Версия для слабовидящих

13 декабря 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в Северодвинске совещание по вопросу формирования проекта государственной программы вооружения на 2011–2020 годы

В.В.Путин

На совещании по вопросу формирования проекта государственной программы вооружения на 2011–2020 годы

«Уже к 2015 году доля современных образцов вооружения в войсках, на флоте, в авиации должна возрасти до 30%, а к 2020 году – до 70%. Основой для этой масштабной работы должна стать государственная программа вооружения, рассчитанная на период с 2011 по 2020 год».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Мы только что вместе с вами побывали на одной из наших крупных судоверфей«Севмаше». И хочу поблагодарить всех работников предприятия, смежников за профессиональную работу. Особенно это касается последних лет.

Сегодня успешно спущена на воду атомная подводная лодка четвёртого поколения – «Александр Невский». Это первая серийная лодка 955-го проекта. Напомню, мы заложили её ещё в 2004 году и в конце следующего она должна быть сдана Военно-Морскому флоту. Это 2005-й, 2006-й, 2007-й, 2008-й, 2009-й, 2010-й... В 2011 году, если будет сдана, – это значит, что мы входим в примерный график работ по изделиям подобного рода, который складывался в прежние десятилетия.

Но не могу не согласиться с теми, кто говорит, что за эти годы всё-таки и технологии изменились к лучшему, появились возможности ускорять выпуск, денег стало больше. Поэтому на будущих изделиях мы рассчитываем получить большую отдачу и по экономии финансовых средств, и по срокам исполнения.

Что касается этой лодки, впереди – этап её оснащения и испытания. Именно такой современной, качественной техникой, как лодки 955-го проекта, в ближайшее время должны быть оснащены все наши Вооружённые Cилы. Напомню, что уже к 2015 году доля современных образцов вооружения в войсках, на флоте, в авиации должна возрасти до 30%, а к 2020 году – до 70%.

Основой для этой масштабной работы должна стать государственная программа вооружения, рассчитанная на период с 2011 по 2020 год. И сегодня в ходе нашего совещания (мы для этого сегодня с вами здесь собрались) мы должны окончательно расставить все акценты в этом стратегическом документе.

Ранее мы уже определили ключевые направления, на которых сконцентрируем ресурсы при формировании нового облика российской армии и флота. В соответствии с нашими планами основное внимание должно быть уделено стратегическим ядерным силам. Также нам предстоит насытить войска передовыми системами ПВО, связи, управления и разведки, развернуть производство истребителя пятого поколения и других современных авиационных комплексов. Нам нужно окончательно преодолеть последствия тех лет, когда армия и флот серьёзно недофинансировались, по сути, жили старыми запасами и арсеналами, а новая техника поступала в войска единичными, разрозненными экземплярами. Поэтому на программу вооружения мы выделяем очень серьёзные, значительные средства. Мне даже страшно произносить эту цифру – 20 трлн рублей! Несмотря на такую значительную величину, должен сказать, что всё-таки это просчитанная цифра. Министр обороны, начальник Генерального штаба её защитили и доказали необходимость выделения государственных ресурсов именно в таком объёме, имея в виду и планы выведения из боевого состава армии и флота определённых систем вооружения. Хочу сказать, что вот эта сумма – 20 трлн рублей – по сравнению с действующей программой предусматривает рост в 3 раза. Не на какие-то проценты, а в 3 раза! В том числе около 4 трлн 700 млрд рублей пойдёт на комплексное переоснащение Военно-Морского флота, причём треть этих средств будет выделена в течение ближайших пяти лет.

В ВМФ должна быть значительно обновлена и укреплена материально-техническая база, создана группировка морских стратегических ядерных сил из атомных подводных лодок четвёртого поколения, закуплены современные надводные корабли, а также проведены ремонт и модернизация действующей техники. Флот должен развиваться сбалансированно, чтобы эффективно решать все необходимые задачи по обеспечению обороноспособности России. Имею в виду развитие и стратегических ядерных сил, и морских сил общего назначения.

На что просил бы обратить внимание сегодня. Первое. В течение этого года мы провели серьёзную инвентаризацию всего оборонно-промышленного комплекса. Мы с вами практически по направлениям деятельности, по отраслям занимались и морем, и авиацией, и бронетехникой, и артиллерийскими системами, и ракетной техникой. Мы практически провели полную инвентаризацию. Общий вывод такой: наш оборонно-промышленный комплекс обладает большим потенциалом, перспективными заделами и прорывными разработками, причём как доставшимися нам из прошлого и ещё достаточно актуальными на ближайшую перспективу, так и совершенно новыми.

Вместе с тем надо исходить из того, что производителям потребуется время, чтобы модернизировать мощности для выполнения крупных серийных заказов, внедрить современное промышленное оборудование, освоить применение передовых материалов и технологий. Соответствующие ресурсы на поддержку отрасли должны быть предусмотрены в федеральной целевой программе развития ОПК до 2020 года, и это второе важнейшее направление в этой сфере.

Вместе с тем прошу наших разработчиков и производителей предельно мобилизоваться, чётко отстроить работу. Обращаю внимание: заданные Минобороны темпы поставок новой техники должны строго соблюдаться, контроль здесь будет самый жёсткий. И очень важно, что от решения этой задачи в конечном итоге будет зависеть эффективная работа по реализации этих масштабных планов. Очень важно скоординировать деятельность таким образом, чтобы деньги, которые пойдут по линии Министерства обороны на выполнение гособоронзаказа, приходили на такие предприятия, которые уже в состоянии реализовать задачи, которые мы перед ними формулируем. Там, где необходимо провести переоборудование, переоснащение, сначала должно быть проведено это переоборудование, переоснащение, а уже потом должны быть получены или могут быть получены деньги на выполнение оборонзаказа, иначе это бессмысленная работа, которая приведёт только к одному – к увеличению цен. А нам с вами нужно не деньги осваивать – нам штуки нужны: штуки и по носителям, и по ракетам, если говорить о стратегических ядерных силах. Ну и в металле нужны изделия и по другим отраслям – понимаете, о чём я говорю.

Второе. По программе вооружения предусматривается закупка более 1,3 тыс. единиц различных образцов техники и вооружения. Для создания 220 из них потребуется открытие новых или расширение имеющихся производств. И здесь сразу нужно думать на перспективу, заранее решить, как будут использованы эти мощности в будущем, после того как основной пакет заказов по госпрограмме будет выполнен. Очевидно, что простаивать эти оборонные предприятия не должны, поэтому все решения по созданию новых мощностей в оборонной промышленности должны быть связаны с будущим этих предприятий, должны быть взвешенными и продуманными.

Третье. Прошу тщательно проработать вопросы сохранения и поддержки производств, по которым в ближайшие годы Минобороны не планирует делать крупных заказов. Да, сегодня потребность армии в отдельных видах вооружений объективно невелика, но она неизбежно возникнет через несколько лет – по мере плановой замены действующей техники. Поэтому мы не имеем права потерять богатый научно-производственный потенциал целого ряда предприятий, их высококвалифицированные кадры. Нужно подумать, как загрузить временно не востребованные мощности, а также решить вопросы трудоустройства сотрудников, подготовить программы их переобучения. Да и о таких предприятиях, как это, тоже надо подумать по поводу распределения мощностей: сколько мощностей должно быть задействовано на выполнение гособоронзаказа, сколько на гражданскую тематику. Я знаю, что Минобороны, конечно, всё-таки хочет, чтобы всё было сконцентрировано на выполнении заказов по линии Министерства обороны. И мы все заинтересованы, государство заинтересовано в том, чтобы предприятия были нацелены на выполнение главной задачи. Но во всём мире это так, и жизнь подсказывает, что это – правильно: часть мощностей всё-таки загружена выполнением гражданских заказов. Да и более того: практика показывает, особенно в авиации, там, где исполняются заказы по линии гражданских ведомств, там очень часто предприятия выходят на новый технологический уровень, внедряют новые технологии, новые материалы. И это потом возвращается опять в оборонку на новом витке и с новым качеством работы, так что смысл - и в загрузке, и в обеспечении модернизации. 

Далее. Необходимо грамотно отстроить политику в сфере НИОКР, создавать прочный научно-технический задел для разработки перспективной техники и вооружения. Нам важна поддержка прорывных технологий и идей, которые будут востребованы и в оборонке, и в гражданской сфере. Прошу Министерство обороны, Минпромторг уделить этому вопросу повышенное внимание.

И в завершение. Государственная программа вооружений должна быть закончена в самое ближайшее время – до конца текущего года. Поэтому нужно всем собраться, не думая о том, что здесь у нас предпраздничное настроение должно быть главным. Отпраздновать ещё успеем, каникулы большие, но нужно всё, о чём мы говорим, скомпоновать должным образом и поставить точку. Разумеется, в рамках этой программы нового гособоронзаказа мы ни в коем случае не должны забывать о решении вопросов социального характера. Это касается и повышения денежного довольствия военнослужащих. Нужно Министерству финансов и Министерству обороны до конца здесь доработать всё, что связано с планами повышения денежного довольствия. И нельзя забывать о таких крупных программах социального характера, как жильё для военнослужащих – и постоянное жильё, и служебное.

Давайте начнем работать.