Версия для слабовидящих

5 апреля 2012

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации

«Мы вводим правило, согласно которому закупать автомобильную технику для государственных нужд, для муниципальных нужд за счёт бюджетов всех уровней будем только произведённую на территории единого экономического пространства, то есть на территории России, Белоруссии и Казахстана».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Хотел бы начать сегодня с темы, которой мы занимались вчера в Тольятти, а именно с развития автопрома. Как вы знаете, по предложению экологических организаций, в частности «Гринпис России», мы приняли решение ввести утилизационный сбор, в том числе для автомобильной техники, завозимой в Россию по импорту. Вопросы подобного рода после создания Таможенного союза и единого экономического пространства мы должны согласовывать с нашими коллегами в Казахстане и Белоруссии. Я сегодня переговорил с руководством обеих стран – и с президентами, и с председателями правительств: наши коллеги согласны с этим решением. Я бы просил Министерство экономического развития вступить в контакт на уровне министерств и довести это решение до практической реализации в рамках процедур единого экономического пространства.

Давайте обменяемся оперативной информацией. Фурсенко Андрей Александрович, пожалуйста, о ходе реализации программы по привлечению ведущих учёных в российские вузы. Мы в рамках одной из грантовых программ (так называемые мегагранты, прежде всего о них идёт речь) привлекли в Россию достаточно большое количество ведущих мировых учёных, учёных с мировым именем – и наших бывших соотечественников, и иностранных специалистов, и наших отечественных. Как идёт эта работа в целом?

А.А.Фурсенко: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! У нас 10 дней назад прошёл совет по так называемым мегагрантам, где был оценён ход работы в прошлом году. Мы пригласили на этот совет несколько получателей мегагрантов, которые доложили о том, как идут работы на практическом уровне. Вообще до этого все проекты прошли международную экспертизу: так же, как они отбирались (а значит, анализ был и российский, и иностранных экспертов), точно так же прошли оценку все их отчёты. Практически единодушное мнение, что проект удался. 75 проектов из 77 были признаны успешно выполняемыми, 59% уже получили финансирование. Ещё 16 проектов – там был ряд замечаний, они исправляются, буквально в ближайшие дни они будут продолжены. Есть два проекта, по которым есть серьёзные замечания. И совет принял решение приостановить финансирование, до того как будут исправлены недостатки и будет дана чёткая оценка, как проект будет развиваться в дальнейшем, то есть вся эта оценка происходила достаточно неформально. 53 лаборатории из 77 занимаются прикладными научными исследованиями. Около этих лабораторий было создано уже 45 малых предприятий, и Вы, когда были в Томске, – помните? – посещали лаборатории и обсуждали вопрос о прикладных исследованиях вокруг этого. Совет особо отметил проекты, которые реализуются в области биотехнологий и машиноведения. Машиноведение – там, кстати, один из проектов ведёт Тольятти как раз: это по техногенным катастрофам, по оценке вопроса с материалами. В Тольяттинском университете учёный, наш соотечественник, который вернулся из Японии и который принял решение остаться здесь совсем, – он был профессором в одном из японских университетов, начал работать при гранте и сказал, что принял решение остаться здесь.

Очень интересные проекты по вертолётостроению, по ракетным двигателям. И вторая вещь – это очень интересные проекты по медицине, причём два проекта, которые ведутся в медицинских университетах: один в Нижегородском, один в Кубанском. Это проекты по индикаторам злокачественных клеток. И второй проект (это итальянский учёный), связанный с выращиванием донорских органов и пересаживанием их больным людям. В частности, такая уникальная операция была – это выращенная трахея. Вот 12 операций прошло в мире, сейчас готовится первая такая операция в России, в этом году она будет проведена. На самом деле проект очень интересный.

И вторая часть этих грантов – это то, что ведётся работа по подготовке специалистов, которые могли бы после этого остаться в университетах и заняться преподаванием, заняться фундаментальными исследованиями. В частности, в рамках выполнения Вашего поручения об улучшении преподавания и подготовки математиков лауреат премии Филдса Станислав Смирнов, который создал и сейчас ведёт лабораторию в Ленинградском университете, предложил план, каким образом опять же развить подготовку квалифицированных математиков, которые могли бы не только в своём университете, но и идти в другие университеты. И тоже он в принципе готов эту программу... Он сейчас преподаёт одновременно в Швейцарии, он готов оставить это и вернуться сюда, в Ленинградский университет, для того чтобы обеспечить подготовку.

Мы также подготовили по Вашему поручению предложения по продолжению программы на 2013–2014 годы – эти предложения будут в ближайшее время внесены в Правительство.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), по поводу работы особых экономических зон: у нас более 300 инвесторов, резиденты из 24 стран, работают, общий заявленный объём инвестиций – 360 млрд рублей. Как на практике осуществляется? Это заявленный объём. А сколько реально проинвестировано и в ближайшее время может быть проинвестировано?

Э.С.Набиуллина: Может быть, я начну как раз с события, которое характеризует, как развиваются зоны. Я вчера была в зоне «Алабуга» промышленно-производственного типа. Там открылось крупнейшее предприятие – датское предприятие «Роквул». Это ведущий специалист и ведущий производитель современных строительных материалов, каменной минеральной ваты. Открыли предприятие на территории зоны, крупнейшее предприятие в мире по производству минеральной ваты, это такой теплоизоляционный материал, который позволяет как минимум на 30% экономить тепло, обогрев. По сути, это связано с нашей программой по энергоэффективности, позволит снижать коммунальные платежи, если мы будем такие современные технологии применять. Кстати, они поставили вопрос, что нам нужны более современные СНиПы, которые позволят эти технологии продвигать в жизнь.

Зона «Алабуга» – это одна из успешно развивающихся зон промышленно-производственного типа. У нас всего, напомню, 25 зон: из них 4 промышленно-производственные, ещё 4 технико-внедренческие, 3 портовые зоны, а остальные 13 зон – туристско-рекреационные. Действительно, сейчас резидентами всех этих зон является 301 инвестор, они заявили объём инвестиций 360 млрд рублей на весь период.

Если говорить об итогах 2011 года, то из этого списка в 300 резидентов в 2011 году было привлечено 73 инвестора. Объём инвестиций, который они заявили, 95 млрд рублей. Сейчас, на данный момент, частные инвестиции составили уже 60 млрд рублей, то есть они уже осуществляют эти инвестиции и создают рабочие места – создано 8 тыс. рабочих мест по стране. Это в основном, конечно, касается тех зон, решения по которым были приняты ещё в 2007–2008 годах, они уже начинают выходить на проектную мощность.

Мы недавно принимали решение по тольяттинской зоне. Вчера посмотрели, как идут работы в Тольятти, там уже получены технические условия и идёт проектирование зоны, появилось уже четыре резидента, которые одновременно начинают проектировать и строить свои предприятия. Причём мы хотим, чтобы в Тольятти были производители не только автокомпонентов, которые работают с АвтоВАЗом, но и из других секторов, чтобы диверсифицировать экономику Тольятти.

Также идёт работа и по свердловской зоне, там у нас титановая долина. И в прошлом году у нас начался ввод новых заводов. В Липецке открылось четыре завода, в технико-внедренческих зонах открываются малые инновационные компании и лаборатории. Среди лабораторий (они тоже создаются часто с участием иностранных компетенций) хотела бы отметить в Санкт-Петербурге в нашей зоне совместную лабораторию с американской фармацевтической компанией «Пфайзер», в Томске – совместное предприятие «Нокиа Сименс Нетворкс» с компанией «Микран». Это уже компании, которые работают в высокотехнологичных предприятиях.

Ряд событий предстоит в мае. У нас в «Алабуге» предстоит открыть новое предприятие французской компании «Эр Ликвид» – это высокотехнологичное предприятие по производству промышленных газов, и в мае же на территории Липецкой области крупнейшая японская компания «Йокогама» откроет предприятие по производству автомобильных шин, поэтому новые предприятия создаются. Для нас сейчас задача – выйти на проектную мощность запланированных зон и ускорить работу по тем зонам, решение по которым было принято не так давно. Мы надеемся, что 2012 год также будет достаточно динамичным.

В.В.Путин: Хорошо, ладно. Кстати говоря, по автомобильной теме коллег интересует, как будет решаться вопрос с расщеплением вот этих пошлин, о котором вы знаете. И в случае…

Э.С.Набиуллина: Снижения...

В.В.Путин: …снижения, введения утилизационного сбора их беспокоит, не будет ли у них потерь. Я прошу это отрегулировать так, чтобы потерь ни у кого не было.

Э.С.Набиуллина: Хорошо.

В.В.Путин: В том числе имею в виду и эти сборы. Я думаю, что это технический вопрос, его можно продумать и решить.

Э.С.Набиуллина: Хорошо.

В.В.Путин: Это первое.

И второе. Я подтвердил всем нашим коллегам, что мы вводим правило, согласно которому закупать автомобильную технику для государственных нужд, для муниципальных нужд за счёт бюджетов всех уровней будем только произведённую на территории единого экономического пространства, то есть на территории России, Белоруссии и Казахстана. Это тоже нужно с ними будет обговорить.

Э.С.Набиуллина: То есть у нас по сути создаётся такой общий автомобильный рынок, поэтому все правила регулирования, конечно, должны быть очень похожими, идентичными.

В.В.Путин: Абсолютно точно. Спасибо.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), мы договаривались о том, чтобы ликвидировать очередь на получение инвалидами средств реабилитации, выделили на это 23,5 млрд рублей. Как идёт работа сейчас?

Т.А.Голикова: Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! 23,5 млрд было выделено в 2011 году. 7,8 млрд мы добавляли дополнительно, для того чтобы они как раз перешли на 2012 год, и в те сроки, которые Вы установили. По истечении I квартала 2012 года эта очередь была закрыта. Я просто напомню, что полномочия у нас по обеспечению средствами реабилитации реализуют Фонд социального страхования и субъекты, которым эти полномочия делегированы. На сегодняшний день мы практически подошли к исполнению 100%. Есть очень небольшое недовыполнение по пяти регионам всего – на уровне 0,5–1,5%, и это связано с индивидуальными особенностями отдельных средств реабилитации, которые предоставляются инвалидам. Речь идёт об эндопротезах, которые связаны с высокотехнологичными операциями и, соответственно, сроками, когда эти операции производятся; собаками-поводырями, которые, Вы знаете, готовятся достаточно длительное время – их просто так невозможно предоставить; и теми средствами реабилитации, которые делаются исключительно по индивидуальному заказу.

Кроме того, в рамках Вашего же поручения были подготовлены методические рекомендации территориальным подразделениям Фонда социального страхования, которые занимаются закупкой средств реабилитации для инвалидов с точки зрения качественного приобретения средств реабилитации, которыми обеспечиваются инвалиды. Такие методические рекомендации подготовлены, они уже на самом деле разосланы, согласованы с Антимонопольной службой, производителями и Всероссийским обществом инвалидов, для того чтобы эти требования всех устраивали. На основе этих рекомендаций в 2012 году осуществляется закупка технических средств.

Кроме этого, как я говорила на одном из Президиумов, но теперь это уже обрело силу нормативного акта Правительства (Вы подписали этот документ в конце февраля), для того чтобы улучшить обеспечение инвалидов средствами реабилитации, в 2012 году мы покупаем конкретно у двух производителей: это «Отто Бокк», производство которой локализовано как раз на территории АвтоВАЗа (по коляскам), и ещё одно российское предприятие, но у него пока небольшой объём производства – всего 2 тыс. «Отто Бокк» в 2011 году произвела 10 тыс., и она планирует к 2014 году выйти на мощности 40 тыс.

В.В.Путин: Это с АвтоВАЗа?

Т.А.Голикова: С АвтоВАЗа, да.

В.В.Путин: А сколько у нас, потребность в год какая?

Т.А.Голикова: Вы знаете, сейчас её стопроцентно оценить очень сложно. Сейчас то, что мы закупаем у «Отто Бокк», которая может производить порядка 10 тыс., и вот второе предприятие порядка 2 тыс. – это 12 тыс., и это составляет где-то 40% от того, что нам нужно. Но это не все выявленные. К сожалению, у нас не все люди вставали на очередь, кто-то сам приобретал, поэтому когда начали обеспечивать более качественными… Количество граждан, которые обращаются за этой услугой, увеличивается. И сейчас в течение определённого времени надо наблюдать, чтобы точно понять эту потребность. В принципе «Отто Бокк», как я уже сказала, выйдет к 2014 году на 40 тыс. производства. К этому же периоду они планируют по комплектующим локализовать производство на 78% – уже из комплектующих, которые на территории Российской Федерации.

В.В.Путин: Эти 40 тыс. примерно должны удовлетворить внутренний спрос?

Т.А.Голикова: Мы думаем, что да, это один из мировых лидеров по производству кресел-колясок для инвалидов. Собственно, если всё будет двигаться так, как это начиналось в 2011 году, то проблема эта будет закрыта. Самое главное сейчас – ориентировать регионы на то, чтобы работа, которая была проделана в конце 2011 года – начале 2012 года, и по качеству, и темпам обеспечения по истечению I квартала не сошла на нет. То есть выполнили поручение, которое поставлено, а дальше будем ни шатко ни валко, как это было раньше. Во всяком случае, контролируем. Не так давно мы провели селекторное совещание по этому вопросу, надеемся, что все будет нормально.

В.В.Путин: Хорошо. Александр Алексеевич (обращаясь к А.А.Авдееву), у нас в этом году традиционно должен состояться Пасхальный фестиваль. Как идёт подготовка, нужна ли какая-нибудь помощь?

А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, это уже 11-й фестиваль. Проходит под руководством Валерия Абисаловича Гергиева. Сегодня это один из самых крупных фестивалей в России, причём он проходит в важное время – в период Страстной недели, Пасхи и длится до Дня Победы. Очень много событий и дат в нашей истории связано с этим праздником, получаются масштабные концерты. Мы в фестиваль включили, во-первых, более 150 концертов симфонической музыки в 50 городах страны, сюда же относится – в 30 городах хоровая музыка, причём хоровые коллективы как гражданские, так и Русской православной церкви.

Впервые в этом году мы дополняем этот праздник интересным явлением – это фестивали звонарей. В 33 церквях Москвы и Московской области будут проходить эти самые «звонницы» и праздник звонарей.

Крупный фестиваль, денег в этом году хватило. Валерий Абисалович как всегда проявляет мастерство менеджера и подвижничество. И для весны, для церковного праздника, для праздника Победы, для ветеранов это, конечно, будут замечательные культурные события.

В.В.Путин: Хорошо. Призываю всех посетить мероприятия Пасхального фестиваля. На «Ночь музеев» вы все уже сходили, давайте сюда тоже сходим. Мероприятий много, они интересные, красивые, содержательные.

Анатолий Александрович (обращаясь к заместителю министра регионального развития А.А.Попову), мы неоднократно говорили о необходимости более справедливого распределения при решении вопроса о коммунальных платежах. И вы знаете, практически на всех встречах с гражданами, почти на всех поднимается вопрос о том, что индивидуальное и общедомовое потребление несправедливо сегодня выстроено, поскольку индивидуальные плательщики часто должны платить общие платежи, общедомовые, по нормам, которые, на взгляд граждан, не являются справедливыми. Первое.

И второе касается нормативов оплаты отопления, причём нормативы у нас были одинаковыми и в то время, когда жилая площадь не отапливается, и в то время, когда она отапливается. Я просил вас подготовить соответствующее решение в вашем министерстве. Постановление Правительства подписано, я прошу вас разъяснить новый порядок. Пожалуйста.

А.А.Попов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Президиума Правительства! Вы абсолютно правильно определили те главные недостатки, которые были выявлены при действии предыдущих правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые были установлены в 2006 году 306-м постановлением. Граждане абсолютно обоснованно были недовольны тем, что платежи за общедомовые нужды распределяются несправедливо. Почему это происходило? Потому что та часть, которая приходилась на общедомовые нужды, распределялась только между теми гражданами, которые имели приборы индивидуального учёта.

В.В.Путин: Счётчики.

А.А.Попов: Да.

В.В.Путин: Те, кто поставили счётчики, те платили за всё.

А.А.Попов: Да, те фактически и платили. В настоящий момент этим 258-м постановлением, которое Вы 28 марта подписали, этот вопрос решён, потому что нормативы теперь разделены на две части: одна часть – это индивидуальное жилое помещение, вторая часть – это общедомовое потребление, и распределяться будет пропорционально жилой площади между всеми гражданами. При этом необходимо подчеркнуть, что общий размер платежа в доме для всех граждан совокупно не меняется, но распределяется более прозрачно и справедливо.

Следующий момент, который Вы обозначили, по так называемой 13-й платёжке, так же решается данным постановлением, потому что если раньше норматив распределялся на весь год, то теперь он распределяется только на отопительный период, что даёт возможность производить оплату по фактическому потреблению коммунальных услуг, то есть та задача, о которой Вы неоднократно говорили, этим постановлением выполнена.

Есть ещё один важный момент, который решается данным постановлением. Если раньше при выходе приборов учёта из строя или непредоставлении данных поставщик коммунальных услуг мог произвольно устанавливать размер оплаты, то теперь он может устанавливать только в пределах установленного норматива. Также решается ещё вопрос, который граждане неоднократно поднимали, в том числе на Ваших встречах, – это возможность рассрочки платежей при росте коммунальных платежей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Этот вопрос этим постановлением решён, такая норма введена. Вот основное.

В.В.Путин: Хотел бы ещё добавить, что этим постановлением Правительства норматив устанавливается не менее чем на три года.

А.А.Попов: Да.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо большое. Нужно будет обязательно посмотреть, как это постановление работает на практике.

Несколько слов теперь по повестке дня. Первый из них напрямую затрагивает интересы одного из регионов Российской Федерации – Калининградской области.

В конце прошлого года, как вы знаете, было подписано межправсоглашение между Российской Федерацией и Польской Республикой, которое предусматривает существенное упрощение взаимных поездок, существенное упрощение оформления документов при поездках жителей приграничных территорий. После его ратификации жители Калининградской области смогут посещать Республику Польшу по специальным разрешениям с правом на многократный въезд и пребывание в близлежащих районах этой страны. Оформлять особые приглашения для этого не понадобится. Напомню, что соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польши о порядке местного приграничного передвижения было подписано в Москве в декабре 2011 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации.

Принципиальным вопросом соглашения стала зона действия новых правил. Я хочу отметить, что совместными усилиями и польской и российской сторон удалось расширить установленные регламентом Евросоюза 30-километровые пределы. В результате с российской стороны под действие соглашения попадает вся Калининградская область, а с польской стороны – территория, прилегающая к Калининградской области, сопоставимая по размерам с самой Калининградской областью. Кстати, аналогичное соглашение мы предлагали заключить и с Литвой. К сожалению, литовская сторона отказалась использовать такой механизм решения этого важного вопроса, касающегося создания нормальных условий для взаимных поездок и контактов между людьми. Но я рассчитываю на то, что полная отмена виз между Россией и Евросоюзом в целом необходима, и мы будем постепенно, последовательно вместе с нашими европейскими коллегами двигаться к этой цели.

Ещё один вопрос повестки, который я хотел бы отметить, касается наших планов по широкому использованию современных информационных и коммуникационных технологий в работе государственных органов по созданию так называемого электронного правительства. Здесь в целом уже немало сделано, есть определённое движение вперёд. Как уже отмечалось на одном из наших заседаний, по оценкам Организации Объединённых Наций, Россия в 2011 году заняла 27-е место в мире в рейтинге «электронного правительства». За год, хочу подчеркнуть, наша позиция улучшилась на 32 пункта. Это действительно хорошее движение вперёд. Россия в этом смысле является лидером Восточной Европы по уровню развития «электронного правительства». Я для сравнения могу сказать, что, скажем, если посмотреть по странам БРИКС, нашим партнёрам по этой организации, то Бразилия занимает 59-е место, Китайская Народная Республика – 78-е, ЮАР – 101-е, а Индия – 125-е место. Россия – 27-е, и за год на 32 пункта подвинулись вперёд. Это хорошо.

В то же время есть и проблемы. Каждое министерство и ведомство у нас до сих пор по-своему подходит к вопросу информатизации своей деятельности. Где-то мероприятия идут активно, а где-то они явно запаздывают. Такой разнобой происходит в том числе из-за того, что отсутствуют чётко прописанные, унифицированные планы развития и действий каждого министерства и ведомства в этой сфере, а усилия разных министерств и ведомств недостаточно координируются между собой. В итоге возможности «электронного правительства» используются, к сожалению, не в полной мере.

Я хочу ещё раз подчеркнуть: нам нужна современная информационная среда для взаимодействия между административными, в том числе правительственными, органами и обществом в целом, эффективная система межведомственных связей, которая позволит уйти от бумажной волокиты и лишней бюрократии. Я прошу Министерство связи в течение месяца подготовить предложения по общим, единым алгоритмам информатизации министерств и ведомств, по налаживанию чёткой координации между всеми ведомствами и в двухмесячный срок предоставить систему оценки эффективности мероприятий в рамках информационной работы каждого ведомства.

В заключение ещё один вопрос чисто экономического порядка. Речь пойдёт о мерах по укреплению российского страхового рынка, об улучшении инвестиционного климата и развитии конкуренции в этой важнейшей части финансового рынка. С 1 января текущего, 2012 года в России увеличены требования по минимальному размеру уставного капитала страховых организаций. Эта мера должна повысить финансовую устойчивость страховых компаний, а значит, интересы застрахованных граждан должны быть лучше защищены. При этом, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, на 31 декабря 2011 года 31% страховщиков не соответствовал новым требованиям, совокупный дефицит уставного капитала превысил 20 млрд рублей.

В этой связи предлагается принять решение, которое разрешило бы увеличить квоты иностранного участия в капиталах страховых организаций с 25% до 50%, в том числе с целью помочь российским компаниям пополнить свои ресурсы.

Давайте перейдём к работе.

Дополнительные материалы по теме