Версия для слабовидящих

2 июня 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с Министром промышленности и торговли России В.Б.Христенко

В ходе встречи обсуждался вопрос о государственной поддержке предприятий, экспортирующих высокотехнологичную продукцию. Кроме того, Премьер затронул тему реализации программы утилизации старых автомобилей, которая, по его мнению, в целом «весьма положительно сказывается на автомобильной отрасли». Вместе с тем он поручил Министру продолжать совершенствовать механизмы, связанные с обслуживанием граждан, устраняя проблемы бюрократического характера.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Виктор Борисович, в рамках программ, направленных на поддержку отечественной экономики, реального сектора в данном случае и конкретно тех отраслей, которые ориентированы на выпуск экспортной продукции, мною сегодня подписано распоряжение о выделении субсидий на погашение процентов по кредитам, выделяемым в период с 2005 по 2012 годы. Для промышленных предприятий это 5 млрд рублей, для малого и среднего бизнеса - плюс еще 2 млрд рублей. Эта программа действует у нас уже несколько лет. Как Вы оцениваете ее эффективность? Как Вы предполагаете использовать те средства, которые выделяются в рамках подписанного сегодня распоряжения?

В.Б.Христенко: Владимир Владимирович, 6 июня исполнится пять лет, как был подписан документ по запуску этой программы - поддержки экспортеров высокотехнологичной продукции. Надо сказать, что это одна из тех мер, которая, во-первых, оказалась востребованной, а во-вторых, достаточно эффективной.

За пять лет на сегодняшний день этой мерой сумело воспользоваться более 200 крупных компаний и предприятий России. По сути, за этот период такая мера - общим объемом примерно 23,8 млрд рублей выделенных субсидий за пять лет - поддержала экспорт высокотехнологичной продукции на общую сумму 1 трлн 430 млрд рублей.

Эта мера, как никакая другая наверное, носила не антикризисный характер, а характер поддержки развития и закрепления российских промышленных предприятий на внешних рынках.

При этом, если посмотреть на структуру тех, кто воспользовался такой государственной услугой, она сконцентрирована в первую очередь на предприятиях самолетостроения: они - номер один. Во-вторых, на предприятиях, производящих вооружение и военную технику, авиационные двигатели, на предприятиях космической отрасли.

Что интересно - сама структура менялась за эти годы. Она менялась вместе с выработкой Правительством долгосрочных программ развития. Как только появлялась определенность в развитии некоторых секторов, как только бизнес подхватывал это направление, появлялась и экспортная продукция, появлялись и обращения за субсидиями.

Так у нас появились предприятия фармацевтической отрасли, так у нас появились предприятия деревообработки, металлургические предприятия - самые высокие переделы, которые обратились за этими субсидиями. В этом смысле это очень эффективная, очень востребованная, очень прозрачная и отработанная форма поддержки, одна из тех, которые сегодня должны составить обновляющийся комплекс мер по поддержке экспорта в целом. Поручения по этому поводу существуют, и сегодня ряд ведомств - наше ведомство совместно с Министерством экономического развития и Минфином - завершает работу над комплексом мер по поддержке экспорта в целом, по обновлениям всей этой системы, которая есть у нас в Российской Федерации.

Кроме уже зарекомендовавших себя систем, там должны появиться и новые формы, такие как Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Должны быть разработаны меры по укреплению финансовых, банковских институтов по поддержке экспорта, то есть должно появиться то, что будет способствовать реализации планов по диверсификации российской экономики, расширению сегмента экспорта промышленной и высокотехнологичной продукции.

По оценкам, в этом году при 400 млрд долларов экспорта четыре пятых этого объема - это все-таки сырьевые товары. И 20-процентный промышленный технологичный сегмент, безусловно, требует специальных мер поддержки.

Говоря об этом новом комплексе мер, можно было бы привести в качестве очень хорошего примера пилотный проект «Суперджет-100» - новый региональный самолет, абсолютно новый продукт для глобального рынка. Никогда такие продукты без специальных систем поддержки по продвижению на внешние рынки не завоевывают этот рынок. В этом смысле те инструменты, которые сейчас в комплексе мер предполагаются к запуску, включая Агентство по страхованию, безусловно, должны продемонстрировать свою эффективность, в том числе и на таком пилотном проекте, как «Суперджет-100».

5 млрд рублей дополнительно выделяются в этом году, уже было выделено 3 млрд рублей. Эти 3 млрд рублей уже полностью нашли своих получателей, и 5 млрд рублей тоже знают свои адреса. Это предприятия самолетостроения, двигателестроения, вертолетостроения, космическая отрасль и так далее. В течение, наверное, двух месяцев все эти средства будут полностью освоены.

Что нового в этом распоряжении? Новое - это 2 млрд рублей предприятиям малого и среднего бизнеса на поддержку экспорта. Это то, что Вы обсуждали на встрече с малым и средним бизнесом. И мы предполагаем для них, для этих предприятий, создать более простой, упрощенный порядок доступа к этой услуге. И в течение месяца с нашими коллегами мы такой порядок в Правительство внесем.

В.В.Путин: Это тоже предприятие высокотехнологичное?

В.Б.Христенко: Да, это тоже промышленное предприятие.

В.В.Путин: Виктор Борисович, теперь вопрос из совершенно другой сферы - автомобилестроения. С начала текущего года мы с Вами запустили программу утилизации старых автомобилей. И я в этой связи хотел бы обратить Ваше внимание на то, что нужно продолжать совершенствовать механизмы, связанные с обслуживанием граждан, потому что там, к сожалению, еще есть проблемы бюрократического характера. Но в целом программа, конечно, работает эффективно и весьма положительно сказывается на автомобильной отрасли.

Сколько у нас средств, из предусмотренных бюджетом на текущий год, уже освоено?

В.Б.Христенко: У нас есть 3 ключевых показателя, по которым можно отслеживать реализацию этой программы.

Первый - это 200 тысяч свидетельств, которые, собственно говоря, и составляют основу для заключения сделок по приобретению автомобиля и которые резервируются сдающими в утилизацию автомобиль под тот, который они заказывают себе в производстве для покупки.

Из 200 тысяч свидетельств (или 200 тысяч сертификатов) на сегодняшний час у нас уже зарезервировано 175 тысяч.

В последнее время у нас сложилась стандартная статистика: в среднем за день востребуется 2,5 тысячи сертификатов, то есть, если мы будем в рамках такой статистики двигаться, то, соответственно, к Дню России, в самом крайнем случае (если что-нибудь замедлится) к концу месяца, сертификаты - 200 тысяч - будут полностью задействованы.

Вторая цифра - это объем сделок, уже реализованных по покупке машин. Эта цифра отстает от первой, и сегодня она составляет порядка 65 тысяч проданных новых машин под эти сертификаты. И задержка составляет примерно 2,5 месяца между предъявлением машины к утилизации и сделкой по приобретению новой машины.

Это зависит, как правило, от того, какая модель, какая комплектация и опции и так далее. И пока идет этот заказ и производство машины, проходит в среднем 2,5 месяца. После реализации сделки дилеры обращаются к нам за получением субсидий. Это как бы третья часть. В этой связи сертификаты закроются у нас июнем.

По нашим оценкам, примерно в сентябре все сертификаты будут полностью отоварены непосредственно машинами. И, соответственно, в октябре мы полностью используем те 10 млрд рублей, которые были выделены уже в качестве субсидий при реализации этих машин.

В.В.Путин: То есть, по Вашим оценкам, выделенных бюджетом на этот год денег хватит до октября?

В.Б.Христенко: С точки зрения выплаты дилерам их хватит до октября. С точки зрения остановки процесса по самой программе это произойдет уже в июне.

В.В.Путин: То есть в июне лимиты могут быть уже исчерпаны?

В.Б.Христенко: В июне все лимиты будут исчерпаны.

В.В.Путин: Хорошо.