Версия для слабовидящих

7 февраля 2009

В.В.Путин провел рабочую встречу с Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой

На встрече обсуждалась работа Министерства здравоохранения и социального обеспечения по реализации региональных программ поддержки занятости населения.
Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Добрый день.

Т.А.Голикова: Здравствуйте, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Татьяна Алексеевна, мы в последнее время приняли ряд серьезных решений по поддержке различных секторов российской экономики. Имеется в виду и банковская сфера и так называемая реальная экономика, то есть реальное производство - сельское хозяйство, машиностроение, «оборонка». Это очень важные решения, поскольку они направлены на то, чтобы обеспечить жизнеспособность российской экономики, сохранить сбережения банковских вкладов российских граждан, обеспечить их права по свободному пользованию своими средствами. Это все очень важно.

Вместе с тем, к сожалению, не всех это касается, и есть еще большая часть граждан России, которые оказались в достаточно сложном положении и пока не чувствуют поддержки со стороны государства. Это первое. И второе - есть большое количество граждан России, наших людей, жизнь которых, а часто и их здоровье, зависят от того, насколько эффективно функционирует социальная система, система социальной поддержки. Поэтому предлагаю сегодня поговорить по этим проблемам.

Первая тема - это региональные программы поддержки занятости. Я поручал сформировать их еще в начале года. Знаю, что в 72 регионах такая работа уже проведена. На них предполагается израсходовать 21,8 млрд рублей, а общее финансирование у нас - 43,7 млрд. Одобрено 15 программ, из них 3 уже подписано. Это Ярославль, Кировская область и Красноярск.

На примере Ярославля можно сказать, что это разносторонняя программа. 3,5 тысячи человек должны быть направлены на переобучение. Несколько сотен человек могут переехать к новому месту жительства и работы на временной основе, но им должна быть оказана помощь. И 22 тысячи человек будут направлены на временную работу, для них будут созданы временные рабочие места. Это только на примере Ярославской области.

Вопрос заключается в том, почему еще не все регионы представили такие программы. Имею в виду, что 95% финансирования по этим программам обеспечивается федеральным бюджетом.

Т.А.Голикова: Да, совершенно правильно, Владимир Владимирович. Сейчас мы уже готовы, и, собственно, подводим первые итоги реализации Постановления, которое Вы подписали 31 декабря 2008 года, как раз о выделении 43,7 млрд рублей субъектам на подготовку и реализацию региональных программ.

Но сейчас уже очевидно, что первая часть денег, а Вы ее назвали, - 72 программы - это большая часть регионов - они оцениваются в цифру 22 млрд рублей. Но это именно первый этап. Мы именно так к этому относимся и считаем, что все эти мероприятия, которые уложатся в 22 млрд рублей - это наша возможность помочь регионам, в первую очередь, помочь людям, которые воспользуются этими направлениями программ на первом этапе.

72 - по разным причинам, но основных две. Первая: субъекты Российской Федерации оценивают возможности своих бюджетов и, хотя 5% - это не такой большой объем финансирования, но для многих из них нужно переоценить приоритеты, которые они ранее в своих бюджетах определяли, и перенаправить их на реализацию этих программ.

И второе - все-таки не во всех субъектах Российской Федерации пока существует настолько напряженная ситуация, что ее нужно решать в первые месяцы 2009 года.

Из 72 одобрены 15, потому что некоторые субъекты Российской Федерации не выполнили требования даже о 5% финансировании, и мы вернули им эти программы на доработку. Но это не значит, что они не будут выполнены. Они прямо сейчас, в ближайшее время, доработают.

Второе наше обязательное требование, которое, наверное, даже важнее, чем финансирование, это то, что мы выделяем деньги не просто на переобучение, не просто на временные рабочие места или содействие переезду внутри территории или за ее пределы. Мы делаем эти проекты в отношении конкретных предприятий, где реально сегодня наблюдается сложная ситуация с увольнениями или предполагаемыми увольнениями, либо вынужденным простоем или неполной рабочей неделей. Именно эти люди проходят переобучение для того, чтобы впоследствии быть занятыми практически на тех же предприятиях. Мало кто из них мигрирует между предприятиями. Я надеюсь, что с учетом тех предложений, которые нам дают субъекты Российской Федерации, мы на следующей неделе сумеем по одобренным 15 уже заключить соглашение и открыть финансирование не только по Ярославлю, как это сейчас сделано, но и по тем, по которым подпишем соглашение. Ярославль у нас на этой неделе получил 40% от запланированного для них в бюджете финансирования - оно запланировано на уровне 510 млн рублей. Даем мы 40% в порядке аванса для того, чтобы потом, через некоторое время, проверить фактически то, что они уже осуществили, и перечислить оставшуюся часть денег. Я думаю, что к концу февраля вся работа по всем субъектам Российской Федерации будет завершена.

В.В.Путин: Татьяна Алексеевна, у меня просьба - если Вы видите, что какие-то субъекты Российской Федерации не справляются с этой работой либо относятся к ней недобросовестно, пожалуйста, проинформируйте меня как можно быстрее. Будем встречаться с руководителями этих регионов здесь, в Москве. А где Вы видите хороший пример сотрудничества и исполнения этой задачи, там давайте поедем и посмотрим, как это функционирует на месте.

Т.А.Голикова: Хорошо.

В.В.Путин: Это первое. Второе - давайте поговорим более подробно о развитии, поддержке, планах совершенствования пенсионной системы.

У нас с 1 марта этого года должна быть проведена плановая индексация базовой части пенсии на 8,7%. Затем 1 апреля страховая часть пенсии должна быть повышена на 15,2%. Однако - имею в виду хорошую работу Пенсионного фонда в прошлом году - доходы его были увеличены более запланированных параметров. Это значит, что мы можем с 1 апреля текущего года повысить страховую часть пенсии не на 15,2%, а больше. Насколько?

Т.А.Голикова: Действительно, такие планы у нас сейчас есть. Мы завершаем расчеты, потому что подошли отчетные данные за 2008 год. В принципе, несмотря на некоторые сложности, возникшие в конце 2008 года, и некоторые снижения доходов в последние месяцы 2008 года, тем не менее, планы по доходам были перевыполнены, и мы имеем возможность проиндексировать страховую часть пенсии выше. Она будет проиндексирована в соответствии с этими темпами роста доходов Пенсионного фонда за 2008 год. Предварительные оценки, которые мы сейчас делаем - это увеличение не на 15,2%, как было заложено в бюджете, а на 17,5% страховой части пенсии.

В.В.Путин: Итак, с 1 марта текущего года базовая часть пенсии увеличивается на 8,7%.

Т.А.Голикова: Да, соответствующий закон уже принят.

В.В.Путин: А с 1 апреля мы повысим страховую часть пенсии не на 15,2%, а на 17,5%. Хорошо.

И с 1 декабря 2009 года мы должны сравнять средний размер социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионеров. Это у нас заложено в бюджет и в соответствующие законы. Это значит, что с 1 декабря этого года мы должны были бы повысить базовую часть пенсии опять на 26,5%. Но мы с вами понимаем, что в текущем году уровень инфляции, который мы заложили в бюджет, в реальной жизни может быть выше. Тогда нам придется для того, чтобы выполнить поставленную задачу, увеличить базовую часть пенсии не на 26,5%, а больше. Это значит, что нам нужно будет своевременно внести соответствующие изменения в бюджет.

Т.А.Голикова: Совершенно верно. Сейчас одновременно с уточнением прогнозов мы ведем такие расчеты, и я не исключаю, - конечно, сейчас еще рано называть цифру, - что этот уровень может быть повышен до 30%. Я также хочу обратить внимание на то, что если уровень инфляции превысит запланированный, то мы должны будем еще раз вернуться к индексации страховой части пенсии и дополнительно увеличить ее с 1 августа 2009 года.

В.В.Путин: Я хочу вернуться к 1 декабря. 26,5 % уже заложены в бюджет. Если инфляция будет выше, то индексация может быть где-то на уровне 30%, но мы должны будем с вами посмотреть, исходя из реалий текущей жизни, и повысить ее настолько, насколько будет необходимо, для того, чтобы средний размер социальной пенсии был не ниже прожиточного минимума пенсионеров.
Эта задача перед нами стоит, и мы ее не снимаем с повестки дня, мы ее должны, безусловно, исполнить.

Ну и, наконец, пособия и единовременные выплаты - здесь то же самое. Их уровень должен зависеть от инфляции и если реально инфляция будет выше запланированных параметров в бюджете, то нам придется их пересмотреть. Я прошу Вас иметь это в виду и своевременно внести это в бюджет.

Т.А.Голикова: Да, все пособия, которые зависят от инфляции, и единовременные денежные выплаты, которые индексируются одновременно с фиксацией в законе о бюджете и уровне инфляции, при изменении этого показателя будут увеличены ровно настолько, насколько будет изменен этот показатель. Сейчас такие поправки мы прорабатываем совместно с Министерством финансов.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.