Версия для слабовидящих

19 марта 2010

Заместитель Председателя Правительства России Д.Н.Козак выступил на расширенном заседании Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации

Выступление Д.Н.Козака: 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня важный день в сфере региональной политики - сегодня собралась Коллегия Министерства регионального развития. Это повод для того, чтобы обсудить важнейшие вопросы жизнедеятельности нашей страны, которые находятся в зоне ответственности Министерства и стоят в плане основных задач Министерства.

Зона ответственности - чрезвычайно широкая. Прежде всего, это региональная политика, то есть взаимоотношения федерального центра с регионами, с органами местного самоуправления. От того, насколько эффективно, насколько четко федеральный центр сформулирует полномочия, степень самостоятельности и механизмы ответственности, во многом зависит благополучие нашей страны, зависит уровень развития нашего общества.

Хочу напомнить, что в совокупности региональные и муниципальные власти своей практической деятельностью оказывают гораздо большее непосредственное влияние на развитие страны, на социальное самочувствие людей, чем все вместе взятые федеральные органы исполнительной власти. На что они мотивированы, от этого зависит эффективность их работы и конечный результат усилий государства всех органов публичной власти. Необходимо сосредоточить внимание, прежде всего, на этом.

Необходимо также завершить формирование концептуальных подходов к региональной политике на ближайшую перспективу, утвердить концепцию совершенствования региональной политики и приступить к ее реализации. Этот системный документ вовлекает в работу все федеральные органы исполнительной власти, которые должны внести свои коррективы во взаимоотношения с региональными, а, опосредовано, и с муниципальными властями. От этого зависит эффективность нашей совместной работы по реализации самых различных полномочий в экономической и социальной сфере.

Хочу напомнить, что сегодня к вечеру Министерство регионального развития должно представить в Правительство предварительный отчет о результатах работы по приведению в соответствие и с действующим законодательством, и с уровнем социально-экономического развития страны, уровнем доходов граждан тарифов и фактической платы гражданами за жилье и жилищно-коммунальные услуги.

Нам необходимо в рамках этой работы навести порядок в обеспечении предсказуемости и прозрачности действий федеральных органов власти, которые оказывают влияние на деятельность региональных и муниципальных властей. Я имею в виду и вопросы стратегического планирования, развития федеральной инфраструктуры, вопросы территориального планирования, и вопросы взаимоотношения федерального бюджета с региональными и муниципальными бюджетами. Это не просто финансовая политика, это ключевой инструмент региональной политики, который должен быть предсказуемым.

И здесь не только ответственность Министерства финансов и Министерства экономического развития. Формулирование этих задач, формулирование этих правил и механизмов таких взаимоотношений - это, прежде всего, задачи Министерства регионального развития. И здесь просьба - перед другими органами исполнительной власти занимать более принципиальную и настойчивую позицию в отстаивании тех принципов, о которых уже неоднократно говорилось, но которые не стали еще правилами для всей страны.

Важным направлением деятельности Министерства является развитие государственно-частного партнерства. Здесь уже упоминался Инвестиционный фонд. Проделана большая работа. Хочу выразить благодарность Владимиру Александровичу Токареву, заместителю Министра, который делал много для того, чтобы, в конце концов, этот инструмент стал прозрачным и обеспечивающим реализацию наиболее эффективных крупных инвестиционных проектов, региональных инвестиционных проектов. Нам необходимо сегодня завершить работу по формированию и наполнению средствами этого инструмента, чтобы он начал функционировать в соответствии с теми правилами, которые в настоящее время выработаны Министерством и Правительством Российской Федерации, которые дают все надежды на то, что этот инструмент будет работать эффективно.

Важнейшим направлением работы Министерства также является выработка государственной политики в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Это важнейший сектор нашей экономики и важнейшая социальная сфера. И здесь необходимо сформулировать соответствующие целевые программы на предстоящие пять лет в области развития жилищного строительства. Имеется в виду не просто продление действия программы «Жилище», а определение новых механизмов, новых принципов, сконцентрированных, прежде всего, на жилищном строительстве на ближайшие пять лет. Необходимо содействовать развитию Фонда жилищного строительства, программы которого тоже подают большие надежды на то, что он может быть эффективным после того, как у нас стабилизируется ситуация в финансово-экономической сфере. В рамках этой программы необходимо также задействовать и АИЖК, и жилищное строительство для того, чтобы существенно увеличить и темпы, и качество жилищного строительства.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Я только что говорил по поводу тарифов, по поводу платы граждан. Нам необходимо сделать гораздо более важный шаг для того, чтобы в этот сектор пошли частные инвестиции. Это множество федеральных нормативных актов, которые должны быть исправлены, отрегулированы для того, чтобы эта сфера стала доступной и привлекательной для частных инвестиций. И здесь тоже надо отрегулировать надлежащим образом деятельность, прежде всего, муниципальных властей для того, чтобы они были заинтересованы в привлечении частных инвестиций и не допускали злоупотреблений в этой сфере, которые, к сожалению, являются одним из основных препятствий для инвестиций в жилищно-коммунальный сектор.

Необходимо уже сейчас думать над тем, как Министерство продолжит те реформы, которые сегодня сопровождаются выделением значительных денег, субсидий из Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Вы знаете, что в соответствии со 185 законом поставлена долгосрочная задача по проведению реформ, но субсидии закончатся в 2012 году, а реформы необходимо будет продолжать, необходимо будет оставить за Министерством ответственность за мониторинг проведения тех преобразований в жилищно-коммунальном секторе, которые начаты в предшествующие три года.

Важнейшим направлением в деятельности Министерства является сфера строительства. Я хочу еще раз обратить внимание на те задачи, которые стоят в этой сфере. Это, прежде всего, ликвидация, не побоюсь этого слова, безумных административных барьеров, которые наслоились за последние годы. Это не советское наследие. Это мы сами нарегулировали до такой степени, что сегодня пробиться через этот частокол невозможно ни одному частному инвестору и никому другому. Это задача государства в целом. Такие крупные инвестиционные проекты, как Сочи, АТЭС - это проверка на прочность нашей политики в этой сфере. Посмотрите, в этой области мы дошли до того, что уже на уровне не только Министерства, а Правительства ведется управление конкретными стройками и принимаются решения для осуществления того или иного вида работ по проектированию, строительству.

Задача ставилась давно - еще летом прошлого года. Она стояла и перед Министерством регионального развития, и перед Министерством экономического развития. К сожалению, с большим трудом только в начале этого года эти задачи были сформулированы, и совсем недавно они прошли окончательное утверждение Председателем Правительства. Был сформирован соответствующий перечень поручений, и я прошу взять это на особый контроль. Эти поручения находятся на особом контроле в Правительстве Российской Федерации с тем, чтобы в те сжатые сроки, которые предусмотрены этим планом действий, все федеральные органы исполнительной власти, которые причастны к этим «частоколам», выполнили поручения именно в этот срок. До конца этого года мы должны расчистить эти «авгиевы конюшни».

Важным вопросом является взаимодействие с вновь образованными саморегулируемыми организациями. К сожалению, институты саморегулирования были сформированы внутренне не очень логично и эффективно. Сегодня необходимо аккуратно, без революций поправить все, что на практике оказалось несостоятельным в этой сфере. В этом плане Министерству регионального развития необходимо, прежде всего, сосредоточиться на совершенствовании нормативной базы и взаимодействии с образованными национальными объединениями саморегулируемых организаций. Это взаимодействие должно быть повседневным. Совсем недавно приняли решение о создании соответствующего координационного совета саморегулируемых организаций. В рамках этого совета просьба найти сбалансированные решения. Это не означает, что необходимо делать все так, как просят саморегулируемые организации, у них есть свой отраслевой интерес, но и игнорировать их мнение тоже нельзя, они должны быть услышаны.

За Министерством закреплены вопросы совершенствования системы ценообразования в строительстве, на это неоднократно обращалось внимание политическим руководством страны. Необходимо отслеживать ценообразование, прежде всего, на строительную продукцию, производимую за бюджетные деньги. Все те планы и решения, которые были приняты, должны быть выполнены: а) в срок, и б) качественно.

Вопрос качества работы по совершенствованию ценообразования является важнейшим. Сегодня поступают сигналы и жалобы на то, что новые государственные сметные нормативы не предусматривают никаких новых технологий, а предусматривают просто увеличение стоимости работ и снижение производительности труда по выполнению тех же строительных операций, тех же работ, которые выполнялись и двадцать лет назад и тридцать лет назад. Просьба - на это обратить внимание, внимательно это все проверить. Если эти факты подтвердятся, немедленно исправить эту ситуацию.

Вопросы технического регулирования тоже являются важными в этой сфере, прежде всего, с точки зрения новых технологий, снятия административных барьеров. Закон в сфере технического регулирования в области строительства был принят. Он должен быть выполнен и выполнен не до 2012 года, а, как мы и договаривались в Правительстве, до ноября 2010 года. Все обязательные технические стандарты, перечень которых должен быть утвержден Правительством, должны быть пересмотрены и обновлены в течение этого года. Никакой сложности здесь нет, поскольку и саморегулируемые организации строителей, проектировщиков готовы здесь оказывать всяческое содействие. Необходимо совместными усилиями переработать этот огромный массив с тем, чтобы мы могли вступить в 2011 год совершенно на новой технической базе.

Ну, и наконец, крупные инвестиционные проекты, о них уже говорили - Сочи, АТЭС, комплекс защитных сооружений в Санкт-Петербурге. В этих проектах вы имеете все возможности проверить, насколько эффективна наша с вами политика, прежде всего, в сфере регулирования отношений в сфере строительства, в сфере земельно-имущественных отношений, связанных со строительством. Одновременно есть возможность задолго до окончания реализации этих проектов исправить те ошибки, которые были допущены. Это, прежде всего, касается Сочи в силу того, что там огромное множество объектов самого различного профиля, огромное множество ответственных исполнителей: от органов государственной власти до органов местного самоуправления; плюс значительное количество частных застройщиков.

Я хочу еще раз обратить ваше внимание, что необходимо отрегулировать отношения со всеми ответственными исполнителями, со всеми участниками, издать соответствующее постановление Правительства. Вынужден был обратить внимание на персональную ответственность Министра за внесение этого Постановления Правительства: Виктор Федорович (обращаясь к В.Ф.Басаргину), оно должно в ближайшее время появиться с тем, чтобы все понимали, где центр координации деятельности многочисленных участников проекта. И чтобы своевременно принимались решения именно в тех центрах координации, которые будут представлены Правительством.

Постановлением Правительства уже на 90% сформулировано соответствующее поручение. Министерством до сих пор такое постановление не внесено. У нас нет никаких вариантов нарушить технологию реализации таких проектов, как Сочи. Здесь нет никакой возможности не исполнять соответствующие решения и поручения Правительства, Президента.

На что было обращено, к сожалению, внимание: Министерство регионального развития попало в список непередовиков в этой области. Одна треть поручений, которая выполнялась Министерством, которые даются Президентом и Правительством Российской Федерации, выполнялась с нарушением сроков. Около пятнадцати случаев - это невыполнение принятых законов, актов Президента и Правительства. Это означает, что у нас принятые еще в 2004-2005 годах законы не работают без подзаконных актов, которые должно разработать Министерство. Необходимо ликвидировать эти отставания, это бюрократическая проблема.

И я прошу взять на контроль все те отставания, они известны - и по выполнению решений Премьера и Правительства, и в сфере государственной политики в тех областях, за которые отвечает Министерство, и по Сочи и АТЭС особенно. Я обращаю внимание на то, что в этих проектах любое промедление, любое отставание, любое невыполнение - это срыв международных обязательств Российской Федерации по проведению саммита АТЭС и по проведению Олимпийских игр.

Тем не менее, не хочу заканчивать на печальной ноте. Я надеюсь, что в Министерстве все понимают важность тех задач, которые стоят, в том числе по поручениям. Хочу поблагодарить еще раз всех сотрудников Министерства и всех тех, кто пришел сегодня в зал, тех, кто намерен принять участие в обсуждении важнейших аспектов региональной политики, и пожелать вам и сегодня, и на все время вашей деятельности успехов и всего самого, самого доброго. Спасибо.