Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации
20 августа 2010
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации
В ходе заседания В.В.Путин сообщил, что Правительство России приняло решение о выделении дополнительных средств на восстановление жилья погорельцам и выплату им компенсаций из федерального бюджета в размере 2,67 млрд рублей.
Говоря о влиянии климатической аномалии и засухи на сельское хозяйство, В.В.Путин также сообщил, что сегодня подписано Постановление о субсидировании процентных ставок по пролонгированным кредитам АПК.
Кроме того, В.В.Путин объявил о назначении В.Н.Маслякова новым руководителем Рослесхоза. Премьер сообщил, что в настоящее время также прорабатывается вопрос о передаче Федерального агентства лесного хозяйства в непосредственное ведение Правительства России.
Также в ходе заседания Президиума В.В.Путин сообщил о выделении дополнительно 67,6 млрд рублей на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учёт после марта 2005 года.
Касаясь основного вопроса повестки дня - об эффективности деятельности органов власти субъектов РФ за 2009 год, - глава Правительства отметил, что, несмотря на трудности кризисного периода, удалось сохранить важнейшие позитивные тенденции развития страны. Вместе с тем, по словам В.В.Путина, нельзя не замечать и серьёзных проблем. Одна из них - по-прежнему недопустимо высокие, неэффективные бюджетные расходы, что особенно заметно в образовании и здравоохранении. В этой связи Премьер также затронул еще одну серьёзную проблему - раздутые штаты региональных и муниципальных чиновников.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), Вы 17 августа приняли участие в работе Таможенной комиссии - комиссии Таможенного союза Казахстана, Белоруссии и России. Пожалуйста, какие результаты?
И.И.Шувалов: Владимир Владимирович, как Вы знаете, Таможенный кодекс Таможенного союза для трёх государств, включая Белоруссию, вступил в силу с 6 июля этого года. Для России и Казахстана он вступил в силу с 1 июля этого года. И на протяжении всех этих недель до настоящего момента таможенная служба работала достаточно активно, как я Вам и ранее докладывал. Существуют «горячие линии», по которым граждане и предприниматели, которые сталкивались с определёнными проблемами, проходя таможенный контроль, могут обратиться с жалобой или за разрешением той ситуации, которая складывается.
Во время заседания комиссии Таможенного союза, которое состоялось 17 августа, мы подробным образом изучили, как в настоящий момент происходят оформление таможенных грузов и таможенный контроль. Дело в том, что при подписании протокола об изъятиях, который был подписан вместе с решением о создании единой таможенной территории, на таможенные органы Российской Федерации возлагалась ответственность, с тем чтобы определённые грузы, которые проходят через таможенную границу, оформлялись, по ним осуществлялся контроль, и перечень таких грузов достаточно объёмный. По перемещению товаров из Республики Казахстан - это 409 позиций, а также те товары, по которым имеются специальные антидемпинговые компенсационные меры. Мы тоже должны по таким товарам, поскольку мы унифицировали торговый режим с Казахстаном и Белоруссией, - мы по таким товарам также должны осуществлять контроль и оформление. Так же, как Вы знаете, по легковым автомобилям: мы договорились, предприняли определенные меры для того, чтобы подержанные автомобили, которые завезены на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан, не попали в свободное обращение в Российской Федерации. И получилось так, что фактически при перемещении грузов через границу Россия-Белоруссия и Россия-Казахстан оформление грузов стало даже сложнее, чем до 1 июля, хотя нормы Таможенного кодекса и в целом работа по принятию Таможенного кодекса и вся наша предварительная работа были направлены на то, чтобы эти процедуры были упрощены.
Таможенная служба Российской Федерации в заседании комиссии принимала участие, и все вместе мы выработали следующий алгоритм работы, который теперь соответствующими актами таможенной службы подтвержден, и с 18 августа действует новый упрощённый порядок перемещения товаров через государственную границу Российской Федерации с территорий Республики Беларусь и Казахстана.
По товарам, которые выпущены в свободное обращение. Таможенными органами Республики Беларусь и Казахстана эти товары перемещаются через госграницу без таможенного контроля, с предъявлением обычных или стандартных документов товаросопроводительного свойства, как то: транспортная накладная и коммерческий документ, который сопровождает, как правило, груз. По товарам, которые произведены в Республике Беларусь и в Казахстане, также не осуществляется таможенный контроль, и при пересечении груза через границу предъявляются те же самые документы: транспортная накладная и коммерческий документ, который сопровождает груз.
По другим товарам, по которым должен осуществляться контроль, - то есть это перечень по изъятиям из 409 позиций, по которым Республика Казахстан имеет пока более низкий импортный тариф, - будет осуществляться таможенный контроль, но в упрощённом порядке. Надо будет предъявить документы; по этим документам будут осуществлены простые процедуры. Какие процедуры - таможенная служба уже решение приняла.
По личному автотранспорту. Процедура будет работать следующим образом. Если автомобиль зарегистрирован надлежащим образом, постоянно зарегистрирован на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, то он переезжает границу Российской Федерации, если автомобиль сопровождает собственник либо лицо по доверенности, без каких-либо сложностей, без таможенного оформления. В случае если автомобиль не имеет постоянной регистрации, то есть он снят с постоянной регистрации в Белоруссии и Казахстане, то по такому автомобилю необходимо будет оставить соответствующий залог либо пройти таможенное оформление, уплатив таможенные сборы. Таким образом, в свободное обращение в Российской Федерации такие автомобили попадать не будут.
Одновременно мы готовим соответствующие изменения в нормативные акты по оформлению доверенности на территории Российской Федерации в отношении таких автомобилей, чтобы доверенность не была оформлена с правом отчуждения автомобиля, если не уплачена таможенная пошлина.
Таким образом, мы исходим из того, что сложности, с которыми фактически сталкивались участники внешнеэкономической деятельности, с 18 числа ликвидированы, - это наше совместное решение, трех стран. Таможенная служба Российской Федерации в предварительном плане провела необходимую подготовительную работу с таможенными службами Белоруссии и Казахстана. Накануне в Брянске состоялось совещание, где все эти проблемы обсуждались. Эти решения оформлены решением комиссии Таможенного союза.
В.В.Путин: Хорошо, спасибо большое. Сергей Кужугетович, какова сейчас ситуация с природными пожарами?
С.К.Шойгу: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! На начало изучаемого пожароопасного периода в условиях аномально высокой температуры на территории Российской Федерации действовало свыше 900 очагов природных пожаров общей площадью 220 тыс. гектаров.
За прошедший период дополнительно к действующим возникло более 5 тыс. очагов общей площадью еще 200 тыс. гектаров. На сегодня потушено 98% этих пожаров.
На 20 августа продолжают действовать 288 очагов на площади 9 тыс. гектаров. Эти показатели значительно ниже аналогичных показателей прошлых лет.
Полностью стабилизирована пожарная обстановка во всех субъектах Российской Федерации. Снят режим чрезвычайной ситуации везде, кроме Рязанской области.
Создана группировка сил общей численностью 166 тыс. человек и более 35 тыс. единиц техники, что позволило стабилизировать обстановку, не допустить дальнейшего осложнения обстановки.
Ликвидирована угроза для более 4 тыс. населённых пунктов с населением более 500 тыс. человек. Не допущен переход лесных пожаров до критически важных для национальной безопасности объектов. С учётом этого предлагаю работу оперативных штабов перевести из режима чрезвычайной ситуации в режим повышенной готовности, силы и средства возвратить в пункты постоянной дислокации, за исключением трубопроводных батальонов, которым поручено в Московской области продолжать обводнение до тех пор, пока не будут созданы основная система подачи воды и основная сеть насосных станций по всем торфяникам Московской области.
В.В.Путин: Нужно эту работу, безусловно, продолжать, с тем чтобы свести к минимуму повторение ситуации этого года и оградить москвичей от таких испытаний, которые выпали на их долю этим летом. Поэтому средства, которые выделены, нужно осваивать и подготовить, как мы договаривались, вместе с Московской областью соответствующие предложения по продолжению этих работ, по финансированию. Эта работа должна вестись системно, так же как и необходимо реализовывать уже принятые нами решения по дооснащению подразделений МЧС, по проведению административных решений, связанных с наведением порядка в лесах.
Вы знаете, что сейчас прорабатывается решение о передаче Федерального агентства лесного хозяйства в непосредственное ведение Правительства Российской Федерации. Сегодня мною принято кадровое решение - это ведомство возглавит новый руководитель, Масляков Виктор Николаевич.
Подписано также ещё одно распоряжение Правительства, которое вносит изменения в распоряжение от 30 июля сего года. Мы, по предложению Министерства регионально развития, заменили некоторые термины: речь теперь идёт не о лесных пожарах, а о природных пожарах. Потому что ряд домов и граждан, соответственно, пострадали не от того, что леса горели, а от того, что трава горела. Но результат один и тот же - люди лишились жилья.
И дополнительно выделяем из федерального бюджета на восстановление жилья и на компенсации пострадавшим 2,67 млрд рублей - это по заявкам регионов. Я прошу Министерство регионального развития в контакте с руководителями регионов эту работу продолжать самым настойчивым и интенсивным образом, и довести все намеченные планы до их полной реализации.
Есть ещё один вопрос Минрегиона - это вопрос, связанный с обеспечением жильём ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на очередь после марта 2005 года. Мы предварительно полагали, что таких ветеранов у нас будет около 30 тысяч. Первоначальная цифра была - 28 тысяч. В конечном итоге на очередь было поставлено 119 тыс. человек. Это превзошло все наши, даже самые смелые, ожидания.
И на данный момент у нас осталось ещё 66 тыс. 681 человек, которые должны получить жильё. Для того чтобы исполнить все наши обещания перед ветеранами, подписано ещё одно распоряжение о выделении дополнительных ресурсов на эти цели в объёме 67,6 млрд рублей.
Пожалуйста, я хочу дать слово Виктору Федоровичу Басаргину. Как идёт эта работа? И каковы перспективы?
В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович, действительно регионы ждали этого распоряжения по дополнительному финансированию. Я Вам докладывал, что где-то в конце июня у нас по ряду субъектов Российской Федерации начал возникать кассовый разрыв по финансированию. То есть тот первый транш, который мы выделяли в объеме 34,5 млрд рублей, был регионами использован на жилищное строительство, и по ряду субъектов началось небольшое отставание, а у нас задача была - никоим образом не сокращать вообще темпы, которые мы набрали по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Действительно, сегодня Вы уже сказали, что 119 тыс. стоит в очереди на 1 июля. Мы, по предварительным данным, ожидаем, что у нас на 1 августа будет уже 128 тыс. человек на учёте. Тем не менее мы сегодня уже 38 тыс. квартир сдали, это тем, кто встал на учёт после 1 марта 2005 года. На текущий момент у нас 63 региона обеспечили перевыполнение графика. Наилучшие результаты показывают республики Татарстан и Мордовия. В 18 регионах пока есть небольшое отставание, но в ближайшее время, я думаю, это отставание будет ликвидировано.
Скажу, что мы впервые за последний месяц ощутили снижение динамики постановки на учёт ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому те обязательства, которые мы брали в графике, что 90% всех вставших на учёт после 1 марта 2005 года, мы обеспечим жильём, - эта задача, по нашим ощущениям от совместной работы с субъектами Российской Федерации, будет выполнена.
Хотел бы сразу отметить, раз мы заговорили о пожарах, что сегодня ни в коем случае то, что произошло с лесными пожарами, никак не повлияет на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны, то есть обе эти задачи выполняются в полном объёме.
В.В.Путин: Мы недавно проводили совещание о ходе жилищного строительства в России и там отмечали - и я ещё раз хочу подтвердить, сейчас и министром было сказано, - что, несмотря на дополнительную нагрузку, которая ложится на бюджет в связи с необходимостью восстановления жилья, утраченного гражданами в результате природных пожаров, все наши планы в области жилищного строительства по всем категориям граждан, о которых мы говорим в последнее время достаточно часто (это и военнослужащие, это и ветераны, это и другие категории граждан), - все эти планы будут реализовываться в полном объёме.
Поскольку мы уже вспомнили про пожары опять, у нас есть и другая проблема, связанная с аномально высокими температурами, - это засуха и проблемы, которые возникают в этой связи в сельском хозяйстве. Сегодня подписано Постановление о субсидировании процентных ставок по пролонгируемым кредитам для сельхозпредприятий, пострадавших от засухи. Общий объем этих кредитов - 127 млрд рублей - подлежит пролонгации. В 2010 году мы на эти цели выделяем дополнительно 2,6 млрд рублей, и в 2011-м и 2012-м - по 7,9 млрд рублей.
Виктор Алексеевич, пожалуйста, прокомментируйте это решение.
В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Действительно, данное постановление - очень важное, его ждут сельхозпроизводители в регионах. Это только часть тех мер, которые реализуются Правительством, принятых решением Президиума в начале июля текущего года. Это постановление, которое Вами сегодня подписано, позволяет субсидировать часть затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, которые могут быть продлены до трёх лет. И в тех регионах, которые пострадали от засухи - а таких довольно много, более 30, - всё это позволит снизить долговую нагрузку на заёмщиков, восстановить их платежеспособность, обеспечить финансовые условия для проведения сезонных работ, одним словом, сформировать основу будущего урожая.
Надо сказать, что ведущие банки, кредиторы сельского хозяйства (Россельхозбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк) подтвердили свою готовность к пролонгации таких кредитов на срок до трёх лет. Пользуясь случаем, я бы хотел сказать, Владимир Владимирович, - Вы уже назвали эти цифры (это 2, 6 млрд в текущем году, 7,9 млрд ежегодно в 2011-м, 2012-м, 2013-м годах), - речь не идёт о выделении дополнительных средств из федерального бюджета: они будут изысканы в рамках ассигнований Министерства сельского хозяйства на текущий год и на 2011-2013 годы. Я думаю, что вот эти меры в сочетании с другими формами поддержки, которые оказываются, реально коснутся устойчивости работы сельского хозяйства.
Я бы хотел ещё несколько слов сказать по другим мерам поддержки. На сегодняшний день из выделенных 20 млрд рублей почти 15 млрд рублей (14,4 млрд рублей) уже поступило в регионы. Сами регионы выделили на поддержку села около 7 млрд рублей. Я думаю, что в течение августа месяца будет выделено прямых дотаций ещё 5 млрд рублей. Таким образом, те 20 млрд рублей, которые были обещаны Правительством на поддержку регионов, пострадавших от засухи, уйдут в регионы.
Следующий транш - мы говорили о 15 млрд рублей - в октябре-ноябре. Таким образом, с учётом того, что сейчас действительно проработаны меры по распределению фуражного зерна интервенционного фонда, мы его будем реализовывать тогда, когда сочтём на рынке это крайне необходимым. Все эти меры, и плюс то, что сегодня подписано постановление, позволят сельзохпроизводителям сейчас работать более уверенно.
В.В.Путин: Хорошо. Виктор Алексеевич, Вы возглавляете межведомственную рабочую группу. Я Вас прошу повнимательнее наблюдать за тем, что происходит и в отрасли в целом, и на рынках сельхозпродукции, и своевременно готовить предложения. Мы с Вами обсуждали ряд дополнительных мер поддержки. Пожалуйста, основные.
В.А.Зубков: Да, мы еженедельно, в пятницу, проводим заседание межведомственной рабочей группы. Как правило, оно проходит в виде видеоконференции с регионами. Мы полностью владеем той ситуацией, которая имеет место в регионах, советуемся с регионами, готовим предложения. Вот тот комплекс мер, который уже реализован, - он, естественно, реализуется, но на подходе могут быть и другие предложения, которые мы сейчас прорабатываем, обдумываем для того, чтобы представить Вам для принятия дополнительных мер по этому вопросу.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. В июле-августе у нас произошла плановая индексация пенсий. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), по этому вопросу несколько слов. И как работает Пенсионный фонд по сбору средств, страховых взносов в Пенсионный фонд? Эта функция передана от налоговой службы в Пенсионный фонд. Как идёт работа?
Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Я напомню, что с 1 июля мы увеличили социальную пенсию, а 1 августа - это дата, когда ежегодно в соответствии с положением закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мы производим корректировку страховой части пенсии, в зависимости от данных персонифицированного учёта и данных о поступлениях на индивидуальные счета граждан, в зависимости от поступивших страховых взносов.
Хочу сказать, что это уже второе уточнение, потому что мы поменяли законодательство, начиная с 1 января 2010 года. Если раньше эта корректировка носила заявительный характер, то теперь она носит обязательный характер. В результате этой корректировки увеличение пенсий получили 12,4 млн пенсионеров - это 35,4% от всего количества пенсионеров в Российской Федерации. Увеличение в среднем составило 142 рубля. Самое большое увеличение произошло в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах. В результате у нас средняя пенсия на 1 августа с учётом этой корректировки составила 7633 рубля, а средняя трудовая пенсия составила 7844 рубля и возросла по сравнению с 31 декабря 2009 года на 1530 рублей. Что касается средней пенсии по старости, то она составила 8212 рублей и возросла по сравнению с той же датой, о которой я сказала выше, на 1582 рубля.
Что касается администрирования страховых взносов, которыми пришлось заниматься с 1 января государственным внебюджетным фондам... Я напомню, что администрирование страховых взносов в Пенсионный фонд и в фонды обязательного медицинского страхования осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, а администрирование взносов в Фонд социального страхования - непосредственно Фонд социального страхования. Что касается Пенсионного фонда, то если говорить о сравнении с первым полугодием 2009 года, то увеличение поступлений составило 47,6%, но это, в том числе, связано и с изменением законодательства и передачей единого социального налога в бюджет Пенсионного фонда. Если очистить от этого изменения законодательство, то по сравнению с планируемыми нами показателями на 2010 год, которые мы себе ставили в качестве плана и которые получили, то увеличение страховых взносов составило 3,4%.
Если говорить о сборах в обязательное медицинское страхование, то там сборы выросли в федеральный фонд на 7,4%, в территориальные фонды - на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, мы за первое полугодие 2010 года наладили, как нам сейчас кажется, работу по сбору недоимки, которая сложилась в 2002-2009 годах. У нас недоимка по страховым взносам, которая была накоплена на 1 января 2010 года, составляла 92,8 млрд рублей. Сейчас она составляет 87,7 млрд рублей. Соответственно, мы на 5,5% сократили ту задолженность, которая была по страховым взносам на 1 января 2010 года. Мы эту работу будем продолжать. И сейчас, по данным на 17 августа 2010 года, мы уже собрали 57,1% страховых взносов от тех годовых назначений, которые установлены в бюджете Пенсионного фонда на 2010 год. Все плановые решения, которые заложены в бюджете Пенсионного фонда, - и по увеличению, и по перерасчёту пенсий - мы исполняем. Более того, я должна сказать, что, поскольку основная валоризация, основной пересчёт у нас произошёл с 1 января 2010 года, это не означает, что у нас этот процесс завершен.
Граждане, которые хотят уточнить расчёты своих пенсий, у которых есть необходимость уточнить данные по трудовым книжкам, они обращаются в отделение Пенсионного фонда, и эта работа идёт в плановом порядке.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Л.Мутко), как закончила свою работу Инспекционная комиссия ФИФА?
В.Л.Мутко: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! С 16 по 19 августа в России находилась Инспекционная комиссия ФИФА. Она посещала вторую европейскую страну после Бельгии и Голландии, впереди у них поездки в Англию и Испанию с Португалией. Было 6 человек, возглавлял комиссию президент федерации футбола Чили. И 6 человек - это специалисты, которые занимались изучением возможностей России по проведению такого крупного турнира.
За три неполных дня комиссия посетила Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Москву. В общем, за эти три дня - такой плотный график у них был - в ходе визита мы предоставили всю необходимую информацию, связанную с возможностями России, с планом проведения турнира, с инфраструктурными проектами, познакомили очень подробно с программой «Наследие» Чемпионата мира.
Также 17 числа состоялась встреча с Вами, Владимир Владимирович. Это был ключевой момент, где на самом высоком уровне были подтверждены гарантии России на проведение этого турнира и были озвучены две новые гарантии-инициативы: и безвизовый въезд в Россию, и передвижение по стране болельщика при наличии билета, что очень серьёзно сказалось на имидже нашей заявки и возможностях.
Инспекторы ФИФА были очень удовлетворены всей этой работой. Я могу отметить, что во всех регионах их принимали на самом серьёзном уровне - и губернаторы, и руководители, и мэры городов. Это всегда очень важно, когда демонстрируется такое единство, как сегодня, и федеральной, и региональной властей в проведении и организации такого турнира.
Поэтому я считаю, что визит прошёл успешно. В конце сентября они должны будут составить подробный доклад о наших возможностях. Могу сказать, что все те объекты, которые мы показывали, динамика развития инфраструктуры во всех городах, конечно, впечатляют.
Это и строительство стадионов, реконструкция аэропортов, это и продвижение наших инфраструктурных проектов. В целом, комиссия удовлетворена, получила ответы на все вопросы. Мы вчера ее проводили.
Могу отметить, что остается финальная часть - 2 декабря нам необходимо будет презентовать нашу страну уже на заседании исполкома ФИФА. Но до 2 декабря, Владимир Владимирович, мы будем продолжать нашу работу по продвижению нашей заявки и среди членов исполкома, и на международном уровне. Поэтому в целом я считаю, что оценочная комиссия получила всю исчерпывающую информацию. И надеюсь на положительные выводы и рекомендации в адрес исполкома.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Давайте несколько слов скажем о повестке дня. Я остановлюсь подробнее на основном вопросе. Сегодня мы рассмотрим доклад Минрегиона об эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации за 2009 год. Речь идёт о ключевых зонах ответственности регионов - образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, о создании условий для реализации задач в области экономики, предпринимательской деятельности, сохранении и открытии новых рабочих мест.
Оценку региональных органов власти мы проводим уже в третий раз. Это позволяет получить информационно насыщенную картину, вычленить проблемы регионального развития, ясно увидеть, где действуют инициативно, а где ещё топчутся на месте и не проявляют, к сожалению, пока желания заниматься реальными реформами и менять архаичные методы управления.
Отмечу, что в представленном докладе особое внимание было уделено динамике процессов на территориях. Приятно отметить, что к нашим традиционным лидерам подтянулась большая группа регионов, где за последние два года серьёзно продвинулись в развитии ключевых отраслей социальной сферы и экономики по внедрению современных систем управления. Какие это регионы? Это Омская и Воронежская области, Пермский край, Ярославская, Кемеровская, Ульяновская, Тамбовская области, Республики Башкортостан и Адыгея, Псковская область.
В целом анализ положения дел в регионах ещё раз показал, что, несмотря на трудности кризисного периода, удалось сохранить важнейшие позитивные тенденции развития страны. Так, в подавляющем большинстве регионов продолжилось снижение смертности, продолжился рост рождаемости и продолжительности жизни.
Ожидаемая продолжительность жизни достигла 69 лет.
Многим субъектам удалось обеспечить рост реальных доходов граждан, снизить уровень бедности, сдержать безработицу.
Число граждан, работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, - это очень хороший, на мой взгляд, показатель - впервые превысило четверть от общего количества занятых в экономике.
В 38 регионах на новую систему оплаты труда перешло 80% учреждений здравоохранения. Что касается образования, то современные модели материального стимулирования работников полностью или в основном внедрены в 79 субъектах Российской Федерации.
Расширяется и практика нормативного финансирования в образовании. В 55 субъектах на такую систему финансирования уже переведены все учреждения, а в 20 регионах процесс находится в стадии завершения.
Там, где активно проводятся такие реформы, растут заработные платы и учителей, и врачей, повышается качество услуг для граждан.
Вместе с тем нельзя не замечать и серьёзных проблем. И федеральному центру, и регионам нужно обратить на них особое внимание, учесть при постановке задач на 2011 год.
О чем идёт речь? Первое. Несмотря на предпринимаемые меры, по-прежнему недопустимо высоки неэффективные бюджетные расходы - мы уже об этом говорили несколько раз, - и особенно это заметно в образовании и здравоохранении, причём просматривается негативная зависимость: чем больше мы вкладываем в эти сферы, тем выше объёмы неэффективных трат.
В 2009 году общий объём неэффективных, пустых, по сути, расходов региональных и муниципальных бюджетов составил - вы знаете, когда вот понемножку, всё кажется обоснованно, всё вроде бы и ничего: там немножко, здесь немножко - в целом по стране 415 млрд рублей, в том числе в образовании - 142 млрд рублей! Для примера: на эти деньги можно было бы в среднем на 27% увеличить зарплаты педагогов или построить почти 400 новых школ.
В 28 регионах переход на новые системы оплаты труда в здравоохранении вовсе ещё не начат. Механизмы одноканального финансирования здравоохранения до сих пор не используются в 47 субъектах Федерации. В 8 регионах страны даже не приступали к внедрению подушевого финансирования образовательных учреждений. В бюджетной сфере сохраняются низкая производительность труда, неэффективная структура занятости и старые методы хозяйствования. Как результат - все ещё недопустимо низкий уровень оплаты труда и качество предоставляемых услуг в ряде регионов страны. Структура занятости печальная.
В сфере образования - так, для примера - доля так называемого прочего персонала (административные должности, бухгалтерия, хозяйственные службы и так далее) составляет практически 50% от общей численности сотрудников, работающих в школах. В советские времена такого не было ни в здравоохранении, ни в образовании. Что это означает? Это означает, что значительная часть средств фактически расходуется не на образовательный процесс в данном случае, а на обеспечивающую деятельность.
Мы много говорили об эффективности системы социальной поддержки, о внедрении принципов адресности. Сейчас, по оценкам, свыше 40% социальных пособий и помощи получают лица, которые не относятся к социально незащищённым слоям населения, то есть по-прежнему распределение социальной поддержки во многих случаях идёт по формальным, бюрократическим принципам. А нужно предметно работать с людьми, с каждой семьей, для того чтобы помочь именно нуждающимся, а не растаскивать тонким слоем по пирогу масло, которого в конце концов и не видно будет совсем.
Высок объём неэффективных трат в региональных бюджетах. И, вы знаете, одна из самых болевых точек - это ЖКХ. В ЖКХ - более 11%, а в 2009 году это в общем составило 99 млрд рублей - нисколько не уменьшается: годом раньше, в 2008-м, было столько же. Практически не снижается износ коммунальной инфраструктуры: он составляет 60%. Доля убыточных организаций ЖКХ - 39%, и прежде всего они сконцентрированы в тех регионах, где реформирование отрасли идёт крайне низкими темпами. Согласно опросам, качество жилищно-коммунальных услуг удовлетворяет менее четверти граждан, и вы это хорошо знаете.
Теперь о развитии массового жилищного строительства.
Вы знаете, недавно мы в Волгограде проводили заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития. Напомню, речь шла о снятии административных барьеров в строительстве. Тогда, кстати, я задал вопрос местным коллегам, местным, волгоградским руководителям: почему так мало и крайне медленно выделяются участки под застройку? Получил ответ, как и обычно, со ссылкой на объективные трудности, со ссылкой на то, что такое состояние связано со сложной ситуацией в отрасли, с отсутствием интереса со стороны бизнеса и так далее.
Генеральная прокуратура провела проверку. Каковы результаты? По мнению Генеральной прокуратуры - мне трудно с этим не согласиться, - основная причина все-таки в непомерных чиновничьих аппетитах, в абсолютно непрозрачных и коррумпированных схемах предоставления земельных участков. Например, за последние 2,5 года администрация Волгограда выделила на основе конкурсных процедур лишь 28 земельных участков, а всего их 600! Остальные из этих 600 были предоставлены на основании непрозрачных индивидуальных решений, причём в массовом порядке земля выделялась чиновникам или связанным с ними лицам. А если участки предоставлялись под реализацию инвестпроектов, то на компанию накладывались разного рода дополнительные обременения, и даже если компании выполняли эти дополнительные обязательства, их всё равно частенько посылали подальше и ничего не давали. Такую практику нужно изживать, выкорчевывать нужно. Хочу повторить: мы намерены предметно отслеживать, как в каждом конкретном регионе будут реализовывать программы развития массового жилищного строительства, потому что если будем сохранять вот такие методы управления, не будет массового строительства и не будет дешёвого жилья в стране.
Не могу не сказать и ещё об одной серьёзной проблеме - раздутых штатах региональных и муниципальных чиновников, и, как следствие, весьма щедрых расходах на их содержание. Большинство региональных антикризисных планов в 2009 году предусматривали оптимизацию чиновничьего аппарата. В общей сложности численность региональных чиновников была сокращена на 4%, а в муниципалитетах - на 2,5%. Направление правильное, но темпы очень маленькие. Обращаю внимание, что одновременно с сокращением численности произошёл - обращаю на это внимание - 6-процентный рост расходов на содержание чиновничьего аппарата. Сократили на 4%, а на 6% выросли по расходам, а неэффективные расходы на государственное управление составили 83 млрд рублей.
Считаю, что работа по созданию компактного госаппарата, по оптимизации расходов на его содержание должна быть продолжена. Что касается федерального уровня, то, как вы знаете, мы уже об этом объявляли, в ближайшие три года мы сократим численность чиновников на 20%.
В заключение хотел бы сказать, что мы и в дальнейшем продолжим оценивать деятельность органов власти субъектов Российской Федерации. И дело здесь вовсе не в тотальной, мелочной опеке, хотя определённый, разумный контроль, конечно же, необходим. Главное - в другом. Во-первых, объективная система оценки нужна для широкого распространения лучших региональных практик и опыта и, во-вторых, для выстраивания гибкой и справедливой системы межбюджетных отношений, которые должны стимулировать региональные власти к проведению преобразований.
Хочу сказать, что по итогам сегодняшнего рассмотрения мы предоставим специальные финансовые гранты. Их получат 20 регионов России, показавшие в 2009 году лучшую динамику повышения эффективности своей работы.