Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые дамы и господа!
Мы сейчас только что посмотрели два предприятия, открытые в Петербурге. Ещё совсем недавно Санкт-Петербург и Ленинградскую область нельзя было назвать центрами российского автопрома. Сейчас ситуация коренным образом меняется. Первой сюда пришла компания «Форд», за ней - другие производители. И теперь мы видим, что практически каждый год появляется новый автомобильный завод: в 2007 году - «Тойота», в 2008 году - «Дженерал Моторс», в 2009 году - «Нисан». И вот в 2010-м, сейчас, сегодня, мы присутствовали на открытии заводов «Хёндай» и фирмы «Магна».
Вообще в России работают и «Рено», и «Фольксваген» и БМВ - практически все мировые бренды.
Такой же современный автомобильный кластер, как здесь, в Петербурге, буквально с нуля возник в Калуге. Новые автозаводы появились и в Москве, и в Татарстане, в Елабуге, и других городах России.
Все они построены известными мировыми автоконцернами, выбравшими Россию для реализации своих программ развития. Мы пригласили сюда сегодня всех наших партнёров, я хочу всех поприветствовать - и российских, и иностранных производителей. Хотел бы отметить, что новые производители уже не только инвестировали в нашу страну около 4 млрд долларов, но, что для нас принципиально важно, привносят и новые технологии, и высокий уровень технологического производства, высокий уровень технологической культуры, создали хорошо оплачиваемые рабочие места. И главное - выпускают уже порядка 400 тыс. качественных и пользующихся спросом автомобилей в год. 400 тыс. - это каждая третья легковая автомашина, собранная в нашей стране.
Я ещё раз повторю: мы не делаем разницы между новыми производителями и традиционными российскими марками машин. Для нас и те, и другие - это отечественные производители. Например, антикризисные меры в равной степени касались всех секторов российского автопрома.
Мировые автоконцерны используют в России режим так называемой промышленной сборки. Напомню, что он предусматривает определённые льготы по импорту комплектующих деталей при условии создания в России полноценного производства и постепенного роста его локализации. То есть по мере развития инвестиционного проекта всё бóльшее число автокомпонентов должно быть выпущено именно в Российской Федерации.
Для справки напомню, что режим промсборки распространяется на предприятия, выпускающие не менее 25 тыс. автомобилей в год с рабочим объёмом двигателя менее 2,5 л или не менее 15 тыс. в год с рабочим объёмом двигателя более 2,5 л.
Этот режим, режим промышленной сборки, был введён в России пять лет назад. Считаю, что первоначальные цели достигнуты.
В этой связи хотел бы отметить, уважаемые коллеги: все ранее достигнутые договорённости и все подписанные с нашими партнёрами соглашения (соглашения, подписанные между инвесторами и Правительством Российской Федерации) нами строго соблюдаются, и пересматриваться не будут. Надеюсь, что и наши партнёры будут так же, как это происходит до сих пор, выполнять свои обязательства и по мощности предприятий и по локализации.
Естественно, что мы вместе с вами будем думать о том, как нам здесь в России укреплять отечественную базу российского автопрома, российского автомобилестроения.
Хотел бы выделить несколько моментов. Во-первых, российский автомобильный рынок потенциально крупнейший в Европе. Кроме того, есть хорошие перспективы для производства продукции на экспорт в сопредельные государства, и потому нам нужны не только средние, но и крупные по масштабам производства. Именно они в состоянии сформировать полноценную сеть заводов-поставщиков, вести собственные инженерные разработки.
Один из таких производителей очевиден. Это наш традиционный производитель, это АвтоВАЗ, который может выпускать до 700 тыс. машин в год и планирует сформировать альянс с концерном «Рено-Ниссан», который и так уже является акционером в этой компании.
Планы по созданию крупномасштабного производства имеет также и российская фирма «Соллерс». Объём производства может достигать до 500 тыс. машин в год. И в реализации этого проекта также могут быть использованы преимущества режима промышленной сборки.
Я предлагаю всем производителям предметно подумать над перспективами увеличения мощностей и наращивания объёмов выпуска машин.
И второе. Считаю, что режим промсборки мог бы активнее применяться для организации производства так называемого второго уровня - двигателей, коробки передач, других компонентов автомобиля. Здесь уже есть некоторый опыт, и нужно его расширять.
В заключение подчеркну: в любом случае все будущие решения по режиму промышленной сборки будут сбалансированными, будут учитывать интересы и государства, и потенциальных инвесторов, будут основываться на реальных бизнес-планах.
Мы будем вести открытую дискуссию вместе с вами - открытую для любых конструктивных идей, проектов. И потому на сегодняшнее совещание мы и пригласили всех наших партнёров.
Хотел бы услышать сегодня ваши оценки того, что сделано за последнее время, послушать ваши сообщения о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь. Я и мои коллеги из Правительства - в вашем распоряжении. С удовольствием ответим на ваши вопросы, вместе подумаем о развитии автопрома в России, поговорим о том, что нужно сделать дополнительно для того, чтобы устранить, наверное, имеющиеся ещё препятствия для совместной работы, как создать наилучшие условия для роста и развития.
Заключительное слово В.В.Путина:
Я хочу вас всех поблагодарить за сегодняшнюю работу и в завершение хотел бы сказать следующее. Уже приводились цифры по восстановлению рынка. Вот в 2008 году в режиме промышленной сборки у нас было собрано 435 тыс., в 2009 году в условиях кризиса мы упали до 190 тыс., а сейчас за первые семь месяцев уже 208 тыс. произвели, и за осень, соответственно, ещё больше. Мы в целом уже можем выйти на докризисный уровень. В целом автомобильная отрасль, которая в мире за время кризиса понесла наибольшие потери, восстанавливается достаточно быстрыми темпами именно в России.
Первое, что я хотел бы констатировать, - это то, что режим промышленной сборки в России заработал, и работает успешно. Это факт очевидный, и свидетельством тому является то представительство, которое мы имеем сегодня на нашей встрече.
Автомобильная отрасль - отрасль сложная, высокотехнологичная, затратная, капиталоёмкая, с длительным циклом изготовления. Но она очень привлекательная, потому что она высокотехнологичная и потому что она порождает большое количество и новых технологий, и новых рабочих мест. И, кроме того, она даёт, конечно, очень нужный и востребованный гражданами продукт.
То, что мы сегодня собрались в таком составе, думаю, убеждает вас в том, что мы намерены и дальше искать наиболее привлекательные пути для развития автомобильной отрасли.
Мне очень приятно, что все участники нашей сегодняшней встречи не делятся на иностранных производителей, на представителей тех или иных компаний, на председателей правительства, а все мы сейчас обсуждаем проблемы развития автомобильной отрасли как одна команда. Если вы заметили, тут уже в рамках правительственных структур есть тоже различные нюансы в подходах к будущему развитию. Я хочу вам сказать, что, конечно, мы всё-таки будем стремиться к тому, чтобы документы, которые мы с вами будем в дальнейшем, надеюсь, подписывать, которые будут реализовываться в виде соглашений, всё-таки будут носить не форму протоколов о намерении, а будут включать в себя какие-то двусторонние обязательства - как со стороны Правительства, так и со стороны наших партнёров.
Но над тем, каковы должны быть эти обязательства, мы, конечно, ещё подумаем. В том числе, подумаем, конечно, и по результатам нашей сегодняшней встречи, с учётом ваших замечаний и предложений.
Разумеется, мы должны и будем создавать наиболее привлекательные условия для инвестиций в Россию, с тем чтобы вашим компаниям было выгодно здесь работать, с тем чтобы объёмы, которые планируются, можно было производить с таким качеством и в таком масштабе, чтобы закрывать и потребности внутреннего рынка Российской Федерации, и обеспечить хорошие условия для экспорта в другие страны.
Должен сказать, что возможности для улучшения всех составляющих экономики предприятия, конечно, есть. Здесь коллеги уже об этом говорили.
Действительно, Россия - один из крупных производителей и экспортёров металлургической промышленности, а 90% и больше металлов, нужных для автомобильной отрасли, мы завозим из-за рубежа. Это значит, что в этой части мы очень многое можем и должны сделать в ближайшее время, а это, конечно, будет улучшать экономику производства в самой России.
То же самое по очень многим другим составляющим: по пластмассам, по специальным резинам и так далее. Мы же крупнейший производитель нефти, газа. И хорошие перспективы в развитии нефтехимии у нас существуют, и новые производства появляются, и так по очень многим другим составляющим.
Всё это мы будем обсуждать - будем обсуждать максимально открыто. Вы будете участниками этого процесса. Но, разумеется, окончательные решения будут за нами. Я надеюсь, вы нас понимаете. Мы будем руководствоваться вашими интересами и интересами создания высокотехнологичных производств, таких как автомобильная отрасль, именно на территории Российской Федерации.
Я хочу вас поблагодарить за сегодняшнюю работу и выразить надежду, что мы с вами будем так же успешно вместе работать и в будущем, как мы делали это до этого момента, до сегодняшнего дня.
Большое вам спасибо за совместную работу.
* * *
Что касается вступления в ВТО и необходимости в связи с этим согласовать все наши новые условия как можно быстрее до конца текущего года либо до 1 января. Мы тоже хотим вступить во Всемирную торговую организацию, стремимся к этому и будем продолжать этот процесс. Поэтому, конечно, нам лучше не тянуть с новыми условиями по локализации, вам не тянуть с подписанием соответствующих соглашений.
Но, если по-честному сказать, я не думаю, что этот рубеж наступит именно 1 января следующего года. Не похоже пока. Хотя мы, конечно, будем к этому стремиться.