Версия для слабовидящих

18 мая 2009

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства

«Важнейшая задача на ближайшие четыре года - развернуть космическую отрасль лицом к российскому заказчику и потребителю, ускоренными темпами наращивать национальную спутниковую группировку и тем самым повысить надежность и технический уровень сетей связи, теле- и радиовещания, мониторинга земной поверхности, метеонаблюдения».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Начнем с обмена оперативной информацией. Мною подписан ряд постановлений Правительства. Я бы попросил коллег прокомментировать, на что мы собираемся выйти, на что мы рассчитываем, организуя работу по реализации этих постановлений.

Первое - это о финансовом обеспечении в 2009 году мероприятий, направленных на формирование у граждан России здорового образа жизни. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), пожалуйста.

Т.А.Голикова: Спасибо, Владимир Владимирович. Мы давно ждем это постановление. Это новое направление национального проекта «Здоровье», начиная с 2009 года. И причиной тому послужило то, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, в Российской Федерации лидирующими факторами риска заболеваемости и смертности являются высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение и алкоголь. Сегодня «вклад» табака в общую смертность составляет 17,1%, несбалансированного питания - 12,9%, избыточного веса - 12,5% и алкоголя - 11,9%. Это на самом деле достаточно серьезные показатели.

С такими причинами смертности и заболеваемости, как высокое артериальное давление, мы начали работать в рамках сердечно-сосудистого проекта. Уже в течение двух лет мы этим занимаемся, создавая региональные и муниципальные сосудистые центры. И вот с этого, 2009 года начинаем серьезную работу по оздоровлению населения с точки зрения ведения здорового образа жизни.

Объем денежных средств, которые выделяются в 2009 году на это направление, составляет 830 млн рублей и распределяется на две части. Первая часть связана с созданием на базе существующих учреждений здравоохранения кабинетов профилактики, центров здоровья. Предполагается, что в 2009 году будет создано 502 таких центра здоровья с учетом того, что каждый центр здоровья будет рассчитан на 200 тыс. человек городского населения. Кроме того, что существенно важно, на что мы, по сути, рассчитываем сегодня - это достаточно серьезная пропагандистская кампания, которая будет осуществляться совместно с гражданскими, с общественными организациями и которая направлена на формирование основ здорового образа жизни по всем тем направлениям, которые сегодня являются риском смертности.

Кроме того, я хотела бы сказать, что, в соответствии с Вашим поручением, которое Вы давали на заседании президиума Совета по национальным проектам, мы совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики, а также с Министерством образования и науки подготовили детальный комплексный план по здоровому образу жизни, который  включает мероприятия не только нашего Министерства, но и этих министерств с тем, чтобы это был комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных, в том числе, на развитие сети спортивных учреждений, на пропаганду и дальнейшее развитие здорового питания в школах и на реализацию ряда других задач, которые наши коллеги осуществляют в рамках своих функциональных обязанностей.

В.В.Путин: Это 830 миллионов всего?

Т.А.Голикова: 830 - это наше Министерство. Кроме того, у Министерства спорта и туризма есть свои денежные средства - около 100 миллионов рублей на соответствующую пропаганду тоже здорового образа жизни и спортивных мероприятий, которые они осуществляют. Помимо этого, сама спортивная программа рассчитана на поддержание здорового образа жизни. И у Министерства образования и науки в рамках соответствующих федерально-целевых программ также предусмотрены мероприятия по здоровому образу жизни.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Второй вопрос: мы часто возвращались к проблеме стоимости объектов капитального строительства, которые финансируются из федерального бюджета, да и из региональных тоже. Говорили о том, что эта стоимость часто непонятно откуда получается, имея в виду, что составляющие ее в каждом своем сегменте меньше, чем у наших соседей, в том числе в европейских странах, а конечная стоимость выше.

Такой фокус нас не может радовать. Имею в виду, что сейчас мы вкладываем огромные ресурсы в ряд крупных проектов, таких как строительство олимпийских объектов, как подготовка к АТЭС во Владивостоке, да и по многим другим направлениям. Подписано постановление о порядке проведения проверки достоверности предлагаемых данных. Пожалуйста, Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), прокомментируйте.

Д.Н.Козак: Да, это тоже очень важный и давно ожидаемый проект постановления Правительства, который подписан. В Правительстве Российской Федерации в настоящий момент отсутствовала нормативно-правовая база, регламентирующая порядок ценообразования в строительстве.

Существовавший ранее порядок планирования затрат на строительство объектов и определения сметной стоимости базировался на многочисленных безнадежно устаревших сборниках и расчетах специальных затрат, которые носили рекомендательный характер. Поэтому в свое время, в начале 90-х, было принято решение, что они носят рекомендательный характер, так как безнадежно устарели.

Это не позволяло также сопоставить стоимость строительства однотипных объектов в различных регионах. На сегодняшний день работа, которая была проведена Министерством регионального развития по анализу стоимости бюджетных объектов, строящихся в различных регионах, показывает, что затраты на возведение аналогичных объектов в соседних регионах с одинаковой сейсмикой, геологией, стоимостью труда в строительстве различались в разы.

Могу привести пример. Например, койко-место. В Воронежской, Орловской областях стоимость одного койко-места в больнице составляла 500 тысяч рублей - то, что строили регионы в муниципалитете. В соседних областях - Владимирской, Ивановской, Московской  - 300 тыс. рублей, одно койко-место.

Это свидетельство того, что здесь не было никакой системы. Кроме того, отсутствовала возможность планирования капитальных вложений по укрупненным показателям стоимости строительства в тех условиях, когда нет подготовленной проектно-сметной документации.

У нас таких объектов огромное множество: когда мы закладываем бюджет, принимаем решение о строительстве того или иного объекта, исходя из таких вот расчетов, основанных на устаревших нормативах.

Подписанное постановление, которое направлено на систематизацию сметного нормирования, установление единых подходов к разработке сметной документации, содержит понятие системы нормативов сметного ценообразования строительства; определяет предмет проверки сметной стоимости и порядок осуществления такой проверки органами Главгосэкспертизы; определяет перечень документов в области сметного нормирования, разработка которых должна быть выполнена в первоочередном порядке.

Предполагается, что, в соответствии с постановлением Правительства, на все типы объектов Министерство регионального развития до 1 января 2010 года должно разработать укрупненные сметные нормативы, по которым мы будем принимать решение о реализации тех или иных инвестиционных проектов.

Еще должна быть внесена соответствующая согласованная позиция с Минэкономразвития. Внесено изменение в Постановление №590, касающееся оценки стоимости инвестиционных проектов.

Реализация данного постановления позволит повысить точность определения проектной документации, потребностей в финансовых средствах на строительство объектов капитального строительства. Там введена дополнительная процедура, согласно которой, в случае, если проектная документация превышает предельную стоимость, определенную в соответствии с укрупненными сметными нормативами, она даже не принимается на экспертизу. А заказчик должен будет придти либо в Правительство, либо в другие органы и доказать по отдельной процедуре, почему применительно к  данному конкретному объекту цена превышается.

Я вижу здесь антикоррупционную направленность, так как это позволяет в значительной степени  предупредить злоупотребления в сфере строительства, осуществляемого с привлечением средств федерального бюджета.

В.В.Путин: Самое главное заключается в том, что постановление имеет яркую антикоррупционную направленность. Нужно сделать все для того, чтобы применение постановления на практике способствовало как раз этой цели - снижению федеральных расходов на объекты капитального строительства и исключению экономических условий для коррупции. Надеюсь, что нам удастся это сделать. Во всяком случае, хоть что-то в этой сфере изменится в лучшую сторону.

Подписано также постановление об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. Цель этого постановления - увеличить количество семей, которые берут детей на этих условиях, а также замещающие семьи. Одна из целей - предотвратить жестокое обращение с детьми. Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), пожалуйста, поподробнее.

А.Д.Жуков: Да, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, действительно, цель постановления направлена на развитие прежде всего семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И, конечно же, на защиту прав этих детей, детей, которые передаются на опеку или попечительство, или в приемную семью.

Постановлением утвержден порядок подбора, учета и подготовки граждан, которые выразили желание стать опекунами или попечителями. И впервые на органы опеки и попечительства возлагается обязанность, сейчас уже обязанность, по обеспечению подготовки граждан к приему подопечного в свою семью. Потому что мы неоднократно сталкивались со случаями, когда берут ребенка в семью, а родители к этому совершенно не готовы, а потом в итоге он возвращается в то учреждение, откуда его взяли.

Также утвержден порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни, воспитанием детей в приемной семье. Эти правила предусматривают, что при передаче детей на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства должен руководствоваться, естественно, в первую очередь, интересами ребенка, а при подборе приемных родителей должны приниматься во внимание их личностные качества, состояние здоровья ребенка, способность исполнять обязанности по воспитанию ребенка. Также на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием ребенка в приемной семье, за соблюдением приемными родителями прав, законных интересов ребенка, за обеспечением сохранности имущества ребенка.

Установлен порядок осуществления проверок условий жизни детей, которые переданы семьям, и многие другие вещи, которые упорядочивают весь процесс опеки и попечительства.

В.В.Путин: Принято также решение о предоставлении грантов вузам, работающим в сфере культуры - 12 вузам. Александр Дмитриевич, пожалуйста.

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, в целях прежде всего сохранения и развития высшего и среднего образования в области музыкального, изобразительного искусства, литературы, кинематографии, у нас всего на 2009-2011 годы предусмотрена господдержка в размере 595,3 млн рублей.

Речь идет о поддержке 12 федеральных государственных образовательных учреждений. Мы сейчас этим постановлением утвердили суммы, которые выделяются в 2009 году таким вузам, как, например, Московский государственный академический художественный институт им.Сурикова - более 30 млн рублей, Московский архитектурный институт - 74 млн, Литературный институт им. Горького, ВГИК - 67 млн, Российская академия музыки, Гнесинка - 138 млн и так далее. То есть все основные вузы, связанные с подготовкой такого рода кадров, получают серьезную государственную поддержку.

В.В.Путин: Александр Дмитриевич, и последний вопрос по Вашей епархии - положение на рынке труда.

А.Д.Жуков: Владимир Владимирович, мы за последние полгода получили позитивные данные по рынку труда. У нас, начиная с октября, все время увеличивалось количество зарегистрированных безработных в стране. У нас есть данные за период с 23 апреля по 13 мая: за эти три недели началось плавное снижение количества людей, зарегистрированных в службах занятости, - всего на 30 тысяч. Пока, конечно, это не большое снижение, где-то 0,2-0,3% от общего количества в неделю. Тем не менее, такая тенденция наметилась. Более того, за последнюю неделю, с 7 по 13 мая, количество зарегистрированных безработных в 59 субъектах Российской Федерации существенно снизилось.

Кроме того, снизилась численность работников, работающих неполное рабочее время. У нас практически каждую неделю по итогам мониторинга резко возрастало количество граждан, которые работают неполное рабочее время.

Такая положительная, пусть пока и не очень ярко выраженная, тенденция на региональных рынках труда связана, наверное, с сезонными факторами, поскольку сейчас весенне-летние полевые работы дают дополнительные рабочие места, но также и с реализацией региональных программ занятости, которые предусматривают дополнительные мероприятия, направленные на создание рабочих мест.

Такие программы сегодня уже активно реализуются в 70 субъектах Российской Федерации, и идет финансирование этих программ, в том числе из федерального бюджета. На следующей неделе, 25 мая, мы будем проводить Всероссийское селекторное совещание по этому вопросу. На следующий день после этого будем рассматривать состояние дел на Комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики и тогда доложим о том, как эта тенденция будет развиваться дальше.

В.В.Путин: Первая положительная тенденция на рынке труда есть - сокращение зарегистрированных безработных в службах занятости. Будем надеяться, что это - хотя бы отчасти результат и нашей деятельности. Вместе с тем ситуация остается сложной, и прошу не расслабляться. Все мероприятия, которые мы наметили в данной области, нужно самым серьезным образом рассматривать во всех их мелочах и аспектах и настойчиво проводить в жизнь.

Теперь давайте пройдемся по повестке дня.

Напомню, что на прошлом заседании мы приступили к рассмотрению проектов, вошедших в Основные направления деятельности Правительства до 2012 года. Тогда речь шла о модернизации пенсионной системы.

Сегодня обсудим наши задачи по развитию малого и среднего предпринимательства, а также приоритеты в космической сфере.

Давайте начнем со второго вопроса. И в этой связи хотел бы напомнить, что Россия контролирует сегодня около 40% мирового рынка космических запусков, является ключевым участником Международной космической станции, ряда других крупных проектов.

Однако здесь не должно быть самоуспокоенности. Крайне опасна иллюзия, что, имея солидное «космическое наследство», мы сможем без особых усилий сохраниться среди лидеров.

Ведущие страны не стоят на месте: вкладывают серьезные средства в новые программы и новейшие технологии, вплотную задумываются об амбициозных планах расширения своего присутствия в околоземном пространстве. Поэтому следует не просто сохранить, но и существенно усилить наши конкурентные преимущества и возможности в космической отрасли, в том числе за счет развития космодромов «Плесецк» и «Восточный», создания перспективных образцов ракет и пилотируемого корабля нового поколения.

Выполнение этих задач позволит и впредь предоставлять на международном рынке качественные и доступные услуги по выводу на орбиту космических аппаратов. 

Считаю, что в обозримой перспективе нам вполне по силам увеличить долю России на мировом рынке пусков ещё на 8-10%.

Однако этого совершенно недостаточно. Россия не может, не должна и не будет ограничиваться лишь ролью международного «космического извозчика», хотя это тоже непростая задача. Тем не менее, просто транспортировать чужие грузы, как правило, высокотехнологичные грузы, это не предел наших мечтаний. Наш потенциал гораздо шире.

Важнейшая задача на ближайшие четыре года - развернуть космическую отрасль лицом к российскому заказчику и потребителю, ускоренными темпами наращивать национальную спутниковую группировку и тем самым повысить надежность и технический уровень сетей связи, теле- и радиовещания, мониторинга земной поверхности, метеонаблюдения. Причем это должны быть аппараты нового поколения - более долговечные и функциональные.

Не меньшее значение имеет и создание наземной инфраструктуры использования результатов космической деятельности. Естественно, что добиться подобных результатов невозможно без глубокой модернизации предприятий космической отрасли, значительных инвестиций в научные и конструкторские разработки. Рассчитываю, что Роскосмос уделит этому особое внимание. Мы выделяем значительные средства на эти цели и вправе требовать, чтобы они были использованы максимально эффективно, принесли конкретные результаты. 

Теперь - о развитии малого и среднего бизнеса. На этом направлении мы серьезно активизировали и ускорили нашу работу. Многие ключевые мероприятия проекта по поддержке предпринимательства уже реализуются Правительством в рамках антикризисного пакета. Наверное, нет необходимости ещё раз подробно их перечислять - они известны.

Отмечу лишь, что общий объем федеральной поддержки предпринимательства по различным каналам в 2009 году составит почти 80 млрд рублей, включая 15 млрд на капитализацию региональных гарантийных фондов в целях расширения кредитования малых и средних предприятий.

При этом мы ставим своей целью не только увеличить количественные показатели развития предпринимательства, но и добиться качественных сдвигов: помочь малому и среднему бизнесу расширить «географию» своего присутствия, закрепиться в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, наука, инновации, информационные технологии и другие интеллектуальные услуги.  

Нужно понимать, что развитие среднего и малого бизнеса имеет как экономический, так и социальный эффект. И в постоянном диалоге с бизнес-сообществом, региональными и местными органами власти мы должны реализовать намеченные планы.

Кроме этого, рассмотрим и ряд других вопросов. Например, облегчение визового режима с Хорватией, Южной Кореей и некоторые другие проблемы. Давайте начнем работать.

Дополнительные материалы по теме