Версия для слабовидящих

4 мая 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в г.Ессентуки заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

В.В.Путин

На заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

«Государственная программа по развитию Северного Кавказа должна стать важнейшим инструментом решения социально-экономических проблем региона, поддержки деловой активности на Северном Кавказе, запуска новых производств, формирования современной социальной инфраструктуры и снижения безработицы – решения главной социальной проблемы Северного Кавказа».

Вступительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги!

Мы с вами сегодня проводим второе заседание Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа. Как и договорились, обсудим проект государственной программы по развитию этого региона России. По сути, эта государственная программа по развитию Северного Кавказа должна стать важнейшим инструментом решения социально-экономических проблем региона, поддержки деловой активности на Северном Кавказе, запуска новых производств, формирования современной социальной инфраструктуры и снижения безработицы – решения главной социальной проблемы Северного Кавказа. Принципиально важно, чтобы эффект от реализации госпрограммы почувствовали все – все, кто живёт в этом регионе Российской Федерации.

Безусловно, предстоит сделать очень многое, в том числе привлечь значительные финансовые ресурсы, улучшить инвестиционный климат. Стимулировать деловую активность в регионе призван механизм государственных гарантий: он позволит минимизировать риски инвесторов и поддержать наиболее важные для региона проекты.

Сегодня подписано соответствующее постановление Правительства: только в текущем году общая сумма госгарантий для регионов Северного Кавказа составит 50 млрд рублей. В этой связи обращаю внимание федеральных и региональных властей на то, что сохраняется непонятная ситуация с предоставлением госгарантий по проектам для Чеченской Республики. В прошлом году мы этим ещё занимались, говорили на прошлом заседании комиссии, однако ничего принципиальным образом, к сожалению, не изменилось. Подобные ситуации абсолютно недопустимы. В ходе совещания прошу доложить, почему до сих пор, до настоящего времени в Чечне не воспользовались госгарантиями? Знаю, о чём в целом говорится? Минфин ссылается на то, что проекты должным образом не проработаны. Знаете что? Ссылаться можно на всё, что угодно. Если не доработано должным образом, помогите тогда им. Помогите! Минрегион пускай поможет, Минэкономразвития, Минфин. У нас то же самое было, помните, на первом этапе в 2009 году, когда мы для реального сектора экономики как один из инструментов поддержки реального сектора предложили систему госгарантий. А кто ими воспользовался, этими госгарантиями? По пальцам можно пересчитать! Но здесь такого не должно быть.

Необходимо максимально эффективно использовать возможности институтов развития, специально причём созданных для Северного Кавказа. Они призваны обеспечить приток капитала в регион, в том числе из-за рубежа, и, добавлю, оказать бизнесу экспертную помощь в реализации инвестиционных программ. Я рассчитываю здесь на активную, содержательную работу коллег из Внешэкономбанка и Корпорации развития Северного Кавказа. На сегодняшний день этой структурой рассмотрено несколько десятков бизнес-планов, из которых отобрано пять наиболее перспективных, на общую сумму свыше 62 млрд рублей. Кредитная поддержка со стороны корпорации составит 7 млрд рублей. В том числе речь идёт о разработке рудного месторождения Кизил-Дере в Дагестане, создании химического кластера в Ставропольском крае, строительстве всесезонных курортов «Архыз» и «Ведучú», а также развитии туристической и курортной зоны Кавказских Минеральных Вод.

Благодаря этим проектам будут созданы сотни новых рабочих мест, снят ряд инфраструктурных ограничений развития бизнеса, существенно увеличатся налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Мы ждём активной работы и от акционерной компании «Курорты Северного Кавказа». Напомню, она будет реализовывать проекты шести особых экономических зон туристического типа на Кавказе, в том числе четырёх – в регионах, собственно, Северного Кавказа.

Предстоит развивать инфраструктуру – строить дороги, гостиницы, лыжные трассы. Важнейший приоритет здесь – обеспечение безопасности, конечно, туристических центров и граждан, которые здесь отдыхают.

Ещё раз повторю: государственная программа развития Северного Кавказа должна стать одним из основных инструментов развития региона. Она интегрирует в себя как уже действующие крупные федеральные программы (такие как «Юг России», «Развитие Чеченской Республики», «Развитие Ингушетии»), так и новые подпрограммы, которые должны быть разработаны для каждого конкретного субъекта, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа. То есть после принятия государственной программы все территории округа будут иметь собственные планы развития, получат необходимую федеральную поддержку на их реализацию.

Добавлю, что предусмотренные в прежних федеральных целевых программах мероприятия и объёмы финансирования сохраняются. В этой связи прошу Минрегион России исключить возможное дублирование мероприятий в федеральных целевых программах и подпрограммах развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа.

Рассчитываю, что такой комплексный подход к формированию госпрограммы повысит качество управления бюджетными ресурсами и позволит сконцентрировать средства на наиболее приоритетных направлениях. Кроме того, обращаю внимание Минрегиона России на необходимость активизировать усилия по окончательной доработке и согласованию госпрограммы. Тем более что 30 инвестиционных проектов с общим объёмом финансирования ни много ни мало 145 млрд рублей уже отобрано, и затяжка с формированием госпрограммы будет мешать их эффективной и быстрой реализации.

Также нужно активно включаться в работу и нашим коллегам из регионов, в случае необходимости помочь инициаторам этих проектов, о которых я только что сказал, откорректировать бизнес-планы, завершить подготовку проектно-сметной документации.

Мы сегодня также заслушаем информацию по социально-экономическому развитию Дагестана и Ингушетии. С докладами выступят руководители этих республик. Давайте перейдём к работе. Пожалуйста, слово Виктору Фёдоровичу Басаргину.

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! В сентябре прошлого года Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Стратегия опиралась на крупные инвестиционные проекты, которые тоже были отобраны в рамках изучения ситуации в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и стратегия задавала приоритеты развития этого округа.

Инструментом реализации стратегии сегодня должна стать государственная программа. Было принято решение, было Ваше поручение, Владимир Владимирович, разработать данную программу, и Министерством регионального развития проект программы разработан и 15 апреля уже внесён для согласования во все наши федеральные ведомства и во все субъекты, входящие в Северо-Кавказский федеральный округ.

Цели программы, Вы уже отметили, – это социально-экономическое развитие субъектов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, повышение качества жизни населения этого округа. Для достижения этих целей сегодня предусматривается улучшение инвестиционного климата: это привлечение инвестиций в те проекты, которые будут отобраны в рамках реализации программы, создание, организация и функционирование институтов развития Северо-Кавказского федерального округа, развитие социальной сферы с бюджетным финансированием и, естественно, формирование позитивного образа, имиджа Северного Кавказа.

Вы уже отметили, что структура состоит действительно из трёх федеральных целевых программ: это юг России (программа реализуется до 2013 года), это социально-экономическое развитие Чеченской Республики до 2012 года, это социально-экономическое развитие Республики Ингушетии 2010–2016 годы. Для достижения целевых индикаторов, уважаемый Владимир Владимирович, мы просим заявленные в паспортах программ по социально-экономическому развитию Чеченской Республики, юга России, Ингушетии сроки реализации этих программ продлить на один год. Я ещё в конце скажу о той проблеме, которая в рамках этих программ сегодня существует.

После завершения реализации программ по Ингушетии и Чеченской Республике мы внесём изменения в программу и отдельно будут выделены подпрограммы по этим республикам, то есть они не выпадут в тот момент, когда мы закончим федеральные целевые программы. Также в госпрограмму включено ещё восемь подпрограмм. Это касается пяти субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. И кроме этого, мы выделили три подпрограммы: социально-экономическое развитие Кавказских Минеральных Вод (это тоже Ваше поручение, и мы в рамках этого направления работаем), социально-экономическое развитие пригородного района Республики Северная Осетия (Алания) в местах совместного проживания граждан ингушской и осетинской национальностей, и третья программа – это развитие инвестиционной привлекательности субъектов Федерации Северо-Кавказского федерального округа.

То есть это три такие дополнительные подпрограммы, при этом мероприятия федеральных целевых программ и подпрограмм – это то, о чём Вы, Владимир Владимирович, уже сказали, – не дублируются. Мы полностью всё это проверили, чтобы не было никаких дублирований.

Особое внимание в ходе разработки проекта госпрограммы было уделено формированию перечня приоритетных инвестиционных проектов. Министерством регионального развития было рассмотрено более 1200 проектов. Из этих 1200 проектов мы отобрали 370 инвестпроектов общим объёмом финансирования более 1,3 трлн рублей. Это как раз будет приложением к той подпрограмме по развитию инвестиционной привлекательности субъектов Федерации.

Из этих 370 инвестиционных проектов было отобрано 30 первоочередных с объёмом финансирования 145 млрд рублей. Мы посмотрели, что по многим из них сегодня готова проектная документация, есть инвестор, и мы стремимся к тому, чтобы начать реализацию этих 30 проектов уже в этом году, то есть по истечении первого полугодия, я думаю, мы перейдём к реализации ряда проектов.

Из этих 30 первоочередных проектов 12 планируется реализовать в сфере агропромышленного комплекса. Кроме этого, есть проекты в строительной отрасли – 3, в сфере туризма – 4, в стекольной промышленности – 3, в пищевой, химической промышленности – 3, проекты в сфере переработки ТБО (это твёрдо-бытовые отходы) – 1 и по высоким технологиям, IT-парк, – тоже 1 планируется создать в Невинномысске.

Только эти 30 проектов сегодня дают возможность на Северном Кавказе создать свыше 26 тыс. рабочих мест.

Кроме того, совместно с Корпорацией развития Северного Кавказа – Вы тоже уже это отмечали – было отобрано ещё пять приоритетных проектов. Они тоже станут отдельным блоком по программе развития инвестиционной привлекательности субъектов Федерации Северо-Кавказского федерального округа. Реализация госпрограммы будет осуществляться в два этапа: первый этап – это 2012–2017 годы и второй этап – 2018–2025 годы. Это так, как предусмотрено сегодня в Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа.

На первом этапе предполагаются совершенствование законодательной базы, организация управления, создание институтов развития, инвестиции в социальные проекты и завершение реализации наших федеральных целевых программ. Второй этап – это уже создание условий и развитие среднего и малого бизнеса, создание промышленных кластеров и создание новых рабочих мест, а также модернизация тех производств, которые сегодня включены в наши программы.

Объём финансирования госпрограммы из федерального бюджета – 336,9 млрд рублей, из них 202 млрд рублей – это средства отраслевых федеральных министерств и ведомств, направляемые на развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2013 года. Только до 2013 года мы свыше 200 млрд рублей направляем. 53,9 млрд рублей – в рамках федеральных целевых программ, которые курирует Министерство регионального развития, это тоже до 2013 года, то есть в пределах бюджетного периода. И 80 млрд рублей – на реализацию мероприятий, по которым приняты решения Президента и Правительства Российской Федерации, то есть по отдельным проектам, они тоже войдут составной частью. 

По предварительным оценкам, объём внебюджетных инвестиций в рамках госпрограммы с учётом реализации 30 первоочередных проектов, которые мы определили тоже до 2013 года, составит около 172,4 млрд рублей. Это общий объём, это сумма без учёта внебюджетных средств, которые предусмотрены по другим программам – параллельно тем трём, которые вошли в государственную программу по Северному Кавказу.

В результате реализации госпрограммы по Северо-Кавказскому федеральному округу планируется создать 33 промышленных и 88 агропромышленных объекта, 13 энергетических, 210 транспортных объектов, более 170 объектов инженерной коммунальной инфраструктуры, 790 объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта и 13 объектов туризма, то есть перечень очень обширный.

Реализация запланированных мероприятий даст значительный социальный эффект, Вы тоже уже об этом упоминали. Валовой региональный продукт на душу населения увеличится с 79 тыс. до 219 тыс. рублей. Средняя номинальная начисленная заработная плата увеличится в 2,5 раза, то есть практически с 10 тыс. до 23 тыс. рублей.

В.В.Путин: Сейчас там меньше – 9400 или 9800.

В.Ф.Басаргин: Да. 23,8 мы планируем в рамках реализации этой программы. Уровень официальной безработицы, мы планируем, снизится с 16% до 5% до 2025 года и доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5% до 9% всего.

Должен отметить, что в подготовке проекта госпрограммы мы столкнулись с рядом проблем, Владимир Владимирович. Первое. Наверное, ни в одной программе, кроме территориальных программ, нет такого количеств органов, с которыми приходится согласовывать все материалы. Поэтому есть определённые трудности со скоростью прохождения документов. У нас 22 федеральные структуры участвуют в согласовании, плюс, естественно, 7 субъектов – практически 30 структур, с которыми мы работаем по подготовке этой государственной программы. Но тем не менее мы ещё раз говорим, что мы программу уже окончательно согласуем и в июле внесём на утверждение со всеми поправками, которые там, может быть, будут и со стороны субъектов, и со стороны наших федеральных структур.

Во-вторых, в настоящее время в соответствии с решениями Правительства вносятся изменения в федеральные целевые программы в части приведения объёмов финансирования в соответствие с параметрами федерального закона о федеральном бюджете на 2011–2013 годы. Однако, Владимир Владимирович, на реализацию программы «Юг России» (2008–2013 годы) бюджетные ассигнования на 2013 год не предусмотрены, что фактически означает остановку программы с 2012 года. С учётом значения Северо-Кавказского федерального округа для Российской Федерации, мы считаем, что надо уже сегодня принять решение о том, чтобы предусмотреть на 2013 год объёмы финансирования в рамках паспортов, которые у нас были разработаны по программам, то есть не снижать эти объёмы. А те объёмы, которые мы сократили, перенести на 2014 год. У нас сегодня такое понимание с Министерством экономического развития есть. Считаем, что таких договорённостей мы достигнем и с Министерством финансов, но просим в этом отношении поддержки, Владимир Владимирович. Я считаю, что это и политически правильно – не прекращать финансирование на 2013 год.

Третья проблема. Реализация госпрограммы предполагает значительные объёмы финансирования из различных источников, что требует определения единого координатора финансовых ресурсов. Когда мы говорим о расходах на реализацию госпрограммы, необходимо учесть, что у нас расходы уже вошедшие в бюджет на текущий плановый период в рамках федеральных целевых программ и программ, которые идут по линии других ведомств, – это 256,2 млрд рублей. Затем расходы, не вошедшие в бюджетные заявки, по которым уже приняты решения Президента либо Правительства: это порядка 80 млрд рублей, то есть это вторая составляющая.

Есть соответствующие перечни мероприятий или инвестиционных программ, которые рассматриваются здесь, и расходы за пределами бюджетного планирования, то есть начиная с 2015 года. В рамках этого процесса мы тоже сегодня рассматривали все предложения субъектов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ: это свыше 1 трлн 287 млн рублей. Мы готовы в рамках доработки программы посмотреть все эти вопросы, то есть сейчас, в настоящее время, все эти расходы включить до 2025 года и в рамках согласования посмотреть, что из этих объёмов останется.

Мы полагаем, что необходим координатор всех этих финансовых ресурсов, направляемых на развитие Северного Кавказа. В настоящее время расходы всех отраслевых министерств и ведомств до 2013 года включительно, как уже отмечал, составляют около 202 млрд рублей, и пока они включены в проект госпрограммы в виде аналитического учёта. Нам необходимо, чтобы мы видели, на какие объекты расходуются эти средства, как они синхронизированы с реализацией всех других проектов по времени, по срокам. И в этом отношении, конечно, мы просим, чтобы сегодня Минрегион был определён координатором всех этих процессов без передачи нам финансовых ресурсов как главному распорядителю бюджетных средств, то есть они останутся в тех ведомствах, которые за них отвечают, а мы просто должны видеть, координировать и по времени синхронизировать, как идёт расходование.

Подчеркну, что, если мы сегодня все эти предложения примем, мы в ближайшее время доработаем программу, и она позволит выйти на совершенно другие параметры развития Северо-Кавказского федерального округа.

Я благодарю за внимание и прошу поддержать наше предложение.

Дополнительные материалы по теме