Версия для слабовидящих

17 марта 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации

«Нам нужны эффективные и доступные банковские инструменты и услуги, ориентированные на граждан, – это доступная ипотека, потребительское кредитование, образовательные кредиты, возможность взять ссуду на дополнительное обучение детей, на ремонт своего дома или квартиры, на переезд к другому месту работы».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте начнём с оперативных вопросов. Я попрошу Алексея Леонидовича Кудрина доложить о ходе исполнения федерального и консолидированных бюджетов России. Пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Бюджет двух месяцев исполняется по плану, сверх плана идут доходы. Суммарно мы собрали за два месяца 1 трлн 505 млрд рублей, что на 196 млрд рублей больше, чем за этот период прошлого года. Расходы составили 1 трлн 452 млрд рублей – тоже идут по плану, хотя мы, как всегда, обращаем внимание министерств и ведомств на необходимость равномерного использования бюджетных средств в течение года. Первые два месяца использовали с некоторым профицитом, небольшим, – 0,7% ВВП, расчётного ВВП. Я бы ещё хотел отметить, что Министерство финансов, как и планировалось, довело в начале года все лимиты до всех министерств и ведомств в размере 98,8% от всех расходов. Таким образом, мы уже несколько лет работаем в таком режиме, что в начале января открываются все лимиты всем министерствам.

Сумма недоведённых лимитов на данный момент составляет 92 млрд рублей по тем решениям, которые еще в ближайшее время выйдут, и тем самым – я имею в виду Постановление Правительства – тогда они тоже будут доведены: всего 92 млрд. Остальная сумма доведена. При этом сами министерства и ведомства до своих подведомственных учреждений, которые должны знать, конечно, свой план расходов до конца года, довели только 54%, то есть недостаточно. И таким образом, многие подведомственные учреждения даже не знают лимитов до конца года, а уже скоро конец I квартала. Я хотел бы обратить на это внимание.

И ещё один момент, который требуется подчеркнуть, – это то, что все дополнительные (сверхплановые) нефтегазовые доходы мы не сможем в этом году направлять на расходы. Нам нужно удержаться от направлений нефтегазовых доходов на расходы, чтобы не изменить тенденцию по снижению инфляции. Сейчас всё-таки удаётся снизить темпы инфляции, то есть ситуация даже более оптимистичная, чем была месяц назад, но нам нельзя монетарные факторы опять ослабить.

Поэтому мы не планируем направлять нефтегазовые дополнительные доходы на расходы.

В.В.Путин: Сколько сейчас накопленная инфляция?

А.Л.Кудрин: Примерно 3,6 %.

В.В.Путин: За месяц сколько она набежала?

А.Л.Кудрин: За месяц? Здесь Сергей Михайлович (С.М.Игнатьев, глава Центробанка) может...

С.М.Игнатьев: Дополнительные деньги – 0,3 %.

В.В.Путин: 0,3, да?

С.М.Игнатьев: 0,3, да. Мы рассчитаем где-то на 0,6 % в марте. А в целом мы считаем, что можем вложиться в наш целевой ориентир – 6–7% за год.

В.В.Путин: То есть темп снизился?

С.М.Игнатьев: Снизился.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, я почему подчёркиваю этот момент про нефтегазовые доходы? От министерств и ведомств пошли активные заявки, исходя из того, что...

В.В.Путин: Запахло деньгами.

А.Л.Кудрин: Мы должны придерживаться чёткого правила. Оно важно для инвесторов – и для тех, кто работает с Россией, и для наших российских инвесторов, что не произойдёт увеличения денежного предложения, которое вызовет дополнительную инфляцию.

В.В.Путин: Мы договаривались, напомню коллегам, о том, что мы часть этих ресурсов будем направлять на снижение дефицита бюджета и начнём пополнять резервные фонды.

А.Л.Кудрин: У нас ненефтегазовые доходы по этому году планируются более 200 млрд рублей – ненефтегазовые! И они, конечно, могут быть потрачены. Большей частью по ним решения уже приняты. Но я могу напомнить, допустим, одно решение по снижению страховых платежей малого бизнеса с 34 до 26, которое было принято в конце декабря. В связи с этим нам надо будет увеличить трансферт Пенсионному фонду при ближайшем изменении бюджета примерно на 80 млрд – 80–82 млрд рублей.

Мы также принимали решение по больничным для беременных женщин – это ещё 16 млрд. Таких решений, которые уже приняты, у нас набирается уже больше чем на 150 млрд рублей. Поэтому мы ещё раз говорим, что нам нельзя в течение года существенно наращивать расходы.

Возвращаясь к субъектам Российской Федерации, напомню, что доходы за два месяца составили 745 млрд рублей. Рост доходов составил 8%, что на 55 млрд рублей больше по сравнению с этим же периодом предыдущего года. Прибыль выросла на 74%, то есть всё-таки это говорит о хорошей динамике бизнеса – именно наращивании прибыли после кризисных годов. Растут и поступления от налога на доходы физических лиц –  на 10%. Акцизы даже несколько снизились. Налог на имущество сохранился. Расходы, соответственно, составили 664 млрд, или на 10% больше, чем за этот же период прошлого года. С дефицитом за два месяца свели свои бюджеты 30 регионов, с профицитом – 53 региона. Но в целом, я думаю, что два месяца пока…

В.В.Путин: С профицитом 53 региона?

А.Л.Кудрин: Да, 53 региона. Это примерно ситуация, как у нас. Часть расходов будет осуществляться во второй половине года, поэтому сейчас доходы пока чуть выше. Но более объективная ситуация по дефицитам – как для федерального бюджета, так и для субъектов – будет понятна во втором полугодии.

В целом просроченная задолженность по заработной плате была незначительная: буквально единичные случаи в субъектах Российской Федерации, но и она снизилась примерно на 50%. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо большое. Шматко Сергей Иванович, пожалуйста. Я в начале марта просил вас изучить возможность и целесообразность создания производств по сжижению природного газа на юге России – на Чёрном море. Каковы результаты?

С.И.Шматко: Уважаемый Владимир Владимирович! В соответствии с Вашим поручением Минэнерго России в настоящее время ведёт проработку нескольких альтернативных вариантов транспортировки газа в рамках проекта «Южный поток». Сегодня нами прорабатываются традиционная часть с прокладкой подводной части по дну Чёрного моря, организация челночных поставок охлаждённого компримированного газа по так называемой технологии «СПГ-лайт» в пределах Чёрного моря, организация челночных поставок просто компримированного газа как альтернатива, также организация челночных поставок СПГ в пределах бассейна только Чёрного моря и с выходом на средиземноморские направления. А также, Владимир Владимирович, как альтернатива – поставки СПГ с полуострова Ямал.

Сегодня можно точно утверждать, по предварительным нашим данным оценок на капитальные затраты, что строительство просто завода СПГ в бассейне Чёрного моря с поставкой только в пределах Черноморского бассейна – наиболее затратный вариант. Но экономика совершенно улучшается, если мы рассматриваем возможность выхода газовозов в Средиземное море и дальше на глобальный рынок.

Я уже Вам докладывал, что экономика СПГ по сравнению с поставкой газа по трубам выглядит привлекательно, когда плечо транспортировки – от 2,5 тыс. км до 3,5 тыс. км и более. Сегодня мы можем утверждать, Владимир Владимирович, что в рамках опять же предварительных наших оценок самым привлекательным направлением являются поставки сжиженного природного газа с полуострова Ямал. Почему? Потому что всё-таки существенную часть в себестоимости играет транспортировка, в том числе по территории России. Поэтому мы считаем, что для обеспечения поставок газа, российского газа, европейским потребителям в виде сжиженного природного газа сегодня важным является следующее направление - когда газ максимально приближен к месту добычи. В этой связи мы уже в ближайшее время совместно с «Газпромом» будем готовы предложить более уточнённые данные. Но уже можно сделать вывод, Владимир Владимирович, что у России для выполнения своих обязательств по проекту «Южный поток» не существует, скажем так, «узкого горла», а существует несколько альтернатив, которые нам позволят успешно реализовать этот проект с экономической целесообразностью.

В.В.Путин: Хорошо. Сейчас «Газпром» заканчивает свой проект на Сахалине. Газовая труба подойдёт к газораспределительной станции и затем будет использована на теплоэлектростанциях. В этой связи я хочу ещё раз попросить Министерство финансов, Министерство энергетики, Сергей Иванович, Вас посмотреть на ценообразование. Это вопрос, связанный с роялти при работе с нашими инопартнёрами. И в целом по Дальнему Востоку нам нужно посмотреть на проблемы энергетики. Сегодня к вечеру, пожалуйста, соображения в общих чертах доложите, и мы посмотрим, как будем дальше развивать эту тему.

Так, пожалуйста, Александр Дмитриевич Жуков. Подписано Постановление Правительства о государственной программе «Доступная среда» на 2011–2015 гг. Пожалуйста, об основных параметрах этой программы.

А.Д.Жуков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Программа «Доступная среда» касается 13 млн инвалидов в Российской Федерации, но не только инвалидов, но также и других маломобильных категорий граждан. Это пожилые люди, это беременные женщины, это женщины с колясками. И суть этой программы заключается в том, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ прежде всего людям с ограниченными физическими возможностями к приоритетным объектам и услугам. Что имеется в виду в первую очередь? Объекты здравоохранения, объекты образования, культуры, спорта, то есть то, что необходимо людям в их повседневной жизни. Общий объём финансирования программы – около 47 млрд рублей. Чего в качестве результатов этой пятилетней программы мы должны добиться, каких показателей?

Доля общеобразовательных учреждений, прежде всего школ, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно детям-инвалидам и детям, не имеющих каких-либо ограничений по здоровью, в результате реализации программы должна увеличиться в 8 раз. Конечно, это не значит, что будут охвачены все школы, но 20% школ по итогам реализации программы будут такими.

Доля городского транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов, увеличится в 2 раза. Количество телевизионных программ с субтитрами на всех общедоступных каналах увеличится в 9 раз. И что тоже очень важно, доля граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, увеличится по результатам программы в 5 раз. Вот это основные показатели этой пятилетней программы. Конечно, мы на этом не будем останавливаться, будем её продолжать. Но сейчас чрезвычайно важно, что именно этой категории будет уделено большое внимание.

В.В.Путин: Спасибо. Нужно только, чтобы на практике всё это реализовывалось, чтобы это не осталось у нас на бумаге. Вопрос создания комфортных условий для наших граждан с ограниченными возможностями является одним из приоритетов. И мы об этом сказали, присоединились ко всем международным документам по этому вопросу, приняли сейчас свою программу. Дело за тем – чтобы реализовывать намеченные планы.

Министерство связи продолжает работу с европейскими операторами по снижению услуг роуминга. Сделано ещё несколько шагов в этом направлении, в том числе с финскими партнёрами. Пожалуйста, Игорь Олегович (обращаясь к И.О.Щёголеву).

И.О.Щёголев: Владимир Владимирович, мы с Вами во время переговоров в Брюсселе в феврале поставили перед Европейской комиссией вопрос о присоединении России к европейской модели регулирования, и при этом оговорили, что параллельно мы будем вести переговоры на двусторонней основе, поскольку в настоящее время это – та часть рынка, которая регулируется операторами между собой. Финские коллеги нас поддержали. Мы вчера подписали меморандум (подписи под ним поставили и два министерства, и основные игроки телекоммуникационного рынка) о том, что тарифы сейчас неадекватные современному положению вещей, что нужно стремиться к их урегулированию на том уровне, который существует в Европейском союзе. И до 1 мая наши компании должны будут представить конкретные предложения и достигнуть конкретных договорённостей, с тем чтобы впоследствии мы могли положить это в основу регулирования роуминговых тарифов между Россией и другим операторами в Европе в целом. Со своей стороны мы готовы в ближайшее время обсудить этот вопрос на уровне СНГ, с тем чтобы и в рамках СНГ попытаться найти такую же модель, как существует в Европейском союзе, чтобы сделать тарифы существенно ниже существующих и приемлемыми и объяснимыми с точки зрения наших потребителей.

В.В.Путин: Хорошо. Я вас прошу эту работу продолжать, с тем чтобы результат был заметен, так же как и здесь, у нас внутри страны, по роумингу.

Несколько слов о сегодняшней повестке дня. Начну с вопросов, связанных с укреплением отечественной кредитно-финансовой системы. Напомню, что в январе мы провели совещание, на котором подробно обсудили стратегию развития банковского сектора России. И эту стратегию мы рассчитывали до 2015 года. При подготовке этого документа были учтены уроки глобального финансово-экономического кризиса. И, конечно, мы ориентировались на новые требования к работе нашей банковской системы, которая должна служить эффективным механизмом решения задач развития, в полной мере отвечать запросам экономики и граждан страны.

Во-первых, главный акцент мы должны сделать на качественный рост банковского сектора, на повышение его устойчивости, расширение его ресурсной базы. России необходим банковский бизнес с высоким уровнем конкуренции и капитализации. Нам необходим такой банковский бизнес, который базируется на передовой банковской инфраструктуре, на внедрении перспективных банковских технологий, использует современные методы корпоративного управления.

Во-вторых, важно стимулировать отечественные кредитные организации к активному участию в модернизации реального сектора экономики, создавать благоприятные условия для притока банковского кредита в сферу инноваций и высоких технологий – словом, аккумулировать национальные накопления в капитал для развития.

Третье. Нам нужны эффективные и доступные банковские инструменты и услуги, ориентированные на граждан. Это доступная ипотека, потребительское кредитование, образовательные кредиты, возможность взять ссуду на дополнительное обучение детей, ремонт своего дома или квартиры, переезд к другому месту работы.

Отмечу, что в Стратегии развития банковского сектора обозначены весьма серьёзные ориентиры. Так, планируется, что к концу 2015 года объём российских банковских активов должен составить порядка 90% от ВВП страны. По состоянию на 1 января 2011 года они оцениваются в 74,5%. Суммарный капитал банков должен вырасти до 15% ВВП. На 1 января 2011 года это – 10,4%. Объём кредитного портфеля предприятиям реального сектора и физическим лицам должен увеличиться до 55–60% ВВП (на 1 января 2011 года – это 41%).

Ставя такие цели, мы можем опираться на хорошую уже существующую сегодня базу. Да и текущие тенденции показывают, что российский банковский сектор набрал позитивную динамику и активно восстанавливается после кризиса. Активы банков за 2010 год увеличились почти на 15%, объём выданных кредитов увеличился более чем на 12,5%, а банковские вклады населения возросли аж на 31,2%, что является одним из показателей устойчивого доверия граждан к банковской системе страны.

Отмечу, что российская банковская система уже давно стала частью глобального финансового рынка. И чтобы повышать нашу конкурентоспособность, нужно быстрее переходить на общепризнанные в мире международные стандарты, прежде всего в части банковского надзора и регулирования. Сегодня мы как раз рассмотрим ряд поправок в законы о Банке России и банковской деятельности.

Несколько слов, в чём суть этих поправок. Мы распространяем нормы, принятые в международной практике, на действующие в России банковские группы и холдинги, чётко прописывается, какую информацию о своей работе они обязаны раскрывать и предоставлять Банку России.

Следующий вопрос повестки дня также связан с совершенствованием институтов экономического и инновационного развития. Речь идёт об укреплении системы страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков. Предлагаемый законопроект направлен на укрепление позиций российских экспортёров высокотехнологичной продукции и услуг на внешнем рынке, на защиту интересов наших компаний, вкладывающих средства в крупные международные проекты.

Закладываются правовые основы деятельности специального Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Напомню, что решение о его создании было принято в прошлом году на наблюдательном совете Внешэкономбанка. Именно этот банк выделит средства на формирование ресурсной базы данного института. Новая структура будет оказывать поддержку экспортёрам, брать на себя возможные финансовые риски. Уже в этом году агентство сможет застраховать экспортные кредиты в объёме до 1 млрд долларов, а к концу 2013 году планируется обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств на общую сумму более 14 млрд долларов.

Ещё один вопрос повестки дня хотел бы тоже отметить. 19 января мы встречались с представителями ветеранских организаций, обсудили очень широкий круг вопросов, которые волнуют людей старшего поколения. Это и пенсионное обеспечение, и здравоохранение, и жилищно-коммунальное хозяйство, и создание условий для активной, полноценной, востребованной жизни.

Все эти темы находятся в сфере ответственности разных ведомств и уровней власти. Нам нужна целостная, эффективная политика, направленная на решение проблем людей старшего поколения. Нужна обратная связь с этой категорией наших граждан. И для этого необходимо использовать тот потенциал, которым обладают общественные организации ветеранов, поэтому в ходе январской встречи мы договорились о создании при Правительстве координационного совета по делам ветеранов. Сегодня примем решение о его создании.

Очень важная тема – это участие ветеранских объединений в патриотическом воспитании молодёжи, подрастающего поколения. Добавлю, что такие же советы и совещательные органы предлагается создать на всех уровнях власти – и в регионах, и в муниципалитетах. Кроме того, при поддержке совета будут формироваться сети консультативной, правовой и социальной поддержки людей пожилого возраста. И здесь рассчитываем на активную работу ветеранских организаций.

Со своей стороны продолжим оказывать помощь общественным объединениям, которые выполняют важные социальные функции. И в 2011 году, напомню, общественным организациям мы за счёт федерального бюджета будем выделять 900 млн рублей, на ветеранские организации в том числе – 270 млн рублей. Это предусмотрено Постановлением Правительства, напомню, от 27 декабря 2010 года. А в дальнейшем намерены запустить специальную программу по созданию некоммерческих объединений, включая и ветеранские организации, и их поддержке. На финансирование этой программы с 2011 по 2013 год планируем направить 4,5 млрд рублей.

Давайте начнём работать.

Дополнительные материалы по теме