Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства
9 августа 2010
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства
В ходе заседания президиума Правительства В.В.Путин предложил установить для пострадавших от чрезвычайных ситуаций единые более высокие суммы компенсаций. Соответствующие поправки подготовлены для внесения в законодательство, подчеркнул Премьер. По его словам, также подготовлены поправки в законодательство, которые дадут Правительству право максимально гибко и оперативно принимать решения об оказании помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
Касаясь недавно принятого решения по временному запрету экспорта зерновых из Российской Федерации, В.В.Путин отметил, что «это решение не от хорошей жизни было принято». Как сообщил Премьер, ссылаясь на последние прогнозы Минсельхоза, урожай в этом году «будет значительно скромнее, чем мы предполагали в начале года». Но с учетом интервенционного фонда и переходящего остатка прошлого года Россия полностью закроет свои потребности в зерне, подчеркнул В.В.Путин.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте обменяемся оперативной информацией. Голикова Татьяна Алексеевна. Доклад о ходе осуществления выплат семьям погибших и пострадавшим в результате лесных пожаров. Пожалуйста.
Т.А.Голикова: Уважаемый Премьер-министр, уважаемые коллеги! Сейчас работа организована во всех субъектах Российской Федерации, которые попали под действие распоряжения Правительства, то есть в 14 субъектах. И на сегодняшний день на первоначальные нужды нам нужно выплатить денежные компенсации в размере 10 тыс. рублей 3745 пострадавшим от пожаров. На сегодняшний день выплачено 3299 погорельцам, то есть 88,1%.
У нас не очень высокое исполнение по Воронежской области, но оно объективное и объясняется тем, что буквально в последние дни изменилось количество пострадавших граждан. И по мере увеличения этого количества, увеличивается и количество граждан, которым выплачиваем. Кроме того, есть некоторые организационные моменты в Кировской области, есть некоторые организационные моменты во Владимирской области.
И сейчас наши уполномоченные на территориях, которые работают в группе Министерства по чрезвычайным ситуациям, индивидуально этими случаями занимаются.
Что касается восстановления утраченного имущества и выплат по 100 тыс. рублей за счёт федерального бюджета и за счёт средств регионов, то здесь ситуация выглядит следующим образом. На сегодняшнее утро, на 12 часов, 82,3% от числа пострадавших от пожаров выплачена компенсация за счёт средств федерального бюджета и в 84,3% случаев - за счёт регионального бюджета. Эта небольшая разница связана исключительно с уточнением списков. Я должна сказать, что в основном регионы работают. Единственное - по тем трём территориям, которые я назвала, есть объективные причины, с которыми мы работаем на местах.
В.В.Путин: Хорошо. Как идёт работа по реализации плана-графика по строительству нового жилья, Виктор Федорович (обращаясь к В.Ф.Басаргину)? Мне, кстати, вывели сюда монитор в кабинет. Правда, картинка пока не очень хорошая, там нужно специалистам поработать ещё, но в целом в основных регионах камеры уже стоят. Как идёт работа?
В.Ф.Басаргин: У нас настройка идёт, Владимир Владимирович. В 11 субъектах поставлено 73 веб-камеры на 42 поселения, то есть там, где проводятся все основные работы.
В.В.Путин: Доведите это до конца вместе с Министерством связи, чтобы всё функционировало везде, во всех 14 регионах и на всех строительных площадках, чтобы работали нормально. Хорошо?
В.Ф.Басаргин: Мы в ежедневном режиме проводим штаб строительства, Владимир Владимирович. В настоящее время насчитывается 1824 семьи, оставшихся без крова. Постоянно уточняется цифра: сгорело 1990 домов в 147 поселениях, то есть мы по поселениям такую цифру посмотрели - 147 поселений пострадало у нас сегодня.
В соответствии с графиком работ, на сегодняшний день все проектные работы завершены. То есть выбраны типовые проекты по строительству и определены исполнители работ во всех субъектах Российской Федерации, в соответствии с 55 статьей 94 Закона, по единому исполнителю. Сегодня на строительных площадках задействовано 400 единиц техники и более 1000 строителей. В целом план-график выдерживается повсеместно. К расчистке строительных площадок приступили во всех субъектах. Помимо расчистки уже началась работа по заливке фундаментов в Воронежской области в двух посёлках - это Масловка и Ольховатка. В Московской области в деревне Белоомут ведётся заливка фундаментов восьми домов, в Ульяновской области заканчивается заливка шести фундаментов и в Белгородской области, уже помимо заливки фундаментов, начали возводить здания - четыре объекта, непосредственно началось уже строительство.
Отставание от графика у нас наблюдается только по Рязанской области. Там ещё сохраняется высокая пожароопасная ситуация, поэтому не приступаем к началу работ.
В.В.Путин: В Рязани отставание по графику большое?
В.Ф.Басаргин: На два дня. Из общего количества семей, Владимир Владимирович, статистика такая: сегодня 1247 семей изъявили желание построить жильё, это более 60% по 42 основным населённым пунктам. 93 семьи изъявили желание приобрести жильё либо на первичном, либо на вторичном рынках - это порядка 6%. И 331 семья предпочла сегодня получить компенсацию - это порядка 20 с небольшим процентов. 153 семьи ещё не определились с выбором материальной помощи, то есть порядка 10%. В целом, мы считаем - работа штаба продолжается, - что всё идет в соответствии с утверждённым планом работ.
В.В.Путин: Хорошо, продолжайте внимательно следить за тем, что происходит, и докладывайте.
Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), Вы занимаетесь вопросами поддержания связей с иностранными инвесторами. Я просил вас внимательно следить за тем, как инвестиционный режим у нас складывается. Пожалуйста, несколько слов по этому вопросу.
И.И.Шувалов: Уважаемый Владимир Владимирович, по Вашему поручению в Правительстве постоянно ведётся работа по совершенствованию законодательства, которая непосредственно влияет на свободу предпринимательства, на то, чтобы снижать административные барьеры, про которые мы постоянно говорим, чтобы те традиционные сложности, с которыми постоянно сталкиваются не только зарубежные, но и российские предприниматели, уходили бы в прошлое.
Мы докладываем Вам о том законодательстве, которое разрабатывается, потом мы его представляем в Государственную Думу. В частности, за последнее время было многое сделано для развития среднего и малого предпринимательства.
Вместе с тем по Вашему поручению был создан единый канал получения обращений иностранных и российских граждан с жалобами на действия должностных лиц в регионах и федеральных органах исполнительной власти, на те сложности, с которыми сталкиваются предприниматели.
В Министерстве экономического развития Российской Федерации создан специальный департамент, который занимается этими вопросами. Они анализируют всю получаемую информацию, а также занимаются разбором конкретных жалоб и предложений.
В настоящий момент статистика такова, что большая часть жалоб касается административных барьеров и таможенных процедур - это практически половина всех жалоб. Затем идут жалобы на миграционное законодательство, трудовое законодательство и так далее.
По миграционному законодательству совсем недавно был принят новый закон. Что касается устранения административных барьеров, то это совокупности законодательных и практических норм.
По Вашему поручению я время от времени также встречаюсь с крупными компаниями, которые представлены на российском рынке. После того как они проведут соответствующую работу с Министерством экономического развития, мы затем пытаемся в ручном режиме найти то или иное решение.
Совсем недавно, как я Вам докладывал, такая встреча у нас состоялась с компанией Nestle, которая была в достаточно сложном положении. Потом выяснилось, что они с соответствующими регулирующими органами нашли взаимопонимание, как устранить те или иные нарушения, и сейчас ситуация совершенно иная.
Эта работа сейчас приобретает системный характер. Мы всю инфраструктуру, для того чтобы работать в этом направлении, создали. Пресс-служба Правительства открыла специальный сайт, который называется http://www.modernrussia.com/, через который возможно будет направлять все свои жалобы, предложения, и они будут обрабатываться. И связь будет, в том числе, через интернет-портал.
Институт омбудсмена создан практически в каждом регионе Российской Федерации. Мы эти связи также поддерживаем, смотрим, с какими жалобами обращаются в региональное правительство к омбудсменам. Как правило, это те же самые административные барьеры: неоформление в нужные сроки земельных участков, получение необходимых разрешений для предпринимательской деятельности и так далее. Иногда обращаются в Правительство с жалобами на неправомерные или несправедливые судебные решения. Мы такими вопросами, Владимир Владимирович, не занимаемся. И вообще, как Вы и давали поручения, в своей деятельности мы не подменяем деятельность других органов и исходим из того, что эта работа должна носить скоординированный характер, для того чтобы в оперативном режиме отвечать на те сложности, с которыми предприниматели сталкиваются. Но ещё раз: мы исходим из того, что судебная система независима от исполнительной власти, но внимание судебных органов к тем или иным проблемам, которые существуют, мы привлекаем. С коллегами по этому направлению работы сложились достаточно эффективные, рабочие отношения, и в целом мы эту работу проводим в рамках тех поручений, которые Вы давали по изменению инвестиционного климата в стране.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Мною подписано Постановление Российской Федерации о стандартах раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии. Попрошу Игоря Ивановича Сечина прокомментировать это решение.
И.И.Сечин: Владимир Владимирович! По Вашему поручению Федеральная служба по тарифам внесла в Правительство проект Постановления, которое Вы подписали. Он был доработан в Правительстве с участием Федеральной антимонопольной службы и других ведомств и касается изменения стандарта раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии, осуществляющими деятельность в сфере деятельности субъектов естественных монополий. Речь прежде всего идет о Федеральной сетевой компании и Холдинге МРСК. Через специально создаваемый официальный сайт в сети Интернет будет обеспечиваться доступ всех заинтересованных лиц к следующей информации, регулируемой деятельностью субъектов естественных монополий: о структуре и объёме затрат на производство и реализацию электроэнергии; о ряде экономических показателей и доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъекта рынка электроэнергии; о значении частоты электрического тока в единой энергосистеме в течение суток; о субъектах электроэнергетики, осуществляющих оказание услуг по обеспечению системной надежности; по обеспечению вывода единой энергетической системы России из аварийных ситуаций и формированию технологичного резерва мощностей.
Утверждение соответствующих форм раскрытия информации будет осуществляться Федеральной службой по тарифам и Минэнерго России в соответствии с установленной компетенцией, определенной настоящим постановлением.
Контроль за раскрытием информации будет осуществляться Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой.
Раскрытие указанной информации будет способствовать повышению прозрачности деятельности естественных монополий в сфере энергетики, повышению контроля за эффективным расходованием средств, позволит осуществлять контроль в сфере тарифного регулирования, сделать более прозрачным принятие решений о подключении к сетям потребителей как граждан, так и юридических лиц. Так что это постановление ожидается на рынке и воспринимается очень позитивно.
В.В.Путин: Хорошо. Теперь несколько слов о нашей повестке дня.
Вы хорошо знаете ситуацию в стране. Положение дел, связанных с аномально высокими температурами в Центральной России, остаётся сложным в связи с лесными пожарами и засухой в сельском хозяйстве.
Между тем, как докладывали здесь сейчас, началась работа по помощи людям. И напомню: к началу отопительного сезона все, кто нуждается в жилье, должны его получить.
Несколько слов о решениях, которые мы должны сегодня принять. Жизнь показала, что тех компенсаций, которые предусмотрены нашими нормативными актами, действующими до сих пор, недостаточно для ощутимой помощи людям. Поэтому в случае чрезвычайной ситуации мы всякий раз принимаем индивидуальные решения об увеличении размеров этих выплат.
Чтобы уйти от этой практики, надёжно гарантировать права граждан, на будущее предлагается установить единые, более высокие суммы компенсаций пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, а именно выплачивать материальную помощь на неотложные нужды в размере не 5 тыс. рублей, как было раньше, а 10 тыс. рублей; компенсацию за полностью утраченное имущество - не 50 тыс. рублей на семью, а по 100 тыс. рублей на каждого члена семьи, на человека, и в случае гибели человека его семья должна получить не менее 1 млн рублей.
Также подготовлены поправки в законодательство, которые дадут Правительству право максимально гибко и оперативно принимать решения об оказании помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
Считаю, что аналогичные полномочия должны быть и у субъектов Российской Федерации.
Далее. Вы знаете, что Президент считает необходимым расширить перечень критически важных для страны объектов, которые требуют особой защиты и пожарной охраны. Мы уже этим занимались в конце прошлой недели. Соответствующие решения, в том числе о создании дополнительных подразделений пожарной охраны на таких объектах, мы также сегодня примем.
Кроме того, заслушаем информацию Министерства по чрезвычайным ситуациям о дооснащении противопожарных служб оборудованием и техникой. Чтобы справиться с природными пожарами, МЧС России задействовало сегодня все имеющиеся у него возможности. Очевидно, что следует разработать конкретную программу дополнительных поставок современной техники и оборудования для пожарных частей.
Напомню, что первоочередные решения по данному вопросу уже приняты. Речь идёт о закупках специальных самолетов Бе-200 и оснащении вертолётов государственной авиации устройствами для тушения лесных пожаров.
И несколько слов по тематике Министерства сельского хозяйства. Минсельхозу было поручено подготовить предложения о механизмах реализации зерна, хранящегося в интервенционном фонде. За счёт хороших урожаев прошлых лет в нем накоплено 9,5 млн тонн. И сейчас это зерно следует использовать по назначению - для стабилизации ситуации на рынке, а также чтобы помочь хозяйствам и фермерам не допустить сокращения поголовья скота.
Мы приняли принципиальное решение распределять такое зерно без аукционов, а на основе целевых заявок нуждающихся регионов, чтобы помощь была адресной и оперативной.
И прошу доложить сегодня, как идёт подготовка соответствующих нормативных документов.
Несколько слов о нашем решении по временному запрету экспорта зерновых с территории Российской Федерации. Это решение не от хорошей жизни было принято, как вы понимаете. Страна - Российская Федерация - потребляет примерно 77-78 млн т зерна в год.
В этом году нам потребуется в связи с событиями, связанными с засухой, около 78 млн т. По последним прогнозам Минсельхоза, урожай будет значительно скромнее, чем мы предполагали в начале года. Это будет 65, а может быть, даже и 60 млн т. Что это означает? Это означает, что мы полностью закрываем, несмотря на такой урожай, свои внутренние потребности. За счёт чего? Даже если возьмём скромный сценарий - 60 млн т. У нас есть 9,5 млн т в запасе, в интервенционном фонде, и плюс 21 млн т - переходящий остаток прошлого года. То есть у нас 90 млн тонн, а нужно для внутреннего потребления 78. Но вопрос заключается в том, с чем страна останется на следующий, 2011 год? Мы не знаем, какой будет урожай, и какой у нас будет переходящий остаток 2011 года. Повторяю, в этом году он 21 млн, это очень приличный переходящий остаток.
Поэтому я прошу Министерство сельского хозяйства и, Виктор Алексеевич (В.А.Зубков), Вас проконтролировать. Во-первых, принять решение об использовании зерна интервенционного фонда. Сделать это нужно своевременно. Мы видим, что сегодня цены подросли на зерновом рынке - и мировые цены подросли, и внутри страны. Мы видим, что рынок замер в ожидании. Если кто-то ждёт 21 или 31 декабря текущего года, то напрасно, потому что мы должны будем смотреть на наше решение о снятии запрета на экспорт только по результатам уборочной компании текущего года.
А ситуация у нас ещё осложняется тем, что сейчас в ведущих регионах страны мы не можем и не сможем пока сеять озимые - погода не позволяет. Значит, значительная часть территорий страны войдёт в следующий год без озимых культур, поэтому рассчитывать на быстрое снятие запрета на экспорт пока не приходится, хотя это, конечно, временная мера. Но мы находимся в чрезвычайной ситуации и, конечно, обязаны - просто обязаны - прежде всего, позаботиться о гражданах собственной страны, о своих сельхозпроизводителях. Повторяю ещё раз: это чрезвычайная ситуация, и мы действуем в условиях чрезвычайной ситуации.
Виктор Алексеевич, прошу Вас всё это взвесить, посмотреть по срокам, своевременно принять решение по тем проблемам, которые я обозначил - по результатам уборочной кампании. И Минсельхоз прошу соответствующим образом эту политику выстраивать.
Я просил вас разработать систему мер поддержки тех предприятий, которые оказались в сложной ситуации в связи с засухой. Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), что сделано в последнее время?
Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович, за последнюю неделю 11 субъектов Российской Федерации получили внебюджетные кредиты - общая сумма составляет 10 млрд 770 млн рублей (это из 25, в соответствии с Вашим поручением).
Кроме этого мы завершили экспертизу всех предприятий, пострадавших от засухи в 15 субъектах Российской Федерации. И на этой неделе мы закончим изучать количество ущерба и в других субъектах.
Так же по бюджетным кредитам на этой неделе будет выплачено субъектам ещё 3 млрд рублей. Эти средства пойдут в сельхозорганизации для приобретения семян, ГСМ и на другие нужды. Соответственно, в первую очередь для кормов.
Регионы выплатили 7 млрд рублей. Особенно хотелось бы отметить в этом плане Татарстан - 1 млрд 700 млн рублей для своих сельхозорганизаций.
Есть проблемы по кормам, уважаемый Владимир Владимирович. У нас заготовлено 14 центнеров кормовых единиц на голову и запланировано до 20, но эту проблему мы решаем благодаря системным совещаниям, которые проводит Виктор Алексеевич. Плюс мы постоянно занимаемся переброской кормов. Ситуация непростая, но мы справляемся и двигаемся вперёд.
В.В.Путин: Хорошо.