Версия для слабовидящих

22 декабря 2008

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Правительства РФ

В.В.Путин

На заседании Правительства РФ

«Мы сейчас работаем над списком крупнейших российских компаний, и надеюсь, что в ближайшие два дня эта работа будет завершена. Это будет 300, как я говорил, может быть, 400 или несколько больше предприятий. В целом по стране вместе с регионами эта мера должна охватить 1,5 тысячи предприятий. Здесь и кредиты, и госгарантии, и ряд других мер, направленных на поддержку этих крупнейших, часто системообразующих предприятий».

Вступительное слово В.В.Путина: 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете, что в последнее время в связи с кризисными явлениями в мировых финансах, в мировой экономике, мы приняли ряд решений, касающихся поддержки банковского сектора экономики, малого и среднего бизнеса. Напомню, это 30 млрд рублей Внешэкономбанка и 10,5 млрд из федерального бюджета - это гарантийные фонды, микрокредитование.

Мы существенно поддержали сельхозмашиностроение, приняв дополнительные меры таможенно-тарифного регулирования, защищающие нашего отечественного товаропроизводителя. Дали дополнительно 25 млрд рублей в «Росагролизинг», приняли целый пакет мер по поддержке агропромышленного комплекса. Самая главная из этих мер - это, конечно, субсидирование ставки кредитов с 2/3 до 80%, а по некоторым видам инвестиционных кредитов - до 100%.

Приняли также меры таможенно-тарифного регулирования, защищающие отечественного товаропроизводителя, капитализировали Росагробанк - 35 млрд рублей в середине года, недавно приняли решение дополнительно выделить 45 млрд рублей на приобретение зерна, на интервенцию и на другие операции.

Мы сейчас работаем над списком крупнейших российских компаний, и надеюсь, что в ближайшие два дня эта работа будет завершена. Это будет 300, как я говорил, может быть, 400 или несколько больше предприятий. В целом по стране вместе с регионами эта мера должна охватить 1,5 тысячи предприятий. Здесь и кредиты, и госгарантии, и ряд других мер, направленных на поддержку этих крупнейших, часто системообразующих предприятий.

Наконец, это автопром, которым мы совсем недавно занимались. Напомню, здесь и выпуск облигаций в объеме 60 млрд рублей, поддержка кредитами лизинговых компаний в объеме 43 млрд рублей по ставке рефинансирования Центрального банка. Это создание или передача Министерству транспорта специализированной лизинговой компании по строительной технике - там Министерство транспорта должно будет сконцентрировать не менее 40 млрд рублей. Это увеличение закупок транспорта для госнужд в объеме 12,5 млрд рублей дополнительно.

Это - новая программа и она уже будет иметь, надеюсь, прямой социальный эффект. Все будет, конечно, иметь социальный эффект, но следующая мера, надеюсь, будет иметь прямой социальный эффект - это обновление транспортного парка муниципальных образований. 20 млрд рублей мы выделим из федерального бюджета, и 10 млрд, надеюсь, как мы договаривались с руководителями регионов и муниципалитетов, получим еще и из этих источников. Надеюсь, люди увидят, что автомобильный парк субъектов - это и специальная техника, и техника для перевозки пассажиров - будет обновляться.

Наконец, принято решение поддержать граждан, которые в 2009 году будут приобретать автомобили стоимостью не более 350 000 рублей, софинансированием их кредитов - 2/3 ставки Центрального банка мы будем помогать гражданам выплачивать. Сегодня ставка 13% - это значит, что немного более 8% от выплачиваемой ставки возьмет на себя государство. То есть, под какую бы процентную ставку гражданин ни взял бы трехлетний кредит в 2009 году на приобретение машины стоимостью не более 350 000 рублей, примерно 8% от этой ставки заплатит государство.

Главное, конечно, чтобы все эти меры работали. Напомню, что существенно повышена выплата по безработице - 4 900 рублей - и направлены дополнительные средства в Службу занятости в объеме 50 млрд рублей для того, чтобы иметь возможность развернуть при необходимости общественные работы. Список этих общественных работ, на мой взгляд, может быть существенно увеличен. Но самое главное, конечно, - это чтобы все эти меры дошли до людей, предприятий и заработали.

Я сказал о некоторых направлениях нашей деятельности. Но конечно, это еще не все, чем мы должны в ближайшее время заниматься. Я перечислил ряд отраслей реального сектора. Сегодня поговорим об оборонно-промышленном комплексе.

Мы рассмотрим проект государственного оборонного заказа на 2009 -2011 годы. Фактически речь идет о финансовой основе развития силовой компоненты государства, обеспечении боевой подготовки армии и флота.

Проект гособоронзаказа предварительно был проработан Военно-промышленной комиссией, и теперь нам необходимо выйти на окончательные решения.

За последние годы мы смогли существенно нарастить объемы снабжения наших Вооруженных сил запчастями, горюче-смазочными материалами, другими необходимыми средствами ведения вооруженной борьбы, необходимым имуществом. Сформировали серьёзные планы по оснащению армии новыми вооружениями и военной техникой. Поставили задачу перейти от закупки отдельных образцов к серийным поставкам.

В результате войска получили возможность заниматься полноценной боевой учебой, стали более подвижными и готовыми к отражению возможных угроз. Эти позитивные изменения необходимо сохранить и в будущем.

Кроме того, не могу не отметить ещё одно обстоятельство. В прошлые годы предприятия ОПК зачастую были вынуждены софинансировать работы по гособоронзаказу из средств, которые они получали либо от экспорта, либо за счёт экспортных поставок, либо от реализации гражданской продукции. Однако в условиях мирового экономического и финансового кризиса ситуация принципиально меняется.

Участие в выполнении гособоронзаказа становится сегодня важнейшим источником финансирования самих предприятий, позволяет поддерживать достаточный уровень производства, сохранить трудовые коллективы, продолжить реализацию программ технического перевооружения.

Исходя из этих предпосылок и был сформирован гособоронзаказ на предстоящее время. Эти средства должны максимально оперативно доводиться до предприятий-исполнителей, а Военно-промышленная комиссия - жестко контролировать своевременность и качество выполнения работ. Это первая тема, на которую я хотел бы обратить внимание в сегодняшней повестке дня.

И вторая тема. Мы неоднократно обсуждали с вами вопросы развития конкуренции, а сегодня должны принять решение о внесении в Госдуму соответствующих законопроектов.

В последние месяцы Правительство принимает системные антикризисные меры по поддержке кредитных учреждений и реального сектора экономики. Я только что их перечислил. Однако если наши действия не будут сопровождаться усилением конкурентных начал, есть риск получить обратный эффект - «законсервировать» неэффективные производства, чем серьёзно осложнить развитие нашей экономики после выхода из кризиса.

Подготовленные поправки уточняют сферу применения, ключевые понятия и процедуру закона «О защите конкуренции», что, с одной стороны, освободит бизнес от избыточного контроля, а с другой - перекроет «лазейки», позволяющие вести нечестную конкурентную борьбу, формально не нарушая закон.

Также необходимо усилить ответственность представителей органов власти за действия, нарушающие конкуренцию, создание незаконных преференций для собственных, «карманных» предприятий. Впредь за эти действия к виновным лицам будет применяться не только штраф, но и дисквалификация, то есть лишение права занимать государственную или муниципальную должность.

Правительство получает право утверждать правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, что позволит установить более справедливые «правила игры», пресечь злоупотребления на рынке соответствующих товаров и услуг.

Обращаюсь к депутатам Госдумы - прошу рассмотреть эти законопроекты в приоритетном порядке, как можно быстрее, а при необходимости доработать их совместно с Правительством и принять.

Давайте приступим к обсуждению.

Дополнительные материалы по теме