Версия для слабовидящих

9 февраля 2009

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства

«Даже в сегодняшней, непростой ситуации, в период глобального кризиса социальные обязательства должны оставаться приоритетными, во всяком случае, то, что мы заложили в бюджет, должно быть неприкосновенным».

Перед началом заседания В.В.Путин поздравил Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голикову с днем рождения. 

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! В начале обменяемся оперативной информацией.

Алексей Леонидович Кудрин участвовал в ряде международных мероприятий, главным образом направленных на обсуждение вопросов, связанных с глобальным кризисом и подготовкой к встрече глав государств и правительств в Лондоне по этому поводу. Алексей Леонидович, пожалуйста, расскажите, о чем шла речь, о чем вы с коллегами договорились.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, за последние три недели мы провели несколько международных встреч со специалистами правительств разных стран. Прежде всего, провели финансовый диалог с экспертами Китайской Народной Республикой, где была наша делегация. Обсудили весь круг вопросов, которые сегодня стоят в мировой повестке, антикризисные проблемы и меры по совершенствованию регулирования финансовых рынков.

На прошлой неделе мы провели финансовый диалог с Правительством Великобритании. В конце этой недели пройдет «Финансовая Восьмерка» в Риме, где мы также будем обсуждать эти вопросы.

Россия участвует в работе четырех рабочих групп «Двадцатки» - по регулированию финансовых рынков, укреплению международного сотрудничества и обеспечению целостности финансовых рынков, по реформе МВФ, по реформе многосторонних банков развития. В частности, ко 2 апреля в Лондоне, где лидеры государств будут встречаться и обсуждать результаты этой работы, могут быть подготовлены и уже приняты документы по ряду направлений, которые изменят регулирование финансовых рынков. Прежде всего, речь идет о новом банковском стандарте надзора, то есть «Базель-2» будет усовершенствован.

Будут усовершенствованы правила аудита и бухгалтерского учета, чтобы четче фиксировать риски на балансах кредитных учреждений, институтов, чтобы они не накапливались и не создавали те проблемы, которые возникли в рамках этого кризиса.

Вырабатываются единые финансовые стандарты, направленные на поддержание макроэкономической стабильности. Здесь особенно важен опыт Маастрихта. В рамках Евросоюза и зоны евро до сих пор очень жестко регулируются дефициты бюджетов, что, мы надеемся, приведет к смягчению кризиса в этой зоне.

Мы прилагаем усилия для скорейшего вхождения России в Форум финансовой стабильности. Это международный клуб, вырабатывающий главные правила в рамках финансового регулирования и финансовой архитектуры. Кроме того, параллельно мы ведем работу по формированию нового финансового порядка и с партнерами по ЕврАзЭС. Мы разработали специальный план работы в рамках государств ЕврАзЭС, которые тоже подготовят свои предложения к встрече «Большой Двадцатки». Россия будет представлять эти совместные предложения, отражающие позиции этих стран.

Мы также ведем работу в формате БРИК. Уже проводилась встреча министров финансов БРИК, и в ближайшее время, до встречи в Лондоне «Большой Двадцатки», мы также проведем встречу государств БРИК. Поэтому Россия активно участвует в разработке мер и в координации усилий стран развивающихся рынков по выработке этих мер.

В.В.Путин: Хорошо. Мы сегодня будем обсуждать ряд вопросов, в том числе социального характера, но прежде чем мы перейдем к этому обсуждению, я бы хотел затронуть несколько оперативных вопросов.

В субботу мы с Министром здравоохранения и социального развития (Т.А.Голикова) говорили о проблемах социального обеспечения и о региональных планах по поддержке рынка труда. Что касается пенсионного обеспечения - у нас в этом году намечалось три индексации (повышения) пенсии: с 1 марта базовая часть - на 8,7%, с 1 апреля страховая часть - на 15,2%, а должны будем повысить на 17,5%, и с 1 декабря - на 26,5% - может быть, нужно будет повысить на 30%.

Но если инфляция будет выше запланированных параметров, то мы с 1 августа должны будем проиндексировать пенсии. То есть в этом году мы скорее всего 4 раза должны будем проиндексировать пенсии.

Я прошу экономический блок Правительства, прежде всего Минфин, запланировать эти ресурсы в тех изменениях в бюджет, которые мы сейчас планируем сделать. Это первое, что я хотел бы сказать. Так же, собственно говоря, как и о планах по поддержке рынка труда. Нужно продолжить эту работу с регионами.

Второе, на что я хотел бы обратить внимание. Наши возможности в условиях глобального финансового, экономического кризиса не так уж велики - имею в виду его глобальный характер. Но то, что мы планируем сделать, то, о чем мы договариваемся, мы должны, безусловно, исполнять. От этого зависит эффективность нашей работы и то, как граждане будут реагировать на результаты нашей деятельности.

В конце прошлого года и в начале этого мы много говорили о поддержке автопрома, в том числе за счет федеральных ресурсов - имею в виду соответствующие закупки нашими министерствами и ведомствами. Договорились о том, что сделаем это в начале февраля. Хотел бы узнать, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), что сделано, что происходит на практике?

И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович, в конце прошлого года, 19 декабря, Вы провели совещание на эту тему, где рассматривались меры по поддержке автопрома на текущий 2009 год. В рамках решений, принятых на этом совещании, вышло Постановление Правительства от 14 января о мерах по поддержке российских организаций-экспортеров промышленной продукции, в том числе организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения. Принято Постановление по внесению ряда изменений в таможенный тариф, представлен проект распоряжения Правительства о внесении в уставной капитал «Росагролизинга» 25 млрд рублей, внесен проект постановления Правительства, предусматривающий создание специализированной лизинговой компании.

Вместе с тем ряд поручений находится еще в стадии исполнения. Есть некоторые просрочки с исполнением этих решений, в том числе по выделению дополнительных ассигнований бюджета для закупки дополнительно федеральными органами исполнительной власти автомобильной техники российского производства на 12,5 млрд рублей - о чем Вы давали поручение найти решение вопроса к началу этого месяца.

Владимир Владимирович, мы этот документ с коллегами доработали и сегодня представим Вам в окончательном виде на подпись. Этим же документом мы предлагаем увеличить ассигнования для предоставления субсидий в 2009 году российским кредитным организациям, которые участвуют в кредитовании физических лиц для приобретения легковых автомобилей отечественного производства. Речь идет о субсидировании двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ, и сегодня также доложим Вам предложения по решению этого вопроса.

В.В.Путин: Если мы будем (а мы договорились это сделать, поэтому мы должны это сделать) субсидировать 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка для граждан, которые будут брать кредиты для приобретения автомобилей в 2009 году, то государство должно будет заплатить за гражданина, который берет этот кредит, 8% от ставки, которую должен будет гражданин заплатить коммерческому банку. На это, соответственно, нужны средства в бюджете - это примерно около 2 млрд рублей.

И этот вопрос, и вопрос о дополнительных закупках федеральными министерствами и ведомствами автотранспорта для своих нужд будем считать согласованными в ходе нашего сегодняшнего совещания. Прошу подготовить и в конце дня дать мне на подпись соответствующее Постановление Правительства.

Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), мы договорились создать Совет главных конструкторов.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, такой Совет на бумаге создан, и на этой неделе предполагается проведение первого заседания Совета. У меня предложение провести его на территории предприятия РСК «МиГ». Это предприятие находится в достаточно сложном финансово-экономическом положении. Но за последнее время принята целая серия решений, согласованных с Министерством финансов, о поддержке этого предприятия: увеличение доли государства в уставном капитале, то есть прямые инвестиции, поскольку это государственное предприятие, так и субсидирование процентной ставки по кредиту.

Как Вы знаете, решен вопрос с закупкой Министерством обороны крупной партии истребителей по бывшему алжирскому контракту. Это уже состоялось.

В.В.Путин: Сколько машин покупают?

С.Б.Иванов: 24 машины, не считая учебных.

В.В.Путин: Это какой объем финансирования?

С.Б.Иванов: Это около 25 млрд рублей. Кроме этого, в ходе первого заседания Совета глав генеральных и главных конструкторов под Вашим руководством, мы планируем рассмотреть самые инновационные проекты и в гражданском секторе экономики - для того, чтобы максимально полно продолжить их финансирование и продвижение с точки зрения научно-технического обеспечения.

В.В.Путин: На этой неделе сверимся.

С.Б.Иванов: Да.

В.В.Путин: Хорошо.

Алексей Васильевич (обращаясь к А.В.Гордееву), Вы проводили совещание в Твери по техническим регламентам на молоко и молочную продукцию.

А.В.Гордеев: Да, Владимир Владимирович, в соответствии с поручением Виктора Алексеевича [Зубкова] на прошлой неделе в Тверской области, на базе одного из хозяйств, прошло совещание по выполнению федерального закона о техническом регламенте на молочную продукцию. Он вступил в силу в декабре прошлого года. Участвовали представители всех контрольно-надзорных ведомств, также производители, переработчики, имею в виду, прежде всего, молочные заводы и торговые организации.

Особенность состоит в том, что это первый технический регламент, принятый на уровне федерального закона в области продовольствия. Он установил довольно четкие требования по качеству и безопасности (я подчеркиваю - безопасности) молочных продуктов. В первую очередь, закон защищает права потребителей, в том числе урегулирован вопрос - в законе это прямо решено - о маркировке продукции «Молоко питьевое» и «Молочный напиток», если этот продукт произведен с применением сухого молока.

Совещание показало, что адаптация всех хозяйствующих субъектов по цепочке идет в нормальном режиме. На федеральном уровне создана рабочая группа из представителей всех ведомств, она оперативно реагирует на все вопросы, возникающие при выдаче технической документации, включая и сертификаты.

В то же время анализ прошлого года показал, что, к сожалению, в стране упало потребление молочных продуктов примерно на 5%. Мы видим, что здесь, очевидно, со стороны государства необходимо развивать социальную рекламу, то есть популяризировать этот продукт.

В.В.Путин: Ну, так принесли бы нам сегодня, угостили бы молочком, чего же жадничать.

А.В.Гордеев: Я не был готов к такому развороту событий.

В.В.Путин: А надо быть готовым к любому развороту.

А.В.Гордеев: Считаем, что молочные продукты играют важную роль в обеспечении здоровья наших граждан, и хотели бы просить дать поручение, чтобы популяризация этого продукта шла и со стороны средств массовой информации, которые в какой-то мере финансируются государством.

В.В.Путин: Так нужно просто сделать соответствующее предложение, профинансировать эту программу. Не думаю, что это будет очень дорого стоить. Давайте сделаем это.

А.В.Гордеев: Спасибо.

В.В.Путин: Хорошо, переходим к повестке заседания.

Сегодня в ней ряд вопросов, связанных с укреплением социальных прав граждан, совершенствованием государственного регулирования предпринимательской деятельности и международным сотрудничеством.

В первую очередь, хотел бы отметить законопроект о ратификации Европейской социальной хартии.

Цель этого документа - обеспечение высоких социальных стандартов для граждан всех европейских государств, по сути - формирование единого европейского социального пространства, что, безусловно, полностью соответствует и нашим интересам.

Отмечу, что практически все положения социальной хартии - право на труд, образование, охрану здоровья, жилище, пенсионное обеспечение, защиту материнства и детства, поддержку людей с ограниченными возможностями - все это является неотъемлемой частью российской Конституции и российского законодательства. Но, нужно сказать откровенно, далеко еще не все эти гарантии реализуются у нас на должном уровне, как нам всем этого хотелось бы.

Тем не менее, даже в сегодняшней, непростой ситуации, в период глобального кризиса социальные обязательства должны оставаться приоритетными, во всяком случае, то, что мы заложили в бюджет, должно быть неприкосновенным. Более того - мы будем продолжать работу по решению ключевых социальных проблем в здравоохранении, пенсионном обеспечении, жилищной сфере.

Особое внимание уделяем помощи безработным, людям, которые потеряли рабочее место, в том числе по переобучению, организации общественных работ, расширению возможностей для трудоустройства, для временного переезда на другое место жительства с целью найти работу.

Ратификация Европейской социальной хартии - это, безусловно, принципиальный шаг, который создаст дополнительные гарантии для наших граждан и будет способствовать подтягиванию отечественных социальных стандартов до лучших мировых образцов. Это очень важно.

Кстати говоря, когда мы обсуждали вопросы подготовки региональных программ по занятости, там все эти элементы находят отражение, даже такой непростой для наших условий вопрос, как переезд к новому месту жительства для трудоустройства. Вот на примере Ярославской области - мы говорили об этом в субботу, - несколько сотен человек предусмотрены для такого переезда. Несколько тысяч будут обучаться новым профессиям, будет оказана и другая поддержка. Все это должно самым активным образом внедряться в практику.

Уважаемые коллеги!

Глобальный кризис наглядно показал, чем чреваты провалы государственного регулирования, отсутствие должного учета возникающих рисков, существование значительных сегментов рыночной деятельности, фактически не подконтрольных фискальным властям.

Вот почему так важна наша работа по формированию современных, эффективных институтов регулирования финансовых рынков и предпринимательской деятельности в целом, по укреплению гарантий защиты добросовестных участников рынка от различного рода злоупотреблений.

На сегодняшнем заседании мы рассмотрим ряд вопросов, прямо связанных с этой проблематикой.

Во-первых, Министерство финансов Российской Федерации наделяется полномочием по аккредитации рейтинговых агентств, то есть организаций, анализирующих платежеспособность частных компаний и государственных структур. Имеются в виду регионы и муниципалитеты.

Такие оценки широко используются для решения вопроса об инвестициях, об участии в тех или иных деловых проектах.

Российское Правительство, как, впрочем, и правительства других стран, активно применяет рейтинги при выборе объектов для размещения своих резервных средств, Резервного фонда в нашем случае, Фонда национального благосостояния, пенсионных накоплений.

Поэтому все мы понимаем, каким огромным влиянием пользуются рейтинговые агентства, и насколько дорого могут обойтись ошибки и, тем более, злоупотребления в их деятельности.

По сути, аккредитация будет означать признание государством надежности качества работы конкретного рейтингового агентства, корректности его оценок и выводов, что, в свою очередь, даст более надежные ориентиры для инвесторов, устранит нелепую ситуацию, когда структуры, выставляющие оценки надежности другим, сами не подлежат никакому контролю.

Безусловно, мы заинтересованы и в появлении сильных отечественных рейтинговых агентств, которые в своих оценках смогут более полно учитывать специфику российского рынка, а также предложат качественные и доступные услуги не только для крупных компаний, но и для среднего бизнеса.

Разумеется, процедура аккредитации должна быть добровольной, максимально прозрачной и необременительной.

Во-вторых, Федеральной службой по финансовым рынкам подготовлены поправки в Уголовный кодекс, направленные на пресечение злоупотреблений на рынке ценных бумаг.

Мы давно об этом говорим. Во многих развитых экономиках такие нормы действуют, и я считаю своевременным введение соответствующих норм в наше законодательство.

Напомню - проект базового закона о противодействии незаконному использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами в декабре прошлого года уже был внесен Правительством в Госдуму.

Вместе с тем, недостаточно просто запретить действия, наносящие ущерб добросовестным инвесторам, - нужно сделать наказание за эти деяния реальным и необратимым. Напомню, что максимальное наказание за эти деяния предусматривается до 7 лет лишения свободы.

Мы также должны рассмотреть предложения о ратификации межправительственных соглашений с Иорданией и Катаром о поощрении и взаимной защите капиталовложений, - тем самым будут созданы комфортные условия для работы российского бизнеса на этих перспективных для нас рынках.

Со своей стороны, мы будем приветствовать желание наших партнеров по реализации новых проектов в России. Мы знаем о том, что такое желание работать с нами есть, есть заявки, причем даже расширять свою деятельность, тем более из тех стран, которые я сейчас упомянул, да и вообще из этого региона мира.

Давайте начнем работу.

Дополнительные материалы по теме