Версия для слабовидящих

21 января 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

В.В.Путин

На заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

«Перед нами стоит задача кардинально изменить положение на Северном Кавказе, и прежде всего речь идёт о качестве жизни людей, о том, чтобы обеспечить их безопасность, возможность мирно трудиться на своей земле. Нам надо искоренить всё то, что питает терроризм и экстремизм, а это прежде всего бедность и безработица, низкий уровень просвещения и образования, коррупция, беззаконие. Нам надо создать на Северном Кавказе современную социальную инфраструктуру».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня проводим первое заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского региона.

Напомню, решение о создании нового федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, было принято ровно год назад. Мы смогли консолидировать усилия федеральных, местных властей, наладить общественный диалог по тем ключевым проблемам, которые волнуют людей на Северном Кавказе, а для граждан очень важно чувствовать, что их озабоченности видят и к их мнению прислушиваются.

В самом тесном контакте со всеми регионами Северного Кавказа, с представителями общественных объединений мы обсуждали и готовили планы наших совместных действий, привлекли к этой работе бизнес и авторитетных экспертов. В результате была сформирована и в сентябре прошлого года утверждена «Стратегия развития Северного Кавказа до 2025 года», согласован перечень приоритетных инвестиционных проектов в регионе.

Повторю ещё раз: перед нами стоит задача кардинально изменить положение на Северном Кавказе, и прежде всего речь идёт о качестве жизни людей, о том, чтобы обеспечить их безопасность, возможность мирно трудиться на своей земле. Нам надо искоренить всё то, что питает терроризм и экстремизм, а это прежде всего бедность и безработица, низкий уровень просвещения и образования, коррупция, беззаконие. Надо создать на Северном Кавказе современную социальную инфраструктуру - тоже одна из самых важных задач - и, конечно, эффективную экономику, которая опиралась бы на конкурентные преимущества региона, на его естественные факторы роста, а они, безусловно, есть. Это прежде всего большой человеческий потенциал, богатые традиции, в том числе традиции предпринимательства, уникальная природа.

В течение ближайших 10 лет мы планируем создать на Северном Кавказе не менее 400 тыс. новых рабочих мест, реализовать крупные проекты в сельском хозяйстве, ТЭКе, строительстве, инфраструктуре, туризме, сформировать благоприятные условия для притока инвестиций, для роста малого и среднего предпринимательства. Кстати, могу сказать, что только в 2011 году в регионе будет реализовано 37 крупных проектов с общим объёмом инвестиций 400 млрд рублей.

За 2010 год в округе произошло снижение безработицы на 86,7 тыс. человек. Однако общая зарегистрированная безработица пока очень высокая – 381 тыс.

В Северо-Кавказский федеральный округ будут направлены значительные бюджетные средства, а также ресурсы наших крупных компаний и институтов развития. Так, специально для финансирования проектов на Северном Кавказе Инвестиционный фонд был увеличен на 6 млрд рублей. Создана Корпорация развития Северного Кавказа, которая, в том числе, должна оказать регионам и местному бизнесу экспертную помощь и поддержку в реализации инвестпрограмм, в подготовке финансовой документации и подготовке бизнес-планов. Образована акционерная компания «Курорты Северного Кавказа» – она будет реализовывать проекты четырёх особых экономических зон туристического типа на Кавказе. И общий объём госинвестиций в инфраструктуру этих зон определен в размере 60 млрд руб.

Кроме того, для стимулирования деловой активности будет использован механизм государственных гарантий. Первоначальный объём таких гарантий – 50 млрд рублей. Но я об этом ещё скажу, как они у нас начинают работать: пока не очень хорошо. Но мы действительно направляем на развитие Северного Кавказа большие ресурсы, и они должны принести ощутимую отдачу, должны привести к тому, что жизнь людей изменится в регионе к лучшему. Поэтому и федеральные, и региональные власти обязаны действовать как единая команда – согласованно, с нацеленностью на результат, на общий успех. Для этого и образована Правительственная комиссия, в рамках которой мы с вами сегодня собрались.

Подчёркиваю: работы предстоит много. И прошу всех коллег подойти к ней предельно ответственно. Уже сегодня на первом, организационном, заседании мы обсудим достаточно широкий круг вопросов, и прежде всего речь пойдёт о ходе реализации трёх крупных федеральных программ: это «Юг России», «Развитие Чеченской Республики» и «Развитие Республики Ингушетия». Сейчас эти федеральные целевые программы служат основным инструментом решения социально-экономических проблем Северного Кавказа. За последние три года мы направили на их реализацию более 91 млрд рублей, в том числе около 75 млрд рублей из федерального бюджета.

На эти деньги построены и реконструированы десятки социальных объектов – школы, больницы, детские сады и спортивные сооружения, улучшено водоснабжение населённых пунктов, газифицированы отдельные горные сёла, введены в эксплуатацию сотни километров дорог.

Обращаю внимание: начиная с 2012 года мы переходим на новое программно-целевое обеспечение использования бюджетных ресурсов. И три федеральные целевые программы по Северному Кавказу будут интегрированы в рамках одной государственной программы. При её формировании считаю целесообразным уделить особое внимание комплексному развитию региона Кавказских Минеральных Вод. Прошу Министерство регионального развития России завершить доработку проекта госпрограммы и уже в апреле представить его на утверждение в Правительство Российской Федерации. Хотел бы здесь сразу добавить, что запланированные в прежних федерально-целевых программах мероприятия и объёмы финансирования будут сохранены.

Вместе с тем обращаю внимание: в рамках будущей госпрограммы нам нужно более чётко расставить акценты, сконцентрироваться на действительно приоритетных направлениях. И, конечно же, должно меняться качество управления бюджетными ресурсами и инвестициями. Это касается и целевого использования средств, и ритмичности финансирования, и, подчеркну, должного выполнения взаимных обязательств.

В этой связи считаю недопустимой практику, когда федеральные ведомства под разными предлогами, ссылаясь на объективные трудности, тянут с перечислением средств. Например, Министерство образования вместо начала года направило деньги на строительство школы в Магасе только в октябре. Сроки сдачи школы сорваны. Минэнерго также до ноября решало вопрос, прежде чем направить средства на строительство газопровода в Архызе.

Поводы для таких проволочек самые разные, но внутренняя реорганизация в самих ведомствах, а также другие бюрократические причины не могут служить оправданием этих задержек. То у регионов просят принести какие-то дополнительные обоснования и бумаги, то по нескольку раз заставляют переделывать проектно-сметную документацию. Хочу, чтобы все поняли: функции ведомств – не в том, чтобы перечислять деньги на места в течение года. Для этого казначейства есть в Министерстве финансов. Вы должны работать с регионами над проектами от начала и до конца и помогать им быть в постоянном контакте, знать реальную ситуацию с реализацией госпрограмм. И критерием работы, хочу ещё раз подчеркнуть, является не перечисление средств в течение года, а то, что нужный объект сдан и начал служить людям.

Есть проблемы и с предоставлением госгарантий – например, по инвестиционным проектам, которые осуществляются в Чеченской Республике. Вот, например, на 2010 год предусматривалось предоставить госгарантий по проектам в Чечне на общую сумму 15 млрд рублей, однако не было выдано ни одной гарантии.

Я прошу Минфин и Внешэкономбанк принять меры и совместно с правительством Чеченской Республики в кратчайшие сроки начать реализацию проектов с использованием механизма госгарантий – мы зачем его создавали-то? Вместе с тем и регионам нужно работать более самостоятельно, выполнять свою часть обязательств, в полном объёме обеспечивать софинансирование проектных мероприятий из региональных бюджетов, а также заниматься привлечением внебюджетных источников.

Например, в рамках федеральной целевой программы «Юг России» в 2008 году привлечено 44,8% от плановых объёмов частных инвестиций, в 2009 году – всего 2%, а в 2010 – 34%. Конечно, понимаю, 2009 год – это кризисный год, тем не менее 2% – это ничего.

Я прошу активнее действовать на этих направлениях, тем более что сейчас в округе для этого созданы все необходимые условия, в том числе специальные институты развития, о которых я уже говорил выше. В качестве позитивного примера приведу работу властей Чечни и Кабардино-Балкарии, где налажена ритмичная работа по реализации программных мероприятий и успешно привлекаются частные инвестиции. Так, в прошлом году в Чеченской Республике было привлечено на 4,6% больше внебюджетных средств, чем планировалось.

На сегодняшнем заседании мы также рассмотрим ещё два вопроса. О задачах по социально-экономическому развитию Ставропольского края – об этом доложит губернатор Валерий Вениаминович Гаевский. Кстати, обращаю внимание, что из 106 проектов «Стратегии развития Северного Кавказа» – 37 реализуется на территории Ставропольского края.

Кроме того, сформируем планы работы нашей комиссии на перспективу. Давайте перейдём к работе. Слово – Басаргину Виктору Фёдоровичу. Пожалуйста.

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Как Вы уже отметили, на территории республик Северо-Кавказского федерального округа осуществляются сегодня три программы комплексного развития территорий. Вы уже говорили, что выделено на реализацию этих программ свыше 91 млрд рублей, из них порядка 75 млрд рублей – из федерального бюджета, то есть практически 81,5%.

С 2008 года введены в эксплуатацию 86 общеобразовательных школ на 25 тыс. ученических мест, что позволило в основном ликвидировать все занятия в три смены. Это был один из немногих регионов, где у нас занятия проходили в три смены.

В Чеченской Республике в Итум-Калинском, Веденском и Ножай-Юртовском районах построены и восстановлены 19 школ на 3 тыс. с лишним мест для жителей горных районов, введено 44 объекта здравоохранения на 3 тыс. коек и 4770 посещений в смену, в том числе 19 участковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов в горных районах, которые позволили охватить первичными медицинскими услугами свыше 55 тыс. человек, ранее не имевших такой возможности.

Отмечу, что, согласно опросам, проводимым в рамках оценки эффективности деятельности региональных органов власти, удовлетворённость населения в Северо-Кавказском федеральном округе медицинской помощью превысила среднероссийский уровень.

Построено 250 км автодорог, обеспечены водой населённые пункты в Правобережном районе Республики Северная Осетия–Алания, Зеленчукском и Урупском районах в Карачаево-Черкесской Республике и целый ряд других районов.

За счёт мероприятий по расширению ёмкости автоматических телефонных станций, восстановления участков сети и строительства внутризоновой сети удалось поднять обеспеченность телефонной связью Чеченской Республики на четверть, то есть дополнительно 5 тыс. 500 человек получили возможность пользоваться услугами связи.

Осуществлена газификация горных населённых пунктов Мизур и Бурон Республики Северная Осетия–Алания, работавших на привозном мазуте. Это обеспечило устойчивое и качественное теплоснабжение домов, где проживает 3,5 тыс. человек. Удешевилась себестоимость тепловой энергии более чем в 3 раза за счёт уменьшения расходов на топливно-эксплуатационные услуги, что в конечном итоге дало годовую экономию 90 млн рублей.

В рамках компетенции Минрегиона мы оказываем содействие развитию региона Северного Кавказа и по другим направлениям. Так, в рамках федерально-целевой программы «Жилище» в 2010 году выделено 907 млн рублей. По предварительным данным, в 2010 году Северо-Кавказский федеральный округ стал лидером среди федеральных округов по темпам роста жилищного строительства. Они составили порядка 110%. Всего построено 3,04 млн кв. м жилья. В 2009 году было 2,8 млн кв. м, в 2008 – 2,63 млн кв. м. В 2010 году улучшили жилищные условия 4,6 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, 1418 молодых семей, выдано 1300 жилищных сертификатов для отдельных категорий граждан.

Оказывается поддержка за счёт средств Инвестиционного фонда. Сейчас реализуется несколько проектов, в частности в Республике Дагестан, в Ставропольском крае. Мы видим, Владимир Владимирович, что (Вы уже сказали) докапитализация Инвестфонда – на 6 млрд рублей для реализации проектов на Северном Кавказе. И в настоящее время Минрегионом подготовлена методическая помощь регионам в подготовке заявок. Уже представлен 31 региональный проект, то есть мы сейчас ведём отбор.

В наиболее высокой степени готовности проекты: комплекс переработки газа Северного Каспия в этилен, полиэтилен и полипропилен; создание регионального индустриального парка на территории города Будённовска (Ставропольский край); создание регионального индустриального парка на территории Невинномысска (Ставропольский край); строительство производственных комплексов по производству стеклянной тары и безалкогольных напитков (Ингушетия); создание инновационно-строительных технопарков «Казбек» (Чеченская Республика).

Комплекс реализации ФЦП способствовал улучшению макроэкономических показателей в регионах Северного Кавказа. Уровень зарегистрированной безработицы с начала 2008 года снизился в среднем по республикам на 10%. Доходы консолидированных бюджетов выросли на 28% при среднем показателе по России – на 18%.

В целом считаем, что программа развития Северо-Кавказского федерального округа реализуется успешно. В то же время контроль за использованием федеральных средств, мониторинг реализации целевых программ выявил ряд проблем.

Во-первых, в ходе реализации программных мероприятий с учётом оптимизации расходов федерального бюджета и актуализации республиками своих региональных программ поменялись сроки ввода объектов в эксплуатацию. В этой связи Минрегионом России внесены изменения в программу в целях синхронизации сроков ввода объектов в эксплуатацию, комплексного решения поставленных задач и координации бюджетных ассигнований на объектах, имеющих приоритетное значение. Однако считаем, что необходима жёсткая синхронизация работ не только в рамках программ, реализуемых одним министерством, но и всех федеральных целевых программ, реализуемых в округе.

Во-вторых, в рамках федеральных целевых программ вводится значительное число объектов, но порядка 200 из них до настоящего времени не зарегистрировано и не поставлено на учёт. Это создаёт предпосылки к утрате государственного имущества, влияет на эффективность программных мероприятий и создаёт поле для коррупции. На наш взгляд, регионам необходимо более ответственно подойти к вопросу контроля за учётом и регистрацией государственного имущества.

В-третьих, оптимизация расходов бюджета сместила акцент работ на мероприятия в социальной сфере. К примеру, в Чеченской Республике с 2008 года затраты на строительство и восстановление социальных объектов в 6,7 раза превышают затраты на производственные объекты. По мере снятия социальных диспропорций развития регионов мы планировали уйти от этого перекоса, однако эти попытки наталкиваются на отсутствие утвержденной проектной и обосновывающей документации по объектам, включённым в программу.

Так, в 2010 году в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы» не удалось своевременно подготовить проектную документацию и решить вопросы собственности объектов с дальнейшим управлением ими. Мы совместно с правительством республики организовали работу по подготовке документации, но в короткие сроки не по всем объектам это удалось сделать. В итоге мы согласовали перераспределение бюджетных ассигнований на объекты социальной сферы, которые были использованы в 2010 году. Но расходы на социальную сферу превысили государственную поддержку промышленности и агропромышленного комплекса более чем в 4,5 раза. В целом проблема сроков подготовки документации системная, и решать её нужно в рамках всего округа. То есть мы видим, что и специалистов не всегда достаточно здесь, но и проблема, Владимир Владимирович, в этом остается: затраты на проектирование составляют от 5 до 10% всех средств на реализацию программы. Это примерно от 100 до 500 млн рублей на каждый субъект. Поэтому и средства отсутствуют на то, чтобы готовить внепроектную документацию.

В-четвёртых. Вы уже обозначили проблемы несоблюдения объёмов софинансирования программных мероприятий со стороны регионального бюджета и привлечения частных инвесторов. Сложившееся положение вызывает тревогу в связи с планом государства по наращиванию инвестиционной активности в регионе. Особенно сложная ситуация с исполнением обязательств частных инвесторов. Если ситуация сохранится, мы не сможем достичь целевых результатов, намеченных федеральными программами.

С такой же проблемой мы столкнулись в ходе реализации масштабных инвестиционных проектов на Северном Кавказе, в частности по линии Инвестиционного фонда. К сожалению, здесь негативный пример показывают и органы власти. То есть сегодня федеральный бюджет в полном объёме профинансировал свои обязательства, а ни региональный бюджет, ни частный инвестор эти обязательства не выполнили.

С текущего года мы будем более жёстко контролировать этот процесс, уже внесены изменения в нормативную базу, предусматривающие, в том числе, финансовую ответственность инвесторов за невыполнение своих обязательств.

Также хотел высказать ряд предложений по конкретным программам. В 2011 году на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономического развития Чеченской Республики на 2008–2012 годы» предусмотрено 20 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 18,4 млрд рублей. Планируется завершить строительство двух административных зданий, 13 фельдшерско-акушерских пунктов, спорткомплекса, ряда объектов агропромышленного комплекса, автодорог, госпиталя для ветеранов войны. В текущем году бюджетные ассигнования увеличены на 20,3% относительно 2010 года. Однако и это меньше запланированного ранее объёма. В связи с тем, что необходимо приведение параметров финансирования программ мероприятий в соответствие с федеральным бюджетом на 2011 год и на плановый период 2012–2013 годов, мы предлагаем продлить программу до 2013 года для обеспечения поставленных программой задач и достижения соответствующих индикаторов.

По программе «Юг России» в 2011 году предполагается направить 30,4 млрд рублей, из них 9,9 млрд рублей – средства федерального бюджета. Около 6,4 млрд рублей – на строительство Гоцатлинской ГЭС, подготовку ложа водохранилища и на переселение лакского населения на новое место жительства в Республике Дагестан. В текущем году планируется завершить строительство линий электропередач к посёлку Архыз, инженерной инфраструктуры к туристскому комплексу «Теберда-Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике и реконструкцию Архонского группового водовода в Республике Северная Осетия–Алания и двух школ в Республике Дагестан. Учитывая уменьшение объёмов финансирования в текущем году по строящимся объектам и отсутствие лимитов бюджетных обязательств на мероприятия в 2013 году, предлагаем продлить программу до 2014 года и сохранить объём финансирования программных мероприятий в 2012 и 2013 годах в соответствии с ранее утверждёнными объёмами финансирования с учётом целевых дополнительных затрат. Необходимость продления срока реализации программ «Юг России» и социально-экономического развития Чеченской Республики на один год обусловлена тем, что в имеющиеся сроки при уменьшении объёма государственной поддержки не будут достигнуты поставленные цели и решены программные задачи.

В программу «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы» мы считаем необходимым включить ещё один исключительно важный вопрос – реализацию мероприятий по переселению граждан из оползневой зоны города Малгобека и Малгобекского района. Ранее это мероприятие реализовывалось в рамках федерально-целевой программы «Жилище», но начиная с текущего года эти затраты в рамках этой программы не предусмотрены, а общий объём необходимых средств составляет порядка 6,3 млрд рублей.

Минрегион завершает разработку государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», которая станет механизмом реализации «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». В апреле она будет, безусловно, представлена в Правительство. В её состав войдут все три обсуждаемые сегодня программы. При подготовке мы учтём все проблемные моменты, выявленные к реализации программ, а также обеспечим её взаимоувязку с федерально-целевыми программами, реализуемыми другими министерствами и ведомствами. Полагаю, нам вместе с федеральными и региональными органами власти нужно подготовить предложения по повышению эффективности реализации всех этих программ. Считаем, что этот шаг будет способствовать повышению эффективности государственной поддержки развития Северо-Кавказского федерального округа.

В.В.Путин: Спасибо.