Версия для слабовидящих

12 ноября 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по укреплению материально-технической базы МЧС

В.В.Путин

На совещании по укреплению материально-технической базы МЧС

«К 2015 году доля новой, современной техники в МЧС должна достигнуть 80%. Это действительно во многом беспрецедентный план технического переоснащения ведомства, и мы должны его реализовать».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсудим с вами вопросы укрепления материально-технической базы Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Летняя ситуация с природными пожарами показала, что система предупреждения, экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации требует серьёзного улучшения. Сейчас вносятся необходимые изменения в нормативно-правовую базу. Вчера на заседании Президиума Правительства России мы рассмотрели проект закона «О добровольной пожарной охране». Надо возрождать эти структуры, оснащать их соответствующим образом – разумеется, под их задачи. И конечно, нам не обойтись без масштабного переоснащения подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям, пожарных служб.

Значительная часть специальной техники, которая состоит на вооружении МЧС, конечно же, уже устарела, причём и морально, и физически.

Напомню, что мы уже приняли ряд оперативных, так сказать, точечных решений. Были выделены средства на восстановление ресурса авиационной, пожарной техники, а также на оборудование вертолётов государственной авиации устройствами для тушения лесных пожаров. Напомню, о чём идёт речь. У нас вёртолётной техники достаточно много в различных ведомствах, но при возникновении чрезвычайных ситуаций она практически не используется – да не практически, просто не используется! Вертолёты просто не оборудованы необходимой техникой, а это можно сделать, и это будет гораздо дешевле, чем закупать новую специализированную технику.

Сейчас необходимо спланировать наши действия на перспективу, чтобы кардинально изменить ситуацию с техническим оснащением МЧС. Соответствующую программу, рассчитанную на 2011–2015 годы, министерство подготовило. Я хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня – вот мы посмотрели новую технику, она интересная, перспективная, я бы сказал, впечатляет, – такой техники в МЧС всего 30%. На финансирование новой программы по переоснащению министерства из федерального бюджета будут направлены серьёзные средства – 43 млрд рублей.

Деньги пойдут на закупку современной авиатехники, пожарных автомобилей, средств связи и управления. Так, на авиационные комплексы – 12,1 млрд рублей, на закупку пожарной техники – 16,8 млрд рублей, на приобретение современных образцов экипировки – 6,3 млрд рублей, на внедрение систем управления и связи – 3 млрд рублей.

В результате к 2015 году доля новой, современной техники в МЧС должна достигнуть 80%. Это действительно во многом беспрецедентный план технического переоснащения ведомства, и мы должны его реализовать.

На что хотел бы сегодня обратить особое внимание?

Первое. Необходимо учитывать, что природные пожары – это, конечно, серьёзная, но не единственная угроза, которая может нас поджидать в будущем. Только на основе анализа всего комплекса потенциальных рисков (как природного, так и техногенного характера), а также проведения тщательной инвентаризации имеющегося арсенала спецсредств МЧС следует решать, какая техника и под какие конкретные задачи нужна будет сегодня и завтра, на чём будут сконцентрированы наши ресурсы – и финансовые, и административные.

Второе. Новая техника должна эффективно использоваться. Необходимо грамотно спланировать её применение и территориальное размещение, подготовить квалифицированные кадры. Собственно говоря, то, что мы видим в академии – это внушает определённый оптимизм. Но только в этом случае, при наличии хороших специалистов, программа технического перевооружения даст нормальный, хороший, ожидаемый эффект.

Третье. Программа предполагает размещение крупных государственных заказов. При выборе потенциальных поставщиков целесообразно отдавать предпочтение, конечно, прежде всего российским производителям, при условии, что они будут строго соблюдать требования к техническим параметрам и предлагать конкурентоспособную технику – конкурентоспособную и по качеству, и по цене. Я уверен, что наши предприятия такую технику создавать могут. И сегодня, собственно говоря, на выставке этой специальной техники мы в этом ещё раз убедились. Действительно, министерство всё больше и больше закупает оборудование у отечественных производителей. Я обращаю на это внимание и рассчитываю, что именно таким образом руководство министерства будет действовать дальше.

Пожалуйста, слово – министру Сергею Кужугетовичу Шойгу.

С.К.Шойгу: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Во исполнение решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации мы проводим мероприятия по повышению готовности пожарно-спасательных подразделений МЧС России, по увеличению их возможностей.

За последние годы после принятого Вами решения об объединении спасателей и пожарных в одно ведомство удалось снизить количество пожаров на 20%. И, что самое главное, количество погибших в них людей мы сократили за эти неполные девять лет в два раза, значительно снижены материальные потери.

Вместе с тем необходимо продолжить работу по совершенствованию материально-технической базы. Какие шаги в этом направлении являются первостепенными? Во-первых, это реализация принятых Правительством Российской Федерации масштабных мер по усилению авиационной группировки МЧС России. Это решение было принято Вами, Владимир Владимирович, этим летом – тогда, когда действующая, существующая авиация показала себя крайне эффективно. И мы в течение ближайших лет получим, я надеюсь, на вооружение восемь самолётов Бе-200 и два самолёта в медицинском варианте Ан-148. Кроме того, планируется оснастить авиапарк МВД, Министерства обороны, ФСБ поливными авиационными приборами и другими необходимыми приборами обнаружения и ликвидации ландшафтных пожаров. Это позволит уже в 2011 году увеличить общую группировку воздушных судов, привлекаемых для тушения пожаров, на 99 единиц. Это плюс 14 самолётов и плюс 85 вертолётов к тому, что уже есть. Таким образом, у нас будет воздушная группировка, предназначенная для тушения лесных пожаров, больше, чем суммарно во всех странах Европы.

Ещё одной важной задачей является совершенствование реагирования на дорожно-транспортные происшествия с применением авиации. Сегодня подразделения Министерства реагируют на каждое второе дорожно-транспортное происшествие – в среднем 300–400 выездов в сутки. В целях сокращения сроков реагирования на дорожно-транспортные происшествия и транспортировки пострадавших, особенно в отдалённых и труднодоступных районах, планируется в течение пяти лет дополнительно приобрести 18 вертолётов Ка-32 и вертолётов Ми-8.

Также это позволит нам реализовать первоочередные меры по восстановлению санитарной авиации. Я напомню, Владимир Владимирович: это Ваше поручение после трагедии на железнодорожном маршруте Москва–Санкт-Петербург. После этого принят ряд серьёзных мер: по всей трассе обеспечены и оборудованы площадки в медицинских учреждениях для посадки вертолётов. И мы завершаем работу по обеспечению организации площадок как на автомобильной, так и на железнодорожной трассе, для того чтобы можно было быстро и оперативно реагировать всем службам в случае разного рода чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, крайне важным является и остаётся вопрос переоснащения подразделения федеральной противопожарной службы. За последние несколько лет в этом направлении сделаны серьёзные шаги. На вооружение пожарных и спасателей поступила новая техника, оборудование, экипировка. Но, как Вы сказали, современное оборудование, современная техника пока, к сожалению, у нас на уровне 30%.

Даже этот объём, который был заложен по федеральной целевой программе пожарной безопасности, позволил нам сократить число пожаров в среднем на 13,5 тыс. в год, ежегодно уменьшить количество погибших в них людей в среднем на 1200 человек – каждый год мы сокращаем количество погибших.

Разработка и внедрение новых современных технологий предупреждения тушения пожаров позволяет значительно улучшить эти показатели. Серьёзным результатом в этом направлении стало создание совместного самого современного российско-австрийского предприятия. На нём организован серийный выпуск пожарно-спасательных автомобилей с улучшенными характеристиками, выполненных по инновационным технологиям фирмы «Розенбауэр».

Уже сегодня эта техника поступает на вооружение в подразделения МЧС. И, должен сказать, Владимир Владимирович, в связи с тем решением, о котором мы только что сказали, мы ежегодно будем получать самую современную технику – до 200 единиц только с этого совместного предприятия. А в целом это будет около 1,5 тыс. единиц техники ежегодно, которая будет становиться на вооружение. Но, что не менее важно,  возвращаясь к закону о добровольной пожарной охране, - та техника, которая будет выбывать из частей, будет поступать как раз в добровольные пожарные команды.

Кроме этого, запланированы меры по использованию инновационных систем управления и связи, современных технологий тушения пожаров и применения робототехнических комплексов.

Сегодня мы показали разработанный, прошедший все испытания, всю сертификацию комплекс, который, мы надеемся, встанет на вооружение, на объекты потенциально опасные – ядерно-энергетического комплекса, оружейного комплекса и объекты нефтехимии.

Это семейство роботов успешно показало себя на одном из объектов – в частности, в Сарове этим летом. В дополнение к этому же семейству, по Вашему поручению, данному нам в 2001 году, сделаны роботы площадного разминирования. Владимир Владимирович, это самые современные роботы. Они сегодня работают в Чеченской Республике. К сожалению, два месяца назад мы один из роботов потеряли, но зато сохранили людей.

Они работают в Республике Никарагуа и в Республике Сербия по разминированию трассы «Южный поток».

Ежедневно подразделениями МЧС России (ежедневно!) извлекается и уничтожается в среднем от 150 до 200 взрывоопасных предметов на территории России и за рубежом.

Предполагаем поставить эту робототехнику в специализированные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям. Мы со следующего года предполагаем полностью все тяжёлые роботы (в количестве 20 таких отрядов) поставить на охраняемые объекты повышенной опасности. Надеемся, что по этому же пути пойдёт и «Росатом».

Для осуществляемой модернизации технической базы МЧС России разработан проект программы переоснащения МЧС России современными образцами техники и оборудования до 2015 года.

Я хочу ещё раз сказать слова благодарности, Владимир Владимирович, за поддержку этой программы. Вы только что сказали, что она будет принята.

В конечном итоге реализация этой программы позволит не только вывести оснащение современными образцами техники на 80%, но и позволит сократить количество погибших при пожарах на 4–5 тыс. человек в год (мы считаем этот показатель основным) и сократить ущерб от пожаров в 1,5 раза. При этом я хочу напомнить, что у нас по стране в целом в течение года сгорает город для населения примерно 130 тыс. человек.

По нашему мнению, было бы целесообразно, Владимир Владимирович, рекомендовать принять подобные программы и в субъектах Российской Федерации. Здесь я бы хотел пояснить то, что мы совместно с Министерством обороны снимаем старую технику с вооружения, в частности АРСы (это авторазливочные станции), переоборудуем их в пожарные машины и поставляем в субъекты Российской Федерации для охраны населённых пунктов в сельской местности.

В прошлом году мы только по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям такой техники сняли и поставили, переоборудовали – 475 единиц. На следующий год совместно с Минобороны, только по линии Министерства обороны, 1400 единиц такой техники будет переоборудовано и поставлено на эти объекты.

Ряд важных моментов, Владимир Владимирович, на которые хотелось бы обратить наше общее внимание. Сегодня МЧС реализует ряд федеральных целевых программ. Хочу отметить высокую значимость этой работы.

Реализация ФЦП обеспечивает наше постоянное взаимодействие с заинтересованными структурами на федеральном уровне, а также тесную совместную работу с субъектами Российской Федерации. Это позволяет решать проблемы безопасности. В частности, скажу, что программа «Пожарная безопасность» сформирована таким образом, что у нас большинство субъектов задействовано в дооснащении, переоснащении и, самое главное, постановке той самой добровольной пожарной охраны на те населённые пункты, в которых её не было. Напомню, таких населённых пунктов у нас – 32 тыс. по стране, в которых проживает почти 37 млн человек.

Программа снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, Владимир Владимирович, сделана после событий в Юго-Восточной Азии. Тогда Вы проводили совещание с нами, Гидрометом, Академией наук и поставили задачу по обеспечению безопасности от цунами на нашем Дальнем Востоке. Эта программа практически реализована, и сегодня система раннего предупреждения цунами на Камчатке и на Сахалине фактически сделана.

Вместе с тем остается ряд открытых вопросов. Один из них – Ваше задание поставить систему оповещения о формировании смерчей на Черноморском побережье. Мы хотели бы, чтобы эта программа была принята и продлена до 2015 года. Все дополнительные проработки мы с нашими коллегами провели. Там остаётся открытым вопрос финансирования 2014–2015 гг. Мы хотели бы, чтобы она была такой – ну, что ли, доведённой до конца, потому что 2013 год… многие проекты будут реализованы на 70–80%.

Реализация Федеральной целевой программы пожарной безопасности завершается в 2012 году. Она показала свою крайнюю эффективность. Основное – это, конечно, сохранённые и спасённые человеческие жизни. И мы также просили бы продлить действие этой программы до 2015 года.

То, что касается добровольной пожарной охраны, Владимир Владимирович. Здесь бы хотелось отдельно сказать, что мы надеемся, что Государственная Дума уже в этом году примет этот закон. Просто хочу напомнить, что у наших коллег в маленькой Германии добровольных пожарных – почти 700 тыс. Почти миллион – в Японии. В Соединённых Штатах их тоже примерно 700 тыс. – при том же практически количестве профессиональных пожарных, какое у нас в стране. Этот закон, конечно, имеет важнейшее значение для нас, для формирования таких добровольных пожарных команд. В нём, к счастью, прописано практически всё то, о чём мы говорили.

О чём бы ещё хотелось сказать, Владимир Владимирович? Мы приняли горноспасателей: это три горноспасательные службы (горноспасатели в строительстве, горноспасатели в металлургии и один из самых крупных отрядов горноспасателей – это в угольной отрасли). Мы докладывали Вам в Междуреченске по состоянию дел в этих спасательных подразделениях, и здесь у нас предложение создать единую военизированную горноспасательную службу. Часть горноспасателей занимается тоннелями и метрополитенами, часть занимается шахтами, часть занимается шахтами в металлургии. И, конечно, здесь такое распыление средств: кто-то реагирует один раз в год, кто-то реагирует один раз в неделю. Естественно, все они должны быть оснащены и обучены одинаково. Создав такую единую военизированную горноспасательную службу, мы создадим как раз серьёзную службу. Также необходимо создать, мы думаем, в Кемеровской области аэромобильный горноспасательный отряд, который мог бы оперативно реагировать (или усиливать), идти вторым и третьим эшелоном, как это было уже неоднократно, на серьёзные горные аварии.

Во всех этих вопросах, Владимир Владимирович, мы, безусловно, надеемся на поддержку наших коллег и на Вашу поддержку. Доклад окончен. Спасибо.

* * *

Выступление С.Б.Иванова: Я кратко буквально несколько пунктов отметил бы. По усилению авиационной составляющей МЧС я, конечно, тоже всё поддерживаю. Есть один аспект, вызывающий пока определённое беспокойство, не в плане выделения средств, а по контролю за их расходованием. О чём идёт речь? У нас по принятой программе большие ресурсы будут направляться не в МЧС, а в Министерство обороны и МВД для переоборудования их парка под противопожарные цели. Соответственно, они будут получателями этих средств, а не МЧС. Мы договорились с Сергеем Кужугетовичем о том, что все те средства, которые пойдут на эти цели, будут переданы в Военно-промышленную комиссию, для того чтобы мы контролировали процесс целевого расходования этих средств, потому что по ныне действующим законам госзаказчик вправе менять на протяжении каждого года объём средств, выделяемых на те или иные цели. Проще говоря, чтобы эти деньги МВД и Минобороны не смогли использовать в каких-то других целях, чтобы они шли точно целевым порядком на те задачи, на которые они предназначены.

Что касается новых самолётов, то здесь Алексей Иннокентьевич Федоров (президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация») присутствует. Я думаю, здесь надо пойти по тому же пути, как мы действуем в закупках вооружений и техники: длинные, максимально длинные контракты, потому что они дешевле. Когда заказ, скажем, на восемь самолётов, закупки комплектующих и запчастей всегда обходятся дешевле, чем когда это разово, по одному самолёту, как говорится, делается. Но здесь возникает вопрос финансовых гарантий на весь период строительства этих самолётов. То есть, если мы начинаем, допустим, восемь Бе-200, четыре из них делаем до 2013 года, а остальные – за этими горизонтами. МЧС должно быть уверено, что эти средства будут и после 2013 года, иначе мы не выполним программу: здесь всё взаимосвязано. Кроме того, хотел бы отметить, что по 5-й программе ГЛОНАСС среди силовых ведомств МЧС у нас – один из лидеров, и вы сами видели, что практически вся новая техника (движимая, по крайней мере), закупаемая МЧС, уже оборудована ГЛОНАСС. И прошу это дальше, конечно, поддерживать - новую технику, которую нужно оборудовать навигационными системами ГЛОНАСС, закупать по ГЛОНАСС.

И последнее. То, что говорил Сергей Владиленович (С.В.Кириенко – генеральный директор «Росатома»), я считаю совершенно правильным. Здесь ключевой вопрос – по полосам вокруг, полосам безопасности вокруг не всех даже ядерных объектов «Росатома» (а их буквально на пальцах одной руки можно посчитать). Здесь ключевое, конечно, – это ядерная безопасность, извините, а не Лесной кодекс, и всё остальное вторично. И если мы приходим к такому выводу, то я готов, как только выйдет Ваше поручение, именно под таким углом – ядерная безопасность – поставить вопрос о приведении этих полос в необходимое состояние.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина: Итак, уважаемые коллеги, мы сегодня рассмотрели с вами очень важный и острый вопрос. Его острота очевидна была в летний период текущего года. Но для нас для всех понятно, что такие природные условия, совершенно необычные для нас, для нашей страны, могут возникать когда угодно и где угодно. К сожалению, человечество пока не руководит этими процессами.

Я уже говорил в начале своего выступления, в начале нашей работы, в своём вступительном слове: мы должны быть готовы не только к сюрпризам этого лета или к подобным сюрпризам, но и к другим возможным катаклизмам и происшествиям техногенного и природного характера. К таким, например, с которыми столкнулся юг страны совсем недавно, когда жертвами наводнения были люди, и имущество пострадало. Но мы должны быть готовы и к техногенным чрезвычайным ситуациям и так далее, и тому подобное. Всё это подлежит дополнительному анализу, рассмотрению на профессиональном уровне. Мы должны быть готовы к любому развитию событий.

Что касается сегодняшнего решения, ещё раз хочу сказать: действительно, выделяемые на эти цели ресурсы, если сопоставить их с другими ведомствами, являются весьма и весьма значимыми. 43 млрд рублей за последние годы – я думаю, на подобные цели государство таких денег не выделяло. Нужно, чтобы эти средства были истрачены с умом.

Конечно, если пока ещё не урегулированы вопросы, связанные с финансированием, во всяком случае по годам, я прошу это доработать с Минфином. Не исключаю, что можно будет немножко там и подвинуться вправо, что называется, но затягивать переоснащение бесконечно мы тоже не можем. Поэтому темп должен быть оптимальным и с точки зрения готовности промышленности, и с точки зрения финансового обеспечения.

Я прошу Министерство по чрезвычайным ситуациям, Минфин это доработать в самые кратчайшие сроки. Если тем не менее не удастся договориться, приходите ко мне с разногласиями. Я сам приму тогда эти решения. Но мне бы очень хотелось, чтобы ведомства между собой нашли разумные компромиссы.

Спасибо.