Версия для слабовидящих

19 марта 2009

В.В.Путин провел заседание Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Правительства РФ

«Общественность, граждане России должны знать, что Правительство предлагает и почему предлагает те или другие меры. Мы должны достичь консенсуса по этому вопросу».

Вступительное слово В.В.Путина: 

Добрый день, уважаемые коллеги! 

Сегодня в заседании Правительства впервые участвует вновь назначенная Министр сельского хозяйства Елена Борисовна Скрынник. Я Вас хочу поздравить с назначением и пожелать Вам успешной работы.

Среди ключевых вопросов нашей повестки - рассмотрение уточненного прогноза социально-экономического развития страны, а также поправок в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов на 2009 год.

В этих документах отражены изменения макроэкономической ситуации, вызванные глобальным финансово-экономическим кризисом, учтено снижение цен на основные товары нашего традиционного экспорта и, соответственно, уменьшение бюджетных доходов, предусмотрены дополнительные расходы на реализацию антикризисных мер.

Сегодня мы также должны принять за основу Антикризисный план действий. Я напомню, уважаемые коллеги, что это не какой-то совершенно новый документ. Еще в конце прошлого, 2008 года, Правительством были приняты антикризисные меры. По сути, был принят План антикризисных действий. Я просил вас проанализировать, как эти меры работают, или как они не работают и почему, наметить ряд конкретных шагов на ближайшую перспективу. Предлагаю внести и этот документ в Парламент страны, потому что, только понимая логику предложенного Плана антикризисных действий, можно оценить и то, что предлагается в самом бюджете, поскольку бюджет носит в целом антикризисный характер.

Назову основные характеристики бюджета. Доходы - 6,7 трлн рублей, расходы - 9,7 трлн рублей. Нетрудно посчитать - 9,7 минус 6,7 получается 3 трлн рублей дефицит, это почти 50 процентов доходной части бюджета, и составляет 7,4% ВВП. Это немало, но не запредельно. Считаю, что мы ведем себя ответственно в этой ситуации. Согласно принятому решению весь дефицит будет покрыт из Резервного фонда.

Цифры достаточно красноречивые. Речь идет не просто об адаптации бюджета к новым экономическим условиям. Изменения носят принципиальный характер, они определят нашу финансовую политику в среднесрочной перспективе.

Во-первых, необходимо исходить из того, что не только в текущем году, но и несколько следующих лет федеральный бюджет, скорее всего, будет сводиться с дефицитом.

Это обстоятельство налагает на Правительство особую ответственность, требует формирования консервативной бюджетной стратегии, сохранения и упрочения доверия к отечественной финансовой системе.

Решение проблемы дефицита должно осуществляться цивилизованными, принятыми во всем мире средствами - из накопленных в прошлые годы резервов, либо, если такая необходимость возникнет, - но хочу подчеркнуть, у нас пока такой необходимости нет, - за счет заимствований на рыночных условиях. У нас Министерство финансов считает возможным заимствовать на внутреннем рынке, если потребуется. На внешних рынках, повторяю, мы заимствовать не собираемся. Прибегать здесь к помощи «печатного станка» было бы неразумно и крайне опасно. Если мы с вами напечатаем денег больше, чем произведем товаров, результат для любого мало-мальски приличного экономиста известен - это тривиальный рост цен и, в конечном итоге, обман граждан страны. Это безответственная экономическая политика, и по такому пути мы с вами не должны идти.

Кроме того, уже сегодня необходимо иметь план снижения бюджетного дефицита и неукоснительно следовать ему в 2010-м и последующих годах.

Во-вторых, мы не должны забывать, что конъюнктура мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары по-прежнему остаётся трудно предсказуемой. Мы, к сожалению, живем с вами в условиях фактической рецессии мировой экономики. И конъюнктура внешнего рынка складывается таким образом, что реализация традиционных товаров нашего экспорта - нефти, газа, металлов, химии, удобрений - столкнулась с известными трудностями. А, значит, объем продаж будет меньше, это уже сегодня очевидно. Соответственно, не стоит рассчитывать на получение в ближайшее время дополнительных нефтяных сверхдоходов, которые «одним махом», «одним щелчком» решат все наши проблемы. Такого не будет.

Ключевую роль в наполнении бюджета призваны играть более традиционные доходные источники, а именно т.н. регулярные налоги, уплачиваемые предприятиями и гражданами. Такие налоги менее подвержены влиянию сырьевой конъюнктуры и потому обеспечивают стабильные бюджетные поступления.

Последние 10 лет мы тщательно, кропотливо выстраивали современную налоговую систему, делали это в постоянном диалоге с бизнес-сообществом и политическими партиями, представляющими интересы различных групп общества, граждан.

Напомню только главные решения, принятые в ходе налоговой реформы.

В целях защиты прав добросовестных налогоплательщиков были внесены принципиальные изменения в правила налогового администрирования.

Уменьшено налоговое бремя, в частности установлена плоская шкала подоходного налога - 13%, одна из самых низких в Европе.

Снижены ставки налога на прибыль, НДС и единого социального налога. Введены специальные режимы для малого бизнеса, усилены стимулы для инвестиций в научные исследования и инновации, образование, здравоохранение, жилищное строительство. Упрощена система налогообложения в сельском хозяйстве.

Во второй половине 2008 года снижение налогов было продолжено уже в качестве антикризисной меры. К вопросу совершенствования налоговой системы мы, конечно, будем возвращаться и в будущем.

Хотел бы подчеркнуть: сегодня, в достаточно сложных условиях отечественная налоговая система должна доказать свою эффективность.

Несмотря на все трудности с наполнением казны, недопустимо возвращение к практике «терроризирования» бизнеса со стороны налоговых и таможенных, вообще - любых фискальных органов. Их основной задачей по-прежнему должна оставаться проверка исполнения налогового законодательства.

Но в то же время, мы вправе требовать ответственного поведения и со стороны бизнеса.

Наработанные в последние годы стандарты ведения предпринимательской деятельности и социальной ответственности, безусловно, должны быть сохранены.

Выходить из кризиса нужно за счет реструктуризации производства, внедрения новых технологий, организации выпуска конкурентоспособной продукции, а не за счет всякого рода «оптимизации» налоговых платежей, а по сути дела - ухода от налогообложения. Любые попытки «уйти в тень» под предлогом трудностей кризисного периода должны самым серьезным образом пресекаться.

Следующее. Необходимо уделять самое серьезное внимание повышению эффективности бюджетных расходов. Как я уже не раз говорил - несмотря на серьезный дефицит, уменьшения их общего объема в 2009 году не будет. Расходы даже будут увеличены - на 667 млрд рублей.

При этом было сохранено необходимое финансирование ключевых программ - имею в виду демографию, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, инновационное развитие, поддержку программ связанных с материнством и детством.

Это - наши приоритеты. И пересматривать мы их не будем. В частности, сегодня на заседании Правительства мы должны будем принять решение о дополнительном повышении ряда социальных выплат. Базовая часть трудовой пенсии с 1 декабря 2009 года вырастет сразу на 31,4%. Ранее планировалось не 31,4%, а 25%.

Ежемесячные денежные выплаты ветеранам войны и инвалидам уже с 1 апреля увеличатся не на 8,5%, как планировалось раньше, а на 13%. Кроме того, индексация материнского капитала и детских пособий в 2009 году также будет увеличена не на 8,5%, как планировали, а - на 13%. И мы можем с полной ответственностью сказать, что это тоже входит в пакет антикризисных мер, поскольку это наша реакция на изменение макроэкономики, на инфляцию.

* * *

По итогам сегодняшнего заседания законопроекты о внесении изменений в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов на 2009 год будут направлены Правительством в Госдуму.

Что касается доработанного антикризисного плана, то, как я уже говорил, он также поступит в Думу вместе с бюджетом, и одновременно план будет вынесен на широкое обсуждение с участием экспертов, политических партий, Общественной палаты, деловых кругов, профсоюзов. Необходимо также провести его обсуждение в субъектах Федерации и федеральных округах.

Я прошу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что в сегодняшних условиях это не факультативное поручение всем вам. Это обязанность каждого из нас - включиться в работу по разъяснению предлагаемых мер. В сегодняшних условиях это особенно важно. Общественность, граждане России должны знать, что Правительство предлагает и почему предлагает те или другие меры. Мы должны достичь консенсуса по этому вопросу. Ясно, что будут разные предложения. Так же и то ясно, что многие из них должны быть в ходе совместной работы учтены.

Давайте перейдем непосредственно к плану работы.

* * *

ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ НА 2009 ГОД 

Дополнительные материалы по теме