Стенограмма начала совещания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы на АвтоВАЗе, естественно, вернёмся к проблемам развития автопрома. Мы здесь уже неоднократно собирались, так же как и на других предприятиях отрасли, – собирались в довольно сложные времена, связанные с международным финансовым экономическим кризисом. Приняли тогда ряд решений, в том числе и по АвтоВАЗу, и я с удовлетворением хочу отметить, что они сработали в целом. Сегодня нам нужно поговорить о развитии отрасли на перспективу.
Должен сказать, что автомобильная отрасль России в последние годы набрала хорошую динамику в целом, налицо качественные изменения: в автопром приходят масштабные инвестиции, приходят новые технологии, и эту тенденцию – она, безусловно, ещё раз хочу подчеркнуть, носит позитивный характер – нам всем вместе нужно закрепить.
Отмечу, что в 2011 году рост наблюдался во всех сегментах автомобильной промышленности – в производстве легковых автомобилей, лёгких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов, в том числе производство легковых автомобилей превысило 1,7 млн шт. – это рекордный показатель в истории российского автопрома. Самый большой у нас был докризисный показатель – 1,4 млн шт. в 2008 году. Повторю ещё раз: в прошлом это было 1,7 млн. Российский рынок с объёмом продаж около 2,8 млн автомобилей (в 2011 году это было) уверенно входит в число крупнейших в мире. В Европе Россия по объёмам рынка занимает 2-е место после Федеративной Республики Германия, а в мире – 4-е после Китайской Народной Республики, США и, соответственно, ФРГ.
Не случайно, что наши зарубежные коллеги и отечественные инвесторы проявляют определённый интерес к российскому автопрому, и даже кризис не перечеркнул проекты по развёртыванию в России новых автомобильных производств, по модернизации существующих технологических платформ. У нас успешно развиваются крупные автомобильные кластеры – в Тольятти, Калуге, Петербурге, Татарстане. Здесь, на АвтоВАЗе, в партнёрстве с нашими друзьями и коллегами из «Рено» и «Ниссана» реализуются масштабные программы технического перевооружения предприятия. Сегодня, кстати, 4 апреля, на АвтоВАЗе состоялся запуск, выпуск практически уже в продажу нового семейства автомобилей «Лада–Ларгус». Автомобиль будет собираться на платформе, разработанной компанией «Рено». Я хочу всех участников этого проекта поздравить и поблагодарить за совместную позитивную работу.
Напомню, что мировые автоконцерны используют в России режим так называемой промышленной сборки. Он предусматривает определённые льготы по импорту комплектующих. В конце прошлого года мы приняли новые условия промсборки, задача – повысить уровень локализации, стимулировать предприятия к расширению производственных мощностей, к созданию научных и инжиниринговых центров в Российской Федерации. Общий объём инвестиций, заявленный в рамках новых условий промсборки, – более 300 млрд рублей. Уже подписаны четыре соглашения по новым условиям промышленной сборки с такими ведущими компаниями, как «Ниссан», «Мерседес-Бенц Тракс», группа компаний «Форд», «Фольксваген» и «Дженерал Моторс».
Согласно стратегии развития автомобильной промышленности к 2020 году планируется увеличить производство автомобилей всех типов почти до 4 млн штук, а выпуск легковых автомобилей довести до 3 млн штук в год. Мы должны сделать всё, чтобы отечественная автомобильная промышленность устойчиво развивалась, обеспечивала потребности внутреннего рынка и укрепила экспортный потенциал, создавала новые рабочие места и заказы для других отраслей и, конечно, сохранила свою конкурентоспособность.
Подчеркну – условия заключенных соглашений по промышленной сборке автомобилей до июля 2018 года меняться не будут. Что касается снижения импортных пошлин на автомобильную технику, то оно будет растянуто на несколько лет. Я имею в виду наши вопросы, связанные с присоединением России к Всемирной торговой организации, наши обязательства. Будем использовать целый арсенал тонкой, гибкой поддержки всех производителей, работающих в России, разумеется, в рамках норм ВТО. Такие механизмы существуют, и мы, безусловно, их будем использовать.
На что, на мой взгляд, следовало бы обратить особое внимание. Первое – это защита нашего рынка от разного рода автомобильного хлама, от импорта по бросовым ценам подержанной автотехники. Этот вопрос важен и для обеспечения экологического благополучия, и для безопасности движения.
Нужно, конечно, двигаться к установлению дифференцированных ставок транспортного налога, страховых ставок ОСАГО. Я хочу обратить в этой связи внимание Правительства Российской Федерации, руководителей соответствующих ведомств, что, как мы с вами и договаривались, все эти действия не должны затронуть физических лиц, граждан. Прежде всего надо вести речь о юридических лицах и предприятиях. Ставки эти необходимо рассчитывать в зависимости от возраста автомобиля. Но повторяю ещё раз: нельзя допустить, чтобы гражданин, пенсионер, который имеет старенькую машину, начал бы вдруг, в одночасье, в разы платить больше. Казна от этого особенно ничего не выиграет, а людям нанесём ущерб. Поэтому я прошу самым внимательным образом к этому подойти и очень взвешенно готовить и принимать решения в этой сфере. Поручение, кстати, по поводу ОСАГО Минфину уже давалось, и я прошу эту работу ускорить.
Как мы и договаривались при принятии решения по дорожным фондам, будем постепенно уходить от взимания транспортного налога, меняя его природу на экологический сбор. Начинать надо с грузовых автомобилей, автобусов, лёгкого коммерческого транспорта.
Второе. Конечно, нужно дополнительно поддержать отечественного производителя. И в этой связи, я думаю, что это будет приятной новостью для всех производителей – и для тех, которые работают со 100-процентным российским капиталом, и для наших иностранных партнёров. Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти в Российской Федерации, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории Российской Федерации и единого экономического пространства – то есть в России, Казахстане и Белоруссии. Это не противоречит принципам и нормам ВТО: в ходе переговорного процесса с Всемирной торговой организацией по присоединению России к ВТО мы договорились о том, что так называемый госзаказ, госзакупки будут регулироваться нашими внутренними правилами. И повторяю ещё раз: это не противоречит нашим договорённостям с Всемирной торговой организацией, но это существенная часть, как мы понимаем, заказа, причём гарантированного заказа. Я надеюсь, что соответствующие ведомства в состоянии обеспечить реализацию этого решения. Мы, конечно, будем координировать эту работу с нашими партнёрами по единому экономическому пространству – с Белоруссией и Казахстаном.
Далее. Многие предприятия автомобильной промышленности приступили к реализации масштабных проектов по созданию новых производств, модернизации существующих мощностей, привлекают на эти цели серьёзные заёмные средства. Естественно, что обслуживание таких кредитов требует затрат, имею в виду отношение к автомобильной промышленности, автомобильной отрасли в целом, необходимость поддержки этой отрасли. Предлагается за счёт средств федерального бюджета возмещать автозаводам часть затрат на уплату процентов по кредитам, привлечённым до 2014 года включительно. Компенсации по таким кредитам будут предоставляться до 2020 года. Понятно, да? То есть если кредиты привлечены до 2014 года включительно, то компенсации мы будем выплачивать до 2020 года. Подчеркну, что эта преференция будет касаться только тех, кто последовательно и жёстко исполняет все свои инвестиционные планы. О чём я хочу сказать? У нас, к сожалению, часто бывает так (правда, это было в кризисные годы), когда государство свои обязательства исполняет, а частный инвестор – нет. Вот мы будем компенсировать часть затрат, связанных с обслуживанием кредитов, в том случае если и частный инвестор исполняет свои обязательства по инвестициям. Я прошу Минпромторг и Минфин должным образом отслеживать и эту нашу совместную работу.
Четвертое. За последние годы мы вложили значительные средства в обновление общественного и муниципального транспорта. И это, кстати, стало хорошей мерой поддержки в кризисное время, дополнительный сбыт продукции был обеспечен государственным заказом. Но проблема кардинально, конечно, не решена. Более 50% парка автобусов, например, старше 15 лет, а у большинства, скажем, наших европейских соседей автобусы по соображениям безопасности обновляются каждые 10 лет. В некоторых странах использование для перевозок пассажиров автобусов старше 10 лет вообще запрещено.
Предлагается выделить дополнительные субсидии регионам Российской Федерации для обновления автобусного парка, но для закупки не всех подряд транспортных средств, а только в случае перехода их на более чистый вид топлива – на газ. То есть средства поддержки получат те субъекты Российской Федерации, которые будут переводить свой автобусный парк на новое топливо – на газ. На эти цели мы предварительно предусмотрим 3,5 млрд рублей. Предварительно! Посмотрим, как работает эта мера, и в дальнейшем подумаем над другими шагами подобного рода, чтобы помочь регионам обновить общественный транспорт. Это то, что я хотел бы сказать.
И.П.Блоков (директор по программам «Гринпис России»): Владимир Владимирович, позвольте коротенькую реплику?
В.В.Путин: Да, пожалуйста.
И.П.Блоков: «Гринпис России», Блоков Иван Павлович. Позвольте одну короткую реплику. Вы не рассмотрели вопрос об утилизации автомобильной техники, а вопрос экологически очень важен. Программа, которая была введена недавно, отработала более или менее позитивно – это 2% от техники, которую в ближайшие пять-семь лет надо будет утилизировать, если всё будет в порядке. Единственный вариант, который мы видим, глядя на мировой опыт, на то, что есть, – это введение своего рода утилизационного залога, то есть не налогового платежа, а именно залога с производителя, с тем чтобы ответственность была на производителях. Соответственно он должен платиться либо производителями, либо импортёрами продукции в Россию (понятно, что производство у импортёра здесь может отсутствовать) – это было бы очень хорошее решение, теоретически это вообще решение для всей мусорной проблемы. Но сейчас – вступление в ВТО, и вопрос того, что автомобили персонифицированы, система отслеживания есть, – это очень хороший момент, когда можно ввести, и эта система поможет утилизировать те самые автомобили. Мы видим, что с ними происходит визуально, а что реально происходит для окружающей среды, мы можем понимать и чувствовать.
В.В.Путин: Вы представляете «Гринпис» российский?
И.П.Блоков: Я представляю «Гринпис России», да.
В.В.Путин: Иван Павлович, это предложение вполне цивилизованное. Во многих странах такие сборы введены, утилизационные сборы. Не вижу никаких препятствий для того, чтобы ввести такой утилизационный сбор и в России. Этот утилизационный сбор должен будет распространяться и на импортную технику, и на российских производителей. Что касается российских производителей, то мы посмотрим, как сформулировать меры поддержки по этому направлению. Я прошу Министерство промышленности, Министерство экономического развития, Министерство финансов этот механизм отработать. Сколько времени потребуется?
Д.В.Мантуров (и.о.министра промышленности и торговли Российской Федерации): Максимум в течение ближайшего месяца, до конца месяца мы подготовим предложение согласованное.
В.В.Путин: Да, до конца месяца, чтобы где-то числа 25 вы представили предложение.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить проблемы развития автомобильной отрасли в Российской Федерации в условиях присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Как мы все констатировали, я вначале сказал, и вы это подтверждаете, автомобильная отрасль развивается в России успешно. Об этом говорят цифры и произведённых автомобилей, и количества проданных на российском рынке. Перспективы развития также смотрятся весьма впечатляюще, и на это мы вправе смотреть с оптимизмом.
Вместе с тем мы сегодня с вами говорили о тех проблемах, которые возникают при присоединении России к ВТО, и видим, что все эти проблемы в целом могут быть успешно решены при нашей консолидированной позиции и целенаправленных действиях Правительства Российской Федерации и наших партнёров-производителей. При этом не будет никакой необходимости нарушать правила и условия присоединения к ВТО. А в целом, как здесь некоторые коллеги говорили, это создаёт условия для того, чтобы эта отрасль, как и другие отрасли производства, становилась более цивилизованной, прозрачной, чтобы в ней работали понятные всем правила, чтобы отрасль развивалась как инновационная составляющая российской экономики и становилась частью мирового автопрома и мировой экономики в целом.
Хочу вас поблагодарить за то, что вы так активно участвовали в нашей сегодняшней встрече. Хочу вас заверить, что подавляющее большинство ваших предложений будет учтено, мы их сформулируем соответствующим образом и заложим в сегодняшние наши решения, которые являются решениями Правительства Российской Федерации, они будут приняты к исполнению, будем вместе с вами работать над решением задач, которые сегодня обсуждали.
Большое спасибо, всем желаю успехов. Благодарю вас.