Версия для слабовидящих

23 июня 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в работе V съезда Общероссийской общественной организации «Российское аграрное движение»

В.В.Путин

На V съезде Общероссийской общественной организации «Российское аграрное движение»

«В России национальная аграрная политика – это всегда больше, чем просто чистая экономика. Во все времена она имела особое общественное и, без преувеличения, социальное значение и во многом определяла перспективы развития страны в целом».

Выступление В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые друзья!

Я благодарю вас за приглашение принять участие в работе V съезда Российского аграрного движения. Спасибо большое.

Сегодня, насколько мне известно, вы уже приняли важные организационные, кадровые решения: обновлён центральный совет организации, а председателем избран Виктор Алексеевич Зубков. Я хочу Виктора Алексеевича поздравить. И вас хочу поздравить с этим решением, потому что Виктор Алексеевич действительно человек, который практически всю свою жизнь связал с сельским хозяйством, за исключением того периода, когда возглавлял Правительство Российской Федерации. Так фактически с совхоза… Да, Виктор Алексеевич, Вы начали, рядовым работником? Дошел до директора совхоза, потом, в советское время, в партийных органах работал, в советских. И делал это с успехом. Ему неудобно было об этом говорить, а я Виктора Алексеевича знаю давно. Знаю, что он принял один совсем убитый совхоз, сделал его передовым, его за это поощрили, посадили на другой убитый совхоз, он и его поднял. Я очень рассчитываю на то, что Виктор Алексеевич многое сделает и на этом месте работы, в общественной организации.

Хочу также выразить признательность членам Российского аграрного движения, нашим коллегам из АККОР, других отраслевых союзов за поддержку инициативы по созданию Общероссийского народного фронта. Важно, что у нас появляются дополнительные механизмы для совместного обсуждения и принятия ключевых решений, быстрого продвижения значимых и конструктивных идей и, конечно, действенные инструменты обратной связи и общественного контроля за исполнением принятых решений. Рассчитываю, мы будем работать слаженно, тем более что проблем, вопросов по реализации совместных планов, больших планов, у нас много и задачи предстоит решить масштабные. Именно об этом мы сегодня и поговорим, я рассчитываю.

Напомню, что в начале 2000-х годов, определяя векторы нашего развития, стратегии развития, в качестве одного из ключевых приоритетов мы выбрали развитие агропромышленного комплекса. Сидящие здесь, в зале, хорошо знают, наверняка вам приходилось слышать точки зрения, мнения по поводу того, что это сложная сфера и трудно добиться здесь конкретных результатов. Многие даже обидные такие слова говорили, что сельское хозяйство – это чёрная дыра, куда нельзя и не нужно вкладывать государственных ресурсов. Считаю и считал эту точку зрения неверной и глубоко ошибочной. И мне очень приятно, что мы с вами вместе смогли сломать подобные стереотипы. Доказали, что наш выбор был абсолютно правильным, что поддержка и внимание к тем, кто трудится на земле, хочет добиваться успеха, обязательно приносит отдачу.

В 2006 году мы начали реализацию национального проекта в сфере агропромышленного комплекса. Затем на его базе была запущена государственная программа развития сельского хозяйства. Из федерального бюджета мы направили на мероприятия госпрограммы более 550 млрд рублей. Ещё порядка 250 млрд составило софинансирование со стороны регионов Российской Федерации. Это были инвестиции в новые перспективные разработки и в новое российское село, в рабочие места, в социальную инфраструктуру, в благополучие и возможности для самореализации миллионов наших граждан, в гарантии нашей продовольственной независимости, в обеспечение граждан России качественными и доступными отечественными продуктами питания.

Сегодня призыв «покупайте российское» из абсолютного такого приятного словосочетания, но всё-таки абстрактного лозунга всё больше превращается в реальность: наша продукция возвращается на прилавки после практически тотального импортного засилья. Его и сейчас ещё достаточно, но всё-таки ситуация меняется. И люди всё больше предпочитают именно отечественные продукты, потому что они выигрывают и по качеству, и по экологической чистоте – действительно это натуральный, как правило, продукт, а не какой-нибудь бросовый синтетический суррогат, завезённый из-за границы.

Мы шаг за шагом становимся полновластными хозяевами на нашем продовольственном, аграрном рынке. И всё это – результат развития отечественного агропромышленного комплекса, зримое воплощение труда российских хлеборобов, животноводов, переработчиков. Для примера могу сказать: доля отечественного производителя на рынке мяса, например, в 2005 году составляла около 50%, сейчас уже свыше 75%, причём производство птицы за это время увеличилось более чем в 2 раза – с 1 млн 388 тыс. т до 2 млн 824 тыс. тонн. Честно говоря, я даже не знаю таких результатов у наших соседей. Это просто рекордные показатели.

Что касается свинины, то здесь рост – в 1,5 раза. Рыбные уловы увеличились более чем на четверть. Даже в условиях двух подряд засушливых лет – в 2009 и 2010 годах – мы полностью, с запасом обеспечивали себя зерном.

Более того, посмотрите, ведь ещё относительно недавно многие всерьёз не воспринимали разговоры о том, что Россия может быть экспортером. Мы были нетто-покупателем, импортёром. Никто не верил, что мы можем продавать зерно за границу. Однако нам это удалось: урожаи стали собирать под 100 млн тонн. В 2007 году Россия вошла в тройку крупнейших экспортёров зерна на мировом рынке. В тройку! Заняла 3-е место.

Уверен, что наши производители обязательно восстановят и укрепят позиции на рынке зерна, а государство предоставит необходимую поддержку – организационную, финансовую, внешнеэкономическое сопровождение. Об этом сегодня ещё отдельно поговорим, надеюсь.

Но первое, неотложное, что мы должны были сделать в этот непростой период, – оказать экстренную помощь сельхозпроизводителям, столкнувшимся с засухой, чтобы аномальная погода не перечеркнула позитивные тенденции, динамику в развитии АПК, причём поддержка распространялась на все формы хозяйствования: и на крупные комплексы, и на фермеров, и на малый и средний бизнес на селе. Это была наша принципиальная позиция, в целом это все сработало.

Говоря о поддержке малого бизнеса на селе, хочу вернуться к инициативам, которые были предложены на съезде АККОР в Тамбове. Речь, напомню, идёт о специальном проекте по поддержке начинающих фермеров, а также о помощи крестьянским хозяйствам в оформлении земли. Мы эти позиции обязательно реализуем. На оформление земель в этом году уже выделено 120 млн рублей. В следующем году будет выделено более 1 млрд рублей. Что касается проекта по начинающим фермерам, то он, как и договаривались, начнётся с 2012 года. Объём федеральных средств на его реализацию в будущем году предусматривается в 2 млрд рублей. Естественно, рассчитываем, что свою лепту здесь внесут и региональные власти.

Возвращаясь к тому, что уже было сделано, отмечу, что в общей сложности за 2010–2011 годы на субсидирование процентных ставок, лизинг, налоговые преференции, дотации на семена и удобрения, поддержку производителей крупного рогатого скота, прямую финансовую помощь пострадавшим хозяйствам выделено порядка 320 млрд рублей. Знаю: что касается доведения 5 млрд рублей, которые мы направили на поддержку хозяйств, сохранивших поголовье крупного рогатого скота, есть общие определённые проблемы. Сейчас только мы посещали одно из хозяйств, и я спросил у руководителя: «Сохранили поголовье?» – «Сохранили». – «Деньги получили?» – «Нет». Но область эти деньги получила, и я очень рассчитываю на то (губернатор обещал), что они будут доведены до сельхозпроизводителей в самое короткое время. Но речь не только о Ростовской области, речь и о других субъектах Российской Федерации. Такие проблемы есть. Они носят исключительно бюрократический характер, бюрократические издержки имеют место быть. Надеюсь, что это будет решено в самое ближайшее время. И уверен, что это будет сделано. Я прошу Минсельхоз тоже на это обратить внимание и с коллегами из регионов довести дело до конца.

Далее. Мы продлили режим скидок по ГСМ до 31 декабря 2011 года, а Россельхозбанк и Сбербанк предоставили более 150 млрд рублей кредитных ресурсов на проведение весенних полевых работ в этом году. Также весной этого года мы пошли на то, чтобы использовать для поддержки АПК дополнительные доходы федерального бюджета: направили на эти цели ещё почти 13 млрд рублей – сделали это, несмотря на все известные ограничения и необходимость снижения бюджетного дефицита. Не будет тайной, если я скажу, что мы предварительно в Правительстве считали, что нам нужно избавиться от дефицита, а уже потом принимать решение, что делать с дополнительно полученными доходами. Но всё-таки для сельского хозяйства мы сделали исключение. Несмотря на сохранение бюджетного дефицита, выделили из дополнительных поступлений этого года дополнительные средства. Во-первых, выделили 3,7 млрд рублей для того, чтобы «Росагролизинг» смог реализовать технику для хозяйств с 50-процентной скидкой – всего около 6 тыс. единиц. Во-вторых, ещё 9 млрд рублей дополнительно направили на развитие свиноводства и птицеводства.

Конечно, поддержка со стороны государства объективно не могла решить всех проблем, вызванных засухой. Но очевидно и то, что в очень сложной ситуации мы сумели сохранить финансовую устойчивость отечественного сельского хозяйства, а главное – в самом отечественном АПК уже накоплен серьёзный внутренний потенциал, мощный запас прочности, который позволил достаточно уверенно пройти через природные катаклизмы двух предыдущих лет, преодолеть непростые последствия глобального экономического кризиса, сохранить перспективы развития.

Конечно, погодный фактор в аграрном производстве всегда непредсказуем, и тем не менее мы рассчитываем, что уже в этом году объём производства в отрасли АПК будет практически восстановлен до докризисного. И для таких оптимистических прогнозов есть все основания.

Благодаря вашей работе был успешно проведён сев, а значит, создана база для хорошего урожая. Наверное, здесь уже звучали эти прогнозы: виды на урожай под 85 т. Дай Бог, чтобы погода сохранилась так, как она сейчас держится. Уверен, что этот рубеж будет достигнут.

Прогнозы по сбору зерновых – хорошие. К этому нужно добавить наши запасы и резервы, включая зерно интервенционного фонда. Мы, как вы знаете, часть этих резервов интервенционного фонда израсходовали (в основном это было фуражное зерно) для поддержки сельского хозяйства, но ещё достаточный объем у нас сохранился. Поэтому сегодня хотел бы подтвердить наше решение: уже через неделю, с 1 июля, запрет на вывоз зерна за границу будет снят. Я думаю все, кто находится в этом зале, понимают, чем было вызвано это решение. Мы с вами не могли оставить собственную страну без зерна – и без фуражного, и без продовольственного зерна. Это было, и я с самого начала это говорил, временное решение. Ограничивая экспорт зерна в августе прошлого года, Правительство исходило из приоритетной задачи обеспечить внутренние потребности страны, сохранить стабильность национального продовольственного рынка, и при всех издержках, проблемах нам это удалось.

Сейчас внутренняя цена на зерно значительно ниже, чем на мировом рынке. Мы имеем необходимый запас до нового урожая, баланс потребления по зерну в полном объёме обеспечен, излишки можно направить на мировой рынок.

Кстати говоря, наше зерно сейчас на ФОБ в Черном море – где-то 7 тыс. по экспорту (мировой рынок чуть повыше) – под 9 тыс. в рублевом эквиваленте.

Мы хорошо понимаем, что экспорт зерна – это хороший стимул для подъёма зернового производства, роста урожайности, увеличения посевных площадей. Это привлечение дополнительных инвестиций в модернизацию и расширение логистической и портовой инфраструктуры – на юге страны и на Дальнем Востоке. Наконец, это реальная возможность для диверсификации структуры российского внешнеторгового оборота. По оценкам экспертов, в предстоящем году Россия сможет экспортировать до 15 млн т зерновых, и вернуться таким образом в число лидеров этого рынка. Мы ждём ваших конкретных предложений, как этот потенциал в полной мере реализовать к выгоде российских производителей. Будем всячески содействовать этому процессу.

Уважаемые коллеги! У нас нет сомнений, что курс на всестороннее развитие российского агропромышленного комплекса нужно продолжать. И нам нужно не просто наращивать физические объёмы производства, а поднимать конкурентоспособность, эффективность наших предприятий, повышать доступность качественных продуктов питания для наших граждан и укреплять, как я уже сказал, экспортный потенциал. Нам нужен масштабный приток инвестиций и передовых технологий. Агропромышленный комплекс должен стать одним из локомотивов национальной экономики, и он может стать им, может стать отраслью, привлекательной для вложения капиталов, чтобы здесь создавались современные, высокооплачиваемые рабочие места, росли доходы жителей села, чтобы работу на селе выбирали для себя квалифицированные и молодые специалисты. И конечно, нужно обустраивать социальную инфраструктуру сельских территорий – сельскую медицину, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство.

Что касается образования и здравоохранения, вы знаете наши масштабные проекты на ближайшее время, на ближайшие два года по сельским школам. Мы в рамках общего проекта поддержки модернизации российского образования в 2 раза больше будем выделять ресурсов именно на сельские школы. Необходимое внимание должно быть уделено и модернизации сельского здравоохранения. Всё это отдельная, важная, большая тема. В ближайшее время мы планируем провести специальное обсуждение этих вопросов с участием представителей федеральных ведомств, региональных, местных властей, общественных организаций и аграрного бизнеса, разумеется. Нам сейчас очень важно сконцентрироваться на тех узких местах, которые мешают до сих пор идти впёред (таких ещё достаточно), нужно мобилизовать ресурсы на наиболее востребованных направлениях.

В последнее время в Правительстве шла большая работа по подготовке федерального бюджета (она ещё и продолжается) на будущий и последующие два года. Буквально на днях смотрели параметры финансирования мероприятий по госпрограмме АПК. Могу сказать, что мы приняли решение увеличить ассигнования в 2012 году до 130 млрд рублей, к первоначальным проектировкам прибавили ещё 12 млрд рублей. И эти 130 млрд как раз и заложены в паспорт государственной программы по развитию агропромышленного комплекса. Нам нужно сделать так, чтобы эти средства были эффективно использованы, пошли на решение именно тех острых проблем, которые действительно волнуют сельхозпроизводителей. Поэтому я приглашаю Российское аграрное движение, другие отраслевые союзы и объединения к детальному обсуждению бюджетных приоритетов в сфере АПК. Думаю, что такая партнёрская работа над бюджетом поможет принять правильные решения и повысить взаимную ответственность всех участников этого процесса. Имею в виду, что Виктор Алексеевич (В.А.Зубков) у нас принимает непосредственное участие в этой работе, и там очень активно, я бы сказал, иногда даже, может быть, чрезмерно активно (имея в виду интересы такого большого комплекса, как сельское хозяйство, допускаю, что это обоснованно), он отстаивает интересы отрасли. Но сегодня он избран ещё и руководителем совета, так что прямая связь на самом деле будет ещё более надёжно функционировать.

Прошу Российское аграрное движение направить свои предложения через  Виктора Алексеевича, он будет привлекать вас к этой работе. Мы их обязательно учтём при подготовке новой государственной программы по развитию села на очередной плановый период, начиная с 2015 года. Мы учтём ваши пожелания уже и в бюджете 2012 и последующих 2013–2014 годов. Напомню, что в соответствии с федеральным законом программа, о которой я только что сказал, должна быть принята уже летом.

Со своей стороны будем предлагать предусмотреть в проекте государственной программы целый ряд новых, самостоятельных направлений. Первое – поддержка пищевой и перерабатывающей промышленности, а также малых форм хозяйствования на селе. Второе – развитие инфраструктуры продовольственного рынка. Третье – повышение эффективности инструментов экономического регулирования продовольственных рынков. И четвёртое – сохранение плодородия почв. Кстати, считаю, что нам нужно вернуться к грамотному районированию в аграрной отрасли. Есть регионы, где бонитет почв очень высокий, экономическая отдача высокая, а есть регионы неустойчивого земледелия. Это мы с вами очень хорошо знаем. И мы с вами должны заниматься плодородием почв, используя дифференцированные подходы, обеспечивая в каждом конкретном регионе поддержку производства той культуры, которая способна давать наибольшую отдачу. В том числе надо посмотреть нашу собственную историю и многовековой опыт аграрного производства в России, незазорно и поучиться у наших предков. Где-то можно арбузы выращивать, а где-то нет. И надо исходить из опыта, из практики, из сегодняшних наших современных знаний. Возвращаясь к проекту будущей госпрограммы, хочу добавить, что мы обязательно предусмотрим расширение мер по поддержке животноводства, особенно производства крупного рогатого скота.

Здесь хотел бы подчеркнуть, что именно предпринимательская инициатива, частный бизнес должны выступать двигателями развития этого сектора, агропромышленного комплекса, а государство, как принято в большинстве развитых экономик мира, призвано создать для этого максимально благоприятные условия, снять разного рода бюрократические барьеры, правильно настроить рынок и устранить дисбалансы на нём. И конечно, нам нужно серьёзно (я ещё сейчас скажу о дисбалансах, я так понимаю, что это вызывает особую реакцию, и понятно почему), подумать над тем, чтобы меры поддержки сельхозпроизводителей стали более действенными, чтобы они стимулировали аграрный бизнес к качественному развитию, росту конкурентоспособности, снижению издержек.

В этой связи одна из наших задач – это повышение эффективности отраслевых институтов развития, прежде всего таких, как Россельхозбанк и «Росагролизинг». В текущем году Россельхозбанк снизил кредитные ставки, а значит, финансовые ресурсы для предприятия стали более доступны. Одновременно упрощаются процедуры и сокращаются сроки оформления займов, прежде всего для фермеров и малых форм хозяйствования на селе.

Конечно, при развитии системы кредитования надо обязательно учитывать специфику сельского производства, в том числе его сезонный характер, особенности залоговой базы отрасли. Поэтому предлагаю подумать над тем, чтобы расширить линейку возможного залогового обеспечения, например, активнее кредитовать предприятия под залог земель сельхозназначения или будущего урожая. Понятно, что прогнозирование – непростое дело в сельском хозяйстве, но тем не менее на каком-то этапе и в каких-то условиях это вполне возможно, и во многих странах это применяется.

Я прошу руководство Россельхозбанка представить на этот счёт свои предложения в Правительство, естественно, предварительно проработав их со специалистами и Российским аграрным движением – отраслевыми союзами.

Следующее принципиальное направление – это технологическое переоснащение АПК. Сегодня доля старых комбайнов и тракторов составляет 70, а подчас и 80%. Изношенная техника съедает горючее, деньги на ремонт, тянет вниз рентабельность и эффективность хозяйств. Как вы знаете, с 2012 года мы предлагаем запустить программу утилизации старой сельхозтехники. Для начала объём государственной поддержки будет в 3,5 млрд рублей. Мы должны первоначально оценить результаты, эффект, а затем будем принимать дальнейшие решения.

Нужно разработать соответствующие правила снятия с учета, регистрации и так далее и так далее. В общем, наработанные схемы у нас уже есть по замене старой легковой автомобильной техники. Принципы примерно такие же, но есть своя специфика. Нужно над этим подумать.

И, конечно, важнейшую роль в перевооружении отрасли должны сыграть механизмы лизинга. «Росагролизинг» также снизил стоимость своих услуг, но и здесь предлагаю вместе подумать, что нужно и можно сделать дополнительно для того, чтобы брать технику и оборудование в лизинг стало удобнее и выгоднее.

Как вы знаете, мы пошли навстречу сельхозпроизводителям и сняли все ограничения по кредитованию Россельхозбанком покупки зарубежной сельхозтехники. Однако в данном случае кредитная ставка за счёт бюджета не будет субсидироваться. Полагаю, что это решение понятно и оправданно: мы не можем субсидировать иностранного производителя чего бы то ни было – ни сельхозтехники, ни продуктов питания. Иначе мы просто убьём нашего производителя сельхозтехники окончательно.

В качестве альтернативы (по аналогии с автопромом) мы предлагаем ведущим зарубежным компаниям организовать производство сельхозтехники у нас, в Российской Федерации. Успешный опыт уже есть: в Татарстане, Краснодарском крае, Московской и Самарской областях. Одновременно необходимо стимулировать предприятия приобретать и использовать современную российскую технику, современное российское оборудование. Я просил бы Минпромторг, другие заинтересованные министерства, органы власти разработать и внести в Правительство соответствующие предложения, комплекс мер по этому вопросу.

Нам нужно подумать и над тем, как усовершенствовать механизм обеспечения предприятий льготными горюче-смазочными материалами, заложить в них стимулы к модернизации. Надо сделать так, чтобы агропредприятию было выгодно снижать неэффективные траты горючего, вести замену старой, прожорливой техники на экономичные, современные модели. Вот сейчас только разговаривал с коллегами на поле, один из механизаторов говорит: а вот бензины новые появляются, а старых бензинов все меньше и меньше. Ну да, но если мы всё время будем сидеть на старой технике и на старых бензинах, то тогда уровень нашей конкурентоспособности никогда не поднимется. Другое дело, что эту технику должно быть выгодно приобретать. Нужно, я уже об этом сказал, развивать лизинг, поддерживать производителей сельхозтехники и тех, кто покупает. Вот эти механизмы нужно разработать, Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову).

Твёрдая уверенность в том, что на произведённую продукцию будет спрос и выгодная цена, - на самом деле главный стимул для любого бизнеса, в том числе и для тех, кто производит технику для сельхозпроизводства. Поэтому нам так нужны инструменты мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке, максимально объективное формирование балансов по основным видам сельхозсырья и продовольствия, чтобы все сельхозпроизводители могли опираться на долгосрочные ориентиры и по ценам, и по конъюнктуре спроса и на этой базе выстраивать свои бизнес-планы и стратегии развития.

Также надо продолжить совершенствование механизма закупочных и товарных интервенций, чтобы он становился более гибким и эффективным инструментом поддержания стабильности рынка, сглаживая сезонные колебания цен на зерно и обеспечивая сельхозпроизводителям справедливый, экономически обоснованный уровень доходов, а значит, позволял бы им иметь ресурсы для развития и расширения производств.

Отдельно хочу сказать о проблеме, которая звучит практически постоянно в ходе встреч с аграрным сообществом. Это то, на что вы отреагировали чуть выше аплодисментами, это так называемый диспаритет цен: разрыв индексов цен на сельхозпродукцию, с одной стороны, и тарифов и цен на ГСМ, электроэнергию, газ, удобрения, технику (словом, на основные ресурсы, которые потребляет АПК), со своей стороны.

Понятно, что ни одно ответственное государство не вправе увеличивать уровень доходности сельхозпроизводства за счёт бесконтрольного роста цен на продовольствие. Вместе с тем очевидно и то, что жёсткое административное регулирование цен на продукты также лишает АПК экономических стимулов для развития. Нужно применять другие, более гибкие решения, которые призваны обеспечить справедливую рентабельность сельхозпроизводителя.

Рассчитываю на то, что в самое ближайшее время Минэкономразвития, Минпром, Минсельхоз, Федеральное агентство по рынкам, ФАС внесут предложения по сбалансированности межотраслевых экономических интересов и паритету цен. Мы самым внимательным образом должны проанализировать, что здесь происходит.

В первую очередь, это касается индексов цен на ГСМ и электричество. Нам удалось (и вы, надеюсь, это всё-таки почувствовали), как и в прошлые годы, договориться с производителями ГСМ на этот счет. Но нужно, чтобы эти механизмы работали автоматом, чтобы не нужно было административным путём решать эти вопросы. То же самое касается и тарифов на электроэнергию.

Следующий важнейший вопрос – это широкий выход нашего сельхозпроизводителя на международные рынки. Мы уже говорили о зерне. Считаю, что уже сейчас мы можем и должны ставить такую задачу шире, причём, как и в других отраслях российской экономики, приоритетом должна стать поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе продукции птицеводства и молочной промышленности. Повторю, такие возможности, конечно, у нас есть.

Другое дело, что пробиться со своим продовольствием на международные рынки очень трудно. Во многих странах, прежде всего в государствах ЕС, США, такие административные барьеры и такая бюрократия, что нам с вами при всей критике нашей российской бюрократии и не снились. Чтобы поставлять свою продукцию, нашим предприятиям приходится собирать массу справок. Это длится порой годами. При этом сами западные производители за долгие годы привыкли считать российский рынок продуктов питания чуть ли не своей вотчиной, где всё дозволено.

Я в качестве примера могу привести только то, что происходит с овощами. Справедливое требование исполнять российское законодательство в части безопасности сразу получило чуть ли не политическую интерпретацию у наших коллег. Могу ещё раз сказать: вести диалог с партнёрами мы намерены, будем, но только на равноправной основе, будем жёстко отстаивать интересы отечественных потребителей и производителей. Кстати говоря, вот только сейчас об этом говорили в хозяйстве - в процессе присоединения России к ВТО одна из проблем, которые мы до сих пор не решили, относится как раз к сельскому хозяйству. Это торговля мясными продуктами. У нас есть определённая черта, через которую мы не можем переходить. Это касается и объёмов субсидирования, и квот, и так далее. И мы, хочу вас заверить, будем очень внимательно ко всему этому подходить. Мы не примем никакого решения, которое бы ставило наших производителей в заведомо невыгодные условия, подрывало бы их конкурентоспособность.

Я полагаю, что Минэкономики, МИД совместно с Минсельхозом и отраслевыми объединениями АПК должны действовать более активно и системно в плане продвижения российских товаров на зарубежные рынки, причём результатом должны быть не разговоры и формальные отчёты в Правительство. Нужно ввести ясные и понятные критерии оценки эффективности такой работы – например, количество российских предприятий, получивших аккредитацию для торговли на рынках западных стран, число зарубежных тендеров на поставку, допустим, зерна и продовольствия, в которых участвовали и победили российские предприятия, а также динамика и рост объёмов российских экспортных поставок. Вообще, в том, что касается поддержки экспорта, нам, конечно же, есть чему поучиться у наших иностранных коллег, о которых я только что говорил. У них интересы своих сельхозпроизводителей не стесняются отстаивать на самом высоком уровне и послы, и министры, и так далее, и тому подобное.

Отдельно хотел бы сказать о развитии и использовании потенциала российской аграрной науки и образования. Фундамент отрасли создают кадры и технологии. И было бы правильным, чтобы сам аграрный бизнес, его отраслевые объединения активно участвовали в формировании заказа на научно-прикладные исследования и на подготовку нужных вам кадров. Я просил бы опять же Виктора Алексеевича Зубкова совместно с отраслевыми союзами и Россельхозакадемией внести конкретные предложения по организации такой работы и оценке её результативности. Понятно, что работа идёт, понятно, что у нас есть огромный опыт и так далее, и тому подобное. Но понятно так же и то, что время предъявляет особые требования и нужно действовать сообразно с этими реалиями сегодняшнего дня.

Уважаемые друзья! Лишь на первый взгляд разговор на сегодняшнем форуме касается сугубо отраслевых вопросов. Но мы с вами прекрасно понимаем, что от их решения зависят благополучие миллионов граждан страны, перспективы и устойчивое развитие огромных сельских территорий, сохранение природного потенциала для будущих поколений. И когда мы говорим о сельском хозяйстве, речь идёт не только о тех почти 40 млн, которые так или иначе связаны с сельским производством. Это связано и с потребителями продукции, это практически касается всей страны.

В России национальная аграрная политика – это всегда больше, чем просто чистая экономика. Во все времена она имела особое общественное и, без преувеличения, социальное значение и во многом определяла перспективы развития страны в целом. Я уверен, объединив усилия государства, бизнеса, общественных организаций (вот таких, как ваша), мы сможем и добьёмся успеха. Спасибо вам большое за внимание!

* * *

В.В.Путин ответил на вопросы участников V съезда «Российского аграрного движения»

В.А.Зубков: Владимир Владимирович, поступило много вопросов. У нас список выступающих уже исчерпан. Как мы дальше поступим? Вы будете отвечать на те вопросы, которые здесь, или из зала…

В.В.Путин: Вы знаете, чтобы мне не отвлекаться, пока я прочитаю… Может быть, просто из зала вы мне зададите вопросы? А то я буду читать, я всё прочитаю, конечно, обязательно, но так будет живее просто.

Единственное, знаете, уже то, что я прочитал: здесь Ольга Байдова собирается издавать журнал и говорит о том, что нужно заниматься пропагандой жизни на селе, пропагандой труда сельхозпроизводителей. Очень правильно, между прочим. И сама издаёт журнал, хотела мне вручить какие-то материалы по этому журналу. Это где? Где они, эти материалы? Несёте мне, да? Хорошо, спасибо.

А так давайте из зала. Здесь вопросы все в общем-то актуальные, все очень важные и животрепещущие: это ГСМ, это то же самое электричество…

Е.Ю.Зозуля: Добрый день, Владимир Владимирович. Зозуля Евгений Юрьевич, компания «Топ-Агро», представляю Волгоградскую область.

В силу специфики своей работы, а я занимаюсь строительством свинокомплексов совместно с «Росагролизингом», к которому совсем нет никаких претензий. Спасибо Правительству, спасибо «Росагролизингу». Тем не менее у меня есть вопрос… Я хочу донести чаяния простых селян. Они спрашивают: планирует ли Правительство завершить телефонизацию села? Потому что да, хорошо, когда строят новые больницы, оснащают оборудованием, но вот какой-то бабе Клаве вдруг стало плохо, как вызвать Скорую?

В.В.Путин: Я понимаю. Я думаю, вы со мной согласитесь, что всё-таки у нас уровень телефонизации вообще и в том числе на селе всё-таки повышается, и это заметно. Это одна из тех отраслей, где у нас очевидный заметный прогресс по телефонизации страны. У нас количество мобильных телефонов на душу населения уже, по-моему, превышает даже среднеевропейский показатель.

Что касается села, то здесь ещё очень много нужно сделать. Вы знаете, что уже есть (сами работаете и живёте на селе) и стационарные телефоны там, где их раньше никогда не было, но тем не менее… И вот, кстати говоря, во время пожаров прошлого года очень многие люди пользовались как раз этой вновь созданной системой связи. Но, конечно, этого недостаточно, потому что люди хотят пользоваться современными средствами, в том числе мобильной связью, и иметь доступ в интернет и так далее. В Министерстве связи есть определённые планы на этот счёт. Я вам обещаю: в ближайшее время я встречусь с министром, мы актуализируем эти планы Министерства связи и сделаем всё, чтобы поддержать эти планы министерства по развитию телефонизации на селе, в том числе и по обеспечению жителей села мобильными средствами связи.

Пожалуйста.

А.И.Митин: Добрый день, Владимир Владимирович, Липецкая область, директор колхоза «ООО Май», Митин Анатолий Иванович. После Вашего выступления было много вопросов, они практически все сняты, за исключением одного наболевшего. Очень дорого в нашей составляющей составляет удобрение: на сегодняшний день цена на удобрение поднялась на 30% – тяжеловато.

В.В.Путин: 30%? Вот Анатолий Иванович, Вы знаете, что у нас есть между Агросоюзом и производителями удобрения договорённость, которая зафиксирована на бумаге, соответствующее соглашение подписано о том, что они определяют баланс и уровень цен. Заявляют два раза в год, весной и осенью, по-моему, – в марте и ноябре. Рост цен в этом году где-то, по-моему, на 12%.

Реплика: 12,8%.

В.В.Путин: Да, 12,8%, в среднем.

Реплика: Не больше.

В.В.Путин: Да. Если у вас 30%, то это особый случай. Просто мы должны обратить на это внимание. Нет-нет, это работает, вот у вас в конкретном случае, может быть, не работает, а в целом по стране работает. Я же общаюсь постоянно с людьми, я знаю, что во многих регионах, в большинстве хозяйств работает. Если где-то сбой происходит, конечно,  это когда кто-то продает всегда с желанием наварить побольше. Если это вот как раз тот случай, давайте обратим на это внимание.

Липецкая область? Посмотрим обязательно. Мы создаём для них необходимые условия работы – для производителей удобрений – поддерживаем их на внешних рынках. То, что я говорил о необходимости поддержания сельхозпроизводителей, мы наших производителей удобрений поддерживаем, помогаем им. Именно поэтому они подписывают такие соглашения – это не просто благотворительность с их стороны. Объём производимой продукции, которую они направляют на экспорт, в разы больше, чем то, что идёт на внутренний рынок, для внутреннего потребления. Там, по-моему, 80% они на внешний рынок шарашат, поэтому договорённость эта такая устойчивая. Мы вернёмся к этому, обязательно посмотрим, я вам обещаю. Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), Липецкую область посмотрите. Пожалуйста.

Вопрос: Уважаемый Владимир Владимирович! Вопрос я записал, но хочу повторить его. Оренбургская область, руководитель хозяйства, 24 тыс. га пашни, 2300 голов крупного рогатого скота, в том числе и молочного. Я бы какой вопрос хотел задать и услышать Ваше мнение. Есть европейская практика, Вы прекрасно знаете, где субсидирование идёт не на производство мяса, зерна…

В.В.Путин: На 1 га.

Реплика: Да, на 1 га пашни. Причём, что хотелось бы ещё услышать, должна быть дифференцированная ставка для разных областей. Мы одинаково вкладываем в землю, но где-то 70 ц с га, где-то более засушливые зоны – 15 ц с га. Здесь коллега говорил, 30 тыс. зарплата. У нас засушливая зона, зарплата чуть ниже, овраг между городом и селом пошире, поэтому людям нашим живётся в общем-то непросто, тяжело. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счёт? Спасибо.

В.В.Путин: Это проблема, которая обсуждается давно. И действительно, во многих странах такой принцип субсидирования применяется, но это очень затратный способ поддержки и не очень адресный, то есть это всем сёстрам по серьгам. Понимаете, это требует внимательного и глубокого рассмотрения и счёта, насколько и где этот способ будет эффективно функционировать. Допустим, у вас мы добьёмся с вами такого способа субсидирования, а в Оренбургской области он может быть неэффективным. Он может быть эффективным на Ставрополье и здесь, в Ростовской области, а Оренбургская область может чувствовать себя изгоем.

Реплика: Ставки диверсифицированные, разные ставки.

В.В.Путин: Это всё будет зависеть от тех, кто считает.

Реплика: Ну у нас всё зависит от тех, кто считает.

В.В.Путин: Но такой подход, повторяю, применяется, он не лишён определённого смысла, и мы его не сбрасываем со счетов, мы от него полностью не отказались. Мы его пока не применяем, но специалисты на экспертном уровне изучают такие возможности.

М.Б.Чернов: Чернов Михаил Борисович, Ставропольский край, совхоз имени Кирова, директор, председатель регионального комитета Национального союза зернопроизводителей. Я хотел сказать про локомотив в первую очередь: хочу заверить, что Ставрополье было, есть и будет локомотивом, мы никуда не денемся и будем идти вперед.

И про диспаритет цен всё-таки хотелось бы сказать. Понимаю, оскомину набили Вам уже по этому вопросу, но тем не менее несколько примеров. Первый –  электроэнергия: по хозяйству на 30% сокращение электроэнергии, стоимость выросла в 30% всего. Это один момент. Второй связан с естественными монополиями: газовая служба, сушилка, рядовая сушилка на хозяйстве. Согласовывать её подключение нужно в центральном офисе в «Газпроме» в Москве. Три месяца! Раньше все это элементарно делалось в райгазе: подходил, и вопрос решался. Третий момент – орошение. Мой коллега поднимал вопрос об орошении в Ставропольском крае. Знаете прекрасно, это засушливый регион, орошение в своё время было программой в Советском Союзе, и достаточно много было сделано. На сегодняшний день его нет. Мало того, с этого года планируется брать плату за воду в размере 66 копеек за куб. Мы просто не сможем поливать! Соответственно, локомотив наш будет не совсем идти вперёд и выполнять все задачи. И четвёртый момент: всё-таки региональные особенности есть, у нас это земельный вопрос. Определённое расположение региона говорит о том, что на сегодняшний день закон об обороте земель сельхозназначения действует не совсем в той мере, чтобы он защищал завтрашних сельхозпроизводителей. Поэтому мы бы хотели, чтобы в качестве законодательной инициативы рассмотрели вопрос о дешёвых и длинных деньгах для сегодняшних сельхозтоваропроизводителей, для закупки земли у своих пайщиков.

Всё, спасибо.

В.В.Путин: Так, немножко набросал.

Закон о земле – ключевой закон для России, всегда был и до сих пор, к сожалению, остаётся. Мы сейчас это прорабатываем самым активным образом. Я считаю, что Вы абсолютно правы. Люди, видимо, действовали из лучших соображений, но вот всё, что касается этих паев, не хочется называть это ошибочным решением, но оно очень сложное и, если там ничего не делать, всё это в тупик заходит дальше и дальше. Но решения предлагаются, и мы их реализуем, я надеюсь, в самое ближайшее время. Я об этом уже говорил на встрече с фермерами. Просто посмотрите, что там было сказано, это в публичной плоскости есть. Но проблема очень острая, и её нужно решать так, чтобы не обижать людей – собственников этих паев, и так, чтобы это не мешало развитию хозяйств. Безусловно, речь идёт о тех, кто вообще непонятно где находится – таких, к сожалению, много. Речь идёт о неиспользуемых землях сельхозназначения. Нужно ограничивать время, когда какие-то компании, особенно перекупщики, держат эти земли, не используют по прямому назначению. Нужно просто изымать эти земли.

Там много предложений, которые мы, я надеюсь, в ближайшее время реализуем. Так же, как и проблема, которая была поднята коллегой, который выступал здесь, с трибуны, и говорил о страховании. Реально мы всё время подталкиваем сельхозпроизводителей: давайте приходите к современным, эффективным средствам защиты своих интересов от природных колебаний, страхуйтесь. А страховщики надувают. Ну как же это может быть! Конечно, нужно совершенствовать эти инструменты, и в первом чтении Закон о поддержке сельхозстрахования уже прошёл. Надеюсь, что весной мы этот закон в Думе окончательно проведем и его проголосуют в третьем чтении.

Что касается диспаритета цен. Сложнейший вопрос в наших условиях, очень много недоработанного. Конечно, мы не можем административным способом устанавливать цены на продукты, как я говорил с этой трибуны, когда выступал. Не можем и заставить административным образом других производителей услуг, товаров, держать тарифы и свои цены. Но делать это нужно, и есть современные инструменты. Именно поэтому я, выступая, уже сказал: я прошу Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития, Федеральную антимонопольную службу подготовить системные предложения по устранению этих резких диспаритетов цен на рынке. Современные рыночные средства в мире имеются и используются. И мы должны это делать. Это первое. И второе. На следующий год мы изучаем возможность увеличения тарифов, связанных с так называемыми инфраструктурными или естественными монополиями, не выше уровня инфляции. Очень тяжёлое решение для этих компаний, но, наверное, скорее всего, мы такое решение примем. Надеюсь, это существенным образом ограничит инфляцию и параметры, связанные с ростом тарифов.

Что касается «Газпрома», то вы не по адресу. Вот Виктор Алексеевич Зубков, которого вы избрали руководителем, он председатель совета директоров общества «Газпром», пусть он там наведёт порядок в конце концов.

Ю.А.Сутягинский: Владимир Владимирович, добрый день. Сутягинский Юрий Александрович, город Омск, компания «Титан-Агро». Мы возделываем более 100 тыс. га земли на территории Омской области, 1200 людей находится сегодня в распоряжении и в управлении этим активом, более 5 тыс. голов крупного рогатого скота. Компания «Титан-Агро» сегодня реализует на территории Омской области крупный межотраслевой агропромышленный биокластер. Программа сегодня поддержана правительством Омской области и получила поддержку Вами лично в городе Новосибирске как приоритетные проекты Западно-Сибирского региона. В этом году мы сдаём в эксплуатацию комбикормовый завод на 250 тыс. т комбикормов и свинокомплекс с единовременным содержанием 50 тыс. голов.

Вопрос и, наверное, просьба, а не вопрос. Инфраструктурные вещи, которые связаны сегодня с созданием этого кластера, достаточно ёмкие и большие. Объём инвестиций сегодня только в создание этого кластера занимает более 30 млрд рублей, но инфраструктурные вопросы, для того чтобы сегодня этот биокластер заработал, – порядка 2,5 млрд рублей необходимо сегодня государственной поддержки именно в этом направлении. Сегодня те обращения (мы обращались и в Минрегионразвития, Минэкономики) пока не получили поддержки. Мы подавали заявку в Инвестфонд на получение сегодня государственных денег именно под создание этого проекта. Сегодня только за счёт частных и региональных денег идёт пока решение этого инфраструктурного вопроса. Хотел бы попросить. Я эту записку написал на имя Виктора Алексеевича (В.А.Зубков) и хотел бы, пользуясь случаем, обратиться к Вам, как к первому лицу Правительства, посодействовать именно этому вопросу. Спасибо.

В.В.Путин: О чём идёт речь? Это строительство дорог? Линий электропередач?

Ю.А.Сутягинский: Здесь – автомобильные дороги, железная дорога, строительство очистных локальных сооружений, которые будут полностью обслуживать весь биокомплекс. Сегодня это газификация, это канализационный коллектор, который сегодня должен также обслуживать и связь в том числе, то есть достаточно много.

В.В.Путин: 2 млрд на сколько лет?

Ю.А.Сутягинский: Проект рассчитан на окупаемость в течение восьми лет. Финансирование сегодня под два проекта получено во Внешэкономбанке – 4,5 млрд рублей. Этот проект рассчитан на переработку сегодня более 1 млн тонн зерна.

В.В.Путин: Нет, вы не поняли вопроса. Вот эти 2 млрд на развитие инфраструктуры вам нужны в ближайшие сколько лет?

Ю.А.Сутягинский: На ближайшие два года, потому что мы в течение 2014 года планируем уже запустить этот биокластер.

В.В.Путин: По 1 млрд в год, да?

Ю.А.Сутягинский: Практически да.

В.В.Путин: Давайте мы посмотрим, как можно сделать вместе с федеральной помощью, вместе с институтами развития, вместе с Омской областью, хорошо?

Ю.А.Сутягинский: Спасибо.

Вопрос: Здравствуйте! Я представляю Ростовскую область, руководитель Русского агропромышленного треста. На сегодняшний день наше предприятие с 2007 года вложило в область порядка 5 млрд рублей. В 2011–2013 годы мы планируем вложить ещё примерно такую же сумму – тоже около 5 млрд рублей. Чтобы осуществить эти проекты, необходима большая залоговая масса. Есть механизм государственной гарантии, который позволяет…

В.В.Путин: Вам для того чтобы взять кредит, не хватает залоговой массы, да?

Ответ: Да.

В.В.Путин: И вы хотели бы использовать механизм госгарантий?

Ответ: Да.

В.В.Путин: А вы куда обращались по этому вопросу?

Ответ: Мы обращались в Ростовскую область. То есть тут получается ситуация, что Бюджетный кодекс противоречит… Однако сегодня в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса такие гарантии могут предоставляться только при условии 100-процентного высоколиквидного обеспечения. Таким образом, воспользоваться государственными гарантиями Ростовской области без залогового обеспечения на сегодняшний день невозможно. Это является тормозом в реализации наших проектов. Прошу Вас, Владимир Владимирович, рассмотреть нашу проблему и поручить Министерству финансов Российской Федерации совместно с Минэкономразвития детально проработать данный вопрос, инициировать внесение изменений в Бюджетный кодекс, дав право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять размер и условия предоставления обеспечения по госгарантиям.

В.В.Путин: Я посмотрю. Значит, мы можем предоставить право субъектам. У них деньги-то есть на эти цели. Если они это право будут использовать для того, чтобы приходить к нам за деньгами, то зачем им такое право?

Реплика: Может быть, какой-то другой…

В.В.Путин: Давайте посмотрим. Вы обращались к губернатору, да?

Ответ: Да.

В.В.Путин: У нас будет встреча с губернатором сейчас, после мероприятия, отдельно. Мы втроём поговорим с Виктором Алексеевичем (В.А.Зубковым). Если речь идёт о госгарантиях, по-моему, на этот год они уже исчерпаны. В этом, наверное, проблема. Что касается залоговой массы, то я уже говорил, выступая: Россельхозбанк снизил требования к объёмам залоговой массы. Так что, может быть, это уже будет возможно. У вас какой-то конкретный проект сейчас есть, который не обеспечен финансированием, да?

Ответ: Да, у нас два проекта в Ростовской области. Это строительство двух стотысячников по системе мультисайт – это ускоренное выращивание в животноводстве свиней.

В.В.Путин: Вы с Еленой Борисовной (Е.Б.Скрынник) поговорите сразу после окончания мероприятия. Сразу подойдите к ней и поговорите. Она мне доложит.

Реплика: Да, хорошо. Спасибо.

Ответ: Уважаемый Владимир Владимирович, я хотела опять вернуться к вопросу о цене на зерно. Вы правильно отметили в своём докладе, что наши цены на зерно ниже мировых. Это нехороший признак, потому что цены на зерно составляют всего 10% стоимости хлеба и действительно сильно не влияют на конечного потребителя, но на сельхозпроизводителя, на сельхозмашиностроителя это очень сильно влияет. И даже когда никаких мер не принимается (допустим, не сформирована была государственная политика по развитию сельхозмашиностроения), мы держались на ценах. И это нас очень сильно дестабилизирует. Если падают цены на зерно, падает сельхозмашиностроение наряду с производителями, химики и так далее. В мире приняты минимальные гарантированные цены (у нас их нет) и прозрачные механизмы для их реализации. Убедительная просьба, нам в России нужно это внедрить, потому что это залог стабильной ситуации не только в сельском хозяйстве и продовольственной безопасности, но и вообще в целом в России. Это первое.

В.В.Путин: Сейчас я сразу отвечу на первое. Нам тогда нужен не просто минимальный гарантированный порог, нам тогда нужно отсекать и то, что связано со сверхприбылью и завышением цен. Нам нужен тогда коридор. Вот над этим надо подумать.

Вопрос: И второе. Я ещё хочу сказать про себестоимость нашего зерна. Устаревшие технологии делают нас неконкурентоспособными. Ещё и коррупционная составляющая делает нас неконкурентоспособными. И плюс ещё цены ниже мировых. И как мы можем конкурировать? Это очень сложно. Это тормозит, конечно, и технологический процесс.

В.В.Путин: Что касается цен на уровне мировых. Мне нефтяники: дайте нам продавать внутри на уровне мировых. Вы же с этим не согласны? Нет! И я тоже нет. У нас переходная экономика, мы вынуждены немного по-другому здесь регулировать, мы не можем сразу всё отпустить. Но то, что есть диспаритет, я об этом сказал. Коллега справа выступал, он правильно говорит, и все так думают: диспаритет есть, нам нужно выстроить механизм устранения этого диспаритета, но просто ориентироваться во всём и всегда на мировые цены мы пока не можем. Удобрения мы же не можем вам продавать по мировым ценам. Поэтому мы производителей минеральных удобрений нагибаем.

Вопрос: Владимир Владимирович, ещё по засухе. Засуха – это, как многие производители уже говорили, не просто погодное явление, а это отсутствие современных технологий в сельском хозяйстве и систем эффективного управления. Ведь и прогноз урожайности… Могло бы и не приниматься решение, если бы мы знали точное количество зерна в закромах России. А это можно обеспечить спутником-мониторингом в нашей великой космической державе и плюс есть счётчики урожайности, когда можно знать, сколько тонн с гектара мы убираем. Комбайны «Россельмаш» уже оснащены этими спутниками урожайности. Поэтому, на наш взгляд, главнейшая задача Минсельхоза – это внедрение современной технологической политики. Вот Вы боретесь сейчас с монополиями, за снижение цен на ГСМ, а ведь если внедрять технологии, мы можем экономить до 30 млрд рублей в сельском хозяйстве только на ГСМ. Также можно экономнее использовать технологии, и эти инвестиции направлять на развитие инфраструктуры, развитие сельского хозяйства и так далее. Поэтому это важнейшая задача – формирование современной аграрной технологической политики.

В.В.Путин: Я в этой части полностью Вас поддерживаю. Считаю, что Вы абсолютно правы. Более того, там, где мы внедряем, допустим, системы ГЛОНАСС (космического позиционирования), – там даже в системе ЖКХ, представляете, сразу снижаются расходы по горюче-смазочным материалам, по бензинам, на 30% сразу падают. Уже никуда не ездят на сторону, потому что строго по маршруту должны функционировать. Я думаю, что и здесь, конечно, тоже нужно внедрять. Правда, это дополнительные расходы, но они оправданы. А то, что Министерство сельского хозяйства, вообще всё Правительство, всё государство должно нацеливать все отрасли экономики, в том числе сельское хозяйство на современные технологии – это очевидно. Мы всё время любим повторять, что мы работаем в условиях рискованного земледелия. А наши коллеги на северо-западе тоже в условиях рискованного земледелия, а там стабильно всё. Тоже у них есть проблемы, но постабильнее, чем у нас – это правда. Вместе с тем, я думаю, что мы все согласны: за последние годы всё-таки многое здесь изменилось к лучшему. Посмотрите, какие животноводческие комплексы у нас строятся! Любо-дорого посмотреть. На Западе ещё нет таких. На Западе ещё таких нет, а у нас есть! Понимаете, нам уже есть, чем гордиться: есть база современная. Конечно, на это нужно ориентироваться. Мы так и будем делать.

Реплика: Спасибо Вам за такую дискуссию.

Вопрос: Председатель колхоза «Сознательный» Тверской области. Вопрос: может ли сельское хозяйство существовать без земли?

В.В.Путин: Смотря какое направление. Вообще, мы все без земли не можем существовать, не только сельское хозяйство. Я шучу, конечно.

Реплика: В хозяйстве 1,5 тыс. голов скота, ведётся вывод колхозных земель из оборота.

В.В.Путин: Почему? Каким образом?

Ответ: Постановлением губернатора.

В.В.Путин: Под какие цели?

Ответ: Под застройки.

В.В.Путин: Абсолютно неправильно. Я когда выступал на АККОР,  говорил, что мы сейчас принимаем решения о том, чтобы разрешить строиться на сельхозземле только тем, кто на ней работает. Даже это решение ещё до конца не принято. А как же, каким образом они выводят вас?

Ответ: Пакет документов я передала Виктору Алексеевичу.

В.В.Путин: Посмотрим. Это Тверская область?

Ответ: Да. По оценке Минсельхоза, хозяйство признано стабильно развивающимся.

В.В.Путин: Они под жилищные застройки у вас отбирают земли?

Ответ: Да.

В.В.Путин: Я вам обещаю: мы с ним поработаем, с губернатором.

Реплика: Со старым губернатором.

В.В.Путин: Со старым? Мы с ним уже поработали. Мы посмотрим - это может быть ещё и связано с деятельностью федеральных органов, как это ни печально сказать. Это, может быть, речь идёт о нашем агентстве, которое занимается подбором земли для жилищного строительства.

Реплика: Такие же объёмы…

В.В.Путин: Но дело даже не в объёмах. Дело в том, что когда речь идёт об этом агентстве – Агентстве жилищного строительства, – то там речь должна идти только о государственных землях, неиспользуемых. Мы обязательно на это обратим внимание, я вам обещаю.

С.Барабанов: Камчатка, Рыбоконсервный завод №55, Барабанов Сергей.

На сегодняшний день на Дальнем Востоке началась лососёвая путина, и хотелось бы знать, есть ли у рыбаков поддержка со стороны Правительства в части железнодорожных тарифов по доставке лосося на российский внутренний рынок. Спасибо.

В.В.Путин: Такая проблема возникает практически каждый год. Посмотрим. По-моему, в 2007 году мы субсидировали, отдельно были перевозки именно для рыбаков. Посмотрим, что можно сделать в этом году, но нужно будет в любом случае там гасить выпадающие доходы РАО РЖД, если они введут какие-то дополнительные льготы. Как вы знаете, при перевозке на длинные расстояния (это касается Дальнего Востока и Восточной Сибири) действует льготный тариф, а за перевозку товаров свыше 1100 км (при перевозке товаров больше чем на 1100 км) применяется понижающий коэффициент 0,5. Но я понимаю, что для рыбаков это может быть и недостаточно, имея в виду стоимость самой продукции. Мы посмотрим ещё раз, ладно?

Реплика: Спасибо.

Вопрос: Владимир Владимирович, можно вопрос из Мурманска? Рыбопромысловая компания «Робинзон». У нас пять больших морозильных кораблей, работают, грубо говоря, по всему «шарику» на всех видах рыб. Экипажи большие, на каждом корабле не менее 80 человек. Рыбу, прошу заметить, поставляем исключительно на рынки России и в порты России, за рубеж ничего не продаём. Здесь для Вас письмо у нас есть от компании. Вопрос такой, ну не вопрос, я хотел бы письмо передать от компании. Почему мы, например, строим современный корабль в Сингапуре, а не на верфях России и не по российским проектам? Здесь всё написано. Ну и некоторые пожелания ещё для Вас. И встречный ещё вопрос. Вы тут говорили об аквакультуре. По Вашему поручению Правительством России разработан проект закона «Об аквакультуре» и внесён в Государственную Думу. В нём заложены дополнительные стимулы развития этого вида деятельности. Хотелось бы попросить Вас ускорить приём этого закона.

В.В.Путин: Хорошо. По поводу строительства судов. Как вы предпочитаете строить: под киль или под квоты?

Ответ: Можно сказать, и то, и другое.

В.В.Путин: Ладно, давайте, я посмотрю. У нас такая большая дискуссия с рыбаками и с судостроителями, как и подо что кредиты давать.

Вопрос: Большое спасибо. Цариев Игорь Сергеевич, председатель совета директоров «Агросоюз “Донской”», Ростовская область. Уважаемый Владимир Владимирович, сегодня здесь очень чётко прозвучало, что очень важны технологии и машины. Но я хотел бы осветить тот вопрос, который, наверное, самый главный, – это людские кадры. Мы сегодня сталкиваемся с очень большой проблемой нехватки всех звеньев в хозяйстве. Я проруководил хозяйством 10 лет, и каждый год у нас эта проблема всё острей и острей. Хотелось бы попросить обратить внимание на все уровни образования: профессионально-техническое, техническое и высшее.

И второй вопрос – отсутствует полностью система закупок. Я в своё время работал во Франции и там проблема со сдачей своей продукции (начиная от 5 кг и заканчивая тоннами) решена на 100%. Сегодня эта проблема у нас стоит, то есть замена той системы, которая была (потребкооперация или какая-то другая), и это тоже очень важно.

И третий вопрос передали жители нашего села Лопанки. Он не имеет прямого отношения, может быть, сегодня к нашему собранию, но это вопрос того, кто будет сидеть в этом зале через 10 или 20 лет. Жители очень просили обратить внимание на телевизионную популяризацию тружеников, героев – тех людей, которые своими руками создают, и вообще на качество телевидения сегодня в России, чтобы мы, Владимир Владимирович, создавая машины, не теряли тех людей, которые на них будут работать в будущем. Это молодёжь.

В.В.Путин: Вот это мы и должны с вами решить вот в таком диалоге – когда и что считать своевременным. То, что касается популяризации тех, кто работает своими руками, своим талантом создаёт материальные ценности, предоставляет гражданам страны услуги высокого качества, то, конечно, я с Вами согласен – на экранах телевизоров, в кинотеатрах этого недостаточно. И всё там выковыривают какие-то жареные факты вместо того, чтобы заняться как следует этой проблематикой. Она очень важна. И что самое главное – она не просто важна, там есть о чём говорить талантливым людям, потому что, как правило, если человек делает что-то талантливо и добивается результатов, успехов, то это вообще красивая история. Она может быть презентована обществу и должна быть презентована! Но это вопрос, к которому мы возвращаемся постоянно. Спасибо, что обратили на это внимание.

Что касается образования, я тоже об этом говорил, мне здесь добавить нечего – будем работать над этим, полностью с Вами согласен. Это касается не только образования и науки в области сельского хозяйства, это касается образования вообще – высшего, специального образования, среднего образования. У нас целая программа намечена, будем работать.

О.Г.Назаренко: Ростовская область, Назаренко Ольга Георгиевна. Агрохимический центр «Ростовский» – служба, которая стоит на страже плодородия почв. Вы сегодня подняли этот вопрос и говорили о том, что нужно проводить районирование. Я хочу сказать, что районирование можно провести только тогда, когда у нас есть материалы – материалы обследований. Последнее обследование у нас было 20 лет назад, поэтому нам необходимо обновить эти материалы. Мы предлагаем в программу развития АПК, которая формируется, ввести подпрограмму «Мониторинг плодородия» или «Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения», куда включить проведение именно почвенных обследований, потому что только на основе этих материалов мы можем провести и выполнить те задачи, которые Вы сегодня поставили. Это функция именно федеральной структуры: регион не может участвовать в проведении этих работ. И мы очень просим обратить внимание именно на это. Потому что существует служба, этой службе нужно выполнять эти задачи на основе определённого финансирования.

Спасибо.

В.В.Путин: Правильно абсолютно Вы поставили вопрос. Должен сказать, что мы понимаем всю актуальность этой проблемы, и с 2012 года работа в этом отношении будет интенсифицирована, и соответствующие ресурсы на это выделяются.

А.В.Князев: Уважаемый Владимир Владимирович! Князев Александр Викторович. Мы несколько лет подряд занимались агрострахованием, получали субсидии, причем субсидии серьёзные – всё же 50% государство выплачивало всегда исправно. Но страхового случая до 2010 года не было до тех пор, пока не наступила засуха. Мы в прошлом году потеряли больше 50% урожая, причём соблюдали каждый пункт. Это сложно, конечно, вообще выполнить, потому что у нас шесть агрономов, два юриста, но выполняли каждый пункт страховой компании. Выполнили, выиграли суд, и на сегодняшний день – ноль. То есть они даже не вернули наши деньги, которые мы им как премию выплачивали.

В.В.Путин: То есть они не выполняют решение суда?

Ответ: Да, у нас есть документы. Мы можем их предоставить, кстати.

В.В.Путин: Дайте. Они исполнят, я думаю.

Реплика: Хорошо.

В.В.Путин: У нас время от времени поругивают службу исполнения, судебных приставов. Я думаю, это как раз тот случай, где они должны применить все свои властные полномочия. Только дайте, чтобы не потерялось.

Л.И.Симонова: Уважаемый Владимир Владимирович! Я руководитель крестьянской ассоциации Симонова Людмила Ивановна, Брянская область. Все мы понимаем демографию. На селе ещё теплятся сегодня многодетные семьи, в которых трое и более детей. Вы знаете, у меня есть такое предложение – я считаю, хорошее. Давайте мы в программу «Народного фронта» запишем. Есть молодёжь, которая сегодня на селе по ипотеке покупает жильё: очень дорого, большие проценты и очень сложно всё это выплачивать. Давайте сделаем так: первого родили – тренируются, второго родили – 50% от ипотеки им сбросили, родили третьего ребенка – 100% полностью освободить от уплаты. И поверьте, наша страна от этого не обеднеет, а только разбогатеет. Спасибо!

В.В.Путин: Предложение, безусловно, очень правильное и хорошее. Вы знаете, что мы внедрили программу стимулирования рождения второго ребенка. Вот сейчас за третьего предлагаются земельные участки и так далее. Но, конечно, первая часть явно эффективная, она явно сработала.

Что касается приобретения жилья, это очень важный, может быть, даже один из ключевых вопросов планирования семьи. Должен вам сказать, что во многих регионах Российской Федерации уже внедрено то, что Вы сейчас предложили. Рождается второй ребенок – субъект берёт на себя 50% оплаты ипотеки, третий ребенок – вообще списывается целиком. Я не помню, по-моему, в Чувашии так? В отдельных регионах точно есть. И мы будем стремиться к тому, чтобы распространять этот способ решения жилищной проблемы на всю территорию России. Не везде это возможно по финансовым соображениям, но будем искать финансовые возможности для поддержки с федерального уровня. Это очень правильное предложение. Надо прямо сказать, проблема заключается в финансовых возможностях бюджета, но мысль – в абсолютно правильном направлении.

С.Н.Серов: Алтайский край. Серов Сергей Николаевич, председатель агропромсоюза. Уважаемый Владимир Владимирович, наша уважаемая делегация Алтайского края – это руководители лучших предприятий, сельхозорганизаций Алтайского края. Мы уезжаем отсюда с очень хорошим настроением. Первое. Довольны Вашим докладом, выступлением. Вы на многие вопросы нам ответили. Второе. У нас идут дожди, причём хорошие дожди, поэтому мы уже будем с урожаем. И конечно, я думаю, Россия с гречкой будет, то, что мы увеличили посевы гречихи, 80% объёмов по России мы (Алтайский край) закроем.

Владимир Владимирович, есть вопрос. Конечно, очень трудно сегодня сельхозпредприятиям, и переработке в том числе, попасть в торговые сети – на полку, как мы говорим, Вы тоже это отметили. Дело в том, что особенно сейчас по молочной продукции торговые сети всё-таки заполнены, как Вы точно подметили, суррогатной продукцией, то есть на основе пальмового масла и так далее. И,  конечно, у нас в регионах в связи с наступлением весенне-летнего периода, когда, как мы говорим, большое молоко начинается, возникают трудности сбыта продукции – сыра, масла. В Алтайском крае, я Виктору Алексеевичу (В.А.Зубков) писал записку, у нас 6,5 тыс. т высококачественного твёрдого сыра лежит сегодня и 1,1 тыс. т сливочного прекрасного масла. И, безусловно, раз реализация не идёт, то закупочные цены падают… Хотелось бы поступить, как с огурцами, и вот с этой суррогатной продукцией. Спасибо.

В.В.Путин: Как Вас зовут, извините?

С.Н.Серов: Сергей Николаевич.

В.В.Путин: Сергей Николаевич, повод нужен. Был бы повод – с удовольствием бы, хоть завтра! Онищенко (Г.Г.Онищенко – главный санитарный врач Российской Федерации) сидит, руки потирает, ждёт команды. Вы знаете, что мы приняли закон о торговле. Надеюсь, что он всё-таки хоть как-то… Я знаю, что некоторые производители считают, что недостаточно эффективно работает, но хоть как-то влияет на то, что происходит в сфере торговли. Видимо, нужно… Должен вам сказать, что просто пришлось, что называется (как сейчас это говорят), в ручном режиме пробивать этот закон – просто пробивать. Столько там ходоков было, которые бегали по Государственной Думе и не давали его провести в жизнь! Сам не ожидал, что так будет трудно. Лично пришлось звонить туда несколько раз, собирать людей. Невозможно было протащить! Но я понимаю, что, наверное, и этих механизмов пока недостаточно. Мы будем думать над тем, чтобы совершенствовать способы доведения до прилавков того, что производится у нас в России, вами производится. И при каждом удобном случае будем подставлять вам плечо. Это одно из таких генеральных направлений в развитии сельского хозяйства – обеспечение, доведение до потребителя произведённого в России продукта. Будем делать обязательно!

Вопрос: Владимир Владимирович, я представитель той потребительской кооперации, которая когда-то была. Коллега выступал сейчас, говорил: помните когда-то была? Но она есть!

В.В.Путин: Он прав. Надо развивать её. Она у нас как-то зачахла.

Реплика: Нет. Я хочу сказать, что она есть!

В.В.Путин: Она есть, только он её не видит почему-то.

Реплика: Я о другом хочу сказать. Я хочу сказать о том социальном налоге, который сегодня предполагается для торговых предприятий, в том числе для предприятий потребительской кооперации: он сделает то, что её не будет, а предприятия будут банкротами, вот и всё… А это село, это люди. Я представитель волгоградской потребкооперации. Мы обслуживаем 300 тыс. сельского населения. То, о чём сегодня говорят, мне всё это понятно, я это вижу своими глазами.

В.В.Путин: У нас же для сельхозпроизводителей введён особый порядок. Но на потребкооперацию это не распространяется, да?

Ответ: На неё вообще ничего не распространяется! Абсолютно! Ни льготы, ни кредиты, ни-че-го! Мы живём за счёт собственных оборотных средств. Но делаем очень большое дело, на мой взгляд, очень большую работу выполняем. Мы, например, как это ни парадоксально звучит, содержим убыточные магазины. Мы заведомо знаем, что они убыточны, но мы их содержим, потому что мы понимаем, что, кроме наших завозов продукции, никто ничего не привезёт. Это нам обходится в год в 25 млн. Это не потому, что мы такие богатые и не умеем считать, – просто нас так воспитали в системе потребительской кооперации, потому что потребительская кооперация всегда рядом с властью работала, всегда функции власти выполняла, а власть у нас всегда заботилась о людях. Поэтому у меня к Вам очень большая просьба, потому что, Владимир Владимирович, Вы – наша надежда, Вы – наша опора, поверьте мне. И мы надеемся, что Вы примете правильное решение…

В.В.Путин: Вы сказали о том, что власть всегда заботилась о людях. Да, будем считать, что так оно и есть. Для того чтобы позаботиться о людях, мы должны были пенсии поднять в прошлом году, объявили о программе модернизации здравоохранения и модернизации школьного образования, в том числе и на селе. Это потребовало от нас большого количества дополнительных ресурсов тем более в условиях кризиса. Мы планировали поднять социальные выплаты и перейти на страховые принципы формирования этих фондов 1 января 2010 года. Имея в виду ситуацию кризиса и непростое положение отечественной экономики и предприятий различных секторов этой экономики, мы взяли эти расходы на бюджет и не повысили с 1 января 2010 года социальные отчисления, целиком отфинансировали их из резервных фондов, накопленных за предыдущие годы. Но сохранять такую ситуацию постоянно невозможно: мы просто полностью исчерпаем эти резервные фонды и разрушим бюджет. Поэтому было принято решение о повышении социальных выплат, там 34%, вы знаете. Вместе с тем, имея в виду положительную динамику экономики текущего года, мы это решение пересмотрели. Оно было объявлено сейчас на Экономическом форуме в Петербурге – 30% и 20%. Я понимаю, наверное, и 30% для вас тяжеловато. Я сейчас должен сказать, что вот после принятия этого решения о снижении социальных выплат, выпадающие доходы федерального бюджета составляют сотни миллиардов рублей. Сотни миллиардов рублей! И я вам скажу честно: я пока не знаю, где их взять, для того чтобы решить, в том числе, и вопросы по субсидированию ставок по сельскому хозяйству, для того чтобы решить другие вопросы, которые здесь сегодня ставились, – по развитию здравоохранения, по субсидированию жилья для молодых специалистов и так далее. И у нас с вами при этом дефицит бюджета. Тем не менее, ещё раз хочу сказать это, имея в виду позитивную динамику развития экономики: мы посмотрим, что можно сделать для таких предприятий, как ваше. Может быть, с 30% их туда утащить хотя бы на 20%. Посмотрим обязательно, мы посчитаем это.

Вопрос: Владимир Владимирович, Калужская область, Мосальский район, сельское поселение, село Боровенск, глава администрации Клюева Антонина Алексеевна.

Нас постоянно призывает Россельхозбанк, и не только нас – частных лиц и фермерские хозяйства, чтобы все брали кредиты. Я думаю, что я выражу мнение всех фермеров, когда скажу, что.… Например, у нас образовалось в прошлом году фермерское хозяйство, их у нас по району не так много. У них есть залоговая база, есть скот свой (и потом они уже закупали скот), есть земля 300 га, есть помещение. Но чтобы получить кредит, надо собрать столько бумаг! Когда всё собрали, пришли получать кредит, оказывается, что первые уже просрочены, срок прошёл, потому что там 30 дней только и всё начинается снова. Всё-таки я считаю, что 30% от залоговой базы – это, наверное, мало. Я просто хотела попросить Вас: может быть, Вы как-то можете поспособствовать в упрощении этой системы получения этих кредитов? Спасибо.

В.В.Путин: Я, когда выступал, как раз об этом говорил, что нужно упрощать процедуры и снижать объёмы залоговой массы, я сказал уже об этом. Я с Вами согласен и жду предложений от руководства Россельхозбанка.