Версия для слабовидящих

2 октября 2009

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства РФ

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства

«В проекте бюджета на 2010 год мы также сохранили и даже несколько увеличили расходы по основным медицинским программам. Имею в виду мероприятия нацпроекта "Здоровье", обеспечение лекарствами льготных категорий граждан и выплаты по "родовому сертификату". Не будут сокращены и дотации регионам на обязательное медицинское страхование. Рассчитываю, что со своей стороны субъекты Федерации также обеспечат безусловное выполнение своих обязательств в столь чувствительной для наших граждан сфере».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.

Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), Вы в Томске принимали участие в инвестиционном форуме под интригующем названием «Как умным стать богатыми». Расскажите, нам всем интересно.

Э.С.Набиуллина: На прошлой неделе в Томске состоялся уже 12-й по счету инвестиционный форум. Тема была: «Инновации в условиях кризиса. Как умным стать богатыми». Конечно, подоплека такая, что умным стать богатыми можно, занимаясь инновациями.

Этот форум собирает участников не только со всей России, но и из-за рубежа. В этом году было более полутора тысяч участников: это представители компаний, венчурных инновационных фондов, инвестиционных компаний, банковского сообщества. Мы обсуждали конкретные вопросы поддержки инноваций, в том числе - как будет работать закон, который позволяет бюджетным учреждениям - научным, образовательным - создавать малые инновационные компании. Поддержка малого и среднего инновационного бизнеса. Как можно повысить эффективность наших государственных институтов развития, поддерживающих инновации.

В целом, очень интересный был разговор. Кроме того, в рамках форума проходил российский этап технотура. Это всемирное событие проходит ежегодно в трех-четырех странах, где собираются глобальные инвесторы, и технологические компании отбирают лучшие проекты начинающих инноваторов для инвестирования.

У нас было представлено 24 проекта - Москва, Казань, Томск. Такое сочетание инвесторов и компаний, которые могут производить инновации.

Также у меня была встрече с резидентами особой экономической зоны - у нас в Томске создается технико-внедренческая зона. Там сейчас работает 45 резидентов. Первым резидентом был Научно-технический центр «СИБУР-Томскнефтехима», он разрабатывает новые технологические процессы для повышения уровня переработки нефти и газа.

Также есть большой проект по созданию экспериментального завода в области солнечной энергетики с участием иностранных инвесторов, другие проекты субмикронных технологий. Действительно, технико-внедренческая зона.

Мы обсуждали вопросы, связанные с тем, как в условиях кризиса можно привлечь и заемное финансирование. Резиденты ставили вопрос о том, чтобы усовершенствовать патентную защиту, чтобы можно было защитить права интеллектуальной собственности.

Есть вопросы к таможенному администрированию. Мы договорились все эти вопросы проработать, прежде всего для того, чтобы быстрее внедрять те разработки и инновации, которые в рамках зоны апробируются в опытных производствах - уже внедрять широко в экономику.

В.В.Путин: Хорошо. Вы начали с высоких технологий. В Женеве 5-9 октября должна пройти выставка по информационным технологиям, и у нас там впервые будет собственный большой стенд. Пожалуйста, Игорь Олегович (обращаясь к И.О.Щеголеву).

И.О.Щеголев: TELECOM WORLD 2009 - своеобразная телекомовская олимпиада, которая проходит один раз в 4 года. В этом году в ней будет участвовать свыше 150 стран. Это, можно сказать, форум умных и богатых, поскольку «ТЕЛЕКОМ» остается среди лидеров роста и с точки зрения притока инвестиций, и с точки зрения фондового рынка. Достаточно сказать, что и на нашем фондовом рынке есть ряд компаний, которые в начале года выросли на 200%.

И мы намерены не только набираться опыта на этой выставке, смотреть, какие есть технологии, какие есть экономические модели, но и представлять свои проекты, очень серьезные, инфраструктурные. В частности мы намерены подробно рассказать о том, что мы будем делать в Сочи к 2014 году, как организовывать нашу сеть, что мы будем делать во Владивостоке, в Казани к Универсиаде 2012 года.

Запланирован ряд контактов с крупнейшими производителями и поставщиками оборудования. Они сохраняют очень высокую заинтересованность в нашем рынке как с точки зрения поставки готовых продуктов, так и с точки зрения переноса производства на нашу территорию. Поскольку заметили, что в последнее время мы с подчеркнутым вниманием относимся к собственным производителям и стремимся активнее включать их в те модернизационные проекты, которые у нас в этой области разворачиваются.

В.В.Путин: Хорошо. Сколько там наших компаний будет?

И.О.Щеголев: Там будет порядка 20 компаний из нашей страны.

В.В.Путин: У нас 6-8 октября в Москве должен пройти Международный форум по нанотехнологиям, да?

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович. Это будет второй форум. Первый мы провели в прошлом году. Несмотря на известные всем финансово-экономические трудности, на участие в форуме сделали заявки около 90 российских компаний и представители 35 иностранных государств. Фактически, это всё государства, которые тем или иным образом занимаются нанотехнологиями.

И это позволяет - предварительно, конечно, дождемся результатов форума -говорить о том, что площадка московского форума нанотехнологий становится одной из ведущих в мире. Внимание к нему постоянное. И это все солидные игроки на рынке нанотехнологий в мире.

Там предусматриваются как пленарные заседания, обсуждение вопросов бизнес-проектов нанотехнологий, презентация уже конкретного продукта в области нанотехнологий, так и научно-технические советы, где будут обсуждаться в основном технологические аспекты нанотехнологий. Т есть он, форум, покроет все аспекты этой новой, инновационной  индустрии.

В.В.Путин: И про АН-148 два слова скажите.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович. Если продолжать разговор о высоких технологиях, о чем сегодня зашла речь на Президиуме Правительства... Я был вчера в Воронеже, и там состоялось, я считаю, весьма знаменательное событие - заказчику авиакомпании «ГТК Россия» был передан первый серийный самолет АН-148. Хотел бы отметить, что это первый серийный ближнемагистральный пассажирский самолет, который Россия построила за последние 15 лет. Последние 15!

В.В.Путин: На сколько пассажиров он?

С.Б.Иванов: Этот самолет вместимостью от 70 до 90 мест. Его особенностью является то, что он может работать в тяжелых климатических условиях и взлетать, и садиться на неподготовленные аэродромы, включая грунтовые. Это очень важно для России с ее размерами. Мы не можем в каждом населенном пункте строить современные хорошие полосы. Просто экономически это нецелесообразно. И этот самолет заменит у нас самолеты: ЯК-40, ЯК-42 и частично ТУ-134.

До конца этого года завод передает еще два самолета «ГТК Россия». На будущий год в планах завода производство уже 9 таких самолетов. На него существует очень большой объем заказов именно наших российских авиакомпаний. Всего объем заказов уже составляет около 100, из них 60 - твердые контракты.

И этот самолет будет в основном работать на наших внутренних российских линиях, между городами, населенными пунктами, в том числе с необорудованными, неподготовленными аэродромами. А также подвозить пассажиров к крупным нашим хабам, уже аэропортам, не вступая в конкуренцию с нашим известным проектом «Sukhoi Superjet», который будет летать между хабами и заграницей.

В.В.Путин: Взлетно-посадочная полоса - сколько там?

С.Б.Иванов: Для него где-то 1300 - 1400 уже достаточно. Причем, даже возможно грунтовых. То есть, мы начали серийное производство хорошего, высокотехнологичного проекта.

В.В.Путин: Хорошо. Поздравляю всех. Виктор Борисович (обращаясь к В.Б.Христенко), Вы знаете, мной подписано распоряжение Правительства о предоставлении дополнительной помощи «Севмашпредприятию» - несколько миллиардов рублей. И хотел бы послушать Вас на тему о том, как этими деньгами предприятие под Вашим чутким руководством грамотно распорядится.

В.Б.Христенко: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим решением в 2009 году реализуется комплексная программа по финансово-экономическому оздоровлению и повышению устойчивости работы «Севмаша», одного из основных стратегических предприятий отрасли как таковой. За это время, за 2009 год, принят целый комплекс мер, связанный с повышением текущей эффективности, устойчивости заказов как оборонных, так и гражданских по этому предприятию, предоставлением возможностей по кредитованию предприятия, реализацией федеральных целевых программ, субсидированию отдельных направлений деятельности.

И сегодняшнее решение, которое Вы подписали, по выделению 4 млрд рублей в качестве дополнительного вклада в уставный капитал, позволяет повысить кредитную устойчивость предприятия уже в обновленном виде. Оно является логичным предвестником следующего решения, которое будет приниматься на следующей неделе в рамках Наблюдательного совета ВЭБа по пролонгации кредита «Севмашу» на срок до 5 лет в объеме 6 млрд рублей, которые он, на сегодняшний день, уже использует.

В целом все эти меры, включая сегодняшнее решение, позволяют нам по 2009 году говорить о росте объемов производства предприятия на более чем 30%, с достижением цифры примерно в 39 млрд рублей по итогам 2009 года. С загрузкой 75% по оборонной тематике, включая военно-техническое сотрудничество, и 25% по гражданской тематике.

Это позволяет достаточно уверенно смотреть и в 2010 год.

В.В.Путин: Виктор Борисович, мы с Вами хорошо знаем проблемы этого предприятия. И долговые проблемы, и технологические. Эти 4 млрд, так, «положа руку на сердце» - реально будут менять там ситуацию? Имея в виду и необходимость улучшения менеджмента, и все составляющие, связанные с деятельностью этого крупнейшего судостроительного предприятия страны.

В.Б.Христенко: Эти 4 мрлд - абсолютно осмысленное, необходимое звено в общей цепочке запланированных действий. Сами по себе они, конечно, никогда бы не изменили ситуацию, но во всей совокупности действий, которые сегодня реализуются, они абсолютно осмысленны и необходимы.

В.В.Путин: Я исхожу из того, что эти 4 млрд - это только одна из частей общего плана восстановления предприятия в целом. Хорошо.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), пожалуйста, какова ситуация сегодня на рынке труда?

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Вы знаете, что мы еженедельно осуществляем мониторинг. По состоянию на вчерашний день численность безработных граждан снизилась по сравнению с прошлой неделей на 0,9% или на 18,4 тысяч.

Таким образом, по состоянию на 1 октября численность официально зарегистрированных в органах службы занятости граждан составила 2 млн 59,2 тыс. человек.

За отчетную неделю снижение численности зарегистрированных безработных наблюдалось в 68 субъектах Российской Федерации. В трех субъектах численность безработных граждан не изменилась, и в 12 субъектах численность безработных граждан возросла. Наибольший рост численности безработных граждан зарегистрирован в Чукотском автономном округе - на 4,8% и в Ямало-Ненецком автономном округе - 1,8%.

Одновременно, как Вы знаете, мы ведем мониторинг исполнения субъектами Российской Федерации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда. На сегодняшний день все субъекты Российской Федерации получили денежные средства по первому этапу реализации программ. И практически все субъекты получили деньги по второму этапу реализации программ. Это 80 субъектов. 2 субъекта, в связи с недоисполнением мероприятий по первому этапу - это Самарская и Камчатская области, - денежные средства недополучили.

Сегодня мы находимся в завершающей стадии уточнения региональных программ. То есть, второй этап. А в некоторых субъектах Российской Федерации и третий уже - это когда субъекты Российской Федерации переосмысливают мероприятия и переструктурируют мероприятия в силу специфики региона и в силу складывающейся в них экономической ситуации. В зависимости от этого большее количество людей либо привлекается на временные работы, либо в переобучение, либо обеспечиваются самой работой.

Должна сказать, что сейчас, по уточнению региональных программ на втором этапе, основной крен идет в сторону увеличения самой занятости и в переобучение граждан, потому что временные и общественные работы носят, как правило, сезонный характер, хотя по-прежнему составляют существенную долю в мероприятиях по снятию напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации.

На сегодняшний день пересмотрели свои программы - и они одобрены уже Правительственной комиссией - 59 субъектов Российской Федерации. И в дополнение к этой информации хочу сказать, что по состоянию на 21 сентября 2009 года, по данным Росстата, задолженность по заработной плате у нас снизилась на 400 млн и составила 5 млрд 227 млн рублей.

Фактически все это снижение приходится на самую большую задолженность в связи с отсутствием собственных средств у предприятий, потому что эта задолженность составляет 96,4% всей задолженности. Снижение в большей степени произошло в обрабатывающих производствах, затем на транспорте и в сельском хозяйстве. Вот эти три отрасли у нас всегда с начала кризиса, с октября месяца, занимали лидирующее место по задолженности заработной платы. И так же сейчас постепенно идет снижение задолженности в этих отраслях.

И плюс мы, получая данные от Росстата, информируем наших коллег, в чьем ведении находятся соответствующие предприятия, с тем чтобы на соответствующих рабочих группах, которые созданы в министерствах, принимались меры либо по оказанию финансовой помощи, либо по снижению задолженности по заработной плате.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. В связи с рынком труда вопрос по «Волжскому автомобильному заводу». Знаете, что в последнее время я встречался и с губернатором Самарской области, и с руководством самого ВАЗа, был на предприятии, встречался и с акционерами - имею в виду «Ростехнологии» и «Рено», «Ниссан», иностранные участники этого акционерного общества. Сейчас очень много разных слухов разгуливает, и это, конечно, будоражит людей по поводу возможных увольнений.

Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), я Вам поручал провести анализ имеющихся документов, анализ обстановки, провести совещание со всеми заинтересованными лицами. На что Вы выходите по результатам этого совещания?

И.И.Шувалов: Владимир Владимирович, по Вашему поручению мы в Правительстве готовим программу по работе с моногородами, а также выполняем те поручения, которые Вы давали, посещая АвтоВАЗ и в целом занимаясь вопросами автопрома.

Могу сказать, что из всех моногородов страны Тольятти в Самарской области - по сути, самый крупный моногород со всеми проблемами, которые присущи всем моногородам, но только в большом, концентрированном виде. Мы вместе с коллегами по Правительству, с руководством Самарской области, с руководством АвтоВАЗа, с акционерами АвтоВАЗа провели две встречи в Правительстве. Мы изучали те планы, которые существуют на АвтоВАЗе по технологическому перевооружению, и акционеры АвтоВАЗа к этому готовятся серьезно.

6 октября во вторник мы будем рассматривать на заседании Правительственной комиссии подходы по реформированию автопрома, где вопросы реформирования АвтоВАЗа будут серьезным образом рассмотрены. И мы понимаем, что технологическое перевооружение АвтоВАЗа потребует оптимизации численности работающих на этом предприятии.

Вместе с тем, мы исходим из тех поручений, которые Вы даете - что судьба каждого человека должна быть рассмотрена. Мы должны понимать, что в целом будет происходить с численностью на АвтоВАЗе и какие возможности будут предоставлены людям для того, чтобы они нашли свое место либо на этом предприятии, либо на других рабочих местах.

Мы рассмотрели различные сценарии, которые были предложены руководством АвтоВАЗа, и пришли к такому выводу, что в настоящий момент было бы целесообразно поддержать планы АвтоВАЗа по сокращению персонала до 5 тыс. человек в этом году. Преимущественно это люди пенсионного возраста, им будет предложено выйти на пенсию, а тем, кто находится в предпенсионном возрасте, - досрочно оформить пенсию. Вместе с тем, по предложению Министерства экономического развития и Минздравсоцразвития - эта позиция одобрена руководством АвтоВАЗа, - всем выходящим на пенсию, то есть этим людям из 5 тыс. человек, будет предложена временная работа - до 2-х лет - на этом предприятии. Эти работы будут связаны, в том числе, с подготовкой старых цехов для нового оборудования, расчисткой земельных участков для подготовки к новым технологическим линиям. Эти работы требуют большого увеличения трудящихся на территории самого АвтоВАЗа.

Тем, кто пожелает создать свое дело, из этих первых, подлежащих увольнению, по программе, которую ведет Минэкономразвития, мы предоставим такие возможности, включая гранты и микрофинансирование.

Чтобы реально понимать ситуацию, сколько будет желающих быть занятыми во временных работах или начать свое собственное дело, мы с коллегами выезжаем на будущей неделе на предприятие. На этой неделе отправляем туда сотрудников министерств и ведомств, чтобы они с губернатором начали работать со списком, конкретно по каждому трудящемуся, которому будет предложено оформить пенсию.

В.В.Путин: То есть, я Вас правильно понял: человек будет иметь право оформить пенсию, и, кроме этого, ему еще будет предоставлена возможность продолжить трудовую деятельность?

И.И.Шувалов: Трудовую деятельность - по временному контракту. Считается, что мы можем предложить такую работу от года до двух. И это в настоящих условиях, когда ситуация на рынке достаточно сложная. Мы исходим из того, что, получая и пенсионное обеспечение, и денежные средства по временным контрактам, люди будут достаточно защищены.

В.В.Путин: Я правильно понял, что это, по сути, предложение самого АвтоВАЗа, с которым Вы на совещании согласились?

И.И.Шувалов: Да, это предложение самого АвтоВАЗа, но АвтоВАЗ для осуществления этой работы попросил определенной поддержки у федерального Правительства.

В.В.Путин: Какой поддержки?

И.И.Шувалов: Эта поддержка будет носить финансовый характер, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Сколько?

И.И.Шувалов: Мы должны дополнительно посчитать. И поскольку это будет касаться и дальнейших действий АвтоВАЗа, нам придется посчитать это вместе с технологическими линиями, которые надо будет закупать, поскольку это будет комплексная работа.

Мы исходим из того, что Вы нам поручили, помимо того, чтобы мы занимались социальной поддержкой трудящихся, выйти все-таки на обновление производства. И все, что касается дополнительных затрат по модернизации производства и социальной поддержке, - это будет носить комплексный характер.

Я прошу, чтобы Вы нам дали еще две недели времени для определения окончательных цифр по финансированию.

В.В.Путин: Пожалуйста.

И.И.Шувалов: Надо будет с Министерством финансов это очень подробно обсудить.

В.В.Путин: Пожалуйста. Но что касается технологического обновления - абсолютно правильно. Нужно вести соответствующие переговоры и с иностранными участниками этого акционерного общества - с «Рено» и «Нисаном». Мы пошли на то, что выделили первый транш - 25 мрлд рублей - и, по сути, защищая их интересы, сделали это таким образом, чтобы не размывать их пакет.

Или они будут участвовать дальше в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей.

И.И.Шувалов: Владимир Владимирович, мы эту работу будем проводить. Во вторник, как я Вам уже доложил, мы рассматриваем в целом развитие автопрома. А накануне, в понедельник, мы встречаемся с крупнейшими иностранными производителями автомобилей на территории Российской Федерации - и с «Рено», и «Нисаном», специально для того, чтобы с ними вместе обсудить те планы, которые у них есть в отношении АвтоВАЗа. Такую работу мы будем проводить.

И еще, Владимир Владимирович. То, что Вы нам поручали по финансированию социальной сферы, которая была закреплена за АвтоВАЗом, с тем чтобы все социальные учреждения перевести на муниципальный или региональный бюджет. Подготовительная работа проделана. Мы теперь понимаем, что это за учреждения, в каком объеме финансировать эти учреждения в 2010 году. Предварительно, эта цифра - 1,8 млрд рублей. В течение будущей недели мы эту цифру уточним. Посмотрим, как можно оптимизировать сметы по этим учреждениям. И затем нам придется оказать финансовую поддержку субъекту Российской Федерации с тем, чтобы эту сеть в полном объеме финансировать.

По данным, которые есть у Татьяны Алексеевны, только одна медсанчасть АвтоВАЗа за прошлый год имела около 3 млн посещений. Это означает, что весь город практически обслуживается учреждениями, которые были на балансе у АвтоВАЗа.

Поэтому нам придется, снимая с баланса предприятия эти учреждения, понимать, что они в целом обслуживают население, проживающее в городе.

В.В.Путин: Решение должно быть комплексным, оно должно касаться не только АвтоВАЗа, но и всего города, а может быть, пошире - всего региона. Поэтому я просил Вас проанализировать предложения, которые были сделаны руководством области по созданию особых экономических зон по разворачиванию новых производств. В том числе, может быть, и автокомпонентов. Я Вас попрошу подойти к этому самым серьезным образом и не откладывать в долгий ящик.

И последнее. Что касается мер социальной поддержки, я говорил об этом губернатору, говорил об этом руководству завода, и Вам хочу сказать - они не должны быть эфемерными. Эта поддержка должна быть доступной для граждан и легко реализуемой для них. А позиция самого предприятия должна быть понятной людям, которые там работают, прозрачной, чтобы не было никаких недомолвок, «серых зон» и слухов. Все должно быть ясно и понятно.

Прошу Вас обратить на это внимание.

И.И.Шувалов: Владимир Владимирович, будем эту работу выполнять, докладывать Вам. По поводу Вашего последнего замечания могу сказать, что действительно мы получаем сигналы с самого предприятия, что трудящиеся не совсем всегда точно понимают намерения руководства. В связи с этим есть некоторая напряженность.

В.В.Путин: Она на голом месте не возникает. Если своевременно и в полном объеме людей информировать, ничего не будет. Людям будет все понятно и ясно. Люди же читают совершенно другие вещи. И никто им ничего не объясняет. Я прошу это иметь в виду.

Кстати говоря, Вы знаете, я вчера был во Владимирской области и в городе Владимире, в приемной Председателя партии «Единая Россия», встречался с гражданами. Там было очень много частных вопросов. Это отдельная тема. Но были и общие, системные.

Один из них - это пролонгация кредитов, взятых сельхозтоваропроизводителями в наших банках под развитие сельскохозяйственных предприятий, главным образом, в сфере животноводства.

Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), Вы знаете об этом, такие вопросы обсуждались неоднократно и ставились неоднократно. Я соответствующее поручение оформлю Зубкову Виктору Алексеевичу. И прошу Министерство финансов вместе с Виктором Алексеевичем Зубковым этот вопрос еще раз проработать, к этому вопросу еще раз вернуться.

Наконец, сегодня истекают как раз 6 недель, которые я дал Правительственной комиссии и Министерству энергетики для подготовки плана восстановления Саяно-Шушенской ГЭС. По устному докладу Министра энергетики Шматко Сергея Ивановича, план по восстановлению готов полностью и завтра будет доложен официально. Это касается и восстановительных работ, и предварительных наметок, связанных с закупкой технологического оборудования.

Игорь Иванович, я прошу Вас проконтролировать и завтра мне доложить вместе с Правительственной комиссией.

Теперь давайте перейдем к повестке заседания.

Хотел бы начать с подведения итогов конкурса «Самый благоустроенный город России». Традиционно в нем участвуют несколько десятков наших городов - от мегаполисов до небольших поселков городского типа.

Наверное, само желание принять участие в этом конкурсе говорит о том, что в органы местной власти здесь избираются действительно активные, неравнодушные и «болеющие» за свой город люди.

По итогам 2008 года, победителями стали Хабаровск, Ангарск и Геленджик. Хочу от души поздравить лауреатов. Добавлю, что они получат из федерального бюджета денежное поощрение, которое смогут использовать на городские нужды.

В целом, федеральный бюджет продолжит оказывать поддержку развитию городской инфраструктуры, повышению её качества, в том числе в рамках приоритетного проекта «Доступное и комфортное жильё».

Сегодня нам необходимо принять окончательное решение о распределении субсидий на прокладку новых автодорог в районах массовой жилищной застройки. В 2009 году средства федерального бюджета в объеме 3 млрд рублей получат 18 субъектов Российской Федерации, которые наиболее активно участвуют в реализации национального проекта «Жилище».

Теперь - об основном вопросе повестки.

Начиная с 1998 года, у нас ежегодно принимается Программа государственных гарантий медицинской помощи. По сути, этот документ определяет объем медицинской помощи, которую наши граждане должны получать бесплатно, причем независимо от места жительства. И сегодня мы впервые на заседании Правительства рассмотрим результаты реализации Программы за 2008 год.

Отмечу, что нам удалось существенно увеличить финансирование Программы госгарантий за счет всех источников: бюджетных средств и ресурсов обязательного медицинского страхования. На её реализацию было направлено почти 1 трлн 200 млрд рублей.

Таким же приоритетом эта сфера останется и в будущем. На днях, вы знаете, мною подписано постановление Правительства об утверждении Программы госгарантий на 2010 год.

Дополнительно в неё включены положения, позволяющие регионам более активно проводить структурные преобразования в здравоохранении, включая развитие амбулаторной помощи и введение одноканального финансирования медицинских организаций на основе экономически обоснованных тарифов. То есть на практике должны широко применяться те современные механизмы, которые отрабатывались в рамках национального проекта «Здоровье».

В проекте бюджета на 2010 год мы также сохранили и даже несколько увеличили расходы по основным медицинским программам. Имею в виду мероприятия нацпроекта «Здоровье», обеспечение лекарствами льготных категорий граждан и выплаты по «родовому сертификату». Не будут сокращены и дотации регионам на обязательное медицинское страхование.

Рассчитываю, что со своей стороны субъекты Федерации также обеспечат безусловное выполнение своих обязательств в столь чувствительной для наших граждан сфере.

Для справки могу заметить, что в 2008 году в 49 субъектах Федерации был допущен дефицит финансирования обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Общий объем дефицита оказался 43 млрд рублей, а если посмотреть на общий объем финансирования - 1 трлн 185 млрд - это, конечно, немного - всего 0,5%. Но все-таки лучше вообще в этой сфере никаких дефицитов не допускать.

Этот вопрос намерены держать на постоянном контроле в Правительстве. В том числе будет проводиться ежегодная оценка эффективности работы органов власти субъектов Федерации по реализации Программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

При этом особое внимание планируется уделить повышению качества и доступности медицинской помощи, расширению профилактики заболеваний и продвижению ценностей здорового образа жизни.

Давайте начнем работать.

Дополнительные материалы по теме