В.В.Путин провел встречу с руководством партии «Единая Россия»
27 февраля 2009
В.В.Путин провел встречу с руководством партии «Единая Россия»
В.В.Путин
На встрече с руководством партии «Единая Россия»
Стенограмма встречи:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
В ходе сегодняшней встречи предлагаю обменяться мнениями по ситуации в экономической и социальной сферах, обсудить наши совместные задачи на ближайшую перспективу.
Очевидно, что начавшийся 2009 год будет сложным. В первую очередь, это касается положения дел в реальном секторе экономики и на рынке труда. Мы внимательно следим за процессами, происходящими в мировой экономике, анализируем эти процессы. Хорошо это или плохо - мы от этого зависим.
Мы вынуждены констатировать, что кризис далек от завершения и даже не достиг своего пика. Предпринимаемые правительствами наиболее развитых экономик мира меры пока видимых результатов не приносят. А это значит, что такое состояние может сохраниться на достаточно долгое время.
Слишком велики масштабы накопившихся в мировой экономике диспропорций. Для того чтобы расчистить путь к новому подъему, еще многое предстоит сделать - и вместе с нашими партнерами по международному сообществу, и самостоятельно. Большая ответственность, разумеется, лежит на национальных правительствах.
Разработанные нами антикризисные меры действуют, эти механизмы запущены. Обеспечена устойчивость банковской системы, а значит, созданы предпосылки для возобновления кредитования реального сектора экономики. Оно идет в недостаточных пока объемах, но в целом набираются необходимые темпы.
Стабильно работают нефтяной комплекс, энергетика, транспорт. Позитивные сигналы приходят и из других секторов экономики, в том числе и из металлургической отрасли - там тоже наметились определенные подвижки.
Надеюсь, что в ближайшее время положительные эффекты государственной поддержки начнут ощущать и производители автомобилей, сельхозтехники, другие предприятия машиностроения, а за ними по цепочке и смежные отрасли.
Хотел бы отметить, что именно парламентская фракция «Единой России» обеспечила оперативное принятие первоочередных антикризисных законов. Более того, по просьбе Правительства, многие из этих законов вносились в Госдуму непосредственно депутатами-единороссами.
В марте всем нам предстоит принять ответственное решение текущего года - утвердить новый вариант бюджета. Как уже было объявлено, сокращение общего объема расходов не планируется. Более того, они даже увеличатся. Хоть и немного, но увеличение все-таки будет.
Вместе с тем, значительные средства должны быть переориентированы на реализацию мер антикризисного характера, а также на выплаты пенсий, заработной платы бюджетникам, выполнение иных социальных обязательств перед гражданами, на помощь регионам в рамках межбюджетных отношений. Также сохранится приоритетное финансирование государственного оборонного заказа и расходов по приоритетным национальным проектам.
Что касается других расходных статей, то их пересмотр, конечно, зависит от ведомств и от соответствующих депутатских групп, которые занимаются теми или иными отраслями профессионально.
Все мы понимаем, что за каждой строкой бюджета стоит решение конкретной проблемы, и потому механически ничего резать, конечно, не нужно. Наоборот, необходимо внимательно взвесить все за и против - как увеличения, так и сокращения отдельных статей государственных расходов. Но, тем не менее, требуется жестко отделить главное от второстепенного и исходить при этом из общегосударственных приоритетов. Уверен, что вы поддержите такой ответственный и единственно возможный в сложившихся обстоятельствах подход.
Мы с вами знаем и говорили неоднократно о проблемах образования, о проблемах технического состояния школ. Просто как пример. Некоторые из них не ремонтировались по тридцать лет. При чем здесь кризис? Это выбор приоритетов. Значит, в каких-то регионах считали, что есть что-то поважнее. А в условиях кризиса выбор приоритета становится особенно важным и чувствительным.
Кроме того, как партия большинства «Единая Россия» призвана проводить такую же линию и при корректировке бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов. Коррекцию нужно провести максимально взвешенно и аккуратно. Не будем забывать, что подавляющая часть работников бюджетной сферы трудятся именно в региональных и муниципальных учреждениях. Эти же бюджеты являются источником многих социальных выплат. Поэтому крайне важно так изменить бюджеты, чтобы при любой, даже самой напряженной ситуации с поступлением доходов, не возникало никаких сбоев с выплатой заработных плат и пособий. И, безусловно, особое внимание прошу уделить включению в региональные и местные бюджеты достаточных средств для реализации программ поддержки занятости. Имею в виду не только обязательное софинансирование со стороны регионов, но и дополнительные мероприятия, которые можно реализовать на местах.
Помимо корректировки бюджета в Госдуму в течение текущей парламентской сессии будут внесены другие антикризисные законы. В частности, сейчас заканчиваются последние голосования по проекту закона об использовании лизинговых операций при государственных закупках. Его принятие будет способствовать расширению внутреннего спроса на продукцию отечественной промышленности.
Партия «Единая Россия» находится в постоянном контакте с профсоюзами, предпринимательскими сообществами, общественными организациями. Активно действуют региональные общественные приемные. Это очень серьезный канал обратной связи, который позволяет выявлять и анализировать возникающие проблемы, готовить собственные предложения по дополнительным антикризисным мерам. Разумеется, все они должны быть тщательно выверены с экспертами и профильными ведомствами. Знаю, что у вас уже есть соответствующие наработки, и мы сегодня их тоже обсудим.
Кроме того, давайте подумаем, как можно использовать интеллектуальный потенциал партии для разработки антикризисных мер в регионах и муниципалитетах. Конечно, текущая экономическая ситуация требует от нас максимальной концентрации внимания и усилий. Тем не менее, мы все же не должны, что называется, зацикливаться только на кризисе, нужно продолжить системную работу по совершенствованию законодательства, действовать на перспективу.
Считаю, что в этом плане и Государственная дума в целом, и фракция «Единая Россия» за последнее время сделали немало. Назову лишь несколько принципиальных законодательных актов, принятых в ходе осенней парламентской сессии и в начале этого года. Это, прежде всего, крайне важный и актуальный закон о поддержке малого бизнеса и устранении административных барьеров в экономике. После вступления его в силу с 1 июля 2009 года количество разного рода проверок и тому подобных помех для бизнеса должно радикально сократиться. Считаю, что партия «Единая Россия» могла бы взять на особый контроль проведение в жизнь этого закона, не допустить выхолащивания его принципов со стороны недобросовестных чиновников.
Кстати, уменьшение числа проверок - это еще и солидная экономия бюджетных средств. Только из федерального бюджета на эти цели мы ежегодно тратим, страшно сказать, 160 млрд рублей по разным каналам, ведомствам, направлениям. Эти деньги можно использовать гораздо эффективнее.
В целом прошу структуры партии уделить самое пристальное внимание защите малого и среднего бизнеса от административного давления. От самочувствия малого бизнеса прямо зависит создание и сохранение рабочих мест, дополнительные налоговые поступления. В истекшем году также были приняты законы об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов власти, о федеральных университетах, об аудиторской деятельности и многие другие. В Госдуму уже поступили правительственные законопроекты о совершенствовании антимонопольного законодательства, о противодействии манипуляциям на финансовом рынке. Просьба рассмотреть их в приоритетном порядке.
Мы понимаем, насколько это важно. Наши законы в этой сфере оказались избыточно либеральными. В других развитых экономиках мира за нарушения подобного рода давно предусмотрена уголовная ответственность. Наши усилия по поддержке реального сектора экономики, отдельных отраслей и предприятий не принесут должной отдачи, если их не будут сопровождать системные меры по развитию рыночной инфраструктуры, формированию благоприятной деловой среды.
И в заключение хотел бы вновь подчеркнуть, что авторитет партии зависит не только от эффективной законодательной работы, но и от умения донести до каждого гражданина смысл принимаемых решений, причины, которые заставляют нас в каждой конкретной ситуации поступать именно так и не иначе. Нужно самим быть убежденными в правильности выбранного пути и принимаемых мер.
И самое последнее. Ситуация, как я уже сказал, непростая, и год будет трудным, но катастрофы никакой не произойдет. Мы в состоянии удержать ситуацию, и мы ее точно удержим. Мы справимся со всеми проблемами. Вопрос - в качестве нашей работы. Когда ресурсов и денег много, раздавать эти деньги - милое дело, а вот как работать в кризисных условиях - это вопрос посерьезнее. Это требует большой ответственности перед страной, перед нашими гражданами, перед людьми, высокого профессионализма и активной политической позиции. И если мы будем действовать так (а только так мы и будем действовать), то нас ждет успех.
Это то, что я хотел бы сказать в начале. Пожалуйста, Борис Вячеславович (обращаясь к Б.В.Грызлову).
Б.В.Грызлов: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Партия «Единая Россия», безусловно, прилагает все усилия, чтобы обеспечить единство действий всех ветвей власти и институтов гражданского общества. Это наша задача, и мы эту задачу реализовываем. По моему мнению, сейчас как никогда важна сплоченность.
Государственная дума в феврале приняла парламентским большинством постановление по дополнительным антикризисным мерам, которые мы считаем необходимым применить.
Параллельно мы приняли решение о задании Счетной палате, чтобы они разработали план своей работы по проверке расходования государственных средств, которые направляются в банковскую систему, в реальный сектор экономики. Меры, которые мы предложили, носят достаточно системный характер - их более 50. Но, главное, я считаю, - это то, чтобы все антикризисные меры, которые мы сейчас применяем, были в русле «Стратегии-2020». Мы никоим образом не должны отходить от тех планов, которые мы наметили, планов стратегического развития нашей страны, в том числе - роста производительности труда в 4 раза, увеличения продолжительности жизни и, безусловно, общего повышения качества нашей жизни. И это, безусловно, нужно исполнять.
Что касается конкретно 2009 года, то мы понимаем, что ни одно социальное обязательство, которое было взято государством в рамках федерального бюджета, не может быть забыто. Все эти обязательства должны быть исполнены. Мы именно из этого исходим.
Я хотел бы в этой связи сказать о том, что, начиная со съезда партии в Красноярске - это был шестой съезд в 2005 году, - партия принимала проекты, которые носили инвестиционный характер. Это были проекты развития Сибири и Дальнего Востока, в том числе строительства ГЭС, железных дорог. В 2006 году на съезде в Екатеринбурге мы приняли партийные проекты «Историческая память», «Здоровое сердце», «Авиапром», «Урал промышленный - Урал полярный», «Свой дом», «Чистая вода», строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. В результате многие из этих партийных проектов стали федеральными программами, и они, естественно, находили свое отражение в федеральном бюджете. Сейчас при корректировке бюджета хотелось бы обсудить с Вами вопрос, насколько будет обеспечено бюджетное финансирование этих партийных проектов в дальнейшем - в 2009, 2010, 2011 годах. Мы считаем, что важно эти проекты продолжать.
Конечно, в последнее время Государственная дума принимала много законов, касающихся поддержки банковской системы - это и вопросы, связанные с гарантией вкладов населения. Думаю, что это как раз было обеспечение преодоления первого этапа кризиса, когда наши граждане не бросились в банк, чтобы забирать свои сбережения, а наоборот, уже в декабре мы видим увеличение по сравнению с ноябрем. То есть закон о гарантии вкладов наших граждан фактически дал возможность 98% вкладчиков - а именно столько вкладчиков имеют вклады 700 тыс. рублей и менее - быть спокойными, что государство гарантирует этот вклад.
Мы принимали законы, касающиеся поддержки реальной экономики, обеспечения занятости. Но мы понимаем, что банковская система - это система, она живет, в том числе, и по своим законам. И в результате мы видим, что в реальный сектор экономики средства попадают с задержкой, с пробуксовкой. Это уже реальная ситуация, это факт. Мы видим, что в январе есть снижение объемов производства на 3,5%. Поэтому также хотелось бы обсудить ситуацию с доведением денег до реального сектора. Считаю, что это очень важный вопрос и, возможно, он требует определенных корректировок в законодательстве.
Есть еще вопрос, который сегодня, я считаю, очень важен. Это вопрос, касающийся размещения государственных заказов в государственном секторе. К сожалению, недавно мы слышали на заседании Госсовета информацию о том, что в оборонном секторе размещение заказов будет проходить во втором квартале, а авансирование - в третьем квартале. Считаю, что эта затяжка не только недопустима, я считаю, что эта затяжка может просто обрушить нашу оборонную промышленность. Ситуация, связанная с заключением контрактов по финансированию каких-то приоритетных направлений, может быть поправлена.
Сегодня в рамках наличия трехлетнего бюджета мы могли бы планировать расходование средств в январе и феврале текущего года, в августе и сентябре предыдущего года - сейчас это не делается. Мы все ждем, когда Министерство финансов подготовит положение о расходовании средств бюджета текущего года, когда будут утверждены все списки федеральных адресных инвестиционных программ, а это по нормативам Минфина - апрель-май. Поэтому и заключение государственных контрактов сдвигается на второй квартал. Считаю, что нужно, в первую очередь, принять решение по авансированию оборонных заказов прямо сейчас, немедленно, буквально сегодня-завтра. Думаю, что вопрос малого бизнеса, который Вы подняли, Владимир Владимирович, и сказали о том, что, безусловно, это то направление, которое может сейчас существенно улучшить ситуацию, а именно - обеспечить создание новых рабочих мест, взять на себя новые объемы, привлечь к себе людей инициативных, людей, которые готовы работать, не покладая рук, - очень важен. Поэтому хотелось бы по малому бизнесу сделать еще кое-какие предложения и обсудить их.
Да, закон, касающийся проверок, налоговых проверок, будет действовать с июля текущего года, но есть предложение, учитывая, что у нас такой сложный 2009 год, ввести мораторий вообще на все проверки в течение 2009 года по малому бизнесу, кроме тех, которые необходимы для обеспечения жизни и здоровья граждан, всех тех направлений малого бизнеса, которые связаны с продуктами питания и другими сферами, касающимися жизни и здоровья граждан.
Думаю, что можно рассмотреть вопрос по отсрочке на год арендной платы. Что я имею в виду? Малый бизнес не получает сегодня денег из банковской системы. Мы могли бы напрямую из Федерального казначейства помочь малому бизнесу. Если мы арендную плату, которая сегодня является основной составляющей себестоимости работы малого бизнеса, возьмем на федеральный бюджет? А именно каким образом? Обычно помещение арендуется у муниципалитетов и у регионов (области, края). Мы могли бы компенсировать выпадающие доходы муниципалитетов и областного бюджета за счет федерального бюджета. Это была бы реальная прямая помощь малому бизнесу. И предлагаем это условие тоже внедрить на один год.
Далее есть предельная цифра - сегодня это 20 млн рублей, которая позволяет малому предприятию работать по упрощенной системе налогообложения. Считаю, что с учетом произошедших изменений, в частности, девальвации рубля, и в связи с текущей ситуацией, этот потолок можно было бы увеличить до 60 млн рублей. Это вполне реальная, объяснимая цифра.
Думаю, что нужно подумать о расширении видов предпринимательской деятельности для применения патента. Это ситуация, которая тоже вполне объяснима.
Вот сегодня у нас присутствуют руководитель организации «Опора России» Борисов Сергей Ренатович и Шохин Александр Николаевич. Это крупный бизнес. Один из самых важных вопросов, которые нужно обсудить, - это вопрос о деятельности промышленности в текущем году. Деятельности именно в том плане, что у нас большие проблемы с кредитованием реального сектора. Дальше выступающие еще зададут вопросы о тех изменениях, которые можно осуществить в банковской системе.
Мы подготовили ряд вопросов. Хотелось бы, чтобы первый вопрос задал Федоров Евгений Алексеевич - председатель Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству.
В.В.Путин: Если позволите, я на Ваше выступление очень коротко отреагирую.
Полностью согласен с Борисом Вячеславовичем по поводу необходимости доведения соответствующих элементов в ОПК. Хочу сказать, такое указание уже дано. Деньги уже пошли - 91% по НИОКРам. Что касается закупок вооружений и ремонта, то здесь ситуация пока отстает от той, которую мы хотели бы видеть, но 45% уже есть. Значит, в целом, сейчас можно довести до 85%. Такое указание Министру обороны есть. Работа идет. Это первое.
Да, но, разумеется, для того, чтобы все было сделано в полном объеме, мы должны как можно скорее принять соответствующие решения по бюджету - это первое.
Второе, вообще по всем министерствам и ведомствам в принципе уже понятны объемы расходов. И действующий бюджет - он же принят, он как закон у нас функционирует. Поэтому министры имеют возможность сейчас определить эти приоритеты и в первоочередном порядке уже начать финансировать то, что все равно, в любом случае, будет профинансировано. Они это знают и должны это сделать. Я здесь полностью согласен.
Теперь по поводу малого и среднего бизнеса. Я думаю, что вопросы еще будут. Я сейчас не буду вдаваться в детали. Напомню: 30 млрд у нас идут через ВЭБ. Половину им выделяет бюджет по различным направлениям.
Что касается отсрочки по уплате арендной платы. Борис Вячеславович сказал, что это один из элементов доходной базы региональных бюджетов. Если же мы хотим восстановить ее и дополнительно профинансировать из федерального бюджета, надо просто посчитать, сколько это будет стоить.
Реплика: А это данные тоже бизнеса?
В.В.Путин: Все бизнес, только сфера ответственности разная. Ваша сфера ответственности - малый и средний бизнес, наша - оборонка, пенсии... Поэтому нужно просто посчитать. Сейчас в предложенном варианте бюджета есть статья, и предусмотрены довольно большие расходы на поддержку региональных бюджетов. Во-первых, нужно там посмотреть. Можно подумать о том, чтобы добавить. Нужно только понять - сколько. Хотя это сложный вопрос. Мы с вами, когда начнем говорить предметно по всем статьям, поймем, что двигаться влево-вправо очень тяжело.
По патентам. Тоже правильно, но я хочу напомнить, что с 61 вида деятельности эта сфера сейчас расширена до 69. Можно еще посмотреть.
И по поводу проверок. Я, в целом, разделяю, что Борис Вячеславович сказал, мне самому импонирует эта идея - освободить малый бизнес, хотя бы на год, от проверок. Единственное, что останавливает, - это качество предоставляемых услуг и товаров. Мы должны все-таки наших граждан защитить от некачественной продукции и некачественных услуг. Давайте подумаем. Это можно сделать. Как бы нам только граждане потом не сказали: «Что вы натворили?» Представители бизнеса, к сожалению, не всегда ведут себя ответственно. Какое качество товара они будут предлагать? Какие услуги будут предлагать? Давайте подумаем. В целом, об этом можно говорить.
Пожалуйста, давайте.
Е.А.Федоров: Уважаемый Владимир Владимирович, мы совместно с Правительством очень активно работаем в антикризисных мероприятиях - и в Государственной думе, и в 27 правительственных комиссиях, где присутствуют депутаты Государственной думы. Те меры, которые принимаются Правительством, - это наши совместные меры, поэтому мы, конечно же, их поддерживаем и вместе несем ответственность.
В то же время в этой работе мы все чаще упираемся в вопросы, решение которых предусмотрено «Стратегией-2020». По сути, мы в тисках узкоспециализированной сырьевой структуры российской экономики.
Фактически сложилась ситуация, когда системно сдерживается развитие производства с высокой добавленной стоимостью, системно сдерживается малый бизнес. Для инновационного оборота интеллектуальной собственности, кроме этого, не хватает рыночных инструментов, соответствующего статуса. Это дополнительная проблема для инновационной экономики.
Одновременно на самых разных уровнях мы говорим, что кризис должен стать своего рода лекарством для нашей экономики, катализатором ее качественного роста, что из кризиса мы должны выйти обновленными и эффективными. За счет реализации каких конкретно мер мы можем этого добиться?
В.В.Путин: Мы много раз уже об этом говорили. Прежде всего, это, конечно, касается федеральных целевых программ, наших приоритетных национальных проектов и соблюдения макроэкономических параметров.
Я думаю, что и для Вас (Вы давно занимаетесь вопросами экономики), и для очень многих участников рынка понятно (здесь сидят представители бизнес-структур, они еще прокомментируют это), что после принятия Центральным банком решения об изменении курса национальной валюты по отношению к бивалютной корзине экономическое самочувствие значительного числа наших предприятий кардинальным образом поменялось. Это решение привело к тому, что объем импорта значительно сократился, востребованность товаров, произведенных внутри Российской Федерации, увеличилась.
Все это, а также наши действия в сфере поддержки банковской системы, нормализации там ситуации, приводят к тому, что постепенно должны создаться условия для так называемых длинных денег внутри российской экономики.
Ситуация, при которой мы производим только энергоресурсы, химические продукты и продаем их, а все остальное для потребления закупаем за границей - неприемлема. Но для того, чтобы эта ситуация изменилась, нам нужно несколько вещей. Какие? Соблюдение макроэкономических параметров, финансовая дисциплина, диверсификация экономики и формирование резервов.
В целом, по каждому из этих направлений мы достаточно последовательно действовали в предыдущие годы и даже в условиях кризиса наметили соответствующие шаги, которые не позволят нам отклониться от намеченных целей. Действуя подобным образом, мы, как мне кажется, сможем реализовать ту стратегию, которую вы предложили, тем более что в программе «2020» мы с вами ее достаточно подробно прописали.
Б.В.Грызлов: Денисов Валентин Петрович, председатель Комитета по аграрным вопросам.
В.П.Денисов: Уважаемый Владимир Владимирович, депутаты вместе с соответствующими структурами Правительства и представителями науки внимательно анализируют опыт зарубежных стран по выработке антикризисных мер. Мы обращаем внимание на то, что многие страны прибегают к стимулированию внутреннего спроса. Для России это тоже актуально. Как Вы считаете, какие инструменты мы могли бы дополнительно в этом плане активизировать, чтобы работа проводилась более эффективно?
В.В.Путин: Что касается агропромышленного сектора, я думаю, вы хорошо проинформированы о мерах, предпринимаемых нами в этом направлении. Во-первых, мы докапитализировали «Россельхозбанк». В прошлом году - 30 млрд и в этом году дополнительно еще 45 млрд рублей, плюс выдали субординированные кредиты. Вчера Вице-премьер Виктор Алексеевич Зубков докладывал, что с банками достигнута договоренность не только о ранее обозначенных суммах - более 800 млрд рублей финансирования в этом году, - но в целом они готовы профинансировать даже свыше 900 млрд рублей.
Что касается стимулирования спроса в отношении внутренней продукции, то мы приняли соответствующие решения по поддержке агролизинга, по интервенциям на зерновом рынке. Это, по сути, государственный заказ, это и есть поддержание спроса. На эти цели, как вы знаете, выделены значительные ресурсы. Приняли решение в таможенно-тарифной сфере, ограничивающее завоз так называемого красного мяса - говядины и свинины. Приняли соответствующие решения по мясу птицы. Главное только, чтобы это не привело к повышению цен на внутреннем рынке. Вчера мы как раз это анализировали. Мы должны действовать таким образом, чтобы наши действия по защите отечественного товаропроизводителя синхронизировались с его возможностями по поставкам продукции на внутренний рынок, чтобы не создавать дефицита и не подталкивать рост цен. В целом у нас пока это получается.
Я хочу отметить, что по сравнению с прошлым годом - с января по середину февраля 2008 года - у нас индекс роста цен был 3,1, в этом году - 3,2. Рост на 0,1 - незначительный. В целом нам удается в этом смысле удерживать ситуацию. Вот таким образом будем действовать и дальше.
Кстати говоря, Вы упомянули про усилия других стран. Да, действительно, в еврозоне очень большие объемы субсидирования. Но они их там сокращают, такие решения уже приняты. Также, в Соединенных Штатах сейчас президент внес новый бюджет - там предусмотрено сокращение субсидирования сельского хозяйства, фермерских хозяйств, причем значительное сокращение. Мы с вами этого не делаем. Мы поступаем как раз наоборот.
Ю.В.Васильев: Владимир Владимирович, как Вы уже сказали, депутаты нашей фракции регулярно встречаются с простыми людьми, коллективами, бизнес-сообществом. Я только вчера прилетел из Кабардино-Балкарии, где проводил прием в нашей приемной. Вот что последнее время характерно и интересно: люди не просто задают вопросы по своим личным проблемам, а вносят предложения, как лучше выйти из кризиса, какие меры принимать. Об этом по малому бизнесу говорил Борис Вячеславович в своем выступлении.
Но последнее время наряду с этими вопросами - это уже тоже звучало - есть вопросы, сомнения по доведению финансовых ресурсов до реального сектора экономики. В частности, от бизнес-сообщества звучит такой вопрос: не стоило ли не сдерживать курс рубля, а резко обвалить его, и те финансовые ресурсы, которые были затрачены на это, могли бы быть использованы для других мероприятий, связанных с улучшением экономики в социальной сфере. Как Вы смотрите на это?
В.В.Путин: Такая постановка вопроса имеет право на существование. Более того, с точки зрения экономической целесообразности, она является обоснованной. Вместе с тем я считаю, что мы поступили единственно правильным образом, и сейчас объясню, в чем состояла наша правота.
Давайте вспомним 1998 год. Тогда так и сделали. Именно так и поступили в 1998 году. Тогда резко в один день, с сегодня на завтра, обрушили курс национальной валюты. Каков был результат - напомню, что в 1997 году инфляция у нас составляла 11%, а после девальвации она подскочила до 84%. Это просто обесценило все сбережения граждан в валюте, а потом имело продолжение и по рублям. Реальные доходы населения упали на 50%. Хочу это подчеркнуть - на 50% сразу. С точки зрения интересов экспортно-ориентированных предприятий, эта мера полезная, их экономическая ситуация сразу улучшилась, но для миллионов граждан она катастрофически ухудшилась. Это подорвало доверие граждан страны к власти и к экономической политике и имело очень плохой социально-психологический эффект. У нас и ВВП упал на 5 с лишним процентов, рухнул сразу на 5,2%. В целом, считаю, ущерб был очень большой.
Что мы сделали сейчас? Да, мы сознательно пошли на то, чтобы дать людям определиться, как себя вести в изменяющейся ситуации. Напомню, в октябре прошлого года возник определенный ажиотажный спрос на банковские вклады, граждане изъяли из банков немаленькую сумму - 380 миллиардов рублей. И, конечно, встал вопрос о том, что делать: или менять курс национальной валюты, или как-то ограничить выдачу этих вкладов. Я тогда дал указание Минфину и договорился с Центральным банком о том, что будем давать столько денег, сколько люди потребуют, потому что это их деньги, они имеют на это право. И должен сказать, что это действие возымело положительный эффект. Во-первых, ажиотаж прекратился, и, более того, сейчас мы наблюдаем обратный процесс - деньги возвращаются в банки на банковские счета, потому что люди поверили в стабильность банковской системы страны. Это первое.
Второе: негативные явления для экономики, связанные с несвоевременной корректировкой курса национальной валюты. В ожидании этой корректировки, а то, что это должно было состояться в связи с падением цен на нефть, было для всех очевидным, и представители бизнеса, да и отдельные граждане начали переводить рубли в иностранную валюту (в доллары и евро), и таким образом у нас с рынка «слетело» 130 миллиардов долларов.
Здесь тоже есть выбор. Нужно было, повторяю, либо обваливать национальную валюту, и тогда - негативные последствия, о которых я уже сказал, прежде всего, для граждан, либо сознательно «подпалить» часть резервов, имеющихся в стране, и позволить мягко перейти к новой ситуации. В принципе мы так и сделали. Эти резервы позволяли нам вести себя таким осторожным образом. После плавной корректировки ситуация действительно изменилась, как я уже сказал, экспортно-ориентированные предприятия задышали совсем по-другому, вообще вся макроэкономика у нас в стране начала спокойно меняться. Но это позволило всем участникам мягко сориентироваться в происходящих событиях. Мы с вами обещали людям, что мы не будем допускать никаких экономических шоков. Я считаю, что мы обязаны были исполнить свое обещание.
Ну и последнее. Можно было сделать не только это. Многие говорят о том, что можно было и нужно было ввести ограничение на движение капиталов и валют. Так, теоретически, это тоже возможно. Но это бы означало наш с вами полный отказ от амбициозных планов превращения рубля в региональную резервную валюту, хотя бы региональную на пространстве бывшего Советского Союза. Юань - неплохая валюта, но он не конвертируемый и не выводится из страны или выводится по особому режиму.
Мы с 1 июля 2007 года приняли решение о снятии всех ограничений по движению капитала, и уже сегодня рубль является фактически конвертируемой валютой. Действительно, так и есть. 90% нашего торгового оборота с Белоруссией осуществляется сегодня в рублях. А в безналичном варианте он уже становится по факту региональной валютой, резервной. Это в стратегическом плане большой плюс для нашей экономики, не хочется отказываться от этих преимуществ стратегического характера. Ведь мы с вами говорим - кризис уйдет когда-то, а нужно создавать базу для развития страны, для становления нашей экономики, для ее укрепления. И этот выбор тоже был сделан сознательно.
Ю.А.Липатов: Владимир Владимирович, накануне муниципальных выборов, которые будут проходить в субъектах Российской Федерации, приходилось проводить немало встреч с избирателями, в том числе и с пенсионерами.
Мы, депутаты, считаем, что одна из основных задач государства - это защита пенсионеров от роста цен.
Какие возможности Вы видите, чтобы не только сохранить, но и повысить достигнутый уровень пенсионного обеспечения при ограниченных доходах федерального бюджета и Пенсионного фонда?
И еще один вопрос, который вольно или невольно ставится среди всех слоев населения. Способно ли все-таки на сегодняшний день государство выполнить все свои социальные обязательства, которые были приняты до 2009 года?
Вы на эту тему уже неоднократно высказывались, но хотелось бы, чтобы Вы сказали об этом именно на этой встрече, на встрече с депутатами Государственной думы. Спасибо.
В.В.Путин: Вы сформулировали очень важный и острый вопрос. Я сейчас говорил о вкладах и том, что мы ставили перед собой задачу - поддерживая банковскую систему, прежде всего, обеспечить интересы граждан России, вкладчиков наших банков. Но мы это сделали не бездумно, когда я сказал, что мы будем давать денег столько, сколько граждане потребуют.
Мы посчитали: всего у нас вкладов в банке 5,9 трлн рублей. Из них в крупнейших 30 банках - 4,5 трлн. Львиная часть - в Сбербанке. Мы знаем, как проходили подобные ситуации в других странах, сколько было востребовано в самый пик ажиотажа. Мы посчитали - нам хватит денег при любом варианте. Поэтому так смело себя вели.
Но что позволило нам это сделать? Накопленные заранее резервы. То же самое касается и социальных выплат, пенсий, пособий. Я уже неоднократно говорил о том, что мы должны исполнить и исполним свои обязательства, причем в полном объеме. У нас есть основания так говорить. Хотя в других странах так не поступают.
Вот только сейчас, вы, наверное, слышали, в Ирландии, например, приняли решение в ходе пенсионной реформы увеличить отчисления заработной платы в накопительную часть пенсии. Ранее об этом граждан не предупреждали. Это, конечно, серьезная нагрузка, социальные изменения. Мы с вами что делаем? Мы тоже развиваем накопительную часть пенсии, но как? В абсолютно добровольном варианте. Если человек хочет внести свой дополнительный рубль, мы еще софинансируем этот рубль со стороны государства. И эту систему мы с вами сохраним. Это поддержка тем, кто хочет увеличивать накопительную часть, софинансирование и добровольное участие в этой программе. Это первое.
Второе, что касается пенсионного обеспечения в целом. У нас в 2009 году запланировано трехкратное повышение: с 1 марта, с 1 апреля и с 1 декабря. В марте и декабре - базовой части, а в апреле - страховой. В марте мы повысим, как и положено - на 8,7%. А вот с 1 апреля мы повысим уже не на 15% с небольшим, как планировалось ранее, а на 17,5% с учетом результатов работы Пенсионного фонда.
Это как бы наша с вами реакция на неблагоприятную ситуацию в экономике и в случае возможного роста инфляции. То есть, по сути, - это небольшое увеличение, оно все-таки есть, это наша с вами реакция и поддержка пенсионеров в современных условиях.
Кроме того, если нам с вами не удастся выйти на запланированные параметры инфляции, а она, вы увидите в представленном бюджете, планируется в 13%, то тогда мы с 1 августа заложим в бюджет (Вы правильно обратили внимание на то, что именно на этой встрече об этом нужно сказать) возможность индексации и с 1 августа тоже - по инфляции. Эти деньги у нас с вами должны быть, и мы их сейчас туда заложим.
Наконец, с 1 декабря 2009 года мы должны выйти на новое качество в пенсионной системе с тем, чтобы социальная пенсия не была ниже прожиточного минимума пенсионера. У нас, по-моему, планировалось 26,5% увеличение. Но, повторяю еще раз: если инфляция будет выше, чем мы планируем, нам с вами в бюджете нужны деньги для того, чтобы исполнить это обещание перед гражданами. Тогда нам придется индексировать где-то до 30%. И эти деньги мы тоже должны заложить в бюджет. Соответствующие предложения Правительство сделает.
Ю.А.Липатов: Спасибо за ясный, конкретный, развернутый ответ.
В.В.Путин: Кстати говоря, что касается других социальных обязательств, - в этом смысле мы с вами все-таки ведем себя очень ответственно, даже по сравнению с развитыми экономиками.
Глава Европейского Центрального банка обратился ко всем правительствам, входящим в зону евро, сдерживать заработную плату в госсекторе. Цитата: «Национальные правительства проводят смелую политику по сдерживанию расходов. В первую очередь, это относится к зарплатам госслужащих».
В Литве в конце декабря правительство одобрило предложение повысить с 15% до 20% ставку налога на прибыль и отменить льготы. Обложение налога на прибыль кредитных организаций, Центрального банка и сельхозпредприятий.
В Литве с 1 января повышен НДС: пониженная ставка НДС на медикаменты, мясо, рыбу, фрукты, овощи увеличена с 5 до 19%. Повышены акцизы на дизельное топливо, сигареты, алкоголь. Вы знаете, что это такое, - это сразу повышение цен.
В Эстонии решено вместо обещанного с апреля повышения пенсий на 15% ограничиться ростом только на 5%.
Мы с вами предусматриваем не только исполнение заранее принятых обязательств, но при необходимости даже их увеличение, а они планируют уменьшение на 10%. Одной из самых крупных статей станет урезание на 10% фонда заработной платы во всех госучреждениях. А мы с вами в декабре прошлого года в расчете на 2009-й повысили фонд заработной платы в госсекторе на 30%.
В Латвии с 1 января повышены акцизы на горючее, алкоголь, сигареты. В Великобритании планируется с 1 марта повысить налог и так увеличивать каждый год на 2%. В Белоруссии с 1 ноября планировали на 23% повышение тарифной ставки первого разряда, от которой рассчитываются все заработные платы, потом вынуждены были фактически отменить это решение под давлением МВФ, в связи с необходимостью получения кредита. Мера вынужденная и правильная, на самом деле, с точки зрения экономики, но болезненная. В Болгарии по рекомендации Еврокомиссии правительство заморозило заработные платы в госсекторе. В Южной Корее в ноябре 2008 года было принято решение о замораживании зарплат в госучреждениях и на государственных предприятиях в 2009 году. В Китае в конце 2008 года министерство труда рекомендовало местным правительствам не увеличивать минимальный уровень оплаты труда, сократить страховые премии по медицинскому страхованию и страхованию по несчастным случаям. В Канаде 18 февраля министр финансов выступил в парламенте с заявлением о замораживании зарплат в государственном секторе. И так далее.
Но, повторяю, мы с вами, исполняя все социальные обязательства по пенсиям, по пособиям, по заработным платам, должны будем самым внимательным образом посмотреть на все расходы государства с тем, чтобы они были оптимальными и направлены на решение ключевых задач, но при обязательном удержании макроэкономических показателей.
Б.В.Грызлов: Исаев Андрей Константинович, пожалуйста.
А.К.Исаев: Уважаемый Владимир Владимирович, наверное, самая болезненная проблема этого кризиса - это безработица, когда люди теряют работу. У нас, как и во многих странах мира, закрываются предприятия, проходят сокращения, людей переводят на неполную рабочую неделю или отправляют в вынужденные отпуска. Сейчас Правительство предпринимает совместно с нами, с Государственной думой ряд мер, направленных на то, чтобы исправить ситуацию. Мы в срочном порядке приняли поправки в бюджет и в Закон о занятости населения, которые позволили направить существенные средства на решение этой проблемы. Но все-таки определенная тревога у людей сохраняется. И в первую очередь, это, конечно, касается наиболее уязвимых категорий.
У нас сотни тысяч молодых специалистов будут выпущены в этом году из вузов и средних технических образовательных учреждений. Будет крайне обидно и очень опасно, если их деятельность во взрослой жизни начнется с длительного стояния в службе занятости, если они не получат первого рабочего места. «Молодая гвардия "Единой России"» разработала закон о первом рабочем месте, он предлагает квотировать рабочие места для молодых специалистов. Я знаю, что Минэкономразвития всегда очень настороженно относится к идее квотирования как к нагрузке на бизнес, но мы могли бы такое квотирование ввести для государственных муниципальных учреждений, учреждений с муниципальным государственным капиталом или выполняющим государственный муниципальный заказ.
Отдельного обсуждения требует тема квотирования рабочих мест для инвалидов, потому что существующая сейчас норма реально не исполняется. А это 12 млн человек, которым в нынешней ситуации также крайне трудно будет найти возможность работать.
Отдельная тема - это, безусловно, моногорода, то есть города, которые созданы вокруг одного крупного предприятия. Если там происходят сокращения, это выливается в очень серьезные проблемы, поскольку будет связано с переездом, с поиском новой работы.
На Ваш взгляд, Владимир Владимирович, у нас есть стратегия, которая позволит сдержать безработицу, и самое главное, - чтобы она не приобрела застойный характер?
В.В.Путин: Вы знаете, я скажу откровенно, у нас в Правительстве много споров по этому вопросу. Что лучше: сохранить ранее запланированные расходы либо увеличивать так называемые антикризисные расходы или расходы в рамках антикризисных мер с целью как раз борьбы с безработицей и так далее? Хочется все сделать - и то, и другое. Но я вначале говорил об ответственной экономической политике. Здесь нужно макроэкономику сохранить, мы не можем чрезмерно раздуть дефицит бюджета.
Кстати говоря, я потом еще об этом скажу, нам нужно будет внести поправку в бюджетный кодекс, потому что у нас там предусматривается только 1% дефицита, а он у нас будет, разумеется, больше. Не такой как в США, скажем, - они там загнули уже 12,5%. Но он будет больше, чем 1%. И весь этот дефицит у нас, слава богу, есть из чего покрывать - из Резервного фонда. Но действовать нужно аккуратно, чтобы деньги не растранжирить и работать по основным направлениям, по самым ключевым.
Чтобы бороться с безработицей, что нужно? Нужно поддержать реальный сектор, поэтому все основные программы, которые у нас есть, мы постараемся сохранить. Мы вместе с вами в ходе обсуждения бюджета вернемся и к федеральным целевым программам, и к инвестиционному фонду, потому что, конечно, если наши действия приведут к тому, что мы сократим количество рабочих мест по тем направлениям, которые запланированы для развития, а потом будем людей с метлой отправлять на общественные работы, то это, наверное, не самый лучший выход.
И вместе с тем мы должны понять, что в некоторых отраслях мы не сможем эффективно действовать. Например, в той же самой металлургической промышленности. Я уже приводил этот пример - если она у нас развивалась с ориентацией в значительной степени на внешний рынок, а сейчас внешний рынок просто сузился, сократился, некуда продавать эту продукцию. А в Росрезерв мы не сможем набрать такой огромный объем продуктов металлургической промышленности. Мы слябы сложить до небес не сможем. Ничего не сможем для этого сделать просто по определению.
Внешний рынок закрылся либо сузился, и они вынуждены сокращать производство, а значит, и сокращать занятых. Но в этих условиях как раз от нас с вами зависит - поддержать тех людей, которые оказались в этом тяжелом положении.
Вы знаете, что мы увеличили пособия по безработице. Вот сейчас с регионами выделили 43 миллиарда рублей (почти 44 миллиарда) на программы поддержания занятости при условии их софинансирования регионами. В 70 с лишним субъектах Российской Федерации работа проведена - какие программы представлены? 44 - уже рассмотрены и несколько десятков приняты. И там, в общем-то, достаточно реальные методы предлагают: подготовка кадров и переезд к новому месту жительства, туда, где есть работа, поддержка, некоторые другие направления. Эти программы являются достаточно реальными и уже начинают функционировать. Но, конечно, самое главное - это сохранение объемов производства.
Что касается второго вопроса, который Вы затронули, - о молодых специалистах, о тех, как Вы сказали, нагрузках на бизнес. Надо просто продумать механизм. В принципе, наверное, все возможно, хотя в условиях рынка непросто. Необходимо продумать механизм. Если вы предложите что-нибудь, мы можем пообсуждать.
М.Л.Шакуум: Уважаемый Владимир Владимирович, несмотря на беспрецедентные меры поддержки банковского сектора, которые были эффективными и своевременными, сегодня не решается другая задача, или решается, но, конечно, не в том объеме, в каком мы бы хотели, - это кредитование реального сектора и кредитование наших граждан.
Сегодня банки, к сожалению, больше участвуют в различных спекулятивных операциях. Но если мы не решим эту проблему, не повысим ликвидность в банковском секторе, не простимулируем потребительский спрос, то мы получим новую волну кризиса. Какие меры планирует Правительство в связи с этим? И еще вопрос: планируете Вы все-таки меры по хотя бы частичному гарантированию кредитов системообразующим предприятиям, ограничению процентной ставки там, где будут государственные гарантии?
И хотелось бы задать отдельный вопрос по работе Центрального банка.
Владимир Владимирович, на наш взгляд, нужно повышать эффективность его работы. Ведь вопрос ограничения спекулятивных операций - это вопрос, который находится в руках Центрального банка. На наш взгляд, пора уже провести определенное сокращение персонала Центрального банка, можно уменьшить количество территориальных управлений, свести до 7 - по числу аппаратов уполномоченных. Москва и Московская область сделали на базе московского управления единое, оно стало работать более эффективно. При этом численность значительно сократилась. В перспективе, на мой взгляд, нужно выделить Центральный банк как комиссионный центр и комитет банковского надзора. Так даже прописано в законе о Центральном банке, мы давно об этом говорили, и объединить комитет банковского надзора с ЦСВ. Получатся более компактные, более управляемые структуры, и, на наш взгляд, эффективность их будет значительно выше.
Хотелось бы услышать Вашу точку зрения по данному вопросу.
В.В.Путин: Первое. Что касается строительного сектора и вообще реального сектора экономики. Действительно, мы и сами достаточно жестко ведем диалог с представителями банковского сообщества, и связано это с необходимостью увеличивать темпы роста кредитования реального сектора. Вместе с тем я хочу еще раз вернуться к тому, о чем говорил вначале.
Сначала 380 млрд ушло из банков, а потом 130 млрд переконвертировали в валюту. Это не просто ушло, в основном это была конвертация в доллары. В целом банки можно понять, потому что они в этих условиях старались создать для себя определенные подушки безопасности. Сейчас, обратите внимание, рубль, хотя не сильно, но все же снизился, уже 35 рублей за доллар, и к бивалютной корзине понизился. Долларов накопили, а жить-то надо за рубли. Сейчас пошел обратный процесс, потихонечку идет конвертация в рубли. Так что, в целом Центральный банк выбрал очень правильную и аккуратную линию действий. Эта политика Центрального банка, считаю, является оправданной, взвешенной и эффективной.
По отдельным отраслям экономики. Во-первых, вы знаете, мы выработали целую программу поддержки по сельскому хозяйству - здесь коллега об этом, наверняка, хорошо знает - она насыщена реальными деньгами в большом объеме. Но дело не только в том, что мы капитализировали «Россельхозбанк» и добились кредитования реального сектора в сельском хозяйстве, мы там еще субсидируем 80% банковской ставки. Раньше была одна треть, а теперь 80% - это абсолютно реальная мощная поддержка всему агросектору. Мы приняли решение по агролизингу-- и не только по докапитализации агролизинга на 25 млрд, но и по ограничению ввоза не производимой на нашей территории сельхозтехники. Это существенная поддержка этой части реального сектора экономики.
Конечно, государство из собственных средств, из бюджета не может поддержать всю экономику - тем более, ориентированную на экспорт, если экспортные площадки «сдулись». Это было бы грубой ошибкой, потому что мы не смогли бы исполнить социальные обязательства, о которых здесь другой коллега спрашивал, - ни по пенсиям, ни по заработным платам. Мы просто бы распылили эти деньги, и эффекта нужного, что самое главное, не достигли бы.
Тем не менее, есть какие-то сферы деятельности, которые напрямую связаны с государством или от него зависят, - это прежде всего оборонно-промышленный комплекс, это так называемые стратегические предприятия и градообразующие предприятия.
Для того чтобы поддержать эти направления, мы создали специальные механизмы, созданы две комиссии. Минфин занимается системообразующими предприятиями оборонного комплекса. Только вчера Кудрин (А.Л.Кудрин - Министр финансов Российской Федерации) мне докладывал о том, сколько предприятий пропущено через эту комиссию. Выделяемые ресурсы исчисляются десятками миллиардов рублей, там уже за 50 млрд рублей. Но в каждом конкретном случае рассматривается состояние того или иного предприятия и принимаются решения - и по докапитализации предприятия, вхождении напрямую государства в капитал предприятия, как мы сделали по МиГу, например, или по предоставлению государственных гарантий, что, собственно говоря, тоже деньги, потому что они учитываются в бюджете.
И отдельно. Комиссия по стратегическим предприятиям - там несколько сотен, как вы знаете, не имеющих прямого отношения к оборонному сектору экономики. Ну и, наконец, строительство. Неплохо было бы дополнительно что-то сделать по строительному сектору. В состоянии мы это сделать или нет, не раздувая дефицит бюджета, - в этом самый главный вопрос. Потому что счет там - когда начнем с вами предметно считать, вы увидите - счет идет там на небольшие суммы.
Но мы не отказались от ранее заявленных программ по жилью. У нас Программа жилища как была, так и есть. Более того, там у нас было, по-моему, 75 миллиардов, мы ее подсократили на 15 миллиардов, но при этом 40 миллиардов мы добавляем из тех денег, которые собирались истратить в 2010-2011 годах из Фонда ЖКХ. Плюс 40 миллиардов! Кроме этого, мы предпринимаем усилия для того, чтобы увеличить госзаказ и по Минобороны, и по тем категориям граждан, обеспечение жильем которых является прямой обязанностью государства. Это все мы будем делать. Вопрос о дополнительных мерах требует дополнительного изучения.
Теперь по ЦБ. Центральный банк во всех экономиках мира, и вы все это хорошо знаете, - неподконтрольное правительству учреждение. И это правильно, потому что государственный банк, Центральный банк или Федеральная резервная система, как в Штатах, не должен зависеть от текущей политической конъюнктуры. Слишком ответственные решения он должен принимать, и его деятельность не должна быть связана с предвыборными кампаниями ни в регионах, ни в Федерации в целом. Иначе мы далеко зайдем и обрушим вообще экономику.
То, что до сих пор делал Центральный банк, я считаю оправданным и эффективным. Центральный банк, как я уже говорил вначале, в значительной степени пошел нам навстречу при докапитализации Сбербанка. Сбербанк докапитализирован на 500 миллиардов рублей. Сейчас Сбербанку не требуется никаких ресурсов, Центральный банк находится в контакте с ним. Это главный акционер Сбербанка. Но уже Игнатьев {C.М.Игнатьев -глава ЦБ} сказал, что, если потребуется, мы готовы поддержать. Пока нет такой необходимости. И это тоже очень ответственное решение. Центральный банк - это не просто фабрика по производству денег, это важнейший регулятор макроэкономических показателей.
Одна из важнейших функций Центрального банка - следить за объемом денежной массы в экономике, за инфляцией. В целом пока Центральному банку это удается делать. Не от Центрального банка зависит наличие или отсутствие так называемых длинных денег: ни в одной цивилизованной стране Центральный банк не занимается кредитованием экономики, он регулирует макроэкономические показатели. И наш Центральный банк с этой задачей справляется.
Что касается комитета по надзору, то да, такая функция за ним числится. Я считаю, что Ваше предложение вполне может быть рассмотрено, не спеша, правда, без всякой суеты. Здесь резоны есть, нам надо вместе подумать - давайте продумаем. То же самое касается штатной численности и организации. Если где-то целесообразно слияние территориальных управлений, то я здесь никакой беды не вижу, может быть, даже наоборот, было бы лучше.
Ну и, наконец, последнее. Точно так же, как и любую другую бюрократическую структуру, наверное, есть, за что покритиковать и Центральный банк: это касается и своевременной консолидации банковского сектора, это касается укрупнения, того же самого надзора, более оперативной реакции на события, происходящие на валютном рынке. Это все справедливо.
Спасибо.
А.Ю.Воробьев: Уважаемый Владимир Владимирович, весь мир столкнулся с кризисом, и, к сожалению, мы не исключение. На этом фоне активизировались наша оппозиция и радикальные силы. Было бы хорошо, если бы наши оппозиционные партии предлагали конструктив: продуманные, взвешенные, обоснованные решения. Через этот спор мы бы решали проблемы, которые сегодня волнуют миллионы граждан.
Однако очень часто они руководствуются эмоциями и выводят людей на улицы: пикеты, эмоционально настроенные люди, ничем не подкрепленные лозунги. Мы считаем, что крайне опасно в это непростое время, когда, как никогда, нужна консолидация, командное отношение к делу, допускать такие проявления.
В этой связи 31 января в 56 субъектах, более чем в ста городах мы провели массовые акции. Что мы сделали? Мы вышли на площадь и рассказали о том, что сделано в образовании, как защищены наши пенсионеры, какие решения принимались на съезде, а затем в Правительстве и в Думе в части помощи малому и среднему бизнесу, о налоговом послаблении, то есть весь пакет антикризисных мер. Вот такую акцию мы провели.
Владимир Владимирович, хотелось бы услышать о Вашем отношении и оценке подобных действий.
В.В.Путин: Я думаю, ситуация не будет неожиданной. Даже в условиях экономического и социального благополучия всегда есть люди, которые указывают властям, правящим партиям, правительствам, президентам на ошибки в их работе. И в этом заключается весь смысл демократии. Черчилль когда-то сказал, что самая плохая форма управления - демократия, но лучше нет. И трудно с этим не согласиться.
А в условиях кризиса, конечно, возрастает желание у всех политических сил заявить о себе. Появляется больше поводов покритиковать. В целом это неплохо, разумеется, если все это делается в рамках действующего законодательства, в рамках Конституции и законов, принятых на основе Конституции Российской Федерации. Если действия тех или иных сил - я даже не назову их политическими - выходят за рамки действия закона, то это значит, что они преследуют цель не улучшения жизни людей, а преследуют свои узкокорыстные цели, хотят заявить о себе, хотят поспекулировать на сложностях и проблемах. И если они при этом нарушают закон, то государство и общество имеют право соответствующим образом реагировать и защищаться. И здесь тоже не нужно ни стесняться, ни бояться ничего. Мы ни в коем случае не можем допустить такие события, которые происходят в некоторых странах - сейчас не буду показывать пальцем.
До сих пор наши политические силы, легальные политические силы действовали очень ответственно, и я очень рассчитываю на то, что так будет и в будущем. При этом мы не можем, не должны и не будем ограничивать легальные формы протеста, те формы, которые предусмотрены законом Российской Федерации.