Версия для слабовидящих

27 ноября 2008

Материалы к засенаию Правительства Российской Федерации 27 ноября 2008 г.

На заседании Правительства Российской Федерации 27 ноября 2008 г. планируются рассмотреть следующие вопросы:

1. Об итогах исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2008 года.

Основные показатели исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2008 года

Исполнение федерального бюджета в 2008 году осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федеральным законом от 3 марта г. № 19-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. № 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение, а также сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ) утверждены годовые показатели федерального бюджета: по доходам - 8 965 735,6 млн. рублей (21,2% ВВП), расходам - 7 021 926,9 млн. рублей (16,6 % ВВП), профициту - 1 943 808,7 млн. рублей (4,6 % ВВП).

Доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2008 года составили 7 155 717,0 млн. рублей, или:

• 23,2 % к предварительной оценке объема ВВП за 9 месяцев 2008 года (30 855 800,0 млн. рублей);
• 79,8 % к прогнозу доходов федерального бюджета на 2008 год, утвержденному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ).

Расходы федерального бюджета за 9 месяцев 2008 года составили 4 594 168,0 млн. рублей или:

• 14,9% к предварительной оценке объема ВВП за 9 месяцев 2008 года (30 855 800,0 млн. рублей);
• 65,4% к объему расходов, утвержденному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ);
• 60,6% к сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2008 год с учетом внесенных в нее изменений (далее - уточненная роспись).

Объем кассовых расходов включает расходы в сумме 6 368,4 млн. рублей, произведенные за счет средств от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными организациями, которые не планируются, но являются в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" дополнительным источником финансирования указанных учреждений (далее - средства, полученные от сдачи в аренду имущества).

Профицит федерального бюджета за 9 месяцев 2008 года составил 2 561 549,0 млн. рублей (8,3 % к ВВП).

Первичный профицит федерального бюджета за отчетный период составил 2 692 489,9 млн. рублей (8,7 % к ВВП).

Сальдо источников финансирования дефицита федерального бюджета за 9 месяцев 2008 года составило (-) 2 561 549,0 млн. рублей, в том числе:

• по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (-) 2 459 944,5 млн. рублей;
• по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (-) 101 604,5 млн. рублей.

Динамика основных показателей исполнения федерального бюджета за 9 месяцев в период 2004-2008 гг. (в %% к годовым показателям)


 

Наименование показателя

2004

2005

2006

2007

2008

в среднем за 5 лет

Доходы

88,4

110,7

90,4

73,0

79,8

88,5

Расходы

69,1

82,7

67,1

63,4

65,4

69,6

процентные

62,5

73,1

68,9

74,3

72,8

70,3

непроцентные

69,9

83,5

67,0

63,1

65,2

69,7

Профицит

в 7,0 раз

в 4,2 раза

в 2,2 раза

108,1

131,8

в 3,1 раза

Первичный профицит

в 2,1 раза

в 2,6 раза

в 1,9 раз

104,9

126,3

в 1,8 раза

Анализ динамики основных показателей исполнения федерального бюджета к ВВП за последние пять лет (за 9 месяцев 2004-2008 годов), показал, что в части доходов данное соотношение в 2008 году (23,2 %) снизилось по сравнению с 2005 годом (23,9%) на 0,7 п.п., при этом на 0,7 п.п. превысило средний процент за пять лет (22,5 %).

В части расходов это соотношение за 9 месяцев 2004-2008 годов практически остается на одном уровне (около 15,0%), за исключением небольшого роста в 2005 году (16,3 %), однако в 2008 году соотношение на 0,3 п.п. оказалось ниже среднего процента за пять лет (15,2 %).

Процентное соотношение профицита федерального бюджета к ВВП, начиная с 2005 года, практически постоянно увеличивалось и в 2008 году составило на 1,0 п.п. выше среднего показателя за 5 лет (7,3 %).

Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2008 г. составили 7 155 717,0 млн. рублей (23,2% ВВП) или 79,8% к уточненному прогнозу доходов федерального бюджета на 2008 год и на 319 300,7 млн. рублей или на 4,7%) выше сумм, предусмотренных главными администраторами доходов федерального бюджета в прогнозе на январь-сентябрь 2008 года.

В общей сумме поступивших доходов федерального бюджета налоговые доходы составили 56,8%, неналоговые доходы - 43,2%". Основная часть доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями по четырем доходным источникам: таможенным пошлинам, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций.

Расходы федерального бюджета

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" бюджетные ассигнования утверждены в размере 6 570 297,7 млн. рублей.

Бюджетная роспись и лимиты бюджетных обязательств на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов утверждены 30 ноября 2007 года.

На основе показателей бюджетной росписи 4 декабря 2007 года главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета доведены объемы бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

В январе - сентябре 2008 года в бюджетную роспись внесены изменения в общей сумме (+) 1 007 735,3 млн. рублей, в том числе по разделам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации:

млн.рублей

 

0100

Общегосударственные вопросы

(+) 224 488,2

0200

Национальная оборона

(+) 74 479,2

0300

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

(+) 59 983,9

0400

Национальная экономика

(+) 101 101,5

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

(+) 10 942,7

0600

Охрана окружающей среды

(+) 756,0

0700

Образование

(+) 35 977,9

0800

Культура, кинематография и средства массовой информации

(+) 10 243,6

0900

Здравоохранение, физическая культура и спорт

(+) 105 763,9

1000

Социальная политика

(+) 66 651,3

1100

Межбюджетные трансферты

(+) 317 347,1



За 9 месяцев 2008 года в бюджетную роспись вносились изменения по следующим основаниям, установленным статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 29 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов":

1. В связи с принятием Федерального закона от 3 марта 2008 г. № 19-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" бюджетные ассигнования увеличены на сумму 331 264,4 млн. рублей.
2. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" бюджетные ассигнования увеличены на сумму 159 137,2 млн. рублей.
3. По основаниям, установленным статьей 29 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов":
• 3.1. частью 1:
(+) 277 443,2 млн. рублей - остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2008 года на счетах Федерального казначейства, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в 2007 году, и направленные в качестве дополнительного источника финансирования расходов в 2008 году;
• 3.2. пунктом 1 части 2:
(+) 236 740,2 млн. рублей - изменения, вносимые в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2007 году в соответствии с пунктом 4 статьи 94 и статьей 179.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
• 3.3. пунктом 2 части 4:
(+) 3 150,3 млн. рублей - увеличение бюджетных ассигнований за счет средств от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, от реализации продукции военного назначения из наличия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также от реализации в установленном порядке земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности, на цели жилищного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Уточненная роспись составила 7 578 033,0 млн. рублей.

По состоянию на конец отчетного периода объем лимитов бюджетных обязательств составил:

• утвержденный и доведенный до главных распорядителей средств федерального бюджета - 7 500 123,2 млн. рублей или 99,0 % от уточненной росписи;
• распределенный главными распорядителями - 6 265 057,8 млн. рублей или 83,5% от доведенного объема лимитов бюджетных обязательств соответственно.

Кассовые расходы за 9 месяцев 2008 года составили 4 594 168,0 млн. рублей, или 60,6 % к уточненной росписи.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим:

• упразднены 6 федеральных органов исполнительной власти;
• преобразованы 9 федеральных органов исполнительной власти;
• вновь образованы 13 новых федеральных органов исполнительной власти, которым передаются функции упраздненных (преобразованных) федеральных органов исполнительной власти;
• определены 2 федеральных органа исполнительной власти, которым передаются функции упраздненных (преобразованных) федеральных органов исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации 2 июня 2008 г. приняты распоряжения № 793-р, № 794-р, № 795-р, регулирующие вопросы проведения реорганизационных мероприятий в отношении упраздненных и преобразованных федеральных органов исполнительной власти.

2. Об эффективности использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации

В соответствии со статьей 179.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Инвестиционный фонд Российской Федерации - это часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Фонда осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 года № 134 утверждены Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, устанавливающие цели, формы, условия и порядок предоставления государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Фонда для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное, региональное или межрегиональное значение, и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Инициаторами реализации проектов могут выступать индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, органы государственной власти и местного самоуправления.

Стоимость проектов, имеющих общегосударственное значение, должна составлять не менее 5 млрд. руб., при этом не менее 25% от общей стоимости проекта должны составлять частные средства.

Региональные инвестиционные проекты должны соответствовать целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется проект, их стоимость должна быть не менее 500 млн. руб. Минимальная доля частного капитала в проекте - 50%, в структуре финансирования регионального инвестиционного проекта обязательно участие регионального бюджета. Доля такого софинансирования определяется Минрегионом России в зависимости от бюджетной обеспеченности региона.

Прошедшие отбор инвестиционные проекты утверждаются распоряжениями Правительства Российской Федерации.

По состоянию на 1 ноября 2008 года в рамках деятельности Фонда Российской Федерации решениями Правительства Российской Федерации утвержден 21 проект, имеющий общегосударственное значение.

Перечень инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка за счет бюджетных ассигнований Фонда, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 года №1708, включает в себя 14 проектов, имеющих общегосударственное значение:

• Строительство в г. Санкт-Петербурге автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр";
• Строительство в г. Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под р. Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути;
• Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск;
• Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км;
• Комплексное развитие Нижнего Приангарья;
• Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области;
• Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г.Нижнекамске;
• Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва;
• Строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2" в морском торговом порту Усть-Луга;
• Организация производства интегральных микросхем на пластинах диаметром 300 мм с проектными нормами 65 - 45 нм;
• Промышленный комплекс г. Новомосковск Тульской области;
• Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки;
• Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань;
• Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области.

В рамках реализации указанных проектов предполагается строительство:

• автомобильных дорог (5 автодорог, 1 тоннель, 1 мостовой переход);
• объектов железнодорожной инфраструктуры (4 железнодорожные линии, 1 тоннель, 1 мостовой переход, 1 железнодорожная станция);
• объектов энергетики и электросетевого хозяйства (8 объектов);
• комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
• объектов портового хозяйства (1 проект);
• объектов водоснабжения и водоотведения (1 проект);
• объектов промышленности (1 производство).

Общая стоимость проектов составляет в ценах соответствующих лет 1265,3 млрд. рублей (включая НДС), в том числе объем бюджетных ассигнований Фонда - 363,6 млрд. рублей.

Перечень проектов, по которым в рамках Фонда разрабатывается проектная документация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2007 года №1082-р, содержит 7 проектов, имеющих общегосударственное значение:

• Разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" (от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар до Новороссийска) на участках 21-й км - 117-й км и 330-й км - 464-й км;
• Разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги "Краснодар - Абинск - Кабардинка";
• Разработка проектной документации на строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58 км - 684 км (с последующей эксплуатацией на платной основе);
• Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный";
• Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии";
• Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области";
• Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Южная трансрегиональная водная система".

В рамках реализации указанных проектов предполагается проектирование:

• автомобильных дорог (6 автодорог);
• объектов железнодорожной инфраструктуры (6 железнодорожных линий);
• объектов энергетики и электросетевого хозяйства (9 объектов);
• горно-металлургического комбината.

Общая стоимость затрат на разработку проектной документации составляет в ценах соответствующих лет 41,0 млрд. рублей (включая НДС), в том числе бюджетные ассигнования Фонда - 36,1 млрд. рублей.

В целом в рамках реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, на 1 рубль бюджетных ассигнований Фонда приходится около 2,5 рублей собственных и заемных средств инвесторов (без учета строительства объектов капитального строительства государственной собственности и собственности инвесторов в соответствии с проектами, для реализации которых разрабатывается проектная документация).

Начиная с июня 2008 года, Минрегионом России ведется работа по отбору проектов, имеющих региональное или межрегиональное значение.

По состоянию на 1 ноября 2008 года в Минрегион России поступило 49 заявок на поддержку региональных проектов от 32 субъектов Российской Федерации.

Общая стоимость указанных проектов - около 200 млрд. рублей, в том числе общая сумма запрашиваемых средств Инвестиционного фонда Российской Федерации - более 27 млрд. рублей, общая сумма средств бюджетов субъектов Российской Федерации - более 13 млрд. рублей.

В рамках реализации этих проектов на 1 рубль бюджетных ассигнований Фонда планируется привлечь около 5,6 рублей собственных и заемных средств инвесторов.

В целях обеспечения принятых расходных обязательств по реализации инвестиционных проектов Минфином России при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования Фонда по факту формируются, исходя из необходимости обеспечения финансирования утвержденных инвестиционных проектов.

В настоящее время объем принятых расходных обязательств по инвестиционным проектам, утвержденным распоряжениями Правительства Российской Федерации № 1708-р и № 1082-р, включая расходы на оплату услуг инвестиционных консультантов, составляет 1417,5 млрд. рублей.

При этом в рамках деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации предусматривается реализация следующих проектов, которые в настоящее время включены в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", что потребует в 2009 - 2015 годах увеличения бюджетных ассигнований Фонда на 670,1 млрд. рублей.

• Создание и последующая эксплуатация на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска) на участках 21 км - 117 км и 330 км - 464 км;
• Строительство скоростной автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург на участке 58 км - 684 км (с последующей эксплуатацией на платной основе);
• Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области;
• Урал Промышленный - Урал Полярный (строительство железнодорожных линий "Полуночное - Обская - Салехард" и "Салехард - Надым").

Заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатываются предложения по совершенствованию порядка формирования и использования Фонда.

В частности, предусматриваются:

1. Упрощение процедуры подачи и рассмотрения заявок на предоставление бюджетных ассигнований Фонда путем внедрения системы "одного окна" и сокращения числа представляемых инициатором проекта документов.
Предлагаемый механизм с учетом четкой регламентации сроков и действий участников отбора проекта позволит повысить оперативность принятия решений в отношении поступающих заявок, значительно сократить сроки рассмотрения вопроса о предоставлении государственной поддержки проектам за счет бюджетных ассигнований Фонда, освободить инициатора проекта от необходимости получения заключений на проект от федеральных органов исполнительной власти и инвестиционного консультанта, возложив функции по межведомственному согласованию проектов на Минрегион России.
2. Утверждение четкой процедуры рассмотрения заявок и принятия по ним решений Инвестиционной комиссией по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, и Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение.
Предлагаемый механизм направлен на повышение прозрачности и публичности процедуры отбора проектов, а также на повышение мобильности Фонда, что является важным фактором развития государственно-частного партнерства.
3. Возложение функций по анализу проектов, выполняемых в настоящее время негосударственными инвестиционными консультантами, на государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
Оценка Внешэкономбанком соответствия проекта критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности позволит повысить уровень ответственности за качество выполняемых работ и снизить расходы инициаторов и федерального бюджета на экспертизу проекта.
4. Установление в качестве критерия отбора проектов их соответствия Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, отраслевым стратегиям развития, стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Предлагаемые изменения позволят отбирать наиболее приоритетные проекты, отвечающие отраслевым и территориальным планам развития, что будет способствовать повышению конкурентоспособности территорий Российской Федерации и отраслей экономики.
5. Объединение в один проект этапа проектирования и этапа строительства объектов капитального строительства. Указанное изменение исключает необходимость повторного отбора проектов, в рамках которых осуществляется строительство объектов капитального строительства, проектная документация на которые разрабатывалась с привлечением бюджетных ассигнований Фонда.
Таким образом, принятие решения о предоставлении бюджетных ассигнований Фонда на проектирование будет гарантировать выделение средств на строительство. Одновременно с этим предусматривается проведение необходимой экспертизы проекта после получения положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию в целях подтверждения сохранения соответствия проекта критериям эффективности.
В связи с тем, что разработка проектной документации включается в единый со строительством проект, одновременно предусматривается увеличение предельных сроков реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, до 10 лет.
6. Увеличение минимальной стоимости проектов, имеющих общегосударственное значение, до 10 млрд. рублей, что будет способствовать отбору и финансированию наиболее значимых проектов.
7. Уточнение форм предоставления бюджетных ассигнований Фонда. Намечено установить, что бюджетные ассигнования Фонда предоставляются в следующих формах:
o осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (включая финансирование разработки проектной документации);
o предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования создания объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (включая финансирование разработки проектной документации);
o направление бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении, в целях создания объектов инфраструктуры государственного и (или) муниципального значения, необходимых для обеспечения осуществления государственных и муниципальных полномочий в соответствии с федеральными законами.
8. Включение в Правила определений основных используемых в них терминов и понятий в целях недопущения неоднозначного толкования и применения Правил на практике.
9. Введение требований к инвестиционным соглашениям, регулирующим взаимоотношения участников реализации проектов, включая требования к их взаимным обязательствам, а также требований к соглашениям о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований.

3. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866

В Правительство Российской Федерации внесен Министерством экономического развития Российской Федерации в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866", разработанный Минрегионом России в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № Пр-1348 и Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. № МФ-П11-3690.

Проект постановления предусматривает изложение Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года в новой редакции с целью продления срока ее реализации до 2014 года.

Проект постановления предусматривает внесение в программу изменений, касающихся уточнения перечня мероприятий, объемов их финансирования и сроков реализации, государственных заказчиков и механизма реализации программы.

Параметры финансирования программы приведены в соответствие с основными параметрами федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, в рамках которого планируется в 2009 г. на эти цели направить 5,3 млрд. рублей, в 2010 г. - 8,6 млрд. рублей, в 2011 г. - 11,9 млрд. рублей.

Таким образом, по сравнению с лимитами, утвержденными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", предусматривается увеличить выделение средств из федерального бюджета на реализацию программы в 2009 г. на 3,4 млрд. рублей, в 2010 г. - на 6,1 млрд. рублей.

Общий объем финансирования программы предлагается определить в объеме 436,5 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 56,8 млрд. рублей (13% затрат на реализацию программы), консолидированного бюджета Калининградской области - 12, 4 млрд. рублей (2,85%), внебюджетных источников - 367,3 млрд. рублей (84,15%).

Программа направлена на развитие транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, улучшение материальной базы системы образования, модернизацию объектов здравоохранения, обеспечение энергетической безопасности Калининградской области. Кроме того, в рамках программы планируются мероприятия по выполнению обязательств Российской Федерации как участника Конвенции по защите природной морской среды района Балтийского моря (Хельсинская конвенция 1992 года).

Предусматривается внесение изменений в механизм реализации программы, в соответствии с которым финансирование мероприятий программы будет осуществляться путем предоставления бюджету Калининградской области субсидий из федерального бюджета посредством заключения соглашения о предоставлении субсидий (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2008 г. № 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации").

4. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о Секретариате Комиссии Таможенного союза

Соглашение о Секретариате Комиссии Таможенного союза разработано в целях практической реализации Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. № 313 о формировании Таможенного союза государств-членов ЕврАзЭС и Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 г. № 1.

Положения проекта Соглашения закрепляют функции Секретариата Комиссии Таможенного союза в качестве рабочего органа данной комиссии, в соответствии с которыми Секретариат осуществляет организацию работы Межгоссовета ЕврАзЭС - Высшего органа Таможенного союза, комиссии, а также информационно-техническое обеспечение их деятельности. Отдельные статьи Проекта Соглашения фиксируют организационную структуру Секретариата, регламентируют порядок набора персонала, специфику его деятельности как международных служащих, социальные аспекты трудовых отношений.

5. О подписании Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот

Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот направлено на содействие углублению экономической интеграции и осуществление добросовестной конкуренции. Оно разработано в целях практической реализации Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. № 313 о формировании Таможенного союза государств-членов ЕврАзЭС и Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 г. № 1.

Положения проекта Соглашения регулируют условия и механизм установления тарифных квот при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза сельскохозяйственных товаров и иной приравненной к ним продукции в целях стимулирования в них сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельхозпродукции, а также содействия развитию международной торговли. При этом распределение долей тарифной квоты среди заявителей сторон будет основываться на их равноправии в отношении получения ими долей тарифной квоты и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке, а распределение тарифной квоты между третьими странами будет осуществляться, как правило, на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из этих стран, а именно - имеющими долю в импорте товара на единую таможенную территорию в размере 10% и более.

6. О подписании Протокола об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа

Протокол об условиях и порядке применения более высоких или более низких ставок ввозных таможенных пошлин в исключительных случаях после введения в действие Единого таможенного тарифа разработан в целях практической реализации Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. № 313 о формировании Таможенного союза государств-членов ЕврАзЭС и Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 г. № 1, и детализации положений Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.

Положения проекта Протокола устанавливают порядок рассмотрения Комиссией Таможенного союза вопроса о возможности применения одним из государств-участников Таможенного союза более высокой или более низкой ставки ввозной таможенной пошлины по сравнению с действующими в Едином таможенном тарифе в отношении товара, происходящего из третьих стран, а также определяют условия, при которых такое решение может быть принято.

Разрешение на применение государством-членом Таможенного союза более низкой ставки может быть выдано в случае острого дефицита товара, если это необходимо для удовлетворения социально значимых потребностей населения или потребностей развития производства при невозможности их удовлетворения за счет производства в других государствах-членах Таможенного союза.

Применение более высокой ставки рассматривается при условии, если такая мера является необходимым условием для развития отрасли экономики государства-участника Таможенного союза.

7. О подписании Протокола о предоставлении тарифных льгот

Протокол о предоставлении тарифных льгот разработан в целях практической реализации Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. № 313 о формировании Таможенного союза государств-членов ЕврАзЭС и Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 г. № 1.

Положения проекта Протокола устанавливают порядок, при котором применение тарифных льгот при ввозе товаров на единую таможенную территорию в случаях, не указанных в статьях 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г., осуществляется исключительно на основании решений Комиссии Таможенного союза, которая проводит сравнительный анализ законодательств государств-участников Таможенного союза по вопросам применения упомянутых выше тарифных льгот.

8. О подписании Протокола о единой системе тарифных преференций Таможенного союза

Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза направлен на содействие углублению экономической интеграции и осуществление добросовестной конкуренции. Он разработан в целях практической реализации Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. № 313 о формировании Таможенного союза государств-членов ЕврАзЭС и Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 г. № 1, и детализации положений Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.

Положения проекта Протокола устанавливают порядок предоставления тарифных преференций при ввозе на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза товаров, происходящих или ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, перечень которых утверждается Комиссией Таможенного союза, а также фиксируют определенную долю позиций Перечня товаров, при ввозе которых предоставляются преференции, от общего количества позиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

9. О подписании Соглашения о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза

Проект Соглашения о Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, был разработан в соответствии с Мероприятиями по реализации Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (2008-2010 годы) с целью унификации законодательства государств-участников Таможенного союза по вопросам декларирования таможенной стоимости товаров. Данное Соглашение предназначено для дальнейшего использования при разработке соответствующих положений Таможенного кодекса Таможенного союза.

Проект Соглашения устанавливает основные принципы декларирования таможенной стоимости товаров и содержит определения таких понятий, как "декларирование таможенной стоимости" и "декларация таможенной стоимости".

Соглашением определен статус декларации таможенной стоимости как документа, свидетельствующего о фактах имеющих юридическое значение, и документа, являющегося частью таможенной декларации.

Проект Соглашения предусматривает унификацию форм декларации таможенной стоимости и правил их заполнения в рамках Таможенного союза.

10. О подписании Соглашения о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза

Проект Соглашения о Порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, был разработан в соответствии с Мероприятиями по реализации Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (2008-2010 годы) с целью унификации законодательства государств-участников Таможенного союза по вопросам контроля таможенной стоимости товаров.

Проект Соглашения определяет основные принципы контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Данное Соглашение предназначено для дальнейшего использования при разработке соответствующих положений Таможенного кодекса Таможенного союза.

Соглашением устанавливается, что контроль таможенной стоимости товаров не распространяется на товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личных и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд и осуществляется таможенными органами Сторон как при таможенном оформлении товаров, так и после их выпуска.

Проектом Соглашения:

• определены виды решений, которые принимает таможенный орган по результатам контроля, основания для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров, а также порядок доведения такого решения до лица, декларирующего товары;
• установлены основания для проведения таможенным органом дополнительной проверки заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров и право лица, декларирующего товары, доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений;
• предусмотрена возможность установления единых для государств-участников таможенного союза форм и порядка корректировки таможенной стоимости товаров.

Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

11. О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды г.Калининграда (компонент централизованного теплоснабжения)

Проект реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды Калининграда направлен на осуществление мероприятий по реконструкции системы теплоснабжения города.

В ходе реализации Проекта планируется существенно повысить эффективность функционирования сектора городского теплоснабжения, сократить издержки муниципального бюджета по обслуживанию и эксплуатации его инфраструктуры, повысить качество предоставляемых населению услуг при одновременном снижении их стоимости, а также сократить выброс вредных веществ в атмосферу.

Данный проект является важной составляющей программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининграда. Его реализация позволит сократить затраты на производство и поставку тепловой энергии потребителям более чем на 130 млн. рублей или на 15%, повысить качество и наладить количественный учет данной услуги.

В связи с вхождением граничащих с Калининградской областью государств Польши и Литвы в Европейский Союз (ЕС) в рамках Проекта предполагается привести экологические показатели загрязнения атмосферного воздуха в соответствие со стандартами ЕС.

Ожидается, что Проект даст большой экологический эффект, позволив за счет отказа от использования угля и мазута в качестве топлива при производстве тепловой энергии сократить выбросы в атмосферу углекислого газа, окисей серы и азота на 41 тысячу тонн или на 30% в год.

Финансирование мероприятий, реализуемых в рамках Проекта, общая стоимость которого оценивается в 21,5 млн. евро, помимо привлечения займа Европейского банка реконструкции и развития в размере 12 млн. евро, предполагает также выделение Ассамблеей доноров Природоохранного партнерства "Северного измерения" гранта в размере 7,3 млн. евро. Кроме того, Проект планируется профинансировать за счет средств гранта Международного агентства Швеции по сотрудничеству и развитию в размере 1,7 млн. евро, а также за счет средств бюджета Калининградской области - 500 тыс. евро.

12. О проекте Федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклоненения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"

Федеральным законом предусматривается ратифицировать Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанную в городе Каракасе 22 декабря 2003 года.

Целью вышеуказанной Конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и капитала в своем государстве и государстве-партнере.

Вступление в силу вышеупомянутой Конвенции будет способствовать активизации взаимовыгодной предпринимательской и инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Российской Федерации и Боливарианской Республики Венесуэла.

13. О признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации в связи с выполнением организационными комитетами возложенных на них задач и функций

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации подготовлен в связи с выполнением организационными комитетами возложенных на них задач и функций.

Проектом распоряжения предлагается упразднить 10 организационных комитетов:

1. Организационный комитет по подготовке и проведению II всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
2. Организационный комитет по подготовке и проведению III всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
3. Организационный комитет по подготовке российской экспозиции и обеспечению участия Российской Федерации во Всемирной универсальной выставке "ЭКСПО-2005", проводимой с 25 марта по 25 сентября 2005 г. в г. Нагоя (Япония).
4. Организационный комитет по подготовке и проведению X Международного конгресса финноугроведов.
5. Организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 140-летию добровольного переселения корейцев в Россию.
6. Организационный комитет по подготовке и проведению в г. Москве I-й Международной конференции "Корпоративное управление и экономический рост в России".
7. Организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации мероприятий, посвященных 10-й годовщине Международного года семьи.
8. Организационный комитет по подготовке и проведению 6-й конференции Международной конкурентной сети.
9. Организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 300-летию Леонарда Эйлера.
10. Организационный комитет по подготовке и проведению в 2008 году в г. Ханты-Мансийске V Всемирного конгресса финно-угорских народов.

Этим же проектом распоряжения Правительства предлагается признать утратившими силу 16 решений Правительства Российской Федерации, касающихся этих организационных комитетов.

26 ноября 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.