Версия для слабовидящих

27 ноября 2008

В.В.Путин провел заседание Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Правительства РФ

«Очевидно, что одним из ключевых инструментов антикризисного реагирования являются ресурсы федерального бюджета. За счёт их эффективного использования нужно поддержать платёжеспособный спрос в экономике, обеспечить безусловное выполнение социальных обязательств, включая своевременную выплату заработной платы в бюджетной сфере, пенсий и пособий».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! 

Давайте начнем с оперативной информации. Александр Дмитриевич (обращаясь к Жукову), с 1 декабря федеральные исполнительные органы власти должны перейти на новую систему оплаты труда. Как идет подготовка к этой работе?

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, практически с понедельника будет осуществлен переход федеральных бюджетных учреждений на новую систему оплаты труда. На 30% увеличивается фонд оплаты труда во всех федеральных бюджетных учреждениях. Это касается более чем 3 млн. федеральных бюджетных работников. Все деньги в бюджете предусмотрены, средства доведены до учреждений. Мы провели совещания по всем министерствам. Готовность есть, утверждены новые штатные расписания.

Увеличение фонда оплаты труда не означает, что каждому работнику на 30% будет увеличена заработная плата. Введение новых систем оплаты труда как раз предполагает, что будет стимулироваться качество и интенсивность труда. Введены специальные надбавки - никто не будет получать меньше, чем раньше. Но прибавка будет дифференцирована в зависимости от качества и интенсивности труда. Для руководителей предприятий федеральными органами исполнительной власти будут установлены специальные системы оценки их труда, в зависимости от которых им и будет устанавливаться заработная плата - она будет увязана с заработной платой основного контингента работников бюджетных организаций. Кроме того, у нас первого января уже следующего года...

В.В.Путин: Я прошу прощения. Мы договаривались уже, и Татьяна Алексеевна Голикова мне докладывала - чтобы избежать какого-то субъективизма при определении уровня оплаты труда, мы подготовим методические указания по отраслям.

А.Д.Жуков: Совершенно верно. Это тоже было предметом обсуждения на совещании. Всем министерствам даны соответствующие методические указания. При составлении новых штатных расписаний руководствовались именно этими рекомендациями. Кроме того, с 1 января 2009 года у нас вводится новый минимальный размер оплаты труда, повышенный - 4 330 рублей. Соответственно, деньги в бюджете 2009-2010 годов предусмотрены, уже исходя из новых систем оплаты труда и повышенного минимального размера оплаты труда. Все деньги в бюджетах предусмотрены, это будет неукоснительно выполняться.

В.В.Путин: Значит, с 1 декабря новая система заработает.

А.Д.Жуков: С понедельника.

В.В.Путин: Хорошо. Сергей Борисович (обращаясь к Иванову), вы проводите Комиссию по высоким технологиям и инновациям? Что предполагаете рассмотреть?

С.Б.Иванов: Сегодня во второй половине дня я провожу заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, где предусмотрено рассмотреть два вопроса.

Первый - о мерах повышения эффективности энергопотребления на основе применения наноматериалов и нанотехнологий в топливно-энергетическом комплексе. Общую ситуацию с энергоэффективностью, с энергосбережением все хорошо знают: дела обстоят далеко не блестяще. По оценкам экспертов, в стране потенциал энергосбережения в топливно-энергетической сфере составляет 30% от объема всей потребляемой электроэнергии; в промышленности - 32%; в жилищно-коммунальном хозяйстве - 26%.

Это потенциал энергосбережений - он огромный. В этой связи планируется дать поручение 4 министерствам и ведомствам (Минпромторгу, Министерству энергетики, Министерству образования и науки и Минрегиону России совместно с двумя госкорпорациями «Роснанотех» и «Росатом», а также с Российской Академией наук и Курчатовским центром) разработать в течение трех месяцев пилотные проекты по энергосбережению и энергоэффективности - с использованием нанотехнологий. Прежде всего, будет обращено внимание на применение таких технологий, как полупроводниковое освещение, то есть светодиоды. Кстати, госкорпорация «Роснанотех» приняла первый проект к финансированию - по массовому производству светодиодной техники - и для ЖКХ, и для промышленности, и для всей экономики. Кроме этого - ускоренное освоение технологий сверхпроводимости и использование солнечной энергетики. Это то, что касается первого вопроса.

Второй вопрос. Мы рассмотрим инновационную деятельность учреждений науки и образования. К сожалению, здесь у нас тоже нет каких-то больших результатов. И одна из причин заключается в том, что до сих пор государственные учреждения науки и образования, имеющие организационно-правовую форму бюджетных учреждений, то есть финансируемых за счет бюджета, не могут законно внедрять результаты интеллектуальной деятельности и заниматься инновациями. В этой связи Министерство образования и науки подготовило законопроект, позволяющий таким учреждениям (а у нас в стране научные учреждения находятся в основном на бюджетном финансировании) на определенных прозрачных условиях создавать малые предприятия в инновационной сфере. Это для того, чтобы прикладная наука могла эффективнее внедрять достижения, в том числе сделанные на бюджетные деньги, в промышленность и другие сферы деятельности.

В.В.Путин: Хорошо. Игорь Олегович (обращаясь к Щеголеву), как прошло присуждение премий в области литературы?

И.О.Щеголев: Да, мы подводим итоги литературного сезона - вручили национальную литературную премию «Большая книга». Была представлена достаточно большая география. Очень много работ прислали из провинции - жюри оценивало порядка 370 работ. И, наверное, символично, что фактически в год Солженицына одна из премий досталась автору биографии Солженицына - Людмиле Сараскиной, а самому Александру Исаевичу посмертно была присуждена премия за Честь и Достоинство. В начале декабря у нас пройдет целый ряд мероприятий, посвященных его 90-летию. Приглашаем Вас принять участие в одном из них.

В.В.Путин: Спасибо. Мы только сейчас обсуждали ход реализации инвестпроектов. Игорь Евгеньевич (обращаясь к Левитину), как идет работа по скоростной дороге Москва - Петербург?

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, я вчера выезжал на участок, который сейчас планируется к строительству в 2009 году. У меня состоялась встреча с инвестором. Это консорциум, в котором участвует крупная французская фирма. Несмотря на условия, которые сейчас существуют на финансовых рынках, они подтверждают свое участие в строительстве этой дороги.

Там в настоящее время проводится подготовка земельных участков, проводится выкуп земли. Есть вопросы к Рослесхозу, к Федеральной миграционной службе - они выезжали вместе со мной. Мы надеемся, что к 1 июня - срок, когда мы должны передать концессионеру дорогу, - должны завершить все процедуры. В целом по всем транспортным объектам инвесторы подтверждают свое участие в концессионных соглашениях.

В.В.Путин: Хорошо. Виктор Алексеевич (обращаясь к Зубкову), мы встречались здесь с представителями бизнеса, обсуждали проблемы конкурентоспособности. Значительная часть беседы была посвящена проблемам сельского хозяйства, в том числе поддержке тех, кто занимается производством зерна.
Вы знаете, что у нас рекордный урожай, но сразу возникли проблемы с реализацией этого урожая. Намечен план поддержки тех, кто работает в этой области. Как идет работа по реализации этого плана?
Сразу могу сказать, что представители агропромышленного комплекса высказали ряд просьб и пожеланий, а именно - оказать им содействие в реализации не только зерновых, но и кукурузы, подсолнечника, быстрее решать проблемы и вопросы, связанные с закупкой зерна, с интервенцией.

В.А.Зубков: Спасибо, Владимир Владимирович. На прошлой неделе я провел целый ряд совещаний, посвященных регулированию рынка зерна. Действительно, при высоком урожае зерна и полном обеспечении государства продовольственным зерном, фуражом, семенами, переходящими остатками, а также зерном в государственном резерве, на рынке остается еще более 20 млн. тонн лишнего зерна. Но оно не лишнее - это зерно, которое выращено крестьянами. Государство просто обязано изъять излишки с рынка.

Мы принимаем сегодня следующие меры: планируем закупить в интервенционный фонд более 10 млн. тонн зерна. Для этого проделана большая работа, изменена в сторону повышения закупочная цена по всей линейке закупаемого зерна, потому что для ряда регионов она была несколько низкой - для Поволжья, Урала и Сибири. Это позволило увеличить количество торговых сессий, расширило сеть элеваторов. Даны поручения перебросить часть зерна из Центрального федерального округа в другие регионы. Такие меры уже позволили сегодня закупить 2 млн. тонн зерна в интервенционный фонд, что значительно больше, чем за всю интервенционную компанию прошлого года. 8,5 млрд. рублей за это зерно уже поступило крестьянам, которые могут их сегодня использовать для решения своих проблем, связанных с погашением кредитов, закупкой минеральных удобрений, дизельного топлива.

Что касается экспорта зерна, ситуация здесь непростая. Цены на мировых рынках на зерно упали на одну треть. По ряду регионов, которые считаются у нас традиционными поставщиками зерна, экспортная цена даже ниже себестоимости. Поэтому мы должны оказать поддержку по экспорту зерна, и мы планируем направить на экспорт еще порядка 10 млн.

Принимаем следующие меры: снижаем инфраструктурные издержки по всей цепочке и транспортировке зерна. Здесь есть значительные резервы. Даны поручения по ускоренному - до 30 дней - порядку возмещения НДС, проработаны вопросы, связанные с субсидированием экспорта - около 10 млрд. рублей, потому что отрицательная разница достигает от 1 900 до 1 700 рублей за тонну по разным зернопроизводящим регионам.

Кроме того, мы дополнительно ведем работу с МИДом по определению потенциальных стран-импортеров зерна. Рынки сбыта нам необходимо расширить - и не только по поставке зерна, но и продуктов его переработки - муки. По связанным кредитам и в рамках возможной гуманитарной помощи такие предложения сегодня готовятся. Все эти меры связаны с изъятием с рынка излишков зерна - порядка 20 млн.

Я думаю, что эти применяемые меры позволят излишки зерна снять, тем более что в этом году сельхозпроизводители увеличили посев озимых еще на 300 тыс. гектаров, они надеются, что их зерно будет востребовано и в будущем году. Поэтому я думаю, что работу, связанную с интервенционным фондом и с поддержкой экспорта, мы продолжим. В этих 20 миллионах тонн есть и зерно, и кукуруза, и подсолнечник. Так что эти вопросы мы держим под контролем, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Вчера поднимали вопросы о новых технических регламентах по молочной продукции. Намекают на то, что было бы хорошо их немножко передвинуть. Я подозреваю, как вы мне и говорили (мы это обсуждали в Ленинградской области с представителями агропромышленного комплекса), это связано с тем, что было закуплено значительное количество сухого молока по экспорту. Что вы по этому поводу думаете?

В.А.Зубков: Да, действительно, ряд регионов применяет такую меру. В связи с сезонностью производства молока они снимают излишки цельного молока, делают из него сухое молоко. Сейчас они его, насколько я располагаю информацией, сбрасывают на рынок, учитывая то, что 17 декабря заработают новые регламенты по молоку, и производить так называемый молочный напиток из сухого молока будет не совсем выгодно. Поэтому сейчас такая работа идет. Мы тоже принимаем здесь меры. Подготовлено постановление Правительства о том, чтобы это молоко закупать в интервенционный фонд, снять с рынка это сухое молоко.

Это и в дальнейшем будет продолжаться, и в будущем году. Поэтому, как и зерно, будем эти излишки сухого молока собирать в интервенционный фонд.

В.В.Путин: Хорошо. Сроки введения регламента нужно переносить?

В.А.Зубков: Получилось так, что закон, который принят, не имеет переходного периода. Это, конечно, не здорово, потому что там часть продукции, которая уже была произведена или производится, может храниться до шести месяцев. Поэтому, если от Вас будет такое поручение, то мы посмотрим - может быть, некоторые показатели на переходный период можно будет пересмотреть.

В.В.Путин: Я не уверен, я просто вас спрашиваю. Вы посмотрите, пожалуйста, потому что, если принято решение, то нужно стремиться к тому, чтобы его выполнять, а не переносить. Вы нас должны кормить хорошим продуктом, качественным. Когда я говорю «нас», я имею в виду не членов Правительства, а граждан Российской Федерации.

В.А.Зубков: Я думаю, что закон переносить ни в коем случае не надо, а в тех постановлениях и нормативных документах, которые сегодня готовятся, а также на уровне приказов Минсельхоза, Минэкономсоцразвития - там можно будет некоторые акценты расставить для того, чтобы не затормозить введение самого закона.

В.В.Путин: Хорошо.

И еще два вопроса, которые поднимались на встрече с сельхозпроизводителями в Ленинградской области. В первую очередь - земельные отношения. Я еще раз обращаю на это внимание и прошу Министерство экономического развития вместе с подчиненными вам структурами вернуться к этой проблеме вместе с Министерством сельского хозяйства.

Есть реальные сложности, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители. Там, к сожалению, и криминальная составляющая с этими паями до сих пор имеет место быть, возникают и бытовые, и производственные сложности. Я знаю всю сложность этих вопросов, но нужно об этом думать. Нужно думать о том, как создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства.

И еще один вопрос, касающийся уже финансовой сферы. Сельхозпроизводители ставят вопрос о возможном продлении сроков возврата кредитов в сегодняшних условиях. Прошу вас подумать над этим вместе с министром.

Перейдем к повестке дня. Но прежде чем это сделать, хотел бы напомнить, что на съезде партии «Единая Россия», на которую Правительство в значительной степени опирается в ходе своей работы, была заявлена комплексная программа наших действий по стимулированию деловой активности, а также социальной поддержке граждан.

Главная цель всех этих мер - не только уверенно пройти через период глобального экономического кризиса, но и обеспечить выполнение наших стратегических планов. Я прошу все министерства и ведомства выстроить чёткую, пошаговую работу по реализации поставленных задач, в том числе, по подготовке и принятию необходимых законопроектов и нормативных актов. Следует продолжить внимательно отслеживать ситуацию в своих отраслях и зонах ответственности, тесно взаимодействовать с бизнес-сообществом, профсоюзами и руководителями регионов.

Очевидно, что одним из ключевых инструментов антикризисного реагирования являются ресурсы федерального бюджета. За счёт их эффективного использования нужно поддержать платёжеспособный спрос в экономике, обеспечить безусловное выполнение социальных обязательств, включая своевременную выплату заработной платы в бюджетной сфере, пенсий и пособий. Кстати говоря, обращаю внимание - ничего там пока критичного нет, но рост задержек по выплате заработной платы имеет место. Обращаю ваше внимание на это. Кстати говоря, это и не связано напрямую с финансовыми трудностями мирового характера, это просто технические вопросы. А в современных условиях они должны быть просто исключены.

Сегодня мы рассмотрим отчёт об исполнении бюджета за девять месяцев 2008 года. Отмечу рост финансирования приоритетных статей бюджета. Это отрадный факт. Так, расходы на образование составили 198,6 млрд. рублей - против 174 млрд. за тот же период прошлого года. В развитие здравоохранения и спорта мы вложили 155 млрд. рублей - это почти на 50 млрд. больше, чем в 2007 году.

Более существенная помощь оказана регионам. Межбюджетные трансферты выросли на 177 млрд. и составили 740 млрд. рублей.

Вместе с тем, несмотря на то, что год подходит к концу, в 16 наших министерствах и ведомствах было использовано менее 65 процентов от выделенных бюджетных ресурсов. Обращаю на это внимание.

Требования эффективности бюджетных расходов в полной мере относятся и к использованию средств Инвестиционного фонда. Сегодня мы оценим промежуточные итоги его работы, а также определим задачи на перспективу.

Напомню, Фонд был призван поддержать проекты, имеющие ключевое значение для социально-экономического развития страны, стать мощным финансовым инструментом комплексного освоения территорий, адресной поддержки «прорывных» бизнес-инициатив.

Причем работа Фонда строится на принципах государственно-частного партнерства. То есть федеральные средства должны служить катализатором привлечения инвестиций со стороны региональных бюджетов и частных компаний.

С момента создания Фонда прошло три года. За это время он аккумулировал почти 400 млрд. рублей. Уже отобран 21 инвестиционный проект.

Однако, судя по представленным материалам, есть и очевидные проблемы. Так, из 19 проектов, на поддержку которых в текущем году должны были поступить ресурсы Фонда, финансирование открыто пока только по 11-ти. Не заключены концессионные соглашения ни по одному из четырех проектов строительства федеральных автодорог. Более того, есть примеры, когда частный инвестор уже начал вкладывать деньги, а государство свои обязательства не выполняет.

Существующая процедура отбора проектов крайне забюрократизирована. Мы сегодня только что перед заседанием Правительства говорили об этом.

Считаю, что нужно серьезно поработать над развитием нормативно-правовой базы работы Фонда, установить более эффективный порядок отбора и реализации проектов, организовать должный контроль над их исполнением.

Ещё один важный момент - чтобы строить стратегические планы, инвесторы и регионы должны хорошо понимать перспективные возможности Инвестфонда как такового и свои собственные. То есть нам необходим долгосрочный прогноз по наполнению его финансовыми ресурсами.

Особое внимание нужно уделить гарантиям должного исполнения инвесторами своих обязательств. Я сказал, что в некоторых случаях инвесторы прошли свою часть пути или хотя бы его часть, а государство пока денег не вложило. Но посмотрел сейчас на весь список этих проектов - чаще всего государство вкладывает деньги, а инвесторы не торопятся. А нужна синхронизация. Это крайне важно в условиях финансовой нестабильности. Государство должно быть уверено, что инвестор свои обещания сдержит.

Кроме того, считаю, что в сегодняшней ситуации нам необходимо еще раз проанализировать отобранные проекты по их качеству, перспективности, актуальности на сегодняшний день. Оценить их эффективность, как я уже сказал, именно сегодня. В первую очередь, с точки зрения поддержания деловой активности в экономике и стимулирования внутреннего спроса. Хочу обратить ваше внимание - особенно в тех регионах, которые столкнутся с определенными проблемами, в том числе и социального характера. Нам нужно эти ресурсы - а они немалые - направить на то, чтобы мы прошли сложный период времени, связанный с мировым экономическим кризисом, спокойно, без издержек. И чтобы это не отразилось на наших людях негативным образом, чтобы мы могли вложить средства как раз туда, где они сегодня нужнее всего.

На ближайшие два - три года возможно сконцентрироваться на поддержке тех проектов в регионах, которые находятся уже в завершающей стадии, с тем, чтобы не бросить стройки на полпути и в ближайшее время завершить строительство.

Дополнительные материалы по теме