Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в Твери совещание по вопросу «О строительстве и вводе в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров»

«В рамках национального проекта “Здоровье” мы впервые всерьёз взялись за формирование в отечественной медицине развитой инфраструктуры высокотехнологичных медицинских услуг. Причём наша принципиальная позиция заключалась в том, чтобы главным образом строить новые клинические центры в регионах страны и за счёт этого максимально приблизить современную качественную медицинскую помощь к нуждающимся в ней людям».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел в Твери совещание по вопросу «О строительстве и вводе в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров»
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел в Твери совещание по вопросу «О строительстве и вводе в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров»

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вчера на примере одного из новых микрорайонов в Московской области мы занимались проблемами жилищного строительства. Сегодня здесь, в Твери, на хорошем примере нового перинатального центра поговорим о центрах высоких медицинских технологий и о строительстве перинатальных центров.

Вы знаете, по этим направлениям у нас предусмотрена целая программа. Совсем недавно, в июле, в Тамбове мы вспоминали (в рамках Президиума Совета по нацпроектам) о том, как идёт работа по строительству и перинатальных центров, и центров высоких медицинских технологий.

Ряд центров высоких медицинских технологий уже запущен и работает, принимает пациентов, проводит операции, но по некоторым есть и проблемы. Сегодня об этом поговорим.

Что касается перинатальных центров. Здесь не нужно говорить, насколько важна эта программа для устойчивого демографического развития страны, для повышения качества жизни граждан, обеспечения доступности, предоставления по-настоящему современной медицинской помощи.

Напомню, что в 2005 году высокотехнологичную медицинскую помощь за счёт средств федерального бюджета могли получить не более 60 тыс. человек. В 2009 году уже было 254 тыс. человек, в будущем году - 294 тыс., в 2012 году планируется 335 тыс., в 2013-м - 369 тыс. человек. И к 2015 году наша задача - в полном объёме обеспечить потребности граждан страны в высокотехнологичной медпомощи.

Самое серьёзное внимание мы уделили и такому направлению, как охрана материнства и детства. Была запущено программа «Родовый сертификат», началось внедрение современных систем диагностики и выхаживания новорожденных. В результате серьёзно сократилась младенческая смертность. Особо отмечу, что в 17 регионах Российской Федерации младенческая смертность впервые снизилась до уровня развитых стран Евросоюза. Еще совсем недавно разрыв здесь был драматическим. Уровень младенческой смертности в России превышал соответствующие показатели в развитых странах Евросоюза в два раза.

По сути, в рамках национального проекта «Здоровье» мы впервые всерьёз взялись за формирование в отечественной медицине развитой инфраструктуры высокотехнологичных медицинских услуг. Причём наша принципиальная позиция заключалась в том, чтобы главным образом строить новые клинические центры в регионах страны и за счёт этого максимально приблизить современную качественную медицинскую помощь к нуждающимся в ней людям, чтобы им не приходилось, как прежде, в любом трудном случае садиться на поезд или на самолёт, ездить в столичные больницы, тратить деньги на дорогу, на проживание, на другие вещи, которые напрямую-то и не связаны с медициной, выстаивать в очередях, месяцами, а то и годами ждать нужной операции или исследования.

Было намечено строительство 14 федеральных центров высоких медицинских технологий и уникального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии, который мы намерены сдать, как и предполагали по плану, в 2011 году. За 2008 и 2009 годы в строй введено уже три центра высоких медтехнологий, а в этом году еще четыре центра открываются в Хабаровске, Красноярске, Челябинске и Тюмени. К концу 2011 года программа должна быть полностью выполнена, а все новые клиники должны работать и принимать пациентов.

Мы также запланировали строительство 22 региональных перинатальных центров и предусмотрели создание еще двух специальных федеральных перинатальных центров, на базе которых должны отрабатываться передовые технологии, методики, а затем передаваться в регионы. Четыре региональных перинатальных центра уже действуют - это Иркутск, Санкт-Петербург, Калининград и вот здесь, в Твери, где мы находимся сегодня. Сейчас завершается оснащение оборудованием пятого центра, в Мурманске.

Вместе с тем не везде работа идёт по графику и организована на должном уровне. В этой связи обращаю внимание регионов, где пока затягиваются монтаж оборудования, возведение фундаментов, коммуникаций для размещения центров высоких медицинских технологий, - прежде всего это касается Приморского края, а также Калининградской области. Строительство так называемой подземной части, фундаментов по сути, - это ответственность субъектов Федерации, мы об этом с вами договаривались. Вы должны принять исчерпывающие меры, чтобы площадки под размещение центров были готовы в срок, чтобы не получилось так, как в одном из регионов: из-за несогласованности действий различных структур оборудование, блоки были завезены, складированы, затем поражены грибком, а сейчас их придётся просто уничтожить.

Также прошу Минфин, Минздравсоцразвития и корпорацию «Ростехнологии» представить расчёты по дополнительным финансовым ресурсам, которые необходимы для полного завершения строительства центров высоких медицинских технологий. Эти средства должны быть зарезервированы в федеральном бюджете на 2010 и 2011 годы.

Теперь о нашей совместной работе с регионами по перинатальным центрам. Мы договорились, что будем строить их на принципах софинансирования - 50 на 50. Федеральный бюджет практически полностью выполнил свои обязательства по финансированию. В регионы было направлено 11,5 млрд рублей, остальные 2,5 млрд поступят, как и договаривались, до конца этого года.

К сожалению, не могу сказать, что регионы так же чётко выполняют свою часть обязательств: здесь есть целая цепочка, целый набор проблем и сбоев.

Напомню, что был утверждён типовой проект центра стоимостью 1,5 млрд рублей. Вот типовой проект реализован здесь, где мы сейчас находимся, ещё раз повторяю. Однако по решению практически всех субъектов Федерации смета перинатальных центров была увеличена, где-то на 13-20%, а где-то и на все 100%, а в Красноярском крае даже на 139%. В результате общий дефицит регионального финансирования строительства перинатальных центров достиг порядка 17 млрд рублей.

Я понимаю и знаю хорошо, что удорожание происходит иногда и по объективным причинам: инфляция, стоимость растёт - это всё понятно. Но когда увеличение идёт на 139%, согласитесь, это уже многовато. Это значит, либо посчитали в начале плохо, либо за ценами не следим.

Понятно стремление руководителей, особенно медицинских учреждений, - а они влияют и на руководство регионов - доработать, улучшить проект перинатального центра, увеличить возможности. Но если вы принимаете такие решения, то должны понимать, что за этим стоит. Должны полностью брать ответственность за это исполнение, в том числе и финансовое. Потому что благие пожелания, как мы знаем, если они не подкреплены реальными ресурсами, превращаются в банальный популизм и дискредитируют саму по себе важную и полезную идею.

Пока же складывается впечатление, что строительство перинатальных центров для некоторых наших коллег в регионах является приоритетом только на словах. Об этом свидетельствует и реальная бюджетная политика. А между тем (я уже об этом говорил, и вы все это хорошо знаете - и присутствующие в этом зале, и наши коллеги в регионах, которые нас сейчас слушают), это одно из ключевых направлений деятельности государства - и медицина в целом, и демографическая программа в частности. Одно из ключевых! И если у нас есть какие-то признаки улучшения демографической ситуации, то они быстро исчезнут, если мы не будем уделять этому должного внимания.

Если говорить об увеличении стоимости и о выполнении наших взаимных обязательств - вот я вижу руководителя Забайкальского края на экране. Забайкальский край получил из федерального бюджета все 100% средств, которые были предусмотрены по нашему договору, а вы, уважаемые коллеги, сами профинансировали строительство только на 3%, по имеющимся у меня сведениям. Мордовия профинансировала только на 6%, Курганская область - только на 7,6%, Кировская побольше, но тоже недостаточно - только на 25%.

Сейчас от регионов поступают просьбы по переносу сроков сдачи объектов. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в таких случаях лучше ничего не ломать и не сдвигать, а напрячь силы и средства для выполнения ранее взятых на себя обязательств и безусловного выполнения планов, которые мы для себя наметили. Поэтому работу нужно кардинально ускорить. Все коллеги в регионах обязаны предоставить хорошие, выверенные, чёткие графики строительства и монтажа оборудования. Минздравсоцразвитию необходимо плотно взаимодействовать с территориями и контролировать ситуацию в постоянном режиме. Прошу также своего заместителя в Правительстве, Александра Дмитриевича Жукова, координировать весь этот процесс, по каждому конкретному случаю срывов графиков предметно разбираться, лично вникать.

И ещё одну тему хотел бы сегодня поднять. В 2011 году начнётся реализация федеральных программ модернизации здравоохранения. Считаю, что при их формировании регионы должны уделить особое внимание укреплению служб охраны здоровья матери и ребёнка. Это действительно то важнейшее направление, которое требует максимальной концентрации наших сил и ресурсов. Давайте начнём работать. Слово министру здравоохранения Голиковой Татьяне Алексеевне. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.

Т.А.Голикова: Спасибо, Владимир Владимирович.

Уважаемый, Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Основополагающий документ, который лежит в основе наших решений в сфере национального проекта «Здоровье» и демографической политики - это, конечно, концепция демографической политики до 2025 года. И не могу не сказать, что, конечно, ключевыми целями этой концепции демографической политики определены преодоление депопуляции населения, повышение рождаемости, снижение смертности, в том числе материнской и младенческой, не менее чем в два раза.

Но те направления, которые Вы, Владимир Владимирович, во вступительном слове отметили, безусловно, дали свои результаты. На сегодняшний день за прошедший период времени, то есть 2005-2009 годы, всё-таки показатель рождаемости в Российской Федерации увеличился на 21,6%. Мы снизили показатель младенческой смертности на 26,4% и показатель материнской смертности на 13,4%. Но, безусловно, ещё далеко до самоуспокоенности, потому что нашей ключевой задачей является не естественная убыль населения, а стабилизация населения и естественный прирост. И те два направления национального проекта, о которых мы сегодня говорим, - это высокотехнологичная медицинская помощь и оказание медицинской помощи матерям и детям - это, безусловно, два ключевых направления, которые способствуют достижению тех показателей, которые обозначены в концепции демографической политики до 2025 года.

Хочу остановиться на тех современных технологиях, которые сегодня мы реализуем в рамках строительства перинатальных центров и в рамках того, что мы сегодня здесь с вами увидели. Безусловно, вот эта система организации помощи матерям и детям, которую мы увидели здесь и которую мы видим во вновь введённых центрах и, надеюсь, увидим в тех центрах, которые будут построены, включает, конечно, ведение беременных с тяжёлой патологией. И ведение таких беременных возможно только при соблюдении определённых требований. Это, конечно, как я уже сказала, оказание помощи при состояниях, угрожающих жизни матери и ребёнка, оказание помощи в случае рождения маложизнеспособного ребёнка и возможность оказания экстренной помощи в современных условиях без промедления, на месте, наличие выездной анастезиолого-реанимационной акушерской бригады и консультативно-реанимационного неонатального центра для оказания неотложной помощи женщинам и новорожденным. И конечно, дальнейшее выхаживание новорожденных, родившихся недоношенными. Я напомню, что Россия в рамках реализации концепции демографической политики до 2025 года объявила, что с 2012 года она переходит на новые критерии живорождения, которые приняты в мире. И как раз строительство и ввод перинатальных центров были приурочены, в том числе, к этому сроку, потому что нам необходимо располагать современными, новыми технологиями оказания такой помощи.

Как Вы уже сказали во вступительном слове, мы запустили центры в Иркутске и Калининграде, но федеральный бюджет там в основном участвовал больше не с точки зрения софинансирования строительства, а с точки зрения дооснащения оборудованием уже строящихся перинатальных центров. Примечательно, что именно сегодняшний тверской центр и получивший буквально на днях лицензию федеральный перинатальный центр Федерального центра сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова в Санкт-Петербурге как раз и располагают теми современными технологиями, о которых мы сегодня говорим. В высокой степени готовности находятся областные краевые и республиканские перинатальные центры в Мурманске, Ростове-на-Дону, Кирове, Воронеже, Краснодаре, Ярославле, Рязани, Кемерове, Екатеринбурге и Томске. К сожалению, пока мы не можем быть уверенными в готовности таких центров в Курске, Волгограде, Саранске, Перми, Саратове, Благовещенске, Чите, Кургане и Красноярске. И в настоящее время мы окончательно определяемся в рамках уже принятых решений по федеральному перинатальному центру в городе Москве.

Хочу сказать, что в перинатальных центрах, оснащённых современной медицинской аппаратурой, на основе объединения усилий различных специалистов, внедрения эффективных перинатальных лечебно-диагностических технологий создаются условия для оказания всего объёма медицинской помощи, включая консультационно-диагностическую, стационарную, дистанционно-консультационную, создание выездных анестезиолого-реанимационных акушерских и неонатальных бригад.

На сегодняшний день структурными отличиями привычного нам родильного дома и перинатального центра, конечно, являются в первую очередь те возможности, которые оказывают технологии перинатальных центров именно женщинам и детям с патологиями. И я попрошу обратить внимание на следующий слайд. К сожалению, на сегодняшний день беременные с физиологическим течением беременности, то есть те, которые могут получить медицинскую помощь в привычных нам родильных домах, родильных отделениях городских и районных больниц, составляют в структуре всего 24%. Беременные средней степени риска и беременные высокой степени риска - это 76%. И, собственно, все эти технологии - еще раз хочу подчеркнуть: мы видели здесь и увидим в других центрах - как раз направлены на то, чтобы оказать помощь матерям родоразрешиться и выходить детей, если те имеют соответствующую патологию при рождении.

Регионы, которые имеют сегодня областные перинатальные центры со вторым этапом выхаживания, или федеральные научно-исследовательские институты, которые сегодня есть в 29 субъектах Российской Федерации, - это пример организации медицинской помощи, как в Рязанской области. В этих регионах показатель младенческой смертности на 5-7% ниже среднероссийского и на 10-13% ниже аналогичного показателя в субъектах Федерации, не имеющих перинатальных центров со вторым этапом выхаживания.

Таким образом, уже сегодня мы можем сделать вывод, что наличие перинатальных центров, оснащённых современным медицинским оборудованием и применяющих современные перинатальные технологии, позволяет в Российской Федерации ежегодно спасать жизни около 650 детей в возрасте до года, а создание перинатальных центров во всех субъектах позволит ежегодно сохранять около 1700 детских жизней.

22 этих перинатальных центра, после того как они будут введены на полную мощность, позволят оказывать помощь более 90 тыс. граждан Российской Федерации.

Я уже говорила о том, что в 2009 году были введены два центра - в Калининграде и в Иркутске. Мы там участвовали в основном не в части строительства, а в части оснащения медицинским оборудованием. Вот здесь, на слайдах, мы видим, что показатель младенческой смертности снизился в Калининградской области на 40%, в Иркутской области он снизился на 30%.

Конечно, нельзя это обусловливать только введением перинатальных центров - это, безусловно, выстраивание всей системы оказания помощи беременным женщинам и детям.

И здесь, на слайде, мы видим, что субъекты Российской Федерации, имеющие областной перинатальный центр (это те самые 29 регионов), при сравнении традиционных показателей, по которым мы осуществляем мониторинг, имеют лучшие показатели и по количеству родившихся живыми, и по числу умерших детей, и по числу материнской смертности, и так далее, в отличие от субъектов, не имеющих областного республиканского перинатального центра (на сегодняшний день таких 54).

Не могу не сказать, что территория, на которой мы сегодня находимся, тоже достигла в последние годы достаточно серьёзных результатов по показателям младенческой и материнской смертности.

В последние годы в Тверской области отмечается увеличение рождаемости на 19,4% за период 2005-2009 годов, и снижение младенческой смертности на 32,1%, а снижение материнской смертности произошло с 75,1% в 2005 году до 13,3 в 2009 году. Это очень серьёзные результаты, которые характеризуют как раз то, что если власть на самом высоком уровне этим занимается и выделяет это в качестве одного из приоритетов, то это, безусловно, даёт свой результат.

Хочу сказать, что мы не останавливаемся только на строительстве перинатальных центров и развитии в них современных технологий. Безусловно, мы идём дальше и в рамках тех предложений, которые были одобрены Вами в Тамбове. Мы ориентируем регионы на создание трёхуровневой системы оказания помощи беременным и новорождённым, создание и развитие службы консультативно-реанимационной помощи, совершенствование дородовой диагностики нарушений развития плода и ряд других технологий.

Мы очень рассчитываем, что регионы Российской Федерации - во всяком случае мы их уже на это ориентировали - в рамках разработки типовых программ модернизации здравоохранения этой части уделят особое внимание.

Что касается второй составляющей, которая связана со строительством высокотехнологичных центров и оказанием высокотехнологичной помощи населению Российской Федерации, то с тех 60 тысяч, о которых Вы сказали в начале выступления, мы, безусловно, достигли уже существенных позитивных изменений.

Но должна сказать, что профилактическая работа, которая осуществляется в рамках национального проекта, а именно диспансеризация, - вся она нацелена на выявление заболеваний на ранних стадиях и, конечно, доля граждан Российской Федерация, которая нуждается в оказании, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, растёт.

Но когда принималось решение в начале национального проекта о дислокации высокотехнологичных медицинских центров и о расширении доступности высокотехнологичной медицинской помощи, безусловно, в расчёт бралась структура смертности и заболеваемости в Российской Федерации.

Мы все сегодня хорошо знаем, что это сердечно-сосудистые заболевания, которые занимают лидирующее место, это травматология и ортопедия. Мы выбрали также нейрохирургические центры - их два. Но мы их выбрали не потому, что они занимают лидирующее место, а потому, что помощь в лечении нейрохирургических заболеваний у нас до определенного момента оказывалась, к сожалению, только в столичных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Безусловно, там наши коллеги достигли хороших результатов, но сейчас смысл этого направления заключается в том, чтобы они распространяли это умение и этот опыт на более отдаленные населённые пункты Российской Федерации. И центры нейрохирургии у нас как раз должны быть открыты в Тюмени и Новосибирске. Тюмень - это уже 2010 год, это реальность, которая у нас на сегодняшний день утверждена согласованным с «Ростехнологиями» графиком.

Что же нам дали те центры, которые были введены в эксплуатацию в 2008 и 2009 годах? Это три центра, о которых Вы упомянули в своем выступлении: два - сердечно-сосудистых в Пензе и Астрахани и один - травматология, ортопедия и эндопротезирование в Чебоксарах. Уже за период работы центра в Пензе выполнено 6410 высокотехнологичных операций: 52% - для жителей Пензенской области и 48% - для жителей других близлежащих регионов. Центр в Астрахани - 4906 операций: 62% - для жителей Астраханской области, 38% - для жителей других регионов. Центр травматологии и ортопедии в Чебоксарах - 4180 операций: 71% - для жителей Чувашии и 29% - для жителей других регионов.

Что мы ожидаем от тех центров, которые откроются в 2010 году? Это центры, которые, как правило, будут запускаться в IV квартале 2010 года. И уже сейчас в рамках существующего бюджета мы запланировали выполнение в каждом из центров не менее 200 высокотехнологичных операций. Средства на это предусмотрены, и мы рассчитываем, что уже в 2011 году государственное задание на оказание высокотехнологичной помощи для этих четырех центров составит порядка 10 тыс. Как правило, за 2-2,5 года высокотехнологичные центры выходят на проектную мощность, которая была предусмотрена той документацией и теми целевыми показателями, которые ставились в начале реализации проекта. Следующая группа центров - это те, что будут вводиться в 2011 году. Работа здесь тоже ведётся, несмотря на некоторые отставания, о которых Вы сказали в своем вступительном слове.

Кроме этого я хотела бы обратить внимание на то, что для центров высоких медицинских технологий мы в плановом порядке осуществляем подготовку специалистов. За время действия национального проекта мы подготовили уже 800 специалистов различного профиля, и на слайдах вы видите, что базовыми институтами, которые оказывают такого рода помощь, а именно подготовку и переподготовку специалистов, являются наши ведущие институты Москвы, Петербурга, Новосибирска. Но не стоит сбрасывать со счетов и такое направление, которое тоже Вами поддержано и одобрено в Тамбове (я не могу сказать, что оно не существует, но оно существует силами самих учреждений и силами регионов, но сейчас мы его хоть и в небольших объёмах, где-то 50 млн рублей, включили в нацпроект с 2011 года), когда мы будем подготавливать наших специалистов, в том числе на базах зарубежных медицинских учреждений, обучая современным инновационным технологиям.

И в завершение хочу сказать, что для тех четырёх центров, которые будут запущены в 2010 году, утверждены уставы, получены свидетельства Федеральной налоговой службы о государственной регистрации юридического лица и постановке на учёт, назначены руководители, утверждены штатные расписания, сметы расходов и подготовлены, как я уже сказала, специалисты для работы в них. И во всех центрах высоких медицинских технологий и в перинатальных центрах мы развиваем уже новые технологии, которые связаны с телемедицинским общением. Мы сегодня не успели обратить Ваше внимание на ещё одну, может быть, малозначимую деталь, но тем не менее - уже здесь, в Тверском перинатальном центре, мы переходим на электронные истории болезни, с тем чтобы можно было от начала по всей жизни вести маму, ребёнка, уже и тогда, когда они будут взрослыми. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо большое.