Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я попросил вас сегодня собраться и пригласил на нашу встречу министра связи и массовых коммуникаций Щёголева Игоря Олеговича для того, чтобы он рассказал нам о том, как министерство по моей просьбе вместе с Центральной избирательной комиссией работает над оборудованием веб-камерами, камерами наблюдения участков по выборам Президента Российской Федерации.
Выборы Президента – важнейшее, безусловно, событие наступающего года, внутриполитическое. Мы с вами понимаем, что речь идёт не о конкретных людях, речь идёт о выборе стратегии развития нашего государства. В этой связи хотел бы сказать следующее. У нас с вами такая стратегия есть, она заключается в укреплении и развитии демократических институтов нашей страны. Я об этом говорил на прямой линии общения с гражданами, телевизионной. Дмитрий Анатольевич затем достаточно стройно изложил это в своём послании Федеральному собранию.
Речь идёт в нашей повестке дня о модернизации экономики, причём глубокой модернизации экономики, перевода её на инновационные рельсы развития. Речь идёт в нашей повестке дня о модернизации социальной сферы. У нас большие планы по укреплению обороноспособности и безопасности нашего государства. Всё, о чём мы говорим, структурировано и представлено обществу, люди знают о том, что и как мы собираемся делать. И когда я говорю о необходимости обеспечить прозрачность выборов, хочу обратить ваше внимание на то, что такая прозрачность прежде всего нужна нам с вами, потому что мы должны быть уверены в том, что граждане нашей страны действительно нас поддерживают. Это принципиальный вопрос, потому что без поддержки людей осуществлять такие грандиозные планы невозможно. Разумеется, и в нашей стране, да, собственно, в любой другой стране всегда есть, всегда были и всегда будут силы, которым важна не перспектива развития, а важно броуновское движение такое постоянное. Помните известный троцкистский лозунг – «Движение – всё, конечная цель – ничто»? Повторяю ещё раз, такие люди есть, были и всегда будут, и флаг им в руки. Они имеют право на существование, и на самом деле я считаю, что и к ним нужно относиться с уважением.
В чём проблема здесь? Проблема в том, что у них нет ни единой программы (программ много всяких, но единой программы нет), ни ясных и понятных способов достижения целей, которые неясны. И нет людей, которые могли бы что-то конкретное сделать. А когда складывается вот такая ситуация, тогда сразу заходит речь о том, чтобы делегитимировать, девальвировать всё, что происходит в публичной сфере, в том числе и прежде всего в сфере выборных процессов, выборов. Вот в чём, собственно говоря, сегодня один из таких заметных пунктов в текущей повестке дня. И поэтому нам с вами нужно сделать всё, для того чтобы выборы были прозрачными, понятными, объективными, и мы с вами только вместе, на мой взгляд, сделать это тоже не в состоянии. Это всё нужно делать вместе с нашими людьми, избирателями, общественностью, и я предложил министру связи и коммуникаций оборудовать веб-камерами, камерами наблюдения все участки, но важно ещё, как это сделать.
Я предложил, чтобы все политические силы, представленные в парламенте, прошедшие в парламент, безусловно, принимали участие в предвыборном процессе в ходе выборов Президента Российской Федерации, чтобы они присутствовали на участках, имели возможность контролировать весь процесс, а камеры чтобы стояли, круглосуточно работали, и днём, и ночью, и были направлены и на места голосования, и на места подсчёта голосов.
Во-первых, я хотел с вами посоветоваться: что нужно сделать ещё дополнительно для того, чтобы никаких сомнений не было в том, что выборы будут объективными и прозрачными? Мы должны, безусловно, оставаться исключительно в рамках закона. Я хочу это подчеркнуть. Никакой самодеятельности здесь допускать нельзя, но всё, что закон допускает и предусматривает, нужно всё сделать по максимуму.
И, ещё раз хочу это подчеркнуть, нужно обратиться к людям, общественным организациям, послушать их предложения. Я просил Игоря Олеговича (И.О.Щёголева) сегодня здесь выступить, рассказать, какие меры предпринимаются Министерством связи вместе с Центральной избирательной комиссией – они в контакте. Я, правда, с Владимиром Евгеньевичем Чуровым (председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) не встречался, но готов и с ним встретиться и поговорить, если у него есть какие-то вопросы к нам и дополнительные пожелания. Нужно, конечно, эту дискуссию, на мой взгляд, развернуть в интернете, послушать людей, послушать конструктивные предложения, обобщить. Если вы увидите, что действительно есть предложения, направленные на повышение прозрачности этого процесса, нужно, конечно, этим воспользоваться – поблагодарить людей, воспользоваться и внедрить в практическую деятельность. Если вы не возражаете, я бы сейчас хотел предоставить слово Игорю Олеговичу, а потом мы обменяемся мнениями. Игорь Олегович, пожалуйста.
И.О.Щёголев: Спасибо, Владимир Владимирович! У вас, уважаемые коллеги, на столах есть презентация. В недельный срок, как и было поручено, мы подготовили и в значительной степени согласовали с очень широким кругом людей – и технических специалистов, и просто неравнодушных людей – техническое решение о том, как организовать видеотрансляцию в режиме реального времени для наших избирательных участков.
Задача состоит в том, чтобы обеспечить для сотен тысяч и миллионов наших граждан возможность виртуально в день выборов посетить любой избирательный участок. Конечно, поскольку это будет недешёвое решение, учитывая масштабность нашей страны и сложность поставленной задачи, мы обязаны подумать, как эту систему использовать и в дальнейшем. Собственно говоря, такая задача и была поставлена Владимиром Владимировичем. Фактор времени в данной ситуации является решающим, ключевым, потому что и много технических настроек и работ нужно произвести. Дело даже упирается в то, что на складах компаний-поставщиков просто нет необходимых объёмов такого оборудования, а надо учитывать, что речь идёт о 90 тыс. с лишним избирательных участков. Так вот на 30 тыс. объектах, где предстоит установить камеры, на сегодняшний день вообще нет никакого подключения к сети Интернет, по которой, собственно говоря, трансляция и будет осуществляться. Эти факторы и сроки, и всё в совокупности говорит о том, что проект беспрецедентный не только для нашей страны, но и в мировом масштабе – это будет порядка 200 тыс. камер. Я расскажу, какой принцип их установки. Нет в мире ни одной сети, которая охватывала бы и одновременно транслировала бы в интернет такого количества изображений с камер, поэтому, конечно, это требует от нас нестандартного подхода.
В.В.Путин: Ещё предлагалось ящики прозрачные сделать там. У нас есть прозрачные ящики? Давайте поставим прозрачные ящики. Надо попросить Владимира Евгеньевича (В.Е.Чуров), если денег не хватает – давайте выделим деньги на ящики, пусть ящики будут прозрачные. Пускай всё будет прозрачное!
И.О.Щёголев: И учитывая, что действительно затронуты конституционные права практически всех наших избирателей, то, как Вы и просили, мы буквально в тот же день после нашей встречи вывесили эскизный проект предлагаемого технического решения в интернете. Через два дня создали площадку для обсуждения. Тысячи людей откликнулись. Мы создали специальный общественный технический совет, куда вошли депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Минфина, ЦИК, Академии наук и профессионалы из отрасли интернета, отрасли связи. И портал оказался востребованный: за неделю его посетило более 34 тыс. человек, то есть это уже носит общественный характер обсуждения.
А в результате общественного обсуждения помимо технических решений мы учли следующие моменты: необходимо обеспечить локальное хранение видеозаписи на избирательных участках и в центрах обработки данных. Это связано с тем, что если связь всё-таки будет неустойчива, чтобы можно было поднять резервные копии и при необходимости предоставить к ним доступ.
Второе. Очень многие высказывались за то, чтобы обеспечить запись звука. Что касается трансляции. Здесь, в том числе у членов общественного совета, не было единого решения, но запись будет сделана, при необходимости доступ к этим записям тоже можно будет предоставить.
И мы можем гарантировать выделенный доступ к трансляции для политических партий и общественных организаций, потому что проблема не в том, чтобы обеспечить запись и передачу, особенность сети интернет такова, что, если вдруг 100 млн человек захочет одновременно посмотреть, никто не сможет этого сделать, сеть просто встанет. Есть примеры в странах с гораздо более сложной инфраструктурой связи и более ёмкой. В тех же Соединённых Штатах есть такая телевизионная сеть, которая транслирует в интернете, у неё миллион абонентов – как только 300 тыс. из них одновременно обращаются к этой системе посмотреть видео, это занимает треть ёмкости всего интернета всех Соединённых Штатов Америки. Это 300 тыс. человек. Поэтому мы должны предусмотреть такие каналы и такие возможности, чтобы гарантированно, когда партии определятся, у них был доступ к этой трансляции, что бы с сетью ни происходило. И это мы тоже включили в наше техническое решение. И это была инициатива не наша, это была инициатива как раз со стороны участников общественного совета и участников этой общественной дискуссии.
Исходя из задачи, которую поставил Владимир Владимирович и которую мы согласовали с ЦИК, на каждом избирательном участке будет размещено не менее двух камер в идеале и не более, потому что это тоже существенно: появление одной дополнительной камеры на каждом участке удорожает проект на 30–40% и так далее. Кроме того, на каждом участке будет находиться компьютер, где будет вестись одновременно запись. Он же будет конвертировать в необходимый формат и передавать через различные типы подключений в интернет через распределённую сеть, с тем чтобы опять-таки обеспечить устойчивость этой сети и гарантированную доставку такого сигнала.
Дальше мы показываем, как может быть оборудован типовой участок, а также технические решения, которые мы обсуждали и от которых мы отказались, то есть будут две камеры, локальное хранилище через компьютер, источник бесперебойного питания, модем связи, который будет передавать это всё дальше в сеть. Мы исходили из того, что это должны быть веб-камеры. Есть ещё такое понятие, как IP-камеры, которые могут работать без компьютера, но они требуют гораздо более мощных каналов связи. Если на участке такие каналы связи есть, то можно ставить и эти IP-камеры.
Были предложения, чтобы раздать или закупить смартфоны и через их камеру транслировать. Нам даже пришлось ставить эксперимент, поскольку всё-таки это большая нагрузка на аппарат (он для этого не рассчитан), батарейка садится, значит, одновременно его нужно включать в розетку, чтобы он всё время обеспечивался питанием. Аппарат сгорает через два часа. Просто представить себе, что кто-то будет стоять в течение суток с аппаратом, никуда не двигаясь, достаточно трудно, поэтому с нами согласились, что если кто-то захочет сделать сам для себя такое решение, пожалуйста, но мы гарантировать его работу не можем, поэтому мы от него как от системного решения отказываемся.
Как я уже сказал, одним из ограничений является пропускная способность сети. Мы взвесили все возможности и считаем, что мы для 50%, для половины, сможем обеспечить скорость 512 Кбит – это, Вы можете посмотреть, правый сектор, получше чуть-чуть разрешение. Для 33% это будет 265 Кбит в секунду – это слева решение. И для 17% скорость видеопотока будет 128 Кбит – это там, где речь идёт прежде всего об участках, до которых мы можем дотянуться только через спутник. Ёмкость спутников тоже ограниченна: даже если мы очень захотим и обежим весь земной шар, всех производителей, мы не сможем построить и запустить дополнительный спутник. Поэтому мы должны будем маневрировать теми возможностями, которые есть, и это ограничивает: качество данного кадра будет чуть-чуть пониже, разрешение будет поменьше. Естественно, качество связи отразится на качестве передаваемой картинки, но в половине случаев оно будет очень хорошим, в остальных случаях оно будет вполне приемлемым, для того чтобы решить поставленную перед нами задачу.
Учитывая, что сложность и срочность требуют тоже какого-то особого решения, мы сошлись на том, что это нужно делать только через единого исполнителя, потому что, если запускать конкурсные процедуры с учётом законодательства и то, что в зачёт идут рабочие дни, мы просто закончим сбор заявок к 1 марта. Нереально. Благо у нас есть компания с государственным участием – это компания, которая как раз сейчас вышла из серьёзной реформы, 180 тыс. сотрудников. Таким количеством сил в принципе решить поставленную задачу можно, поэтому это то решение, которое мы предлагаем. Соответственно, сформулированы те три задачи в юридическом плане, которые будет обеспечивать в нашем случае единый исполнитель.
Ключевая задача – связная. Затем решить вопрос с оконечным оборудованием, с так называемым железом. И наконец, необходимо программное обеспечение. Учитывая, что это будет действительно очень современная и серьёзная сеть, мы обсуждали в том числе и с участниками нашего общественного обсуждения, как её использовать в дальнейшем. Мы исходим из того, что у нас очень много участков в школах. И сегодня мы проводили видеоконференцию со всеми регионами, с вице-губернаторами, директорами департаментов, которые за это направление отвечают. Все подтверждают, что порядка половины избирательных участков (от региона к региону – где-то больше) находится на территории школ. Затем эту сеть можно будет использовать и для видеоконференций, для дистанционного обучения, и, если Министерство образования поддержит, для мониторинга за тем, как идёт сдача единого госэкзамена. Можно проводить семинары по интернету, то есть это та сеть, которая будет использоваться и после выборов, и между выборами. Естественно, в библиотеках, домах культуры это будет доступ к образовательным ресурсам – к фильмам, научным, культурным фондам.
В.В.Путин: То есть это постизбирательное использование этой техники?
И.О.Щёголев: Как олимпийское наследие, так и у нас будет это электоральное наследие.
В.В.Путин: Избирательное наследие.
И.О.Щёголев: Соответственно, там, где здравоохранение… Единственное, что, конечно, мы обсуждали, будет ряд участков (и это позиция ЦИК), откуда трансляцию вести будет трудно: воинские части, опять-таки больница (врачебная тайна). Но сеть мы всё равно будем там протягивать до большинства участков и записывать будем. С трансляцией сложнее, именно учитывая особенности нашего законодательства. Это небольшое количество участков – порядка 1,5 тыс. из общего объёма. Так или иначе мы всё равно будем ими заниматься.
В.В.Путин: 1,5 тыс. из 93 тыс., да?
И.О.Щёголев: Да.
В.В.Путин: 95 тыс.
И.О.Щёголев: Что касается муниципалитетов. Сегодня губернаторские представители этот вопрос задавали – могут ли они использовать эту сеть для своих нужд. Конечно, они тоже могут использовать для организации доступа к госуслугам, создания видеоприёмных для населения, особенно в удалённых участках (горных и так далее), куда трудно добраться. То есть эта сеть реально будет служить нашим государственным нуждам и после выборов. Поэтому хотя затраты… мы показывали: это примерно с учётом НДС 14 млрд рублей с лишним, но я могу сказать, что, например, есть такая страна Бразилия, которая только для нужд электронных услуг, для обеспечения связью муниципалитетов заложила в свои программы 6 млрд долларов. Это порядка 180 млрд рублей. Страна сопоставима с нами по объёмам, поэтому, конечно, сумма очень большая, но она не необоснованная и точно для тех задач, которые мы решаем, вполне адекватная. И если Вы не возражаете, здесь как раз в этом здании есть избирательный участок…
В.В.Путин: Выборы уже начались?
И.О.Щёголев: Мы поставили там камеры, там сейчас как раз идёт подготовка и проведение новогодних ёлок, вот примерно как это будет выглядеть. Вот стоит камера, которая даёт средний поток, это даже не самое лучшее разрешение, это 256 Кбит в секунду. Как вы видите, на большом экране вполне достаточно такого изображения, чтобы можно было оценить, что происходит на избирательном участке.
В.В.Путин: Спасибо большое. Станислав Сергеевич (обращаясь к С.С.Говорухину), есть что добавить?
С.С.Говорухин (руководитель Народного штаба): Скорее вопрос. Я вот думаю, какова это будет нагрузка на экономику, на бюджет, на бюджет каждой семьи, каждого гражданина?
В.В.Путин: Ну дорого, да, вот 14 млрд сказали.
С.С.Говорухин: Оправданно ли это?
В.В.Путин: Станислав Сергеевич, мне кажется, что вопрос, который мы будем решать на выборах Президента, – я уже говорил, речь не столько о конкретных людях идёт, речь идёт о выборе стратегии развития нашего государства, – это очень важно и нужно сделать всё, чтобы свести к минимуму попытки наших оппонентов делегитимировать эти выборы. Да, это дорого, но, вот как и доложил министр, мы исходим из того, что после того как эта система будет создана, она не будет разобрана и выброшена на помойку, а будет использована государством, муниципалитетами, школами, библиотеками для своих нужд, то есть, по сути, это дело будет служить людям.
* * *
Комментарии В.В.Путина к выступлениям участников заседания:
…Те, кто переходит на такой сленг, на оскорбления, они проявляют свою слабость. В этом – проблема, для них проблема. Это значит, что они проявляют слабость: те, кто пускает в ход кулаки, не могут аргументировать башкой, не могут сформулировать точно и ясно, чего они хотят… Вот я об этом и сказал: у них нет единой программы, нет единого представления о том, какими средствами добиваться целей, которые ещё надо сформулировать, и нет людей. Вот сейчас вы перечислили кое-кого из них, но я с трудом себе представляю, чтобы кто-то из них занялся конкретной работой по развитию нашего государства. Вот когда всего этого нет, то в ход идут вот такие аргументы, оскорбления других людей. Вообще-то, я это уже сказал, если у кого-то язык поворачивается рабочего человека оскорблять, это, конечно, переходит всякие границы и говорит о том, что те люди, которые так рассуждают и такими аргументами пользуются, они не связывают свою личную жизнь с будущим нашей страны.
…Выборы в Государственную Думу закончились. Все парламентские фракции начали работу – избрали спикера, Дума функционирует. Никаких разговоров о каких-то пересмотрах невозможно вести, кроме одного пути, который законом прописан, – обращения в суд. И там действительно, если есть какие-то нарушения, суд обязан рассмотреть и принять объективное решение по этим вопросам и соответствующим образом отреагировать. А Дума начала работать. Сейчас мы с вами должны сосредоточить всё своё внимание на выборах Президента Российской Федерации.
…Вот эти веб-камеры… Никто же не требовал, это я предложил, предложил сам, инициативно. И хочу сказать ещё раз: нам с вами – всем и вот мне как одному из кандидатов – никакая подтасовка не нужна. Я сам хочу, чтобы они были максимально прозрачными. Я хочу, чтобы всем это было понятно. Я хочу опираться на волеизъявление народа – на доверие! – и, если его нет, работать не имеет никакого смысла. Нет смысла, понимаете! Поэтому я действительно, вот я лично, хочу чтобы они были максимально прозрачными и отражали объективную сторону дела. Конечно, я рассчитываю на поддержку наших людей, разумеется. Но мы должны напрочь снять все возможные инсинуации по поводу нелегитимности этого процесса: это важно для страны и для государства. Конечно, жалко денег, я согласен со Станиславом Сергеевичем (Говорухиным), жалко: 14 млрд – огромные деньги! Но в то же время (и министр доложил) мы постараемся сделать так, чтобы вся эта техника осталась и служила людям потом, после выборной кампании, чтобы в школах работала, библиотеках, муниципалитетах в конце концов.
…Что касается включения камер, то, конечно, они будут включаться в тестовом режиме по мере готовности. Я думаю, что где-то во второй половине февраля они должны быть готовы.