Версия для слабовидящих

23 августа 2011

Председатель Правительства России В.В.Путин провёл заседание Правительства Российской Федерации

Подводя итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие, глава Правительства отметил положительные тенденции экономического развития России в целом, а также остановился на дальнейших шагах по развитию интеграционных процессов как в рамках Таможенного союза и ЕЭП, так и на двусторонней основе.

Вступительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы подведём итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2011 года. Отмечу, что экономический фон в России в эти месяцы был в целом позитивным. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ВВП России вырос на 3,9%, инфляция по итогам первого полугодия составила 5%, причём в июне потребительские цены выросли на 0,2% – это самое низкое значение с ноября 2009 года.

Укрепилось положительное сальдо торгового баланса страны. За первые шесть месяцев текущего года российский экспорт товаров превысил импорт на 101,7 млрд долларов. Для сравнения скажу, что в первом полугодии 2010 года у нас тоже было положительное сальдо (оно было 86 млрд с небольшим), во втором полугодии 2010 года – 65 млрд долларов, а сейчас – 101,7. Выросла и реальная заработная плата в стране на 2,4%. По сравнению с первым полугодием 2010 года сократился и уровень безработицы – с 8,1% до 7%. В этих условиях результаты исполнения федерального бюджета превзошли наши прогнозные ожидания.

По итогам первого полугодия доходы бюджета составили 5,3 трлн рублей, расходы – 4,6 трлн рублей. Таким образом, вместо ожидаемого текущего бюджетного дефицита у нас сложился профицит, который достиг 2,9% ВВП.

Однако вновь вынужден говорить и о традиционных проблемах. Кассовое исполнение бюджетных расходов происходит неравномерно: они, как правило, нарастают к концу года. Так, за первое полугодие было освоено только 41,8% запланированных средств. По разным министерствам ситуация, конечно, разная. Поэтому прошу руководителей ведомств со всей серьёзностью отнестись к вопросу эффективности и ритмичности использования бюджетных средств, и прежде всего это касается финансирования программ по гособоронзаказу. Мы эту тему уже обсуждали, обсуждали неоднократно. Рассчитываю, что все необходимые выводы сделаны, есть ещё некоторые вопросы, которые предстоит решить. Я просил коллег – они знают об этом – прямо вот сегодня-завтра доложить мне о том, какие решения приняты.

В целом нам и дальше необходимо проводить предельно дисциплинированную и ответственную бюджетную политику, тем более что мы видим: серьёзные риски в глобальной экономике сохраняются.

Следующий вопрос повестки дня связан с развитием инфраструктуры национального финансового рынка, совершенствованием его правовой и операционной базы на основе самых современных мировых стандартов. Одна из задач здесь – выстроить оптимальные взаимоотношения между основными регуляторами рынка, чтобы существующая система была гибкой, понятной и удобной для инвесторов, всех заинтересованных сторон.

В этой связи предлагается разграничить сферы ответственности Министерства финансов и Федеральной службы по финансовым рынкам. К компетенции Минфина будет отнесена выработка государственной политики в отношении финансовых рынков, нормативно-правовое обеспечение их деятельности, а также определение стратегии, направлений долгосрочного развития рынка ценных бумаг. В свою очередь ФСФР будет отвечать за надзор и контроль в этой сфере, включая теперь и страховой сектор.

Такое разделение полномочий позволит госструктурам дополнять работу друг друга наилучшим образом, сделает действия государства более прозрачными и понятными как для российских, так и для зарубежных участников рынка, а также поможет регуляторам наладить с ними эффективную обратную связь.

Нам также предстоит рассмотреть ряд вопросов, связанных с развитием интеграционного сотрудничества. Имею в виду прежде всего укрепление партнёрства в рамках Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства. Как известно, с 1 июля 2011 года на внутренних границах России, Белоруссии и Казахстана снят контроль за передвижением товаров. Таким образом, завершено формирование полноценной единой таможенной территории с перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив.

К слову, уважаемые коллеги, за первые шесть месяцев текущего года взаимный товарооборот государств тройки вырос на 41%. Вот в первом полугодии 2010 года взаимный оборот товаров России, Белоруссии и Казахстана составил 20,8 млрд долларов, а в первом полугодии 2011 года – уже 29,3 млрд долларов.

Естественно, нам и дальше предстоит настраивать интеграционные инструменты как в формате Таможенного союза, так и в формате Единого экономического пространства и на двусторонней основе тоже.

Как вы знаете, на прошлой неделе состоялось заседание Совета министров Союзного государства России и Белоруссии. По его итогам мы серьёзно продвинулись в ведении энергетического диалога. Наверняка вы знаете, слышали об этом, – принято принципиальное решение, что с 2012 года цена на газ для Белоруссии будет определяться с использованием специального понижающего интеграционного коэффициента. Какой это должен быть коэффициент, как он будет вводиться, с чем там его введение связано, я прошу в самое ближайшее время определиться и участникам экономической деятельности, и Министерству энергетики. Нужно это всё проработать с белорусскими коллегами.

Сегодня нам предстоит урегулировать ещё один вопрос. Он носит технический характер, однако, создаёт неудобства для участников экономической жизни. Имею в виду уплату таможенных пошлин на российские товары, которые экспортируются с территории Белоруссии, в частности, уплату пошлин на нефть и нефтепродукты. Существующий порядок не позволяет белорусским коллегам корректно рассчитать суммы, подлежащие перечислению в бюджет России. Предлагаемые сегодня решения должны упорядочить таможенные процедуры.

Кроме того, рассмотрим проект договора о сотрудничестве России, Белоруссии и Казахстана в валютно-финансовой сфере. Этот документ – часть правовой базы Единого экономического пространства, которое, напомню, должно заработать с 1 января следующего, 2012 года. Речь идёт о создании основы для более тесного взаимодействия органов валютного контроля. Предлагается упростить обмен информацией между ответственными структурами трёх стран, наладить оказание практической помощи, обмен опытом и обучение сотрудников.

При этом считаю важным подчеркнуть, что мы не возводим каких-либо дополнительных барьеров для бизнеса и инвесторов в этой сфере. Наоборот, я напомню, Россия даже в острой фазе кризиса конца 2008–начала 2009 годов не пошла на ограничения для трансграничных потоков капиталов, не ограничила вывоз капитала. Логика Единого экономического пространства как раз и заключается в том, чтобы наряду со свободным движением товаров и услуг организовать свободное движение капиталов. Задача предлагаемого договора – обеспечить безопасность финансовых систем, соблюдение общего валютного законодательства и, конечно, стимулировать развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности участников экономической деятельности трёх государств.

Давайте начнем работать!

Дополнительные материалы по теме