Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня особый день: 68 лет назад началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских оккупантов.
Мне кажется, есть определенный символизм в том, что именно сегодня на Кавказе совершен очередной террористический акт. По сути, те, кто его совершил, встали в один ряд с нацистами. Потому что это значит, что у них нет ничего святого, и день начала Великой Отечественной войны для них таким не является.
К сожалению, и у нас еще есть люди, которые стреляют «из-за угла» и думают, что этим можно что-то изменить в России. Но есть и такие, как Президент Ингушетии Евкуров, блестящий российский офицер, патриот России и своей малой Родины - Ингушетии. На таких людях наша страна всегда уверенно стояла, чувствовала себя уверенно и побеждала, благодаря таким людям.
Я хочу выразить слова соболезнования родственникам погибших и пожелать скорейшего выздоровления всем пострадавшим.
Давайте начнем работать.
Первое, на что хотел бы обратить внимание и что хотел бы обсудить, - это вопросы экономического характера в сфере энергетики. Совсем недавно прошли встречи глав государств и правительств стран СНГ - основных потребителей наших энергетических ресурсов. Обсуждалась одна из острых проблем, связанная с транзитом нашего газа через территорию Украины.
Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), как идет работа с нашими украинскими партнерами по исполнению контрактных обязательств?
И.И.Cечин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! В соответствии с Вашим поручением отслеживаем ситуацию с поставками газа нашим европейским партнерам. Вместе с тем «Газпром», к сожалению, зачастую работает в условиях неопределенности, особенно в том сегменте, о котором Вы сказали, - на украинском направлении. Идет систематическое нарушение выборки законтрактованных объемов газа за все текущие кварталы этого года.
Оплата газа пока производится, и последний платеж состоялся в начале июня в объеме 643 млн 780 тысяч долларов. У нас впереди дата очередного платежа - это 7 июля. Мы должны также констатировать, что пока объемы газа, который должен быть поставлен за июнь, не согласованы сторонами.
Есть еще одно ограничение, связанное с тем, что «Газпром» не может больше авансировать транзитные платежи. Он и так уже оплатил транспортные услуги «Нафтогазу» до примерно февраля-марта следующего года.
В.В.Путин: Хорошо. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), я поручал Вам провести консультации с нашими партнерами в международных финансовых организациях - в Мировом банке, в МВФ и с европейскими партнерами - по поводу возможности организации помощи Украине, имея в виду сложное финансово-экономическое состояние этой страны, особенно, конечно, в условиях кризиса. Здесь нет никаких оснований радоваться или злорадствовать по этому поводу - нужно думать, как нашим партнерам помочь.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, две недели назад я встречался с еврокомиссаром по экономике и финансам Еврокомиссии, и мы обсуждали этот вопрос. Мне было прямо дано понять, что сейчас у Евросоюза таких средств нет. И последнее заседание глав государств и правительств Евросоюза тоже не принесло результатов. Председатель Еврокомиссии Баррозу сделал заявление о том, что сейчас Еврокомиссия не может помочь средствами Украине.
Кроме того, неделю назад я встречался с директором-распорядителем Международного валютного фонда Стросс-Каном, мы обсудили результаты миссии по Украине, ту помощь, которую МВФ оказывает Украине, и заострили вопрос о платежах Украины за газ.
По данным МВФ, в результате предоставления кредитов Украине объем валютных ресурсов для обеспечения проплаты по газу достаточен. Поэтому дополнительных ресурсов, по данным МВФ, сейчас, в ближайшие месяцы не потребуется. Но МВФ отмечает, что есть проблема компании «Нафтогаз», которая не имеет достаточных финансовых ресурсов в местной национальной валюте, чтобы купить необходимое количество валюты для проплаты. То есть проблема баланса самой компании «Нафтогаз».
Вместе с тем, мы договорились о том, что ближайшая миссия МВФ продолжит исследование этого вопроса и возможности Украины по этим платежам. Пока сейчас решения еще нет.
Я также встретился с министрами финансов Германии, Франции и Италии - как известно, главными потребителями транзитного газа, самыми крупными потребителями транзитного газа. Говорили о возможности организации совместного кредитования с участием России по закачке газа в подземные хранилища и подготовке к осенне-зимнему периоду, по транспортировке газа и обеспечению национальных потребностей.
Эти министры дали понять, что сейчас с учетом сложностей бюджетного дефицита им тоже трудно решать эту проблему. В каких-то случаях они готовы продолжить этот разговор, но на данный момент решения по-прежнему нет. Также отмечу, что Еврокомиссия готова инициировать встречу с частными компаниями, как правило, потребителями или транзитерами газа в соответствующих странах или с кредиторами, но такого совещания, которое могло бы также обсуждать вопросы коммерческой поддержки или коммерческих кредитов, пока еще не было. Такие совещания со стороны Еврокомиссии еще не проведены.
В.В.Путин: То, что Вы доложили, по меньшей мере, огорчает.
Последний платеж был 7 июня, следующий платеж должен состояться 7 июля. И мы постоянно получаем сигналы от наших украинских партнеров о том, что платить нечем.
Это, конечно, ставит и нас, и наших потребителей в Европе в очень сложное положение. Мы действительно обратились уже практически во все международные финансовые организации: и во Всемирный банк, и в МВФ - Международный валютный фонд. Мы обратились к европейским партнерам на двусторонней основе, мы обратились в Комиссию Европейских Сообществ. По сути, везде - отказ. Ответ один и тот же: для Украины у нас денег нет.
Я хочу, чтобы и наша российская общественность, и люди в Украине понимали и знали, что Россия предпринимает все, что от нее зависит, для того, чтобы не возникло кризиса, хотя бы похожего на тот, который был у нас в конце прошлого - начале этого года.
Но наши возможности тоже небезграничны. Мы идем навстречу нашим украинским партнерам: не взыскиваем санкций, предусмотренных контрактами за их нарушение. Мы пытаемся организовать международное финансирование на межгосударственном и на частном уровнях. Ведем работу сегодня и с частными финансовыми структурами.
Более того, я хочу это подчеркнуть: Россия, проплатив транзит до 2010 года, прокредитовала Украину на 2,2 млрд долларов.
Я только что был в Сибири, только что встречался с людьми в Барнауле. И люди законно ставят вопросы, связанные с нашей текущей жизнью. В условиях кризиса у нас у самих много проблем: и цены кусаются, и безработица дает о себе знать.
Мы в начале следующего года планируем ряд шагов в социальной сфере. Мы давно планировали и должны будем сделать серьезные и довольно затратные для бюджета шаги в области пенсионного обеспечения. Это требует от нас большого напряжения сил.
У нас тоже нет этих ресурсов, мы должны решать и свои задачи. 2,2 млрд долларов - кредит под нулевую ставку, я хочу это подчеркнуть! Это же беспроцентный кредит! Но где-то граница должна быть?! Почему только Россия должна нести на себе это бремя и этот груз?!
Я хочу еще раз напомнить, что есть контракты, подписанные между «Газпромом» и украинскими партнерами, есть золотовалютные резервы, из которых, судя по всему, и был произведен предыдущий последний платеж. Сегодня, по открытым источникам, объем золотовалютных резервов на 1 июня в Украине составляет 27,8 млрд долларов. Этого вполне достаточно для того, чтобы оплатить поставки российского газа. Я исхожу из того, что контрактная дисциплина будет полностью исполняться, и Россия оставляет за собой право действовать в соответствии с контрактом, если таких платежей не поступит. Вот что хотел бы сказать по этому вопросу и прошу вас внимательно наблюдать за происходящими событиями.
Вот я упомянул сейчас о встрече с людьми в Барнауле. Один из вопросов, который люди поставили прямо на улице, в ходе беседы, - это вопрос транспортного обеспечения. Имеется в виду субсидирование перевозок с Дальнего Востока в Центрально-Европейскую часть - в Петербург, в Москву, на юг страны. Есть некоторые населенные пункты, достаточно удаленные от Европейской части, которые этими субсидиями не пользуются. Например, Норильск. Насколько я себе представляю, - это достаточно эксклюзивная ситуация, имея в виду, что другими транспортными средствами, кроме как самолетом, туда никак не добраться и никак оттуда не выбраться.
Я помню, как мы принимали решение по субсидированию авиаперелетов с Дальнего Востока в Европейскую часть. Мы исходили из того, что, конечно, все перелеты по всей стране мы из бюджета субсидировать не сможем. Но что касается таких точек, как Норильск, - имею в виду трудности с транспортной доступностью, - считаю возможным рассмотреть отдельно. У нас, кроме Норильска, какие еще есть населенные пункты, куда можно добраться только самолетом?
С.Б.Иванов: Владимир Владимирович, если позволите, буквально два слова доложить о том, как выполняется ныне действующее постановление Правительства по субсидированию ставок для перелета авиапассажиров с Дальнего Востока в западную часть страны - это Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
Мы выбрали три точки, и субсидирование уже введено в действие. Срок распространения этой льготы с 15 мая по 15 сентября этого года. Оно касается всех регионов Дальнего Востока, и за время действия, по состоянию на 20 июня этого года, таких билетов приобретено свыше 100 тысяч. То есть 100 тысяч россиян уже воспользовались этой возможностью. Я считаю - это хороший результат. Средняя цена за пассажира при перелете с Дальнего Востока в Москву, в Санкт-Петербург и обратно - в пределах 15-18 тысяч рублей. Это практически в два раза ниже, чем, собственно, реальная стоимость авиабилета.
Вы правы в том, что у нас есть ряд отдаленных регионов, куда можно добраться только самолетом, - как в песне поется: «только самолетом можно долететь». И один из них - это, несомненно, Норильск. Второй пункт - достаточно крупный город, который приходит мне сейчас на ум - это город Кызыл, Республика Тува, где нет железной дороги и выбраться оттуда пассажиру можно только авиасообщением. Стоимость билета Норильск-Москва и обратно составляет около 40 тысяч рублей. То есть практически равна безсубсидированной стоимости билета на Дальний Восток.
Поэтому я считаю, что, действительно, такие отдаленные регионы, как Норильск или Кызыл, вполне могут в ближайшее время получить субсидирование. Нам надо тогда посчитать - я прошу Вас дать поручения Минтрансу. Мы можем распространить это, может быть, в этом году и в любом случае предусмотреть это на 2010 год.
Кроме этого, я считаю, что срок действия - я вначале назвал срок с 15 мая по 15 сентября для жителей Дальнего Востока - может быть, для норильчан и жителей Тувы можно расширить. Например, с 1 апреля по конец октября - это уже будет более полугода.
Для любых авиакомпаний это составляет полное летнее расписание, потому что авиакомпании переходят на летнее расписание с 1 апреля. Тогда это и администрированно все будет, и людям будет удобнее, потому что на Дальнем Востоке, например, отпуска, как правило, большие, длинные, и многие могут отправляться с детьми в отпуск, например, в конце сентября. А по ныне действующему нормативу 15 сентября срок действия льготы и субсидий заканчивается. Поэтому это позволит еще большему количеству людей пользоваться такой возможностью - дешевле летать.
В.В.Путин: Хорошо. Вместе с Минтрансом проведите необходимые расчеты и представьте предложения.
С.Б.Иванов: Доложу.
В.В.Путин: Спасибо. Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), как идет комиссия по защитным мерам?
В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, на прошлой неделе мы провели очередное заседание Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Подвели итоги за первое полугодие, определили приоритетное направление до конца года.
С начала года комиссия рассмотрела 57 вопросов. Правительством по этим рассмотренным вопросам принято 34 постановления. Они, в первую очередь, направлены на поддержку отечественного производителя в условиях кризиса, стимулирование отдельных отраслей экономики, защиту внутреннего рынка.
В основном это касалось металлургии, машиностроения, химической, кожевенной, мебельной промышленности, АПК, строительной отрасли, автомобилестроения. При принятии решений мы руководствовались задачами сохранения конкурентной среды и поддержания инвестиционной активности со стороны зарубежного бизнеса.
Комиссия принимала решения с учетом задач Антикризисного плана Правительства. Рассмотрены обращения крупнейших отечественных системообразующих и градообразующих предприятий. Здесь занято большое количество людей, и, конечно, объективно существуют наибольшие трудности с производственным сбытом продукции.
Однако для поддержки отечественного производителя и российского рынка обычных мер таможенно-тарифного регулирования подчас оказывается недостаточно. В этой связи мы намерены расширить использование таких механизмов защиты, как специальные антидемпинговые и компенсационные меры. Применение таких мер является открытым, предусмотрено российским законодательством и соответствует нормам ВТО.
К сожалению, до настоящего времени мы этими мерами практически не пользовались. Решение об использовании этих мер будет приниматься по результатам комплексного анализа с учетом мнения всех заинтересованных сторон.
Рассматриваем возможности использования этих мер как реакцию на недобросовестную конкуренцию, демпинг или открытый протекционизм со стороны торговых партнеров. К сожалению, в кризисный период количество таких случаев резко возросло.
В этой связи министерствам и ведомствам, с участием, естественно, Ассоциации производителей, мной даны поручения - подготовить конкретные предложения. Эта работа нами сейчас будет проводиться, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Хорошо. Это согласовано с Министерством экономического развития?
В.А.Зубков: Да. С Минфином, с Министерством экономического развития, со всеми остальными министерствами и ведомствами.
В.В.Путин: Хорошо. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), Вы приняли участие в работе Экономического совета стран СНГ в Кишиневе. Как прошла работа?
И.И.Шувалов: Уважаемый Владимир Владимирович, по Вашему поручению мы поддержали молдавских коллег с тем, чтобы заседание Экономического совета провести в Кишиневе. Обычно Экономический совет заседает в Москве. В этом году заседание состоялось под председательствованием Молдовы. В течение 2009 года Молдова председательствует в СНГ. К нам наши коллеги обратились с тем, чтобы мы их поддержали в вопросе более интенсивного диалога и при подготовке международных правовых соглашений, а также с тем, чтобы мы провели заседание Экономического совета в Кишиневе.
19 числа мы такое заседание провели. И мы готовились к заседанию глав Правительств, которое будет проходить по вашему решению в ноябре. На заседание Экономического совета были вынесены проекты международно-правовых договоров о развитии международных транспортных коридоров, о правилах определения страны происхождения товаров в странах СНГ, об эксплуатации межгосударственных линий электропередач.
Было принято решение о создании рабочей группы с тем, чтобы мы с коллегами могли подготовить межгосударственную программу по науке и инновациям. Вы знаете, что мы в будущем году председательствуем в СНГ, мы принимаем эстафету у Кишинева. И год нашего председательства объявлен Годом науки и инноваций. Мы с нашими партнерами по СНГ должны будем подготовить соответствующую программу и принять ее в год нашего председательства.
Также во время заседания Совета всеми было поддержано, что мы должны активно проводить в будущем году работу по поддержке наших ветеранов, поскольку это будет год чествования наших ветеранов в связи с празднованием 65-летия Победы. Мы договорились об определенных действиях и мерах, которые будут приниматься в каждой стране СНГ. Соответствующие мероприятия мы вынесем на утверждение также во время заседания глав Правительств.
Экономсовет посетила Председатель Правительства Республики Молдова Зинаида Петровна Гречаный. Она говорила о необходимости более серьезного отношения к СНГ и том, что в настоящий момент, в момент кризисных экономических явлений, все страны СНГ понимают, что нам сейчас надо работать более скоординированно. Тот формат, который раньше казался, может быть, не совсем привлекательным, сейчас как никогда востребован.
Коллеги обращали внимание на тот антикризисный фонд, который создан в рамках ЕврАзЭС. Он не распространяется на все государства СНГ, но с нашей стороны было еще раз подчеркнуто, что этот формат открыт, и государства могут к нему присоединяться и участвовать в многостороннем формате по выходу совместными усилиями из кризиса.
Также хотел бы отметить, что в работе Экономсовета принимала участие делегация Грузии. В последнее время грузинская делегация не посещала Экономсовет. Делегация Грузии заявила о том, что они для себя рассматривают в качестве необходимой меры сохранение многосторонних отношений, даже несмотря на то, что они делали заявление о выходе из формата СНГ. Но, проанализировав всю ситуацию, складывающуюся в экономике, и те обязательства, которыми они связаны с партнерами по СНГ, они понимают, что наиболее важные для них договоры должны продолжать действовать. Мы, со своей стороны, дали соответствующее поручение нашему Министерству иностранных дел, и мы должны такую правовую конструкцию отработать.
В целом, Владимир Владимирович, работа прошла интересно. Во время заседания Экономсовета наши молдавские коллеги сделали презентацию того антикризисного плана, который у них в республике принят и действует. По многим направлениям он перекликается с нашим, российским антикризисным планом. И было отмечено, что регулярные встречи министров экономики и министров финансов - это очень позитивно в настоящий момент. И то, что мы такую работу координируем - это многим помогает.
В.В.Путин: Хорошо. Нужно продолжать работу со всеми партнерами, включая, конечно, и Грузию. Мною подписано недавно постановление Правительства о выделении субсидии Татарстану в объеме 7 млрд рублей для организации Универсиады. Как идет подготовка к этой работе?
И.И.Шувалов: Владимир Владимирович, благодаря Вашей поддержке были приняты все необходимые меры для того, чтобы мы согласовали список объектов, которые должны быть построены к 2013 году. И мы с коллегами из Министерства финансов, из Министерства спорта и туризма и из Министерства экономического развития эти вопросы совместно отрабатывали. Очень детально к этому подходили, поскольку понимаем, насколько ограничены сейчас в средствах. Мы утвердили общий список из объектов - это и региональные объекты, и федеральные объекты, которых будет 64. Из них 29 объектов мы должны финансировать за счет федеральных средств. Эти средства, которые теперь получит Республика Татарстан, будут направлены на возведение объектов. По многим из них уже ведется проектная работа. И Республика Татарстан сможет незамедлительно приступить к строительству этих объектов.
Большая часть этих объектов будет улучшать инфраструктуру Казанского государственного университета. Будет создан очень современный городок для студентов, новые спортивные сооружения и так далее. То есть Казанский университет после осуществления всех этих мероприятий станет одним из самых лучших и технически оснащенных университетов в мире.
10 июля мы проведем выездное заседание организационного комитета, где все эти вопросы будут рассмотрены. И мы уже будем смотреть некоторые объекты, по которым ведутся подготовительные работы.
В.В.Путин: Хорошо. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), Пенсионный фонд приступил к рассылке извещений о состоянии счетов граждан. Пожалуйста, прокомментируйте.
Т.А.Голикова: Да. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Пенсионный фонд РФ приступил к рассылке извещений о состоянии индивидуальных пенсионных счетов граждан. Пенсионному фонду до конца сентября 2009 года предстоит направить боле 80 млн таких извещений. Это значит, что ежедневно он будет рассылать по 500-700 тыс. извещений гражданам.
В письме содержатся сведения о платежах работодателей на страховую накопительную часть пенсии, которые были произведены за 2008 год. Здесь же, в этих извещениях содержится информация о размещениях гражданами средств пенсионных накоплений либо в государственную управляющую компанию, либо в частные, либо в негосударственные пенсионные фонды. И исходя из этой информации, которая будет получена, гражданин до 31 декабря 2009 года имеет право подать заявление об изменении своего волеизъявления по инвестированию средств пенсионных накоплений, выбрав опять же либо государственную, либо частную компанию, либо негосударственный пенсионный фонд.
Одновременно я бы также хотела проинформировать о том, что, несмотря на все сложности, мы продолжаем работу по софинансированию пенсионных накоплений в рамках закона, который вступил в силу с 1 октября 2008 года. Это так называемые 12 тыс. на 12 тыс. - когда гражданин или работодатель вносит, и соответственно государство за счет средств фонда национального благосостояния должно софинансировать платеж. На сегодняшний день у нас подали заявления 1млн 390 тыс. человек на сумму 561 млн рублей. Я еще раз хочу подчеркнуть, что, несмотря на все сложности ситуации, пока, на наш взгляд, в этом направлении продвигаемся позитивно.
В.В.Путин: Вы знаете, что я подписал постановление Правительства о предоставлении межбюджетных трансфертов по материнскому капиталу. Там у нас 18 млрд предусмотрено. Это значит, что по 12 тыс. граждане будут получать до 2010 года.
Т.А.Голикова: Это у нас единовременная выплата.
В.В.Путин: Это у нас до 1 мая 2010 года. Поподробнее прокомментируйте, пожалуйста.
Т.А.Голикова: Мы предполагаем, что часть средств будет выделена Пенсионному фонду сейчас - это основная сумма в 18 млрд рублей. Часть средств будет выделена в следующем году. Предполагается, что граждане, которые получили право на материнский семейный капитал или получат право с 1 января 2007 года по 1 октября 2009 года, должны подать заявление на право воспользоваться этими 12 тысячами до 31 декабря 2009 года.
Те граждане, которые получат сертификат на материнский семейный капитал с 1 октября по конец 2009 года, должны подать заявление, соответственно, до 31 марта 2010 года - чтобы все граждане, включая тех, кто подал заявление 31 декабря 2009 года, имели такое право, возможность воспользоваться этими денежными средствами.
На данный момент граждан, которые получили материнский семейный капитал, - 1 млн 200 тыс. У нас есть прогноз на все три года по рождаемости вторых и третьих детей. И, собственно, исходя из этого прогноза, мы оценили объем необходимых финансовых ресурсов. Но еще раз говорю, основная финансовая нагрузка ложится на 2009 год.
И здесь я бы еще хотела обратить внимание: для того, чтобы воспользоваться правом на получение данной выплаты, гражданину надо предоставить в территориальное отделение Пенсионного фонда паспорт, сертификат семейного материнского капитала и банковскую справку о реквизитах счета, на который надо будет начислять денежные средства.
Мы все необходимые подзаконные документы, кроме постановления Правительства Российской Федерации, которое Вы подписали, подготовили. Сегодня они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции. И я полагаю, что с июля эта выплата уже начнется.
В.В.Путин: Я беседовал в Барнауле с людьми прямо на улицах. Один из вопросов - традиционно по пенсиям. В том числе по пересчету прав тех пенсионеров, которые приобрели эти права еще в советское время. Правительство уже подготовило пакет законопроектов по развитию пенсионной системы и направило его в Государственную Думу. До 3 июля депутаты обещали этот пакет рассмотреть. Я Вас попрошу, напомните, пожалуйста, основные параметры, на которые должны граждане ориентироваться.
Т.А.Голикова: Первое. Я хотела бы проинформировать о том, что 3 июля законопроекты будут рассмотрены во втором и третьем чтениях. Это законопроекты совместного ведения, поэтому они уходят на общую рассылку перед первым и вторым чтением. Сейчас в рамках совместно созданной рабочей группы, совместно с депутатами, мы готовим поправки ко второму чтению. Работа проходит достаточно конструктивно, в высокой степени готовности. Мы провели «круглый стол» с представителями всех фракций Государственной Думы для того, чтобы обсудить те вопросы, которые звучали и во время Вашего выступления в Государственной Думе, и во время обсуждения законопроекта в первом чтении.
Я бы хотела напомнить - наверное, здесь лучше напоминать в номинале увеличения, - когда мы говорим о перерасчете пенсионных прав граждан, мы исходим из того, что пенсионеры в возрасте 61-70 лет получат увеличение в 2010 году на 1313 рублей, пенсионеры в возрасте от 71 до 80 лет получат увеличение на 1648 рублей, и пенсионеры в возрасте выше 80 лет получат увеличение на 1732 рубля. Это, естественно, средние цифры, которые я называю. Главное, на что также следует обратить внимание - с 1 января 2010 года у нас не должно оставаться граждан, которые будут получать пенсии совместно с другими социальными выплатами ниже, чем прожиточный минимум населения, установленный в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В.В.Путин: Прожиточный минимум пенсионеров?
Т.А.Голикова: Прожиточный минимум пенсионеров, установленный в субъекте Российской Федерации. И также хочу напомнить, что пенсия будет единая, начиная со следующего года. Обеспечивать ее будет Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе за счет трансфертов, которые передаются из федерального бюджета. Начиная с 2010 года, устанавливается единый порядок индексации базовой и страховой частей пенсии. И уровень социальной пенсии, который мы доведем до среднего прожиточного минимума пенсионера посредством последнего повышения, которое будет произведено с 1 декабря 2009 года, мы будем поддерживать на протяжении всего периода выплат для конкретного пенсионера.
В.В.Путин: Хорошо. Я начал сегодня как раз с того, что 68 лет назад началась Великая Отечественная война. И в этой связи хотел бы сказать, что мы не только должны хранить память о нашей Победе в Великой Отечественной войне, но и не забывать о той цене, которую мы заплатили за эту Победу. Это - большие жертвы и всего советского народа - сегодня российского народа - народов СНГ, участников антигитлеровской коалиции. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязаны делать все возможное для того, чтобы окружить максимальной заботой ныне живущих и здравствующих участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших военнослужащих, блокадников, бывших узников нацистских лагерей и тружеников тыла. Уже сегодня средний размер пенсий инвалидов войны превышает 15 тысяч рублей в месяц. И мы только что говорили о наших планах развития пенсионной системы и увеличения практически всех видов пенсий с 1 января 2010 года.
В этой связи прошу Министерство здравоохранения еще раз обратить самое пристальное внимание на качество медицинского обслуживания ветеранов. Сделать так, чтобы им не приходилось лишний раз стоять в очередях, ну и вообще не нужно было бы лишний раз ходить в поликлинику за справкой или рецептом. Обращаю внимание на то, что сегодня ежедневно в очередях в поликлиниках у нас стоит миллион человек. А меры административного характера, между прочим, можно предпринять, и вы знаете какие. Те же самые рецепты можно выписывать на месяц, чтобы не было необходимости ходить туда через день.
Тем не менее, отмечу также, что мы полностью выполнили наши обязательства по обеспечению инвалидов войны специальным автотранспортом либо по выплате им денежных компенсаций. А к 1 мая 2010 года должна быть решена проблема предоставления квартир нуждающимся ветеранам или должна быть денежная компенсация для тех, кто посчитает это для себя приемлемым.
Закон, повышающий норму обеспечения жильем с 22 до 36 кв. метров - принят Государственной Думой. Средства на его реализацию должны быть перечислены в регионы до 15 июля. Прошу Министерство финансов это обеспечить.
Сегодня мы должны принять решение и о выделении средств для юбилейной медали - 65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Следующая тема повестки дня. Минфином России подготовлен законопроект, предоставляющий бюджетным учреждениям право использовать механизмы лизинга для закупки необходимого оборудования.
Это - одна из наших антикризисных мер. Её практическая реализация позволит увеличить спрос на отечественные автомобили, медицинскую технику, оборудование для научных и образовательных целей.
Одновременно с помощью лизинга мы сможем ускорить обновление материальной базы наших социальных и других бюджетных учреждений, а значит - повысить качество предоставляемых гражданам услуг.
Далее. В январе 2009 года Правительство представило в Госдуму пакет законопроектов о совершенствовании антимонопольного законодательства. По результатам проработки с депутатами и экспертным сообществом было принято решение внести в эти документы ряд принципиальных дополнений. Надеюсь, эти дополнения не будут выхолащивать саму суть предложенных решений, а наоборот - будут где-то ужесточать ответственность.
Прежде всего, это касается усиления ответственности должностных лиц хозяйствующих субъектов за злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такие действия должны наказываться не только высокими штрафами, но и дисквалификацией, то есть запретом занимать руководящие должности или осуществлять предпринимательскую деятельность на срок до трёх лет, если это касается предпринимателей.
Предполагается уточнить и сам порядок определения доминирующего положения на рынке, а также - критерии признания цены монопольно высокой, ввести ответственность за манипулирование ценами на рынке электроэнергии.
Соответствующие поправки к законопроектам мы должны сегодня одобрить и направить в Госдуму. Рассчитываю, что это позволит депутатам оперативно завершить работу с этими поправками, да и с законом в целом. И тем самым - вооружить Федеральную антимонопольную службу более совершенным инструментом поддержания честных и справедливых правил конкурентной борьбы, защиты потребителей от недобросовестных действий монополистов. Монополизм - и мы с вами это хорошо знаем - не единственная, но одна из существенных причин роста цен. Нужно это понимать и действовать гораздо более оперативно, чем это сейчас происходит.
Кроме того, сегодня мы рассмотрим проект "Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года". Напомню, в настоящее время регулярно занимаются спортом у нас в стране примерно 22 млн. человек. Но эту цифру необходимо, как минимум, удвоить, ввести настоящую моду на спорт и здоровый образ жизни. В том числе, дать возможность всем нашим детям бесплатно посещать спортивные сооружения при школе или по месту жительства. Занятия физической культурой должны стать более доступными и для граждан с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей.
Если достигнем этих целей, многие другие острые проблемы станет решать намного проще. Это и улучшение состояния здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни, по сути, развитие нашего основного достояния - человеческого капитала. Это и профилактика преступности, алкоголизма, курения, наркомании, особенно в молодежной среде. И, наконец, - это будущие победы наших спортсменов в "большом спорте", укрепление международного престижа страны, повышение привлекательности России как места проведения крупных спортивных соревнований мирового уровня.
Давайте начнем работать и с этой темы как раз и приступим к рассмотрению повестки дня.