На заседании Правительства Российской Федерации 22 декабря 2008 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:
1. О проекте государственного оборонного заказа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
2. О внесении изменений в положения о федеральных органах исполнительной власти в целях реализации Федерального закона от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации».
3. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции.
Законопроектом предлагается уточнить порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
Законопроект уточняет порядок определения монопольно высокой (низкой) цены товара, предусматривая возможность использования затратного критерия при отсутствии на территории Российской Федерации сопоставимого товарного рынка. В частности, предусматривается включение в состав группы лиц (статья 9) группы лиц, совместно владеющих более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей) хозяйственного общества (товарищества). Указанные изменения направлены на исключение возможности несоблюдения норм данного закона.
Предлагаемые законопроектом изменения в статью 10 Закона о защите конкуренции направлены на предупреждение создания дискриминационных условий субъектами естественных монополий. Так, в целях недопущения действий субъектов естественных монополий, которые могут поставить отдельных хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, законопроект закрепляет за Правительством Российской Федерации право определять правила недискриминационного доступа на товарные рынки, а также к товарам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий.
Уточнение содержания правил недискриминационного доступа направлено на повышение уровня доступности информации для потребителей, определение условий доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий, применение типовых договоров, что позволит ограничить возможности дискриминации в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В настоящее время Закон о защите конкуренции содержит перечень соглашений и согласованных действий, безусловно запрещенных вне зависимости от того, являются ли стороны соглашения или участники согласованных действий конкурентами на соответствующем товарном рынке.
В целях исключения ситуаций, когда соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами на рынке, формально подпадают под безусловный запрет, но не приводят к негативным последствиям на рынке, законопроектом вносятся изменения в статью 11 Закона о защите конкуренции в части разграничения безусловных запретов на заключение соглашений и (или) совершение согласованных действий конкурирующих хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами.
Законопроектом предполагается ужесточить требования к действиям органов власти путем введения запрета на предоставление государственной и (или) муниципальной преференции (статья 15), за исключением случаев, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.
При этом законопроектом вносятся изменения в статьи 19 - 21 Закона о защите конкуренции, уточняющие основания и порядок предоставления разрешенных государственных и муниципальных преференций, а также порядок получения органами власти разрешения антимонопольного органа на ее предоставление.
Кроме того, законопроектом уточняется определение понятия «государственной или муниципальной преференции» (статья 4) в части отнесения к ней предоставления имущественных льгот. При этом следует отметить, что предлагаемое определение понятия «государственной или муниципальной преференции» в большей степени соответствует нормам европейского законодательства по сравнению с определением данного понятия в действующей редакции Закона о защите конкуренции.
Изменения в части регулирования порядка предоставления государственной или муниципальной преференции направлены на исключение возможности произвольного правоприменения органами власти и органами местного самоуправления.
Законопроектом также вносятся изменения в статью 18 Закона о защите конкуренции в части уточнения финансовых услуг, предоставление которых финансовыми организациями государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и субъектам естественных монополий возможно лишь путем проведения торгов в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Законопроект уточняет полномочия антимонопольного органа, в том числе определяет полномочия антимонопольного органа по проведению проверок органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, конкретизирует действия должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, а также по фиксации и документальному закреплению доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушений, выявленных в ходе проверки.
Вносимые законопроектом изменения в главу 7 Закона о защите конкуренции «Контроль экономической концентрации» имеют целью предотвратить монополизацию товарных рынков. Данные изменения направлены на создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации. Указанные изменения также уточняют перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган, в частности, о реальных владельцах компаний.
Кроме того, для достижения указанной цели законопроектом предполагается уточнить основания для отказа в согласовании сделки (иного действия), а также последствия совершения сделки (иного действия) без согласия антимонопольного органа.
Вносимые законопроектом в главу 7 Закона о защите конкуренции изменения направлены и на снижение административных барьеров. Они позволяют расширить и более четко сформулировать перечень оснований, при которых лица могут совершать сделки без предварительного согласия антимонопольного органа.
При этом законопроект существенно повышает пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий или его уведомление. Пороговые значения для предварительного согласия по активам повышаются с 3 миллиардов рублей до 7 миллиардов рублей, а пороговые значения по обороту компании повышаются с 6 миллиардов рублей до 10 миллиардов рублей.
Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компании по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.
Законопроект исключает необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков, зданий, строений, объектов незавершенного строительства.
Указанные предложения позволят существенно снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства.
Законопроект предусматривает внесение изменений в главу 9 Закона о защите конкуренции. Указанные изменения предоставляют возможность объединять дела о нарушении антимонопольного законодательства и выделять в отдельное производство такие дела, если это будет способствовать более полному, всестороннему и объективному рассмотрению дел.
Кроме того, законопроект содержит положения, предоставляющие ответчику по делу о нарушении антимонопольного законодательства право ходатайствовать о продлении срока исполнения предписания.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует ряд федеральных законов, которыми установлены антимонопольные требования в отдельных сферах экономики, в частности требования, предъявляемые к проведению торгов на получение различного рода прав. В этой связи законопроектом также вносятся изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О недрах», Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О концессионных соглашениях».
4. О проекте федерального закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Проектом данного федерального закона предлагается признать утратившим силу пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации», согласно которому разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание может быть аннулировано в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если квоты, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, исчерпаны или уменьшены Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона установлены основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам, которые предполагают противоправность и виновность действий иностранного гражданина.
Уменьшение Правительством Российской Федерации квоты на выдачу разрешений на временное проживание, как это следует из содержания пункта 11 статьи 7 Федерального закона, не связано с противоправным поведением иностранного гражданина, а аннулирование в данном случае ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть рассмотрено как ограничение права, предоставленного иностранному гражданину Федеральным законом.
С целью недопущения ограничения прав иностранных граждан необходимо признать утратившей силу норму Федерального закона, наделяющую Правительство Российской Федерации указанными выше полномочиями.
Кроме того, потребуется внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также в Федеральный закон от 6 января 2007 г. №2-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты российской Федерации».
5. О проекте федерального закона «О ратификации Протокола к Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».
Целью вышеуказанного Протокола является уточнение некоторых терминов Конвенции (международная перевозка, постоянное представительство, дивиденды, проценты, роялти и др.) и дополнение ее рядом положений, которые, в частности, позволят Российской Федерации и Чешской Республике повысить эффективность обмена налоговой информацией.
Изменения, вносимые в Конвенцию в соответствии с Протоколом (пункт 3 а) статьи 5, пункт 3 статьи 24 и пункт 2 статьи 26), не носят принципиального характера, однако соответствуют современным нормам международного налогообложения, в частности, Модели конвенции по налогам на доходы и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Протокол соответствует положениям типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года №352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества».
Протокол подлежит ратификации в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку он содержит правила иные, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации в части налогообложения доходов, полученных налогоплательщиками договаривающихся государств.
6. О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 159.
Проект данного постановления подготовлен в целях оптимизации деятельности и обеспечения надлежащего исполнения полномочий, возложенных на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 552 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки», которым за Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки закреплен ряд новых, ранее не выполняемых ею полномочий.
Для надлежащего исполнения новых полномочий требуется создание в структуре Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки новых подразделений, за которыми будут закреплены соответствующие новые направления деятельности службы.
В связи с этим проектом постановления предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. №159 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» в части увеличения количества управлений по основным направлениям деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (до семи).
Новые управления будут обеспечивать осуществление службой следующих полномочий:
надзор и контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Федерации, а также образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Федерации, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также должностных лиц образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц;
надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области образования, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
контроль за расходованием субъектами Федерации средств на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области образования в пределах своей компетенции;
согласование структуры органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования;
издание методических рекомендаций и обязательных для исполнения инструктивных материалов по вопросам осуществления органами исполнительной власти субъектов Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
установление требований к содержанию и формам отчетности, а также порядка предоставления отчетности об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
анализ причин выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области образования, принятию мер по их устранению;
представление в Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодного доклада об осуществлении органами исполнительной власти субъектов Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования.
Увеличение количества управлений будет осуществляться в пределах установленной пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. №552 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» предельной численности работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки путем реорганизации внутренней структуры службы.
Оплата расходов, связанных с реализацией проекта постановления, будет осуществляться в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
Принятие настоящего проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
7. О внесении изменений в положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Цель данного проекта постановления - обеспечение реализации норм Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Установленные Федеральным законом основные задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству направлены на обеспечение зашиты прав и законных интересов, обеспечение достойного уровня жизни подопечных, исполнение органами опеки и попечительства, опекунами, попечителями возложенных на них полномочий.
Соответственно в пункте 5 статьи 6 Федерального закона устанавливается, что контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
С учетом этого проектом постановления предусматривается возложить на названную Федеральную службу соответствующие полномочия в части деятельности органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Участие в указанной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальных органов позволит, прежде всего, осуществлять контрольно-надзорную функцию применительно к медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, и иным организациям, в которые в соответствии с положениями Федерального закона помещаются под надзор совершеннолетние недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
На основании изложенного проектом постановления предусматривается внести изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №323, дополнив подпункт 5.1.3 подпунктом 5.1.3.9, закрепляющим за указанной Федеральной службой полномочие по надзору за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Предполагаемое проектом постановления уточнение функций Росздравнадзора не потребует выделения дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета. Дополнительная функция по осуществлению надзора за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан будет исполняться в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и бюджетных ассигнований.
8. О выделении Правительству Республики Саха (Якутия) бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Проект распоряжения внесен Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 17 июля 2008 г. №ИШ-П4-4349, от 12 сентября 2008 г. №ИШ-П4-5582.
Проект распоряжения подготовлен в соответствии с Правилами выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. №750.
В результате паводка, произошедшего в весенне-летний период 2008 года на территории Республики Саха (Якутия), пострадало население, нанесен значительный материальный ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.
По оценке Правительства Республики Саха (Якутия), общий материальный ущерб составил свыше 900 млн. рублей.
Проектом распоряжения предусматривается выделить в I квартале 2009 г. Правительству Республики Саха (Якутия) бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий паводка в размере 195761,5 тыс. рублей, в том числе 35935 тыс. рублей на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам, 7105,3 тыс. рублей на финансовое обеспечение аварийно-спасательных работ и 152721,2 тыс. рублей на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ.
9. О выделении администрации Сахалинской области для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 г. на территории Невельского района Сахалинской области, средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание пострадавшим гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества на основании судебных решений.
В результате землетрясения, произошедшего в 2 августа 2007 года на территории Сахалинской области, нанесен значительный материальный ущерб населению и объектам федеральной собственности. Лишились жилья 7761 человек, что составляет 3406 семей.
Признано необходимым проведение аварийно-спасательных работ и аварийно-восстановительных работ на объектах федеральной собственности, развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания эвакуируемых пострадавших граждан, выдача государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилья, а также выплата материальной помощи пострадавшим гражданам в связи с утратой имущества.
Материальный ущерб от чрезвычайной ситуации, по оценке администрации Сахалинской области, составил свыше 10 млрд. рублей, при этом на ликвидацию ее последствий из областного и муниципального бюджетов выделено около 400,0 млн. рублей.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. №1281-р, от 20.10.2007 г. №1453-р и от 29.03.2008 г. №411-р администрации Сахалинской области было выделено 201876,0 тыс. рублей для оказания материальной помощи в связи с утратой имущества гражданам, пострадавшим в результате указанной чрезвычайной ситуации.
Во исполнение судебных решений и по результатам рассмотрения представленных администрацией Сахалинской области обосновывающих документов определена необходимость дополнительного выделения администрации Сахалинской области 3675,5 тыс. рублей на оказание материальной помощи пострадавшим гражданам из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Принятие данного проекта распоряжения позволит в полном объеме исполнить судебные решения, в соответствии с которыми, по состоянию на 26 ноября 2008 г., все ответственные стороны (должники) выполнили их предписания.
19 декабря 2008 г.
г. Москва
* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.