Версия для слабовидящих

4 марта 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Правительства Российской Федерации

«Проведение ответственной политики означает, в том числе, и выполнение наших обязательств перед гражданами. И поэтому с 1 апреля 2010 года пенсии в России будут проиндексированы на 6,3%. Прошу исполнить».

«Хотел бы обратиться к тем нашим гражданам, которые планировали в ближайшее время приобрести новый автомобиль: если вы действительно планируете это сделать, то приобрести новую машину нужно сейчас, в этом году, нельзя откладывать эту покупку. Именно сейчас можно получить максимально выгодные условия…»

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.

У нас сегодня насыщенная повестка дня. Но начать я хотел бы не с этого, а с другого вопроса, а именно - с хода пенсионной реформы. Татьяна Алексеевна (обращаясь, к Т.А.Голиковой), у нас с 1 апреля в прежние годы обычно проводилась индексация пенсий. Что в этом году? Как строились наши планы на текущий 2010 год?

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Исходя из тех решений, которые были приняты при внесении изменений в пенсионное законодательство и формировании бюджета Пенсионного фонда на 2010 год, мы имели в виду, что с 1 января (и, собственно, это произошло) пройдет валоризация пенсионных накоплений для всех возрастов. Все эти процедуры полностью завершены. Выплаты, которые должны были быть осуществлены в январе и феврале, так же осуществлены.

Что касается индексации, то первоначально, еще до окончания...

В.В.Путин: Сколько в среднем составил рост от валоризации?

Т.А.Голикова: От валоризации рост составил в среднем 1039 рублей. Это в среднем по всем категориям населения. Я просто напомню: когда мы объявляли обязательства по повышению пенсий, то в бюджетном послании было зафиксировано, что рост пенсий в течение 2010 года составит 46%.

В.В.Путин: А сейчас он сколько составил в процентном измерении?

Т.А.Голикова: Сейчас 30 с небольшим процентов в результате валоризации.

В.В.Путин: Понятно. Проблема заключается в том, что принят закон о пенсионной реформе, и у Министерства финансов возникли определенные соображения в связи с реализацией этого закона. Пожалуйста, Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину).

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. В этом году действует новая редакция закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Этот закон позволил объединить вместе базовую часть пенсии и страховую часть пенсии. В этом году любой пересмотр пенсий будет касаться всей пенсии, теперь уже объединенной, теперь она называется «страховая пенсия» - страховая трудовая пенсия, связанная со страховыми факторами.

Поэтому мы должны определиться, и в полномочиях Правительства стоит вопрос об индексации пенсий в этом году. Есть еще одно основание рассмотрения и увеличения пенсии - если доходы Пенсионного фонда за предыдущий год вырастут и позволят в начале этого года дополнительно повысить пенсии сверх того, что мы индексировали по инфляции.

Владимир Владимирович, сегодня могу сказать: итоги прошлого года показали, что доходы Пенсионного фонда не выросли за прошлый год. Это, конечно, связано с кризисом, с тем, что на многих предприятиях в стране сократились объемы зарплат или фонды оплаты.

Суммарно по всей экономике фонды оплат не выросли, и не выросли доходы пенсионной системы, которые бы позволили в начале этого года провести дополнительную индексацию в соответствии с приростом доходов пенсионной системы.

Второе основание индексации связано с инфляцией. С начала года инфляция пока... и мы считаем, что до конца года инфляция не превысит 7,5%. То есть она не составит 6% ни в поквартальном виде, ни за полугодие. Только к концу года инфляция достигнет 6% или чуть более 6%.

Хочу обратить внимание, что в нашем прогнозе развития на этот год мы оценили величину возможной инфляции от 6,5% до 7,5%. Поэтому уровень 6% мы достигнем только где-то в конце года.

Таким образом, и это основание не позволяет пока, базируясь на законе, проводить индексацию. Вместе с тем, готовя бюджет Пенсионного фонда и федеральный бюджет на этот год, мы предположили, что при успешном развитии событий, несмотря на то, что закон сегодня не требует... или у нас нет основания в соответствии с законом увеличивать пенсии, мы предусмотрим такую индексацию.

Такая индексация заложена в бюджет с 1 апреля на 6,3%. Но начало исполнения бюджета этого года и первые два месяца показали, что доходы Пенсионного фонда могут оказаться в этом году ниже, чем мы прогнозировали на 2010 год. Это связано с тем, что инфляция будет ниже чем та, которую мы прогнозировали еще в августе-сентябре прошлого года, что фонды оплаты труда не вырастут так, как мы планировали на 2011 год.

Поэтому у нас даже по запланированным доходам в пенсионной системе может оказаться дефицит. И такой предварительный анализ показал, что дефицит может составить от 130 до 170 млрд рублей. Это примерно та сумма, которую мы планировали потратить на дополнительную, не предусмотренную законом, индексацию пенсий. И сегодня мы находимся в ситуации, что если мы эту индексацию проведем, то нам придется еще изыскать примерно 130-170 млрд рублей в этом году. Это потребует или увеличения дефицита бюджета или уменьшения других программ, расходов по всем министерствам и ведомствам.

Поэтому нам сегодня нужно определиться по вопросу: сможем ли мы провести дополнительную индексацию пенсий, как я повторяю, не связанную с необходимостью или обязанностью исполнять требования закона, а - с нашим ожиданием более оптимистического роста доходов, который пока не подтверждается.

В.В.Путин: Нам нужно принять решение сегодня, поскольку, если индексация проводится, то нужно к ней готовиться соответствующим образом.

Что я хотел бы сказать в этой связи. Министерство финансов изложило суть проблемы, которая связана с действующим, принятым вновь законодательством.

Вместе с тем, когда мы принимали бюджет, принимали закон о бюджете и проводили его через Государственную Думу, то депутаты Государственной Думы, прежде всего, конечно, фракция «Единой России» воспринимала этот документ как компромиссный.

Компромисс был достигнут в результате того, что по некоторым статьям бюджета депутаты от «Единой России» согласились с нами на сокращение финансирования. Но сделано это было потому, что мы его сбалансировали, решая острые социальные вопросы, в том числе и вопросы проведения социальной реформы и повышения уровня жизни пенсионеров. Поэтому вытаскивать оттуда одни части, в данном случае - социального характера, и никак не балансировать по другим направлениям, видимо, некорректно. Это первое.

Второе. Мы наблюдаем сегодня в регионах, во всяком случае в некоторых регионах, заметный рост тарифов по ЖКХ. Кстати говоря, мы не установили в этом году верхней планки, и у Федеральной тарифной службы нет даже права сегодня мониторить ситуацию. Считаю, что Федеральной тарифной службе должно быть предоставлено такое право. Мы должны знать, что там происходит. Это вторая составляющая, которую мы должны иметь в виду с тем, чтобы все наши повышения не были съедены этим ростом тарифов.

Конечно, мы должны проводить осмысленную, взвешенную, грамотную социально-экономическую политику. Мы видим, что происходит в некоторых странах, в том числе в странах Европы с развитой рыночной экономикой. Греция столкнулась с проблемами бюджета, с макроэкономическими проблемами и вынуждена была пойти на замораживание заработных плат бюджетникам и всех пенсий. Я сейчас никак не буду комментировать, но это вынужденная мера правительства Греции.

У нас средства есть. Считаю, что решение об индексации не приведет к нарушениям макроэкономических параметров. Я просто убежден в этом. То, что удалось в прошлом году значительно снизить инфляцию, да и начало этого года, говорит о том, что макроэкономические параметры нам удастся удержать в запланированном режиме. Считаю, что проведение ответственной политики означает, в том числе, и выполнение наших обязательств перед гражданами. И поэтому с 1 апреля 2010 года пенсии в России будут проиндексированы на 6,3%. Прошу исполнить.

Теперь давайте перейдем к повестке дня, поговорим о теме, ради которой мы сегодня и собрались - а именно о Стратегии развития автомобильной промышленности. Эта стратегия должна определить задачи, стоящие перед отраслью на целое десятилетие.

Российский автопром серьёзно пострадал от глобального экономического кризиса, и более того, сейчас еще рыночный спрос на новую технику остается недостаточным.

Для справки могу сказать, что в 2009 году выпуск легковых автомобилей снизился на 59,4%, грузовых автомобилей - более чем на 64%, автобусов - более чем на 46%.

Поэтому в 2010 году продолжатся масштабные меры поддержки автопрома. Так, 30 млрд рублей выделяется на закупки автомобильной и коммунальной техники для государственных и муниципальных нужд.

Банки по-прежнему будут выдавать субсидируемые кредиты на приобретение отечественных машин стоимостью до 600 тысяч рублей. И, наконец, уже на следующей неделе, как мы договаривались, стартует новая программа по выплате так называемых премий за утилизацию. Каждый автовладелец, сдавший в утиль машину старше 10 лет, получит скидку в 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля, собранного в России.

Мы ожидаем, что по этой программе может быть куплено порядка 200 тысяч новых автомобилей. Объем финансирования программы составит 11,5 млрд рублей.

В этой связи, конечно, хотел бы обратиться к тем нашим гражданам, которые планировали в ближайшее время приобрести новый автомобиль: если вы действительно планируете это сделать, то приобрести новую машину нужно сейчас, в этом году, нельзя откладывать эту покупку. Именно сейчас можно получить максимально выгодные условия: одновременно и 50 тысяч рублей скидки, и кредит под низкий, субсидируемый государством процент. Не факт, что такие условия сохранятся на следующий год.

Убежден, и антикризисные меры, и постепенное восстановление экономического роста в целом вновь приведут к увеличению спроса на автомобильную технику, и потому уже сейчас необходимо думать о перспективе.

Уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был «сам себе механиком». Кто-то любит, конечно, поковыряться в гараже с машиной и сейчас, такие любители останутся и в будущем. Но сейчас на первый план, конечно, выходит качество автомобильной техники. На рынке будут востребованы только те автомобили, которые являются надёжными, безопасными, отвечающими высоким экологическим стандартам.

В этой связи государству и нашим автопроизводителям предстоит решить ряд принципиальных вопросов. Первое. Должно быть обеспечено внедрение современных технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности машин и уменьшению выбросов загрязняющих веществ.

Убрав с рынка устарелую технику, мы сделаем более чистым воздух в наших городах, а главное - сохраним тысячи жизней, которые сегодня уносят дорожно-транспортные происшествия. Хотя надо отдать должное всем, кто занимается этой проблемой - количество дорожно-транспортных происшествий у нас значительно сократилось.

Во-вторых, если продолжать об автопроме, необходимо серьёзно заниматься повышением конкурентоспособности отечественного автопрома. Буквально за несколько лет нам удалось привлечь в страну практически все - я хочу это подчеркнуть - крупнейшие мировые автоконцерны (все у нас работают), убедить их открыть в России свои сборочные заводы. И сегодня они стали неотъемлемой частью российского автопрома, являются полноценными участниками отечественного производства автомобилей.

Но, конечно, только этого недостаточно, это только первый шаг. Наша конечная цель - сформировать в стране современную автомобильную промышленность, включающую всю технологическую цепочку: от стального листа до конечного продукта.

И потому следующим шагом должно стать создание новых предприятий по выпуску автокомпонентов. Здесь так же можно в полной мере воспользоваться преимуществами международной кооперации.

Не могу не сказать несколько слов и о проблемах нашего крупнейшего производителя - «АвтоВАЗа». Предприятию уже была оказана достаточно серьезная финансовая, административная и даже политическая поддержка: и в части погашения задолженности перед банками, и по решению социальных проблем трудового коллектива, и по выстраиванию наших отношений со стратегическими инвесторами.

Напомню, на погашение задолженности было направлено 37 млрд рублей. Еще 5 млрд выделено для реализации программ поддержки и переобучения работников. В федеральную и муниципальную собственность переданы объекты социальной сферы «АвтоВАЗа», которые утяжеляли экономику предприятия.

В конце декабря прошлого года мы приняли принципиальное решение - «АвтоВАЗ» может рассчитывать на дополнительное финансирование в объеме 28 млрд рублей, и эти деньги уже переведены на счета «Ростехнологий». И ещё 10 млрд мы зарезервировали для «АвтоВАЗа».

Но эти ресурсы компания будет получать при условии реализации разработанной и согласованной с акционерами программы реструктуризации. По сути, в рамках этой программы «АвтоВАЗ» должен радикально измениться, освоить выпуск конкурентоспособной продукции, найти своё место и на отечественном, и на международном рынках.

И третье. В рамках Стратегии развития автопрома значительное место необходимо уделить вопросам подготовки инженерных кадров, проведению собственных научно-исследовательских и конструкторских разработок. Конечно, здесь нельзя рассчитывать на быстрый результат. Но если будут созданы перспективные заделы, то в будущем можно будет говорить и о формировании авторитетных российских центров по разработке новой автомобильной техники, новых центров компетенции.

Давайте начнём работу.

Дополнительные материалы по теме