Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день! У нас сегодня первое заседание нашей комиссии по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа в этом году. Сегодня подведём итоги проделанной работы и определим конкретные шаги на период 2013–2014 годов. Главной сегодняшней темой будет развитие агропромышленного комплекса, но, конечно, это не единственный вопрос, который мы сегодня с вами должны рассмотреть по повестке. И, конечно, исходим из того, что свыше половины населения округа живёт в сельской местности, поэтому рассмотрение именно этого вопроса является актуальным. Я недавно специальное совещание проводил по общей ситуации в аграрном секторе. Теперь два слова о том, что происходило.
В декабре прошлого года Правительство утвердило государственную программу развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года. Действуют соответствующие региональные программы, ведётся системная работа с инвесторами, которую координирует Корпорация развития Северного Кавказа. За два последних года корпорацией проанализировано 100 инвестиционных проектов, из которых одобрено 16. Предполагаемый объём вложений – порядка 100 млрд рублей при соразмерном участии корпорации. Совокупный эффект должен составить 35 тыс. рабочих мест. Цифры хорошие, хотя не фантастические, с учётом масштабов безработицы и необходимости решения социальных задач. Самое главное, чтобы люди как можно быстрее ощутили положительный эффект от этих проектов. Я рассчитываю, что сейчас руководитель корпорации доложит о проделанной работе. Но мы с вами понимаем (мы неоднократно и с коллегами, руководителями регионов об этом говорили): одними государственными вложениями ситуацию в экономике округа, в экономике территории не поднять, нужно создавать для инвесторов благоприятные условия. Им важно знать и о развитии самогó Северного Кавказа, о новых возможностях для ведения бизнеса, конечно, об уникальных природных и географических особенностях региона, и о той поддержке, которую мы способны в настоящий момент оказывать, я имею в виду и федеральные власти, и региональные структуры, то, что мы можем делать для инвесторов. Рассчитываю, что конкретные предложения на сей счёт также сегодня прозвучат.
За последние несколько лет началось развитие по нескольким направлениям. Началось формирование туристического кластера. Большое значение для округа имеет создание Северо-Кавказского федерального университета (это окончательно произошло в 2012 году). Широкое признание получил ежегодный фестиваль национальных видов спорта, традиционной культуры, он называется «Кавказские игры» и проводится с 2010 года. В общем, база для развития есть. В то же время проблем ещё очень и очень много.
Теперь перехожу к основной теме нашего сегодняшнего совещания – о развитии агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство, аграрно-промышленный комплекс являются системообразующими для экономики Северо-Кавказского округа.
В отличие от большинства регионов нашей страны здесь преобладают фермерские хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей и другие малые формы хозяйствования. В 2012 году в округе насчитывалось более 68 тыс. крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей: они производят две трети продукции сельского хозяйства в округе.
Кроме того, в силу природных причин, традиций на Кавказе сложилась определённая специализация как в растениеводстве, так и в животноводстве. Все эти особенности, конечно, нужно учитывать при планировании и создании точек роста агропромышленного комплекса. Я напомню, что в округе сосредоточены почти половина собираемого в России урожая винограда, более 10% зерна, плодов, ягод, овощей. И, конечно, это в общем и есть демонстрация аграрного потенциала округа.
На протяжении последних пяти лет господдержка сельского хозяйства округа осуществлялась в рамках профильной государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельхозпродукции. Напомню, что только из федерального бюджета в округ на эти цели было направлено около 38 млрд рублей. В результате производство продукции сельского хозяйства округа выросло почти на 23% – почти на четверть, если за базу взять 2007 год. Уровень безработицы на селе продолжал снижаться: он снизился почти в 2 раза, хотя и остаётся заметно выше среднего по стране, – он снизился почти с 30% до 15%. Зарплата сельхозработников тоже выросла: в среднем по округу это почти 12 тыс. рублей, но это ниже среднероссийского уровня (порядка 15 тыс. рублей). Что нужно делать? Нужно закрепить положительные тенденции, используя ресурсы новой государственной программы развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы. Участие федерального бюджета в её реализации оценивается в 80 млрд рублей. В результате производство сельхозпродукции в округе должно вырасти почти в 1,5 раза – на 45%. Я хотел бы, чтобы коллеги доложили, что именно планируется сделать для достижения именно этих показателей.
Учитывая тот опыт, который был накоплен в последние годы, сосредоточить усилия надо на развитии мясного и молочного скотоводства, садоводства, виноградарства и, конечно, создавать логистические центры по хранению, переработке и сбыту продукции АПК.
Вы знаете, что повышение конкурентоспособности нашего сельского хозяйства – одно из основных направлений Правительства. В условиях Всемирной торговой организации мы обязаны совершенствовать формы поддержки наших сельхозпроизводителей.
Я сказал уже, несколько дней назад я проводил совещание с участием регионов по ситуации на рынке зерна и подготовке к весеннему севу. Погода здесь, например, в Карачаево-Черкесии, уже почти весенняя. Было дано указание подготовить и представить согласованные предложения о дополнительном выделении из федерального бюджета более 40 млрд рублей на развитие сельского хозяйства, и в первую очередь на проведение весенних полевых работ, а также предложение о том, чтобы обнулить импортную пошлину на зерно до середины лета текущего года. Хочу, чтобы руководители регионов Северо-Кавказского округа доложили о своём видении ситуации, о традиционных проблемах и о новых проблемах в этой сфере, если таковые имеются.
Очевидно, что аграрный потенциал округа таков, что он позволяет рассчитывать на то, что Кавказ сможет кормить качественными экологически чистыми продуктами не только себя, но и значительную часть страны и даже завоёвывать позиции на мировом продовольственном рынке. Для этого нужно, чтобы те продукты, которые вы производите, имели привлекательный для потребителей бренд. Надо подумать о том, как его разработать и как его внедрять. Но это лишь один из вопросов, который мне бы хотелось предложить для обсуждения.
Сейчас поступим следующим образом: я хотел бы, чтобы выступил сначала Министр сельского хозяйства с сообщением, а потом с сообщением выступил генеральный директор Корпорации развития Северного Кавказа. После этого я передам слово коллегам, руководителям регионов и министрам–членам нашей комиссии.
Пожалуйста, Николай Васильевич Фёдоров, Министр сельского хозяйства.
Н.Фёдоров: Спасибо большое. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Я здесь не могу не вспомнить, может быть, это имеет значение, уважаемый Дмитрий Анатольевич, что более 20 лет назад меня сюда направили в качестве председателя Правительственной комиссии по урегулированию межнациональных конфликтов в Карачаево-Черкесии, потому что было провозглашено пять республик на этой территории, где мы находимся – Карачаевская, Черкесская, Абазинская, Ногайская, Зеленчукско-Урупская Казацкая Республика.
Д.Медведев: Мы только что с Рашидом Бориспиевичем (Р.Темрезов – глава Карачаево-Черкесии) вспоминали эти времена и чуть более поздние времена – очень тяжёлые!
Н.Фёдоров: Сегодняшняя повестка дня на фоне того, что бывало в истории, очень позитивная и позволяет рассчитывать и заглядывать на долгие годы вперёд, для того чтобы быть более ответственными перед теми…
Д.Медведев: И Вы теперь не Министр юстиции, который держал в руках карающий меч правосудия, а мирный Министр сельского хозяйства. Повезло!
Н.Фёдоров: Спасибо большое за доверие.
Уважаемые коллеги, ярким и выразительным примером того, что в России сельское хозяйство – не просто отрасль экономики, а образ и уклад жизни, что, по-моему, часто подчёркивает Председатель Правительства, является именно Северо-Кавказский федеральный округ. Здесь не только численность населения в сельской местности более половины, здесь ещё в отличие от объёма ВВП по России, где всего 4% – это продукция сельского хозяйства, в валовом продукте округа доля сельского хозяйства – порядка 15%, то есть в 4 раза больше. И спецификой аграрного сектора округа является заметно высокая доля мелкотоварного производства.
Но это тот случай, когда говорят в народе: Мал золотник, да дорог. Подтверждение тому – ряд показателей весьма высокоэффективной работы малых форм хозяйствования. В целом эти показатели заметно выше российских, это уже подчеркнул в своём вступительном слове Председатель Правительства. Хочу обратить внимание, что помимо федеральных инвестиций, которые пошли в аграрный сектор, финансирование программы социального развития села за счёт Федерации здесь составило порядка 17 млрд рублей за последние пять лет – с 2008 по 2012 год. По направлению инфраструктуры мелиорации, что очень важно в этом округе, за счёт всех источников инвестировано более 40 млрд рублей за пять лет. В этот период в округ также были привлечены масштабные кредитные и лизинговые ресурсы, о них могут рассказать руководители «Росагролизинга», Россельхозбанка, и Сбербанк достаточно активно присутствует в регионах округа.
Реализация госпрограммы в течение последних пяти лет позволила нарастить сельхозпроизводство по целому ряду направлений, и индекс производства действительно приличный. Если вы привели цифру 23% по округу, по России это 16,8%, то есть вклад в развитие регионов Северо-Кавказского округа, может быть, преждевременно так говорить, но заметно выше по эффективности. Это среднестатистические цифры, но тем не менее это тоже имеет значение, для нас по крайней мере, для тех, кто занимается сельским хозяйством.
В пищевой промышленности по сравнению с 2007 годом в округе выросло производство мяса и субпродуктов в 2,2 раза, мясных полуфабрикатов – в 2,8 раза, цельномолочной продукции – на 63%, кондитерских изделий – на 32%, сыров и сырных продуктов – на 14%. Благодаря федеральной целевой программе «Социальное развитие села» и программе «Газпрома» уровень газификации в округе за пять лет заметно увеличился и составил более 77%, по России пока ещё всего 55%. Обеспеченность сельского населения питьевой водой также выросла и составила более 67%, по России – 58%. Госпрограмма также способствовала повышению заработной платы и снижению уровня безработицы на селе. И в этой части, Дмитрий Анатольевич, Вы приводили цифры по увеличению уровня зарплаты – за пять лет она выросла почти в 3 раза. По стране в 2 раза, а здесь почти в 3 раза.
С 1 января 2013 года количество крестьянских фермерских хозяйств индивидуальных предпринимателей в округе составляет 68 тыс. единиц, но это четверть всех представителей фермерства страны, четверть в одном округе.
Реализация с 2012 года ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств» в регионах округа позволили оказать поддержку (тоже обратите внимание) почти 1 тыс. начинающих фермеров. Всего по России оказана помощь за 2012 год (потому что программа действует всего один год) 2859 начинающим фермерам, из них почти 1 тыс. (989) – это фермеры, это крестьяне Северо-Кавказского федерального округа. И 259 семейным животноводческим фермам (по России оказана помощь 750), то есть здесь уже одна треть активных крестьян, готовых взять на себя риски и заниматься земледелием, тяжёлым и высокоэффективным трудом, одна треть от российских показателей. Для меня как для Министра сельского хозяйства это очень важные фундаментальные ценности, которые мы должны и на уровне федеральном, и на региональном учитывать, потому что только по этому направлению в прошлом году создано 3,7 тыс. новых рабочих мест, направлено федеральных средств на семейные животноводческие фермы 355 млн рублей, на поддержку начинающих фермеров – 613 млн, и отдача очень высокая.
Перспективные направления развития АПК до 2020 года с точки зрения оценки федерального министерства. Мы предлагаем реализовать в первоочередном порядке следующий комплекс мер (они обсуждены, и эти направления, проекты знакомы руководителям регионов). Развитие логистических центров, ориентированных на хранение, первичную обработку и сбыт продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Развитие племенной базы молочного и мясного скотоводства, овцеводства с целью формирования региональных мясного и молочного кластеров. Совместно с Минпромторгом разработать программу внедрения бренда качественной продовольственной продукции с акцентом на экологический аспект, на что обратил внимание Председатель Правительства. И органам исполнительной власти рекомендуем разработать региональные целевые программы, предусматривающие реализацию соответствующих приоритетных направлений по названным темам, а также – садоводство и виноградарство, развитие современной системы сельхозкооперации, развитие пищевой перерабатывающей промышленности.
Хочу обратить внимание коллег, что реализацию мер господдержки теперь Правительство России будет проводить в рамках новой госпрограммы, разработанной по отраслевому принципу с учётом требований Всемирной торговой организации. В госпрограмму до 2020 года заложен принцип софинансирования. Средства федерального бюджета (80,7 млрд, по сегодняшним оценкам) будут выделяться регионам для софинансирования расходов, предусмотренных региональными программами. Регионы в целом до 2020 года должны сосредоточить у себя, для того чтобы получить более 80 млрд рублей, 25 млрд рублей. Стоит обратить внимание на то, что при эффективной работе, по нашим прогнозам, к 2020 году в регионах округа абсолютно реально увеличить производство продукции сельского хозяйства: если по России, по нашим оценкам, на 19,6%, по округу, уважаемые коллеги, – на 45%. Объём инвестиций в основной капитал к 2020 году по отношению к 2012 году должен увеличиться на 55%, среднемесячная заработная плата – на 85%. Только в этом году, если следовать этой программе, будет создано дополнительно в округе до 7 тыс. новых рабочих мест. В дальнейшем этот показатель будет расти.
К 2020 году запланировано заложить почти 26 тыс. га виноградников – это, обращаю внимание, 70% от общей площади закладки по России, – что позволит вдвое увеличить имеющиеся площади виноградников в округе. Реализация этого плана позволит к 2020 году увеличить число рабочих мест на 10 тыс. Дополнительные налоговые отчисления составят порядка 2 млрд рублей.
На наш взгляд, амбициозная, но абсолютно реалистичная задача по результатам переговоров с руководителями регионов – можно увеличить площадь виноградных насаждений до 100 тыс. га. Это исторический максимум – показатель 1985 года, до начала известной антиалкогольной кампании. Среди регионов округа лидером по закладке является Республика Дагестан – 63% от общероссийского показателя. К 2020 году запланировано заложить сады на площади 27,7 тыс. га – это 51% от общей площади закладки по стране, что обеспечит в свою очередь рабочими местами более 8 тыс. человек, а в период уборки – до 28 тыс. работников и принесёт дополнительные налоговые отчисления в размере 550 млн рублей. За счёт введения новых мощностей планируется увеличить к 2020 году объёмы производства плодоовощных консервов в 3 раза, сахара – в 2,5 раза.
Какие приоритеты в сфере АПК в разрезе регионов? Я несколько сюжетов приведу. Для развития АПК в округе первоочередной приоритет – животноводство. В Чеченской Республике доля животноводства в структуре валовой продукции составит не менее 80%, в Ингушетии – более 70%, в Карачаево-Черкесии – 65%, в Северной Осетии – более 60%. В структуре животноводческой продукции планируется увеличить удельный вес мяса и молока: в Чеченской Республике – до 45% и 40% мяса и молока, соответственно, в Карачаево-Черкесии – 35% и 25%, в Северной Осетии – 30% и 23%, в Ингушетии –23% и 50%. В овцеводстве предполагается развитие тонкорунного и мясо-шёрстного направлений в Ставропольском крае, мясо-шёрстного в Дагестане, мясного в Карачаево-Черкесии и Чеченской Республике.
С учётом благоприятных климатических условий в округе может и должно получить развитие такое направление, как аквакультура, прудовое и сельскохозяйственное рыбоводство. В предгорных районах это развитие неделикатесных рыб (форели) а в равнинной части – разведение столовых рыб (карп и другие). Мы рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Федерации учесть при разработке региональных программ развития АПК и поддержку аквакультуры.
По нашим оценкам, растениеводство останется доминирующей отраслью конечно, в Ставропольском крае (65%) с преимущественным выращиванием зерновых. В Кабардино-Балкарии эта отрасль составит более 65%, в Дагестане растениеводство составит 58%. Производство высококачественного зерна гарантируется в Ставропольском крае, в степных районах Дагестана и Чеченской Республики. Возделывание кукурузы целесообразно в предгорных районах Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, Дагестане, а также на орошаемых землях Ставрополья.
Для эффективного развития отрасли садоводства необходимо строительство новых мощностей – холодильников по хранению плодово-ягодной продукции в течение длительного срока без потери потребительских качеств – и оснащение садоводческих хозяйств современными сельхозтехникой и оборудованием.
Важным направлением развития АПК является увеличение объёмов производства овощей в защищённом грунте, что мы сейчас посмотрели, наблюдали. Обеспеченность потребности россиян в выращивании овощей в защищённом грунте на сегодня составляет всего 1/3 от необходимого, то есть где-то 12 кг на человека надо по нормам, рекомендованными медициной, а мы потребляем за счёт отечественного производства 4–4,5 кг. Поэтому перспектива развития тепличных хозяйств весьма и весьма востребована. Мы планируем оказать поддержку в развитии тепличных хозяйств за счёт субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам сроком до восьми лет на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов. Рекомендуем разработать соответствующие региональные программы. По оценкам наших экспертов, природно-климатические условия позволяют построить в регионах округа не менее 100 тыс. га теплиц. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, на сегодня у нас по стране в 2 раза больше. Здесь одну треть можно добавить для страны, и это создаст регионам округа дополнительно 25 тыс. новых рабочих мест и увеличит налоговые отчисления почти до 2 млрд рублей. При этом дальнейший рост объёмов сельхозпроизводства потребует наращивания мощностей по переработке. Здесь тоже начиная с 2013 года благодаря Вашей поддержке мы переработчиков, востребованных на рынке, включаем в институты субсидирования кредитов, что позволит предприятиям привлечь дополнительно заёмные средства на инвестиционные цели и провести модернизацию оборудования. Администрации регионов округа могут оказать дополнительную поддержку отрасли даже не за счёт своих средств, а если предоставят в Минсельхоз такие проекты, как экономически значимые региональные программы. Тогда мы к тем ресурсам, которые даём напрямую, добавляем через такой институт, как экономически значимые региональные программы, за счёт федерального бюджета.
И в заключение очень важное, или фундаментальное по крайней мере. Для более эффективной реализации представленных мер господдержки Минсельхоз сегодня совместно с Минфином России с неоднократного и официального одобрения на совещаниях, которые проводил Председатель Правительства в Саратовской области и в Волгоградской, и в Брянской, и в Ростовской, чтобы стимулировать на местах повышенное внимание к проблемам сельского хозяйства, мы ориентируем всех на принципы проектного финансирования при реализации мероприятий госпрограммы, чтобы госпрограмма вместе с региональными программами стала единым инструментом мобилизации ресурсов для обеспечения продовольственной независимости и регионов, и страны. На это нацелены наши требования, теперь я, наверное, могу говорить, Дмитрий Анатольевич, – требования Правительства по комплексным и сбалансированным решениям экономических, социальных, экологических, инфраструктурных проблем развития сельских территорий.
Особенно актуальны для сельского хозяйства: развитие инфраструктуры аграрных районов, улучшение жилищных условий селян, мелиоративные и экологические программы повышения плодородия почв. Эти и другие мероприятия по правилам ВТО относятся к «зелёной корзине», то есть к мерам, не связанным с отраслью напрямую, но фундаментально поддерживающим её. В такую корзину можно вкладывать неограниченные средства. Как показывает практика, названные меры в долгосрочной перспективе, не менее, по нашим оценкам, даже более эффективны, чем прямые субсидии, и имеют непосредственное отношение как к эффективности сельского хозяйства, так и к сохранению и процветанию российского села, значит, и самой основы российской цивилизации, если так можно сказать. Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Николай Васильевич. И, пожалуйста, Антон Петрович Пак – генеральный директор Корпорации развития Северного Кавказа. Коротко только, коллеги.
А.Пак (генеральный директор ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа»): Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В декабре завершился второй год работы Корпорации развития Северного Кавказа, и сегодня мне хотелось бы коротко рассказать о нашем опыте по привлечению инвестиций на Северный Кавказ за этот период.
Для привлечения инвесторов и развития инвестиционной среды СКФО корпорация работает по нескольким направлениям. Во-первых, это наш инвестиционный блок, в рамках которого мы инвестируем в отобранные проекты собственные средства КРСК. Во-вторых, в рамках поддерживающего направления мы оказываем консультационную помощь инициаторам проектов в привлечении финансирования, получении мер государственной поддержки и по иным административным вопросам. Третье направление работы – укрепление имиджа Северного Кавказа, имиджа как инвестиционного привлекательного региона и соответствующая поддержка гуманитарных проектов.
На достижение максимальной эффективности в рамках работы по этим направлениям нацелены и ключевые элементы нашей стратегии. Прежде всего хотелось бы акцентировать внимание на том, что инвестиционная деятельность корпорации носит системный характер, то есть мы не просто оказываем поддержку любому проекту, который формально соответствует определённым требованиям, – мы стараемся сфокусироваться именно на критичных для развития региона отраслях и проектах, которые могут создать базу для прихода других инвесторов, в том числе и для предприятий малого и среднего бизнеса. Наши якорные коммерческие проекты должны стать примерами успешного инвестирования для частных предпринимателей.
Большое значение имеет и социальная составляющая инвестиционных проектов. Во-первых, это количество создаваемых рабочих мест, во-вторых, потенциал налоговых отчислений в бюджеты и, естественно, экологическая безопасность реализуемых проектов. В-третьих, уже при отборе проектов для инвестирования мы имеем в виду, что корпорации со временем, после формирования базового портфеля в размере около 15 млрд рублей, необходимо перейти на самофондирование, то есть на финансирование новых проектов за счёт доходов от нашей инвестиционной деятельности и от привлечения негосударственных соинвесторов в капитал. Это, соответственно, заявляет особые требования к коммерческой эффективности и ликвидности проектов, которые попадают в портфель корпорации. На слайде №4 показаны ключевые проекты КРСК в каждом из регионов Северного Кавказа. Как видно из карты, на текущий момент в портфеле корпорации два инфраструктурных и несколько якорных коммерческих проектов на разных стадиях реализации. Эти инвестиции относятся к сельскому хозяйству, промышленности, туризму и так называемой бизнес-инфраструктуре.
Теперь я немного более подробно расскажу о нескольких проектах, которые наилучшим образом иллюстрируют нашу работу. Ключевой проект корпорации в сельском хозяйстве – IRRICO – направлен на развитие интенсивного растениеводства. В результате реализации проекта будет создана одна из крупнейших в России компаний по выращиванию кукурузы и сои с использованием орошения. Этот проект стал прецедентом в части привлечения средств международных инвестиционных фондов на Северный Кавказ. Мне бы хотелось обратить особенное внимание, что здесь нам удалось привлечь на 1 рубль, инвестированный КРСК, около 6 рублей сторонних частных инвесторов, не связанных с государством. Это связано как с эффективностью используемой технологии орошения, повышающей урожайность культур до 2 раз и более, так и с уникальной командой проекта, которая состоит из лучших российских и иностранных специалистов в этой области. В рамках проекта будет создано около 600 рабочих мест. Мы надеемся, что данный проект станет примером для других сельскохозяйственных компаний региона по использованию современных технологий и привлечению соинвесторов. Начало операционной деятельности компании запланировано на май этого года.
Главный проект корпорации в сегменте бизнес-инфраструктуры – это строительство в Кавказских Минеральных Водах выставочного комплекса и конгресс-центра площадью около 30 тыс. кв. м. Проект имеет огромное значение для развития делового туризма и в целом также для стимулирования инвестиционной активности на Северном Кавказе. Комплекс должен быть сдан под ключ в январе 2014 года. Наличие подобного центра позволит существенно увеличить загрузку туристической инфраструктуры региона, в особенности в низкий сезон. За счёт увеличения количества приезжающих на выставки, конференции и совещания мы рассчитываем серьёзно улучшить и имидж СКФО, если можно так сказать, популяризировать регион в российских и зарубежных деловых кругах.
На привлечение новых категорий туристов на Кавказ также направлен наш проект в сфере активного и экологического туризма «Северо-Кавказский горный клуб». Наряду с организацией активных туров и созданием высокогорных гостиниц для альпинистов на Эльбрусе и Казбеке проект предполагает запуск также полноценного информационного туристического портала. Проект стартует в апреле этого года, а в июле этого года мы уже открываем первую гостиницу на Эльбрусе.
Один из примеров наших проектов в сегменте промышленности – это кластер на базе крупнейшего в России производителя аэрозолей «Арнест». Идея состоит в том, чтобы создать условия для локализации производства импортных комплектующих здесь, на Кавказе. Кластер создаётся под конкретные проекты греческих и итальянских партнёров, условия прихода в округ которых уже согласованы. Для совместного предприятия по импортозамещающему производству алюминиевых рондолей сейчас строится здание цеха и монтируется оборудование. Производство будет запущено летом этого года. Данный проект стал примером успешного привлечения стратегических иностранных инвесторов на Северный Кавказ.
На слайде 9 представлены наиболее перспективные проекты, финансирование которых корпорация готовит в ближайшее время. Особенно хотелось бы отметить проекты, которые направлены на высокотехнологичную, глубокую переработку сельхозсырья и проект по восстановлению работы крупнейшего в России Тырныаузского вольфрамового месторождения. Для реализации этого сложного и имеющего огромное значение для Кабардино-Балкарии проекта нами был найден профильный инвестор. Это канадская компания Almonty, которая сейчас заканчивает геологоразведочные работы на руднике и должна стать 49%-м акционером проекта совместно с корпорацией и российскими частными инвесторами.
Отдельно необходимо сказать о гуманитарных проектах КРСК, которые имею большое значение для развития региона. Во-первых, это проведение международного музыкального фестиваля «Музыка и ремёсла России» WOMAD Russia (World of Music, Art and Dance), который должен пройти в Кисловодске в сентябре этого года и в дальнейшем стать ежегодным мероприятием на площадке создаваемой этнической деревни и парка активного отдыха «Марапарк». Этот фестиваль был основан Питером Гэбриэлом и проходит в Великобритании и 26 других странах мира с 1982 года. Второй гуманитарный проект – это проведение в апреле 2014 года Международного инвестиционного форума и выставки туристической инфраструктуры «Туристика». Для реализации этих проектов нам очень важна поддержка Правительства и других органов федеральной власти.
Также сегодня мы представляем результат нашей работы: создать по поручению Правительственной комиссии информационную систему мониторинга инвестиционной деятельности на Северном Кавказе. Система состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая – это публичный интернет-ресурс, инвестиционный портал СКФО и его мобильная версия для iPad, которая работает в том числе и офлайн. Его задача – информирование инвесторов и общественности об инвестиционных возможностях и площадках региона, о существующих мерах государственной поддержки и разрабатываемых и реализуемых инвестиционных проектах на Северном Кавказе. Вторая часть системы – это закрытая информационная система мониторинга, предназначенная для информирования Правительства России и заинтересованных федеральных органов власти о фактической ситуации с подготовкой и реализацией инвестиционных проектов, реализацией мер господдержки и с выполнением показателей стратегии и госпрограммы развития Северного Кавказа. Основой мониторинга станут паспорта проектов, реализуемых с использованием мер господдержки. Паспорта позволят отслеживать информацию обо всех существенных параметрах проекта в режиме реального времени, сроках его реализации и ходе выполнения работ.
Таким образом, если подвести итоги, за два прошедших года корпорацией проанализировано более 100 проектов, из которых 16 общим объёмом около 100 млрд рублей было одобрено советом директором КРСК. Налоговые отчисления от этих проектов составят около 6,5 млрд рублей в год и позволят снизить дефициты бюджетов регионов Северного Кавказа. Фактически на данный момент началось финансирование семи проектов общей стоимостью 28 млрд рублей и с участием корпорации – около 5 млрд. В рамках этих проектов должно быть создано около 2 тыс. рабочих мест, и около 6 тыс. рабочих мест появится на сопутствующих предприятиях малого и среднего бизнеса. К концу этого года четыре наших проекта будут достроены и начнут полноценную операционную деятельность. Я уверен, что они станут первыми примерами того, что Северный Кавказ является одним из наиболее перспективных и инвестиционно привлекательных регионов России
В настоящее время заканчивается процедура докапитализации корпорации за счёт средств Внешэкономбанка. В результате наш капитал составит 7,5 млрд рублей. Для дальнейшей работы мы бы хотели предложить, если это возможно, рассмотреть вопрос о целевой докапитализации Внешэкономбанка и КРСК. Большое спасибо.
<…>