граждан. Дело в том, что по Жилищному кодексу бесплатная передача земельного участка считается основанием для снятия с очереди на улучшение жилищных условий. Может получиться так, что, ещё ничего не построив на своей земле, семьи, получив участок бесплатно, потеряют возможность получить и государственную поддержку и будут вычеркнуты из жилищных очередей. Считаю, что мы должны устранить этот перекос, эту несправедливость в отношении многодетных семей и внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс.

Далее. Как вы знаете, Правительством принято принципиальное решение ограничить в будущем году тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства уровнем инфляции. Это должно подтолкнуть предприятия коммунального сектора к пересмотру структуры своих издержек, сократить неоправданные потери, обновить основные фонды. При этом сегодня в ряде случаев местные власти вынуждены компенсировать теплоснабжающим организациям разницу между установленными и экономически обоснованными тарифами. Я хотел бы ещё раз подчеркнуть: определение конкретных размеров тарифов ЖКХ – это сфера ответственности субъектов Федерации и перекладывать на плечи муниципалитетов возмещение межтарифной разницы без соответствующих ресурсов неправильно и недопустимо. Сегодня мы рассмотрим необходимые поправки в федеральный закон о местном самоуправлении, которые будут подтверждать эту позицию.

И ещё один вопрос повестки дня, который я хотел бы отметить, связан с улучшением работы органов ЗАГС, с нововведениями, которые сделают их услуги, надеюсь, удобнее и комфортнее для граждан. Напомню, что с 1 октября 2011 года федеральные службы перешли на электронную форму взаимодействия при оказании государственных услуг и теперь не вправе требовать от людей документы и справки с информацией, которая уже есть в базе данных соответствующих ведомств.

К 1 июля будущего года принципы «электронного правительства» должны действовать по всей территории России, включая регионы и муниципалитеты, что очень важно, и это, конечно, совершенно новый, абсолютно качественно новый этап развития этого «электронного правительства». Рассчитываем, что во многих субъектах Федерации это произойдёт раньше – уже в феврале–марте 2012 года. В рамках этого процесса нам необходимо оптимизировать работу органов ЗАГС, перевести их взаимодействие с остальными ведомствами на новую, современную основу, и прежде всего с миграционной и налоговой службами, Пенсионным фондом.

К сожалению, порой бывает так, что человека уже нет в живых, человек уже ушёл из жизни, а на его имя приходят различные платёжки и письма из различных ведомств, в том числе из налоговой инспекции. И это не только морально ранит родственников и близких, а вынуждает их ещё и бегать по очередям, по различным инстанциям. Считаю, необходимо активнее использовать электронные каналы взаимодействия при передаче сведений в ЗАГС, федеральные органы, стимулировать взаимный обмен информацией между подразделениями ЗАГС в различных регионах страны. Наша задача – сделать так, чтобы граждане страны могли по всем важным для их семей вопросам обращаться в ближайший отдел ЗАГС, а дальше уже между собой эти учреждения должны функционировать в электронном формате, оперативно и самым удобным образом решать эти проблемы для людей.

Чтобы вся электронная цепочка действовала слаженно и эффективно, нужны современная информационная инфраструктура, надёжные каналы связи и центры обработки данных, а также чёткая координация ведомств по вопросам информатизации и персональная ответственность руководителей за результаты соответствующих проектов. Такая работа незаметна для большинства граждан сама по себе, но тем не менее она очень важна, потому что её результат как раз должен сказаться на ежедневном самочувствии граждан и их отношения с государством должны измениться в конечном счёте.

Хотел бы проинформировать, что на внедрение и использование информационных технологий органами власти в федеральном бюджете на 2012 год заложено 67,4 млрд рублей, а всего на три будущих года – 181 млрд рублей. Мы с вами прекрасно понимаем и бюджетом занимаемся каждый день практически, это огромные деньги и нам необходимо, чтобы они имели реальную отдачу, чтобы каждый человек мог на деле почувствовать улучшение работы государственных и муниципальных служб. Подчеркну, здесь важно создать инструменты общественного контроля и обратной связи, повысить прозрачность расходов на внедрение информационных технологий, раскрыть сведения по ключевым проектам ведомств, тем самым подтвердив обоснованность расходов и оптимальность этих трат. Сегодня выслушаем доклад Минкомсвязи по этому вопросу, рассмотрим предложения по дальнейшим шагам.

В заключение ещё одна тема. Мы сейчас ведём большую работу по оптимизации контрольно-надзорных функций государства, убираем разного рода административные барьеры. Сегодня нам предстоит обсудить проект закона о карантине растений. Он позволит установить чёткие и ясные правила контроля качества на важнейшем сегменте рынка сельхозпродукции, избавит добросовестных предпринимателей, товаропроизводителей от необходимости получать большое количество разных, по сути, формальных и дублирующих друг друга документов и справок. В то же время должна быть гарантирована надёжная защита интересов потребителей, обеспечен высокий уровень безопасности на продовольственном рынке. Это, безусловно, также нужно будет учесть. Кроме того, этот вопрос важен и для гармонизации российского законодательства с требованиями Таможенного союза, а в перспективе и единого экономического пространства. Время вступления всех этих норм в законную силу – не за горами: с 1 января 2012 года единое экономическое пространство уже начнёт функционировать.

Прежде чем мы перейдём к предложенной повестке дня, я прошу вас обменяться оперативной информацией и просил бы Эльвиру Сахипзадовну (Э.С.Набиуллина) рассказать о результатах прошедшего 2 декабря первого заседания Консультативного совета по оценке регулирующего воздействия. Пожалуйста.

Э.С.Набиуллина: Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия создан с участием представителей наших крупнейших бизнес-ассоциаций – Торгово-промышленной палаты, РСПП, «Деловой России», «Опоры». В его работе участвуют и представители других министерств и ведомств. Сама работа по оценке регулирующего воздействия – это ключевой элемент нашей работы по улучшению инвестиционного климата и сокращению административных барьеров. Я напомню, что сама процедура была введена полтора года назад для того, чтобы, готовя проекты нормативных актов, мы совместно с бизнесом организовывали экспертизу, которая бы позволяла оценить для бизнеса последствия принятия тех или иных актов, которые влияют на предпринимательскую среду, если избыточные барьеры, если какие-то дополнительные издержки. За полтора года такую экспертизу мы провели по 500 проектам нормативных актов. Это регламентированная процедура, на базе соглашений мы действуем с ассоциациями, бизнес-ассоциациями. Надо сказать, что треть актов была отправлена на доработку, потому что были выявлены избыточные барьеры, и было предложено регулировать более эффективными способами.

Мы на первом заседании Консультативного совета по оценке регулирующего воздействия, или по РВ, как сокращенно оно называется, оценили итоги работы. Этот институт, как признали все бизнес-ассоциации, очень востребован с точки зрения улучшения инвестиционного климата и предсказуемости государственного регулирования. Наши коллеги предложили его развивать по ключевым направлениям. Я хотела назвать пять направлений, где есть предложения бизнеса его развивать.

Во-первых, с тем, чтобы оценка регулирующего воздействия проводилась уже не на конечной стадии, когда подготовлен нормативный акт, а на начальной стадии, и делали это не только Министерство экономического развития, потому что, я уже сказала, это огромный объём работы - 500 актов. Где-то 30 актов мы проводим по регламентированной процедуре таких публичных обсуждений, но оценку регулирующего воздействия проводили сами ведомства, инициаторы этого акта. Как сейчас у нас, например, есть заключение по финансово-экономическому обоснованию: мы по каждому акту оцениваем, сколько потребуется средств из бюджета, если реализовать то или иное направление. Точно так же мы должны оценивать, какие издержки для бизнеса, для предпринимателей, могут быть в том или ином регулировании, и чтобы ведомство-инициатор вместе с проектом акта представляло уже это заключение.

Второе – чтобы такая процедура распространялась не только на проект акта, но и уже действующие акты, потому что в них также содержатся некоторые избыточные административные процедуры. И порядок экспертизы нами был выпущен – нашим приказом министерства в начале ноября этого года. И бизнес уже представил 65 предложений. Мы сейчас сделаем приоритетность, очередность, по которым необходима, по мнению бизнеса, такая экспертиза по ранее принятым актам.

Третье – бизнес предложил распространять такую же практику на регионы, чтобы регионы, принимая свои нормативные акты, свои проекты законов, также проходили через эту процедуру. И мы договорились здесь идти добровольным путём. Мы сейчас готовим соглашение, есть ряд регионов (около десятка), которые готовы такую практику развивать, и лучшую практику мы будем распространять.

Четвёртое – мы взяли в проработку инициативу бизнеса распространить такие процедуры и внедрить их в законотворческий процесс по проектам законов, которые инициируются не только Правительством, но и другими субъектами законодательной инициативы.

И пятое – также по проектам документов, которые готовятся в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства (поэтому востребованность процедуры есть, и бизнес предложил её расширять), мы наметили план и будем раз в квартал собираться вместе с представителями Министерства, бизнеса, с тем чтобы государственное регулирование делать более предсказуемым. Надеемся, что это положительно повлияет в целом на инвестиционный климат.

В.В.Путин: Хорошо. И ещё одно направление работы, которое, как мы все считаем, тоже должно повлиять на инвестклимат и вообще на деловой климат в стране. Это переход на международные стандарты финансовой отчётности. Пожалуйста, Антон Германович (обращаясь к А.Г.Силуанову), я знаю, что работа эта завершается и со следующего года многие наши компании переходят на этот стандарт, пожалуйста.

А.Г.Силуанов: Да, действительно, Владимир Владимирович, мы завершили, по сути дела, работу по признанию международных стандартов финансовой отчётности в России. 25 ноября Министерство финансов совместно с Центральным банком и ФСФР издало соответствующий приказ о признании этих стандартов в Российской Федерации. Что этот даёт? В первую очередь это даёт повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности компаний, которые будут представлять свою отчётность в рамках международных стандартов финансовой отчётности. Кроме того, это даёт больше возможностей инвесторам и акционерам получать необходимую информацию о работе предприятий, инвестициях, которые они вложили в те или иные предприятия, что тоже очень важно и являлось одной из задач перехода на МСФО. Кроме того, мы говорим о том, что переход на МСФО улучшит инвестклимат и позволит сделать инвестиции в российские предприятия более привлекательными для иностранных инвесторов. Так же говоря о вступлении Российской Федерации в ВТО - это тоже важно в рамках анализа деятельности предприятий при возникновении случаев в рамках антидемпинговых расследований как с той, так и с другой стороны. Поэтому мы считаем, что на самом деле это шаг вперёд к раскрытию информации, к прозрачности деятельности предприятий и так далее.

Переход на международные стандарты финансовой отчётности будет осуществляться постепенно. За 2012 год будет осуществляться переход на международные стандарты финансовой отчётности в 2013 году, а по отчётности тех предприятий, которые выпускают долговые ценные бумаги, такой переход предусмотрен, исходя из предоставления отчётности за 2015 год. То есть такая этапность позволит предприятиям подготовиться, ещё более досконально изучить все требования к отчётности по международным стандартам.

Что ещё необходимо сделать? Необходимо ещё подготовить особенности предоставления публичной консолидированной отчётности наших оборонных предприятий, потому что мы присоединились к МСФО с некими оговорками специально для отдельных категорий предприятий. Для оборонных предприятий мы до конца года такие особенности подготовим. Также нам ещё необходимо обеспечить уточнение отдельных положений российского законодательства в связи с гармонизацией требований международных стандартов финансовой отчётности. Это мы будем делать до 2015 года.

И основной вывод, конечно: признание МСФО – это шаг вперёд по интеграции наших финансов, стандарта финансов в общее международное правовое поле в этой области.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. У нас в этом году профицит сколько примерно? Где-то 0,5% будет?

А.Г.Силуанов: Да, 0,5%, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Это примерно 350 млрд, да?

А.Г.Силуанов: Около 300 млрд.

В.В.Путин: Около 300 млрд рублей?

А.Г.Силуанов: Рублей, да.

В.В.Путин: Хорошо. В этой связи, я так понимаю, есть возможности перенести некоторые расходы с 2013 года на текущий. И в том числе речь идёт о ряде медицинских центров, об их реконструкции. О каких центрах идёт речь?

Т.А.Голикова: Да, Владимир Владимирович, это три ведущих наших высокотехнологичных центра. Это Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова, в Москве расположен, Эндокринологический научный центр – тоже в Москве, и Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова, который расположен в Санкт-Петербурге, где Вы принимали участие в открытии перинатального центра, если помните.

В.В.Путин: Да.

Т.А.Голикова: Сейчас речь действительно идёт о том, что мы переносим ассигнования, которые предусмотрены на строительство этих центров в 2013 году, на 2011 год. Перенос связан с тем, что достаточно эффективно и быстрыми темпами идёт строительство в этих центрах, и поэтому мы с Минфином и с Минэкономикой согласовали такой перенос. Всего на эти центры по проектно-сметной документации (по первым двум – до 2013 года, по последнему – до 2014 года) тратится из федерального бюджета 12,7 млрд рублей. В 2011 году речь идёт о переносе по первому центру – центру трансплантологии – приближение на 57,7 млн рублей. Сейчас центр выполняет порядка 215 трансплантаций в год, и расширение его мощностей позволит нам перейти уже к цифре 350. Что касается научного центра эндокринологии – там ведётся строительство детского эндокринологического научного центра, там перенос составляет 487 млн рублей.

В.В.Путин: Это Алмазова, да?

Т.А.Голикова: Нет, эндокринологический в Москве, который Иван Иванович Дедов возглавляет.

В.В.Путин: Понятно.

Т.А.Голикова: Здесь планируется открыть 196 коек для детей и 20 коек интенсивной терапии с 300 количествами посещений в лечебно-диагностическое подразделение. Что касается центра Алмазова, то это самый дорогой объект из трёх. На него 5,9 млрд тратится из этой суммы – 12,7, и здесь тоже приближение составляет 485 млн рублей. Речь идёт о строительстве лечебно-реабилитационного центра, его ввод в эксплуатацию позволит на 20–25% увеличить объёмы медицинской помощи и на 20–30% – объёмы реабилитационной и соответственно сократить количество дней пребывания в стационаре, переводя в реабилитацию. Что касается функционирующего перинатального центра, который открылся в прошлом году, то за 11 месяцев этого года 2295 детей там родилось, причём 93,7% – это были женщины с соответствующей патологией. Тем не менее такой результат за 11 месяцев мы имеем, поэтому это нам позволит сейчас соответствовать тем темпам строительства, которые ведутся на этих объектах. Мы не предполагаем пока увеличение объёмов, которые предусмотрены. Просто речь идёт о внутригодовых переносах, которые нам позволяет сделать бюджет.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

У нас за 10 месяцев текущего года на 43% выросли продажи автомобилей. Более 2 млн автомобилей мы продали. Из них 67% произведено в России. Пожалуйста.

В.Б.Христенко: Владимир Владимирович, 2011 год... Сейчас можно уже какие-то предварительные итоги подводить для автомобильной промышленности, но, если использовать известную классификацию, его можно было бы назвать, наверное, определяющим годом для автопрома. И в первую очередь в силу того, что не только определились правила функционирования на этом рынке, но и, собственно, подписаны все базовые соглашения по новой укрупненной промышленной сборке, которые задают целевой индустриальный ландшафт российской индустрии. В этом смысле известны четыре альянса, известны четыре проекта: два из них – это альянс «Рено–Нисан–АвтоВАЗ» и «Форд-Соллерс» с российским участием, компанией, два самостоятельных проекта – «Фольксваген» и «Джи Эм», которые тоже, правда, не обошлись без помощи российских участников: «Джи Эм» делает это с АвтоВАЗом, а «Фольксваген» разворачивает своё производство, в том числе, на мощностях Нижнего Новгорода, на ГАЗе. Надо, конечно, не забыть и пятый – «Камаз-Даймлер», где развернуто создание, производство средних и тяжёлых новых грузовиков. В целом, все эти соглашения определили новый индустриальный ландшафт, все они подписаны, и часть из них уже находится в фазе реализации. Другие готовятся к такому запуску.

Конечно, это ключевой момент для итогов года. Как Вы уже сказали, у нас достаточно активно растёт рынок, и за 10 месяцев он вырос на 43%. Только по легковым машинам более 2 млн. В целом, и по легковым, и по легким коммерческим прогнозируем до конца года продажи на уровне 2,65–2,7 млн автомобилей. Это соответствует нашему же прогнозу (весьма оптимистичному), и существенно лучше, чем то, что предусмотрено национальной стратегией: мы рассчитывали на 2,2 млн продаж в этом сегменте.

Наверно, не менее отрадно, что рост производства идёт более высокими темпами, чем рост рынка, а это означает, что в сегменте в первую очередь легковых автомобилей мы не сокращаем, а увеличиваем присутствие российских компаний, производителей автомобилей, расположенных на российской территории. И сегодня мы это устойчиво фиксируем на уровне более двух третий, то есть 57%, как Вы уже сказали, в этом сегменте принадлежит российским производителям. Точно так же бурно растёт рынок и по грузовым автомобилям, коммерческим и по автобусам. Но в этом сегменте есть тревожные сигналы, и они связаны с тем, что доля российских компаний сокращается. Мы связываем это в первую очередь с двумя процессами – процессами замещения и изменения модельного ряда. На многих предприятиях – такая модернизационная история, с одной стороны, а с другой стороны, конечно, тем, что и в прошлом году и немножко в этом году были достаточно большие госзакупки, а сегодня спрос, который рождается на крупных инфраструктурных проектах, закрывается уже, что называется, на условиях жёсткой конкуренции на открытом рынке. Здесь, безусловно, так или иначе надо смотреть, внимательно отслеживать все показатели. Что хотелось бы ещё сказать?

Отрадно отметить, что не только две трети по легковым автомобилям, но устойчиво девять из десяти первых продаваемых моделей – это российские машины, собранные на российской территории. Я бы даже по-другому сказал: 18 из 20 – это, можно сказать, машины, которые собраны на российской территории, и исключение составляют только машины, производимые в Узбекистане, Daewoo, которые свободно продаются на российском рынке.

Активно, конечно, сработали меры поддержки. Утилизация – очень известная программа, которую мы сейчас завершаем: 601 тыс. свидетельств выдана, и сейчас около 4,5 тыс. остается непокрытых автомобилями. Это объективные последние процессы, но здесь всё идёт без сбоев. Очень активно сейчас идёт спрос на льготные автокредиты, и я думаю, что по итогам этого года будет около 250 тыс. кредитов, которые граждане получат.

В.В.Путин: Сейчас где-то 227 тыс. по-моему, да?

В.Б.Христенко: Сейчас 227 тыс., а в прошлом году было 160 тыс., а в позапрошлом, когда мы начали, было около 70 тыс.

В.В.Путин: Всего 600 тыс. да?

В.Б.Христенко: Нет, это по утилизации, а это по льготным кредитам - 227 тыс. на сегодняшний момент за этот год выдано льготных кредитов, ну а будет порядка 240 тыс. Конечно, мы правильно сделали, что продлили утилизацию на 2011 год: она позволила сгладить пики или падение спроса. За счёт роста коммерческого спроса, и это совершенно очевидно, нам удалось избежать падения рынка, в данном случае рынок продолжает расти и постепенно замещается коммерческим спросом. Но я напомню, что в Европе, когда убрали утилизационную программу, рынок по объёмам продажи рухнул на 25%.

В.В.Путин: В страновом разрезе они не очень точно просчитали, начали брать наиболее дешёвые машины, которые произведены. Скажем, Германия ввела, но брали не немецкие машины, а французского производства.

В.Б.Христенко: Да, там даже мы имели резкий пик продаж – например, продукции АвтоВАЗа в Германии, тогда, в тот период, когда они запустились, но, естественно, потом всё это сократилось. Так вот мы сумели перекрыть эти процессы роста коммерческого спроса и за счёт продления утилизации на 2011 год, хотя надо, правда, сказать, что часть спроса – это спрос граждан, который никогда бы не удовлетворился, то есть граждане никогда бы не предъявили этот спрос на дешёвые машины-классику. Поэтому там традиционные вазовские «семёрки» и «пятёрки» в значительной степени были таким новым спросом, который сегодня при сокращении программы утилизации, при росте общего спроса на автомобили именно по этому модельному ряду сократился, что послужило причиной ноябрьского снижения продаж АвтоВАЗа. Хотя ноябрь традиционно в автопроме месяц затишья, а декабрь – месяц роста, в целом по году мы устойчиво занимаем второе место в Европе после Германии по рынку, то есть ёмкость нашего рынка растёт, и это, безусловно, даёт заинтересованность и инвесторам в продолжении своей активной работы. Если опять использовать известную классификацию, то, наверное, следующий год будет таким (после определяющего) решающим в значительной степени.

В.В.Путин: Молодец!  Определяющий, решающий...

В.Б.Христенко: Да. Его решающий характер будет связан в первую очередь с двумя вещами. Во-первых, с полномасштабным запуском всех проектов, которые сейчас подписаны и входят в эту фазу реализации. Что принципиально, эти проекты по качеству меняют наш индустриальный ландшафт. Это не только количество автомобилей, которое в них производится, но это глубокая локализация (до 60% добавленной стоимости) – это силовые агрегаты, инжиниринговые центры и так далее.

Но второй фактор – это, безусловно, разворачивание всех соглашений по автокомпонентам. У нас сегодня в проектах 191 соглашение, которые возникли благодаря основным альянсам, которые за собой привлекли сюда автокомпонентщиков. В следующем году все эти соглашения будут подписаны и вступят в силу. Это принципиально важный момент – переход точки невозврата по локализации, я бы так сказал, с точки зрения инвестиций.

Конечно, следующий аспект – это регулятивная сфера. Мы вступаем в ВТО, и, безусловно, это имеет свои последствия для автомобильной отрасли. Мы сейчас все работаем над тем, как сделать этот переход не только соответствующим всем нормам ВТО, но ещё и эффективным для одной из крупнейших отраслей индустрии России.

В.В.Путин: Спасибо. С предприятием в Калининграде не забудьте. Есть ряд вопросов, которые нужно решать, договариваться, искать схемы, привлекать, может быть, уже ранее подписанные документы. Вы знаете, о чём я говорю.

В.Б.Христенко: Да.

В.В.Путин: Я вас прошу не забывать об этом.

В.Б.Христенко: Активно идёт работа. Я думаю, что через три недели, наверное, будет результат, о котором мы сможем доложить.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

В этом году растёт и восстанавливается рынок жилищного строительства. За 10 месяцев текущего года он вырос на 3,3%. 38 млн с лишним уже построено жилья, уже введено в строй. 28 млрд примерно мы выделили денег на поддержку тем гражданам, которые имеют право на соответствующую помощь со стороны государства. Виктор Фёдорович (обращаясь к В.Ф.Басаргину), пожалуйста, несколько слов.

В.Ф.Басаргин: Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Действительно к концу года идёт заметное оживление в строительной отрасли – 3,3% по сравнению с прошлым годом. Сдали за 10 месяцев более 460 тыс. квартир, причём более 35% из этого объёма - это жильё экономкласса. В целом в 53 субъектах отмечается рост ввода жилья. Самая высокая динамика в четырёх субъектах – это Челябинская область (33%), Санкт-Петербург (19%), Татарстан (25%) и Новосибирск (26%).

По ипотечному кредитованию мы тоже возвращаемся на предкризисный уровень. За 11 месяцев выдано ипотечных кредитов свыше 0,5 трлн рублей. Вы помните, что 2008 год был самым удачным – 630 млрд мы выдали, то есть практически мы возвращаемся в предкризисный уровень.

По объёму жилищного строительства в этом году планируем так же, как в 2008 году, ввести 63 млн кв. м жилья.

По обязательствам перед отдельными категориями граждан. Самые большие объёмы – по ветеранам Великой Отечественной войны. Сегодня уже построено и сдано ветеранам Великой Отечественной войны 186 тыс. квартир. В этом году мы обеспечили 40 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (выделено было 46 млрд рублей на эту программу), 53 тыс. у нас остаются сейчас на учёте. По итогам этого года мы выйдем на показатель, что все, кто встал на учёт до 1 июля текущего года, будут обеспечены жильём. В январе мы выделяем дополнительно транш 13 млрд рублей, и этот показатель приблизим к 1 сентября текущего года.

По ветеранам, уволенным с военной службы, кто стоит на учёте в муниципальных образованиях, – в этом году мы выделили 13 млрд, 10 тыс. получили жильё. В следующем году мы это продолжим.

В.В.Путин: Процесс пошёл, да?

В.Ф.Басаргин: Мы в следующем году эту программу заканчиваем, причём планируем, что завершим её в первом полугодии. В 3 раза больше в этом году обеспечили жильём наших чернобыльцев. Планировали, что это порядка 500 семей, а дополнительно в соответствии с Вашим поручением 1,5 млрд дополнительно выделили и ещё 900 семей обеспечили жильём, то есть более 1,5 тыс. Мы считаем, что в этом году в 3 раза больше, чем планировали, будет. Кроме этого по уволенным в ноябре было принято решение по Архангельску и Мурманску - там у нас более тысячи уволенных моряков, которые состояли на учёте: они тоже не были обеспечены жильём, мы в следующем году их тоже обеспечим по этой программе.

И, Владимир Владимирович, дополнительно хотел бы сказать по обманутым дольщикам. 20% – в этом году мы закрыли все объёмы. Порядка 200 объектов было построено, 16 тыс. человек было обеспечено, в следующем году тоже постараемся совместно с регионами эту программу завершить, то есть полностью обеспечить и закрыть все проблемы с нашими обманутыми дольщиками.

Строительная отрасль – огромная синергетика, и я хотел бы несколько цифр назвать. В этом году введено 210 производственных объектов и технологических линий по выпуску стройматериалов, это новые современные линии. Это нам позволило производить стеновых блоков больше, чем в прошлом году, на 32%; керамической плитки – на 17%; кирпича – на 16%; цемента – на 12%; железобетонных конструкций – на 11%. И совместно с Минпромом (потребность была в оборудовании) мы увеличили выпуск автокранов на 55%, лифтов – на 32% в рамках программы по капитальному ремонту жилищного фонда, бульдозеров – в 2,4 раза и эскалаторов – на 82%. То есть вот синергетика строительной отрасли.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

Дополнительные материалы по теме