Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты!
Сегодня Правительство представляет отчёт об исполнении федерального бюджета за 2009 год. Данный отчёт впервые представляется перед утверждением бюджета на следующий плановый период, и при принятии решений по очередному бюджету можно в полной мере учитывать решённые и нерешённые задачи 2009 года, по которым мы отчитываемся.
Бюджет 2009 года являлся самым сложным за последние десять лет. Мир и страна переживают до сих пор глубокий финансово-экономический кризис. Его последствия ещё не ликвидированы полностью. Мы только в конце 2012 года выйдем на уровень ВВП, достигнутый до кризиса в 2008 году.
Вместе с тем уже сейчас можно сказать, что меры, принятые в 2009 году в пик кризиса, когда ВВП России снизился на 7,9%, позволяют выходить из кризиса, активизировать инвестиционный процесс, удержать на достигнутом до кризиса уровне социальные гарантии населению, полностью обеспечить все государственные обязательства в социальной сфере в рамках возможностей государства и федерального бюджета.
Особо хочу сказать, что все антикризисные меры, которые принимали Государственная Дума, Президент, Премьер, оказались адекватными, учитывающими уроки кризиса 1998 года. Поэтому Россия подошла к кризису как одна из самых подготовленных стран с учётом резервов и прочности нашей бюджетной политики. В 2009 году в полной мере мы смогли проверить все наши возможности, которые накапливались и создавались до кризиса. Использование резервного фонда в период кризиса, когда доходы федерального бюджета упали на 20%, а расходы выросли на 28%, оказало решающую поддержку не только для обеспечения социальных выплат, но и оказало помощь всей экономике, поддержало базовые отрасли страны, позволило сохранить уровень социальных обязательств и достигнутый уровень реальных доходов.
В отличие от других стран, которые умеют готовиться к кризису, имеют сильную сеть экономических, финансовых институтов, мы смогли в отличие даже от них удержать планку реальных доходов населения на докризисном уровне: он не снизился в отличие от других стран и в настоящее время растёт. Это главный социальный показатель работы любого правительства и результат бюджетной политики.
Восстановилось доверие населения к финансовой системе. Вспомните 1998 год. Многие граждане потеряли тогда свои вклады, банковская система была разрушена. Это осложнило в будущем экономический рост и доверие к России как платежеспособному партнёру. Были дефолт и большая девальвация: с шести рублей за доллар, если вы помните, к концу 1998 году опустились до 12, потом до 18 рублей, а затем в течение нескольких лет и до 30 рублей за доллар. Произошло обесценение рубля как валюты в несколько раз, что всегда является фактором, мешающим бизнесу, меняющим экспортную и импортную эффективность производства. Эти риски оставались до последнего времени одними из самых глубоких при оценке Российской Федерации.
Принятые до нынешнего кризиса меры позволили в 2009 году с помощью бюджетной поддержки обеспечить платёжеспособность не только государства в части внешних и внутренних долгов, но и долгов и обязательств перед государством, перед населением. Мы в прошлом году поддержали рынок. Мы провели антикризисную программу на сумму 1,230 трлн рублей по всем ключевым позициям, начиная от поддержки безработных, которым было повышено пособие до 4900 рублей, до базовых отраслей нашей промышленности. Это и агропромышленный комплекс, авиационная отрасль, судостроение, машиностроение, оборонный комплекс - все эти отрасли получили поддержку. Ряд отраслей (оборонный комплекс, агропромышленный) дал экономический рост даже в период кризиса.
О финансовой системе. Мы серьёзно поддержали капиталы ключевых, базовых банков в стране. Конец 2008 года складывался некомфортно: граждане в месяц забирали по 400 млрд рублей из банков. Но в начале 2009 года население, видя, что государство подставило плечо банкам, вложило капитал, дало субординированные кредиты, вновь стало поддерживать свои депозиты. И за прошлый, ещё кризисный год депозиты юридических лиц выросли на 10,5%, а физических лиц - на 26,7%. На четверть от имеющихся на начало прошлого года вкладов население увеличило свои взносы в банки, потому что возникло доверие.
Сегодня можно сказать вполне ответственно: принятые меры оказались адекватными, социальные гарантии сохранены, финансовая система сегодня готова инвестировать экономику. Первая половина этого года уже показала прирост портфеля кредитов на 2%, до конца года мы ожидаем рост от 5 до 10%. Постепенно, медленно, но мы выходим из кризиса.
В прошлом году получили поддержку субъекты Российской Федерации. На 140 млрд рублей мы увеличили поддержку на сбалансированность бюджетов субъектов. В результате расходы субъектов Российской Федерации в прошлом году не снизились по сравнению с 2008 годом, несмотря на то что их доходы снизились на 14%. Это успех нашей межбюджетной политики: мы помогли сохранить уровень расходов и, соответственно, выполнение своих полномочий субъектами Российской Федерации в части в том числе социальных и инвестиционных обязательств.
Напомню, что повышение пенсий в прошлом году прошло 4 раза, суммарное повышение пенсий составило 35%. Ни одна страна не могла обеспечить рост социальных обязательств, прежде всего перед пенсионерами, в таком объёме, как Россия.
Если нам говорят, что у нас падение экономического роста, мы выглядим хуже, чем другие страны, то могу сегодня ответить: Россия имеет пока ещё несовершенную структуру своей экономики. У нас ещё очень высока доля нефтегазового сектора, оказавшаяся в период кризиса самой уязвимой. Это влияет и на дополнительные риски, связанные с оттоком капитала, доверием к финансовому сектору. Но благодаря подготовленным мерам, специальным мерам антикризисной поддержки и накопленным резервам мы сохранили социальные обязательства, в некоторых случаях их даже увеличили. Но самое главное - сохранили все базовые государственные программы. Ради этого и создавались эти резервные фонды.
По качественным показателям нашей бюджетной политики мы сегодня можем сказать: мы лучше выглядим, мы сумели сохранить свои позиции по сравнению с другими, даже ведущими странами, даже такими странами, как страны «большой восьмёрки». Вывод: при умелой структуризации мер мы можем даже в условиях наших меньших, чем у развитых стран, возможностей обеспечивать стабильность работы основных отраслей и стабильность социальной сферы. Это главный вывод, который мы можем сделать. Это было достигнуто общими усилиями, благодаря тому что ключевые решения, которые принимались накануне кризисного года и в прошлом году, были поддержаны Государственной Думой.
Мы провели целый ряд новых программ, которые никогда не проводились, по поддержке спроса на отечественную продукцию. Не только принимались решения, дающие приоритет государственным закупкам отечественной продукции, например была закуплена автомобильная техника, - мы дали деньги для закупки автобусов, автомобилей для муниципалитетов, автомобилей для федеральных нужд, обновили технику и автопарк. За счёт этого существовали ключевые предприятия автомобильной отрасли. Мы такие же закупки сделали и дали в уставной капитал РАО «РЖД» 50 млрд рублей для закупки локомотивов, вагонов. Ключевые города, в том числе моногорода, получили заказы. Суммарно антикризисная программа составляла 1,230 трлн рублей.
Мы впервые вышли на дефицит, дефицит объективный. Мы не исходим из того, что дефицита не может быть никогда. Все наши действия перед кризисом исходили из того, что, когда доходы упадут, когда цены на нефть упадут, дефицит будет неизбежным. Выполнение всех государственных расходов в неизменном виде в таких условиях будет означать, что мы должны где-то позаимствовать, взять из резервов, а это отразится на дефиците. Соответственно, первоначально мы планировали дефицит около 8%.
Первоначально в бюджете 2009 года мы прогнозировали цену на нефть 95 долларов за баррель. Когда грянул кризис и I квартал дал среднюю цену 43 доллара, то есть половину или даже меньше того, что мы планировали, были изменены прогнозы. Прогноз новый, кризисный, начала прошлого года был 41 доллар на весь год. Но фактически к концу года цена на нефть выросла и составила по году 61 доллар за баррель. С учётом этой более благоприятной внешней конъюнктуры мы дефицит имеем не 8%, а только 5,9%. Это нормально. Это умеренный, разумный для такого критического года дефицит, полностью обеспеченный за счёт резервного фонда, фонда национального благосостояния и заимствований на внутренних рынках.
В прошлом году мы не выходили на внешние рынки. Нам не надо было стоять в очереди на мировом финансовом рынке за деньгами, просить у Международного валютного фонда. Эта задача выполнялась за счёт внутренних ресурсов страны. Создание резервного фонда имело целью не только создание запаса для таких сложных периодов. Вторая важнейшая задача резервного фонда, создававшегося до кризиса, исходит из того, что в период, когда нефтяных доходов много, когда валютные потоки в страну очень большие, они не могут быть все полностью обменены на рубли и использованы в виде рублей. Это создаст избыточную денежную массу, создаст или высокую инфляцию, или очень сильное укрепление рубля. Если бы мы не создавали такой резервный фонд, то укрепление рубля шло бы не до 24 рублей за доллар, а, например, до 16 или 15 рублей за доллар.
Хорошо это или плохо? Это означало бы абсолютную неконкурентоспособность российской промышленности. На величину укрепления рубля импорт становится дешевле и начинает выбивать российские товары. А поставки нашей продукции становятся настолько дорогими, что они нигде не нужны. Чрезмерное укрепление рубля, когда оно не связано с обычной стабильной работой страны, а связано только с изменением мировой конъюнктуры, способно убить конкурентоспособность российской экономики. Поэтому главная роль резервного фонда, когда у нас избыточное предложение валюты в результате мировой конъюнктуры, а не наших усилий, заключается в том, что мы сдерживаем укрепление рубля и инфляцию. Одновременно мы имеем возможность тратить, когда идёт отток капитала, как это произошло в период кризиса.
Создание резервов позволяет снижать темпы укрепления рубля, чтобы не допустить ухудшения позиций российской промышленности. Оно ведёт к снижению и удержанию инфляции, что позволяет держать разумную ставку кредитования, обеспечивать конкурентоспособность с западными кредитами. И наконец, создание резерва для кризисного периода. Вот такие задачи стоят перед резервными фондами. Также хочу отметить, что в период кризиса, пока у нас дефицит и мы тратим резервы, у нас остаётся высокая зависимость бюджета от цены на нефть. В прошлом году сбалансированность бюджета достигалась бы только на уровне 98 долларов за баррель, очень высокой цены на нефть.
Наша задача - к 2015 году постепенно дойти до сбалансированности бюджета при 70 долларов за баррель. Для этого нам постепенно нужно сокращать свои расходы, дефицит. И к 2015 году мы это сделаем спокойно, плавно, не отменяя социальных обязательств, даже их индексируя в рамках инфляции и необходимых программ.
В завершение хочу сказать, что в настоящий момент наши государственные финансы находятся в здоровом состоянии, прошли испытание кризисом. Сегодня мы готовы продолжать все начатые до кризиса программы.
Спасибо.