Версия для слабовидящих

26 февраля 2009

В.В.Путин выступил на Конференции министров социального блока государств-членов Совета Европы

В.В.Путин

На Конференции министров социального блока государств-членов Совета Европы

«Мы убеждены, что в эпоху глобализации по-настоящему устойчивое и гармоничное развитие возможно лишь в тех обществах, которые стремятся обеспечить благополучие всех своих граждан, способны эффективно противостоять разрушительным силам социальной, этнической, любой другой розни и вражды».

Уважаемый господин Генеральный секретарь Совета Европы господин Дэвис!

Дамы и господа, коллеги!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас, уважаемый господин Генеральный секретарь, всех коллег за то, что вы сочли возможным провести сегодняшнюю встречу именно в российской столице, в Москве.

Такие регулярные контакты между правительствами европейских государств, несомненно, способствуют улучшению взаимопонимания и укреплению доверия на континенте. И мы в России приветствуем такой диалог.

Нынешний форум проходит в год 60-летия Совета Европы. Всё это время поле его работы постоянно расширялось, в том числе и за счет российских инициатив, которые, как мы убеждены, полностью отвечают основополагающим принципам и целям общеевропейского сотрудничества.

Несомненно, в числе приоритетов российского председательства в Комитете министров Совета Европы в 2006 году была именно социальная проблематика. Мы также заинтересованно участвуем в разработке программы действий Совета по достижению социальной сплоченности. Считаем, что это важные программы, востребованные, особенно в условиях сегодняшнего дня. Именно в условиях кризиса нужно обращать наибольшее внимание на решение социальных проблем и предотвращение неблагоприятного развития событий в этой сфере.

Думаю, закономерно, что местом проведения первой Конференции министров, ответственных за социальное сплочение, избрана именно Россия.

Тема московского форума - «Инвестировать в социальное сплочение, инвестировать в стабильность и благополучие общества» - абсолютно, как я уже сказал, востребована.

Мы убеждены, что в эпоху глобализации по-настоящему устойчивое и гармоничное развитие возможно лишь в тех обществах, которые стремятся обеспечить благополучие всех своих граждан, способны эффективно противостоять разрушительным силам социальной, этнической, любой другой розни и вражды.

Необходимо помнить, что сам по себе экономический рост - без решения сопутствующих социальных проблем - не снимает общественных противоречий, а, наоборот, может даже сопровождаться усилением неравенства, ростом бедности и нестабильности. Тем более что даже в период относительного процветания для многих людей, в том числе и в Европе, оставались недоступными базовые блага современной цивилизации, такие как комфортное жилье, качественное образование, эффективное здравоохранение, достойные пенсии по старости. Не везде было достигнуто равноправие мужчин и женщин в жизни общества, в экономике, не всегда должным образом соблюдались права детей и инвалидов, людей с ограниченными возможностями.

Конечно, в силу неодинакового уровня экономического развития реальная ситуация с соблюдением социальных прав существенно различается от страны к стране. Фактор многообразия европейских традиций и культур также не следует игнорировать.

Тем не менее, все мы ориентированы на общее понимание основных социальных прав граждан. И потому в состоянии сформулировать общие принципы и цели, которыми наши государства будут руководствоваться в этой сфере. Так же, собственно говоря, как мы это делаем в другой, не менее важной сфере нашей деятельности, - в области прав человека. В свою очередь, это открывает возможности для плодотворного обмена опытом, выработки согласованных решений по конкретным проблемам, реализации совместных проектов, в том числе в рамках международного и межрелигиозного диалога.

Одна из важнейших задач нынешней конференции - ускорение работы над Планом действий Совета Европы по социальному сплочению, который, на наш взгляд, должен предусматривать расширение социальных прав, особенно в сферах здравоохранения, образования и жилищной политики.

Должны получить дальнейшее развитие принципы социальной ответственности властей на центральном, региональном и местном уровнях. Пристальное внимание следует обратить на проблемы наиболее уязвимых групп населения. Я уже говорил об этом, имею в виду детей и людей с ограниченными возможностями.

Уважаемые участники Конференции!

Каждая из стран-членов Совета Европы, обеспечивая собственное устойчивое развитие, одновременно вносит важный вклад в укрепление стабильности и социального здоровья в масштабах всего континента, в масштабах всей Европы.

Наша Конституция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Она гарантирует каждому полный объем политических и социальных прав. Сегодня, в непростой период глобального финансового кризиса, мы считаем необходимым обеспечить достойные гарантии для наших граждан.

Несмотря на существенное сокращение бюджетных расходов, социальная защита населения в России сохранится на должном уровне. Я сейчас сказал о сокращении бюджетных расходов, но, пожалуй, это неточно. Мы, в общем объеме, даже не сокращаем бюджетные расходы, мы их просто реструктурируем, направляя определенные ресурсы туда, куда раньше не планировали, и увеличивая финансирование там, где это наиболее целесообразно, с нашей точки зрения.

Наш пакет антикризисных мер предусматривает усиление материальной поддержки граждан, потерявших работу или оказавшихся под угрозой увольнения.

С начала года в 1,5 раза был увеличен максимальный размер пособия по безработице, выделены дополнительные федеральные средства в объеме 44 млрд рублей для дополнительной поддержки высвобождаемых работников. Эта программа включает в себя опережающую профессиональную подготовку, помощь в организации собственного малого бизнеса, создание временных рабочих мест, содействие в переезде людей к новому месту работы. Причем, все эти меры планируется реализовать на основе специальных программ, которые разработают региональные органы власти, то есть мы будем действовать максимально гибко, с учетом реальной ситуации на местах.

Планируется предпринять дополнительные усилия по улучшению положения и других социально уязвимых слоев населения. Так, ещё до кризиса была поставлена задача ликвидации бедности среди пенсионеров за счёт повышения социальной пенсии до уровня прожиточного минимума. Эта задача будет обязательно выполнена, несмотря ни на какие сложности финансового характера, уже к концу текущего, 2009 года.

В целом же мы убеждены, что снижение социальных стандартов, своеобразный «социальный демпинг» не должен использоваться в качестве антикризисной меры, поскольку его применение не только не улучшит ситуацию, но и затруднит возвращение экономики на траекторию устойчивого развития.

Хочу еще раз сказать: мы, принимая сейчас решение о внесении изменений в бюджет, не сокращаем социальные расходы. Наоборот - и в абсолютных величинах, пусть не намного, но увеличиваем, и в относительных величинах по сравнению с другими отраслями деятельности государства нет никакого снижения. Пожалуй, есть даже увеличение - имею в виду особый характер мер в условиях сегодняшней ситуации.

Знаю, что большинство европейских правительств также разделяют этот подход и активно принимают меры по смягчению последствий экономического кризиса для своих граждан.

* * *
Уважаемые дамы и господа!

Уже сегодня мы должны не только решать текущие проблемы, но и закладывать основу для будущего развития. Кризис - не причина для пересмотра избранного пути, а, скорее, повод активнее работать по заявленным приоритетам.

В ноябре прошлого года Правительством была принята Концепция долгосрочного развития России до 2020 года. Ее цель - добиться качественного обновления ключевых социальных стандартов в России.

За счет активной политики демографического развития мы намерены стабилизировать численность населения страны, выйти на положительную динамику его прироста. Я знаю, что практически все страны Европы сталкиваются с демографическими проблемами. Нет, наверное, ни одной такой страны, где не было бы демографических проблем. Это постоянно, кстати говоря, находится в поле зрения и глав правительств, и глав государств ведущих стран мира - и «восьмерки», и «двадцатки».

Не могу не отметить, что пока складывающаяся тенденция у нас в России в результате принятых в последнее время мер - я говорю это с удовлетворением - улучшается. Мы долго спорили о том, будут ли эффективными меры, которые мы наметили и которые намерены были осуществлять лет пять назад. Сегодня мы с удовлетворением можем отметить, что да, положительный эффект есть.

В 2008 году у нас родилось 1,7 миллиона детей, т.е. на 7% больше, чем годом ранее. И вообще во все предыдущие годы сложилась такая тенденция, и на протяжении последних, наверное, пяти лет соблюдается. И это уже не случайный фактор.

Это в том числе, как я уже сказал, и результат мер по стимулированию рождаемости, которые были предприняты в последние годы, таких, как существенное повышение семейных пособий, введение специальных выплат для женщин, родивших двух и более детей. Эти средства мы так и назвали - «материнский капитал» - с целью придать особое значение этим действиям государства. Даже самим названием мы хотели поощрить женщин, которые принимают решение иметь не менее двух детей.

Во многом, изменилась и сама общественная атмосфера, возросли престиж и популярность семейных ценностей и материнства.

Другая важнейшая цель - добиться, чтобы российские граждане получили доступ к самым лучшим и современным образовательным программам.

Также в наших планах - повышение качества социальной среды и здоровья нации, увеличение доступности и комфортности жилья, создание эффективной системы обеспечения личной безопасности граждан, их защиты от преступных посягательств и чрезвычайных ситуаций.

Для реализации этих задач по вышеназванным направлениям мы разработали лет шесть назад ряд специальных программ, которые так и назвали - приоритетные национальные проекты. На самом деле здесь нет ничего особенного, все наши действия заключались только в том, чтобы сосредоточить небольшие, но целевые средства, административные и политические ресурсы, усилия всего общества на решении проблем здравоохранения, образования, жилищной политики. И в целом такая концентрация внимания государства, даже при небольшом дополнительном финансировании, оказалась весьма эффективной.

Решая все эти задачи, мы опирались не только, а подчас и не столько на возможности государства. Ключевую роль призваны сыграть некоммерческие организации и другие структуры гражданского общества, для которых создавалась и дальше будет создаваться максимально благоприятная налоговая среда. А также - облегчен доступ к выполнению государственного заказа по предоставлению гражданам тех или иных социальных услуг.

Мы будем стремиться внедрять процедуры и правила, гарантирующие выявление и учет интересов каждой социальной группы при решении проблем на всех уровнях государственной и муниципальной властей.

Повторю, наша стратегическая цель - подтянуть отечественные социальные стандарты до лучших европейских и мировых образцов. Поэтому Российская Федерация с большим вниманием изучает практические предложения по вопросам социального развития. Наработки европейских экспертов активно используются в нашей законотворческой деятельности.

В самое ближайшее время Парламент России рассмотрит вопрос о ратификации Европейской социальной хартии. Соответствующий законопроект уже одобрен Правительством Российской Федерации.

Уважаемые дамы и господа,
Вступление в 1996 году в Совет Европы было для нас осознанным и закономерным решением. Оно выражает стремление России стать частью единой Европы без разделительных линий. Это в полной мере касается и формирования общего социального пространства на нашем континенте.

В заключение я еще раз хотел бы поблагодарить вас за то, что вы собрались в Москве, и пожелать вам всего доброго. Хотел бы пожелать участникам Конференции успешной и плодотворной работы.

Благодарю за внимание.