Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства России В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«Мы давно говорим о том, что государственное имущество должно использоваться исключительно на благо всего общества, решать общенациональные задачи, а не служить средством наживы для конкретных лиц, либо для так называемой группы товарищей. В этой связи мы договаривались о том, что должны существенным образом сократить чисто так называемых федеральных государственных унитарных предприятий, ФГУПов».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги. Давайте обменяемся оперативной информацией.

Подписано Постановление Правительства «О мерах государственной поддержки организаций ОПК». Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), прокомментируйте, пожалуйста.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, в соответствии с уже ранее принятым решением, эта мера поддержки оборонного промышленного комплекса (ОПК) является одной из составляющих поддержки оборонно-промышленного комплекса в целом.

Наряду с такими мерами, как увеличение уставного капитала предприятий ОПК, в последние месяцы, как Вы знаете, мы выделили значительные ресурсы таким предприятиям, как РСК «МИГ» - 15 млрд рублей, Центр им. Хруничева - 8 млрд рублей, Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова - 4 млрд рублей, и т.д.

Но наряду с этим подписанное Вами Постановление дает дополнительную поддержку предприятиям «оборонки» на 15 млрд рублей. Смысл его заключается в том, что любое предприятие - головной исполнитель государственного оборонного заказа имеет право обратиться в соответствующую комиссию, которую возглавляет Силуанов Антон Германович, за субсидированием ставки по кредиту в размере двух третей ставки рефинансирования Центрального банка.

В.В.Путин: Об этом поподробней, Сергей Борисович.

С.Б.Иванов: Если кредит в нынешних условиях для предприятия оборонно-промышленного комплекса или любого другого предприятия составляет около 20%, то 2/3 этой ставки субсидируется государством. И на эти цели в бюджете этого года выделяется 15 млрд рублей. Наряду с Постановлением к нему приложен порядок обращения предприятий, все подробно расписано. Эта мера, я думаю, позволит существенно облегчить финансово-хозяйственную деятельность предприятий ОПК в целом, а также поможет многим смежным отраслям, которые являются поставщиками комплектующих.

В.В.Путин: Как будет приниматься решение о том, кому предоставить эту льготу - субсидирование 2/3 ставки по кредиту?

С.Б.Иванов: Предприятие, которое берет кредит в этом году, обращается в комиссию во главе Силуановым, предоставляет соответствующие документы, что взят кредит по таким-то процентам. И принимается решение о субсидировании 2/3 от этих процентов.

В.В.Путин: Порядок работы этой комиссии определен - как долго она рассматривает вопросы подобного рода?

С.Б.Иванов: Комиссия у нас работает с осени прошлого года. Ею уже рассмотрено около сотни заявок оказания различной помощи. В том числе - я  не назвал такую меру, как предотвращение банкротства предприятий оборонного промышленного комплекса. На эти цели в бюджете 2009 года произошло увеличение бюджета так же на 3 млрд рублей.          Предприятие подает заявку, комиссия заседает еженедельно, срок рассмотрения таких заявок в соответствии с порядком, который приложен в Постановлении Правительства, около 10 дней, не больше.

В.В.Путин: Спасибо. Завтра Вы проводите заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям?

С.Б.Иванов: Да, завтра я провожу очередное заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Основным вопросом заседания этой комиссии будет вопрос о мерах по поддержке технологической модернизации компаний реального сектора экономики. Это направление является одним из основных, в том числе и в нашем антикризисном плане. В последние годы мы приняли целый ряд новых федеральных целевых программ, направленных именно на ускорение модернизации реального сектора экономики. Перевооружение предприятия, закупки нового технологического оборудования, повышение производительности труда и повышение энергоэффективности. Только в оборонно-промышленном комплексе таких ФЦП у нас около десятка. Но наряду с этим есть и высокотехнологичные гражданские федеральные целевые программы, такие как гражданская авиация, гражданское судостроение, электронная компонентная база. Мы рассмотрим все эти высокотехнологичные ФЦП с точки зрения ускорения модернизации и перехода на новый технологический уровень, связанный с повышением производительности труда.

Наряду с этим в последнее время уже принят ряд решений, и планируется расширить список этих мер - в частности субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на цели технологического перевооружения. Такие меры у нас уже начали, по крайней мере, частично, применяться в таких отраслях экономики, как легкая промышленность, автомобилестроение, транспортное машиностроение, сельхоз- и тракторное машиностроение, лесопромышленный комплекс, авиационное двигателестроение. Эта мера применяется практически повсеместно по всем предприятиям, входящим в Объединенную авиастроительную корпорацию. На эти цели предусматривается около 10 млрд рублей.

Кроме этого, у нас возможно субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным, конечно, в российских кредитных организациях, на осуществление инновационных и инвестиционных проектов. То есть это дополнительный стимул предприятиям осуществлять техническое перевооружение.

И кроме этого, мы, конечно, используем инструменты таможенно-тарифной политики: почти у тысячи товарных позиций по экспорту-импорту у нас пошлины уже практически обнулены. На то технологическое оборудование, аналоги которых в России не производятся. Для того, чтобы стимулировать наши российские предприятия по закупке нового современного оборудования.

Комплекс этих проблем мы рассмотрим завтра на заседании комиссии. Сразу после этого я вылетаю в Новосибирск, где проведу совещание с участием полпреда,  губернаторов, представителей промышленности, экономики по пакету антикризисных мер, разъясню наши предложения и одновременно хочу услышать мнения сибиряков по этому комплексу антикризисных мер.

В.В.Путин: Сергей Семенович (обращаясь к С.С.Собянину), Вы тоже были в командировке, да? 

С.С.Собянин: Да, мы обсуждали в Уральском федеральном округе с губернаторами нашу программу и выслушали предложения. В целом в регионе ситуация управляемая. Пришли деньги по соглашениям по поддержке занятости. Практически все субъекты уже заключили соответствующие соглашения. По трем из них уже приступили к данной работе, получив деньги из федерального бюджета. Очень хорошо идет программа, связанная со строительством нового жилья через Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Имею в виду снос ветхого жилья, капитальный ремонт. Помощь пришлась как нельзя кстати, в связи с тем, что объемы на строительном рынке упали. Это поддержало не только тех, кто проживает в аварийном жилье, но и сами строительные компании, строительный бизнес. Есть ряд интересных предложений, мы доложим Вам.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), у вас была коллегия, да? К каким выводам вы пришли?

Э.С.Набиуллина: Мы на коллегии обсуждали итоги экономического развития страны, итоги работы Министерства и задачи Министерства, прежде всего, конечно, связанные с реализацией антикризисной программы. Здесь большая ответственность Министерства в том, что касается настройки госинвестиций, ФЦП на решение вопросов, с одной стороны, технологической модернизации и, с другой стороны, имеющих антикризисный характер. Предложения есть по развитию малого бизнеса, по госзаказу.

Хотелось бы сказать особо о госзаказе: мы так же в понедельник провели уже пятую по счету ежегодную конференцию-форум по госзаказу с участием регионов. Регионы представили на выставке свои достижения, в том числе по технологиям госзаказа, которые позволяют упростить доступ к процедурам госзаказа, в том числе для малого бизнеса, сделать их более прозрачными, более эффективными. Прежде всего, это касается электронных аукционов, электронного проведения госзаказа. Многие регионы продвинулись в этом направлении. Хотелось бы отметить Москву, Татарстан, Калининградскую область, Томскую область - они осуществляют уже значительную часть госзакупок таким образом.

Одновременно на конференции обсуждалось, как действуют наши новации, внесенные в закон в прошлом году с целью упростить процедуры, создать доступ для малого бизнеса к системе госзаказа, а также применение системы электронных торгов. Представители регионов также говорили о том, что нужно еще совершенствовать законодательство, потому что система госзаказов сейчас приобретает особую роль и надо, чтобы у нас все было прозрачно, эффективно и вело к снижению издержек в этой системе.

Сегодня мы на большом совещании с участием «Единой России» обсуждали проект антикризисной программы. В целом цели и приоритеты антикризисной программы были поддержаны, прозвучали конкретные предложения, замечания.

Среди предложений хотела бы отметить те, что связаны с развитием внутреннего спроса - это у нас один из приоритетов программы. Прозвучали интересные предложения, что, помимо тех задач, которые мы уже обсуждали в программе, необходимо сделать ставку, в том числе на развитие внутреннего туризма, сферы услуг. Прозвучало дополнительное предложение по поддержке малого бизнеса, например, наложить мораторий на арендные платежи для малого бизнеса при сдаче в аренду федеральной собственности. Но это надо хорошо просчитать в связи с выпадающими доходами. Были замечания к конкретным мерам, в том числе по лесному комплексу. Мы договорились все это изучить. Было очень дельное и конструктивное обсуждение с дополнительными предложениями по антикризисной программе.

В.В.Путин: Все это нужно будет обобщить и еще до моего выступления в Парламенте как-то отреагировать на эти предложения. Я, наверное, завтра встречусь с лидерами фракций в Государственной Думе, тоже пообсуждаем эти вопросы.

Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), у вас открылась международная конференция в Москве? По вашей линии практически?

А.А.Фурсенко: Сегодня как раз мы открыли  международную конференцию «Формирование инновационного класса в России и мире в XXI веке». Небольшая, но очень интересная по составу участников конференция  -  это действительно известные представители как российского, так и зарубежного бизнеса. Несколько вещей прозвучало в каком-то смысле в развитие того, о чем  говорилось на коллегии Минэкономразвития.

Пожалуй, две вещи, которые важны для нас: что главное ограничение перехода на инновационный путь развития не только в России, но и в мире - это все-таки ограниченность человеческих ресурсов.

В этом плане прозвучали некоторые предложения по поводу того, что можно и следует сделать в сфере развития и модернизации профессиональной подготовки. Даже во время семинара мы договорились с представителями некоторых западных фирм, как нам вместе поработать в этом направлении не только в высшей школе, но и в начальном и среднем профобразовании.

Сейчас конференция продолжает проходить, там довольно много молодых людей. Она открыта, транслируется в Интернете, уже поступают вопросы от молодых ребят, студентов.

В.В.Путин: Вы знаете, что вчера я встречался с представителями профсоюзных организаций. Беседа была очень предметной, конструктивной и деловой. На некоторые вещи хотел бы обратить особое внимание. Это касается Министерства образования. Одна из участниц поставила вопрос о функционировании новой системы оплаты труда в бюджетной сфере, в частности в сфере образования. Есть вопросы, связанные с зависимостью заработной платы учителя от количества учеников в классе. Я сейчас не буду вдаваться в детали, но подумайте над этим. Я знаю позицию Министерства - здесь не может быть никакого абсолюта. Просто обращаю Ваше внимание, подумайте, потом доложите мне, что происходит.

А.А.Фурсенко: Мы работаем с профсоюзами достаточно активно - в постоянном контакте. Мы знаем их позицию, обсуждаем ее и многие предложения учитываем. То есть это не позиция - делать только как мы предлагаем и больше никак.

В.В.Путин: Да-да. Это система сложная, разумеется, должны быть какие-то общие правила, но нужно внимательно относиться к обратной связи с трудовыми коллективами. Это первое.

Второе. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением людей, которые имеют право выхода на пенсию, не имея полного стажа - людей, которые работают в условиях вредного производства. В частности, речь идет о горняках. Там есть категория работающих, которые не попадают под действующий, принятый ранее закон по этой категории граждан. Я Вам эти бумаги расписал, прошу Вас оперативно рассмотреть их.

Т.А.Голикова: Законопроект на эту тему на согласовании.

В.В.Путин: Да. Эльвира Сахипзадовна, вопрос о рейдерстве. Это действительно проблема, одна из участниц тоже поднимала этот вопрос. Проект закона имеется?

Э.С.Набиуллина: Готов, но его нужно еще доработать.

В.В.Путин: Надо его доработать и как можно быстрее.

Давайте перейдем непосредственно к сегодняшней повестке дня.

Обсудим сегодня вопросы оптимизации структуры федеральной собственности. Мы давно говорим о том, что государственное имущество должно использоваться исключительно на благо всего общества, решать общенациональные задачи, а не служить средством наживы для конкретных лиц, либо для так называемой группы товарищей. В этой связи мы договаривались о том, что должны существенным образом сократить чисто так называемых федеральных государственных унитарных предприятий, ФГУПов. Действительно, их количество за прошлый год уменьшилось на 40%.

Приватизирована значительная часть миноритарных пакетов акц­ий. Серьезных дивидендов они не приносили, а Правительство не могло влиять на управление этими коммерческими структурами.

Несколько лет назад удель­ный вес хозяйс­т­венных обществ с государственным участием, где у нас не было  контрольного пакета, достигал 77%. Сейчас он составляет 39%, то есть, как и было решено, мы постепенно избав­ля­емся от избыточ­ных активов, ненужных для испол­нения пуб­личных функций. 

Одновременно проводилась консо­ли­дация активов государст­вен­ного сектора экономики в рам­ках 26-ти интегрированных струк­тур. То есть именно на тех направлениях, которые исключительно важны для решения общенациональных задач и без прямого участия государства в которых сегодня эти проблемы решены быть не могут. Всего этим структурам предстоит передать акций почти 1200 пред­приятий.

Тем не менее, отмечу, что далеко не все задачи в этой сфере решены.

Разумеется, свои коррективы внёс финансовый кризис - во второй половине прошлого года ощу­ти­мо сократился инте­рес инвес­торов к приобретению государственного имущества.

Вместе с тем полученный результат не может быть полностью списан исключительно на внешние обстоятельства, тем более что отставание имело место не только в прошлом году, но и в 2005-2007 годах, когда рыночная конъюнктура была весьма благоприятной. Вывод простой - либо плохо пла­нируем, либо плохо работаем.

Основная причина сбоев - это несовершенство существующей правовой базы приватизации, а также невнимание федеральных органов исполнитель­ной власти к положению дел на подведомственных им предприя­тиях. Ну, а на самих предприятиях понятно, что происходит: там люди сидят, работают, деньги получают и ничего менять не желают.

Считаю сложившуюся ситуа­цию недопуст­имой, прошу Минэкономразвития подготовить предложения по её корен­ному изменению.

И ещё одно замечание. Как я уже говорил, мы  продолжаем  ли­нию на приватизацию избы­точ­ного госу­дарственного иму­щес­т­ва. Но в то же время в современных условиях особое внимание необходимо уделить вопросам  справедливой оценки объектов приватизации. Даже с учётом кризиса не следует допус­кать, вообще не следует идти на продажу государствен­ного имущества, если цены занижены. Смысла нет никакого. Явно неадекватные цены нам не нужны. И вообще, мы должны по сути смотреть на этот процесс сегодня, поскольку мы понимаем: в результате произошедших событий акции предприятий явно недооценены сегодня, и нужно смотреть на перспективы развития того или иного предприятия.

Выделю ещё один пункт повестки дня нашего сегодняшнего заседания.  Он свя­зан с совершенствованием на­ших финан­совых институтов.

Как вы знаете, в декабре 2008 года Правительством была  утверж­дена Стратегия развития финан­сового рынка до 2020 года. Сегодня мы начинаем рас­сматривать конкретные меры по реализации ее положений.

ФСФР подготов­лен законо­про­ект, упрощающий поря­док урегулирования взаимных обязательств по сделкам в случае банкротства одного из участников финансового рынка. Его принятие позволит существенно снизить риски операций на российских биржах, повысить их конку­рентос­по­собность по срав­нению с зарубежными пло­щад­ками.

Давайте начнем работать.