Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства России В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«Нам нужно прямо сегодня, не откладывая в долгий ящик, приступить к формированию конкретных планов наших действий, – наших, но и для будущего Правительства Российской Федерации».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Спасибо за аплодисменты. Я, в свою очередь, хочу вас тоже поблагодарить за работу в течение этого времени. Время было жаркое, много было политических баталий, споров. Тем не менее, Правительство Российской Федерации работало чётко, без всяких сбоев. Это действительно было очень востребовано. И вообще Правительство должно работать слаженно, но в периоды крупных политических, внутриполитических событий тем более, потому что много всяких вводных, которые сбивают нормальный ритм работы. У нас этого не случилось, нормальный ритм работы был сохранён, и я хочу вас за это поблагодарить.

Хочу также сказать, – и вы это знаете, мы со многими коллегами обсуждали в ходе формулирования программ работы на будущее, программ развития страны, социальной сферы, экономики, – вы знаете, были сформулированы задачи, которые мы должны решать. Повторяю ещё раз: и в социальной сфере, и с точки зрения развития экономики. Это требует от нас определённых планов, выверенных шагов.

Поэтому я уже говорил и ещё раз хочу повторить: нам нужно прямо сегодня, не откладывая в долгий ящик, приступить к формированию конкретных планов наших действий, – наших, но и для будущего Правительства Российской Федерации.

Что касается социальной сферы, ещё раз хочу подчеркнуть: не было ничего сформулировано такого, что невозможно было бы исполнить. Напомню, о чём идёт речь в социалке. Первое, и, считаю, очень важное, – это стимулирование рождения третьих детей в семье. Не считаю, что эта мера чрезмерно затратная. Повторю ещё раз, о чём шла речь и в статье, которая была опубликована не так давно, и в моих устных выступлениях. Речь шла о том, чтобы стимулировать рождение третьего ребёнка в регионах со сложной демографической ситуацией, которая демонстрирует на протяжении нескольких лет подряд отрицательную динамику в сфере демографии. Первое.

И второе. Речь идёт о поддержке тех семей, уровень доходов которых невысокий и ниже среднего уровня доходов в соответствующем регионе. То есть речь идёт о том, чтобы эта помощь была адресной. Конечно, это потребует определённых средств, но а) не чрезмерных и б) эти средства абсолютно необходимы, если мы хотим решать задачу демографического развития в Российской Федерации. Первое.

Вторая, достаточно ёмкая вещь – это, конечно, доведение социальных стипендий до уровня прожиточного минимума студента в соответствующих регионах Российской Федерации. Этот уровень в следующем календарном году будет где-то около 5 тысяч. Да, конечно, это много. Если сегодня посмотреть, у нас в среднем стипендия 1200-1400 – 5000 сразу. Ещё раз хочу сосредоточить внимание на чём – это тоже должна быть более адресная поддержка, во-первых, для студентов, нуждающихся в помощи государства, и, во-вторых, хорошо успевающих студентов.

Мы говорили неоднократно, и я хочу это подчеркнуть, мы вообще должны переходить к более адресной поддержке наших граждан, именно поддерживать тех, кто действительно в этой поддержке нуждается со стороны государства.

Достаточно затратная мера – это выведение уровня доходов профессорско-преподавательского состава вузов не только до среднего по экономике (мы должны будем сделать это с сентября текущего года), но до уровня, который в 2 раза превышает средний по экономике. Обращаю ваше внимание на то, что эта задача должна быть решена не в один год, а до 2018 года, у меня так в соответствующей статье прописано. Это первое.

И второе. Мы должны будем подумать и, разумеется, вместе с общественностью, вместе с Советом ректоров, они с этой позицией согласны, подумать на тему о том, чтобы сократить число неэффективно работающих вузов. Мы знаем, что сеть у нас переразмерена, она превышает соответствующую сеть ещё в советское время, и нужно будет провести определённую работу внутри самих учреждений. Ректоры соглашаются со мной в том, что во многих учебных заведениях количество преподавателей на энное количество студентов сейчас тоже слишком большое. Скажем, в МГУ, ректор это сказал сам публично, один преподаватель на четырёх студентов, а у нас норма – один преподаватель на 10 студентов.

Кроме того, соотношение профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала вузов сегодня 50 на 50, и это тоже не оптимальное соотношение, и над этим надо подумать. О чём я сейчас говорю и почему я об этом говорю? Я говорю, что те финансовые затраты, которые мы должны будем сделать просто напрямую из бюджета, и увеличить бюджетное финансирование, они всё-таки должны быть сопряжены с заранее продуманными мерами по оптимизации соответствующих сетей и наведению порядков внутри этих учреждений. То есть за счёт экономии. Всё это вместе: и дополнительные ресурсы, и экономия – должны дать соответствующий положительный эффект. Я на это очень рассчитываю и надеюсь на то, что мы сейчас вместе к этой работе приступим.

Мы вчера говорили, у Дмитрия Анатольевича собирались. Где-то, я считаю, это до полутора процентов ВВП нам нужно будет обеспечить на эту работу дополнительно. Надо будет посмотреть и на расходы, которые мы с вами запланировали на этот, на ближайшие годы. Надо будет где-то их оптимизировать, эти расходы. Я обращаю внимание Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития, других ведомств. Мы не будем нарушать принципы, которыми мы руководствовались в предыдущие годы. Вопросы макроэкономической стабильности, макроэкономической политики остаются приоритетом №1. Поэтому надо подумать и о лучшем администрировании налогов, и над другими мерами. Мы понимаем, о чём идёт речь, и прошу эти предложения в самое короткое время представить.

Сегодня я подписал поручение о графике работы над бюджетом 2013 года. Надеюсь, что Министерство финансов, другие министерства (фактически, работа уже началась) будут работать без сбоев по этому графику, с тем чтобы мы в предусмотренный законом срок вышли с проектом основного экономическою закона страны подготовленными и могли профессионально дискутировать с депутатами Государственной Думы при прохождении этого важнейшего закона. Это то, что мне бы хотелось сказать вначале.

Теперь по повестке дня. Здесь хотел бы выделить несколько вопросов, связанных прежде всего с защитой детей и охраной прав детей. Сегодня мы с вами должны будем принять решение о присоединении России к Международной конвенции о родительской ответственности и мерах по защите детей. Речь идёт о совершенствовании защиты прав и законных интересов детей, рождённых в браках с иностранными гражданами.

В последнее время, вы знаете, происходило много случаев резонансных, связанных со скандалами, причём со скандалами не только между конкретными физическими лицами и гражданами, но выходившими на уровень средств массовой информации, прямо скажем, отравлявшими даже межгосударственные отношения.

Нужно сделать всё, чтобы интересы детей были защищены, чтобы все эти споры, конфликты решались исключительно в правовом поле.

Например, применение Международной конвенции о защите прав детей позволит чётко очертить родительские права и обязанности в браках с иностранцами, решить вопросы опеки и попечительства, защитить права детей на полноценную спокойную жизнь и воспитание.

Следующий вопрос – это вопрос, связанный с обеспечением законных интересов детей, усыновляемых иностранными семьями. Я хочу сразу оговориться, приоритет при усыновлении детей-сирот в России должен отдаваться прежде всего российским гражданам, российским семьям. Но мы понимаем, что в современном мире возможны и другие альтернативы, возможно усыновление иностранными гражданами.

Нужно сказать, что в подавляющем большинстве случаев дети находят и в иностранных семьях, действительно, новую настоящую семью, людей, которые детей любят, окружают любовью. Но не секрет, что есть и другие случаи, к сожалению. Есть и случаи вопиющие, просто трагические, связанные даже с гибелью детей. Как правило, это происходит из-за низких требований к усыновителям, из-за отсутствия у специальных органов полномочий по вмешательству в судьбу ребёнка.

Иностранные организации, которые занимаются усыновлением, обязаны информировать российские власти о том, как складывается судьба ребёнка, как идёт его адаптация к новой жизни. Но, увы, такие структуры далеко не всегда охотно идут на сотрудничество.

Наиболее эффективный способ решения этой проблемы – заключение юридически обязывающих межгосударственных соглашений. Первый такой договор был заключён с Италией и вступил в силу в ноябре 2009 года. Сегодня обсудим подобное соглашение о сотрудничестве с Соединёнными Штатами Америки. Соглашение устанавливает чёткий порядок усыновления: только при содействии уполномоченных организаций. Отмечу также, что ребёнок сохраняет российское гражданство.

Кроме того, будущие приёмные родители обязаны проходить социально-психологическую подготовку, получать соответствующий сертификат. За условиями жизни в новой семье будет установлен строгий контроль. Приёмные родители должны будут регулярно отчитываться о самочувствии и воспитании ребёнка.

В случае возникновения проблем российские и американские уполномоченные органы будут иметь право на оперативное вмешательство, вплоть до передачи ребёнка в другую семью или возвращения на родину. Добавлю, что сейчас идёт разработка аналогичных соглашений с другими странами. Повторю, мы должны стремиться к тому, чтобы абсолютное большинство детей обретало свою семью у нас в России, а зарубежное усыновление стало редким, вынужденным исключением.

Следующий вопрос повестки дня связан с решением нашей системной проблемы. Речь идёт о повышении открытости и эффективности государственных и муниципальных закупок, причём в такой чувствительной сфере, как лекарственное обеспечение. Мы тратим на льготные лекарства, на приобретение медикаментов для больниц и поликлиник очень большие деньги. И эти финансовые ресурсы должны использоваться с полной отдачей. Важно стимулировать развитие конкуренции на российском фармацевтическом рынке, тем более что мы запустили масштабную программу модернизации фармацевтической и медицинской промышленности.

У нас сколько, Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), там в первом случае, по-моему, идёт 150 млрд и где-то 180 млрд рублей?

Очевидно, что существующие сегодня процедуры государственного и муниципального заказа на поставку лекарственных средств нуждаются в корректировке. Действующие правила позволяют заказчикам идти на разного рода ухищрения, искусственно ограничивать круг поставщиков, подыгрывать монополистам, закрывать доступ к заказам независимым производителям.

Существуют здесь и серьёзные коррупционные риски. В результате порой закупаются далеко не самые лучшие препараты и по завышенным ценам.

Предлагаемые изменения устанавливают более чёткий порядок и требования к размещению заказов.

Давайте перейдём к работе.