Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин провел совещание о мерах государственной поддержки оборонно-промышленного комплекса

«Принимая специальные меры по поддержке ОПК, мы исходили из его особой значимости для обеспечения безопасности России, а также для технологического развития нашей экономики и промышленности. Напомню: в последние годы существенно возросли объёмы снабжения наших Вооруженных сил новыми образцами вооружения, военной специальной техникой, запчастями, другим необходимым имуществом».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание о мерах государственной поддержки оборонно-промышленного комплекса»
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание о мерах государственной поддержки оборонно-промышленного комплекса»

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин после посещения завода корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в г.Королеве провел совещание о мерах государственной поддержки оборонно-промышленного комплекса. 

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Как я уже неоднократно говорил, мы должны пристально отслеживать текущую ситуацию в реальном секторе экономики, и буквально в ежедневном режиме оценивать эффективность антикризисных мер, которые мы вырабатываем, чтобы при необходимости оперативно принимать дополнительные решения, корректировать то, что уже принято и намечено.

Сегодня рассмотрим состояние дел в оборонно-промышленном комплексе. Здесь у нас работает около 1 400 предприятий, на них занято более 1,5 млн. человек. Причём многие из организаций ОПК являются градообразующими, от их устойчивой деятельности прямо зависит социальное благополучие десятков городов и посёлков.

Конечно же, сегодняшние экономические проблемы не могли обойти стороной и оборонные заводы. Многие из них столкнулись и с задержкой оплаты отгруженной продукции, и с кредиторской задолженностью, возникли трудности с доступом к заёмным средствам.

Естественно, такое положение дел требует от государства адекватной реакции.

Принимая специальные меры по поддержке ОПК, мы исходили из его особой значимости для обеспечения безопасности России, а также для технологического развития нашей экономики и промышленности. Напомню: в последние годы существенно возросли объёмы снабжения наших Вооруженных сил новыми образцами вооружения, военной специальной техникой, запчастями, другим необходимым имуществом. Серьёзные планы перевооружения армии сформированы и на перспективу. Только в 2009 году на эти цели предусмотрено более 1 трлн. рублей. А общий объём бюджетных расходов на эти цели до 2011 года составит почти 4 трлн. рублей.

Участие в выполнении гособоронзаказа позволит оборонным предприятиям обеспечить приемлемую загрузку, максимально сохранить достигнутые объёмы производства, причем даже с учётом возможного сокращения спроса на выпускаемую ими гражданскую продукцию.

Также федеральным бюджетом на 2009-2011 годы предусмотрены государственные гарантии по кредитам для организаций оборонно-промышленного комплекса в объёме до 100 млрд. рублей. Ещё до 50 млрд. рублей выделяется на субсидирование процентных ставок, меры по предупреждению банкротства, инвестиции в основной капитал. Кроме того, приняты поправки в Налоговый кодекс, облегчающие процедуры реструктуризации налоговой задолженности и предоставления инвестиционных налоговых кредитов.

Считаю, что ключевая задача сегодня - создать условия для того, чтобы ОПК смог эффективно использовать средства гособоронзаказа и другие инструменты государственной поддержки.

Во-первых, в кратчайшие сроки должны быть приняты все подзаконные акты по реализации «антикризисных норм» федерального бюджета. Если есть какие-то проблемы с согласованием, прошу уважаемых коллег сегодня в ходе нашей встречи об этом сказать.

Во-вторых, должен быть налажен жесткий отбор предприятий - претендентов на господдержку. При этом хотел бы обратить внимание и на следующее: одно дело, если предприятие оказывается в трудном положении по объективным причинам, и таких сегодня, к сожалению, достаточно, а другое дело - если неблагоприятная обстановка складывается на предприятии в результате ошибок и неправильных управленческих решений менеджмента.

Хочу отметить, что большинство предприятий ОПК находится в федеральной собственности. И государство имеет все возможности, чтобы разобраться с неэффективными руководителями и не покрывать бесконечно порождаемые ими убытки.

Третье. Вы знаете, что в последние месяцы коммерческие банки получили серьёзные дополнительные средства как за счёт Фонда национального благосостояния, так и из ресурсов ЦБ. Необходимо проанализировать, доходит ли предоставленная ликвидность до предприятий, а также - насколько приемлемы для ОПК условия кредитования, которые предлагают банки.

Вы знаете - и представители финансового сектора, и председатель Центрального банка, который сегодня здесь находится, - в некоторых странах вырабатываются специальные меры поддержки по отдельным направлениям. Сейчас об этом прямо говорят, это обсуждается не только на экспертном, но и на правительственном уровне. Давайте подумаем сегодня и над этим.

Четвертое. Несмотря на все известные проблемы должна быть продолжена реализация программ технического перевооружения оборонных предприятий, а также работа по освоению выпуска современных образцов военной техники. Мы понимаем, что в сложившихся обстоятельствах предприятиям будет непросто выделять собственные средства на цели развития. Во всяком случае, в тех объёмах, которые были ранее запланированы. Поэтому необходимо провести оптимизацию мероприятий «оборонных» федеральных целевых программ, а сэкономленные средства - направить на завершение и реализацию проектов, критически важных для улучшения технологического уровня отечественного ОПК.

И наконец, сейчас необходимо активизировать работу по повышению эффективности созданных в ОПК крупных холдингов. Зачем мы их создавали? Нужно сделать их по-настоящему конкурентоспособными, тем самым не только полностью обеспечить потребности наших Вооруженных сил, но и нарастить экспортный потенциал оборонно-промышленного комплекса России.

Я рассчитываю, что сегодня на совещании мы услышим конкретные предложения по всем поставленным вопросам.

Пожалуйста, слово для доклада - Мантурову Денису Валентиновичу - заместителю Министра промышленности и торговли.

  * * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Давайте подведем итог.

Во-первых, хочу вас проинформировать, что сегодня мною подписано Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки российских организаций-экспортеров промышленной продукции». Здесь как раз некоторые меры, о которых мы с вами сегодня говорили, уже обозначены и выделены соответствующие ресурсы.

Речь идет о субсидировании ставок. Я напомню, о чем мы сегодня договорились. Это предоставление субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса, выполняющим государственный оборонный заказ, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Затем - предоставление субсидий на возмещение части убытков от основной производственной деятельности, субсидий, предупреждающих неблагоприятное развитие экономической ситуации на предприятиях, на предупреждение банкротства. А также предоставление в 2009 году госгарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, выполняющими государственный оборонный заказ.

Договорились также о том, что посмотрим еще раз на оптимизацию федеральных целевых программ с тем, чтобы высвобождающиеся средства направить на приоритетные направления, чтобы при определении лимитов бюджетных обязательств не допускать снижения объемов и обеспечить приоритетность выполнения государственного оборонного заказа.

Еще раз хочу обратить внимание всех, прежде всего министров Правительства, на то, что и с Министерством обороны мы договаривались о том, что государственный оборонный заказ должен исполняться, но там есть приоритетные вещи, абсолютно необходимые, а есть вещи второго плана. Все, что касается вооружений и приоритетных НИОКРов должно финансироваться в полном объеме.

Говорили также об обеспечении заявки на участие в конкурсе на право заключения государственных контрактов. Необходимо проработать вопрос о совершенствовании механизма предоставления бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам.

Министерство финансов, другие коллеги также поддержали решение вопросов, связанных с выплатой дивидендов. Дивиденды нужно направлять, прежде всего, на инвестиционную деятельность. Прошу подготовить соответствующее поручение, которое должно быть исполнено всеми представителями государства в соответствующих предприятиях.

Еще раз вспомнили о необходимости для оборонных предприятий в кратчайшие сроки - до 30 дней - обеспечить возмещение налога на добавленную стоимость экспортерам промышленной продукции, поставляющим эту продукцию за рубеж.

Договорились об исключении из налогооблагаемой базы средств, предоставляемых на инвестиционную деятельность, также как и об инвестиционных налоговых кредитах, отсрочках и рассрочках уплаты налогов и сборов в федеральный бюджет.

Прошу все-таки Центральный банк и Министерство финансов посмотреть на предложения, сформулированные представителями банковского сектора, по поводу рейтингования коммерческих банков, осуществляющих большой объем работы с оборонно-промышленным комплексом. Да, это не вполне соответствует требованиям конкуренции, но это в нормальных условиях, а в условиях кризиса, который переживает весь мир, и с которым столкнулась наша экономика, мы обязаны обеспечить приоритетные направления деятельности промышленности. Одним из таких приоритетов, безусловно, является оборонно-промышленный комплекс. И те финансовые учреждения, которые выполняют этот финансовый заказ, должны пользоваться определенными преференциями.

Напомню, что договорились о том, что отдельные контракты оборонно-промышленного комплекса могут быть использованы в качестве залога при предоставлении им кредитов. Я говорю «отдельные контракты» - это, конечно, требует дополнительной экспертной оценки, но совершенно очевидно, что если государство заинтересовано в выпуске той или иной специальной продукции, тех или иных видов вооружения, то все равно мы их профинансируем в конечном итоге. Это не может не быть самой надежной гарантией для предприятий реального сектора и для финансовых учреждений.

Ну, и еще раз хочу вернуться к тому, о чем говорил вначале. Мы принимаем большой комплекс мер по поддержке оборонно-промышленного комплекса. Весь оборонно-промышленный комплекс, безусловно, является сферой ответственности государства и федерального бюджета. И я очень рассчитываю на то, что Правительство в сотрудничестве с банками и с руководителями предприятий отработают оптимальные механизмы функционирования этого комплекса в 2009 и последующих годах.

Если потребуется, то выработаем и дополнительные специальные инструменты, и специальные институты финансирования оборонно-промышленного комплекса. Вплоть до создания, как я уже сказал, специальных институтов вне банковского сектора. Ну, а пока нужно рассмотреть возможности более эффективной работы через банковскую систему, шире применять институт субсидирования ставок, потому что многие предприятия по действующим ставкам, конечно, эффективно работать сегодня не могут. С этим нужно согласиться.

У нас создана специальная комиссия по оказанию поддержки стратегическим предприятиям. Как сегодня сказали, мы согласились с тем, что для предприятий оборонно-промышленного комплекса мы создали специальную комиссию. И там тоже должна быть проведена соответствующая селекция и выбраны приоритетные, наиболее важные стратегические предприятия оборонно-промышленного комплекса, на поддержке которых Правительство и сосредоточит внимание. Эту комиссию возглавляет заместитель Министра финансов Силуанов Антон Германович.

Такие встречи у нас будут проходить регулярно - и в таком составе, и в ходе работы комиссии, о которой я сейчас сказал.

Все. Спасибо за внимание. Всего доброго.