Версия для слабовидящих

9 февраля 2009

Материалы к заседанию президиума Правительства Российской Федерации 9 февраля 2008 г.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 9 февраля 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г.

Европейская социальная хартия является одним из документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека, составляющая наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г.) единый механизм защиты прав человека.

Открытая для подписания в 1961 году и вступившая в силу в 1965 году Хартия была пересмотрена с целью ее обновления и включения в нее новых категорий прав с учетом произошедших в европейских странах социальных изменений.

В новой Хартии, открытой для подписания 3 мая 1996 года и вступившей в силу 1 июля 1999 года, сведены в один документ права, провозглашенные в Хартии 1961 года, протоколах и дополнениях к ней, а также зафиксирован ряд новых положений.

В настоящее время Европейскую социальную хартию 1961 года и пересмотренную Хартию от 3 мая 1996 года подписали все 47 государств-членов Совета Европы, в том числе 39 государств ее ратифицировали (15 - Хартию 1961 года, 24 - пересмотренную).

Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года подписана от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 14 сентября 2000 года.

На основании подпункта "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Европейская социальная хартия (пересмотренная) подлежит ратификации, поскольку ее предметом являются основные права и свободы человека.

При этом ратификация Хартии является выполнением одного из обязательств Российской Федерации, взятых при вступлении в Совет Европы в феврале 1996 года, и подтверждением приверженности принципам и нормам европейского правового порядка в социальной сфере.

Проведенный сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Хартии с учетом проводимых в Российской Федерации мер по совершенствованию социально-трудовой сферы показывает, что существующие в законодательстве Российской Федерации правовые и институциональные основы социальных и экономических гарантий прав граждан в основном соответствуют положениям Хартии.

Статьи и пункты Хартии, обязательства по которым предлагается принять от имени Российской Федерации, не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и их реализация не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.

Ратификация Хартии создает дополнительные гарантии обеспечения защиты и развития социальных и экономических прав граждан в целях повышения их благосостояния, служит ориентиром для дальнейшего проведения реформ в социальной сфере.

2. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "О милиции"

Данный проект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего общественные отношения, возникающие в области инспектирования органами внутренних дел Российской Федерации организаций, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществлять охрану объектов и имущества.

Пунктом 11 статьи 10 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" установлена обязанность милиции инспектировать подразделения охраны организаций. Вместе с тем порядок инспектирования, компетенция органов внутренних дел в рамках осуществления данной функции, пределы инспектирования, права и обязанности администрации и сотрудников проверяемых подразделений охраны организаций в настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации не определены.

В связи с этим в Законе Российской Федерации "О милиции" предлагается предусмотреть норму, наделяющую Правительство Российской Федерации правом устанавливать порядок указанного инспектирования (права и обязанности участников инспектирования, способы, виды, периодичность, пределы инспектирования и другое).

Принятие законопроекта позволит создать эффективный механизм осуществления контроля со стороны государства за соблюдением организациями, осуществляющими охрану объектов и имущества, установленных требований к системам антитеррористической и противокриминальной защиты.

Законопроектом также предусматривается заменить юридически неопределенное понятие "подразделения охраны организаций" на применяемые в российском законодательстве понятия "юридические лица с особыми уставными задачами" и "ведомственная охрана".

Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет создания дополнительных или увеличения численности существующих подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, принятие указанного законопроекта не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, и не потребует внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.

3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Целью данного законопроекта, подготовленного ФСФР России, является защита интересов инвесторов путем установления наказаний за деяния, способные причинить существенный вред правам и интересам граждан и юридических лиц на рынке ценных бумаг, посягающие на основные принципы функционирования финансового рынка, которые обеспечивают справедливое и эффективное ценообразование, равенство участников финансового рынка, охрану прав владельцев ценных бумаг.

Законопроектом, в связи с изменениями, внесенными в законодательство Российской Федерации о ценных бумагах, уточняются действующие составы преступлений за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, а также злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (статьи 185 и 1851).

В настоящее время прослеживается тенденция возрастания правонарушений в области рынка ценных бумаг. При этом правоприменительная практика показывает, что привлечение правонарушителей к административной ответственности не является достаточным для пресечения противоправных деяний на рынке ценных бумаг, в связи с чем имеется необходимость введения уголовной ответственности за наиболее общественно опасные правонарушения на финансовом рынке.

В связи с этим Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить новыми статьями 1852 - 1854, предусматривающими уголовную ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг.

Привлечение к уголовной ответственности за перечисленные деяния предусматривается в случаях, когда они сопряжены с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству или сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. При этом под крупным ущербом, доходом понимается ущерб, доход, размер которого превышает один миллион рублей, особо крупным - два миллиона пятьсот тысяч рублей.

Деяния, предусмотренные предлагаемыми статьями 1852 - 1854, относятся законопроектом к преступлениям небольшой, средней тяжести или к тяжким, в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств.

В частности, нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, повлекшее причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (статья 1852), относится к преступлениям небольшой тяжести и наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в меньшем размере или без такового.

Данное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, является тяжким преступлением и наказывается лишением свободы от двух до шести лет.

Согласно законопроекту воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (статья 1854) также является преступлением небольшой тяжести, за совершение которого применяются санкции в виде штрафа до трехсот тысяч рублей или лишения свободы на срок до двух лет.

Если данное преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, оно относится к преступлениям средней тяжести и наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или лишением свободы на срок до пяти лет.

Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (статья 1853) в соответствии с законопроектом является тяжким преступлением и наказывается штрафом от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо лишением свободы на срок от двух до шести лет или, если совершено с использованием средств массовой информации, - лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

При разработке законопроекта учтены международные опыт и практика иностранных государств в сфере применения уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

4. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар о поощрении и взаимной защите капиталовложений"

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар о поощрении и взаимной защите капиталовложений подписано 12 февраля 2007 г. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 159-р.

Соглашение разработано на основе типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 229), и практически полностью воспроизводит его положения.

Основными положениями Соглашения являются:

1. Допуск капиталовложений инвесторов одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.

2. Предоставление каждой договаривающейся стороной капиталовложениям инвесторов другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них, по мнению инвестора, является более благоприятным.

3. Сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить изъятия из национального режима в отношении капиталовложений иностранных инвесторов.

Кроме того, в соответствии с Соглашением ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на капиталовложения инвесторов другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке и аналогичных экономических интеграционных образованиях, а также на основе любых международных соглашений или договоренностей по вопросам налогообложения. Одним из немногих не имеющих принципиального значения отличий Соглашения от типового соглашения является отсутствие изъятия из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении стран, входивших ранее в состав СССР. Следует учитывать, однако, что указанная уступка с российской стороны в обмен на сохранение в Соглашении ряда ключевых положений в российской редакции является во многом формальной и существенно нивелируется наличием в Соглашении изъятия из РНБ в связи с участием России в зонах свободной торговли, таможенном и валютном союзах и других интеграционных образованиях (т.е. страны СНГ охватываются этим исключением).

4. Гарантия защиты капиталовложений от принудительного изъятия -национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

5. Гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения инвесторами всех налоговых обязательств перед государством принимающей договаривающейся стороны.

6. Обеспечение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов за счет возможности использования современных процедур разрешения споров между одной договаривающейся стороной и инвестором другой договаривающейся стороны, а также способов урегулирования споров между договаривающимися сторонами относительно толкования или применения положений Соглашения.

Реализация данного Соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды и будет способствовать дальнейшему расширению инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Государством Катар.

5. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о поощрении и взаимной защите капиталовложений"

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о поощрении и взаимной защите капиталовложений подписано 13 февраля 2007 г. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 160-р.

Соглашение разработано на основе типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 229), и практически полностью воспроизводит его положения.

Основными положениями Соглашения являются:

1. Допуск капиталовложений инвесторов одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.

2. Предоставление каждой договаривающейся стороной капиталовложениям инвесторов другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них, по мнению инвестора, является более благоприятным.

3. Сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить изъятия из национального режима в отношении капиталовложений иностранных инвесторов.

Кроме того, в соответствии с Соглашением ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на капиталовложения инвесторов другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке, а также аналогичных экономических интеграционных образованиях; на основе соглашения об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения; в соответствии с соглашениями Российской Федерации с государствами, ранее входившими в состав бывшего СССР.

4. Гарантия защиты капиталовложений от принудительного изъятия -национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

5. Гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения инвесторами всех налоговых обязательств перед государством принимающей договаривающейся стороны.

6. Обеспечение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов за счет возможности использования современных процедур разрешения споров между одной договаривающейся стороной и инвестором другой договаривающейся стороны, а также способов урегулирования споров между договаривающимися сторонами относительно толкования или применения положений Соглашения.

Реализация данного Соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды и будет способствовать дальнейшему расширению инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Иорданским Хашимитским Королевством.

6. О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации

Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в целях необходимости решения вопроса признания компетентности российских и зарубежных рейтинговых агентств выполнять присвоение рейтинговых оценок юридическим лицам и финансовым активам, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.

Потенциальному инвестору при принятии решения об инвестировании денежных средств в отдельные активы (ценные бумаги, банковские вклады и т.д.) необходимо провести оценку инвестиционной привлекательности объекта вложения, а также оценить вероятность возврата инвестированных средств и получения дохода.

Однако как индивидуальному инвестору, так и крупному институциональному инвестору, проведение оценки инвестиционной привлекательности отдельных видов активов требует вложения больших денежных средств даже при наличии собственной аналитической службы.

Один из вариантов, предлагаемых Министерством финансов Российской Федерации, решения проблемы проведения профессиональной оценки качества и надежности активов, а также рисков, которые несет объект вложения, - использование рейтингов, присваиваемых профессиональными рейтинговыми агентствами.

Рейтинг - оценка платежеспособности (кредитоспособности) заемщика, основанная на оценке факторов риска, и представляющая собой комплексную оценку способности заемщика к полному и своевременному выполнению долговых обязательств на весь срок погашения долга или период обращения ценной бумаги с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации.

Кредитный рейтинг, являющийся независимым, публичным и профессиональным мнением, позволяет эмитентам расширить возможности доступа к заемным средствам и другим источникам капитала, снизить издержки эмитента по привлечению заемных средств, а также может защитить организацию и ее ценные бумаги от подозрений в неплатежеспособности, вызванных дефолтом других организаций на рынке.

Для управляющих пенсионными, паевыми фондами и другими формами доверительного управления финансовыми активами кредитные рейтинги являются инструментом системы мониторинга.

Банки также используют кредитный рейтинг для принятия решений по финансированию, т.к. многие компании предпочитают не раскрывать свою финансовую информацию в процессе деловых переговоров.

Оценки, выставляемые независимыми рейтинговыми агентствами, способствуют привлечению внешних инвестиций и развитию инвестиционной деятельности внутри страны.

Аналитические центры при этих службах, специализирующиеся на оценке инвестиционных качеств ценных бумаг, разрабатывают свои методики для определения рейтинга ценных бумаг тех или иных компаний. Они также предлагают минимальные стандарты, дающие представление о пороге безопасности инвестиций и, следовательно, о способности компании выполнять обязательства перед своими кредиторами или акционерами.

Помимо рейтингов международных рейтинговых агентств в настоящее время активно развивается российская система рейтингования.

Преимущество российских рейтинговых агентств заключается в понимании специфики национального делового оборота, страновых нюансов и в проведении более скрупулезного анализа политических рисков. К тому же международные агентства берутся за анализ прежде всего крупных российских компаний, в то время как отечественные рейтингуют гораздо больше заемщиков, включая региональных.

Однако рейтинги и методики, на основании которых рейтинговые агентства дают объективную оценку деятельности субъектов финансового рынка, юридических лиц, финансовых активов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проводят анализ их финансового состояния и платежеспособности, различны.

Вместе с тем, отсутствие государственного признания, в первую очередь, рейтингов российских рейтинговых агентств ведет к полной зависимости российского бизнеса от международных рейтинговых агентств, ориентированных на экономики и обычаи делового оборота других государств, не позволяет российским организациям опираться на оценки российских аналитиков.

Развитие финансового рынка и нормативной базы, регулирующей деятельность его участников, делает необходимым официальное признание рейтинговых агентств, в целях стабилизации и повышения прозрачности российской финансовой системы, а также защиты интересов российского бизнеса на международных финансовых рынках.

Кроме того, аккредитация российских рейтинговых агентств будет способствовать их международному признанию и, соответственно, позволит усилить позиции российского бизнеса на международных финансовых рынках.

Процедура аккредитации не аналогична процедуре лицензирования, не создает дополнительных барьеров и носит условный характер. Реестр рейтингов рейтинговых агентств является открытым, и агентства, рейтинги которых признаны, включаются в реестр и доводятся до сведения участников финансового рынка.

Настоящим проектом постановления Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации наделяется полномочиями по аккредитации рейтинговых агентств и ведению реестра аккредитованных рейтинговых агентств.

Дополнительные полномочия, которыми наделяется в соответствии с данным проектом постановления Министерство финансов Российской Федерации, будут осуществляться в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников Министерства.

Дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации не потребуется.

7. О внесении изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации

Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" разработан в соответствии с Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1957, в ред. 1997), согласно которой с целью предотвращения интродукции и/или распространения регулируемых вредных организмов на свою территорию договаривающиеся стороны имеют суверенное право регулировать ввоз растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов согласно соответствующим международным соглашениям и с этой целью могут предписывать и принимать фитосанитарные меры в отношении завоза растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов.

Международный стандарт по фитосанитарным мерам (ISPM) N 5 "Глоссарий фитосанитарных терминов" (зарегистрирован в ФГУП "Стандартинформ" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 3370/ISPM) определяет понятие "фитосанитарные регламентации" как официальное правило по предотвращению интродукции и/или распространения карантинных вредных организмов или ограничению экономического ущерба от регулируемых некарантинных вредных организмов, в частности - установление процедур по фитосанитарной сертификации.

В настоящее время законодательством не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти по утверждению правил и норм обеспечения защиты и карантина растений.

Данным проектом постановления предлагается закрепить функцию по разработке и утверждению правил и норм в области защиты и карантина растений за Минсельхозом России с внесением соответствующих изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. Реализация проекта постановления не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и увеличения штатной численности.

8. О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка

Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка разработано в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1883 "Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка".

Положение предусматривает изъятие предусмотренных Указом функций из ведения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам. Постановлением о введении в действие положения предусматривается, что отдельные пункты (6.2.2, 6.2.3, 6.2.4, 6.3.1, 6.3.3) в части, касающейся вопросов маркировки, фиксации сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для осуществления государственного контроля над объемом производства и оборота указанной продукции, а также установки и пломбирования контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов, вступают в силу с 1 января 2010 года.

Постановлением также предусматривается обязанность Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка внести в Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой предложения об отнесении к ведению Службы функций по введению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для осуществления государственного контроля над объемом производства и оборота указанной продукции.

Введение таких переходных положений обусловлено потенциальной невозможностью Службы в настоящее время в полном объеме осуществлять указанные функции, поскольку это требует проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий и укомплектования кадрами. Кроме того, моментальная передача указанных функций дестабилизирует ситуацию на алкогольном рынке.

На Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка также предполагается возложение функций по производству дел об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

9 февраля 2009 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.