Версия для слабовидящих

5 марта 2009

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства

«Сейчас основной вопрос - насколько цены на удобрения и топливо будут доступны для крестьянских хозяйств. Недавно, вы помните, мы приняли решение об отмене вывозных таможенных пошлин на минеральные удобрения, - сделали это для того, чтобы поддержать нашу промышленность, обеспечить предприятиям дополнительные возможности для сбыта продукции на мировых рынках, и тем самым сохранить объемы производства и уровень занятости на этих предприятиях».

Стенограмма начала заседания: 

В.В.Путин: Добрый день!

Начнем с обмена оперативной информацией. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), в этом году мы продолжаем компенсационные выплаты гражданам за вклады, которые еще в давние времена были заморожены в Сберегательном банке. Какой объем предполагается, и как будут организованы эти выплаты?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, гражданам России, у которых были заморожены вклады в Сбербанке по состоянию на 20 июня 1991 года, Правительство России с 1996 года осуществляет компенсацию вкладов.

Каждый год мы могли расширять такие компенсации на новые категории граждан. В этом, 2009 году, с учетом бюджета предполагается выплата компенсации в размере остатков вкладов для тех граждан, которым еще не весь вклад компенсирован, и еще такую же компенсацию. То есть, по сути, удвоение компенсации по сравнению с первоначальным вкладом, включая граждан по 1966 год рождения включительно. То есть к концу этого года все граждане страны, имеющие вклады на 20 июня 1991 года, получат компенсацию в размере суммы вклада, удвоенного в размере. В этом году на эти цели потребуется 70 млрд рублей.

Для справки. За время компенсации этих вкладов Российская Федерация уже выплатила 254 млрд рублей за все эти годы. Сейчас, на 2009-й, 2010-й и 2011 годы предусмотрены суммы компенсаций в размере 70 млрд рублей в этом году, 85 млрд - в следующем и 85 млрд - в 2011 году. Включая 2011 год, все вкладчики Сбербанка получат компенсацию вкладов с коэффициентом два, то есть удвоенную по всем категориям вкладчиков. То есть задача по компенсациям будет в значительной мере выполнена.

В.В.Путин: Хорошо. А на следующий год?

А.Л.Кудрин: На следующий год, как я сказал, будут компенсироваться вклады по остальным категориям, возрастные группы моложе 1966 года рождения. В 2011 году мы охватим все категории граждан.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Как и договаривались, мы продолжаем нацпроекты, в том числе нацпроект «Здоровье». Более того, даже несколько расширяем его рамки.

Две программы были начаты в прошлом году. Это программа «Дорожная травма» - оказание помощи гражданам, которые попадают в ДТП. На это выделяем 2,4 млрд рублей.

2 марта мной подписано постановление Правительства России о финансовом обеспечении в 2009 году за счет средств федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями. Это - три с небольшим миллиарда рублей.

В этом году в рамках нацпроекта «Здоровье» мы запускаем еще одну программу - совершенствования организации онкологической помощи населению. Здесь уже предусмотрено свыше 6 млрд рублей. Это постановление Правительства я подписал 3 марта. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), пожалуйста, прокомментируйте организацию работы.

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

Это три ключевых направления по трем ключевым социально значимым заболеваниям, причины смертности по которым в Российской Федерации являются самыми высокими. Как Вы совершенно правильно сказали, эти два направления - совершенствование организации медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями и оказание помощи при дорожно-транспортных происшествиях - были начаты в прошлом году, и здесь уже есть некоторые предварительные результаты.

Уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний составляет практически 1 млн человек в год, из этого миллиона 100 тыс. человек - это работающее, трудоспособное население. 374 тыс. человек ежегодно становятся инвалидами вследствие заболеваний такого рода. Собственно, поэтому мы и выбрали в 2008 году эту программу.

Программа реализовывалась в 12 субъектах Российской Федерации. В течение 2008 года в этих 12 субъектах Российской Федерации создано 12 региональных сосудистых центров и 36 первичных сосудистых центров, которые соединены одинаковой идеологией, одинаковой методологией лечения, методами лечения. За этот период времени было подготовлено 420 медицинских специалистов, и мы потратили на это 3,6 млрд рублей из федерального бюджета. Почти столько же направили субъекты Российской Федерации. По предварительным данным, смертность от острых нарушений мозгового кровообращения и инфарктов миокарда в 12 субъектах Российской Федерации в 2008 году снизилась на 4,6%.

В 2009 году в этом направлении будут принимать участие также 12 субъектов Российской Федерации. Сумма средств несколько меньше, но она рассчитана, ее будет достаточно для того, чтобы осуществлять и продолжать эти мероприятия.

Что касается совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП, то это направление в качестве ключевого в нацпроекте «Здоровье» было выбрано в связи с тем, что основными причинами смертности являются тяжесть полученных травм, несвоевременная доставка пострадавших в лечебные учреждения. Соответственно, летальность 10,8% - на госпитальном этапе и 13% - на этапе стационара.

В ведущих европейских странах такие показатели составляют 2-3%. У нас ежегодно происходит порядка 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых получают травмы порядка 290 тыс. граждан Российской Федерации и где-то 32 тыс. погибает.

Основные аварии совершаются, как правило, на трассах федерального значения. Собственно, выбор именно федеральных трасс и учреждений, которые располагаются на федеральных трассах, и был основным при реализации этой программы.

В программе в 2008 году участвовало 14 субъектов Российской Федерации, расположенных на 5 федеральных трассах. Мы получили достаточно хороший результат, но здесь мероприятия осуществлялись не только Министерством здравоохранения и социального развития - мы осуществляли мероприятия в рамках своих полномочий. Часть мероприятий осуществлялась совместно с Министерством внутренних дел, и в конце прошлого года мы провели совместные учения на трассе Москва-Дон в Ростовской области, где, собственно, и проверили способность наших служб - службы ГАИ и медицинских служб - с точки зрения их способности в сжатые сроки оказывать первичную и госпитальную помощь.

В течение 2008 года смертность от травм на дорогах снизилась на 7,8%. В 2009 году в этих мероприятиях будут участвовать 3 федеральные трассы, денежные средства чуть меньше, чем в 2008 году, но достаточные для того, чтобы осуществлять эти направления.

Что касается новой программы, то смертность от онкологических заболеваний у нас занимает 3-е место в структуре общей смертности в Российской Федерации. Ежегодно у нас регистрируется порядка 480 тыс. впервые выявленных случаев злокачественных новообразований, 60% этих выявлений регистрируются на 3-4 стадиях, когда надежда на лечение и помощь уже существенно ниже, чем если бы они выявлялись на 1-2 стадиях. Собственно, наша программа нацелена на профилактическое направление, более раннее выявление и более быстрое оказание помощи больным, которые страдают онкологическими заболеваниями.

Мы предполагаем, что в 2009 году в программе примут участие 11 субъектов и 2 федеральных онкологических учреждения.

Поскольку программа формировалась в 2008 году, субъекты, естественно, делали заявки в благоприятных экономических условиях. Но когда мы с ними обсуждали вопрос о возможном уменьшении количества субъектов, участвующих в программе, ни один субъект Российской Федерации не отказался. Более того, зная о том, что они в нее войдут в 2009 году, подготовительные мероприятия начали осуществляться уже с конца 2008 года.

Мы рассчитываем, что к 2012 году, благодаря мероприятиям, которые мы будем осуществлять (а к 2012 году, если все будет благополучно, в программу войдут 47 субъектов Российской Федерации), смертность от онкологических заболеваний можно снизить до 4%. Важно, если мы начнем лечить больных на I и II стадиях. Мы существенно удешевим лекарственное обеспечение этих граждан, потому что основная стоимость дорогих лекарственных препаратов - это как раз III и IV стадии онкологических заболеваний.

В.В.Путин: Мы в декабре 2008 года на совещании в Набережных Челнах договаривались создать льготный режим перемещения автотранспорта, произведенного на территории Российской Федерации - особенно речь идет о европейской части - в Дальневосточный регион. С тем, чтобы граждане России, проживающие на Дальнем Востоке, имели равные права со всеми другими гражданами России приобретать отечественные автомобили.

Я вчера подписал соответствующее постановление Правительства. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), прошу Вас прокомментировать его.

С.Б.Иванов: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением был подготовлен проект постановления и определен порядок предоставления таких субсидий нашим автопроизводителям. Смысл этого решения заключается в том, что в 2009 году компании «Российские железные дороги» из федерального бюджета будет выделяться сумма 2 млрд рублей для перевозки легковых автомобилей, подчеркиваю - новых, созданных на территории Российской Федерации - из европейской части на Дальний Восток.

При этом в соответствии с порядком, главным распорядителем бюджетных средств будет Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которое будет получать от РЖД все документы, подтверждающие понесенные расходы. Они будут рассматриваться в установленном порядке и возмещаться именно на эти цели.

Я бы хотел особо подчеркнуть, что постановление касается не только легковушек, произведенных традиционными российскими компаниями, - я имею в виду ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, - но и широкой номенклатуры легковых автомобилей, произведенных компаниями с мировым брендом, работающими уже в режиме промышленной сборки на территории Российской Федерации. Я могу перечислить эти компании, их достаточно много.

В.В.Путин: Перечислите, пожалуйста.

С.Б.Иванов: Это компания «Шевроле», корейская компания «Киа Моторс», «Фиат», «Форд», «Рено», «Опель», «Шкода», корейская «Ссанг Йонг», «Тойота», «Фольксваген». По существу, это все мировые крупные производители, открывшие производство на территории Российской Федерации. Все они будут пользоваться равными условиями, такими же, как и отечественные производители, при доставке своей продукции железнодорожным транспортом на Дальний Восток.

По существу, доставка на Дальний Восток железнодорожным транспортом новых легковых автомобилей будет осуществляться бесплатно.

В.В.Путин: Это значит, что в конечной цене...

С.Б.Иванов: Это значит, что в конечной цене никаких накруток, связанных с большими расходами на транспортировку, не будет.

В.В.Путин: То есть, по сути, все граждане, проживающие в Дальневосточном регионе, будут поставлены в равные условия с теми, кто проживает в европейской части страны.

С.Б.Иванов: Да, для москвича, петербуржца, калининградца и жителя Владивостока цена автомобиля будет практически одинакова.

В.В.Путин: Только нужно, чтобы на практике это было реализовано достойным образом, с тем чтобы ни у фирм, ни у граждан не возникало никаких необоснованных трудностей административного характера.

В конце февраля было подписано постановление о поддержке малого бизнеса из средств федерального бюджета. Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), пожалуйста, расскажите.

Э.С.Набиуллина: 27 февраля было подписано постановление Правительства Российской Федерации, которое утверждает правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это постановление вносит существенные изменения в порядок. Прежде всего, меняются правила софинансирования со стороны федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Если в прошлом году у нас соотношение софинансирования было в среднем 50/50, то в этом году будет в среднем 70/30, то есть федеральный бюджет берет большую нагрузку. При этом уровень софинансирования будет зависеть, безусловно, от бюджетной обеспеченности, и те регионы, у которых достаточно хорошая финансовая ситуация, будут, как и раньше, продолжать софинансировать 50/50. Для остальных регионов софинансирование по формуле может уменьшаться до 20%. При этом в исключительных случаях, когда необходимы дополнительные меры поддержки, связанные с ситуацией на рынках труда, во взаимодействии с Минздравсоцразвития, этот уровень софинансирования может уменьшаться до 5%. Это первая новация.

Вторая новация заключается в том, что из федерального бюджета могут выделяться авансы. Раньше авансов не было, то есть бюджеты субъектов Федерации получат деньги незамедлительно, в приоритетном порядке. В этом году у нас программа увеличивается более чем в два раза. Мы объявили прием заявок в начале февраля. Сейчас, к началу марта, у нас поданы заявки от 76 субъектов Российской Федерации. Для сравнения, в прошлом году было 66 субъектов. Сами регионы готовы предоставить софинансирование в размере около 9 млрд, то есть как раз выходим на уровень около 30%. Регионы запросили средства в качестве субсидий из федерального бюджета на сумму 21 млрд 400 млн. Заявки больше, чем у нас предусмотрено. Поэтому мы сейчас в приоритетном порядке будем отбирать уже готовые проекты по четырем основным направлениям.

Я напомню эти направления. Это субсидии начинающим предпринимателям в размере до 300 тыс рублей. Это компенсация самых первых расходов: аренда офиса, простейшее оборудование для начала бизнеса. Считаем, что в 2009 году мы можем поддержать не менее 15 тыс. начинающих предпринимателей по системе таких грантов. Второе - это система предоставления микрозаймов в размере до 1 млн рублей сроком до 1 года. В 2009 году дополнительно может быть выдано до 20 тыс. таких займов. Третье направление - это система развития гарантийных фондов. Такие фонды выступают поручителями перед банками, которые кредитуют малый бизнес, и на практике такие фонды достаточно востребованы в регионах, поэтому почти все регионы их уже создают.

И четвертое важное направление - это субсидирование процентных ставок, потому что для малого бизнеса процентные ставки, безусловно, чувствительны. Эта мера направлена на то, чтобы повысить доступность кредитов для малого бизнеса. Безусловно, мы не ограничиваем регионы в том, какие меры по поддержке малого бизнеса они предлагают - они представили это все в программах.

У нас сейчас работает комиссия по рассмотрению этих программ, в нее входят и представители «Опоры России» и «Деловой России», РСПП, Торгово-промышленной палаты, представители Минздравсоцразвития, Минфина. И в ближайшее время первые решения по поддержке этих программ будут приняты, и с учетом того, что возможно авансирование, мы думаем что уже в этом месяце - в апреле - первые деньги поступят для поддержки малого бизнеса.

В.В.Путин: Мы вчера с Татьяной Алексеевной (Голиковой) побывали в одном из центров занятости в Московской области. Хочу сказать, что в целом работа организована неплохо: структурирована правильно по направлениям - предоставляется широкий спектр услуг гражданам, которые временно утратили работу. В общем, информационно отлажена, на мой взгляд, должным образом.

Работают специалисты-психологи, другие специалисты, которые оказывают помощь и поддержку гражданам, организована работа и с работодателями. Это все находится в едином банке данных, который позволяет действительно оказывать действенную поддержку.

Но есть и проблемы, которые требуют дополнительного рассмотрения. Одна из них - это очереди. Это очевидный факт, нужно это признать. Это значит, что нужно сеть расширять и количество работающих специалистов там увеличивать. Не думаю, что это большие, чрезмерные расходы, но это важное направление нашей работы, поэтому прошу вас проработать и сделать соответствующие предложения.

Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), удалось узнать что-то по поводу событий, которые происходят на Украине вокруг «Нафтогаз Украины»? Имею в виду чувствительность вопросов, связанную с поставками наших энергоносителей, какая-то информация получена или нет?

И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович, информацию мы получаем в основном из средств массовой информации. Попытки «Газпрома» получить официальные данные по поводу действий, производимых в «Нафтогазе Украины» силовыми ведомствами, не увенчались успехом - официальной информации оттуда нет.

В.В.Путин: Понятно. Это прискорбно, очень жаль. В связи с этой информацией о действиях украинских силовых структур в отношении компании НАК «Нафтогаз Украины» и ее должностных лиц, включая намерения арестовать газ на территории Украины, мы не можем не выразить крайнюю обеспокоенность возможными последствиями таких действий.

Как мы слышали, попытки официальных властей России, в том числе «Газпрома», получить какую бы то ни было официальную информацию, результатов не дают. Мы рассматриваем происходящее на Украине исключительно как внутренние дела самой Украины. В то же время не можем не обратить внимание на возможные негативные последствия происходящих событий как для поставок энергоносителей для потребителей в самой Украине, так и для потребителей в Европе.

Почему я говорю об этом? Дело в том, что 7 марта должна произойти очередная оплата поставок российского газа в Украину - 7 марта. И если в результате проведенных силовых акций и ареста ряда должностных лиц эта оплата не будет произведена, то это приведет к остановке поставок наших энергоносителей как для потребителей в самой Украине, а может быть, и для наших потребителей в Европе, поскольку мы слышим о попытках изъять транзитный контракт. Причем не копию, а именно подлинник транзитного контракта. Обращаем на это внимание как Еврокомиссии, так и всех наших потребителей в европейских странах.

Конечно, то, что сейчас происходит в Украине, еще раз поднимает вопрос о надежности этой страны как партнера в решении энергетических проблем.

Мы считаем, что подписанные ранее контракты полностью соответствуют интересам наших стран - как Украины, так и Российской Федерации. Призываем власти Украины руководствоваться именно этими соображениями, глубинными стратегическими интересами наших народов, а не конъюнктурными соображениями борьбы за текущие денежные потоки.

Я очень рассчитываю, что и Правительству Российской Федерации, и «Газпрому» удастся в самое ближайшее время наладить оперативный контакт с нашими украинскими партнерами. Это касается одного из наших ближайших партнеров. Вы знаете, что сегодня все мы переживаем непростые времена. И достаточно было вчера побывать в центре занятости, чтобы понять, что и в России много проблем и сложностей.

Вместе с тем, с одним из государств на постсоветском пространстве у нас складываются за последние годы особенные отношения - это Белоруссия. Несмотря на имеющиеся и здесь сложности, мы все-таки двигаемся по направлению создания полноценного Союзного государства. По мере наших возможностей, мы регулярно оказываем поддержку нашим белорусским партнерам.

Напомню, что в конце 2007 года, в декабре, Белоруссии был предоставлен льготный кредит в объеме 1,5 млрд долларов США. В прошлом году мы предоставили еще один кредит в объеме 1 млрд долларов США. За это же время «Газпром» проплатил за 50% «Белтрансгаза» более 1 млрд 200 млн доллларов США. И сейчас по просьбе белорусской стороны мы приняли решение (сегодня я подписал соответствующее постановление Правительства), что мы предоставляем Белоруссии еще один кредит - полмиллиарда долларов США - 500 млн. Прошу Министерство финансов оперативно исполнить это постановление Правительства.

Давайте перейдем к повестке дня, но перед тем как мы рассмотрим текущие вопросы, я бы хотел обратиться к Алексею Васильевичу Гордееву со словами благодарности за совместную работу в течение почти 10 лет. Алексей Васильевич, садитесь, пожалуйста.

С августа 1999 года Алексей Васильевич возглавлял это направление деятельности в Правительстве. 4 года он одновременно был Заместителем Председателя Правительства. Я считаю, что за это время Минсельхозу удалось сделать очень многое. Отрасль перешла в нормальный рыночный режим работы - это безусловная заслуга руководства министерства. Была принята комплексная Государственная программа развития сельского хозяйства. Хочу еще раз поблагодарить Алексея Васильевича за то, что было сделано за эти годы, пожелать ему успехов на посту губернатора.

А теперь - к текущим делам.

На прошлом заседании уже прозвучала информация о мерах по обеспечению весенних полевых работ.

Сегодня рассмотрим эти вопросы более подробно.

Сразу же хочу отметить, что подготовка к севу осуществляется в плановом режиме. Хозяйства лучше, чем в прошлом году, обеспечены техникой, удобрениями и Горюче-смазочными материалами.

Россельхозбанк и Сбербанк подтвердили готовность предоставить АПК необходимые кредиты. Даже чуть в большем объеме, чем планировалось ранее.

Сейчас основной вопрос - насколько цены на удобрения и топливо будут доступны для крестьянских хозяйств.

Недавно, вы помните, мы приняли решение об отмене вывозных таможенных пошлин на минеральные удобрения, - сделали это для того, чтобы поддержать нашу промышленность, обеспечить предприятиям дополнительные возможности для сбыта продукции на мировых рынках, и тем самым сохранить объемы производства и уровень занятости на этих предприятиях.

Однако одновременно производители удобрений обещали в полном объеме и по приемлемым ценам обеспечивать потребности российского села.

Считаю, что Федеральная антимонопольная служба должна жестко отслеживать ситуацию с выполнением этих обязательств, пресекать любые попытки необоснованного повышения цен.

Такое же требование - воздержаться от соблазна ценовых сговоров - должно быть предъявлено и к поставщикам горюче-смазочных материалов.

Мы встречались с нефтяниками совсем недавно в Киришах Ленинградской области, в том числе говорили и об этом. С января по февраль текущего года наблюдаем подъем цен в оптовом звене. Считаю, что это, в известной степени, подготовка к весенне-полевым работам, чтобы от этого уровня приподняться еще дальше. Но даже это повышение, январское и февральское, считаю необоснованным. Более того, в связи со снижением цен на мировых рынках, нефтяники должны вернуться к ценовым показателям 2008 года и даже уйти немного ниже.

Федеральная антимонопольная служба возбудила целый ряд дел в связи с необоснованным подъемом цен, и сейчас эти дела рассматриваются в судах. Подъем цен произошел на фоне снижения налоговой нагрузки на этот сектор экономики и предоставления ряда других льгот. Тем более это необъяснимо.

Я бы хотел быть услышанным представителями этого сектора. Нужно вести, разумеется, здравую экономическую политику, не подрывать экономику наших нефтяных компаний. И сегодняшняя конъюнктура мирового рынка, предоставляемые государством льготы, в том числе по налогообложению, дают такую возможность, не задирая цены внутри страны, тем более в условиях предстоящего сева, весенне-полевых работ. Прошу руководство Правительства обратить на это внимание, соответствующие министерства и ведомства внимательно поработать в этом направлении с производителями.

В этом году на заседаниях Правительства мы будем регулярно обсуждать ход реализации антикризисных мер. Сегодня - подведем итоги нашей работы в феврале.

В целом могу отметить, что предпринятые усилия по стабилизации ситуации в экономике уже дают определенные результаты. Тем не менее, все министерства и ведомства должны резко ускорить темп работ, научиться принимать необходимые решения более оперативно.

Если какая-то мера объявлена, то затягивать с ее практической реализацией недопустимо, и каждый случай неисполнения в срок данных поручений должен быть предметом самого пристального разбирательства.

Давайте начнем работать. Слово заместителю Министра сельского хозяйства Алейнику Станиславу Николаевичу.

Дополнительные материалы по теме