Версия для слабовидящих

23 сентября 2009

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 23 сентября 2009 г.

На заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и параметры прогноза на плановый период 2011-2012 годов разработаны на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, ориентирах и приоритетах социально-экономического развития, предусматриваемых Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь-август 2009 года.

Мировой кризис оказал особенно сильное влияние на российскую экономику. В докризисный период 2003-2008 годов Россия в наибольшей степени реализовала возможности конъюнктурного роста за счет благоприятных внешнеэкономических условий. Их резкое ухудшение вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленности, торговле и инвестициях.

Снижение ВВП за 8 месяцев текущего года составило 10,2% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. При этом внутренний спрос сократился еще более значительно, прежде всего в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов.

Положительный вклад в динамику ВВП вносит чистый экспорт товаров и услуг. С апреля по август цены на нефть выросли почти в 1,5 раза. При этом физические объемы экспорта также начали восстанавливаться к середине 2009 года.

Позитивные результаты начинают приносить и антикризисные меры Правительства, в том числе в части увеличения государственных расходов, повышения доступности кредитов за счет рефинансирования банками, прежде всего государственными, накопленных долгов предприятий и субсидирования бюджетом процентных ставок.

В результате улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и отдачи от антикризисных мер, по оценке Минэкономразвития России, уже в июне-июле произошел перелом в экономической динамике и наблюдался рост ВВП (с учетом сезонного и календарного факторов по отношению к предыдущим месяцам). В целом ожидается, что переход к положительной экономической динамике уменьшит спад ВВП во втором полугодии до 6,8 процента и в целом по итогам года он составит 8,5 процента.

Основным фактором восстановления ВВП во втором полугодии является ожидаемый рост промышленного производства, связанный, прежде всего, с увеличением объемов экспорта и постепенным восстановлением производственных запасов.

За январь-август промышленное производство снизилось на 14% к соответствующему периоду предыдущего года. В большей степени падение затронуло обрабатывающие производства. За период с начала года сокращение составило 19,8%, охватив как экспортеров (особенно металлургию), так и машиностроительный комплекс, и промышленность строительных материалов. Наиболее тяжелым был первый квартал 2009 года, а в последующие месяцы восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт (металлургия, химия, производство нефтепродуктов). В июне-августе оживление внутреннего спроса и процессы импортозамещения способствовали началу восстановления выпуска в большинстве производств, ориентированных на внутренний рынок. Ожидается, что динамика промышленности продолжит поступательный рост в результате позитивных импульсов как со стороны запасов, так и внешнего спроса. В 2009 году в целом прогнозируется спад промышленного производства на 11,4%, в том числе в обрабатывающих производствах на 15,5 процента.

В отличие от промышленности сельское хозяйство продемонстрировало высокую устойчивость к кризисным явлениям. В январе-августе производство в сельскохозяйственном секторе экономики снизилось на 3,7 процента и в целом по итогам года ожидается, что производство сельскохозяйственной продукции останется на уровне 2008 года.

В январе-августе 2009 г. инвестиции в основной капитал сократились на 18,9% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. В условиях неопределенности развития экономической ситуации и сложностей с кредитованием активного восстановления инвестиций во II полугодии 2009 года не ожидается, сокращение инвестиций в основной капитал по итогам года оценивается на уровне 20 процентов.

Объем работ по виду деятельности «Строительство» с начала года сократился на 18,5% к январю-августу 2008 года, и пока спад в строительном комплексе не прекратился.

В то же время в жилищном строительстве в указанный период наблюдался рост объемов ввода жилья, который поддерживался вводом объектов индивидуального домостроения, осуществляемого населением за счет собственных и заемных средств (прирост данного показателя за I полугодие 2009 года составил 8,1% к аналогичному периоду прошлого года). Хотя в январе-августе ввод жилья за счет средств федерального бюджета сократился на 25,6 процента, принятые Правительством меры по поддержке ипотеки, региональных жилищных программ стали важным фактором, обеспечившим продолжение позитивной динамики ввода жилья. В целом за 8 месяцев текущего года было введено 29,7 млн. кв.м. общей площади жилых домов, что на 1,2% больше, чем за соответствующий период прошлого года. По итогам года ожидается объем ввода жилья на уровне 52-55 млн. квадратных метров.

Объемы потребительского спроса, несмотря на продолжающееся падение, снизились за первые 8 месяцев 2009 года значительно меньше, чем другие компоненты ВВП. Оборот розничной торговли уменьшился в январе-августе на 4,7%, объем платных услуг населению - на 3,5 процента. Ожидается, что продолжающееся сокращение потребительского кредитования и неопределенность на рынке труда приведут к стагнации потребительских расходов до конца года. В целом в 2009 году оборот розничной торговли будет на 6% ниже, чем в 2008 году.

Под влиянием экономического спада и роста безработицы реальная заработная плата в январе-августе сократились на 3,3%. Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения было меньше - 0,7% к соответствующему периоду 2008 года. Сказалось повышение пенсий и социальных выплат, а также эффект увеличения покупки населением валюты в начальный период кризиса. В целом за 2009 год, по оценке Минэкономразвития России, реальная заработная плата снизится по сравнению с прошлым годом на 4,6%, снижение реальных располагаемых денежных доходов населения составит 4,1 процента.

За январь-август 2009 года инфляция на потребительском рынке составила 8,1%, что ниже инфляции за тот же период годом ранее на 1,6 п. пункта. В годовом выражении инфляция по состоянию на август снизилась до 11,6% против 12% в июле.

Замедление инфляции связано, прежде всего, с нарастающими спросовыми ограничениями населения и достаточно жесткой денежной политикой.

В оставшийся период 2009 года сдерживать инфляцию будет по-прежнему низкий платежеспособный спрос населения. Кроме того, умеренной инфляции будут способствовать снижение мировых цен на зерно и продовольствие и ожидаемое снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты в конце года, которое должно остановить подорожание бензина. Таким образом, во II полугодии 2009 года инфляция может быть ниже - 3-3,3%, чем годом ранее (4,2%) и в целом за год она не превысит 11-12 процентов.

Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, в январе-августе 2009 г. составил 180,9 млрд. долларов США (54,9% к соответствующему периоду прошлого года). Снижение стоимостных объемов связано не только с драматическим падением экспортных цен, но также с существенным уменьшением физических объемов поставок по сравнению с 2008 годом. При этом физические объемы экспорта начали восстанавливаться к середине 2009 года, что обеспечило общее оживление экономики. Во втором полугодии ожидается увеличение объемов экспорта, как за счет положительной ценовой динамики (несмотря на прогнозируемое снижение нефтяных цен), так и за счет дальнейшего наращивания физических поставок сырья. Таким образом, в целом за год экспорт составит 285 млрд. долларов США (что на 39,6% ниже 2008 года), при этом снижение физических объемов не превысит 5% (в первом полугодии - 11,3 процента).

Сокращение внутреннего спроса в первой половине года в наибольшей степени было связано со снижением спроса на импортные товары. Импорт товаров в январе-августе составил 114 млрд. долларов США и сократился на 40,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Во втором полугодии ожидается достаточно быстрое увеличение спроса на импорт, прежде всего, в результате возобновления роста производственных запасов. В целом за год импорт товаров составит 190,3 млрд. долларов США (снижение к 2008 году на 34,8%).

2. О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

Основные параметры федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

1. Проект федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов базируется на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и предусматривающих:

  • на 2010 год - цену на нефть марки «Юралс» в размере 58,0 долларов США за баррель, темпы роста ВВП в размере 1,6%, объем ВВП - 43 187,0 млрд. рублей;
  • на 2011 год - цену на нефть марки «Юралс» в размере 59,0 долларов США за баррель, темпы роста ВВП в размере 3,0%, объем ВВП - 48 072,0 млрд. рублей;
  • на 2012 год - цену на нефть марки «Юралс» в размере 60,0 долларов США за баррель, темпы роста ВВП в размере 4,3%, объем ВВП - 53 712,0 млрд. рублей.

2. Основные параметры федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов предусматриваются в следующих объемах (млрд. руб.):

Показатель

Отчет

2009

Прогноз

2005

2006

2007

2008

2010

2011

2012

Доходы

5 127,2

6 278,9

7 781,1

9 275,9

6 713,8

6 950,0

7 455,7

8 069,6

%% к ВВП

23,7

23,3

23,5

22,3

17,2

16,1

15,5

15,0

Расходы

3 514,3

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 931,4

9 886,9

9 389,8

9 681,0

%% к ВВП

16,3

15,9

18,1

18,2

25,5

22,9

19,5

18,0

Дефицит

1 612,9

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-3 217,6

-2 936,9

-1 934,1

-1 611,4

%% к ВВП

7,5

7,4

5,4

4,1

-8,3

-6,8

-4,0

-3,0

Прогнозируемый объем Резервного фонда на начало 2010 года составляет 1 811,7 млрд. рублей. Прогнозируемый объем Фонда национального благосостояния на начало 2010 года составляет 2 812,9 млрд. рублей, 2011 года - 2 536,3 млрд. рублей, 2012 года - 1 787,7 млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП.

Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов федерального бюджета к ВВП, являются:

  • замена единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, в результате чего ненефтегазовые доходы снизились в 2010 году по сравнению с 2009 годом;
  • увеличение прогнозных цены на нефть марки «Юралс» и курса доллара США по отношению к рублю более низкими темпами по сравнению с ростом ВВП, а также снижение налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти привели к уменьшению нефтегазовых доходов к ВВП в 2011-2012 годах по сравнению с 2010 годом;
  • уменьшение в 2010-2012 годах прогноза поступлений по разовым платежам за пользование недрами;
  • разовые доходы, учтенные в 2009 году, в том числе связанные с возвратом в федеральный бюджет средств имущественного взноса Российской Федерации государственными корпорациями «Российская корпорация нанотехнологий» и «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в сумме 85,4 млрд. рублей, зачислением в федеральный бюджет неиспользованных остатков средств межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в сумме74,5 млрд. рублей и централизацией счетов ФТС России в сумме 100,0 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 22,9% в 2010 году, 19,5% в 2011 году и до18,0% к ВВП в 2012 году.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2010 год определен на уровне 9 886,9 млрд. рублей (22,9% ВВП), на 2011 год - 9 389,8 млрд. рублей (19,5% ВВП), на 2012 год - 9 681,0 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2010 году на 0,4 %, в 2011 году на 5,0% и повышением в 2012 году на 3,1%, в реальном выражении снижением соответственно на 9,5 %, 12,1% и 3,6 процента.

Формирование расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов:

  • выделение расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:
      • обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
      • пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;
      • социальные пособия и компенсации с их индексаций исходя из прогнозного уровня инфляции в 2010, 2011 и 2012 годах;
      • сохранение объема стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях на уровне 2009 года;
      • финансовое обеспечение судебной системы;
      • обслуживание государственного долга Российской Федерации;
      • выполнение международных и налоговых обязательств федеральных бюджетных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;
      • предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение «делегированных» полномочий;
  • выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:
      • обеспечение федеральных обязательств по оплате труда (денежному довольствию, денежному вознаграждению, денежному содержанию, заработной плате) военнослужащих и приравненных к ним лиц, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая судей Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, прокурорских работников и следователей, работников федеральных бюджетных учреждений с сохранением действующих в текущем году условий оплаты труда указанных работников;
      • обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;
      • реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»;
      • поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;
      • развитие транспортной системы;
      • поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;
      • обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;
      • подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС во г.Владивосток в 2012 году);
      • предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера, в том числе на реализацию региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
      • определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.

Раздел «Межбюджетные трансферты» сохраняет первое место по объему расходов и его доля в общем объеме расходов возрастет за счет роста трансфертов Пенсионному фонду (при сокращении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации).

Доля расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (101,5 млрд. рублей), бюджетных ассигнований на обеспечение судебной системы (0,6 млрд. рублей), на имущественный взнос в госкорпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. рублей). Расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций по разделу «Общегосударственные вопросы» снизились по сравнению с 2009 годом на 15,6 млрд. рублей или на 4,4%.

Планируется значительное сокращение объема и доли расходов на национальную экономику, что обусловлено сокращением бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2010 год в рамках антикризисных мер, а также оптимизацией расходов на реализацию федеральных целевых программ и субсидирование экономики.

Доля расходов по другим разделам остается незначительной, поскольку в соответствующих сферах основные полномочия осуществляются региональными и местными органами власти. Снижение доли расходов на образование, здравоохранение и культуру в основном обусловлено сокращением расходов на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением оплаты труда) и на реализацию федеральных целевых программ.

При этом в соответствующих отраслях обеспечивается выполнение социальных обязательств Российской Федерации, оплата труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализация приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации государственной политики.

Таким образом, представленные проектировки соответствуют стратегии обеспечения макроэкономической стабильности и сбалансированного экономического роста, повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, безусловного исполнения как ранее принятых, так и вновь принимаемых в соответствии с приоритетами основных направлений бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

3. В основу формирования бюджетных проектировок положены сформулированные в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации стратегические приоритеты.

Одним из приоритетов бюджетных расходов является обеспечение исполнения обязательств, вытекающих из измененного пенсионного законодательства, целью которого является повышение материального положения пенсионеров.

Исходя из новых условий назначения трудовой пенсии, фиксированный базовый размер пенсии устанавливается для всех получателей трудовой пенсии, в том числе для пенсионеров, получающих пенсии по старости, в размере 2 562 рубля (с дифференциацией в зависимости от категории получателя пенсии). В среднем размер трудовой пенсии по старости к концу 2010 года составит 8 408 рублей, а к концу 2012 года - 10 145 рублей, в том числе прибавка от валоризации в среднем составит около 1 250 рублей.

В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита планируется дотация из федерального бюджета в 2010 году в сумме 1 166,3 млрд. рублей, в том числе в целях покрытия дефицита, образовавшегося за счет сохранения тарифов страховых взносов на уровне ставки единого социального налога - 670 млрд. рублей.

Трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации, предусматриваемые для выплаты материнского (семейного) капитала на 2010 год, обеспечат потребность 298 тыс. получателей этих средств. Более 1,9 млн. человек в 2010 году получат компенсационную выплату в размере 1 200 рублей в месяц по уходу за нетрудоспособными лицами.

В 2010 году в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне, в дополнение к бюджетным ассигнованиям для финансового обеспечения ежемесячных выплат в размере 1000 рублей, введенным в 2005 году, предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из решения об установлении участникам Великой Отечественной войны единовременной выплаты по 5 000 рублей и труженикам тыла - по 1 000 рублей. Кроме того, в 2010 году будет завершено обеспечение инвалидов транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.

Существенно увеличены бюджетные ассигнования на функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В целом, общий объем ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на исполнение публичных нормативных и приравненных к ним обязательств Российской Федерации, в 2010 году по сравнению с 2009 годом возрастет на 8,8%.

На обеспечение судебной системы предлагается предусмотреть бюджетные ассигнования на 2010 год в объеме 119,3 млрд. рублей. При этом учитывался рост ассигнований на выплату ежемесячного пожизненного содержания судей, связанный с увеличением численности судей, которые получат право на ежемесячное пожизненное содержание, с 19,4 тыс. чел. в 2009 году до 22,2 тыс. чел. к 2012 году.

В 2010 году планируется сохранить действующие в текущем году условия оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, денежного довольствия военнослужащих, денежного содержания федеральных государственных служащих.

При этом имеется в виду, что с 1 декабря 2008 года была проведена индексация фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений на 30%, с 1 августа 2009 года - индексация денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 8,5% (с отказом от ранее планировавшейся индексации денежного вознаграждения (денежного содержания, заработной платы) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая судей Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, прокурорских работников и следователей).

В проекте федерального бюджета на 2010 год расходы на науку гражданского назначения отнесены к приоритетным и проектируются в объеме 159,0 млрд. рублей, указанные бюджетные ассигнования будут направлены на проведение фундаментальных научных исследований, а также на поддержку высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций, в том числе в рамках развития авиастроения, судостроения, приборостроения, нанотехнологий, электронной компонентной базы, космического и ядерного комплексов.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта в 2010 году с учетом межбюджетных трансфертов составит 389,0 млрд. рублей.

В части осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, обеспечивающих поддержание обороны на достаточном уровне, бюджетные ассигнования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов направлены на создание производственных мощностей для выпуска вооружения и военной техники, предусмотренных Государственной программой вооружения, а также на безусловное выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняемых с военной службы в рамках проводимых организационно-штатных мероприятий, и завершение мероприятий по обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации постоянным жильем в 2010 году и служебными жилыми помещениями в 2012 году, а военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, - постоянным жильем в 2011 году и служебными жилыми помещениями - в 2013 году.

В 2010 году планируется реализация 53 федеральных целевых программ, в том числе 50 действующих программ и 3 новых программы («Ядерные энерготехнологии (2010-2020 годы)», Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия (2010-2012 годы)»). Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы предусматривается в 2010 году в объеме 977,0 млрд. рублей или на 11,1% меньше чем в 2009 году.

Сокращение общего объема ассигнований на реализацию федеральных целевых программ обусловлено завершением в 2010 году ряда программ («Государственная граница Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., «Жилище», «Русский язык», «Национальная технологическая база», «Преодоление последствий радиационных аварий», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации» и ряд других), а также обеспечено за счет концентрации ресурсов на вводимых объектах, реализации наиболее значимых для достижения целей программ мероприятий, переноса сроков реализации или отказа от реализации других проектов и мероприятий, учета снижения цен на строительные материалы.

По большинству действующих программ, при сокращении планируемых на их реализацию бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными паспортами, в 2010 году планируется сохранение бюджетных ассигнований на уровне 2009 года или их сокращение в пределах 10% с сохранением этих объемов на 2011-2012 годы.

В общем объеме расходов федерального бюджета на 2010 год зарезервированы средства в объеме 70,0 млрд. рублей, которые по решениям Правительства Российской Федерации будут направляться на реализацию мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации. Кроме того, предусматривается осуществление обмена облигаций федерального займа в объеме до 250,0 млрд. рублей в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков», на привилегированные акции кредитных организаций с возникновением права собственности Российской Федерации на соответствующую долю в уставном капитале кредитных организаций.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 годах - средства Фонда национального благосостояния и иные источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году составит 691,0 млрд. рублей, в 2011 году - 1 171,7 млрд. рублей и в 2012 году - 798,5 млрд. рублей. При этом сальдо по внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году составит 261,5 млрд. рублей, в 2011 году - 657,3 млрд. рублей и в 2012 году - 223,6 млрд. рублей. Сальдо по внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году составит 429,6 млрд. рублей, в 2011 году - 514,4 млрд. рублей и в 2012 году - 574,8 млрд. рублей.

3. О проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

4. О проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

5. О проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

6. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Минздравсоцразвития России вносит в Правительство проект федерального закона по данному вопросу.

Законопроектом устанавливается, что в 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями по тарифам и в порядке, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Таким образом, сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Кроме того, сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на этот вид социального страхования, которая предусматривает, что организации уплачивают их в размере 60 процентов размеров установленных страховых тарифов работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

Данная льгота стимулирует работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс.

В 2010 году и плановом периоде 2011 и 2012 годов при сохранении таких же, как и в 2009 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф составит 0,5% к начисленной оплате труда. При этом поступление страховых взносов составит в 2010 году - 59,2 млрд. рублей, в 2011 году - 65,6 млрд. рублей, в 2012 году - 72,8 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом других расходов, предусмотренных законодательством.

Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в 2010 году составит 57,5 млрд. рублей, в 2011 году - 61,8 млрд. рублей, в 2012 году - 65,6 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших и другие расходы.

Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов включены в проект федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Проектом федерального закона предусматривается урегулировать вопрос финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат в декабре 2009 года за праздничные и выходные дни января 2010 года с учетом пенсионных обязательств, возникающих с 1 января 2010 года.

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что перечисление средств для осуществления выплат за январь организациям, осуществляющим доставку пенсий, пособий и других социальных выплат, производится территориальными органами ПФР в период с 25 по 27 декабря - на дни доставки, приходящиеся на праздничные дни 1 -2 января, в период с 28 по 30 декабря - на дни доставки, приходящиеся на выходные дни с 3 по 8 января и последующие дни с 9 по 11 января.

При этом доставка пенсий, пособий и других социальных выплат за праздничные дни 1-2 января производится учреждениями федеральной почтовой связи в период 29-30 декабря. Зачисление средств во вклады и выдача наличных средств получателям пенсий, пособий и других социальных выплат через кредитные учреждения за выходные и праздничные дни с 1 по 11 января производится в период с 28 по 30 декабря.

Данный порядок перечисления и доставки средств получателям пенсий, пособий и других социальных выплат ежегодно реализуется территориальными органами ПФР, ФГУП «Почта России» и другими доставочными и кредитными учреждениями начиная с декабря 2006 года, тем самым обеспечивая социальную стабильность в обществе среди слабозащищенных слоев населения - пенсионеров.

В рамках законопроекта будут урегулированы взаимоотношения Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета в связи с использованием на выплату трудовых пенсий с учетом валоризации за праздничные и выходные дни января 2010 года в декабре 2009 года бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2009 году на базовую часть трудовой пенсии, с отражением указанных расходов в отчете об исполнении бюджета ПФР за 2009 год.

В частности предлагается осуществить финансовое обеспечение обязательств Фонда, возникающих с 1 января 2010 года, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета ПФР на 2009 год, уменьшив бюджетные ассигнования, предусмотренные на выплату базовой части трудовой пенсии за праздничные выходные дни января 2010 года, перераспределив указанные средства на покрытие дефицита бюджета Фонда для осуществления выплаты трудовых пенсий за указанный период.

Для обеспечения прав застрахованных лиц на формирование накопительной части трудовой пенсии в законопроект включена норма, определяющая финансовый источник для возмещения затрат, связанных с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Финансовое обеспечение указанных расходов предлагается осуществить в пределах межбюджетных трансфертов, предусмотренных бюджету ПФР частью 6 статьи 25 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Сумма расходов до конца года может составить до 2,0 млн. рублей (по отчету за 1 полугодие - 716,3 тыс. рублей).

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Проект федерального закона предусматривает расширение перечня медицинских организаций, которым оплачиваются услуги по медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также по диспансерному наблюдению ребенка.

Принятие данного проекта федерального закона обусловлено необходимостью установления права Фонду социального страхования Российской Федерации осуществлять оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка высшим медицинским образовательным учреждениям, медицинским научным организациям, в состав которых входят клиники - лечебно-профилактические учреждения, действующие на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности «акушерство и гинекология» и (или) «педиатрия».

9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

10. Об изменениях в законодательстве Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

11. О проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов

Банк России представил для рассмотрения проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Проект основных направлений включает характеристику состояния экономики Российской Федерации, прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в 2009 году, прогноз основных показателей платежного баланса и ориентиры денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. Кроме того, проект основных направлений содержит сценарии макроэкономического развития на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Также представлен план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Как отмечается в проекте основных направлений, в предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году.

Оценивая развитие экономики России и денежно-кредитную политику в 2009 году, Банк России отмечает, что условия развития российской экономики в январе - июле 2009 года были значительно хуже, чем в 2008 году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в первом полугодии 2009 года сократился на 10,4%.

Произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Происходящее с конца I квартала 2009 года укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.

В целом, по мнению Банка России, по итогам 2009 года инфляция на потребительском рынке может составить менее 12% по сравнению с 13,3% в 2008 году.

Платежный баланс в январе-июне 2009 года формировался в условиях сжатия внешнего и внутреннего спроса, ухудшения условий внешней торговли, что явилось причиной заметного изменения пропорций в трансграничном движении товаров, услуг и капитала. Снижение объемов внешней торговли сопровождалось вывозом капитала за рубеж частным сектором экономики.

Положительное сальдо торгового баланса в I полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года уменьшилось до 43,2 млрд. долларов США вследствие опережающего по отношению к импорту падения стоимости экспорта товаров (в январе-июне 2008 года сальдо торгового баланса составило 101,1 млрд. долларов США). Профицит счета текущих операций сократился в 3,7 раза - до 17,2 млрд. долларов США.

Чистый отток частного капитала в январе-июне 2009 года оценивается Банком России в 27,6 млрд. долларов США (в первом полугодии 2008 года наблюдался его чистый приток в объеме 17,0 млрд. долларов США).

В 2009 году при среднегодовой цене на нефть 57 долларов США за баррель счет текущих операций платежного баланса может быть сведен с положительным сальдо 32,4 млрд. долларов США. Положительное сальдо баланса товаров и услуг оценивается в 67,7 млрд. долларов.

По оценке Банка России, чистый отток частного капитала составит 42,0 млрд. долларов США и не будет полностью скомпенсирован величиной положительного сальдо счета текущих операций. В целом за 2009 год прогнозируется уменьшение валютных резервов на 3,0 млрд. долларов США.

В 2009 году курсовая политика Банка России в условиях существенного изменения ситуации на внутреннем валютном рынке под воздействием внешних факторов была направлена на обеспечение стабильности национальной финансовой системы и сглаживание влияния последствий мирового финансового кризиса на российскую экономику.

В январе 2009 года Банк России продолжил начатую осенью 2008 года постепенную корректировку верхней и нижней границ коридора допустимых значений стоимости бивалютной корзины, установив их на уровне 41 и 26 рублей соответственно. Это стало шагом к решению задачи постепенного повышения гибкости курсообразования.

По оценкам Банка России, реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам в августе 2009 года по отношению к декабрю 2008 года снизился на 6,4%, при этом курсы доллара США и евро к рублю повысились с 1 января по 1 сентября 2009 г. на 8,3 и 9,7% соответственно.

Как следует из проекта основных направлений, в целом в 2009 году значительное снижение экономической активности окажет отрицательное влияние на темпы роста спроса на деньги. За первые семь месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы сократился в абсолютном выражении на 2,8%.

В соответствии с проектом основных направлений, определена задача снижения инфляции в 2010 г. до 9,0-10,0%, в 2011 г. - до 7,0-8,0%, в 2012 г. - до 4,5-6,5%.

Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет, по мнению Банка России, способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах.

Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования, постепенно сокращая прямое вмешательство в процессы курсообразования. В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США.

Характеризуя использование системы инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе, Банк России отмечает, что она будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с облигациями Банка России и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

12. О предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»

Проект распоряжения Правительства о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее - проект распоряжения) подготовлен в соответствии со статьями 115, 115.1 и 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Правилами предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 628.

В соответствии с Правилами Минфин России рассмотрел бизнес-план ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на 2009 год, проекты решений о выпуске ценных бумаг и проспектов ценных бумаг.

По итогам рассмотрения представленных документов Минфин России подготовил проект распоряжения о предоставлении в 2009 году пяти государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму до 36,0 млрд. рублей по заимствованиям, осуществляемым Агентством.

13. О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов»

Минфином России внесен в Правительство проект федерального закона по данному вопросу.

В настоящее время законодательство Российской Федерации о налогах и сборах содержит ряд положений, ограничивающих реализацию налогоплательщиками своих прав на изменение сроков уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов.

В частности, не могут быть реализованы на практике положения подпункта 3 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о предоставлении заинтересованному лицу отсрочки, рассрочки в связи с угрозой возникновения несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога, для чего предлагается наделить ФНС России полномочиями по выявлению признаков угрозы наступления банкротства заинтересованного лица на основании соответствующей методики, разработанной Минэкономразвития России.

Законодательно утверждается перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению заинтересованного лица о предоставлении права на изменение срока уплаты налога и сбора.

Для решения вопроса о наделении налогоплательщиков правом на изменение срока уплаты пеней и штрафов предлагается распространить действие положений Кодекса об изменении срока уплаты налога и сбора на пени и штрафы.

Предельный размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщику в случае проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения увеличивается с 30% до 100% стоимости приобретенного оборудования,

Кроме того, законопроектом урегулируется ряд вопросов, связанных c порядком взыскания задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и списанием безнадежных к взысканию сумм задолженности. В частности, уточняется порядок признания суммы налога безнадежной к взысканию.

Изменяются санкции за налоговые правонарушения. В настоящее время отдельные санкции за налоговые правонарушения, исчисляющиеся в относительных величинах (например, в процентах к сумме налога, подлежащего уплате), являются несоразмерными нанесенному ущербу. В тоже время отдельные санкции, выраженные в абсолютных величинах (рублях), не уточнялись более 10 лет и не оказывают действенного профилактического влияния на правонарушителей.

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов» позволит поддержать хозяйствующих субъектов, столкнувшихся с дефицитом текущего финансирования и сложностями с доступом к кредитным ресурсам, а также сохранить уровень их деловой активности.

Кроме того, принятие данного законопроекта позволит повысить эффективность налогового администрирования, а также уточнить размеры санкций за налоговые правонарушения исходя из необходимости обеспечения действенного профилактического влияния на правонарушителей.

14. О проекте федерального закона «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроектом предусматривается установить ставки акцизов на подакцизные товары на 2010-2012 годы и новые ставки по транспортному налогу.

В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2010-2012 годы уровня инфляции предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары на 10 процентов по отношению к их уровню предыдущего года, за исключением алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции, вин, пива, а также табачной продукции.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов на 2010 и 2011 годы предлагается сохранить на уровне, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», а на 2012 год - проиндексировать на 10 процентов к уровню 2011 года; ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, спиртосодержащую продукцию и вино на 2010-2012 годы предлагается индексировать в среднем на 30 процентов, на пиво - на 50 процентов.

В отношении сигарет (папирос) законопроектом предусматривается увеличение размера адвалорной составляющей ставки акциза, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, на 0,5 процентов ежегодно, а специфической составляющей ставки на сигареты с фильтром - в среднем на 30 процентов, на сигареты без фильтра (папиросы) - на 50 процентов.

Кроме того, законопроектом предусматривается введение ограничения вычета акциза по подакцизному сырью в случае использования спиртосодержащей продукции для производства крепкой алкогольной продукции в размере суммы акциза по этиловому спирту.

Также законопроектом предлагается изменение сроков уплаты акцизов: вместо действующего порядка уплаты акциза равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, устанавливается единая дата уплаты акцизов - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Для налогоплательщиков, имеющих свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и с денатурированным этиловым спиртом, сохраняется действующий срок уплаты акциза - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В целях повышения налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов законопроектом предлагается повысить предельные налоговые ставки по транспортному налогу.

В настоящее время действуют ставки транспортного налога, которые не изменялись с момента введения в действие главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть с 2003 года.

Законопроектом предлагается с 2010 года увеличить ставки транспортного налога в два раза и разрешить органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в десять раз и увеличивать не более чем в пять раз.

Учитывая, что автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды, с целью стимулирования обновления парка транспортных средств, законопроектом предусматривается предоставить право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.

Москва,
22 сентября 2009 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.