Версия для слабовидящих

23 августа 2011

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 23 августа 2011 года (пресс-релиз)

ПРЕСС – РЕЛИЗ*

На заседании Правительства Российской Федерации 23 августа 2011 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. Об итогах исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2011 года

Общие параметры исполнения федерального бюджета

За I полугодие 2011 г. объем ВВП составил 24 085,0 млрд. рублей и увеличился на 3,9% к соответствующему периоду прошлого года. За I полугодие 2011 г. потребительские цены на товары и услуги выросли в среднем на 5,0%.

Доходы федерального бюджета за I полугодие 2011 г. сложились в сумме 5 306,4 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 4 602,9 млрд. рублей. Профицит федерального бюджета составил 703,5 млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета.

В общей сумме поступивших доходов федерального бюджета 5 306,4 млрд. рублей налоговые доходы составили 53,5%, неналоговые доходы - 46,5%. Большая часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет налога на добавленную стоимость (29,2%), поступлений таможенной пошлины (36,4%), налога на добычу полезных ископаемых (17,9%) и прочими доходами (16,5%).

1. Налоговые доходы федерального бюджета за I полугодие 2011 г. составили 2 837,8 млрд. рублей и на 38,0 млрд. рублей или на 1,4% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I полугодие 2011 г.

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (54,6% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (33,4%), налога на прибыль организаций (5,7%).

2. Неналоговые доходы федерального бюджета за I полугодие 2011 г. составили 2 442,4 млрд. рублей и на 155,4 млрд. рублей или на 6,8% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I полугодие 2011 г. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 79,1%, доходы от перечисления части прибыли Банка России – 6,3%, доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – 2,2% от общего объема неналоговых доходов.

Расходы федерального бюджета.

1. В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 4 602,9 млрд. рублей или 41,8% к уточненной бюджетной росписи на 2011 г. В I полугодии 2011 года уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета к уточненной росписи сложился примерно на уровне прошлых лет, но ниже предыдущего года (за I полугодие 2009 г. – 3 893,8 млрд. рублей или 39,2%, за I полугодие 2010 г. – 4 386,2 млрд. рублей или 42,5% к уточненной бюджетной росписи).

2. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 192,7 млрд. рублей (43,8% уточненной бюджетной росписи), в том числе по проектам:

(млрд. рублей, в % к уточненной бюджетной росписи)

наименование приоритетного национального проекта I полугодие 2010 г. I полугодие 2011 г.
Здоровье 42,1 (33,1) 38,1 (28,2)
Доступное и комфортное жилье - гражданам России 105,7 (66,3) 88,1 (56,2)
Образование 8,5 (49,6) 15,2 (55,7)
Развитие агропромышленного комплекса 48,6 (47,2) 51,3 (42,6)



Объем государственного долга
на 1 июля 2011 г. составил 4 619,6 млрд. рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2011 г. на 461,4 млрд. рублей.

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июля 2011 года уменьшился по сравнению с его объемом по состоянию на 1 января 2011 года на 183,3 млрд. рублей и составил 1 034,4 млрд. рублей.

По состоянию на 1 июля 2011 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 746,8 млрд. рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 2 600,4 млрд. рублей. За I полугодие 2011 г. объем средств Резервного фонда уменьшился на 95,5 млрд. рублей, а объем средств Фонда национального благосостояния - на 28,4 млрд. рублей.

2. О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации

Проект постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" представлен в Правительство Российской Федерации Минфином России.

Проект постановления подготовлен в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" и направлен на распределение функций по нормативному правовому регулированию в сфере финансового рынка между Минфином России и ФСФР России.

Проектом постановления предусматривается утверждение новой редакции Положения о ФСФР России, а также внесение изменений в Положение о Минфине России и другие акты Правительства Российской Федерации, в том числе признание некоторых из них утратившими силу.

Основными принципами перераспределения полномочий является отнесение к компетенции Минфина России функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере финансовых рынков, в том числе по разработке основных направлений развития рынка ценных бумаг. ФСФР России будет осуществлять нормативное правовое регулирование, направленное на совершенствование надзора и контроля в установленной сфере деятельности.

Проектом постановления предусматривается распределение полномочий Российской Федерации в части принятия подзаконных актов между федеральными органами исполнительной власти в сфере финансового рынка.

В частности, ФСФР России будет издавать приказы, касающиеся реализации надзорных полномочий, в том числе в сфере страховой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, мониторинга финансового рынка, борьбы с инсайдом, манипулированием, а также утверждающие формы отчетности участников рынка, процедуры получения лицензий, соблюдения микрофинансовыми организациями, привлекающими денежные средства физических и юридических лиц в виде займов, нормативов достаточности собственных средств и ликвидности. По согласованию с Минфином России будут приниматься акты, устанавливающие стандарты профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг и стандарты раскрытия информации.

Минфином России по согласованию с ФСФР России будут приниматься нормативно-правовые акты, касающиеся государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также правоотношения, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), лицензионных требований, допуска на рынок, уровня собственных средств участников, требований к квалификации руководителей, мер пруденциального надзора, требований к активам, контроля и надзора за деятельностью бюро кредитных историй, требований к размеру и порядку расчета собственных средств паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, биржевых посредников, ипотечных агентов, вопросов связанных с микрофинансированием и т.д.

3. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах

Материал внесен МИДом России.

Проектом постановления предусматривается одобрить и представить Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, подписанное в г. Москве 9 декабря 2010 г.

Соглашение направлено на укрепление сотрудничества в области таможенного дела и борьбы с таможенными правонарушениями, облегчение пассажирского и грузового сообщения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, обеспечение взимания таможенных платежей в полном объеме и соблюдение установленных в соответствии с законодательством Сторон запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через границу между Сторонами.

Соглашение в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" после подписания подлежит ратификации, так как содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, в целях выполнения функций, возложенных на таможенные службы Сторон, а также для совершения таможенных операций в отношении товаров статьей 5 проекта Соглашения предусмотрено создание по взаимной договоренности на территориях Сторон специализированных таможенных органов: российского - в Республике Южная Осетия, югоосетинского - в Российской Федерации.

4. О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 г.

Данный проект документа представлен ФТС России.

Проект Протокола разработан в целях реализации Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года.

Действующая редакция абзаца второго пункта 5 статьи 7 Соглашения не позволяет Республике Беларусь корректно рассчитывать сумму, подлежащую перечислению в бюджет Российской Федерации. Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) вывозных таможенных пошлин, пеней в текущем дне может производиться только за счет средств, поступивших на счет уполномоченного органа Республики Беларусь в отчетном дне. Таким образом, расчет суммы, подлежащей перечислению в бюджет Российской Федерации на следующий за отчетным рабочий день, должен производиться за вычетом сумм вывозных таможенных пошлин, пеней, возвращенных плательщикам указанных сумм в текущем, а не в отчетном дне. В связи с этим в статью 7 Соглашения вносятся соответствующие изменения.

Помимо порядка уплаты (взыскания), возврата вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь, Соглашением определен порядок и состав информации, подлежащей обмену для контроля со стороны таможенных органов Российской Федерации за правильностью начисления, уплаты (взыскания) и перечисления сумм вывозных таможенных пошлин.

5. О подписании Договора о взаимодействии уполномоченных органов государств – участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, осуществляющих валютный контроль

Документ представлен Минфином России.

Проект Договора подготовлен в соответствии с Соглашением о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, определяющим основополагающие принципы, проводимой сторонами валютной политики, и направленным на развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

Статьей 7 Соглашения предусмотрено заключение в отдельных случаях соответствующих международных договоров, в том числе для реализации положений статьи 5 Соглашения, предусматривающей взаимодействие уполномоченных органов государств-участников Соглашения, осуществляющих валютный контроль.

Подготовка проекта Договора обусловлена необходимостью формирования правовой базы для обеспечения эффективного сотрудничества уполномоченных органов валютного контроля Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по выявлению нарушений законодательства резидентами государств-участников Соглашения при осуществлении ими валютных операций, а также обмена информацией между указанными органами.

Проект Договора определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов государств-участников Соглашения, осуществляющих валютный контроль, в целях обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций и обеспечения безопасности финансовой системы государств-участников Соглашения.

Проектом Договора предусмотрено взаимодействие уполномоченных органов валютного контроля по следующим вопросам обмена информацией:
о сотрудничестве по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства резидентами государств-участников Соглашения при осуществлении ими валютных операций, о проведении совместных аналитических исследований в области валютного контроля, об организации обмена статистической информацией.

Проект Договора предусматривает порядок обмена информацией по запросам уполномоченных органов валютного контроля, порядок оказания взаимной практической помощи уполномоченными органами валютного контроля и определяет принципы взаимодействия уполномоченных органов валютного контроля.

В целях обеспечения сохранности информации в рамках предусмотренного обмена проектом Договора установлена обязанность уполномоченных органов валютного контроля и их должностных лиц сохранять банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Также проектом Договора установлено, что обмен документами и информацией между уполномоченными органами валютного контроля в рамках Договора не является нарушением банковской, налоговой и иной, охраняемой законом тайны. Передаваемая уполномоченными органами информация может содержать сведения, составляющие банковскую тайну в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Вместе с тем уполномоченные органы Республики Беларусь и Республики Казахстан в соответствии с указанной статьей не входят в перечень органов, которым предоставлено право получать такую информацию.

В этой связи в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Договор после его подписания подлежит ратификации.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации»

Данный проект федерального закона представил в Правительство Российской Федерации Минфин России.

В связи с прогнозируемым в 2011 - 2013 годах дефицитом федерального бюджета Федеральным законом от 30 сентября 2010 г. № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" были приостановлены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющие раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта до 1 января 2014 г..

Представленный законопроект предусматривает продление действия положений бюджетного законодательства Российской Федерации о формировании и исполнении федерального бюджета без разделения его доходной части на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы и о приостановлении ограничений дефицита федерального бюджета до 1 января 2015 года.

7. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Минобрнауки России внес проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Проект постановления разработан в целях реализации Федерального закона от 2 февраля 2011 г. № 2-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена".

Проектом постановления вносятся изменения в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337, и в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300.

Проектом постановления:

  • устанавливается полномочие Минобрнауки России по утверждению положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования;
  • осуществляется упорядочение полномочий Рособрнадзора по организации проведения единого государственного экзамена совместно с учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • устанавливается полномочие Рособрнадзора по принятию порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов.

При этом проектом постановления устанавливается, что реализация полномочий осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Минобрнауки России и Рособрнадзора, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным Министерству и Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

8. О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации

Документ внесен Минэкономразвития России.

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии», в соответствии с которыми на федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии возлагаются полномочия по утверждению ряда нормативных правовых актов по вопросам ведения федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии.

В целях реализации Федерального закона от 20 марта 2011 г. № 41-ФЗ проектом постановления Правительства Российской Федерации вносятся изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, касающиеся наделения Минэкономразвития России полномочиями по утверждению ряда нормативных правовых актов по вопросам ведения федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов.

9. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Документ внесен Минприроды России.

Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено (статья 2), что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение такого ходатайства. Содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов о переводе земель, находящихся в собственности Российской Федерации, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проектом постановления предлагается закрепить за Минприроды России полномочие по принятию актов, определяющих содержание ходатайств о переводе земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части земель особо охраняемых природных территорий) или земельных участков в составе таких земель в другие категории земель, одновременно исключив аналогичную функцию из полномочий Минэкономразвития России. Также проектом постановления предлагается наделить Минприроды России полномочием по рассмотрению материалов, обосновывающих перевод земель указанных категорий или земельных участков в составе таких земель в другие категории земель.

Для реализации указанных предложений предусмотрено внесение соответствующих изменений в положение о Минприроды России и Минэкономразвития России, утвержденные актами Правительства Российской Федерации.

10. О признании утратившим силу подпункта 5.6.3 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации

Материал представлен Минсельхозом России.

Проектом постановления предусматривается исключение из компетенции Минсельхоза России полномочий по ведению учета объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса).

В связи с этим проектом постановления подпункт 5.6.3 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450, признается утратившим силу.

Москва,

22 августа 2011 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.