Версия для слабовидящих

20 января 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Правительства Российской Федерации

«Наша задача – выработать конкретный план действий и определить базовые проекты на долгосрочную перспективу, чтобы обеспечить устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности России в посткризисном мире. Считаю необходимым подчеркнуть ещё раз: у нас есть все возможности выйти на траекторию устойчивого, стабильного развития в посткризисном мире. Мы должны использовать все наши конкурентные преимущества».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я вначале хочу передать вам привет от наших белорусских коллег. Мы только что закончили переговоры с правительственной делегацией. Поговорили и о развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве вообще и в рамках единого экономического пространства. Поговорили о решении проблем, которые особенно актуальны в двустороннем плане. На мой взгляд, нашли вместе приемлемые развязки и направления для совместной работы.

Но начать нашу сегодняшнюю встречу хотел бы также с вопроса, который не имеет прямого отношения к нашей повестке дня. Сейчас все ведущие государства формируют свои стратегии развития в условиях посткризисного мира. Такая задача, конечно, стоит и перед нашей страной.

Нам нужна модель роста, учитывающая современные реалии, способная обеспечить решение ключевых задач по модернизации экономики, повышению эффективности социальной сферы и системы госуправления.

Естественно, такая программа действий должна стать предметом самого широкого общественного и профессионального обсуждения. Это актуально для нас ещё и в связи с тем, что в рамках программы стратегия развития экономики до 2020 года с 2012 года у нас должен наступить второй этап реализации этой стратегии. Имею в виду, что в первой части мы должны были принять (и мы фактически всё это сделали) необходимые базовые документы, начать реализацию отдельных направлений нашей работы. Теперь мы естественным образом подходим к 2012 году, ко второму этапу, который и прописан в стратегии развития страны до 2020 года.

Но, конечно, сейчас с учётом опыта, который накоплен страной, нашей экономикой, прошедшей или проходящей мировой финансовый, экономический кризис, мы, конечно, должны будем вносить определённые коррективы.

Мы хотели привлечь к этой работе и федеральные органы власти, и региональные, и бизнес-сообщество, и ведущих специалистов-аналитиков. В том числе считаю возможным привлечь к этой работе и признанных авторитетных зарубежных экспертов. В декабре 2010 года, как вы знаете, я просил Высшую школу экономики и Российскую академию народного хозяйства, и государственные службы подумать об организации и формах такой экспертной работы.

Хочу проинформировать, что на основе поступивших предложений сегодня мною подписано соответствующее поручение. И прошу, Игорь Иванович Шувалов, Вас определить перечень необходимых экспертных групп по актуальным проблемам социально-экономической стратегии развития России с 2012 по 2020 год, а также кандидатуры руководителей таких групп. Соответствующие предложения прошу представить в трёхдневный срок. В течение двух недель прошу утвердить персональный состав указанных групп. Ход проводимой экспертной работы мы будем рассматривать ежеквартально на заседаниях Правительства Российской Федерации. В августе 2011 года заслушаем промежуточный, а в декабре 2011-го итоговый доклад о результатах экспертных проработок. Прошу Володина Вячеслава Викторовича принять необходимые меры по организации соответствующих заседаний Правительства и в целом обеспечить тесный контакт и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и экспертных групп. Прошу заместителей Председателя Правительства, всех членов Правительства, руководителей регионов Российской Федерации оказывать экспертным группам всю необходимую помощь и поддержку. Рассчитываю на активное участие в этой работе и Академии наук Российской Федерации. Общую координацию и ответственность за проведение этой работы возлагаю на Шувалова Игоря Ивановича.

Хочу подчеркнуть: наша задача – выработать конкретный план действий и определить базовые проекты на долгосрочную перспективу, чтобы обеспечить устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности России в посткризисном мире. Считаю необходимым подчеркнуть ещё раз – у нас есть все возможности выйти на траекторию устойчивого, стабильного развития в посткризисном мире. Мы должны использовать все наши конкурентные преимущества.

Теперь по повестке дня. Прежде всего выделю вопрос, связанный с поддержкой высокотехнологичного бизнеса. Напомню, что в 2009 году мы предоставили нашим вузам и научным центрам право открывать малые инновационные и внедренческие предприятия, вносить в их уставные капиталы результаты своих разработок. Сделали это, чтобы стимулировать становление национальной инновационной среды, дать возможность вузам и исследовательским центрам сохранить свои перспективные кадры, создать привлекательные и интересные рабочие места для студентов, выпускников вузов, аспирантов. Для таких предприятий предусмотрен целый набор преференций. Так, они могут беспрепятственно использовать упрощенную систему налогообложения. Мы также сделали для них плавный переход на новый тариф страховых взносов: в 2011–2017 годах они будут платить их по ставке в 14%, а не 34%.

Кроме того, хочу сегодня сказать ещё об одной мере поддержки инновационного бизнеса. Мы так или иначе её тоже раньше обсуждали. Малые и средние предприятия смогут арендовать помещения у своих учредителей (вузов и научных центров) на льготных условиях, без конкурсов, что, естественно, снизит для них стоимость аренды. Обращаю внимание: соответствующие поправки в законодательство должны быть готовы уже в I квартале текущего года. Работа над ними в целом уже завершена.

Такое решение поможет малому бизнесу быстрее развернуть свою работу, получить производственную и экспериментальную базу, а не конкурировать с магазинами и автосалонами за квадратные метры. Добавлю, что сама идея – дать вузам и научным центрам большую самостоятельность – себя, безусловно, оправдала. Практически за год создано и реально работает более 700 новых инновационных предприятий. На 15 января 2011 года зарегистрировано 707 таких предприятий.

Вместе с тем убеждён: нам необходимо и дальше последовательно развивать рынок интеллектуальной собственности, создавать условия для эффективной коммерциализации научных разработок. Мы вкладываем бюджетные деньги – и немалые – в исследования и разработки, чтобы получить экономический и социальный эффект, чтобы обеспечить налоговые поступления, новые продукты, услуги, создать новые высококлассные и хорошо оплачиваемые рабочие места. И конечно, не можем допустить, чтобы результаты этих разработок просто лежали мёртвым грузом. Поэтому Министерству образования и науки было поручено подготовить конкретные предложения по снятию барьеров в сфере использования интеллектуальной собственности, созданной за счёт государственного бюджета.

Сегодня мы рассмотрим законопроект, который снимает ряд ограничений для малых предприятий, созданных при научных институтах и вузах. Они получат возможность передавать права на использование результатов интеллектуальной деятельности третьим лицам. На практике это означает, что малые инновационные предприятия смогут дорабатывать свои ноу-хау, технические новинки, привлекать под их раскрутку коммерческих партнёров и инвестиции – словом, на деле внедрять свои разработки в широкое производство и, по сути, открывать им дорогу на рынок.

И ещё одну тему, связанную с развитием малого и среднего бизнеса, хотел бы сегодня затронуть. На встречах с предпринимателями они часто ставят вопрос о том, чтобы облегчить им доступ к госзакупкам: для небольших компаний он до сих пор затруднён. Малый и средний бизнес играют большую социальную и экономическую роль. И в интересах государства – поддержать его за счёт бюджетного рубля, а также обеспечить дополнительными заказами со стороны компаний с госучастием. Мы уже снизили сумму залога, которую малые предприятия должны вносить на торгах по государственным закупкам, с 5 до 2%. Сейчас Минэкономразвития подготовило законопроект, регламентирующий закупки госкорпораций, естественных монополий, предприятий коммунального комплекса. Задача закона – установить внятные и прозрачные правила на рынке закупок товаров, работ и услуг. И прошу министра при доработке нового законопроекта не упустить тему малого бизнеса. Мы сейчас только с вами это обсуждали - нужно наделить Правительство правом устанавливать особенности при закупках у малых и средних предприятий крупными компаниями с государственным участием.

Наконец, ещё один вопрос повестки. Сегодня нам предстоит рассмотреть законопроект о ратификации договора между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Это были трудные переговоры с нашими партнёрами из Норвегии, и шли они по этой теме 40 лет. Порой, надо прямо сказать, и в тупик заходили, но в итоге выход был найден, и договор заключён. Поэтому нам нужно на основе этого договора двигаться дальше, но, конечно, он должен пройти все внутригосударственные процедуры. Этот договор, конечно же, послужит укреплению духа доверия в Арктическом регионе, создаст дополнительные возможности для реализации совместных экономических проектов, для ответственного и экологически безопасного освоения природных богатств Арктики. Мы уже ведём, как вы знаете, работу с нашими партнёрами по Штокмановскому месторождению в Баренцевом море. А совсем недавно «Роснефть» и одна из крупнейших британских компаний, по сути, это одна из мировых компаний, BP, приняли решение о создании стратегического альянса по освоению Арктики.

Будет образовано совместное предприятие, которое займётся геологоразведкой и освоением морских нефтегазовых месторождений в Карском море. Это очень серьёзный проект, долгосрочный проект с привлечением многомиллиардных инвестиций. Речь пойдёт о десятках миллиардов привлечённых инвестиций в будущем. Да и объём ресурсов (а я надеюсь, что эти запасы будут подтверждены и перейдут в другую категорию - ресурсов, это будет где-то 10 трлн куб. м газа и 5 млрд тонн нефти) – это такие огромные запасы, существенные для мировой экономики.

Также учреждается специальный Центр арктических технологий для совместного изучения и оценки запасов углеводородов на арктическом шельфе.

Давайте перейдём к обсуждению.

Дополнительные материалы по теме