Версия для слабовидящих

25 мая 2009

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства РФ

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации, 25 мая 2009

«Нужно обеспечить макроэкономическую стабильность и сбалансированность бюджета – это важнейшая предпосылка эффективного решения социально-экономических задач в настоящее время и в посткризисный период».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.

Давайте обменяемся оперативной информацией для начала. Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), как идет работа по подготовке к Петербургскому экономическому форуму?

Э.С.Набиуллина: Работа идет полным ходом. Я в субботу провела заседание Оргкомитета в Санкт-Петербурге, для того чтобы последние детали посмотреть на месте. Программа форума подготовлена. Форум будет проходить в течение двух дней - 5 и 6 июня. 5 июня условно названо «экономический день». 6 июня названо «финансовым днем». У нас предусмотрены и пленарные заседания, и сессии, затрагивающие различную тематику социально-экономического развития.

Конечно, акцент будет сделан на антикризисных программах, на антикризисной политике. Будет возможность обменяться тем опытом, который был накоплен в разных странах уже сейчас в проведении антикризисной политики, а также мнениями  - какие могут быть решения по посткризисному развитию.

Город также готов к форуму, все объекты готовы, и администрация Санкт-Петербурга принимает очень активное участие в подготовке форума.

В.В.Путин: Сколько участников примерно ожидается?

Э.С.Набиуллина: Ожидается около 2000 участников. Больше половины - это представители бизнеса. Также будут делегации из многих стран, руководители государств, министры, представители научной общественности. Подтвердили свое участие более 500 руководителей крупнейших иностранных компаний. Так что мы ожидаем достаточно солидный состав участников форума.

В.В.Путин: Думаю, что будет интересное и полезное мероприятие.

Андрей Александрович Фурсенко здесь? Андрей Александрович, в Ханты-Мансийске была проведена Конференция по нанотехнологиям. Что обсуждали там  конкретно и в каком составе?

А.А.Фурсенко: Конференция была достаточно необычная. Мы проводили ее вместе с Роснанотехом и Международной ассоциацией русскоговорящих ученых. Приехали наши соотечественники из примерно 10 стран. Были доклады как представителей регионов России, которые являются лидерами в развитии нанотехнологий, так и представители ведущих стран.

Мы обсудили вопросы взаимодействия, прослушали сообщения о самых разных, наиболее интересных направлениях сегодня и подготовили Меморандум с Ассоциацией русскоговорящих ученых, с которой договорились о создании совместного экспертного пространства и о совместных работах в сфере образования и науки и, конечно, в инновационных проектах. И на месте одновременно договорились уже о конкретных проектах, в частности о приезде ученых в научно-медицинские центры различных регионов России. Например, договорились о приезде ученых Соединенных Штатов Америки в кардиоцентр, который сейчас работает в Ханты-Мансийске. Встречи будут проходить в Белгороде, других регионах. То есть именно по регионам.

В.В.Путин: Это разовое мероприятие или это все-таки приведет к тому, что контакты в этой сфере будут проходить в рабочем режиме на постоянной основе?

А.А.Фурсенко: Постоянно. Первая такая встреча была в прошлом году, в сентябре, в Марселе. Я докладывал о ней. Мы договорились тогда, что следующая встреча будет в России, причем некоторые наши соотечественники выражали сомнения, что Ханты-Мансийск - лучшее место. Сегодня они признали, что это -оптимальное место.

В.В.Путин: Наверное, не были давно в России.

А.А.Фурсенко: Нет, на них произвела впечатление не только природа и то, что снег пошел, но и то, что очень высокий уровень развития и медицины, и образования, и науки. Мы договорились, что поочередно будем проводить встречи в различных странах и в различных регионах России. Не в Москве и Питере, а именно в разных регионах. Они предложили провести следующую встречу на Камчатке, но я сказал, что Камчатка - это все-таки далековато. Вдохновил меня Хабаровск. Есть несколько регионов, которые готовы принять. Вы знаете, что сейчас в Белгороде очень хорошо развиваются нанотехнологии. И в Сибири: Новосибирске, Томске. Поэтому уже через год мы встретимся вновь в России. Это постоянная работа. Мы создали постоянный сайт, на котором  будем обмениваться информацией.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), завершена работа по зерновым интервенциям. Сколько мы закупили зерна и как это повлияло на зерновой рынок в стране, на наши сельхозпредприятия?

Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович, разрешите Вам доложить: государственные закупочные интервенции зерна урожая 2008 года Министерством сельского хозяйства завершены.

Государством у сельхозтоваропроизводителей закуплены 9 млн 600 тыс. тонн зерна на сумму 46 млрд рублей. Это позволило, во-первых, поддержать российских производителей зерна, во-вторых стабилизировать цены на зерновом рынке, а также создать финансовую основу для нормальной подготовки агропромышленного комплекса к весенне-полевым и уборочным работам текущего года. Также мы проводим необходимые мероприятия для подготовки закупочных интервенций зерна урожая этого года. Отобрано 472 элеватора, и мы эту работу продолжаем.

В.В.Путин: На экспорт сколько будет поставлено?

Е.Б.Скрынник: На сегодняшний день на экспорт поставляется 19 млн тонн. Но это не интервенционное зерно, это общий наш рынок. Поэтому по сравнению с прошлым годом это больше - в прошлом году ориентировочно было 15 млн тонн.

В.В.Путин: Да, я знаю. На европейский рынок что-то удается поставлять или там вообще все закрыто?

Е.Б.Скрынник: На сегодняшний день цены такие, что, конечно, поставлять не выгодно, Владимир Владимирович. Поэтому ситуация стагнировалась.

В.В.Путин: На европейском рынке?

Е.Б.Скрынник: Да, поставлять российское зерно на экспорт трейдерам не так выгодно, как было в прошлом году. Поэтому они выжидают и особого энтузиазма по этому поводу не проявляют.

В.В.Путин: Понятно. Вот только что в Астане я встречался с нашими белорусскими коллегами. И у нас на этой неделе, в четверг, встреча в рамках Совмина Союзного государства. Будем обсуждать все направления нашего сотрудничества. Вопросы, которые задают наши белорусские друзья, известны. Главным образом они сегодня сосредоточены в области сельхозмашиностроения. Они просят расширить возможности продажи своей сельхозтехники на нашем рынке. И есть проблемы, связанные с некоторыми товарными группами. Тоже касаются сельского хозяйства.

Е.Б.Скрынник: На сегодняшний день, Владимир Владимирович, на территории Российской Федерации организована сборка двумя предприятиями сельхозмашиностроения тракторов белорусского производства. В частности, в год мы имеем 11 000 тракторов, которые получаем на территорию России в форме тракторокомплектов, и эти тракторокомплекты нашими российскими производителями собираются. Поэтому претензии с белорусской стороны по поводу того, что мы не закупаем у них технику, я считаю необоснованными, так как 11 000 тракторов  белорусского производства, но российской сборки работают на наших полях. Ежегодно.

В.В.Путин: Поскольку комплекты поступают из Белоруссии, Вы считаете, этим самым мы способствуем загрузке белорусских предприятий?

Е.Б.Скрынник: Абсолютно так.

В.В.Путин: А что касается финансирования за счет наших кредитов, кредитов наших банков на закупку уже готовой продукции - как Вы к этому относитесь? Белорусского происхождения, конечно.

Е.Б.Скрынник: Кредитные ресурсы на сегодняшний день довольно сложно иметь и контролировать, поэтому позиция Министерства сельского хозяйства  такова - достаточное количество тракторо-комплектов, которые мы ввозим для сборки, Владимир Владимирович, они закрывают рынок. По информации Министерства, на сегодняшний день  выкупленные на средства Росагролизинга тракторы российской сборки  до сих пор не розданы нашим сельхозтоваропроизводителям. Часть их находится на складах и ждет оформления документов, выплаты авансов и так далее. Поэтому я считаю, что кредитные ресурсы целесообразно использовать в других целях. С учетом того, что 11 000 тракторов мы и так собираем.

В.В.Путин: То есть наши кредитные ресурсы использовать для закупки отечественных тракторов и другой сельхозтехники?

Е.Б.Скрынник: Да, отечественных тракторов, комбайнов и другой техники.

В.В.Путин: Ладно. Хорошо.

В.В.Путин: Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), расскажите о демографической ситуации, пожалуйста.

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Наверное, не нужно говорить о том, что в сегодняшний период времени мы с достаточно большим вниманием и осторожно относимся к показателям рождаемости, потому что ситуация сложная. Мы знаем, что во все предыдущие периоды меры, которые мы предпринимали, и социальная ситуация, которая складывалась, позволяли нам неуклонно, год от года, увеличивать количество рождений и снижать смертность.

Мы совместно с Росстатом подвели данные первого квартала. Пока беспокойства у нас нет. У нас продолжается рост рождения, снижается смертность. В марте родилась 151 тысяча детей - это на 13,4% больше, чем в марте прошлого года. Всего в первом квартале родилось 421,9 тысячи детей, что на 15 000 больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Количество умерших сократилось на 19,9 тысяч человек, или на 3,6%. Естественная убыль сократилась на 25% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Должна сказать, что снижение показателей смертности в большей степени произошло по такому показателю, как смертность от внешних управляемых причин. И здесь произошло реальное снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий. Здесь мы совместно с МВД констатируем, что мероприятия, которые осуществляются МВД в рамках программы по безопасности дорожного движения, и то, что мы с прошлого года начали реализовывать «дорожный» проект в сфере здравоохранения, все-таки принесли и приносят свои позитивные результаты.

Что еще отрадно сказать: в январе-марте текущего года у нас зарегистрировано снижение младенческой смертности - у нас умерло на 374 ребенка меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Должна сказать, что в первом квартале мы, в общем, набрали достаточно хороший темп по реализации практически всех направлений национального проекта «Здоровье». Темпы реализации этого проекта выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Приведу несколько цифр. У нас за первый квартал 2009 года диспансеризацию прошло 96 тысяч человек, углубленные медицинские осмотры на предприятиях - 212 тысяч человек. 5,8 тысячи детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот также прошли диспансеризацию.

У нас оказана высокотехнологичная помощь 30 940 больным, причем, в отличие от предыдущего года, мы в 2009 году достаточно активно начали разворачивать оказание высокотехнологичной помощи, максимально приближая ее к месту жительства соответствующего пациента. У нас в федеральных учреждениях осуществлена 28 651 высокотехнологичная операция и 2289 - в учреждениях субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, у нас достаточно серьезные показатели по увеличению оказания помощи в рамках программы «Родовой сертификат». У нас  были традиционно высокие показатели по первому и второму талону родового сертификата, тем талонам, которые на предродовой стадии и во время родов выдаются женщинам для того, чтобы оказывать соответствующую помощь. Теперь на 62,9% возросло и количество детей, которым оказывается помощь в возрасте от 6 месяцев до года. Это достаточно серьезный сдвиг, это свидетельствует о том, что мы стали придавать еще большее значение как раз периоду выхаживания до года. Собственно, с этим связаны те показатели, которые я назвала выше, а именно снижение младенческой смертности. Это, может быть, пока тенденция неустойчивая, но, тем не менее, действия, которые мы осуществляем, в том числе способствуют снижению этого показателя.

В.В.Путин: Центры высокотехнологичной медицинской помощи, которые нам удалось открыть, - они, конечно, демонстрируют очень хорошее качество работы. Производит хорошее впечатление. Там, где я был, в Астрахани - за две недели свыше 100 операций на сердце. Очень хорошо.

Что касается демографической программы, то, несмотря на все сложности формирования бюджета следующего года, мы на эти цели финансирование должны будем сохранить. Совершенно очевидно, что эти программы дают результат положительный. Мы добиваемся тех целей, которые перед собой ставили. И со следующего года граждане в полном объеме будут иметь возможность воспользоваться по заявленным ранее направлениям материнским капиталом. Это тоже нужно обеспечить обязательно.

Т.А.Голикова: Я должна сказать, Владимир Владимирович, что та опережающая мера, которую мы приняли в рамках антикризисного пакета, его первого этапа - я имею в виду приближение использования средств материнского семейного капитала на погашение ипотечных кредитов и процентов по ним - она, в общем, неожиданно дает достаточно хороший результат.

Мы с Вами закладывали в бюджете 27 млрд рублей денежных средств на 88 000 семей. Сейчас уже 50 000 семей подали заявления. По сумме, по-моему, если мне память не изменяет, 19 млрд рублей - это как раз 50 000 семей. И по 46 000 семей мы уже приняли решения. По 22 000 семей, сейчас скажу точно, мы уже выделили деньги. Да, по 22,7 тысячи семей мы выдали деньги на сумму 6 млрд рублей. Я это говорю к тому, что эта мера оказалась крайне востребованной. Значительное количество граждан ею воспользовались и еще воспользуются. Потому что количество обращений на сегодняшний день по этому поводу составляет 300 000 семей.

В.В.Путин: Это хорошо. Потому что это значит, что мы, действуя по разным направлениям, все-таки способны помогать людям снизить нагрузку кризиса на семьи на наши, на граждан, которые оказались в сложной ситуации. Так и нужно действовать дальше. Вы проводили только что, Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), селектор по положению на рынке труда. Как там обстоит дело?

А.Д.Жуков: Уважаемый Владимир Владимирович, утром мы провели всероссийское совещание, селектор, посвященный положению на рынке труда и реализации региональных программ. Конечно, главная задача - подетальнее выяснить, какая  динамика складывается по зарегистрированной  безработице и как регионы реализуют утвержденные программы.

Общее мнение такое, что программы оказались достаточно эффективными. Их нужно продолжать, совершенствовать и развивать. Мы знаем, по каким направлениям. Это первое.

Второе - это то, что большинство регионов считает, что самое трудное время мы прошли в марте-апреле этого года. Тем не менее, есть несколько очень важных вещей, над которыми сейчас нужно работать, и мы старались на это ориентировать регионы. Прежде всего, это трудоустройство выпускников средних и высших учебных заведений.

Сейчас заканчивается учебный год, поэтому мы особенно на это обращали внимание. В большинстве регионов практически по всем выпускникам есть достаточно четко проработанные планы, где и как они будут трудоустраиваться. Это первый вопрос. Второе - развитие малого и среднего бизнеса.

Надо сказать, что по большинству региональных программ это направление оказалось очень востребованным. В некоторых регионах на 50% увеличилось количество зарегистрированных малых и средних предприятий - и именно здесь предлагается наибольшее количество новых рабочих мест.

И третье, тоже очень важное, на что обращаю внимание, - это моногорода и градообразующие предприятия. Здесь регионы с особым вниманием к этому подошли, по каждому градообразующему предприятию есть конкретный план работы. Особенно по тем, где намечается высвобождение большого количества работающих.

Если говорить в целом - в большинстве регионов программа успешно реализуется. Но есть и некоторые отстающие регионы - на это уже обратили внимание.

В.В.Путин: Как мы и говорили, имея в виду, что следующий год будет тоже непростым, в том числе на рынке труда, нужно предусмотреть необходимые ресурсы для продолжения этих программ, а может быть, и для их увеличения.

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, мы обязательно это сделаем и будем стараться эти программы модернизировать таким образом, чтобы помогать в первую очередь тем, кто создает новые производства, новые рабочие места и реально реструктурирует предприятия для того, чтобы они могли выпускать конкурентоспособную продукцию.

В.В.Путин: Хорошо. Подготовлено решение о выплате грантов молодым ученым: кандидатам наук в возрасте до 35 лет и докторам наук в возрасте до 40 лет на 2 года по 600 тысяч рублей и по миллиону рублей соответственно. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), прокомментируйте поподробнее, пожалуйста.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, по инициативе Министерства образования и науки подготовлен и согласован всеми заинтересованными ведомствами проект постановления Правительства, направленный на поддержку молодых исследователей и ученых.

Этот проект постановления идет в развитие уже принятых решений Совета по грантам Президента Российской Федерации и его же Указа от февраля этого года о поддержке молодых российских ученых.

Как Вы уже сказали, проектом этого Постановления определяется и порядок, и весь механизм выделения этих грантов на конкурсной основе. В этом году ежегодно учреждается 400 грантов для молодых кандидатов наук - под словом «молодых» в постановлении четко прописано «до 35 лет» - и молодых докторов наук - таких грантов учреждается 60, молодые доктора наук по проекту - возрастом до 40 лет. Причем условием получения гранта является, естественно, конкурсная основа.

Еще есть одно обязательное условие конкурса - победитель, получатель гранта, обязан привлечь к своим научно-исследовательским работам других молодых ученых, аспирантов, студентов, других кандидатов наук для того, чтобы сформировать достаточно молодой творческий коллектив. Это обязательное условие.

Ежегодный объем гранта, как Вы уже сказали, - 600 тысяч рублей в год на одного кандидата наук и один миллион рублей в год для доктора наук. Общий объем средств, предусмотренный в бюджете на эти цели, - 900 млн рублей. Мы считаем, что такое решение позволит воспроизводить научно-педагогические кадры по наиболее перспективным направлениям исследований, на что у нас существует отдельная федеральная целевая программа.

Самое главное - привлекать и закреплять в научных организациях молодых перспективных ученых, которые хотят и дальше работать в науке.

В.В.Путин: Хорошо.

Давайте перейдем к повестке дня.

Сегодня, как вы знаете, Дмитрий Анатольевич Медведев представил Бюджетное послание.

Прошу оперативно подготовить поручение Правительства по реализации основных направлений и приоритетов.

Хотел бы выделить главное: нужно обеспечить макроэкономическую стабильность и сбалансированность бюджета - это важнейшая предпосылка эффективного решения социально-экономических задач в настоящее время и в посткризисный период.

Нам придётся опираться на меньший объем ресурсов, сегодня это уже понятно, но при этом гарантировать выполнение государственных функций и социальных обязательств, создать дополнительные стимулы для развития частного сектора и повышения деловой активности.

В ближайшие месяцы, в ходе подготовки бюджета, предстоит дать ответы на ряд непростых вопросов, отобрать те проекты, которые будут поддержаны в первую очередь, и провести оптимизацию остальных.

Обсуждение сегодня Основных направлений налоговой политики на 2010-2012 годы - тоже в нашей повестке. Напомню, что в рамках «антикризисного пакета» была существенно снижена фискальная нагрузка на бизнес. Речь идёт о снижении НДПИ, налога на прибыль, на малый бизнес и так далее. В сумме это примерно 700 млрд рублей, которые останутся в экономике.

По сути, имела место еще одна, весьма масштабная, налоговая реформа. Причем, в отличие от прошлых лет, снижение налогов проведено не на растущем рынке, а на падении мировых цен на энергоносители, металлы, химические продукты. Практически по всей группе основных наших экспортных товаров мы столкнулись с падением цен и объемов продаж. Тем не менее, эта налоговая реформа была проведена. Мы сознательно пошли на этот шаг - предоставили экономике дополнительные ресурсы для поддержания деловой активности и восстановления роста.

Одновременно следует надежно гарантировать выполнение основной функции налоговой системы - обеспечения платежеспособности государства. Для этого нужно продолжить совершенствование налогового администрирования, ликвидировать уже известные схемы уклонения от налогов, которые, кстати, становятся всё изощреннее в последнее время.

Конечно, мы будем продолжать проводить либеральную экономическую политику, однако либерализм и жульничество - это далеко не одно и то же.

Назрела необходимость решения таких застарелых вопросов, как налоговый контроль за использованием трансфертных цен, «закрытие» разного рода офшоров, используемых при незаконной минимизации налогов и так далее.

Особо подчеркну: вопрос дальнейшей оптимизации налоговой системы с повестки дня, конечно, не снимается. Так, в 2010 году верхний предел доходов, позволяющих малому бизнесу переходить на упрощенную систему налогообложения, будет увеличен с 30 до 60 млн рублей. Правда, как и было заявлено ранее, - без последующей индексации. Мы смотрим на это как на антикризисную меру.

Далее. Эффективной антикризисной мерой могло бы стать также использование налоговых рассрочек и других инструментов, дающих передышку предприятиям, оказавшимся в сложном финансовом положении.

Нужно продолжить и совершенствование административных процедур, кропотливо решать множество частных вопросов, которые, тем не менее, являются серьёзной проблемой для тех, кто ежедневно сталкивается с бюрократическими барьерами - лишними бумагами, справками, согласованиями и другой «шелухой», которая является ни чем иным, как просто условием для коррупции.

По-прежнему актуальным является усиление стимулирующей роли налоговой системы - прежде всего в целях решения ключевых проблем российской экономики, таких как повышение эффективности добычи полезных ископаемых, внедрение энергоэффективных технологий, расширение инновационной активности предприятий и поддержка их модернизаций.

Возможно, все эти меры и не дадут немедленного эффекта, но уже сегодня мы должны работать на перспективу, решать задачи посткризисного развития.

И наконец, необходимо поддержать региональные финансы, дать территориям дополнительные возможности для увеличения собственной налоговой базы.

Помимо налогов в нашей  повестке еще несколько важных пунктов, среди которых отчет об исполнении бюджета за I квартал 2009 года.

Сегодня это далеко не технический вопрос. В условиях серьезного бюджетного дефицита необходимо принимать все меры для рационального планирования и осуществления расходов, для экономии средств, повышения качества и эффективности управления сетью бюджетных учреждений. И естественно, ведомства должны быть готовы дать полный отчет за каждый потраченный рубль.

Мы также должны рассмотреть три законопроекта, включенные в Антикризисный план Правительства. Речь идет о введении специальных механизмов защиты прав владельцев облигаций, а также об уточнении порядка формирования уставного капитала хозяйственных обществ, что позволит им более активно привлекать средства для реализации инвестиционных расходов.

Кроме того, вносятся изменения в бюджет текущего года. Они должны упростить механизм предоставления госгарантий по кредитам для системообразующих предприятий. Об этом мы с вами уже неоднократно говорили, и, по сути, решения уже приняты.

Теперь получить бюджетные средства по гарантии банк сможет, не дожидаясь реализации иного обеспечения по просроченному кредиту, и таким образом снизить свои риски. А значит - доступность кредитов для предприятий должна повыситься. Надеюсь, это будет эффективной мерой. Мы неоднократно обсуждали эту тему в привязке к решению вопросов проблемных предприятий, когда банки должны либо реструктурировать задолженность, либо пойти на какие-то иные меры либерального характера. И всегда сталкивались с озабоченностью банка по поводу того, как и в какие сроки банк сможет получить деньги по гарантиям, если такие обстоятельства наступят. Изменения этого порядка, на мой взгляд, - это шаг навстречу финансовым учреждениям.

 

*       *       *

 

Уважаемые коллеги!

Хотел привлечь ваше внимание ещё к одному важному вопросу для эффективной работы Правительства. Мы об этом тоже совсем недавно говорили.

Как вы знаете, Бюджетным кодексом установлен срок внесения бюджета в Государственную Думу. Это нужно сделать не позднее 26 августа. Мы всегда максимально аккуратно подходили к соблюдению этой нормы. В настоящее время ситуация как на мировых рынках, так и в российской экономике меняется очень быстро и сложно предсказуема. Например, несмотря на всё еще неблагополучный общеэкономический фон, в последний месяц мы наблюдаем некоторый рост нефтяных котировок на мировых рынках. И как вот сейчас слышали от Александра Дмитриевича, - некоторое даже улучшение ситуации на рынке труда внутри страны. Хотя это, может быть, пока мало о чем говорит. Но все-таки изменения эти есть.

Министерство экономического развития просит дополнительное время для анализа, для сбора дополнительной информации, чтобы разработать надежный и достоверный прогноз. Считаю это обоснованным.

Так же как и Минфину, и отраслевым министерствам требуется дать больше времени для тщательной проработки бюджета. Необходимо изыскать возможность для повышения эффективности расходов, чтобы в итоге подготовить качественный и реалистичный финансовый план.

В этих условиях направить проект бюджета в Госдуму в августе, т.е. за четыре месяца до начала финансового года, конечно, рискованно. Считаю необходимым в этом году установить более поздний срок внесения бюджета - до 1 октября. И прошу проработать этот вопрос с депутатами Государственной Думы и с Советом Федерации.

Давайте перейдем к обсуждению повестки дня.
Дополнительные материалы по теме