Версия для слабовидящих

7 июля 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел в г.Минеральные Воды совещание по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в Российской Федерации

В.В.Путин

На cовещании по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в Российской Федерации

«Авиационный транспорт – это высокотехнологичная, очень сложная сфера. Здесь важны все факторы: обеспечение безопасности, обновление парка воздушных судов, повышение комфорта аэровокзальных комплексов, выстраивание удобной логистики, развитие подъездных дорог и инфраструктуры. И чтобы быть конкурентоспособными, надо одинаково тщательно относиться ко всем этим составляющим».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги! Вы наверняка слышали, а некоторые и присутствовали вчера на мероприятии, которое было проведено под эгидой «Единой России». Мы вчера говорили о развитии северокавказского региона, и много было сказано как раз об инфраструктуре, в том числе и о развитии аэропортового хозяйства, аэропортов.

Всем понятно: аэропорт - это ключ к развитию региона, раскрытию его возможностей, необходимое условие для реализации деловых проектов, туристического потенциала. И применительно к тому месту, где мы находимся, это особенно актуально.

Вообще, хороший аэропорт - это принципиально иной уровень вовлеченности в экономические связи региона. Любого региона. Наконец, это дополнительные возможности для граждан, для людей.

Здесь, на Кавказских Минеральных Водах, уже закончено строительство второй взлетно-посадочной полосы. Осталось установить необходимое оборудование. И прошу с этим тоже не затягивать. Знаю, что вложены были немалые деньги: 2,5 млрд рублей мы в это вложили. Сейчас еще необходимо изыскать ресурсы на световое оборудование. Нужно это сделать, надо закончить работу.

В ходе совещания мы в целом посмотрим, как реализуются проекты развития сети российских аэропортов, а также - как продвигаются структурные реформы в отрасли. Для каждого из нас понятно, что для России с ее колоссальной территорией развитие авиации, аэропортов является крайне важной задачей. Она, безусловно, относится к разряду базовых, реализуя которые мы обеспечиваем единство российской территории, единство российского государства.

Россия сейчас переживает настоящий бум авиаперевозок. Число пассажиров не только быстро восстановилось после кризисного спада, но и превысило максимальный уровень 2008 года. В январе-мае 2010-го объем пассажирских перевозок вырос на 32,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Очевидно, что такая динамика напрямую связана с расширением возможностей наших аэропортов. Начиная с 2002 года, когда мы всерьез занялись этой проблемой, была полностью завершена реконструкция 38 взлетно-посадочных полос. Только в прошлом году были закончены работы в Петрозаводске, Великом Новгороде, Ростове-на-Дону, Кирове, Нижневартовске, Новосибирске, Томске и Хатанге.

В 2010 году планируется завершить строительство или реконструкцию таких крупных объектов, как взлетно-посадочные полосы в аэропортах Владивостока, Воронежа, Мурманска, Геленджика, Сочи. По сути, в Геленджике работа уже тоже завершена, дело за аэропортовым комплексом, за аэровокзалами.

Всего же за последние два года федеральный бюджет вложил в модернизацию аэропортов приличные деньги - 47 млрд рублей.

Перечень приоритетных объектов на ближайшие три года сейчас формируется. И прошу Минэкономразвития, Минтранс, Минфин представить его в Правительство как можно быстрее - в самое ближайшее время.

Считаю, что основные финансовые ресурсы следует сконцентрировать на стройках высокой степени готовности, а также на тех аэропортах, реконструкция либо строительство которых является составной частью комплексных общегосударственных проектов.

Мы также должны более активно привлекать бизнес к развитию аэропортового хозяйства. Успешные примеры такого партнерства есть. Это московское Домодедово, аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге, а также Шереметьево, где недавно открылся суперсовременный пассажирский терминал.

В петербургском Пулково впервые был использован механизм государственно-частного партнерства, когда частный бизнес получил аэропорт в управление с обязательством провести его коренную реконструкцию.

Накопленный опыт должен получить самое широкое распространение. Наша задача - превратить авиационную инфраструктуру в перспективную и привлекательную площадку для инвестиций, установить здесь четкие, понятные правила поведения.

Напомню, что в сфере транспорта мы ведем системную работу по формированию современной законодательной базы. Уже приняты законы о железных и автомобильных дорогах, морских портах.

Очевидно, что требуется и закон об аэропортах и аэропортовой деятельности. В нем должны быть решены вопросы эффективного управления аэропортовым хозяйством - например, в тех случаях, когда его совместно используют гражданская авиация и Министерство обороны России. Кстати говоря, там, где аэропорты преимущественно используются гражданской авиацией, и Минобороны, и Минтранс могли бы действовать энергичнее, договариваясь о совместной работе.

Нам необходима и новая классификация аэропортов - классификация, которая позволит задать оптимальные требования к их сертификации, устранить ряд избыточных затратных процедур, а значит, сэкономить значительные средства как государству, так и потребителям.

Есть отдельная проблема, на которую я хотел бы обратить внимание глав субъектов Российской Федерации.

По вашей просьбе, уважаемые коллеги, в 2007 году был принят закон, разрешающий передачу аэропортов в собственность регионов.

На сегодня в собственность субъектов Российской Федерации передано 14 объектов, 14 аэропортов. По ряду других готовится соответствующее решение. Я хочу напомнить, что многие губернаторы обращались с прямой просьбой передать им это имущество, причем неоднократно ставили этот вопрос. Хочу напомнить: это ваша инициатива. Но, получив аэропорт, субъект Федерации обязан привести его в порядок (для этого, собственно говоря, это имущество и передавалось в регионы), сделать это самостоятельно - за счет регионального бюджета, либо привлекая инвесторов.

Выполнение соответствующих обязательств мы будем постоянно отслеживать.

А в тех аэропортах, которые остаются в федеральной собственности, так же необходимо использовать все ресурсы для привлечения инвесторов, причем не только к строительству аэропортных терминалов, прилегающей бизнес-инфраструктуры, но и к реконструкции самих взлетно-посадочных полос, экономя таким образом бюджетные средства и расширяя географию реконструируемых аэропортов.

Наконец, последнее замечание. Авиационный транспорт - это высокотехнологичная, очень сложная сфера. Здесь важны все факторы: обеспечение безопасности, обновление парка воздушных судов, повышение комфорта аэровокзальных комплексов, выстраивание удобной логистики, развитие подъездных дорог и инфраструктуры. Это и гостиницы, и деловые центры, приаэропортный бизнес, скоростной транспорт доставки к месту посадки в самолет и отъезда из аэропорта. И чтобы быть конкурентоспособными, надо одинаково тщательно относиться ко всем этим составляющим.

На сегодняшнем совещании заслушаем состояние дел по реконструкции и строительству аэропортных объектов практически по всей территории Российской Федерации. Прошу доложить об исполнении ранее намеченных планов.

Добавлю, что и в ближайшее время будем этим заниматься так же интенсивно, как и в предыдущие годы. Съездим с вами еще посмотрим некоторые объекты, кроме того, где мы сейчас находимся. Я предлагаю нашу последующую работу построить следующим образом: мы заслушаем сейчас сообщения с мест, доклады с мест, а потом попрошу Министра транспорта сделать свое сообщение.

Давайте начнем с Владивостока.

***

Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги!

Вопрос очень важный. Для нашей страны, как я уже говорил в своем вступительном слове, огромные территории, безусловно, носят стратегический характер. Это развитие и авиации - авиационного парка, собственно авиастроения, и аэропортового хозяйства.

Невозможно в некоторые места страны добраться иначе, как на самолете или вертолете. И для нас это имеет очень большое значение. Мы знаем, каковы планы развития автомобильных дорог, железной дороги. И имея в виду эти перспективы, еще больше должны сосредоточить внимание на авиации и аэропортах.

Повторяю еще раз: во многие районы, достаточно крупные города невозможно добраться, кроме как используя авиационную технику.

Поэтому подготовленные сегодня проекты поручений нужно доработать в соответствии с теми замечаниями, которые были сделаны в ходе сегодняшнего совещания. Некоторые проблемы поставили и сформулировали и коллеги с мест, и здесь, в этом зале сидящие.

И нужно приступать к их реализации. Я хочу, чтобы в целом по этому поручению и по отдельным пунктам были, безусловно, поставлены сроки и назначены ответственные исполнители.