В.В.Путин принял участие в заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств
12 декабря 2008
В.В.Путин принял участие в заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств
В.В.Путин
На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств
Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги,
Добро пожаловать в Россию, в Москву.
Рад приветствовать вас на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Хочу пожелать всем успешной работы.
Сегодня нам предстоит обсудить ряд важных вопросов, от эффективности решения которых во многом зависит дальнейшее развитие нашей организации. Я имею в виду, прежде всего, ускоренное формирование Таможенного союза в формате «тройки» - Белоруссии, России, Казахстана, а также совершенствование интеграционных процессов и последовательное укрепление единого экономического пространства ЕврАзЭС.
Безусловно, одна из важнейших тем - сложная ситуация в мировой экономике, которая затрагивает все наши государства. В каждой из стран-участниц ЕврАзЭС сейчас вырабатывается и реализуется свой план антикризисных мер. Вместе с тем важно, что мы нацелены на координацию усилий и готовы к совместным действиям по преодолению негативных последствий этого кризиса.
В преддверии сегодняшней встречи наши министры финансов и руководители центральных банков проработали эти вопросы и подготовили свои предложения. Частично мы уже затрагивали их в ходе беседы в узком составе, а сегодня коллеги доложат нам то, о чем они договорились.
Я с удовольствием передаю слово Сергею Сергеевичу Сидорскому - Премьер-министру Республики Беларусь, председательствующей в ЕврАзЭС.
* * *
Выступление В.В.Путина на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:
Уважаемые коллеги,
В рамках нашей беседы хотел бы, как и другие главы правительств, проинформировать вас о ситуации, которая складывается в российской экономике, и о тех шагах, которые мы предпринимаем для борьбы с последствиями мирового финансового кризиса.
Россия, как и другие страны, тоже испытывает его негативное влияние - нас напрямую затрагивают такие факторы, как сложности на глобальных финансовых рынках и падение цен на традиционные товары нашего экспорта. Однако мы убеждены, что наша национальная экономика обладает достаточной устойчивостью, чтобы с минимальными потерями пройти через этот период нестабильности. Особо подчеркну: при этом мы не собираемся отказываться от программ в социальной сфере.
Несмотря на известные проблемы, Россия завершит 2008 год с ростом ВВП на уровне около 6%. Реальные доходы населения увеличатся примерно на 7%, за январь - октябрь рост составил 7,6%. Инфляция за 11 месяцев составила 12,5%. В целом по году ожидается 13,5%. При этом в последнее время мы, конечно, сталкиваемся с замедлением роста объемов экономики.
Вместе с тем замедляется рост цен на продовольствие, дешевеют - не так быстро, как нам хотелось бы, - но все-таки падают цены на нефтепродукты.
В результате падения цен на нефть, металлы и другие товары традиционного экспорта мы можем столкнуться с угрозой отрицательного сальдо торгового баланса. В свою очередь, это не может не оказывать давления на нашу национальную валюту.
Тем не менее, мы сделаем все, что от нас зависит, чтобы резких колебаний курса рубля не произошло. Россия располагает для этого достаточными резервами. Будем проводить ответственную курсовую политику, что важно, в том числе, и для обеспечения нормальных, устойчивых торгово-экономических связей между нашими государствами.
По итогам года в «плюсе» будет промышленное производство. В январе - октябре оно выросло на 4,9%, в том числе в октябре рост составил 0,6%. Вместе с тем сейчас ряд отраслей вступает в период сокращения производства, как я уже сказал. Наиболее проблемные сектора - это металлургия, химическая промышленность, производство строительных материалов, машиностроение - те отрасли, которые «завязаны» на экспорт или инвестиционный спрос.
Но в то же время рост производства в агропромышленном комплексе составил за десять месяцев 8,8%. Остаётся стабильной ситуация в ТЭКе. Статус России как надежного поставщика углеводородов никто не ставит под сомнение. И мы очень надеемся на ответственное поведение потребителей и основных транзитеров. По итогам января - ноября объем добычи газа в стране увеличился на 2,5%.
Добыча нефти за 11 месяцев 2008 года сократилась на 0,5%. Мы проводим мероприятия, связанные с понижением общей налоговой нагрузки на энергетический сектор, в частности, на нефтяной. С 1 января 2009 года снижена ставка НДПИ, введены налоговые каникулы для освоения новых месторождений в ряде территорий, а предприятиям отрасли предоставлено право более активно использовать механизм ускоренной амортизации.
Нами подготовлен и реализуется детальный антикризисный план, принимаются необходимые оперативные решения. На этой неделе в Правительстве образована специальная комиссия, которая займется координацией наших антикризисных действий в экономике и социальной сфере. Комиссия получит необходимые организационные ресурсы и полномочия.
Уже можно говорить о том, что нам удалось предотвратить системный кризис в банковской системе. А такая угроза все-таки была. На поддержку банковского сектора направлено около 4 трлн рублей. Всего же и по линии Центрального Банка, и по линии Правительства мы зарезервировали на эти цели до 9 трлн рублей. Мы сохранили доверие вкладчиков, что считаю очень важным. В октябре вклады населения в банках, действительно, несколько сократились, примерно на 6%, на 360 млрд рублей, но уже в ноябре отток вкладов практически прекратился. И это - позитивный индикатор. Мы и дальше будем проводить ответственную политику, направленную на безусловное обеспечение интересов вкладчиков в российские банки.
Второе. Реализуется комплекс мер по поддержке реального сектора экономики, включая стимулирование внутреннего спроса, вхождение структур с госучастием в капитал предприятий. Активно работаем с банковским сообществом, чтобы продолжить кредитные программы, направленные на развитие и модернизацию производств. Конечно, ставки по кредитам высоки. Центральный Банк объясняет это необходимостью борьбы с оттоком капитала и в целом определенных успехов добивается. В связи с ростом ставок мы сейчас задействуем механизмы субсидирования процентных ставок, а также ресурсы государственных институтов развития - для продолжения кредитования экономики. За счет резервов, переданных во Внешэкономбанк, ведется «расшивка» и внешней задолженности наших компаний. На эти цели мы выделили уже 50 млрд долларов. Мы уже используем эти ресурсы, и те залоги, которые совсем недавно находились в руках иностранных финансовых учреждений, уже в значительной степени перекочевали в портфель Внешэкономбанка Российской Федерации. Мы и дальше будем проводить эту политику, будем прежде всего обращать внимание на предприятия, которые для нашей экономики имеют стратегическое значение. Если потребуется - выделим для этих целей и дополнительные ресурсы.
Расширяется практика предоставления госгарантий. На последнем заседании Правительства принято решение дополнительно предоставить госгарантии в объеме 300 млрд рублей для системообразующих предприятий. Буквально вчера я проводил совещание в Ростове-на-Дону по поддержке сельхозмашиностроения. Мы вышли на ряд конкретных решений, связанных с расширением лизинговых схем, то есть, по сути, для того, чтобы обеспечить спрос - сегодня это проблема номер один для этого сектора экономики. Для того, чтобы эта проблема была решена, мы приняли решение выделить дополнительно еще 25 млрд рублей на лизинговые схемы. Приняли решение субсидировать процентные ставки по кредитам предприятий и крестьянских хозяйств в объеме две третьих банковской ставки. Принят целый пакет налоговых новаций, призванных поддержать промышленность, сельское хозяйство, малый и средний бизнес. В ближайшее время рассмотрим дополнительный пакет поддержки сельского хозяйства. Специальные меры мы будем предпринимать по поддержке строительства. В целом они разрабатываются - сейчас мы думаем, что для этого можно сделать дополнительно.
Третье - это проблемы на рынке труда. В октябре число безработных в России достигло 4,6 млн человек, что выше аналогичного уровня прошлого года на 300 тысяч человек, на 8%. Это тревожный сигнал. Мы пока не видим изменений к лучшему, но разрабатываем целый пакет мер, направленных на то, чтобы ситуация в этой сфере не ухудшалась, а, наоборот, выправлялась. Это касается и общественных работ, это касается переориентации деятельности наших крупных компаний в сфере инфраструктуры на проблемные с этой точки зрения регионы. Будем предпринимать необходимые шаги в этом направлении. В том числе, конечно, будем обращать внимание на развитие малого бизнеса, переобучение высвобождающихся специалистов и так далее.
Вы знаете и о том, что мы пошли на вынужденную, временную меру и сокращаем квоту на иностранную рабочую силу. Заявленную регионами Российской Федерации квоту мы сокращаем на 50%. Хочу отметить, что это связано с проблемами на рынке труда в самой Российской Федерации. И просьба отнестись к этому решению с пониманием. В конечном счете, все мы заинтересованы в том, чтобы трудовая миграция строилась на цивилизованной основе.
Четвертое. Россия будет в полном объеме выполнять свои международные финансовые обязательства, совместно с другими странами участвовать в общих антикризисных действиях. При необходимости поддерживать наших партнеров на двусторонней основе. Я уже говорил публично о том, что мы направили 1 млрд долларов в Международную валютную организацию, откуда деньги перераспределяются с нашим участием в страны, которые сталкиваются с особо острыми кризисными явлениями. Повторяю, при необходимости будем поддерживать наших партнеров и на двусторонней основе, в том числе и за счет предоставления кредитов.
Вы уже знаете, что достигнута договоренность, подписаны кредитные соглашения с Белоруссией на 2 млрд долларов для поддержки бюджета, фактически на поддержку торгового баланса. 1 млрд долларов нашим белорусским партнерам уже перечислен.
Мы сейчас активно обсуждаем возможность предоставления кредита Кыргызстану в объеме 2 миллиардов долларов, из которых 300 млн может пойти на поддержку бюджета, а 1 млрд 700 миллионов - на крупные инфраструктурные проекты, в том числе в энергетике. Полагаю, что эта работа может быть нами завершена уже до конца текущего года.
Считаем развитие сотрудничества в рамках ЕврАзЭС одной из действенных мер, способных обеспечить экономическую стабильность и дальнейший рост в регионе. Поэтому выступаем за ускорение интеграционных процессов и, прежде всего, речь идет о формировании и начале реальной работы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Нам сейчас крайне важно стимулировать взаимные товарные потоки, совместные инвестиционные проекты, производственную кооперацию, тем самым сохранить рабочие места, открыть новые рынки для наших предпринимателей.
Убежден, наши страны, чьи экономики столь тесно связаны между собой, могут наиболее эффективно преодолеть период кризиса именно сообща. И не только преодолеть, но и использовать сегодняшнюю ситуацию для повышения конкурентоспособности и эффективности наших экономик.
В заключение хотел бы воспользоваться нашей сегодняшней встречей, чтобы затронуть еще один важный вопрос - о зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи. Мы заинтересованы в том, чтобы все наши соседи приняли участие в этом уникальном проекте. И в практическом плане могли бы рассмотреть возможность приглашения наших партнеров, при их желании и заинтересованности, построить по одной гостинице на территории, прилегающей к Олимпийскому парку, и назвать ее именем своих столиц.
В результате в самом сердце игр - в Олимпийском парке - появится комплекс современных гостиниц, в которых гости Игр смогут познакомиться с богатой культурой и традициями наших соседей. Данная инициатива привлекательна не только с экономической точки зрения, поскольку это место престижное. Уверен, что после проведения Олимпийских игр экономическая целесообразность вложений туда многократно возрастет. Но, по сути, речь идет о большом гуманитарном проекте, который способствовал бы повышению престижа наших государств.
Благодарю вас за внимание.