Версия для слабовидящих

16 февраля 2010

Председатель Правительства России В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации

«То, что переход к активной политике энергосбережения давно назрел, – это очевидно для всех. В первую очередь, это позволяет элементарно экономить деньги. И гражданам, и государственному бюджету, и российским компаниям <…> Но главное – политика энергосбережения влечет за собой качественные изменения, улучшает структуру экономики, подталкивает предприятия к обновлению производственной базы, создает огромный рынок высокотехнологичных товаров и услуг, тысячи новых рабочих мест для высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги, мы должны начать нашу сегодняшнюю работу с печального известия. Только что ушел из жизни сотрудник Первого канала телевидения Кочетков Алексей Александрович - вот прямо сейчас на рабочем месте, - который длительное время, в течение нескольких лет, освещал деятельность Правительства Российской Федерации.

Прошу вас встать.

Спасибо.

По предварительным данным, плохо стало с сердцем. Ничего не могли сделать. Буквально несколько минут назад он еще работал.

Давайте начнем с обмена оперативной информацией. Есть предварительные итоги исполнения федерального бюджета за январь 2010 года.

Пожалуйста, Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину).

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, доходы бюджета в январе составили 737, 6 млрд рублей. Это меньше, чем в январе прошлого года на 34, 4 млрд. При этом, если рассматривать по нефтегазовым доходам, то они составили 294 млрд, что на 115 млрд больше, чем в прошлом году. Потому что в прошлом году в это время цена на нефть была 39 долларов, а сейчас средняя цена была 73. Но ненефтегазовые доходы меньше - 149 млрд, пока не вышли на уровень января прошлого года.

Расходы составили 671 млрд. При этом они больше. Министерства стали активнее в начале года проводить доведение лимитов до своих подведомственных бюджетных учреждений, проводить тендеры, заключать контракты.

Соответственно, расходы были в этом январе на 275 млрд больше, чем в прошлом январе.

Профицит составил 66 млрд. То есть у нас доходы пока больше, чем расходы. В январе, конечно, расходы всегда пониже, чем среднемесячные в течение всего года.

Хочу сказать, что активная работа по подготовке и выпуску всех нормативных актов сегодня показала, что недоведенных лимитов до министерств и ведомств осталось только на 22,9 млрд рублей. То есть это сотые проценты от всех расходов. При этом сами министерства и ведомства до своих подведомственных учреждений не довели только 46% лимитов.

Еще не всё довели до учреждений, что не позволяет проводить своевременно тендеры. Тем не менее, 32,7% уже законтрактовано. Хотел бы отметить особо Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое уже законтрактовало 74,5% своих расходов, и Министерство природных ресурсов - 66,4%. Неплохо двигается Министерство транспорта - 44,5%, но большой объем расходов, что я специально сегодня отметил.

Соответственно, работа идет активнее, чем обычно. В настоящий момент пока еще трудно делать выводы по поводу динамики доходов-расходов в целом на весь год. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо большое. У нас принят новый порядок государственного регулирования вопросов безопасности пищевой и парфюмерно-косметической продукции.

Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), пожалуйста, прокомментируйте, в чем суть этих решений и как будет обеспечена безопасность.

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги.

Действительно, подписанное Вами 1 декабря прошлого года Постановление Правительства подготовлено в рамках той большой работы, которую проводит сейчас Правительство по снижению административной нагрузки на бизнес, исключению дублирования ведомственных и контрольно-надзорных функций.

По этому Постановлению со вчерашнего дня введена система декларирования соответствия в отношении большого ряда продукции, в том числе на продукты питания, на косметику, алкогольную продукцию, воду и так далее. Где-то все же остается и сертификация - примерное соотношение будет 50 на 50. То есть 50 видов продукции будут иметь декларации, а 50 -будут сертифицированы.

О некоторых практических аспектах реализации Постановления. Речь идет о том, чтобы избавить предпринимателя от обязательного обращения в частные лаборатории за так называемой сертификацией. В общем-то, эта форма доказала свою неэффективность. На деле это платное подтверждение экспертизы, которая уже проведена Роспотребнадзором. Большинство центров и лабораторий, которые выдавали так называемые сертификаты, просто собирали деньги с компаний и печатали сертификаты, создавая иллюзию проведенных исследований.

Только по молоку таких лабораторий около четырехсот. Всего же их там, по другим, тоже продуктам питания, несколько тысяч.

Здесь большие деньги собираются с бизнеса. Теперь эти деньги могут быть использованы этим же бизнесом для расширения своего производства, его модернизации и, в конечном итоге, повышения того же качества. Тем не менее, некоторые моменты вызывают обеспокоенность бизнеса и требуют нашего внимания.

В первую очередь, это касается действия уже выданных сертификатов соответствия. Эти сертификаты будут действовать до истечения своих сроков. Есть некоторые - на год, на три, на пять лет. Соответствующие разъяснительные письма уже разосланы таможенной службой и Роспотребнадзором. Сегодня я это проверил.

Второе - использование уже изготовленной упаковки. Есть пути решения этого вопроса. Думаем, мы его урегулируем с минимальными потерями для предпринимателей.

Таким образом, со вступлением в силу этого постановления государственное регулирование безопасности продукции, в том числе продуктов питания, полностью сохранено. Я хочу подчеркнуть, что уровень защиты потребителя от некачественных продуктов не изменился.

Роспотребнадзор продолжает в прежнем режиме работать по контролю безопасности продукции. Более того, в текущем году мы предпримем ряд дополнительных мер по повышению контроля качества продукции, в первую очередь продуктов питания.

Завершается работа над техническим регламентом о безопасности пищевых продуктов. В нем детализированы показатели безопасности и качества по каждому виду продовольствия.

Сейчас готовятся поправки в кодекс административных правонарушений. Есть, действительно, такие моменты, когда штрафы минимальные - от 500 рублей до 10 тысяч, для компании - до 50 тысяч. Мы считаем, что коли мы даем возможность бизнесу теперь работать свободно в этом направлении, но если нарушения будут, то штрафы, размер штрафных санкций мы собираемся увеличивать. Их планируется повысить. Сегодня Минпромторг готовит поправки в КАП, чтобы повысить в 10 раз. То есть они будут составлять от 5 тысяч до 500 тыс. рублей. Такие поправки, мы считаем, будут внесены в законодательство до 1 апреля текущего года.

В.В.Путин: Это в Кодекс об административных правонарушениях?

В.А.Зубков: Да.

В.В.Путин: Работайте. И по мере готовности доложите, пожалуйста, об этом.

В.А.Зубков: Хорошо.

В.В.Путин: В январе текущего года, по сравнению с январем прошлого года, у нас на 30% вырос объем перевозок на транспорте. Как Вы (обращаясь к И.Е.Левитину) расцениваете эту тенденцию? Что произошло в январе, и сохраняется ли эта тенденция сейчас?

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Предварительно за январь месяц грузооборот коммерческого транспорта вырос на 5%. Рост на железнодорожном транспорте - 16%, автомобильном - 17%. Восстанавливается и грузовое воздушное сообщение - 35% в январе по сравнению с январем прошлого года.

Стабильно работает морской транспорт - рост 10%, перевалка грузов в портах - 9%. 40 млн тонн: 15 млн сухих грузов и 25 млн наливных.

По пассажирообороту - 102%. Если на железнодорожном и автомобильном транспорте пока его не восстановили, то воздушный транспорт в январе на 30% по сравнению с январем прошлого года вырос.

Хочу также доложить, что мы заканчиваем прием заявок на перевозки с Дальнего Востока для категорий до 23 лет и свыше 60 лет. Практически все авиакомпании подали заявки. Мы планируем рост перевозок такой категории примерно в два раза, и приоритет будет отдан отечественным воздушным судам.

В.В.Путин: Хорошо. Мы говорили о положительных демографических тенденциях. Есть окончательные данные: на 2,9%, по-моему, выросла у нас рождаемость, на 3% сократилась смертность, и естественная убыль населения сократилась на 31%. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), что можете еще добавить к этому?

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Мы с Росстатом уже, по сути, подвели окончательные данные по рождаемости и смертности. Единственные данные, которые пока еще на сегодняшний день не подведены, будут подведены в конце марта 2010 года - это данные о срочной миграции населения, они собираются чуть позже.

Вы совершенно правильно сказали, что у нас рождаемость увеличилась на 2,9%, смертность снизилась на 3%, и естественная убыль сократилась на 31,1%. Но я должна сказать, что еще на 3,5% снизилась младенческая смертность.

В.В.Путин: На сколько?

Т.А.Голикова: На 3,5%. И составила 8,2 на 1000 родившихся живыми. Что касается тенденции по регионам Российской Федерации, то естественный прирост населения уже зарегистрирован в 35 регионах Российской Федерации. Если сравнивать это с 2008 годом, то таких регионов было 21. В этом году к регионам, где зафиксирован естественный прирост населения, добавился Красноярский край, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика и Томская область.

Должна сказать, что мы продолжаем наблюдать достаточно хорошую динамику по всем направлениям национального проекта. В первую очередь, это снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. У нас уже зафиксировано по итогам года снижение на 4,6%.

Зафиксировано снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 14,8%. И впервые за очень, очень многие годы у нас снизилась смертность на 7,8% от туберкулеза. Кроме того, у нас на 32% снизилась смертность от случайных отравлений алкоголем.

И по всем остальным причинам смертности, которые отслеживаются нами и Росстатом, идет устойчивая динамика к снижению.

Единственное исключение - это онкология. Пока за 2009 год мы зафиксировали плюс 0,9% увеличения смертности. Но это связано с двумя причинами.

Первая. Это увеличение выявляемости, что, собственно, хорошо. Потому что та диспансеризация, которую мы проводим, выявила только за 2009 год 2,2 тыс. человек, страдающих онкологией. При этом это нормальные трудоспособные люди, которые в обычной жизни не подозревали, что они больны онкологическими заболеваниями. Это с одной стороны.

И с другой стороны, только по первому кварталу 2010 года мы сможем судить о том, как сработали наши усилия по введенному с 2009 года направлению поддержки по онкологическим заболеваниям.

Но при этом я должна сказать, что все-таки два региона - это Тюменская и Пензенская область - фиксируют снижение онкологических заболеваний.

И буквально два слова по ситуации с миграцией. По самым предварительным данным, у нас миграционный прирост оценивается в 247-250 тысяч человек. Если это подтвердится или он будет чуть выше, связанный именно со срочной миграцией, то тогда мы, как уже до этого отмечалось в предварительных данных, зафиксируем либо неизменность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 года по сравнению с 1 января 2009 года, или некоторый прирост, в пределах до 20 тысяч человек, по сравнению с 1 января 2009 года.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Давайте перейдем к повестке нашего сегодняшнего заседания.

Я уже неоднократно подчеркивал, что наша задача в наступившем году - серьезно ускорить работу по проектам, связанным с системным обновлением экономики, социальной сферы, госуправления.

Правительству предстоит вплотную заняться реализацией программы развития конкуренции, продолжить реформу технического регулирования, создать дополнительные стимулы для внедрения инноваций. То есть, сосредоточиться на вопросах, решение которых сделает нашу экономику более устойчивой, эффективной и более конкурентоспособной. Один из ключевых приоритетов здесь - это, конечно, энергосбережение.

Напомню, соответствующий закон был принят в конце прошлого года. На его базе утвержден комплексный план действий Правительства.

Перед нами стоит серьезная, очень непростая, амбициозная задача - к 2020 году снизить энергоемкость ВВП страны не менее чем на 40%.

То, что переход к активной политике энергосбережения давно назрел, - это очевидно для всех. В первую очередь, это позволяет элементарно экономить деньги. И гражданам, и государственному бюджету, и российским компаниям, меньше платить за тепло, за электричество, причем без ущерба качеству услуг.

Но главное - политика энергосбережения влечет за собой качественные изменения, улучшает структуру экономики, подталкивает предприятия к обновлению производственной базы, создает огромный рынок высокотехнологичных товаров и услуг, тысячи новых рабочих мест для высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников.

Энергоэффективные решения вносят существенный вклад и в улучшение экологической обстановки, в создание более комфортных условий для проживания людей.

И, наконец, только рациональное использование энергетических ресурсов позволит избежать их дефицита и тех проблем, которые неразрывно связаны с ним. Имею в виду трудности с подключением к сетям новых объектов, необоснованный рост цен и коррупцию.

Надо признать - в предыдущие годы мы недостаточно занимались этими вопросами. Начиная с 2000 года было реализовано, конечно, множество успешных проектов в этой сфере. Но это скорее отдельные, можно сказать, точечные решения на уровне муниципалитетов, регионов и собственников предприятий.

Сегодня этого явно недостаточно. Тем, кто занимается энергосбережением, необходимо активно помогать на государственном уровне.

Предстоит обновить значительную часть нормативной базы, принять новые регламенты и новые стандарты. На уровне ведомств, регионов и муниципалитетов должны быть разработаны и реализованы пилотные проекты и программы внедрения энергосберегающих технологий.

И, пожалуй, самое главное. Нужно менять отношение к использованию энергии, формировать культуру ответственного и рационального потребления природных ресурсов.

Поэтому мы должны выстроить единую, эффективную систему управления, определить полномочия федеральных органов исполнительной власти по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности российской экономики в целом, чётко обозначить должностных лиц, которые будут нести персональную ответственность за реализацию намеченных планов.

Соответствующие предложения Минэкономразвития подготовлены. И сегодня мы их рассмотрим. С этого и начнем.

 

Дополнительные материалы по теме